Научная статья на тему 'Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике'

Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / INVESTMENT TAX CREDIT / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX INCENTIVES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НИОКР / R&D / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокина Лилия Сергеевна, Сумкина Ольга Владимировна, Шадурская Мария Михайловна

Нестабильность политической обстановки в России, введение экономических санкций стран ЕС, сильная привязанность экономики России к ценам на нефть и газ переместили акцент в сторону инновационной составляющей. В качестве льготы для поддержки инвестиционной деятельности, как в мировой практике, так и в России, одним из инструментов налогового стимулирования является инвестиционный налоговый кредит (ИНК). В статье рассмотрены вопросы экономической и правовой сущности данной категории, обозначены этапы развития данного инструмента, рассмотрен зарубежный опыт использования механизма ИНК на примере Франции и Норвегии. В ходе анализа выявлены принципиальные отличия российского ИНК от зарубежного. Дана оценка применения ИНК в российской практике, выявлены главные причины, препятствующие распространению инвестиционного налогового кредита в отечественной практике, и предложены конкретные пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокина Лилия Сергеевна, Сумкина Ольга Владимировна, Шадурская Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of application of investment tax credit as a tool for financing innovative economy in the Russian practice

Instability of a political situation in Russia, imposition of economic sanctions of EU countries, strong dependence of Russian economy on prices of oil and gas has shifted the focus to innovative component. As a privilege for investment activities support, both in world practice and in Russia, investment tax credit (ITC) is one of the tax incentives tools. The article considers the issues of economic and legal entity of this category; we point out development stages of this tool and consider foreign experience of the application of ITC mechanism using the example of France and Norway. During the analysis we’ve revealed fundamental differences between Russian ITC and foreign ITC. We assess the application of ITC in the Russian practice; we reveal the main reasons hindering the distribution of investment tax credit in domestic practice and we suggest specific solutions to these issues.

Текст научной работы на тему «Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 1 • январь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике

Мокина Л.С.1, Сумкина О.В.1, Шадурская М.М. 2

1 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Нестабильность политической обстановки в России, введение экономических санкций стран ЕС, сильная привязанность экономики России к ценам на нефть и газ переместили акцент в сторону инновационной составляющей. В качестве льготы для поддержки инвестиционной деятельности, как в мировой практике, так и в России, одним из инструментов налогового стимулирования является инвестиционный налоговый кредит (ИНК). В статье рассмотрены вопросы экономической и правовой сущности данной категории, обозначены этапы развития данного инструмента, рассмотрен зарубежный опыт использования механизма ИНК на примере Франции и Норвегии. В ходе анализа выявлены принципиальные отличия российского ИНК от зарубежного. Дана оценка применения ИНК в российской практике, выявлены главные причины, препятствующие распространению инвестиционного налогового кредита в отечественной практике, и предложены конкретные пути решения данных проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционный налоговый кредит, налоговое стимулирование, инновационное развитие, НИОКР, инвестиционная деятельность.

Analysis of application of investment tax credit as a tool for financing innovative economy in the Russian practice

Mokina L.S.1, Sumkina O.V.1, Shadurskaya M.M. 2

1 The Ural State University of Economics (USUE), Russia

2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Russia

введение

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития российских предприятий обозначено внедрение инновационных продуктов в различные сферы деятельности, или «инвестиции в инновации».

Инновационные компании, создающие высокотехнологичные проекты и реализующие их на внутренних и внешних рынках, выступают мощнейшим драйвером развития российской экономики. Как

известно, в настоящее время промышленность, науку и рынок связывает малый и средний бизнес, обычно испытывающий острую потребность в финансовых ресурсах на начальных стадиях развития. Однако ввиду высоких рисков, слабой залоговой базы и отсутствия кредитной истории доступ к банковским ресурсам для малого инновационного бизнеса практически закрыт [10] (Mokina, 2017).

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы налогового стимулирования инвестиционной деятельности, для решения которых большое значение имеют различные налоговые льготы, предусмотренные российским законодательством и в настоящее время включающие в себя:

• временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

• отсрочку/рассрочку по уплате налогов в региональные и местные бюджеты;

• предоставление инвестиционного налогового кредита.

В условиях необходимости разработки грамотной инновационной политики важным инструментом стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности предприятий призван стать инвестиционный налоговый кредит, не получивший на сегодняшний день в России должного применения.

