Научная статья на тему 'Анализ применения аптечного нейромаркетинга'

Анализ применения аптечного нейромаркетинга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1088
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АПТЕКА / НЕЙРОМАРКЕТИНГ / ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ / ЗВУКОВОЙ ДИЗАЙН / АРОМАМАРКЕТИНГ / PHARMACY / NEUROMARKETING / VISUAL MERCHANDISING / SOUND DESIGN / SCENT MARKETING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Унгурян Лиана Михайловна

В статье приведен анализ применения нейромаркетинга в аптеках. Использованы методы наблюдения и обобщения. В качестве объектов выступили аптеки г. Одесса (Украина). Всего исследовано 111 аптек. По результатам проведенного исследования установлена необходимость усовершенствования инструментов аптечного нейромаркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of pharmaceutical neuromarketing application

The article analyzes the use of neuromarketing in pharmacies. Methods of observation and generalization applied. The objects were made by chemists in Odessa (Ukraine). A total of 111 pharmacies investigated. As a result of the need to improve of neuromarketing in pharmacies is installed.

Текст научной работы на тему «Анализ применения аптечного нейромаркетинга»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК 615.15:159.99

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АПТЕЧНОГО НЕЙРОМАРКЕТИНГА

Л.М. Унгурян,

Одесский национальный медицинский университет, г. Одесса, Украина

Унгурян Лиана Михайловна - e-mail: lianau@ukr.net

В статье приведен анализ применения нейромаркетинга в аптеках. Использованы методы наблюдения и обобщения. В качестве объектов выступили аптеки г. Одесса (Украина). Всего исследовано 111 аптек. По результатам проведенного исследования установлена необходимость усовершенствования инструментов аптечного нейромаркетинга.

Ключевые слова: аптека, нейромаркетинг, визуальный мерчандайзинг,

звуковой дизайн, аромамаркетинг.

The article analyzes the use of neuromarketing in pharmacies. Methods of observation and generalization applied. The objects were made by chemists in Odessa (Ukraine). A total of 111 pharmacies investigated. As a result of the need to improve of neuromarketing in pharmacies is installed.

Key words: pharmacy, neuromarketing, visual merchandising, sound design, scent marketing.

Введение

Большое значение для успешной деятельности аптечной организации имеет ряд факторов, среди них присутствует аптечный нейромаркетинг, под которым понимают визуальный мерчандайзинг (воздействие с помощью цвета и изображений), звуковой дизайн и аромамаркетинг (воздействие с помощью запахов). Визуальный мерчандайзинг предполагает объединение знаний в области визуального восприятия объектов и мерчандайзинга. Различают три его уровня: место размещения и внешний вид аптеки, аптечная среда (интерьер и планировка зала обслуживания) и выкладка лекарственных средств (ЛС) на полках.

В литературе имеется ряд публикаций по вопросам размещения аптечной сети [1-3] и аптечного мерчандайзинга. Под последним одни ученые понимают комплекс коммуникационных мероприятий, направленный на увеличение объемов продажи аптеками ЛС конкретного производителя, прежде всего безрецептурных препаратов [4]. Другие авторы мерчандайзингом считают отрасль маркетинговой деятельности, которая направлена на сосредоточение внимания покупателей на определенных ЛС [5]. Учитывая, что основной задачей мерчандайзинга является правильная демонстрация и размещение ЛС на полках аптеки для увеличения объемов их реализации [6], был проведен анализ эффективности реализации важнейших его составляющих -

выкладки ЛС и расстановки рекламных материалов [7]. Однако данная тема с точки зрения нейромаркетинга мало исследована и требует новых научных разработок.

Цель исследования: изучение особенностей аптечного нейромаркетинга.

Материал и методы

Применены методы наблюдения и обобщения. В качестве объектов выступили аптеки Одессы. Всего исследовано 111 аптек. Для расчета предельной ошибки выборки (Д) использовали формулу бесповторной выборки [8]:

¡N»t2»cг2

—г*<г

N

»100,

где п - количество аптек, необходимое для исследования (при вероятности р=0,954 и дисперсии выборочной совокупности о2 = 0,25); t - квантиль распределения вероятностей, определяемый по табличным значениям функции Ф (^ и для значения вероятности р=0,954 равен 2; N - общее количество аптек в Одессе (по данным Государственной службы лекарственных средств в Одесской области на 01.01.2014 г. составила 705 единиц).

