Научная статья на тему 'Анализ применения особых пошлин в Таможенном союзе и европейском союзе'

Анализ применения особых пошлин в Таможенном союзе и европейском союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / МЕРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОШЛИНА / АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА / КОМПЕНСАЦИОННАЯ ПОШЛИНА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОШЛИНА / СУБСИДИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / IMPORT / MEASURE / SPECIAL DUTY / ANTI-DUMPING DUTY / COUNTERVAILING DUTY / PROVISIONAL DUTY / SUBSIDY / INVESTIGATION / ECONOMIC DAMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячев Василий Андреевич

В данной статье рассмотрены вопросы использования особых пошлин на примере Таможенного союза ЕврАзЭС и Европейского Союза. Автор раскрывает сущность применения особых пошлин и механизм их использования. Особое внимание уделено анализу правовой базы Таможенного союза и Евросоюза. Выдвинуты проблемы несовершенства оценки материального ущерба экономики при назначении особой пошлины, а также проведена экономическая оценка действующих особых пошлин Таможенного союза и Евросоюза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горячев Василий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF APPLICATION OF SPECIAL DUTIES IN THE CUSTOMS UNION AND THE EUROPEAN UNION

This article discusses the use of specific duties on the example of the EEC Customs Union and the European Union. The author reveals the essence of the special duties and their using. Special consideration is given to the legal base of the Customs Union and the European Union. The problems of imperfection assessment of financial damage of the economy in the appointment of a special duty are brought up, and the economic evaluation of special duties of the Customs Union and the European Union is conducted

Текст научной работы на тему «Анализ применения особых пошлин в Таможенном союзе и европейском союзе»

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБЫХ ПОШЛИН В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ1

Горячев В.А.

В данной статье рассмотрены вопросы использования особых пошлин на примере Таможенного союза ЕврАзЭС и Европейского Союза. Автор раскрывает сущность применения особых пошлин и механизм их использования. Особое внимание уделено анализу правовой базы Таможенного союза и Евросоюза. Выдвинуты проблемы несовершенства оценки материального ущерба экономики при назначении особой пошлины, а также проведена экономическая оценка действующих особых пошлин Таможенного союза и Евросоюза

This article discusses the use of specific duties on the example of the EEC Customs Union and the European Union. The author reveals the essence of the special duties and their using. Special consideration is given to the legal base of the Customs Union and the European Union. The problems of imperfection assessment of financial damage of the economy in the appointment of a special duty are brought up, and the economic evaluation of special duties of the Customs Union and the European Union is conducted

Ключевые слова: импорт; мера; специальная пошлина; антидемпинговая пошлина; компенсационная пошлина; предварительная пошлина; субсидия; расследование; экономический ущерб

Keywords: import; measure; special duty; anti-dumping duty; countervailing duty; provisional duty; subsidy; investigation; economic damage

На протяжении двадцатого века произошло общемировое увеличение товаропотока как из-за взаимных торговых соглашений, так и в результате выхода на мировой рынок многих стран, ранее отстававших в своем развитии. Для завоевания рынка развитых стран развивающиеся страны использовали ухищрения в виде занижения цен своих экспортных поставок и резкого увеличения поставок недоброкачественной продукции (впоследствии качественной), которые привели к назначению мер квотирования и лицензирования. Но опыт показал, что данные меры имеют малую эффективность, поэтому в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 ноября 1947 года были освещены вопросы применения таких нетарифных мер регулирования, как антидемпинговая и компенсационная пошлины. Позднее появилась ещё одна пошлина, призванная заменить тарифную квоту - специальная. Суть данных мер заключается в наложении дополнительных барьеров (пошлин) для тех экспортеров, возросший поток товаров которых способен нанести непоправимый ущерб экономике. Меры стали более либеральными и в то же

1 Статья написана под руководством старшего преподавателя кафедры организации таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии Ю.А. Седневой.

время более эффективными, поскольку заключались лишь в наложении дополнительных пошлин.

Применение особых пошлин в Евросоюзе (ЕС) стало занимать важное место в правовом механизме регулирования внешнеэкономической деятельности с самого начало образования Союза. 1994 год стал годом унификации особых пошлин на территории ЕС, что привело к заключению следующих Соглашений:

1) Соглашение по специальным защитным мерам от 15 апреля 1994 года;

2) Соглашение о применение статьи VI ГАТТ от 1994 года;

3) Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах от 1994 года.

В России много лет политика внешней торговли шла по пути отказа от антидемпингового и компенсационного регулирования. Большой сдвиг в этом направлении произошел с принятием Федерального закона от 14.04.1998 № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Основное внимание в нем уделено специальным защитным, компенсационным и антидемпинговым мерам. С того момента особые пошлины применялись 39 раз. За основу Федерального закона № 63-Ф3 был взят опыт ЕС, а именно, Соглашения 1994 года. Следующий Федеральный закон от 18.10.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» был взят за основу законодательства Таможенного союза ЕврАзЭС (ТС).