На современном этапе экономического развития именно инвестиции виннова-ционную деятельность определяют не только структуру экономики, производитель-

ABSTRACT:_

Instability of a political situation in Russia, imposition of economic sanctions of EU countries, strong dependence of Russian economy on prices of oil and gas has shifted the focus to innovative component. As a privilege for investment activities support, both in world practice and in Russia, investment tax credit (ITC) is one of the tax incentives tools. The article considers the issues of economic and legal entity of this category; we point out development stages of this tool and consider foreign experience of the application of ITC mechanism using the example of France and Norway. During the analysis we've revealed fundamental differences between Russian ITC and foreign ITC. We assess the application of ITC in the Russian practice; we reveal the main reasons hindering the distribution of investment tax credit in domestic practice and we suggest specific solutions to these issues.

KEYWORDS: investment tax credit, tax incentives, innovative development, R&D, investment activities.

JEL Classification: H21, H32,H71 Received: 20.12.2017 / Published: 31.01.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Mokina L.S. ([email protected])

CITATION:_

Mokina L.S., Sumkina O.V, Shadurskaya M.M. (2018) Analiz primeneniya investitsionnogo nalogovogo kredita kak instrumenta finansirovaniya innovatsionnoy ekonomiki v rossiyskoy praktike [Analysis of application of investment tax credit as a tool for financing innovative economy in the Russian practice]. Kreativnaya ekonomika. 12. (1). - 59-72. doi: 10.18334/ce.12.1.38742

ность труда, но и, по существу, формируют будущий облик экономики страны в целом. Отсутствие целостной разработки практических аспектов влияния инвестиционного налогового кредита на стимулирование инвестиций в инновации в условиях ограниченности финансовых ресурсов для производителей определяют актуальность рассматриваемой темы.

Цель статьи - изучить экономическую и правовую сущность категории «инвестиционный налоговый кредит», обобщить основные этапы развития практики применения данного инструмента в России, а также выделить особо значимые проблемы и барьеры, сопряженные с его реализаций, и предложить соответствующие пути решения.

Объектом исследования является инвестиционный налоговый кредит, а предметом - возможность применения инвестиционного налогового кредита в российской практике.

экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование инвестиционного налогового кредита: российский и зарубежный опыт

Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК) представляет собой государственный механизм поддержки НИОКР и производства инноваций и заключает в себе элементы заемного финансирования.

В современной практике понятие «инвестиционный налоговый кредит» трактуют в двух значениях: либо как вычитаемый из дохода налог, который можно зачесть в погашение налоговых обязательств плательщика, либо ИНК может подразумевать всякий вычет из задолженности - налоговую скидку, или так называемый «tax credit».

Понятие, условия предоставления, порядок применения и иные вопросы, касающиеся использования ИНК, определены в гл. 9 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 66 НК РФ, ИНК - это такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [1]. В конкретном отчетном периоде уменьшение суммы налога возможно максимум на 50 % соответствующих налоговых платежей.

ОБ АВТОРАХ:_

Мокина Лилия Сергеевна, магистрант (lilit.m950yandex.ru| Сумкина Ольга Владимировна, магистрант (sumkinaov770yandex.ru)

Шадурская Мария Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» (mshdom0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мокина Л.С., Сумкина О.В, Шадурская М.М. Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 1. - С. 59-72. doi: 10.18334/ce.12.1.38742

Таким образом, ИНК является возмездным, при этом, согласно п. 7 ст. 67 НК РФ, не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Однако законодательством предусмотрено оформление беспроцентного ИНК при предоставлении его организации, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если данный субъект не нарушит свои обязательства в связи получением ИНК.

В России механизм ИНК действует в отношении налога на прибыль организаций в случае, когда расходы НИОКР по перечню (свыше 120 видов), установленному Правительством РФ, можно включать в прочие расходы того налогового периода, в котором они завершены, в размере фактических затрат, применяя повышающий коэффициент 1,5: это позволяет учесть в расходах в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем фактически понесенных [2].

Основания предоставления ИНК должны базироваться на следующем:

• проведение НИОКР, модернизации собственного производства;

• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, оказание особо важных услуг населению;

• выполнение государственного оборонного заказа;

• осуществление инвестиций в энергоэффективные объекты [1].