В нашем случае предельная ошибка выборки составила Д= ±8,7%, т. е. полученные результаты отражают исследуемую действительность в пределах обычной степени надежности (Д = 3-10%) [9].

▲1

Первичная информация исследования записывалась в специально разработанную анкету, состоящую из 46 вопросов, касающихся основных проблем аптечного ней-ромаркетинга.

Результаты и их обсуждение

Согласно полученным результатам четыре пятых исследуемых аптек (83,2%) находились в жилых домах, более десятой части (14,3%) - в отдельных зданиях, значительно меньше - в зданиях торгового центра (7,2%), учреждений здравоохранения (4,5%) и офисных зданиях (1,8%).

При этом в спальных массивах располагалось более половины аптек (58,9%), остальные (41,4%) - в центральной части города. Почти четверть аптек (23,4%) находились рядом с супермаркетом, по одной пятой (20,0%) -около больницы (поликлиники) и остановки общественного транспорта, минимум десятая часть (11,7%) - рядом с рынком.

В радиусе 100 м вокруг почти трех четвертей исследуемых аптек (73,0%) находились другие аптечные организации. При этом по средней медианной величине одну аптеку окружали два конкурента при размахе вариации от 1 до 12, что указывает на значительную конкуренцию.

Места для парковки автомобилей были у более половины аптек (52,3%), т. е. наблюдалась недостаточная физическая доступность в аптеки.

Фасад абсолютного большинства аптек (91,0%) гармонично сочетался с окружающим ландшафтом и зданиями, однако в то же время бросался в глаза у менее трех четвертых аптек (73,9%).

На фасаде здания более половины аптек (54,1%) установлен сигнальный указатель (равносторонний крест зеленого цвета, в центре которого изображена чаша белого цвета с обвивающей ее змеей). В соответствии с абзацем вторым п. 2.12 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству ЛС, оптовой, розничной торговли ЛС сигнальный указатель лицензиат может установить по собственному желанию [10]. Однако согласно приказу МЗ Украины № 590 от 01.12.2004 г. Государственная служба лекарственных средств при проведении проверок должна обращать внимание на наличие на фасаде внешнего сигнального указателя [11].

При оформлении фасадной вывески аптек использовали как ахроматические, холодные и теплые цвета, так и их оттенки и сочетания. При этом самыми распространенными из них были красный, белый и зеленый цвета (таблица). Однако недопустимо, по нашему мнению, было использование коричневого цвета, который навевает грустные мысли.

На видном месте перед входом в абсолютное большинство аптек (92,8%) размещалась информация о режиме работы, у менее двух третьих (60,4%) - о наименовании субъекта хозяйствования, у менее двух пятых - о местонахождении дежурной (круглосуточной) (45,9%) и ближайшей (41,4%) аптеки. Необходимо отметить, что в соответствии с абзацем первым п. 2.12 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству ЛС, оптовой, розничной торговли ЛС указанная выше информация должна быть на видном месте перед входом во все аптеки [10].

Менее трети аптек (32,4%) работали круглосуточно. График почасовой работы остальных аптек был в пределах

8.00-23.00 часов. При этом чаще всего такие аптеки были открыты в пределах от 8.00 до 20.00 (36,0%) и от 8.00 до 21.00 (30,7%) часов.

ТАБЛИЦА.

Цвет фасадных вывесок исследуемых аптек

№ п.п. Цвет Доля, % № п.п. Цвет Доля, %

1 Красный 19,8 12 Голубой на белом 2,7

2 Белый 10,8 13 Синий на белом 2,7

3 Зеленый 9,9 14 Белый на красном 2,7

4 Белый на голубом 7,2 15 Вишневый 1,8

5 Оранжевый 7,2 16 Серый на белом 1,8

6 Голубой 6,3 17 Красный на белом 1,8

7 Бежевый 5,4 18 Зеленый на оранжевом 0,9

8 Белый на синем 4,5 19 Красный на сером 0,9

9 Белый на зеленом 4,5 20 Красный на желтом 0,9

10 Синий 4,5 21 Красный на синем 0,9

11 Коричневый 3,6

Панели-кронштейны (конструкции, используемые для размещения названия аптеки и режима работы) крепились на фасаде здания менее десятой части аптек (9,9%). Выносные щитовые конструкции (штендеры) использовались десятой частью аптек (10,8%).