Законодательство Всемирной торговой организации (ВТО) предусматривает снижение уровня применения мер лицензирования и квотирования. Иными словами, основными инструментами защиты внутреннего рынка товаров становятся особые пошлины. Для стран ТС, являющихся крупными импортерами на мировом рынке, порядок защиты внутреннего рынка путем использования особых пошлин встает всё острее.

В соответствии с пунктом 2 ст. 70 Таможенного кодекса ТС (ТК ТС) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины2. Основным международным договором государств - членов ТС в области применения особых пошлин является Соглашение государств - членов ТС от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

Специальные пошлины применяются при ведении специальной защитной меры и взимаются таможенными органами независимо от взимания

2 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615. - Ст. 70.

ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется в двух случаях:

1) в качестве защитной меры при ввозе товара на таможенную территорию ТС в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государств - членов ТС, со стороны других государств.

Специальную пошлину, используемую в последнем случае, нередко называют реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются правомерные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, применяемые одним государством в ответ на действия со стороны другого государства, повлекшие за собой моральный или материальный ущерб, но не нарушающие при этом норм международного права. Их цель - пресечение подобных недружелюбных актов и предотвращение их в будущем3.

Демпинговый экспорт используется для увеличения объема продаж товара или повышения его доли на рынке, установления контроля над сегментом рынка или устранения конкурентов, а также для освобождения от излишних запасов товара. Поскольку выгода от внешней торговли складывается из двух операций (экспорта и импорта), то даже при реализации товара по цене, не покрывающей затраты, предприниматель имеет возможность приобрести за границей другой товар, сбыт которого внутри страны не только компенсирует ему потери при демпинговом экспорте, но и может дать значительную прибыль4.

Антидемпинговая пошлина применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Этот вид пошлины применяется в случаях ввоза на таможенную территорию государств - членов ТС товара по цене более низкой, чем их реальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров на единой таможенной территории.

Субсидии являются распространенным средством стимулирования производства и экспорта, используются большинством государств. Субсидирование экспорта, способствуя снижению цен на экспортируемые товары, нередко затрагивает торговые интересы других стран. Субсидии обеспечивают защиту внутреннего рынка от товаров импорта, нередко искажают условия конкуренции. В связи с этим под воздействием негативных последствий

3 Покровская В.В. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2012. - С. 541.

4 Барков В.Д. Основы правового регулирования деятельности России. - М.: РАГС, 2009. -С. 215.

субсидируемого экспорта страны-импортеры вынуждены применять защитные меры в виде применения компенсационных пошлин. Этот вид пошлины применяется в случаях ввоза на единую таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб производителям государств - членов ТС и (или) Российской Федерации подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров5.

Началу введения специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной мер при импорте товара предшествует внешнеторговое расследование. Расследование начинается по заявке производителя об ущербе, который причинен отрасли экономики вследствие резко возросшего импорта, демпингового импорта или субсидируемого импорта6.

Расследование, а также решение по результатам расследования о введении, пересмотре, отмене либо о неприменении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной мер принимается компетентным органом. На единой таможенной территории ТС компетентный орган определяется Евразийской экономической комиссией (ЕЭК)7. Полномочия по проведению расследования в ТС возложены на Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК8. По запросу заинтересованных лиц компетентный орган проводит консультации по предмету проводимого расследования.

Основной целью внешнеторгового расследования при попытке применения особых пошлин является установление ущерба отрасли экономики государства - члена ТС либо вследствие резко возросшего импорта товаров, либо вследствие демпингового импорта, либо вследствие субсидируемого импорта.

В целях установления серьезного ущерба отрасли экономики члену ТС или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли экономики Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК должен определить:

в случае резко возросшего импорта:

1) воздействие импорта на экономическое положение отрасли экономики (темпы и объем прироста импорта товара, сравнение цены на импортный товар с ценой на аналогичный товар, производимый на территории ТС);

2) изменение объёма продажи непосредственно конкурирующего товара, производимого на территории государства - члена ТС;

5 Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в РФ. - М.: Альфа-М; ИФРА-М, 2012. - 248 с.

6 Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. - URL: http://tsouz.ru.

7 Там же.

8 Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. - URL: http:// tsouz.ru.

изменение объёма производства непосредственно конкурирующего товара;

3) долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи на рынке ТС данного товара и непосредственно конкурирующего товара9;

в случае демпингового импорта:

1) темпы роста демпингового импорта, включая реальные возможности его дальнейшего увеличения;

2) наличие у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта, достаточных экспортных возможностей или очевидная неотвратимость их увеличения;

3) уровень цен товара, который может привести к снижению или сдерживанию цены аналогичного товара на рынке государства - члена ТС;

4) запасы у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта10;

в случае субсидируемого импорта:

1) объем субсидируемого импорта;

2) воздействие его на цены аналогичного товара на рынке государства -члена ТС;

3) воздействие такого импорта на производителей аналогичного товара внутри ТС.

