проектные. Разработан методический аппарат курса, включающий рубрики заданий, обеспечивающих развитие компетенций глобальной модели общекультурной компетентности.
Учебный курс «Думать глобально - действовать локально» реализуется в рамках профильного экологического образования в школе. Разработан, апробирован и издан комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса по формированию глобального экологического мышления: концепция и программа курса, учебное пособие, электронный учебник [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8].
Литература:
1. Винокурова Н.Ф. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего. / Н.Ф. Винокурова, Н.В. Мартилова. // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 19.
2. Винокурова Н.Ф. Методологические основы конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-1. - С 129-132.
3. Винокурова Н.Ф. Методологические основы общекультурной компетентности и методика их реализации в профильном географическом образовании. / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, В.В. Николина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 170.
4. Винокурова Н.Ф. Особенности духовно-нравственного воспитания в экологическом образовании. / Н.Ф. Винокурова, Н.В. Мартилова // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2015. - № 1 (140). - С. 101-104.
5. Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М, 2000. - 45 с.
6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д. Дерябо В.А. Ясвин, - Ростов - на - Дону, 1996. - 480 с.
7. Зулхарнаева А.В. Последовательность формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов: психолого-педагогические и методические аспекты. / А.В. Зулхарнаева, Н.Ф. Винокурова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 26. (электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/posledovatelnost-formirovaniya-ekogumanisticheskog/
8. Зулхарнаева, А.В Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии. / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева. // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 2-3. - С. 486-490.
9. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание 1981. - 96 с.
10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвилли // Вопросы философии. - 1990. - № 10. - С. 3-18
11. Мамедов Н.М. Культурные предпосылки становления экологической цивилизации /«Вестник Международной академии наук. Русская секция» - 2012, №1. - (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/213. (дата обращения 16.17.2017)
12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир./С.Л. Рубинштейн. - М., 1997. - 191 с.
13. Степин B.C. О философских основаниях синергетики / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс - традиция, 2007 - С. 97 - 102.
14. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. - М.: РАЕН, 2015.
Педагогика
УДК 378.17
кандидат наук по физическому воспитанию и споту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студентка 4 курса профиля «Физическая культура» Азарова Анастасия Евгеньевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
Аннотация. Данная работа посвящена анализу авторской методики оздоровительной гимнастики для школьников с нарушениями осанки. Рассмотрены основные физиологические механизмы влияния оздоровительной гимнастики на организм школьника. Определен алгоритм и формы проведения занятий оздоровительной гимнастикой, проведен формирующий эксперимент с исследованием функциональных показателей.
Ключевые слова: оздоровительная гимнастика, осанка, функциональные тесты, методика. Annotation. This work is devoted to the analysis of the author's method of improving gymnastics for schoolchildren with posture disorders. Describes the main physiological mechanisms of the influence of recreational gymnastics for the student body. The algorithm and the form of classes recreational gymnastics, conducted a formative experiment with the study of the functional indicators.
Keywords: health-improving gymnastics, posture, functional tests, methodology.
Введение. Одним из важных показателей здоровья и развития ребенка является осанка. Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без избыточного мышечного напряжения. В случаях перегрузки одних и тех же мышечных групп, и их утомления нарушается равномерная тяга мышц, что может привести к изменению величины лордоза или кифоза, бокового искривления позвоночника. При частом повторении этих состояний они фиксируются, что вызывает нарушения осанки и влечет за собой перераспределение мышечного тонуса, ослабление мышц, снижение рессорной функции позвоночника, изменения в деятельности главных систем организма. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости способствует слабость мышц живота.
Снижение рессорной функции позвоночника у детей с плоской спиной вызывает постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями [1, 2, 3].
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15-17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти и достигает 80-90% в возрасте 11-16 лет, то есть в период усиленного роста костей и полового созревания.
Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, который приходится на младший школьный возраст. Это связано с неодновременным развитием костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы ребенка. Кости и мышцы увеличиваются в длине, а рефлексы статики еще не приспособились к этим изменениям.
Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предполагает использование оздоровительную гимнастику вместе с массажем, физиотерапией, закаливанием, гигиеническими и оздоровительными мероприятиями в режиме учебы, труда и отдыха. Главным действующим фактором среди них является физические упражнения. Необходимость их применения обусловлена многосторонним воздействием на организм. Прежде всего они повышают общий тонус, активизируют деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулируют обменные процессы; обеспечивают перераспределение мышечного напряжения, укрепление мышц, создание мышечного корсета. Систематические занятия физическими упражнениями тренируют человека, способствуют возникновению и закреплению новых условных рефлексов, разрушают стереотип неправильного удержания тела [4].
Цель работы - оптимизировать алгоритм проведения занятий оздоровительной гимнастикой для лиц с нарушениями осанки путем формирования методики проведения занятий для детей с нарушением осанки.
Задачи работы: провести анализ проблемы применения оздоровительной гимнастики при нарушениях осанки; обосновать коррекционное воздействие оздоровительной гимнастики; разработать методику проведения занятий для детей с нарушением осанки; сформировать метод оценки эффективности применения оздоровительной гимнастики при нарушениях осанки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Важнейшими задачами физического воспитания детей является общее их развитие, укрепление здоровья, формирование необходимых двигательных навыков правильной осанки и предотвращения различных деформаций позвоночника.
Как нормальная осанка, так и патологические ее вариации определяются не только морфологическими признаками, но и функциональными факторами, которые зависят от сложного взаимодействия нашего организма с окружающей средой.
Нормальная осанка характеризуется шестью главными признаками: 1 - расположением остистых отростков позвонков на одной вертикальной линии; 2 - расположением надплечий, плеч на одном уровне; 3 -расположением углов обеих лопаток на одном уровне; 4 - равных между собой треугольников талии, образуемых боковой поверхностью тела и свободно опущенными руками; 5 -- расположением ягодичных складок на одном уровне; 6 - правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубина поясничного лордоза - до 5 см, в шейном - до 2 см) [2, 3, 5].
Коррекция дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предполагает использование оздоровительной гимнастики вместе с массажем, физиотерапией, закаливанием, гигиеническими и оздоровительными мероприятиями в режиме учебы, труда и отдыха. Главным действующим фактором среди них являются физические упражнения.
К средствам оздоровительной гимнастики относятся строго дозированные физические упражнения, примененные на фоне природных факторов. Дозированные физические упражнения подразделяют на три основные группы: гимнастические, прикладные и игры.
Гимнастические упражнения разделяются на дыхательные и общеразвивающие. Дыхательные упражнения в зависимости от типа дыхания подразделяются на грудное, диафрагмальное и полное. В зависимости от характера выполнения дыхательные упражнения подразделяют на статические и динамические.
Дыхательные упражнения, используемые для восстановления, исправления патологически измененной структуры или функции дыхательного аппарата, называются специальными.
Специальные упражнения применяются с целью: улучшения вентиляции отдельных частей или в целом одного или обеих легких; тренировки мышц, участвующих в акте вдоха или выдоха; восстановления или повышения подвижности грудной клетки; оттока (дренированию) мокроты из бронхов и улучшение опорожнения гнойных полостей, расположенных в различных сегментах легких; рассасывание спаек в плевральной полости; предотвращение и ликвидация застойных явлений в легких [4, 6].
Статические и динамические дренажные дыхательные упражнения способствуют выделению содержимого бронхов и бронхоэктазов в трахею с последующей эвакуацией мокроты во время кашля и направленные на борьбу с застойными явлениями в бронхиальной системе. Общеразвивающие (специальные) упражнения являются искусственным сочетанием естественных для человека движений, разбитых на составные элементы. Те общеразвивающие упражнения, которые влияют на патологически измененные органы или систему, имеют специальную направленность и поэтому называются специальными.