В почти двух третьих аптек (65,9%) имелись от 1 до 14 ступеней при средней медианной величине 5 ступеней. При этом почти треть таких аптек (32,4%) не имели пандусов, что затрудняет физическую доступность для лиц с ограниченными возможностями, в т. ч. лиц пожилого возраста и матерей с колясками. Стоит отметить, что у двух пятых всех аптек (40,5%) были кнопки вызова провизора. Однако лишь 45,8% аптек, имевших ступеньки при отсутствии пандусов, были оснащены такими кнопками, что также затрудняет физическую доступность для лиц с ограниченными возможностями. Доступ в аптеки затрудняет и тугость открывания дверей, характерная для не менее четверти исследуемых объектов (26,1%).

Вход в зал обслуживания менее трети аптек (60,4%) находился в центре, более одной пятой (21,6%) - слева, менее одной пятой (18,0%) - справа. Учитывая, что абсолютное большинство людей правши, вход в аптеку для обеспечения удобного потребителю направления движения должен быть справа.

Температура в трети залов обслуживания аптек (34,2%) в период исследования (февраль) была прохладной, в других (65,8%) - теплой. Духоты, сквозняков и холода в аптеках не наблюдалось.

Общее освещение зала обслуживания в более четырех пятых аптек (87,4%) осуществлялось с помощью ламп дневного света, не менее одной десятой (11,7%) - галогенных ламп, в 3,6% - ламп накаливания. Необходимо отметить, что почти половина аптек (48,6%) имела акцентирующее освещение, привлекающее внимание посетителей к определенным ЛС. Уровень освещения в зале обслуживания четырех пятых аптек (82,0%) был нормальным, более одной десятой (15,3%) - темным, у оставшихся 2,7% -ярким. Стоит отметить, что темное и слишком яркое освещение вызывает утомление как у фармацевтических специалистов, так у посетителей аптек.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Стены большинства аптек имели бежевый (49,5%) и белый оттенки (35,1%), у меньшинства - бирюзовый (7,2%), светло-серый (5,4%), зеленый и оранжевый (по 1,8%), голубой и желтый (по 0,9%). Таким образом, в оформлении стен аптеки использовали ахроматические (белый, светло-серый) цвета, характеризующиеся только яркостью (светлостью) и чистотой, а также хроматические: теплые (возбуждающие) тона (желтый, оранжевый), холодные (успокаивающие) тона (бирюзовый, голубой, зеленый) и нейтральный (бежевый) оттенок.

У одной десятой части аптек (10,8%) на стенах были вставки из дерева, а у менее одной пятой (17,1%) - облицовочной плитки. Однако гомогенные зоны (большие площади голых стен и монолитного стекла) были присущи для почти десятой части аптек (9,9%), а агрессивные зоны (значительное количество однотипных элементов: большие площади стен выложены кафелем, решетки на окнах, дырчатые плиты или кирпич и др.) - для 6,3% аптек. В одной аптеке (0,9%) наблюдалось сочетание этих зон.

Негативное влияние гомогенных и агрессивных зон, проявляющих сильное раздражающее действие на посетителей аптек, помогает сгладить озеленение. Собственно только почти пятая часть всех исследуемых аптек (24,3%) и треть аптек с указанными зонами (29,4%) в зале обслуживания имели цветы. Наиболее чаще они размещались на подоконниках (94,7%), часто - на территории зоны ожидания (21,1%) и редко - на шкафах (5,3%).

Только одна пятая часть аптек (20,5%) имела стенную газету или санитарный бюллетень постоянно и более одной десятой (15,3%) - сезонно. Почти треть газет (30,0%) была посвящена пилотному проекту по обеспечению населения гипертензивными ЛС, почти двадцатая (17,5%) - проблемам СПИДа, более одной десятой (12,5%) -гриппу, остальные - по туберкулезу и простуде (по 7,5%), вакцинации, диабету, острым респираторным болезням, заболеваниям горла и желудочно-кишечного тракта (по 5,0%).

Почти две пятых аптек (37,8%) имеют зоны ожидания и отдыха для посетителей, являющихся по законодательству не обязательными, но с точки зрения надлежащего обслуживания - крайне важными. При этом четыре пятых зон отдыха (81,0%) были оснащены стульями, две пятых (40,5%) - столиками, менее одной пятой (16,7%) - диванчиком, скамейкой или кушеткой.

Незначительная часть аптек (8,1%) применила арома-маркетинг путем воздействия на посетителей с помощью легких цитрусовых ароматов, вызывающих у них положительные эмоции. Только более десятой части аптек (12,6%) применяла музыкальное сопровождение, включающее спокойную, тихую, ненавязчивую инструментальную музыку, в основном без слов.

