Научная статья на тему 'Анализ причин возникновения ДТП на территории Воронежской области'

Анализ причин возникновения ДТП на территории Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ причин возникновения ДТП на территории Воронежской области»

4. Соловьев А.С. О природе снежной лавины / А.С. Соловьев, А.В. Калач, С.А. Псарев // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2012 г. - № 2. - С. 4-9.

5. Васенин А.Ю., Калач А.В., Посметьев В.В. Прогнозирование селевых потоков на основе математического моделирования для организации подразделениями МЧС и МВД профилактических и спасательных мероприятий // Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий: Сб. трудов VI междунар. конф. «ПМТУКТ-2013». -Воронеж, 2013. - С. 61-62.

6. Бондарев А.С., Калач А.В., Посметьев В.В. Математическое моделирование чрезвычайных ситуаций в акватории порта, связанных с разливом нефти // Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий: Сб. трудов VI междунар. конф. «ПМТУКТ-2013». - Воронеж, 2013. - С. 53-55.

7. Атапин А.А., Калач А.В., Посметьев В.В. Моделирование обрушения строительных конструкций при пожаре // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: Сб. статей по матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. - Воронеж, 2015. - Ч.1. - С. 118-120.

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДТП НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А. Пригородова, студентка, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Дорожно-транспортные происшествия неизбежны в процессе дорожного движения. Совершенных систем не существует и, если уж человеческий организм, который создала природа, дает сбои, то автомобиль - творение рук человеческих - иногда ведет себя непредсказуемо. Череда нелепых случайностей порой приводит к страшным трагедиям на дороге. Чаще всего причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения, например, езда за рулем в нетрезвом виде, чем грешат не только отечественные водители, но и автомобилисты за рубежом. Если верить официальной статистике Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), только на территории Российской Федерации в результате ДТП в год погибает около 30 тысяч человек, более 200 тысяч получают травмы. Аварии на дорогах со стремительной скоростью растут, и многие специалисты считают, что дорожно-транспортные происшествия могут увеличить показатель смертности в мире в ближайшие двадцать лет на 66 %, что поставит данный вид смертности в один ряд со стихийными бедствиями.

Дорожно-транспортным происшествиями (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных

средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, грузов или иной материальный ущерб.

Каждый участник дорожного движения, особенно водители механических транспортных средств, должны иметь представление о разновидностях ДТП, их причинах и механизме перерастания нормального режима движения транспортного средства в аварийный. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от тяжести последствий, характера ДТП, места происшествия и других признаков. По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия. Кратко их определяют так:

- столкновением называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;

- опрокидывание - происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;

- наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

- наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

- наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

- наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором механическое транспортное средство совершило наезд на стоящее транспортное средство или ударилось в него;

- наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

- наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

- прочие происшествия - все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше инцидентам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов; падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство. Наезд на лиц,

не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и других причин.

Классификация ДТП по степени тяжести последствий. В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие, смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

С января по ноябрь 2015 года на территории Воронежской области зарегистрировано 2712 ДТП, 436 человек погибли, более 3300 получили различные телесные повреждения. Основной рост дорожно-транспортных происшествий зарегистрирован на территории Калачеевского, Павловского и Россошанского районов области. С начала 2015 года пресечено свыше 2,5 млн. нарушений ПДД.

Серьезной проблемой остается количество ДТП с участием пьяных водителей. На их совести практически каждая седьмая авария. Общее число подобных аварий возросло на 7,3 %, число погибших в них людей - на 100 %, раненых - на 8,7 %.Согласно статистике аварий в Воронежской области за 10 месяцев 2015 года по вине пьяных водителей произошло 388 ДТП, в них погибло 123 человека и около 300 получили ранения. С июля этого года наблюдается резкое снижение количества «пьяных ДТП» - почти в два раза.

Ежемесячно на 20-30 % снижается количество аварий с участием пьяных водителей. Сейчас рост составляет лишь около 5 %. В прошлом году на первую неделю ноября произошло 6 аварий с участием пьяных водителей, а в этом году - лишь 2. По Воронежской области, за 10 месяцев на дорогах было выявлено около 12 тысяч пьяных водителей. Всего было возбуждено 396 уголовных дел за повторное вождение в пьяном виде.