Выше было сказано, что законодательство ТС в той или иной степени основано на опыте ЕС. Для применения в ЕС особой пошлины компетентный орган должен доказать ущербность импорта для отрасли экономики. ЕС использует точно такие же вышеизложенные критерии определения ущерба, что и ТС. Но в таком подражании для ТС, и России в частности, лишь открываются новые проблемы: в России, как и в любой другой стране, отсутствуют методики количественной оценки материального ущерба для отраслей экономики. Хотя на законодательном уровне закреплена обязательность применения инструментов количественной оценки, но на практике они отсутствуют.

Показатели оценки ущерба отрасли оценивают два основных показателя - это изменение цены и изменение объема производства/продажи товара ТС. Но нет макропоказателя, который мог бы быть применен для оценки любого из импорта товаров. Так, не оцениваются потери бюджета от занижения сумм уплачиваемых налогов и ввозных таможенных пошлин при ввозе на территорию ТС импортных товаров по ценам ниже цен отечественных производителей.

9 Барков В.Д. Основы правового регулирования деятельности России. - М.: РАГС, 2009. -С. 210.

10 Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. - URL: http://tsouz.ru.

Для применения антидемпинговой пошлины по законодательству ЕС и ТС необходимо решить ещё ряд задач:

1. Доказать, что экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.

Объем продажи аналогичного товара на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, рассматривается как достаточный для определения нормальной стоимости товара, если этот объем составит не меньше чем 5 % от общего объема экспорта товара, являющегося предметом демпингового импорта в государстве - члене ТС из указанного иностранного государства11.

2. Доказать наличие демпинговой маржи и определение её величины. Данный элемент расследования предусматривает сопоставление средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных поставок товара или сопоставления нормальной стоимости товара с экспортной ценой каждой сопоставимой экспортной поставки товара.

Законодательствами ЕС и ТС установлено, что максимально допустимая демпинговая маржа, выраженная в процентах, не должна превышать 2 %12.

3. Определение объема демпингового импорта из определенного иностранного государства.

Если до завершения расследования установлено, что задержка с применением защитной меры (особой пошлины) может причинить серьезный ущерб отрасли экономики, который трудно будет устранить впоследствии, то ЕЭК принимает решение о применении защитной меры посредством введения предварительной особой пошлины. Причем ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи. Предварительная пошлина действует при условии одновременного продолжения расследования13.

Если в ходе внешнеторгового расследования удалось доказать наличие материального ущерба, то применяется защитная мера путем наложения окончательной особой пошлины.

В случае применения антидемпинговой и компенсационной меры расследование может быть приостановлено или прекращено без введения предварительной или окончательной пошлины. Основным условием для этого

11 Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. - URL: http://tsouz.ru.

12 Регламент Совета (ЕС) от 30.11.2009 № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС». - URL: http://trade.ec.europa.eu.

13 Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. - URL: http://tsouz.ru.

должно являться добровольно взятые иностранным государством или экспортером обязательства, направленные в адрес органа расследования в письменной форме.

В рамках обязательств, принятых экспортером при демпинговом импорте, уровень цен товара должен быть не выше, чем это необходимо для устранения демпингового импорта. Допускается, чтобы повышение цены товара было меньше демпинговой маржи только при условии, если такое повышение является достаточным для устранения ущерба.

Добровольные обязательства экспортера субсидируемого импорта должны включать:

- согласие иностранного государства отменить или сократить субсидирование либо принять другие соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;

- согласие экспортера товара, являющегося объектом расследования, пересмотреть установленные им цены, чтобы устранить неблагоприятные последствия субсидируемого импорта;

- уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно таким обязательствам, должен быть не выше, чем это необходимо для нейтрализации воздействия субсидии иностранного государства на отрасль экономики ТС.

Заинтересованные лица (производители из стран ТС) вправе обратиться в ЕЭК с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости продолжения или пересмотра применения особой пошлины вследствие резко возросшего демпингового или субсидируемого импорта, а также вопрос о вероятности возобновления причинения ущерба отрасли экономики в случае отмены особой пошлины меры или пересмотра её размера.

Таким образом, для защиты экономики государств - членов ТС от возросшего импорта, способного причинить ущерб экономике, ввоза товаров по заниженным ценам по сравнению с общемировыми, ввоза на единую таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии в ТС используются особые пошлины. Введению окончательной особой пошлины предшествует внешнеторговое расследование по заявкам отечественных производителей Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, а также введение предварительной пошлины, если в период расследования возможен ущерб для экономики ТС.

При проведении анализа Соглашения государств - членов ТС и Регламентов ЕС об использовании специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер выяснилось, что механизмы и способы защитных мер в ТС и ЕС идентичны: те же запросы, консультации, аналогичные процедуры расследования, введения предварительной и окончательной пошлин.