Вышеприведенный перечень оснований для получения ИНК в большей мере носит

рекомендованный характер. Так, субъекты РФ наделены правом определять иные основания и условия предоставления ИНК, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в региональные бюджеты. Аналогичными полномочиями наделены и представительные органы местного самоуправления по местным налогам.

По общему правилу, ИНК предоставляется организации по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. В случае предоставлении ИНК организации из реестра резидентов зоны территориального развития срок увеличивается до 10 лет.

Заинтересованная в получении ИНК организация должна подтвердить документально основания для его получения. Важно иметь в виду, что для получения ИНК ключевым фактором является наличие грамотного бизнес-плана, от степени проработанности и реалистичности которого зависит не только возможность получить ИНК, но и «судьба» организации на весь срок кредитования. Предоставив компании ИНК, налоговые органы в дальнейшем оценивают ее финансово-хозяйственную деятельность на основе заданных и утвержденных в бизнес-плане параметров.

Таким образом, рассмотрев нормативно-правовое регулирование ИНК в российской практике, можем заключить, что в налоговом законодательстве данный инструмент трактуется как предоставление финансовых средств на условиях возвратности, платности и срочности, то есть ИНК заключает в себе все признаки классического кредитования. Это является главным отличительным критерием российского налогового кредита от зарубежного.

В зарубежной практике налоговый кредит подразумевает уменьшение на размер понесенных расходов налоговых обязательств налогоплательщика. Подавляющее число стран предоставляют налоговый кредит исходя из общих расходов на НИОКР -полнообъемный налоговый кредит, или возмещаемый (Италия, Канада, Норвегия, Франция). Существенно реже в зарубежной практике применяется приростной налоговый кредит, или невозмещаемый, исчисляемый исходя из приращения расходов на НИОКР за конкретный период (США, Япония, Мексика, Южная Корея). Практикуется за рубежом и предоставление смешанного налогового кредита - к полнообъемному кредиту добавляется приростной (например, в Испании, Португалии).

С позиции степени эффективности использования какого-либо вида_налогового кредита на НИОКР интерес представляет ирландский опыт, где изначально применялся приростной налоговый кредит, а затем возмещаемый. Отметим, что главная цель введения налогового кредита в данной стране - это стимулирование расходов на НИОКР. «Так, 2003 год в Ирландии был установлен как базовый, и для расчета кредита в текущем году расходы на НИОКР сокращались на расходы 2003 года. Такой порядок расчета послужил мощным стимулом для направления затрат на исследования и разработки. Однако с 2015 года налоговый кредит предоставляется в размере 25 % от величины затрат на исследования и разработки тем организациям, которые занимаются НИОКР в рамках Европейской экономической зоны в отношении корпоративного налога на прибыль, а на сам налоговый кредит можно претендовать в течение года после отчетного периода осуществления таких расходов» [8, 12, с. 77] (Mezhkova, 2016; Ivanova, 2009; p. 77).

В зарубежной практике наиболее востребован среди стран Евросоюза налоговый кредит во Франции и Норвегии.

Так, во Франции с 1983 года действует предоставление организациям исследовательского налогового кредита. Особенность такого кредита в том, что он составляет 30 % расходов для первых 100 млн евро и 5 % свыше 100 млн евро. В случае, если организация в течение трех лет не получила кредит в виде вычета из облагаемого дохода, то для данной ситуации предусмотрена возможность предоставления исследовательского кредита в форме денежных скидок. Кроме того, во Франции действует инновационный налоговый кредит, составляющий 20 % в пределах 400 тыс. евро. Компания, в свою очередь, должна выпускать инновационный продукт, недоступный на рынке на сегодняшний день и отличающийся эффективной производительностью [8] (Mezhkova, 2016).

В Норвегии налоговый кредит в сумме расходов на исследования и разработки впервые был предоставлен малым и средним фирмам с 2002 года, а с 2003 года он уже распространился на крупные фирмы [12, с. 78] (Ivanova, 2009; p. 78). С сохранением порядка предоставления налогового кредита, его детали изменялись в 2009-2014 гг. В настоящее время малые и средние предприятия могут вычитать 20 % расходов по утвержденным проектам НИОКР от налоговых обязательств [8] (Mezhkova, 2016). В качестве положительного опыта Норвегии можно отметить четко отлаженный механизм предоставления налогового кредита.