Остается тревожащим и количество ДТП с участием автобусов. За 10 месяцев 2015 года зарегистрировано 151 такое ДТП, в которых погибли 12 человек, а 184 получили телесные повреждения различной степени тяжести. По вине водителей пассажирского автотранспорта допущено 44 дорожно-транспортных происшествия. С начала года ГИБДД области выявлено более 4000 нарушений ПДД, допущенных водителями автобусов. В том числе задержано 10 водителей в состоянии алкогольного опьянения. Запрещена эксплуатация 729 неисправных автобусов, в том числе 25 - не прошедших технический осмотр.

За 8 месяцев в нашей области общее количество ДТП снизилось на 7,1 %, погибших - на 17,3 % и раненых - на 2,6 %. Снизилось число аварий, допущенных по вине водителей со стажем управления менее 3 лет - 205, что составляет 11 % от всех ДТП, в которых оказались виновными люди, сидевшие за рулем. В течение несколько десятков лет не уходит на второй план вопрос детской безопасности на дорогах. Из них в 228 авариях 256 детей были ранены, еще 7 - погибли (рис. 1).

Рис. 1. ДТП с участием детей за 8 месяцев 2015 года

Большинство смертельных ДТП произошли по вине водителей, сообщила федеральная ГИБДД. Все аварии, в которых погибли дети, произошли по вине водителей, не соблюдавших правила дорожного движения: погибли 6 пассажиров и один пешеход. В 190 авариях по вине водителей пострадали 216 детей, что на 4,3 % больше данных прошлого года. На Воронежских дорогах с несовершеннолетними пассажирами произошло 116 ДТП и еще 74 - с пешеходами. Неосторожность детей спровоцировала 37 аварий, неаккуратное вождение ими мопедов и велосипедов - 22 и 19 ДТП соответственно.

ГИБДД с января по август зафиксировала в Воронежской области 2103 ДТП, в которых погибли 325 человек и 2683 получили ранения (рис. 2). Большинство аварий - 1874 - произошли из-за несоблюдения водителями ПДД: в них пострадали 2474 человека и погибли 291. Традиционно в большинстве аварий учувствовали легковые автомобили, однако значительно возросло число аварий с тракторами - до 14 ДТП против 4 за аналогичный период прошлого года

Количество ДТП Из-за нарушения ПДД водителями Водителями легковых автомобилей Водителями мотоциклов Водителями грузовых автомобилей Водителями мопедов В состоянии опьянения Водителями автобусов Водителями тракторов

574

52

Ш 124 ■1 109 ■ 85 1 40 1 36 1 14

500

1000

1500

2000

2500

Рис. 2. Статистика ДТП за 8 месяцев 2015 года

Чаще всего в аварии попадали воронежцы от 30 до 40 лет (среди них 83 погибших и 663 раненых), виновниками ДТП в большинстве случаев становились водители со стажем вождения свыше 15 лет - 728 аварий.

Начинающие водители, со стажем до двух лет, спровоцировали аварии в 205 случаях. Количество ДТП с пешеходами снизилось незначительно - менее, чем на 5 % по сравнению с 2014 годом. В 585 авариях получили травмы 538 человек, погибли - 81. Большинство смертельных ДТП с участием пешеходов спровоцировали перебегающие через дорогу люди в неположенном месте (рис. 3).

За первое полугодие на территории области зарегистрировано 1460 ДТП, в которых 208 человек погибли, 1850 - получили ранения. Общее количество ДТП снизилось на 4,8 %, погибших - на 17,5 %, раненых - на 1,1 %. Тяжесть последствий снизилась с 11,9 до 10,1. Есть значительный сдвиг в лучшую сторону и на территории города Воронежа.

Рис. 3. ДТП с участием пешеходов за 8 месяцев 2015 года

За полугодие в областном центре зарегистрировано 543 ДТП. Притом, что их число увеличилось на 2,1 %, количество погибших (33) и раненых (641) снизилось, соответственно, на 29 % и 2,6 %. На федеральных дорогах зарегистрировано 205 ДТП. 62 человека погибли, 293 - получили ранения. Общее количество ДТП снизилось на 8,9 %, погибших в результате аварий - на 20,5 %. Тяжесть последствий снизилась с 22 до 17,5 %. Проблемным остается только увеличение количества раненых - на 9,7 %.

Список использованной литературы

1. ГОСТ 23457-79 Технические средства организации дорожного движения. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 56с.

2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения /В.Ф. Бабков. - М.: Транспорт, 2000. - 188с.

3. Волошин Г.А. Анализ дорожно-транспортных происшествий /А.Г. Волошин, В.П. Мартынов, А.Г. Романов. - М.: Транспорт, 2007. - 240с.

4. Коноплянко В.И. Информация в дорожном движении /В.И. Коноплянко. - М.: МАДИ, 12007. - 65с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.