Для почти двух третей аптек (59,5%) характерной была закрытая форма обслуживания посетителей (реализация через прилавок), для остальных - открыто-закрытая (часть ЛС реализуется через прилавок, а часть путем самообслуживанием).

Число рабочих мест для аптечных специалистов (количество касс в зале обслуживания) колебалось от одного до пяти при средней медианной величине - два. В качестве технологической одежды аптеками были выбраны белые

халаты (90,1%) и белые брючные костюмы (9,9%). При этом в пятой части аптек (20,7%) эта одежда имела вставки разного цвета (красного, голубого, синего, зеленого, сине-красного, фиолетового, коричневого). У работников двух пятых аптек (41,4%) на одежде имелись фирменные знаки (логотип, эмблема), в трех четвертых (77,5%) - идентификаторы.

Секционные шкафы (стеллажи) или полочки почти в половине аптек (45,0%) размещались по всему периметру зала обслуживания, в трети (32,4%) - позади рабочих мест, в остальных - в виде буквы Г (14,4%) или буквы П (8,1%). При этом в большинстве случаев (63,1%) наблюдалось сочетание открытых и закрытых шкафов, несколько меньше аптек были оснащены только закрытыми (19,8%) и открытыми (17,1%) шкафами. Витрины были размещены в зале обслуживания трех четвертых аптек (76,6%).

Выкладка ЛС в абсолютном большинстве аптек (97,3%) осуществлялась по фармакотерапевтическим группам. Кроме этого в около четвертой части аптек размещения ЛС акцентировали на способе их применения (27,9%) и наличии корпоративных блоков (совместного размещения ЛС одного производителя) (23,4%), пятая часть - использовали надписи на полках или витринах для ЛС однотипного действия (19,8%). Лишь в незначительной части аптек была заметна явная пропорциональность (5,4%) или асимметричность (4,5%) размещения ЛС.

Ценники абсолютного большинства аптек (95,5%) были оформлены в одном стиле, в других имелись изменения фона и некоторых деталей для привлечения внимания к определенным ЛС (3,6%) или ценники отсутствовали (0,9%). В четырех пятых аптек (82,8%) фон ценников был белым, в одной десятой (10,8%) - зеленым, в остальных -оранжевым (4,5%), красным (1,8%), желтым и темно-красным (по 0,9%). Необходимо отметить, что для привлечения внимания использовали оранжевый, желтый, красный, зеленый и темно-красный цвета.

Более четырех пятых аптек (84,7%) имели аптечную справку, почти три четверти - фирменные пакеты для упаковки (72,1%).

Таким образом, в результате проведенного исследования установлен недостаточный уровень реализации аптечного нейромаркетинга и необходимость его доработки.

Заключение

Путем наблюдения исследованы направления применения нейромаркетинга в аптеках Одессы (Украина).

Обобщение результатов исследования указывает на ненадлежащий подбор инструментов аптечного нейро-маркетинга и необходимость их доработки, поскольку правильное с точки зрения социально ответственной составляющей применение инструментов аптечного ней-ромаркетинга позволит создать и поддержать лояльность потребителей и позитивный имидж аптек, что приведет к увеличению продажи и прибыли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громовик Б.П. Особливосп терит^ального розподту аптечноТ мережа УкраТни. Фармац. журн. 2000. № 6. С.3-8.

Hromovyk В.Р. Osoblyvosti terytorial'noho rozpodilu aptechnoyi merezhi икгауту. Farmats. zhurn. 2000. № 6. S3-8.

▲1

SSM

2. Колосова О.Л. Стратегия фармацевтического маркетинга: размещение аптеки / О.Л. Колосова, А.М. Битерякова, О.А. Васнецова //Провизор.-1998.-№ 3.- С.27-28.

Kolosova O.L. Strategiya farmatsevticheskogo marketinga: razmeschenie apteki/O.L. Kolosova, A.M. Biteryakova, O.A. Vasnetsova//Provizor.-1998.-№ 3.-S.27-28.

3. Лтич Л. Г. Оптимiзацiя розмщення пщприемств / Л.Г. Л™ч, О.В. Кощм //Вкник ДУ "Львiвська пол^ехнка".-1998.-№ 353.- С.67-72.

Lipych L. H. Optymizatsiya rozmishchennya pidpryyemstv /L.H. Lipych, O.V. Koshchiy//Visnyk DU "L'vivs'ka politekhnika".-1998.- № 353.- S.67-72.