С помощью общеразвивающих упражнений можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, скорость движения и ловкость. Общеразвивающие упражнения по анатомическому признаку подразделяются на упражнения для мелких (кисть, стопа), средних (шея, голень, предплечье) и больших (бедро, плечо, туловище) групп мышц. По характеру мышечного сокращения физические упражнения делятся на динамические (изотонические) и статические (изометрические). По активности выполнения общеразвивающие (специальные) упражнения делятся на активные, пассивные, с посылкой импульсов на сокращение мышц, идеомоторные и рефлекторные [3, 8].
Для упражнений на координацию движений характерны необычные или сложные сочетания различных движений. Основными моментами, которые создают более сложную согласованность движений, являются: одновременное действие мышц-синергистов и мышц-антагонистов при выполнении однотипных движений в
одних и тех же суставах; введение различных направлений при выполнении упражнений и их разного ритма; вовлечение большого количества мышечных групп для участия в упражнении и использование предметов, применяемых в оздоровительной гимнастике.
Упражнения на тренировку равновесия характеризуются перемещением вестибулярного анализатора в различных плоскостях при движениях туловища и головы, изменениями величины площади опоры, перемещением высоты общего центра массы тела. Эти упражнения используют при заболеваниях или травмах, сопровождающихся вестибулярными нарушениями.
Корригирующие упражнения применяют с целью исправления, а также дня профилактики различных деформаций грудной клетки, позвоночника, стопы и прочее. Наиболее характерным для них является исходное положение, которое определяет строго локальное воздействие и соответствующее сочетание силового напряжения и растягивания.
К прикладным упражнениям относятся разновидности ходьбы, бега, прыжков, лазанья, переползания, метания, ловли, плавание, гребля, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и (условно) трудотерапия.
Игры в оздоровительной гимнастике занимают немалое место и пользуются неизменной любовью почти всех больных. Они воспитывают и развивают внимательность, выносливость, ловкость, скорость, силу и, главное, вызывают положительные эмоции, что является очень ценным в лечебном процессе. Различают такие формы игр в зависимости от нагрузки: игры на месте (настольные); малоподвижные игры; физкультурные аттракционы; подвижные игры; игры на местности; спортивные игры (по упрощенным правилам). Широко используются в практике природные факторы. Это метод использования специфических свойств различных типов климата, а также отдельных метеорологических комплексов и различных физических свойств воздушной среды с коррекционно-профилактической целью [4, 5, 7].
Методика проведения занятий. Занятия проводятся в форме урока, продолжительность 45-60 минут. Занятия состоят из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части урока выполняются порядковые, общеразвивающие и упражнения на воспитание правильной осанки. Продолжительность подготовительной части урока 7-10 минут.
Основная часть занимает 80% от общего времени. В основной части урока используются корректирующие упражнения перед зеркалом, упражнения в разгрузочных исходных положениях, на гимнастической стенке, упражнения с предметами. Также в основной части урока используются элементы спорта.
В заключительной части урока используются упражнения у зеркала для закрепления навыков правильной осанки, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. После занятий назначается коррекция положением 10 - 15 минут.
Методические требования. Корректирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения проводятся дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Занятия проводят групповым и малогрупповым способом (7-10 человек). Дети должны быть максимально обнажены (открытая спина). Продолжительность занятий для детей школьного возраста - 45 минут.
Следующим этапом нашего исследования было исследование показателей физического развития у обучающихся 16-17 лет с нарушениями осанки, которое указано в таблице 3.2
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента, п=100
Тесты Контрольная группа, п=50 Экспериментальная группа, п=50 Норма
проба Штанге, сек 25 22 45-50
проба Штанге с нагрузкой, сек 13 10 22-28
проба Генчи, сек 10 10 20-30
индекс Руфье, сек 13 13 0-10
Кистевая динамометрия, кг 18 16 45-51
Становая динамометрия, раз превышает массу тела 1,1 1,2 1,5-2
Гарвардский степ-тест 55 58 65-90
Анализируя показатели данной таблицы можно четко обозначить тенденцию к значительному снижению показателей физического развития у детей с нарушениями осанки. Наиболее сильно снижены показатели пробы Штанге, пробы Генчи, кистевой динамометрии, остальные параметры также значительно снижены. Показатели обследуемых контрольной и экспериментальной групп статистически однородны.
