Вестник СГГА, вып. 3 (27), 2014
УДК 528.4
АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРИОСТАНОВЛЕНИЙ И ОТКАЗОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. 8(913)450-94-57, e-mail: kimirs@yandex.ru.
Мария Дмитриевна Костенко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студентка группы ГК-52, e-mail: kostenko@yandex.ru
В статье дан анализ причин приостановлений и отказов в государственном кадастровом учете на примере двух регионов. Показаны положительные тенденции, которые обусловлены введением нового законодательства, снижающие причины отказов за счет изменения смыслового содержания некоторых статей закона.
Ключевые слова: государственный кадастровый учет, земельный участок, отказы и приостановления в кадастровом учете, налогооблагаемая база.
ANALYSIS OF REASONS FOR DENIAL AND SUSPENSION OF STATE CADASTRAL REGISTRATION
Victor N. Klyushnichenko
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (913)450-94-57, e-mail: kimirs@yandex.ru
Maria D. Kostenko
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Student, e-mail: kostenko@yandex.ru
The reasons for suspension and denial of state cadastral registration are analyzed by the example of two regions. The authors put forward two positive tendencies resulting from the new legislation. Due to the change of the meaning content in some law articles, the number of reasons for the denial may be reduced.
Key words: state cadastral registration, land unit, suspension and denial of state cadastral registration, tax base.
Без государственного кадастрового учета (ГКУ) невозможны сделки с недвижимым имуществом, а также регистрация прав на недвижимое имущество. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений об объектах [2, 3].
Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав собственности на объекты не-
102
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
движимости. Поэтому несовершенство системы ГКН оказывает негативное влияние на интересы физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления [4].
Одной из главных проблем российского кадастра является его незавершенность. Это обусловлено заявительным принципом ведения кадастра. Кроме того, точность пунктов опорной межевой сети, а также границ земельных участков в большинстве случаев недостаточна [8, 9]. Тем не менее, такая информация включена в кадастр и принимается за основу. Современные средства и методы определения координат характерных точек выше, чем было двадцать лет назад, когда начал создаваться кадастр в России. В связи с этим неизбежны расхождения между атрибутивными и графическими данными, содержащимися в ГКН и предоставляемыми кадастровыми инженерами [5, 7, 11]. Такое несоответствие, согласно действующему законодательству, обусловливает приостановления и отказы в ГКУ [16, 17, 18]. Министерство экономического развития непрерывно совершенствует нормативную и законодательную базы, что приносит свои положительные результаты [6, 12, 13, 14, 15, 18, 20]. Вместе с тем, само определение «недвижимость» требует уточнения [1, 19, 21].
Ниже приведены статистические данные о приостановлениях и отказах в государственном кадастровом учете. Осуществление государственного кадастрового учета до 1 октября 2013 г., согласно ФЗ № 221, приостанавливалось в следующих случаях [10]:
- имелись противоречия между сведениями об объекте, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями, внесенными в Единый государственный реестр (за исключением случаев, если при осуществлении государственного кадастрового учета вносились изменения в сведения);
- местоположение помещения, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре, частично или полностью совпадало с местоположением другого помещения (за исключением случая, если это помещение является преобразуемым объектом);
- не представлены необходимые для государственного кадастрового учета документы (за исключением случаев, если документы могли запрашиваться органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
В городе Белгороде за март 2012 г. было принято 247 решений о приостановлении государственного кадастрового учета. При этом доля приостановлений составила 4,4 % от количества поступивших заявлений. Основными причинами принятия решений о приостановлении являлись:
- противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями (за исключением случаев внесения изменений (п. 1, ч. 2, ст. 26 Закона о кадастре)). По данному пункту филиалом Управления принято 136 решений о приостановлении;
103
Вестник СГГА, вып. 3 (27), 2014
- одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает границу другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (согласно п. 2, ч. 1, ст. 26 Закона о кадастре принято 96 решений о приостановлении);
- не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если документы (сведения) могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (согласно п. 4, ч. 2, ст. 26 Закона о кадастре принято 15 решений о приостановлении).