Таблица 1

Сравнение основных сроков применения специальной пошлины на территории ТС и ЕС

Признак сравнения ТС стран ЕврАзЭС* ЕС"

Максимальный срок расследования 9 месяцев 9 месяцев

Срок предварительной пошлины 200 дней 200 дней

Максимальный срок применения специальной пошлины 4 года 4 года

Общий срок применения специальной пошлины с учетом продления 8 лет 8 лет

* Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. -URL: http://tsouz.ru.

** Регламент совета (ЕС) № 260/2009 от 26 февраля 2009 года «Об общих правилах импорта». -URL: http://base.consultant.ru.

Из табл. 1 наглядно видно, что сроки и предварительной, и окончательной специальной пошлины идентичны в рамках двух интеграций. Конечно, существуют и различия. Главное различие состоит в том, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины в законодательстве ТС относятся к одним механизмам регулирования, а в законодательстве ЕС антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к, так называемым, коммерческим мерам, а специальная пошлина определена как отдельный инструмент регулирования, поскольку для её введения должны учитываться более четкие критерии и более тщательная проверка со стороны компетентного органа. Какие это критерии? А критерии введения специальной пошлины в ЕС полностью совпадают с критериями по законодательству ТС. Но почему тогда ЕС отводит отдельное место для специальной пошлины? Всё просто: специальная защитная мера редка в применении. Её либо заменяют импортной квотой, либо коммерческими мерами.

В результате поставок стальной продукции со стороны азиатского региона и России на территорию ЕС по низким ценам произошёл спад спроса на отечественную продукцию со стороны европейских потребителей. Результатом стало снижение объёмов производства европейской стальной продукции (в среднем по региону) на 6,1 %14 (в отдельных странах до 10 %). В связи с

14 Цены на сталь в Европе и США слишком расходятся. - URL: http://rosinvest.com/ novosti/891226.

этим было назначено проведение расследования по введению специальной пошлины в отношении стали из Индонезии и России15.

Антидемпинговая пошлина является основной внешнеэкономической мерой защиты национального производства ЕС. Необходимо выявить особые моменты применения данной пошлины на территории ЕС.

Каких-то особых, отличающихся от законодательства ТС механизмов в ЕС и вовсе нет. Аналогично, как и в случае со специальной пошлиной, проводится расследование по заявкам национальных производителей, проводятся консультационные советы, в случае необходимости вводится предварительная пошлина.

Таблица 2

Сравнение основных положений использования антидемпинговой пошлины на территории ТС и ЕС

Критерий сравнения ТС стран ЕврАзЭС* ЕС**

Возбуждение расследования Если рынок демпингового импорта для одной страны составил 3 %, для группы стран 7 % Если рынок демпингового импорта для одной страны составил 1 %, для группы стран 3 %

Срок расследования Максимально 12 месяцев (не менее 6 месяцев) 12 месяцев (не менее 6 месяцев), в исключительных случаях 15 месяцев

Период введения антидемпинговой пошлины Через 60 дней после начала расследования

Максимальный срок предварительной антидемпинговой пошлины 4 месяца (в исключительных случаях до 6 месяцев) 6 месяцев (в исключительных случаях 9 месяцев)

Максимальный срок введения антидемпинговой пошлины 5 лет

Подача заявления о проведении повторного расследования Не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия антидемпинговой пошлины Не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия антидемпинговой пошлины

Пересмотр антидемпинговой пошлины или повторное расследование Возможны через 1 год после введения пошлины Возможны через 2 года после введения пошлины

* Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. -URL: http://tsouz.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Регламент Совета (ЕС) № 1225/2009 от 30 ноября 2009 года «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС». - URL: http://trade.ec.europa.eu.

15 Специальные защитные меры. - URL: http://trade.ec.europa.eu.

Взгляд молодых учёных 137

Анализируя табл. 2, приходим к выводу, что по основным срокам антидемпинговое законодательство ТС и ЕС не имеет каких-то серьезных отличий, но некоторые количественные показатели всё же отличаются:

1) отличие процентного соотношения доли участия страны-импортера в демпинговом рынке. Показатели ЕС несколько ниже. Этот факт говорит о более протекционистском характере антидемпинговой меры ЕС, а всё из-за того, что национальным производителям сложно конкурировать с иностранными конкурентами в ценовой категории;

2) разные сроки применения предварительной антидемпинговой пошлины. Здесь можно выделить более скрупулезное отношение со стороны ЕС. Длительный срок предварительной пошлины позволит производителям ЕС собрать больше нужной информации, необходимой для целесообразности введения окончательной антидемпинговой пошлины;

3) подача заявления со стороны экспортеров о пересмотре антидемпинговой пошлины через два года после начала её введения в силу. Чем больше данный срок, тем большими преимуществами обладает европейский производитель для адаптации своего производства к сложившимся условиям.

Таким образом, критерии введения антидемпинговой меры в законодательстве рассматриваемых интеграций не отличаются, отличаются лишь их количественные показатели (пределы). Законодательство ЕС установило более строгие пределы данных показателей, чем ТС. Причина в том, что разница между ценами на европейские товары и аналогичные демпинговые больше, чем разница между ценами на товары ТС и аналогичные демпинговые.