4. Громовик Б.П. Менеджмент i маркетинг у фармацм: пщручник / Б.П. Громовик, Г.Д. Гасюк, О.Р. Левицька; за ред. Б.П. Громовика. - К.: Медицина, 2008. - 752 с.

Hromovyk B.P. Menedzhment i marketynh u farmatsiyi: pidruchnyk / B.P. Hromovyk, H.D. Hasyuk, O.R. Levyts'ka;za red. B.P. Hromovyka. - K.: Medytsyna, 2008. -752 s.

5. Загорий Г. Все по полочкам. Успешный мерчандайзинг в аптеке [Электронный ресурс] / Г. Загорий, Ю. Чертков. - Режим доступа: http://www. apteka.ua/article/34991 (дата обращения 15.05.2014).

Zagoriy G. Vse po polochkam. Uspeshnyiy merchandayzing v apteke [Electronic resource] / G. Zagoriy, Yu. Chertkov. - Mode of access: http://www. apteka.ua/article/34991(date of appeal: 15.05.2014).

6. Аптечный мерчандайзинг: от перестановки слагаемых сумма изменяется! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/27076 (дата обращения 15.05.2014).

Aptechnyiy merchandayzing: ot perestanovki slagaemyih summa izmenyaetsya! [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.apteka.ua/ article/27076 (date of appeal: 15.05.2014).

7. Софронова И.В. Использование мерчандайзинга как фактора привлекательности аптеки для потребителя [Электронный ресурс] / И.В. Софронова, З.Н. Мнушко, К.В. Моканов. - Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/ archive/2005/N22/art_03.php (дата обращения 15.05.2014).

Sofronova I.V. Ispolzovanie merchandayzinga kak faktora privlekatelnosti apteki dlya potrebitelya [Electronic resource] /1. V. Sofronova, Z.N. Mnushko,

K.V. Mokanov. - Mode of access: http://www.provisor.com.ua/archive/2005/ N22/art_03.php (date of appeal: 15.05.2014).

8. Статистика: пщручник / С.С. Герасименко, А.В. Головач, А.М. ЕрЫа та iH.; за наук. ред. д-ра екон. наук С.С. Герасименка. - 2-ге вид., перероб. i доп. - К.: КНЕУ, 2000. - 467 с.

Statystyka:pidruchnyk/S.S. Herasymenko, A.V. Holovach, A.M. Yerina ta in.; za nauk. red. d-ra ekon. nauk S. S. Herasymenka. - 2-he vyd, pererob. i dop. - К.: KNEU, 2000. - 467 s.

9. Вибiрка, и розмiр i структура [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://marketing-helping.com /konspekti-lekcz/25-kurs-marketin ga/493-2011-01-19-19-44-00.html (дата обращения 15.05.2014).

Vybirka, yiyi rozmiri struktura [Electronic resource]. - Mode of access: http:// marketing-helping.com/konspekti-lekcz/25-kurs-marke tin gaZ493-2011-01-19-19-44-00.html (date of appeal: 15.05.2014).

10. Наказ МОЗ УкраТни № 723 вщ 31.10.2011 р. «Про затвердження Лщензмних умов провадження господарсько) дiяльностi з виробництва лкарських засобiв, оптово), роздрiбно) торгiвлi лкарськими засобами» (редакщя вщ 06.08.2013 р.) [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1420-11/page (дата обращения 15.05.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nakaz MOZ Ukrayiny № 723 vid 31.10.2011 r. «Pro zatverdzhennya Litsenziynykh umov provadzhennya hospodars'koyi diyal'nosti z vyrobnytstva likars'kykh zasobiv, optovoyi, rozdribnoyi torhivli likars'kymy zasobamy» (redaktsiya vid 06.08.2013 r.) [Electronic resource]. - Mode of access: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1420-11/page (date of appeal: 15.05.2014).

11. Наказ МОЗ УкраТни № 590 вщ 01.12.2004 р. «Про затвердження опису зовышнього сигнального покажчика аптечного закладу та його структурного пщроздту» (редакция вщ 16.07.2005 р.) [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1563-04 (дата обращения 15.05.2014).

Nakaz MOZ Ukrayiny № 590 vid 01.12.2004 r. «Pro zatverdzhennya opysu zovnishn'oho syhnal'noho pokazhchyka aptechnoho zakladu ta yoho strukturnoho pidrozdilu» (redaktsiya vid 16.07.2005 r.) [Electronic resource]. -Mode of access: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1563-04 (date of appeal: 15.05.2014). гтш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.