Основными причинами принятия решений об отказе в городе Белгороде являлись следующие:
- заявление о кадастровом учете или необходимые для этого документы по форме или содержанию не соответствовали требованиям п. 2, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре. По этой причине было принято 252 решения об отказе;
- истек срок приостановления реализации кадастрового учета и не устранены обстоятельства, явившиеся основанием для принятия решения о приостановлении (согласно п. 6, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре принято 52 решения об отказе);
- с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (п. 5, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре принято 47 решений об отказе);
- при уточнении границ не был соблюден порядок согласования местоположения границ земельных участков (согласно п. 2, ч. 5, ст. 27 Закона о кадастре принято 11 решений об отказе);
- объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта, сведения о котором носят временный характер (п. 4, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре принято 8 решений об отказе);
- земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 ФЗ № 221 (согласно ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре принято 4 решения об отказе);
- размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не соответствует установленным требованиям к предельным размерам земельных участков (согласно п. 2, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре принято 3 решения об отказе);
- объект недвижимости, принятый для кадастрового учета, образуется из объекта недвижимости, раздел (выдел) доли в натуре или иное действие в отношении которого не допускается в соответствии с установленными требованиями (согласно п. 3, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре принято 2 решения об отказе);
- межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица (согласно п. 7, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре принято 2 решения об отказе);
104
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
- одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования или границу населенного пункта (согласно п. 5, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре принято одно решение об отказе);
- в результате кадастрового учета площадь земельного участка оказалась больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (согласно п. 1, ч. 5, ст. 27 Закона о кадастре принято одно решение об отказе).
Ниже приведены данные за 2012 г. по филиалу Федеральной кадастровой палаты Челябинской области о количестве и причинах отказов:
- несоответствие заявления о ГКУ или необходимых документов по форме или содержанию требованиям п. 2, ч. 2, ст. 21 Закона о кадастре. В процентном соотношении это значение (6 279) составляло 45,4 % от общего количества;
- в 880 решениях об отказе (6,4 %) указано основание п. 2, ч. 5, ст. 27 Закона о кадастре, свидетельствующее о нарушении порядка согласования местоположения границ;
- в 334 решениях (2,4 %) нарушен п. 5, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре (одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу муниципального образования или населенного пункта);
- в 246 решениях (1,8 %) нарушен п. 3, ч. 2, ст. 27 Закона о кадастре (раздел (выдел) доли в натуре или иное действие с преобразуемыми объектами недвижимости не допускается);
- в 224 решениях (1,6 %) нарушен п. 2, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре. Размер образуемого земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не соответствовал установленным земельным законодательством требованиям о предельных размерах земельных участков;
- в 204 решениях (1,5 %) нарушен п. 1, ч. 5, ст. 27 Закона о кадастре (в результате кадастрового учета площадь земельного участка оказалась больше предельного (минимального или максимального) размера земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости);
- в 190 решениях (1,4 %) нарушена ч. 4, ст. 27 Закона о кадастре (изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ);
- в 67 решениях (0,5 %) нарушен п. 4, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре (не обеспечен доступ к образуемому или измененному земельному участку, в том числе путем установления сервитута);
- в 13 решениях (0,1 %) нарушен п. 6, ч. 3, ст. 27 Закона о кадастре (земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель).
Изучив материалы обследования организаций, осуществляющих ГКУ, нам удалось выявить основные причины приостановлений и отказов и их процентное соотношение. Например, в городе Белгороде в марте 2012 г. было принято
105
Вестник СГГА, вып. 3 (27), 2014
396 решений об отказе. Доля отказов в ГКУ составляла 7,0 % от количества поступивших заявлений.
По статистике в Российской Федерации количество отказов на 2012 г. составило 601 382. При этом их количество в 2012 г. по отношению к 2011 г. [12]:
- увеличилось на территории Центрального федерального округа на 9 %, Северо-Западного - на 1 %, Северо-Кавказского - на 24 %, Приволжского - на 2 %, Уральского - на 18 %, Сибирского - на 6 %, Дальневосточного - на 16 %;
- снизилось на территории Южного федерального округа на 17 %.
Количественные данные показывают, что по сравнению с 2011 г. возросло
число отказов в осуществлении ГКУ:
- в первом полугодии 2011 г. - на 15,6 %, во втором полугодии 2011 г. -на 15,6 %;
- в первом полугодии 2012 г. - на 11,0 %, во втором полугодии 2012 г. - на 20,1 %.
В некоторых филиалах количество принятых решений о приостановлении в осуществлении ГКУ стабильное на протяжении всего 2012 г., например [12]:
- Волгоградская область (в первом полугодии - 4 %, во втором полугодии - 3 %);
- Республика Калмыкия (в первом полугодии - 5 %, во втором полугодии - 4 %);
- Чеченская Республика (в первом полугодии - 7 %, во втором полугодии -
5 %);
- Ульяновская область (в первом полугодии - 2 %, во втором полугодии -
5 %);
- Курганская область (в первом полугодии - 6 %, во втором полугодии - 6 %).