Вообще, ИНК в различных странах имеет отличительные особенности в части сумм предоставления, типа инвестиций и вида организаций:

• Япония - 5,3 % для электронной техники и оборудования;

• Великобритания - 50 % для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и тому подобное;

• Канада - 10-15 % в зависимости от степени освоения территории и месторасположения компании;

• Ирландия - 100 % [11, с. 243] (Nasyrova, 2016; p. 243).

Максимальная ставка ИНК в размере 100 % применяется в Люксембурге. Ключевая цель предоставления ИНК в данной стране - это стимулирование инвестиций в разработку новых технологий и средств производства посредством приобретения венчурных сертификатов.

Таким образом, ИНК в странах Европы используется достаточно широко, при этом практика применения налогового кредита за рубежом в последние годы расширяется. Примечательно, что происходит переход на полнообъемные возмещаемые налоговые кредиты на НИОКР, которые более востребованы малыми и средними компаниями.

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что в отечественной практике нет преференций, абсолютно идентичных зарубежному налоговому кредиту. В то же время для некоторых категорий налогоплательщиков, осуществляющих НИОКР (например, для научно-исследовательских институтов с закрепленным статусом участника проекта «Сколково»), устанавливается, в сравнении с ИНК, более льготный налоговый режим, предполагающий полное освобождение по целому ряду налогов, а именно по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество. Такие формы предоставления налоговых льгот в нашей стране - сильные конкуренты ИНК, подразумевающего как уплату налогов в определенной сумме, так и плату процентов за полученный кредит.

Тем не менее, некоторые субъекты Российской Федерации реализовали правомочие по предоставлению ИНК. Например, в Ленинградской области принят закон от 08.10.1999 N 56-оз (ред. от 06.06. 2002) «О налоговом и инвестиционном налоговом кредитах». Аналогичный закон от 3 апреля 2009 г. N 1716-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» действует и в Краснодарском крае. Инвесторы, которые реализуют инвестиционные проекты, согла-

сованные и одобренные властями соответствующих регионов, могут претендовать на поддержку государства в форме ИНК.

Несмотря на это, ИНК на сегодняшний день не смог стать мощным и результативным инструментом инвестиционной поддержки организаций. Так, опрос членов Российского союза промышленников и предпринимателей об эффективности механизмов государственной поддержки показал, что главные причины неиспользования ИНК состоят в следующему

• отсутствие основания для получения данной льготы (41,8 % от всех респондентов);

• отсутствие информации об ИНК (16,4 %);

• закрытый действующий список на предоставление ИНК (10,9 %);

• несущественная выгода от получения данного кредита (9,1 %) [15].

Развитие практического применения инвестиционного налогового кредита в России: проблемы и перспективы

ИНК был введен в России в 1992 году и первоначально имел своей целью реструктуризацию задолженности предприятий по налогам и сборам. Регулирование ИНК осуществлялось в рамках Федерального закона от 20.12.1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите».

Однако сложившийся правовой хаос выступил серьезным барьером дальнейшего, более качественно-масштабного распространения ИНК в рамках отечественной практики, так как имели место проблемы в законодательстве, позволяющие вообще не платить налоги.

С течением постсоветского времени существенная роль в механизме налогового планирования стала принадлежать налоговому кредитованию, и уже в 1998 году, с принятием части 1 Налогового кодекса РФ и одновременной отменой ФЗ «Об инвестиционном налоговом кредите», в Налоговом кодексе появились статьи, прямо регулирующие ИНК, а именно ст. 65 «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита» и ст. 66 «Инвестиционный налоговый кредит».

За семь лет налоговое кредитование получило новый импульс развития, что было подкреплено принятием ФНС Приказа N САЭ-3-19/798 от 21.11.2006 года «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» (в настоящее время утратил силу). В частности, принятый акт обобщил практику применения ИНК, уточнил процедуру и этапы его получения наряду с унифицированием форм данного процесса.

В нижеследующей таблице представим общую оценку применения инвестиционного налогового кредита в отечественной практике.

При разработке ИНК предполагалось, что данный инструмент станет действенным методом налогового стимулирования инновационной экономики в России, однако, этого не произошло. Первые суммы ИНК были выданы в 1994-1997 гг. В 2006 году

ИНК был предоставлен лишь пяти отечественным организациям в размере 219,5 млн руб. При этом 97 % ИНК были поучены из региональных и местных средств [6] (Gordeeva, 2009).