Важно отметить, что нормальная стоимость товара из стран с нерыночной экономикой определяется на основе цены или конструированной стоимости в стране с рыночной экономикой16. То есть происходит завышение демпинговой маржи, следовательно, увеличивается вероятность введения антидемпинговой пошлины в отношении стран с нерыночной экономикой. Этот факт для экономики ТС действует как «палка в колеса», поскольку ЕС определил Беларусь и Казахстан как страны с нерыночной экономикой, в отношении которых действует «немаленький» перечень антидемпинговых мер.

Компенсационная мера - самая сложная мера. Она достаточно редко применяется на территории ЕС, в ТС она и вовсе не имеет место.

Механизм применения компенсационной пошлины в ЕС идентичен с ТС. Аналогичные критерии определения субсидируемого импорта, аналогичные механизмы расследования, введения пошлины.

16 Регламент Совета (ЕС) № 1225/2009 от 30.11.2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС». - URL: http://trade.ec.europa.eu.

Таблица 3

Сравнение основных положений использования компенсационной пошлины на территории ТС и ЕС

Критерий сравнения ТС стран ЕврАзЭС* ЕС**

Срок расследования 12 месяцев 12 месяцев (максимум 13)

Период введения предварительной компенсационной пошлины Через 60 дней после начала расследования

Максимальный срок предварительной компенсационной пошлины 4 месяца

Максимальный срок введения компенсационной пошлины 5 лет

Подача заявления о проведении повторного расследования Не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия компенсационной пошлины

Пересмотр антидемпинговой пошлины или повторное расследование Через 12 месяцев

* Соглашение государств - членов ТС «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25.01.2008 в ред. от 18.10.2011. -URL: http://tsouz.ru.

** Регламент Совета (ЕС) № 597/2009 от 11.06.2009 «О защите от субсидируемого импорта из стран, не являющихся членами ЕС». - URL: http://eur-lex.europa.eu.

Основные сроки, исходя из табл. 3, компенсационной пошлины в ЕС и ТС одинаковы. Учитывая механизм и сроки применения компенсационной пошлины, приходим к выводу, что порядок применения компенсационной пошлины в ЕС и ТС имеет одинаковый правовой режим.

Таким образом, правовой режим применения особых пошлин на единой таможенной территории ТС аналогичен с правовым режимом в ЕС. Существуют небольшие различия в количественных критериях применения особой (в особенности антидемпинговой) пошлины: в ЕС они более жесткие.

Теперь о практике применения особых пошлин на территориях ЕС и ТС.

Данные табл. 4 демонстрируют, что специальная пошлина на территории ТС применена к каждой стране с развитой экономикой и большим потенциалом развития.

Таблица 4

Применение специальной пошлины в отношении отдельных групп товаров

№ п/п Товар Код ТН ВЭД ТС Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

1. Крепежные изделия* 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 731821 0009 Кроме РС за исключением КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао) Специальная пошлина в размере 282,4 $/т По 17 марта 2014 года включительно

2. Трубы из коррозион-ностойкой стали** 7304 11 000 1, 7304 11 000 2, 7304 11 000 3, 7304 11 000 4, 7304 11 000 8, 7304 41 000 9, 7304 49 100 0, 7304 49 930 0, 7304 49 950 0, 7304 49 990 0, 7306 11 100 0, 7306 11 900 0, 7306 40 200 1, 7306 40 200 9, 7306 40 800 9 Все страны Импортная квота По 1 ноября 2014 года включительно

3. Карамель*** 1704 90 710 0, 1704 90 750 0, 1806 90 500 1, 1806 90 500 2 Кроме РС за исключением КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао) и Турецкой республики Специальная пошлина в размере 294,1 $/т По 7 июля 2014 года включительно

4. Активированный уголь**** 3802 10 000 0 Кроме РС за исключением КНР и республики Индия Специальная пошлина в размере 0,45 $/кг По 7 сентября 2014 года включительно

* Решение коллегии ЕЭК от 23 августа 2012 г. «О мерах по защите экономических интересов

производителей нержавеющих труб в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

** Решение КТС от 22.06.2011 № 703 «О мерах по защите экономических интересов

производителей крепежных изделий в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

*** Решение КТС от 18.10.2011 № 856 «О мерах по защите экономических интересов производителей

карамели в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

**** Решение коллегии ЕЭК от 02.10.2012 № 173 «О мерах по защите экономических интересов производителей углей активированных в ТС». - URL: http://tsouz.ru.

