Научная статья на тему 'Анализ применения государственных образовательных стандартов по социально-гуманитарным наукам'

Анализ применения государственных образовательных стандартов по социально-гуманитарным наукам Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
81
19
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Волович Леонид Аркадьевич, Кандаурова Ольга Викторовна

Исследуются достоинства и недостатки стандартов второго и третьего поколения среднего профессионального образования в области социально-гуманитарных дисциплин. Анализируются результаты социологического исследования субъектов образовательного процесса.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Волович Леонид Аркадьевич, Кандаурова Ольга Викторовна,

The Analysis of the State Educational Standards Application in Social Sciences and Humanities

Advantages and disadvantages of the second and third generation standards of secondary vocational education in humanities and social sciences are studied. The results of the sociological research on the subjects of educational process are analyzed.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Анализ применения государственных образовательных стандартов по социально-гуманитарным наукам»

Библиографический список

1. Болонская декларация: Зона европейского высшего образования: совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. иИ-Ь: http://www.inf.tsu.ru/ Webdesign/bpros.nsf/news/010920051

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

3. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теор. аспект. Саратов, 2002.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1978.

5. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

6. Тельтевская Н.В. Мотивационная функция целеполагания в учебной деятельности студентов // Изв. Волгогр. техн. ун-та. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2012. Вып. 11, № 3 (95). С. 130-134.

L.A. Volovich, O.V. Kandaurova The Analysis of the State Educational Standards Application in Social Sciences and Humanities

Advantages and disadvantages of the second and third generation standards of secondary vocational education in humanities and social sciences are studied. The results of the sociological research on the subjects of educational process are analyzed.

Key words and word-combinations: humanities and social sciences, social competence, educational standards.

Исследуются достоинства и недостатки стандартов второго и третьего поколения среднего профессионального образования в области социально-гуманитарных дисциплин. Анализируются результаты социологического исследования субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова и словосочетания: социально-гуманитарные дисциплины, социальная компетентность, образовательные стандарты.

УДК 378 ББК 74.58

Л.А. Волович, О.В. Кандаурова

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ

^Второй учебный год продолжается переход к обучению на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС). Эти стандарты построены на основе модульно-ком-петентностного подхода, ключевым принципом которого выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда. Они ориентированы на результаты обучения, то есть на требования рынка труда, что позволяет повысить востребованность будущих специалистов. В отличие от них в стандартах второго поколения был заложен так называе-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 71

мый знаниевый подход, суть которого - получение определенного минимума знаний. Однако в отношении цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» по новым стандартам предусматриваются изменения, которые отнести к достоинствам вряд ли возможно. В частности, произошло сокращение изучения социально-гуманитарных дисциплин за счет дисциплины «Основы социологии и политологии», которая оказалась исключенной из числа обязательных фундаментальных учебных дисциплин. Такие дисциплины, как «Основы права», «Управленческая психология», также исключены.

В этих условиях возникает противоречие между принятым курсом на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., принятой Правительством РФ, и сложившейся фактической ситуацией в связи с произошедшим изменением места социально-гуманитарных дисциплин в стандартах третьего поколения. Более того, в числе общих компетенций, по новым стандартам, определены социальные компетенции: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных). Возникает вопрос: в рамках каких дисциплин будут реализованы данные компетенции? Вызывает опасения то, насколько реально и насколько компетентно будут осуществлены социальные компетенции в рамках преподавания цикла общетехнических, специальных дисциплин.

Для изучения мнения субъектов образовательного процесса, в частности работодателей и преподавателей, о необходимости формирования социальной компетентности и роли изучения социально-гуманитарных дисциплин в программе обучения будущих техников-технологов всех специальностей проведено исследование. В ходе исследования разработаны опросник для преподавателей и опросник для работодателей. Опросник для преподавателей включал 24 вопроса, для работодателей - три блока. Основная цель организации исследования среди преподавателей: изучить сложившуюся практику преподавания основ социологии в условиях действия стандартов второго и третьего поколения.

Работодателям предлагалось оценить значимость каждой из представленных им общих и профессиональных компетенций, определенных нами на основе требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Бурение нефтяных и газовых месторождений». Всего в стандарте перечислено 10 общих компетенций, которыми должен обладать техник-технолог [1, с. 73].

С целью установления необходимости и степени важности формируемых общих и профессиональных компетенций руководителям и специалистам предприятий нефтегазодобывающей отрасли было предложено оценить каждую из компетенций по десятибалльной шкале и ранжировать значимость общих и профессиональных компетенций в целом (высокий, средний, низкий).

Проведенное нами исследование показало, что субъекты образовательного процесса (преподаватели, работодатели) считают необходимым обязательное

72 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

включение изучения социально-гуманитарных дисциплин в программу обучения будущих техников-технологов всех специальностей в первую очередь для формирования у них социальной компетентности с учетом специфики их трудовой деятельности.

Социальная компетентность - это способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Она предполагает сотрудничество, работу в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей, социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе, развитие личностных качеств, саморегулирование.