Таблица

этапы развития инвестиционного налогового кредита в россии

этапы регулятор эффективность применения

С 1992-1997 гг. Закон РФ от 20.12. 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите» Не получает широкого распространения в условиях нестабильности экономического положения страны и правового беспорядка

С 1998-1997 гг. Ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации Наблюдается заинтересованность со стороны налогоплательщиков, но в силу сложности административных процедур не пользуется популярностью

С 2010-2016 гг. Ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации Несмотря на все ограничения законодательных норм, налоговое кредитование постепенно набирает обороты,хотя пока и не слишком распространено

Источник: [7] (Zozulya, Sergeeva, 2015).

В свете последних десяти лет в российской практике инструмент ИНК фактически не работает: за данный период в части федеральных налогов ИНК не предоставлено вообще, выдача ИНК зафиксирована лишь по региональной линии. Кроме того, количество организаций, получивших ИНК, крайне мало. Так, в 2013 году опять же всего лишь пять организаций получили данный кредит в общей сумме на 320,62 млн руб. за счет налога на имущество. В 2014 году ИНК был предоставлен только двум организациям на общую сумму 316 млн руб. за счет налога на имущество. В 2015 году размер выданных ИНК сократился на 68,8 % в сравнении с предыдущим годом и составил 98,5 млн руб. В 2016 году имеет место существенный рост выдачи ИНК, и общая сумма выданных кредитов составила 300 млн руб [14] (Chechenova, Buzdova, 2017).

В территориальном аспекте только в трех регионах России за последние 5 лет организации получали ИНК. Так, в Республике Коми данный кредит был предоставлен АО «Монди СЛПК» сроком на 5 лет по налогу на имущество организаций. При этом данное предприятие на протяжении нескольких лет было единственным субъектом, получавшим ИНК.

В феврале 2013 года компания ТНК-ВР первая в нефтяной отрасли подписала соглашение с Федеральной налоговой службой о предоставлении ИНК для реализации проектов повышения энергоэффективности на зрелых месторождениях Западной Сибири. В течение 5 лет предприятие освобождено от федеральной части налога на прибыль с правом не платить 50 % от его суммы в период с января 2013 года по декабрь 2017 года, но отчисления в региональный бюджет производятся в полной сумме. По оценкам, ТНК-ВР от использования ИНК экономит более 100 млн руб. в

год, направляемых, в свою очередь, на приобретение и монтаж энергоффективного оборудования.

В целом, экономическую выгоду от использования ИНК получает не только заемщик, но и государство. В частности, для организаций применение ИНК наиболее выгодно в отличие, например, от банковского кредита. Как правило, для ИНК характерны более низкая стоимость привлечения и использования и длительный срок погашения. Кроме того, уменьшаются текущие налоговые обязательства организаций на определенный срок. Государство, предоставляя ИНК, помимо пополнения бюджета процентными платежами, стимулирует налогоплательщиков вкладывать высвободившиеся денежные ресурсы от не уплачиваемых налогов в модернизацию основных фондов и финансирование капитальных вложений.

Преимуществом ИНК является также то, что данный кредит может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации, так и по региональным и местным налогам. К настоящему моменту в России сложилась практика предоставления ИНК преимущественно на региональном уровне.

Однако в российском законодательстве существует ряд недоработок по предоставлению ИНК, что создает проблемы и препятствия, ограничивающие его применение. Рассмотрим наиболее значимые из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ответственность налогоплательщиков за нецелевое использование средств, высвобождаемых в связи с получением ИНК. В российской практике уже возникали ситуации, когда инвестиционные интересы не совпадали с условиями предоставления, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. В связи с этим целесообразно пересмотреть основания для обращения за ИНК. Для решения такой проблемы на законодательном уровне специалистами предлагается [9, 11] (МШо/апоуа, тНзоу, БкауНкоуа, 2016; Мавутоуа, 2016) дополнить ст. 66 Налогового кодекса РФ пунктом, регулирующим предоставление в налоговые и уполномоченные органы отчетности налогоплательщиков об использовании средств, вложенных в инвестиционные цели. По мнению авторов, для усиления целевой направленности ИНК целесообразно введение штрафных санкций, а именно восстановление налогов на весь размер выданного ИНК и начисление штрафа в размере не менее 30 % при использовании средств не по целевому назначению.