Следующим этапом исследования было формирование авторской методики занятий физическими упражнениями для детей с нарушениями осанки, которая была описана выше.
После внедрения данной методики через 3 месяца были повторно сняты показатели физического развития, результаты приведены в таблице 2 Экспериментальная группа занималась по авторской методике, контрольная группа занималась по стандартной программе занятий физической культурой.
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента
Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа Норма
до эксп.-та после эксп-та до эксп-та после эксп-та
проба Штанге 25 28 22 37 45-50
проба Штанге с нагрузкой 13 15 10 18 22-28
проба Генчи 10 13 10 18 20-30
индекс Руфье 13 11 13 6 0-10
Кистевая динамометрия 18 18 16 28 45-51
Становая динамометрия 1,1 1,2 1,2 1,6 1,5-2
Гарвардский степ-тест 55 59 58 73 65-90
Показатели данной таблицы говорят о том, что сдвиги в контрольной группе произошли только в некоторых обследуемых компонентах: пробе Штанге, Пробе Генчи, Индексе Руфье, становой динамометрии, Гарвардском степ-тесте, однако уровень значимости изменений был р>0,05. В показателях кистевой динамометрии изменений не произошло.
Результаты в экспериментальной группе выглядят значительно прогрессивнее - статистически достоверные изменения наблюдались во всех исследуемых показателях (уровень достоверности р<0,05). Наиболее значимые изменения произошли в следующих компонентах: проба Штанге, проба Штанге с нагрузкой, индекс Руфье. Менее значимыми, то также статистически достоверными были изменения в показателях кистевой динамометрии, становой динамометрии, Гарвардском степ-тесте (уровень достоверности р<0,05).
Выводы:
1. Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15-17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти и достигает 80-90% в возрасте 11-16 лет, то есть в период усиленного роста костей и полового созревания.
2. Установлено, что основными причинами возникновения дефектов осанки являются: общая недостаточность развития мускулатуры ребенка (слабость мышц); неравномерное развитие мышц (спины, живота, бедра), которые удерживают позвоночник в правильном положении; уменьшение или увеличение угла наклона таза.
3. Основным механизмом лечебного действия оздоровительной гимнастики при нарушениях осанки является нейро-рефлекторно-гуморальный, который проявляется четырьмя основными действиями: тонизирующее действие (улучшение нервных процессов в коре головного мозга; усиление взаимодействия коры и подкорковых структур), трофическое действие (активизация процессов обмена веществ; активизация кровообращения и лимфотока; активизация функции нервной системы; обратное развитие патологических изменений; предупреждение осложнений; улучшение процессов ферментативного окисления; улучшение оксигенации организма), развитие компенсации (стимуляция деятельности внутренних органов; появление моторно-висцеральных связей), нормализация функции (улучшение функциональных свойств опорно-двигательного аппарата; улучшение функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
4. Исходя из вышеперечисленного, для коррекции дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата сформирована методика проведения оздоровительной гимнастики. Она предусматривает использование оздоровительной гимнастики вместе с закаливанием, гигиеническими и оздоровительными мероприятиями в режиме учебы, труда и отдыха. Главным действующим фактором среди них является физические упражнения. Систематические занятия физическими упражнениями тренируют человека, способствуют возникновению и закреплению новых условных рефлексов, разрушают стереотип неправильного удержания тела.
5. Анализируя показатели можно четко обозначить тенденцию к значительному снижению показателей физического развития у детей с нарушениями осанки. Наиболее сильно снижены показатели пробы Штанге, пробы Генчи, кистевой динамометрии, остальные параметры также значительно снижены. Показатели обследуемых контрольной и экспериментальной групп статистически однородны.
7. Показатели исследования говорят о том, что сдвиги в контрольной группе произошли только в некоторых обследуемых компонентах: пробе Штанге, Пробе Генчи, Индексе Руфье, становой динамометрии, Гарвардском степ-тесте, однако уровень значимости изменений был р>0,05. В показателях кистевой динамометрии изменений не произошло. В экспериментальной группе статистически достоверные изменения наблюдались во всех исследуемых показателях (уровень достоверности р<0,05).
