Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / CONTRACT SYSTEM / PUBLIC PROCUREMENT / STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюшина К.В.

Статья посвящена анализу положений закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с точки зрения того, насколько он позволяет повысить доступность госзакупок для субъектов малого предпринимательства, повышает ли он конкурентоспособность этих хозяйствующих субъектов в сравнении со средним и крупным бизнесом?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF FEDERAL LAW NO. 44-ФЗ "ABOUT THE CONTRACT SYSTEM IN THE AREA OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR PUBLIC AND MUNICIPAL NEEDS"

The article is devoted to analysis of the provisions of law No. 44-FZ dated 05.04.2013 "on the contract system in the area of procurement of goods, works and services for public and municipal needs in terms of the extent to which it allows to increase the availability of public procurement for the small entrepreneurship subjects, whether it increases the competitiveness of these economic entities in comparison with medium-sized and large businesses?

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"»

УДК: 332.12

Артюшина К.В. студент 3 курса направление «Экономика» группа 14.7-671

ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт управления, экономики и финансов

Россия, г. Казань

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Аннотация. Статья посвящена анализу положений закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с точки зрения того, насколько он позволяет повысить доступность госзакупок для субъектов малого предпринимательства, повышает ли он конкурентоспособность этих хозяйствующих субъектов в сравнении со средним и крупным бизнесом?

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, государственные и муниципальные нужды.

The Artyushina K. V.

3rd year student of "Economics" direction»

Groups 14.7-671

Of the "Kazan (Volga region) Federal University", Institute of management, Economics and Finance, Kazan

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF FEDERAL LAW NO. 44-ФЗ "ABOUT THE CONTRACT SYSTEM IN THE AREA OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR PUBLIC

AND MUNICIPAL NEEDS»

Annotation. The article is devoted to analysis of the provisions of law No. 44-FZ dated 05.04.2013 "on the contract system in the area of procurement of goods, works and services for public and municipal needs in terms of the extent to which it allows to increase the availability of public procurement for the small entrepreneurship subjects, whether it increases the competitiveness of these economic entities in comparison with medium-sized and large businesses?

Keywords: contract system, public procurement, State and municipal needs.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-44) вступил в силу 1 января 2014 г., действует в стране более трех лет [1] и направлен на улучшение системы государственных закупок, чтобы без потери качества закупаемых товаров

обеспечить экономию бюджетных средств.

Для внедрения закона разработаны методические рекомендации по применению этого закона. Однако независимо от рекомендаций в законе обнаружились существенные недостатки, снижающие уровень эффективности его использования [3].

Актуальность применения Федерального закона № 44-ФЗ в настоящее время усиливается благодаря активизации участия малых предприятий в системе государственных закупок, и они уже на этапе предоставления заявок на участие в тендерах сталкиваются с проблемами, которые не учтены в законе.

Закон о государственных закупках имеет много преимуществ. Он обеспечивает сравнительно честное и прозрачное ведение торгов и учитывает различные механизмы для их проведения (открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы) и дает малому бизнесу открыто участвовать в проведении торгов. Кроме положительных сторон в период действия закона можно выделить отдельные недоработки, которые можно рассмотреть в данной статье:

1. Предложения по совершенствованию Федерального закона № 44-ФЗ в области приемки продукции и услуг.

Согласно п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона № 44-ФЗ документация о закупках должна содержать технические и функциональные характеристики, связанные с определением соответствия качества продукции или выполняемых работ потребностям заказчика. В документации о закупке должны быть показатели, позволяющие обеспечить удовлетворение требований со стороны заказчика.

Проведенные исследования специалистов показали, что со стороны заказчиков начинается лоббирование интересов отдельных поставщиков, и они выставляют второстепенные требования, которые не являются определяющими для качества продукции, а характеризуют отдельные несущественные показатели, которые имеют отдельные заказчики не зависимо от потребителя. Например, при заказе огнеупоров, которые должны обеспечить разливку металла, выставляют требования по оттенкам цвета огнеупора, который зависит от вида используемого сырья [2].

В результате исследований эксперты предлагают варианты решения данного вопроса с помощью определения организаторами тендера до момента начала торгов мнения 1-3 независимых экспертов в конкретной отрасли. Это позволит исключить спорные моменты при проведении процедуры закупок.

Также при анализе причин снижения эффективности закона о закупках специалисты обнаружили многочисленные случаи некорректной разработки условий при выдаче технического задания на поставку сложных товаров. Для обоснования закупки медицинского ответственного оборудования многие руководители региональных учреждений не имеют достаточной компетенции.

Решением данного вопроса является целесообразность привлечения по запросу муниципальных учреждений для оформления заказа специалистов крупных региональных медицинских центров.

Важной рекомендацией в области оформления заявок для различных товарных групп большой сложности является создание «библиотеки» контрактов и типовых технических заданий на поставку продукции.

Наличие такого «банка» данных позволит за счет сравнения цен избежать ошибок при оформлении заказа.

2. Предложения по совершенствованию Федерального закона № 44-ФЗ в области приемки продукции и услуг.

При анализе Федерального закона № 44 ФЗ установлено, что процесс приемки продукции полностью возложен только на заказчика и считается его обязанностью. Для поставщика некачественной продукции предусмотрены штрафные санкции и механизмы их введения. Однако при поставке новой разработанной продукции возникают спорные ситуации и трудно определить виновника этих нарушений.

В процессе принятия продукции в соответствии с законом (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ) заказчик должен сформировать приемочную комиссию, утвердить ее состав во главе с председателем комиссии и определить порядок ее работы. В комиссии должны быть лица, обладающие специальными знаниями в области объекта закупки или прошедшие профессиональную переподготовку (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

В законе установлено минимальное число членов комиссии, но не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, которые имеют профессиональные знания об объекте закупок. Предприятие имеет право увеличивать численность комиссии, но из-за попыток экономии средств мало привлекает экспертов со стороны, обходясь собственными специалистами [4].

Указанная недоработка закона приводит к значительным ошибкам, возникающим в процессе приемки различных товаров, в особенности приемки сложной продукции и оборудования. Эти ошибки часто обуславливаются низкой квалификацией членов приемочных комиссий, в которых присутствуют руководящие специалисты предприятий или «свадебные» генералы, которые обладают общей информацией о сложной продукции, но не знают конкретной специфики продукции.

Предлагаемым решением данного вопроса может быть дополнение в закон уточняющих пунктов:

- изменение механизма процесса приемки продукции, в котором приемка сложной продукции возлагается на заказчика с непосредственным участием официальных представителей поставщика;

- при приемке сложного нового оборудования в составе приемочной комиссий численность экспертов высокой квалификации, обладающих знаниями об объекте поставок должна составлять не менее 50%.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Кауфова Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой ученый. - 2017. -№50. - С. 296-298.

3. Методические рекомендации по теме: «Применение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Электронный сборник статей по материалам XLIX студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - № 14 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.