Во-вторых, сроки и условия предоставления ИНК, пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам не устраивают потребителей-налогоплательщиков. По общему правилу, предельный срок предоставления ИНК составляет 5 лет, и его, как правило, часто не достаточно для полной окупаемости капитальных затрат. В связи с этим предлагается увеличить срок предоставления ИНК в общем порядке до 8 лет, а также ввести прямую зависимость срока ИНК от окупаемости инвестиций и нормы доходности.

В-третьих, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 67 НК РФ, ИНК может быть предоставлен только юридическим лицам. Однако, анализируя Приказ ФНС России [4],

можно утверждать, что, соблюдая все требования, предъявляемые к заинтересованным в ИНК лицам, в отношении последних налоговый орган обязан вынести положительное решение и предоставить ИНК и на нужды физических лиц. Учитывая то, что в России развито индивидуальное предпринимательство, желающее осуществлять инвестиционно-инновационную и научно-новаторскую деятельность, в целях снятия правовых барьеров считаем возможным расширить в Налоговом кодексе РФ перечень субъектов, имеющих право на получение ИНК, включив в таковой пункт и физических лиц.

В-четвертых, организации, получив ИНК, не могут отнести проценты за его использование в расходы для формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно Письму ФНС РФ от 02.02.2005 N 02-1-07/2 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту», проценты по таковому кредиту не относятся к процентным расходам по заимствованиям гражданско-правового характера. По мнению авторов, в целях стимулирования спроса на ИНК со стороны потенциальных заемщиков целесообразно расширить ст. 265 «Внереализационные расходы» Налогового кодекса РФ, включив в нее проценты, начисленные за использование ИНК, что даст право учитывать их в расходах, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В-пятых, по нашей оценке, ИНК присущи существенные ограничения в плане сумм его выдачи. Так, в Налоговом кодексе РФ закреплено, что сумма ИНК не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате за данный налоговый период. Авторы считают, что в условиях профицита бюджета возможно увеличить предельную сумму ИНК до 100 %.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в России требуется провести модернизацию нормативно-правовой базы, регулирующей ИНК. В частности, необходимо:

• предусмотреть ответственность налогоплательщиков за нецелевой расход средств, высвобождаемых в связи с получением ИНК;

• увеличить срок предоставления ИНК, учитывая при этом целевую направленность и срок окупаемости инвестиций;

• закрепить за индивидуальными предпринимателями возможность получения ИНК;

• включить в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, проценты, начисленные за использование ИНК;

• увеличить предельную сумму ИНК, подлежащую уплате, до 100 %.

Заключение

Целевое назначение ИНК должно было содействовать инновационному развитию отечественных предприятий. Однако инвестирование в инновации через ИНК не получило в России должного применения ввиду ряда причин, а именно:

• региональные законы, регламентирующие ИНК, действуют не во всех регионах Российской Федерации;

• непростой административный процесс выдачи и использования ИНК, усложняемый большим перечнем документов, необходимых для подачи в налоговые органы;

• короткий предельный срок предоставления ИНК, недостаточный для реализации соответствующих инвестиционных проектов;

• размер ИНК обычно составляет 30 % от стоимости оборудования при проведении технического перевооружения производства, а также при осуществлении НИОКР.

Несмотря на отмеченные недостатки, применение ИНК имеет целый ряд положительных эффектов как для заемщика и государства, так и экономики страны в целом:

• ИНК более эффективен в сравнении с классическим кредитом и позволяет привлекать более дешевые денежные ресурсы, снижая при этом налоговую нагрузку заемщика;

• целевая направленность ИНК способствует реализации социально значимых задач с низкой финансовой рентабельностью, а также содействует инновационному развитию экономики страны;

• предоставление ИНК повышает налоговую компоненту бюджета, обеспечивая дополнительные налоговые поступления;

• диверсифицирует экономический потенциал регионов, создавая сбалансированную структуру региональных экономик и развивая виды экономической деятельности, отражающих их особенности;

• поддерживает малый и средний бизнес.

В завершении подчеркнем, что, несмотря на низкую эффективность и существенные недоработки, стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности посредством ИНК в нашей стране набирает популярность. Способствует распространению применения ИНК в России и то, что в рамках Налогового кодекса РФ планируется его расширение и модернизация. Кроме того, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года обозначено увеличение масштабов использования инструмента ИНК. В перспективе для повышения эффективности использования ИНК в условиях России рекомендуется взять на вооружение и зарубежный опыт.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют смело обозначить ИНК как действенный инструмент повышения инвестиционной привлекательности страны, который выгоден как для частного бизнеса, так и для государства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017). СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ

от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017). СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).