По мнению автора статьи, справедливость применения специальной пошлины к вышеперечисленным товарам (табл. 4) в целях защиты национального производства не вызывает сомнений. Действительно, подрыв производства карамели, столовых изделий и крепежа может осложнить стабильность экономики на территории ТС, поскольку производство данных товаров составляет немалый процент в структуру производства российской экономики и экономики государств - членов Таможенного союза. Осложнение вносит лишь специальная пошлина в отношении украинской карамели. С введением специальной пошлины для иностранной карамели положение отечественной кондитерской промышленности не улучшилось, более того производство карамели в России упало на 4,4 %, то есть резкое увеличение цены импортной карамели не привело к росту отечественного производства. Это во многом говорит о не вполне справедливом применении меры. Украинская сторона, прослышав о такой новости, в октябре 2012 года подала заявку в ЕЭК о пересмотре специальной пошлины в отношении карамели17.

На сегодняшний день на единой территории ТС ведутся расследования о применении специальной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей, столовой посуды, тканей, их химических волокон и нитей (повторное расследование в отношении карамели)18.

Хоть и ЕС отмечает о редких случаях использования специальной защитной меры, проанализировав действующие меры, понимаем, что это далеко не так. В отношении Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан действует больше всего мер с применением специальной пошлины. Ещё в октябре - ноябре 2012 года для Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан действовали пошлины в отношении изделий из коррозионностойкой стали и труб из нержавеющей стали, но с прекращением срока действия данных мер список остальных ещё значителен. Антидемпинговые меры, помимо стран Таможенного союза, применяются в отношении Египта, Индонезии, Бразилии, Филиппин и других.

17 Карамель из Украины может вернуться в Россию. - URL: http://www.km.ru/economics.

18 Расследования, проводимые на единой таможенной территории ТС. - URL: http://tsouz.ru.

Таблица 5

Применение специальных пошлин ЕС для стран ТС19

№ п/п Товар Код КН ЭС Страна, в которую ввозится товар Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

1. Металлические болты, гайки, пружины 731815, 731816, 731821 Чехия, Германия, Финляндия, Италия, Польша, Румыния Республика Беларусь 284,4 $/т 22.06.2011 -11.03.2013

РФ и Республика Казахстан 282,4 $/т

2. Хлопковая вата и изделия из ваты 560121 ЕС Республика Казахстан не указана 26.09.2011 -27.09.2014

3. Активированный уголь 380210 Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания РФ не указана 08.09.2011 -07.09.2014

4. Кондитерские изделия 180690 Германия, Нидерланды, Польша Республика Казахстан 28 %, но не менее 0,3 евро/кг 26.09.2011 -27.09.2014

5. Карамель 170940 Германия, Нидерланды, Польша РФ 294,1 $/т 06.07.2011 -07.07.2014

Из табл. 5 видно, что применение специальной пошлины в ЕС может иметь как региональный характер (в рамках всего ЕС), так и в рамках отдельных стран Евросоюза.

На сегодняшний день ведется более десятка расследований по запросу европейских производителей о применении специальной пошлины, например, в отношении комбайнов, ввозимых в ЕС с территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Итак, защита национальных экономик стран - членов ТС с помощью специальной пошлины нашло широкое практическое применение в рамках ТС и ЕС, даже несмотря на то, что специальную пошлину в ЕС хотят полностью заменить антидемпинговой.

Антидемпинговая пошлина применяется к тем иностранным товарам, которые экспортируются на территорию ТС (или ЕС) по ценам ниже

19 Случаи применения специальной защитной меры в ЕС. - URL: http://trade.ec.europa.eu.

142 Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (47) 2013

общемировых или внутренних цен экспортирующей страны. Иными словами, антидемпинговая пошлина оберегает национальный рынок не только от экономических потерь, но и в ряде случаев от ввоза недоброкачественной продукции.

Таблица 6

Применение антидемпинговой пошлины в ТС в отношении отдельных групп товаров

№ п/п Товар Код ТН ВЭД ТС Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

1. Никельсодер-жащий плоский прокат из корро-зионностойкой стали (в листах или рулонах) с содержанием никеля 2,5 мас. % или более* 7219 11 000 0, 7219 21 100 9, 7219 22 100 9, 7219 23 000 9, 7219 24 000 9, 7219 32 100 9, 7219 33 100 9, 7219 34 100 9, 7219 35 100 0, 7219 90 800 9, 7220 11 000 9, 7220 12 000 0, 7220 20 210 0, 7220 20 410 0, 7220 20 810 0, 7220 90 800 0 Бразилия 21,1 % от таможенной стоимости По 25 декабря 2013 года включительно

ЮАР 33,3 % от таможенной стоимости

КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао) Провинция Шаньси, г. Тайюань, Цзань Сяопин - 2-29,9 %, Тайвань, Чанг-Хуа - 39,1 % от таможенной стоимости

Республика Корея POSCO - 4,8 % от таможенной стоимости, Daimyung TMS - 62,8 % , прочие - 62,8 % от таможенной стоимости

2. Нити синтетические нейлоновые линейной плотности от 29 до 250 текс включительно** 5402 19 000 0, 5402 45 000 0, 5402 51 000 0, 5402 61 000 0 Украина 11,6 % от таможенной стоимости По 24 сентября 2013 года включительно

* Решение от 22.06.2011 № 699 «О мерах по защите экономических интересов производителей никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали в Таможенном союзе». -URL: http://tsouz.ru.