Литература:
1. Воронин Д.М. Методика использования циклических физических упражнений в оздоровительной физической культуре / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина - Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации». -2017. - С. 70-81.
2. Воронин Д.М. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.М. Воронин // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 52-7. - С. 81-87.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 624 с.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2006. - 568 с.: ил.
5. Лечебная физическая культура в педиатрии / Л.М. Белозерова [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 222 с.
6. Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж / И.В. Лукомский, Й.С. Сикорская, B.C. Улащик. - Минск: Выш. шк., 2008. - 384 с.
7. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник / под общей ред. проф. С.Н. Попова. изд. 3-е. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 608 с.
8. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2000. - 224 с.
Педагогика
УДК 37.013
директор Воронина Ирина Александровна
МБОУ «Школа №129» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры Мичурина Анна Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» ДЛЯ
ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ
Аннотация. В соответствии с требованиями ФГОС образовательный процесс должен способствовать личностному развитию обучающихся, формированию у них метапредметных компетенций, их профессиональному самоопределению, что является необходимым компонентом их дальнейшей успешной социализации в обществе. Как показывает проведенное авторами исследование, девятиклассники часто затрудняются с выбором направления дальнейшего профильного обучения. В статье предлагается программа занятий специального профориентационного курса «Химия в моей будущей профессии». Предполагается, что данный курс может помочь решению возникшей проблемы, ведь от правильности принятого решения зависит не только будущая карьера, но и дальнейшая профессиональная судьба выпускников.
Ключевые слова: профориентация, выпускник школы, выбор профессии, профориентационный курс.
Annotation. In accordance with the requirements of the GEF educational process should contribute to the personal development of students, the formation of their metasubject competencies, their professional self-determination, that is a necessary component of their further successful socialization in society. As it is shown in the research made by the authors, ninth-graders often find it difficult to choose the direction of the further specialized training. The article offers the study program of a special career guidance course "Chemistry in my future career". It is assumed that this course will help to solve the problem, because not only the future career but also the future professional fate of graduates depend on the correctness of the decision.
Keywords: career guidance, graduate, career choice, career-oriented course.
Введение. В настоящее время многие ученики старших классов совершенно не готовы к выбору профиля дальнейшего обучения [2, 10], так как недостаточно разбираются в мире профессий и ориентируются на мнение родителей, одноклассников или выпускников прежних лет. Трехлетние исследования выбора профессии одиннадцатиклассниками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» констатируют факт, что лишь 15% выпускников серьезно и осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются [7]. В связи с этим в современной школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования [8-10]. Практика работы в школе свидетельствует, что своевременный и компетентный совет учителя может помочь обучающимся сделать правильный выбор, соответствующий их интересам, склонностям, способностям, возможностям и ценностным установкам [1, 2, 5].
Изложение основного материала статьи. Среди многочисленных определений понятия «профессиональная ориентация» (Л.Д. Столяренко, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климова, С.А. Кузнецова и др.) (см. таблицу 1) [4, 6, 11] нам наиболее импонирует трактовка В.Г. Милославского [6, с. 905-911], согласно которой «профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию его труда с учетом склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах».
Трудно достигнуть высоких результатов в профориентации выпускников, не зная их интересов и предрасположенностей к тому или иному учебному предмету, той или иной профессии. Необходимым условием является своевременная диагностика девятиклассников, определяющая их профессиональный выбор. С этой целью в 2015-17 гг. в^ МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода использован опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [3, 12]. Одним из преимуществ методики является формулировка заданий. В отличие от прямолинейных вопросов, косвенные помогают выявить скрытую мотивацию оптанта и наиболее точно определить его интерес к той или иной сфере деятельности. В обследовании в 2015-16 гг. принимали участие 66 человек, в 2016-17 гг. - 42. Результаты диагностических исследований представлены в таблице 2.