3. Письмо ФНС РФ от 02.02.2005 N 02-1-07/2 «О порядке учета в целях налогообло-

жения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту». СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52306/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).

4. Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изме-

нения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами». СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213100/ ( дата обращения: 15.12.2017).

5. Приказ ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@ (ред. от 09.10.2017) «Об ут-

верждении форм Договоров об инвестиционном налоговом кредите». СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_57755/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).

6. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельнос-

ти // Налоги. - 2009. - № 48.

7. Зозуля В.В. Сергеева А.Ю. Методические рекомендации по развитию инвестици-

онного налогового кредита // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - c. 11-13.

8. Межекова К.Ю. Инвестиционный налоговый кредит в России и за рубежом //

Конкурентоспособность территорий: Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов, 27-28 апреля 2016 г. Екатеринбург, 2016. - c. 42-44.

9. Митрофанова И.А., Тлисов А.Б., Шавтикова Л.М. Инвестиционный налоговый

кредит как инструмент развития инвестиционной деятельности предприятий // Заметки ученого. - 2016. - № 5(11). - c. 68-74.

10. Мокина Л.С. Бизнес-ангельское инвестирование как важнейший инструмент финансирования инновационной экономики и возможности его реализации в условиях России // Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2017. - № 3(9). - c. 64-69.

11. Насырова В.И. Инвестиционный налоговый кредит как фактор инвестиционной активности регионов // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 4. - c. 99-103.

12. Иванова Н.И. и др. Налоговое стимулирование инновационных процессов. / Монография. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 160 c.

13. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. / Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 384 c.

14. Чеченова Л.С., Буздова З.Б. Инвестиционный налоговый кредит: практика применения в России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1(79-1). - c. 627-630.

15. Российский союз промышленников и предпринимателей: эффективность государственной поддержки и институтов развития. Рспп.рф. [Электронный ресурс].

URL: Ы:1р://рспп.рф/НЬгагуМе'№/136. ( дата обращения: 15.12.2017 ).

references:

Chechenova L.S., Buzdova Z.B. (2017). Investitsionnyy nalogovyy kredit: praktika primeneniya v Rossii[Investment tax credit: application practice in Russia]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1(79-1)). 627-630. (in Russian).

Gordeeva O.V. (2009). Instrumenty nalogovogo regulirovaniya innovatsionnoy deyatelnosti [Tax regulation tools of innovation activity]. Taxes (Nalogi). (48). (in Russian).

Ivanova N.I. i dr. (2009). Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnyh protsessov [Tax incentives for innovation processes] M.: IMEMO RAN. (in Russian).

Mezhekova K.Yu. (2016). Investitsionnyy nalogovyy kredit v Rossii i za rubezhom [Investment tax credit in Russia and abroad] Competitiveness of territories. 42-44. (in Russian).

Mitrofanova I.A., Tlisov A.B., Shavtikova L.M. (2016). Investitsionnyy nalogovyy kredit kak instrument razvitiya investitsionnoy deyatelnosti predpriyatiy [Investment tax credit as a tool for development of enterprises' investment activity]. Zametki uchenogo. (5(11)). 68-74. (in Russian).

Mokina L.S. (2017). Biznes-angelskoe investirovanie kak vazhneyshiy instrument finansirovaniya innovatsionnoy ekonomiki i vozmozhnosti ego realizatsii v usloviyakh Rossii [Business angel investment as the most important tool for financing innovative economy and possibility of its implementation in Russia conditions]. Vestnik Uralskogo finansovo-yuridicheskogo instituta. (3(9)). 64-69. (in Russian).

Nasyrova V.I. (2016). Investitsionnyy nalogovyy kredit kak faktor investitsionnoy aktivnosti regionov [The Investment Tax Credit as a Factor of Investment Activity of Regions]. The Review of Economy, the Law and Sociology. 2 (4). 99-103. (in Russian).

Pogorletskiy A.I. (2006). Mezhdunarodnoe nalogooblozhenie [International taxation] SPb. : Izd-vo Mikhaylova V.A. (in Russian).

Zozulya V.V. Sergeeva A.Yu. (2015). Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu investitsionnogo nalogovogo kredita [Methodical recommendations for the development of investment tax credit]. Transport business in Russia. (2). 11-13. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.