** Решение КТС от 22.06.2011 № 700 «О мерах по защите экономических интересов производителей полиамидных технических нитей в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

Продолжение таблицы 6

№ п/п

Товар

Код ТН ВЭД ТС

Страна, в отношении которой применена мера

Размер меры

Срок действия

Подшипниковые трубы***

7304 7304 7304 7304 7304 7304 7304 7304 7304 7304

51 120 0, 51 180 1, 51 180 9, 51 810 0, 51 890 0, 59 320 0, 59 380 0, 59 920 0, 59 930 0, 59 990 0

КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао)

19,4 % от таможенной стоимости

По 16 июня 2013 года включительно

Обсадные трубы

7304 24 000 1, 7304 24 000 2, 7304 24 000 3, 7304 24 000 4, 7304 24 000 5, 7304 24 000 6, 7304 24 000 9, 7304 29 100 1, 7304 29 100 2, 7304 29 100 3, 7304 29 100 9, 7304 29 300 1, 7304 29 300 2, 7304 29 300 3, 7304 29 300 4, 7304 29 300 9, 7304 29 900 1, 7304 29 900 9

18,9 % от таможенной стоимости

Украина

По 18 ноября

2015 года включительно

Насосно-компрес-сорные трубы

7304 24 000 1, 7304 24 000 2, 7304 24 000 5, 7304 29 100 1, 7304 29 100 2, 7304 29 100 9, 7304 29 300 1, 7304 29 300 2, 7304 29 300 9

19,9 % от таможенной стоимости

*** Решение КТС от 22.06.2011 № 701 «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипниковых труб в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

**** Решение КТС от 22.06.2011 № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

Продолжение таблицы 6

№ п/п Товар Код ТН ВЭД ТС Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

Нефтепроводные, газопроводные и горячедефор-мированные трубы диаметром до 820 мм включительно 7304, 7305, 7306 Днепропетровский трубный завод - 37,8 % от таможенной стоимости, прочие -19,4 % от таможенной стоимости

5. Подшипники качения^ 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао) «Подшипники качения Уси» -31,3 % от таможенной стоимости, прочие -41,5 % от таможенной стоимости По 20 января 2013 года включительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Стальные кованые валки для прокатных станов" 8455 30 310 0, 8455 30 390 0 Украина 26 % от таможенной стоимости По 26 июня 2014 года включительно

• Решение КТС от 22.06.2011 № 705 «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе»». - URL: http://tsouz.ru.

•• Решение коллегии ЕЭК от 09.12.2011 № 904. «О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru.

Продолжение таблицы 6

№ п/п Товар Код ТН ВЭД ТС Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

Плоский

холоднокатаный Angang Steel

прокат толщиной Co. - 12,9 % от

более 0,2 мм, таможенной

но не более стоимости,

2 мм, шириной Dalian Posco

более 50 мм, с КНР (вклю- Co. - 11,4 % от

полимерным чая Тайвань и таможенной

покрытием, 7210, специальные ад- стоимости, По 30 июня

7. и плоский 7212, министративные Shandong 2017 года

холоднокатаный 7225 районы Китая Guanzhou включительно

оцинкованный Гонконг Co. - 8,1 % от

прокат толщиной и Макао) таможенной

более 0,2 мм, стоимости,

но не более прочие - 22,6 %

2 мм, шириной от таможенной

более 50 мм, с стоимости

полимерным

покрытием^"

8. Графитированные электроды"" 8545 11 002 0 Индия Graphite India Limited -32,83 % от таможенной стоимости, HEG Limited - 16,04 % от таможенной стоимости, прочие -32,83 % от таможенной стоимости По 25 января 2018 года включительно

••• Решение коллегии ЕЭК от 24.05.2012 г. № 49 «О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе». - URL: http://tsouz.ru. •••• Решение коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 288 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза». - URL: http://tsouz.ru.

Коллегией ЕЭК от 25 декабря 2012 года было установлено введение предварительной антидемпинговой пошлины в отношении эмалированных чугунных ванн, происходящих из КНР, сроком на 4 месяца в размере 51,87 % от таможенной стоимости20.

20 Решение коллегии ЕЭК от 24.05.2012. № 287 «О применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в отношении ванн чугунных эмалированных, происходящих из КНР и ввозимых на единую таможенную территорию ТС». - URL: http://tsouz.ru.

Использование антидемпинговой пошлины в отношении всех вышеперечисленных товаров (табл. 6) действительно имеет защитный характер для экономики государств - членов ТС. Как можно заметить, это изделия металлургической и химической промышленности. Данные отрасли имеют большой вклад в структуру ВВП стран ТС (Россия: металлургия - 16 %, химическая - 2 %). Производство данных отечественных продуктов имеет высокий уровень внутреннего потребления. Отмена антидемпинговых мер может привести к снижению динамики показателей вклада ВВП и внутреннего потребления (спроса на отечественные материалы).