Как видно из материалов обследования, количество приостановлений и отказов достаточно высокое. Следовательно, муниципалитеты или Российская Федерация не будут получать налоги или они поступят со значительным опозданием. Основные причины задержек указаны выше. Действующие нормативные акты в сфере кадастровой деятельности и множество разъяснительных писем, издаваемых Министерством экономического развития, объясняют конкретные конфликтные ситуации, вместе с тем, не обеспечивают предотвращение процедур приостановления и отказов, поскольку предназначены для решения конкретной ситуации. Поэтому для борьбы с этим негативным явлением необходимо издать инструкцию по подготовке межевых и технических планов и передаче их на ГКУ. Эта инструкция должна содержать рекомендации по выбору метода определения координат с учетом требований к точности, включать порядок согласования границ с рассмотрением наиболее вероятных ситуаций, а также процедуру передачи межевых и технических планов на ГКУ. Проект данной инструкции целесообразно передать на предварительное рассмотрение объединению кадастровых инженеров и работникам органа кадастрового учета. Такая инструкция была бы полезна всем работникам, чьи интересы переплетаются в процессе кадастровой деятельности и кадастрового учета.
106
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Анализируя статистические данные приостановлений и отказов в ГКУ, можно сделать заключение, что доля некоторых причин высока. Одной из таких причин является расхождение значений площади объектов на физической поверхности земли [1]. Это в конечном итоге может сказаться на размере налога по определенному муниципалитету, субъекту Федерации или государству в целом. Такая парадоксальная ситуация должна быть исключена за счет упрощения процедуры постановки на учет недвижимого имущества в целях налогообложения. Недостающие характеристики объектов недвижимости будут внесены в процессе совершения сделки с этим имуществом. Кроме того, множество разъяснительных писем Министерства экономического развития необходимо заменить, как было сказано выше, одной инструкцией для кадастровых инженеров. Целесообразно также внесение изменений в действующее законодательство, в котором следует уточнить цели создания кадастра в России: налогообложение или регистрация сделок с недвижимым имуществом. Одним из таких шагов является введение с 1 октября 2013 г. в действие Федерального закона № 250. Этот закон меняет местами наиболее проблемные пункты ранее действующего закона № 221, что позволяет сохранить право владельцев недвижимого имущества на успешное завершение операций с недвижимостью. Поэтому факт исключения из разряда отказных требований к форме и содержанию документов, а также наличию доступа к образуемому земельному участку значительно снижает процент отказов в государственном кадастровом учете.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации (по сост. на 15 мая 2010 г.): федер. закон № 136. - Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2010. - 95 с.
2. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: федер. закон № 221. - Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2008. - 54 с., в редакции от 2 июля 2013 г
3. Российская Федерация. Законы. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 (в ред. Указа Президента РФ от 21. 05. 2012 № 636). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
4. Российская Федерация. Правительство. Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости: постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618 г. Москва // Рос. газ. - 2008. - 27 авг.
5. Жарников В. Б., Николаева О. Н., Сафронов В. В. Техногенная трансформация земель и ее показатели в системе мониторинга // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С. 73-77.
6. Итоги деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text/
7. Каленицкий А. И., Васильева К. Е. Оценка площади физической поверхности участка на территории Алтайского края // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 79-83.
8. Карпик А. П. Разработка критериев оценки качества кадастровых данных // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 133-136.
107
Вестник СГГА, вып. 3 (27), 2014
9. Карпик А. П. Разработка методики качественной и количественной оценки кадастровой информации // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 137-142.
10. Клюшниченко В. Н., Ивчатова Н. С., Пустовалова О. В. Государственный кадастр недвижимости: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1; под общ. ред. В. Н. Клюшниченко. - Новосибирск: СГГА, 2014. - 248 с.
11. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая Земля» к системе виртуальной реальности. // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 58-63.
12. Об основаниях для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельных участков [Электронный ресурс]: письмо Минэкономразвития РФ от 10.12.2010 № Д23-5055. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
13. Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков: письмо Минэкономразвития № 4448-ИМ/Д23 от 27 марта 2009 года // Кадастровый вестник. - 2009. - № 2.
14. Об утверждении форм заявлений и об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 125. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
15. Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 529 г. // Рос. газ. - 2011 - 31 дек.
16. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (в ред. приказа № 32 от 25. 01. 2012). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
17. О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ [Электронный ресурс]: письмо Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 № 22781-ИМ/Д23 (с изм. от 27. 12. 2011). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
18. О подготовке межевого плана. [Электронный ресурс]: письмо Министерства экономического развития РФ от 3 февраля 2010 г. № Д23- 344. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
19. О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: Указ Петра I 23 марта 1714 года // Российское законодательство X-XX веков в 9 т., Т. 4. - М.: Юрид. лит., 1986. - 137 с.
20. О порядке устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков [Электронный ресурс]: письмо Минэкономразвития РФ от 26.10.2010 № Д23-4375. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
21. Рягузова С. Е., Пархоменко И. В. Объекты недвижимости. Понятие, признаки, виды // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 3. - С. 13-22.
Получено 15.08.2014
© В. Н. Клюшниченко, М. Д. Костенко, 2014
108