Социальной компетентностью должен обладать любой специалист, в том числе будущий техник производства, поскольку в его функциональные обязанности входит решение не только технических задач (определение технологии проводимых работ, контроль качества работ и точность эксплуатации оборудования, ведение документации), но и административно-управленческих (организация деятельности коллектива исполнителей - планирование, руководство и контроль деятельности рабочих). Среди профессионально важных качеств, предъявляемых техникам, в должностной инструкции обозначены организаторские и коммуникативные способности [2]. Кроме того, указана необходимость формирования общих компетенций, в том числе социальных компетенций в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Всего в опросе преподавателей было задействовано 22 человека из 17 средних специальных учебных заведений Республики Татарстан. Большая часть опрошенных (68%) имеют опыт работы по стандартам как второго, так и третьего поколения, их педагогический стаж составляет от 10 до 30 лет.

В условиях действия стандартов второго поколения предмет «Основы социологии» был обязательным во всех учебных заведениях при разном количестве часов (от 32 до 48) и на разных курсах (от второго до пятого). Ситуация коренным образом изменилась с введением стандартов третьего поколения. Лишь в трех учебных заведениях (17,6%) преподавание дисциплины сохранили, но уже не в обязательном статусе, а в статусе факультатива (5,8%) и дисциплины в составе профессионального модуля (11,7%). Такую практику преподаватели считают недопустимой, так как данный курс - один из немногих, на котором социальная компетентность развивается целенаправленно и профессионально квалифицированно. Поэтому все участники опроса единодушно отметили необходимость сохранения преподавания социологических знаний на всех специальностях в одном из вариантов, необходимых для формирования у будущих техников-технологов навыков жить в обществе, социуме, устанавливать взаимодействие, уметь быть мобильными, толерантными.

В опросе работодателей приняли участие 21 руководитель и специалист тринадцати крупных предприятий нефтегазодобывающей отрасли Республики Татарстан. Опрос проводился с целью выявления необходимых компетенций, предъявляемых выпускнику при устройстве на работу, определений требований, которым должен отвечать высококвалифицированный специа-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 73

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

лист после окончания техникума, а также разработки основной профессиональной образовательной программы при подготовке специалиста среднего звена.

Проведенное исследование показало, что работодатели считают необходимым формирование социальной компетентности в подготовке специалистов среднего звена. В результате анкетирования выявлено, что большинство опрошенных высоко оценили включение в подготовку специалистов среднего звена не только профессиональных, но и социальных компетенций. Согласно полученным данным, более половины респондентов (57%) отметили высокий уровень значимости формирования социальных компетенций и 43% - средний, профессиональных компетенций - соответственно 67 и 33%. Характерно, что низкий уровень значимости общих и профессиональных компетенций не оценил никто из участников опроса. Анализ результатов выявил различие в значимости формирования профессиональных компетенций над общими компетенциями на высоком уровне - 10%. Различие в значимости формирования общих компетенций над профессиональными компетенциями на среднем уровне также 10%. Следовательно, работодатели считают необходимым формировать общие (социальные) компетенции у будущих техников наряду с профессиональными компетенциями.

Работодателям предлагалось выделить важные, на их взгляд, дополнительные характеристики, необходимые в подготовке специалистов среднего звена. Среди дополненных характеристик представлены: стрессоустойчивость, корректная и адекватная реакция на критику, умение устанавливать социально-трудовые отношения, переносить тяготы морального и физического труда, пунктуальность, благонадежность работника. Все они имеют отношение к формированию умения жить в социуме [3, с. 34].

Результаты исследования и преподавателей, и работодателей убеждают в необходимости формирования общих (социальных) компетенций в программе обучения будущих специалистов среднего звена в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин. Безусловно, эту задачу призваны решать все учебные дисциплины, однако особая роль принадлежит социально-гуманитарным предметам. Очевидно, что изучение социально-гуманитарных дисциплин специалистами со средним профессиональным образованием в России должно стать необходимым элементом их профессиональной подготовки. Это позволит обеспечить профессиональную подготовку в соответствии с произошедшими социально-экономическими изменениями и предъявляемыми современными требованиями.

Кроме того, в настоящее время назрел поиск путей повышения эффективности применения знаний основ социологии в практической деятельности будущих специалистов среднего звена за счет совершенствования изучения социально-гуманитарных дисциплин на деятельностной основе. Это объясняется тем, что необходимо сблизить содержание дисциплины с профилем подготовки специалистов, спецификой будущей профессиональной деятельности выпускника, повысить ее прагматичность, придать ей прикладной характер. Модель цикла социально-гуманитарных дисциплин в техникумах, независимо от профиля, должна быть динамичной, гибкой и вариативной. В структуре

74 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

содержания цикла социально-гуманитарных дисциплин следует предусмотреть два основных компонента знания: нормативный (ядро знаний) - общеобразовательный минимум, единый для всех типов ссузов и студентов, и вариативный - по их выбору на обязательной или факультативной основе, учитывающий особенности контингента обучаемых, специфику выбранной ими специальности [4, с. 335]. Это позволит создать благоприятные условия для формирования социальной компетентности специалистов среднего звена.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин: утв. Мин-вом образ. и науки РФ 17 марта 2010 г. № 188. М., 2010.

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. Мин-вом труда РФ 21 августа 1998 г.; с изм. на 20 июня 2002 г. // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1173.

3. Осипов П.Н., Кандаурова О.В. Социологическая подготовка будущих техников-техноло-гов как средство формирования у них социальной компетентности // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3. С. 31-34.

4. Осипов П.Н., Кандаурова О.В. О необходимости социологической подготовки будущих техников современного производства // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. № 24. С. 333-336.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 75