Антидемпинговая пошлина в ТС применяется ко всем странам за исключением стран, отстающих в развитии. Но также выделяются и отдельные страны, к которым применена антидемпинговая пошлина. ЕС, как и в случае со специальной пошлиной, указывает на отдельные страны, к которым применяются меры, которых значительно меньше, чем в списке ТС. Это опять говорит о несколько неравноправном отношении ЕС к экспортерам.

Для российских товаров на сегодняшний день действует 2 антидемпинговые пошлины (табл. 7), но в целом антидемпинговая пошлина чаще всех остальных защитных мер применяется в ЕС.

Таблица 7

Применение антидемпинговой пошлины ЕС в отношении Российской Федерации21

№ п/п Товар Код ТН ВЭД ТС Размер меры Срок действия

1. Нитрат аммония 3102309000 41,42-47,07 евро/т 12.07.2008 -13.07.2013

2. Сварные нелегированные трубы 7306301100 Предприятия группы ОМК -10,1 %, группы ТМК - 16,8 %, остальные - 20,5 % 20.12.2008 -19.12.2013

Перечень стран, к которым применяется данная мера, очень широк: Китай, Индия, Бразилия, Мексика, ЮАР, Аргентина, Австралия, Япония, Турция, Украина, Пакистан. Товары, в отношении которых действуют меры, являются продукцией металлургической, химической промышленности, а также сельского хозяйства (овощи, фрукты). Причины частого применения антидемпинговой пошлины в ЕС кроются в высокой цене европейской продукции, чем цены на товары из развивающихся стран, которые ещё сильнее занижаются с целью завоевания европейского рынка. Поэтому, чтобы стимулировать потребление продукции европейского производства и были

21 Перечень ограничительных мер, действующих на зарубежных рынках в отношении российских товаров // Таможенное регулирование. - 2012. - № 7. - С. 51-58.

введены действующие антидемпинговые пошлины. Особенно это важно для металлургической и химической промышленности, поскольку даже действие специальных защитных мер не вызывает прекращения падения внутреннего спроса, а следовательно, и производства.

Компенсационные пошлины на территории ТС не применяются. Последний раз заявка от российских производителей о проведении расследования была подана в 2005 году в отношении производства сахара22. Но пошлина так и не была введена. Последней действующей компенсационной пошлиной была пошлина в отношении украинских прутков для армирования железобетонных конструкций до 2007 года в размере 21 % таможенной стоимости23.

В ЕС на настоящий момент существует две действующие компенсационные пошлины (табл. 8). В сентябре 2012 года прекратила своё действие компенсационная пошлина для США в отношении макаронных изделий.

Таблица 8

Применение компенсационной пошлины ЕС в отношении третьих стран24

№ п/п Товар Код КН ЭС Страна, в которую ввозится товар Страна, в отношении которой применена мера Размер меры Срок действия

1. Оливковое масло 150910, 150990, 151000 Испания, Италия Перу не указана 05.12.2010 -05.12.2015

2. Сахар-рафинад 170191 ЕС Канада не указана 06.11.1995 -29.01.2015

Также с 1 ноября 2012 года началось расследование о применении компенсационной пошлины в отношении китайского поликристаллического кремния. Этот факт, а также данные табл. 8 свидетельствуют о редких случаях использования компенсационной пошлины. Кроме того, за всю историю ЕС на его территории применялось, с учетом нынешних, только 6 компенсационных мер.

Таким образом, анализ применения особых пошлин на территории ТС и ЕС показал, что особые пошлины - это уникальный инструмент регулирования внешнеторговой деятельности, включающий в себя максимальную эффективность и либеральность, что ставит их в приоритетное

22 Российские производители сахара просят правительство ввести компенсационную пошлину против белорусского экспорта». - URL: http://ya.vch.ru.

23 М.Фрадков утвердил компенсационную пошлину на украинские прутки. - URL: http:// ya.vch.ru.

24 Применение компенсационных пошлин в ЕС. - URL: http://trade.ec.europa.eu.

значение по сравнению с остальными мерами нетарифного регулирования. За основу российского, а в дальнейшем и законодательства ТС было положено законодательство ЕС. Анализ действующего законодательства ЕС и ТС показал, что структура, механизм принятия, сроки и остальные элементы правового режима особых пошлин идентичны. Наиболее часто применяющейся мерой в ЕС и ТС является антидемпинговая пошлина. Говорить об искусственном применении данных пошлин в той или другой международной организации сложно. В ТС ещё не до конца изучены все механизмы особых пошлин. Что касается ЕС, то можно говорить о каких-то тенденциях искусственного применения особых пошлин, особенно антидемпинговой, уж слишком часта данная мера в ЕС в отношении стран-экспортеров с дешевым сырьем и рабочей силой, но это всего лишь мнение автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.