Научная статья на тему 'Анализ причин офшоризации и методов деофшоризации экономики'

Анализ причин офшоризации и методов деофшоризации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРИЗАЦИЯ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / NANOTECHNOLOGIES / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / OFFSHORING / DE-OFFSHORING / SCIENCE INTENSIVE BRANCHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранова Наталья Александровна

Проанализированы причины офшоризации и методы деофшоризации экономики. Показано, что половина вывезенного из страны капитала сегодня официально зарегистрирована в офшорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OFFSHORING REASONS AND METHODS OF ECONOMY DEOFFSHORING

The paper reports the economy off-shoring, which obtained a catastrophic character. According to computations it becomes that capital outflow from the country made about one trillion dollars. Half of this amount half a trillion is registered today in off-shores. It comes back to us from off-shores as foreign investments at 7-9% per annum. The off-shoring reasons are analyzed. It is a hard monetary policy of the CB, economy disintegration, dependence upon external financing sources, the existence of milder working conditions in off-shores, pressure of the Western financial system, a serious interest of the off-shore oligarchy and so on. De-offshorization measures: a capital flight cessation, government willful actions, measures of technical regulation and control, President’s decrees implementation and a measure complexity on the solution of de-offshorization problems.

Текст научной работы на тему «Анализ причин офшоризации и методов деофшоризации экономики»

УДК 339.9:338.1

DOI: 10.12737/article 59b11cb7310ec6.31953673

Н.А. Таранова

АНАЛИЗ ПРИЧИН ОФШОРИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Проанализированы причины офшоризации и методы деофшоризации экономики. Показано, что половина вывезенного из страны капитала сегодня официально зарегистрирована в офшорах.

Ключевые слова: офшоризация, деофшори-зация, нанотехнологии, высокотехнологичные отрасли.

N.A. Taranova

ANALYSIS OF OFFSHORING REASONS AND METHODS OF ECONOMY DEOFFSHORING

The paper reports the economy off-shoring, which obtained a catastrophic character. According to computations it becomes that capital outflow from the country made about one trillion dollars. Half of this amount - half a trillion - is registered today in off-shores. It comes back to us from off-shores as foreign investments at 7-9% per annum. The off-shoring reasons are analyzed. It is a hard monetary policy of the CB, economy disintegration, dependence upon external financing sources, the existence of milder working

conditions in off-shores, pressure of the Western financial system, a serious interest of the off-shore oligarchy and so on. De-offshorization measures: a capital flight cessation, government willful actions, measures of technical regulation and control, President's decrees implementation and a measure complexity on the solution of de-offshorization problems.

Key words: off-shoring, deoffshoring, nano-technologies, science intensive branches.

85% так называемых иностранных инвестиций, направляемых нам, - это офшорные инвестиции наших же соотечественников. Наша экономика вошла в самоуничтожаемый механизм воспроизводства, когда находящаяся в офшорах бизнес-аристократия вытаскивает из страны деньги, не выплачивая налоги. Ежегодные потери доходов бюджетной системы вследствие утечки капитала через офшоры превышают 1,3% ВВП.

Капиталы накапливаются за границей на офшорных счетах, а затем возвращаются к нам, зачастую в качестве кредитов, за которые мы платим. Якобы иностранные инвесторы вывозят прибыль без уплаты налогов. И получается, что на этом кругообороте между офшорной олигархией и нашей хозяйственной системой страна теряет ежегодно до ста миллиардов долларов и одного триллиона рублей чистых налогов в бюджет. Эта саморазрушающаяся экономика стала порождением той экономики, которую мы импортировали из-за

границы, вместо того чтобы создавать свою [2].

Особую угрозу национальной безопасности создает сложившаяся ситуация с регистрацией прав собственности на большую часть крупных российских негосударственных корпораций сферы нано-технологий и их активов в офшорных зонах, где осуществляется основная часть операций с их оборотом. На них же приходится около 85% накопленных инвестиций - как в Россию, так и из России [4].

Кроме того, в уставном капитале предприятий присутствует значительная доля депозитарных расписок, что в сумме дает по ряду базовых отраслей экономики до 60 % доли иностранного капитала.Это в 5 раз превышает предельно критический уровень, установленный исходя из объективных требований к избирательной способности национальной системы управления экономикой, и в 2 раза превышает предельно критическое значение (30 %), установленное Научным советом Совета безопасности РФ (рисунок). (Предельно

критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнеде-

ятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов [5].)

Рис. Офшоризация российской экономики (накопленные инвестиции в Россию (+) и за границу (-) по странам и типам юрисдикций (офшоры и оншоры) [8])

В чем же причины такого катастрофического поворота событий?

1. Наличие жесткой денежной политики, которая никак не связана со спросом на деньги, отсутствие валютного регулирования и контроля. Вследствие этого все желающие могут вывозить деньги за рубеж и там же их привлекать. Сложилась довольно устойчивая система офшориза-ции экономики, когда лучшие высокотехнологичные предприятия уходят в офшоры. Только половина вывезенного капитала видна, другая половина исчезает в неизвестном направлении, прокручиваясь в офшорах и пропадая в западной финансовой системе. Возвращается примерно половина денег, ушедших из страны. Деньги уходят как вывоз капитала, фактически без оплаты процентов и налогов, а возвращаются уже как иностранные инвестиции под 6-7 % годовых. Для экономики это негативный оборот с суммой 300-400 млрд долл. ежегодно[1].

Каналы оттока капитала:

1) Банк России, который отправляет валютные резервы за рубеж;

2) коммерческий сектор, куда входят и государственные корпорации.

Только половина денег возвращается через рефинансирование, попадая на национальный рынок капитала. В ситуации, когда сокращается денежное обращение, как было в 2008 году, мировой финансовый рынок резко сжимается под давлением фи-

нансового кризиса. Отток капитала резко усиливается. Ввиду отсутствия валютного контроля и валютных ограничений национальный рынок капитала и западная финансовая система связаны по принципу сообщающихся сосудов.Пока эмитенты других стран печатают валюту под обязательства своих государств, к нам идет капитал. Так, объем печатаемых денег в США, Европе, Японии многократно превосходит потребность в них. Именно поэтому финансовый кризис 2008-2009 годов наша экономика пережила хуже всех:примерно втрое сдулся наш финансовый рынок и на 8% рухнуло производство.

2. Низкая рентабельность производителей машин и оборудования обусловливает деградацию инвестиционного комплекса и переориентацию народного хозяйства на иностранную технологическуюбазу. Дезинтеграция экономики, в ходе которой высокоприбыльный экспортоориентиро-ванный сырьевой сектор переходит на кредитование и поставку оборудования из-за рубежа, а национально ориентированный инвестиционный сектор загоняется в состояние суженного воспроизводства, крайне затрудняет модернизацию экономики, лишает народное хозяйство внутренних источников развития [3].

3. Зависимость от внешних источников финансирования подрывает механизмы субординации государственного регулирования и рыночной самоорганизации.

Крупный бизнес переводит права собственности в офшоры, вывозя капитал и переходя взарубежную юрисдикцию. Следствием этих процессов становятся неэквивалентный внешнеэкономический обмен, в котором российская экономика ежегодно теряет до 100 млрд долл., а также чрезвычайная зависимость страны от внешних факторов. Яркое тому свидетельство - упомянутое рекордное среди двадцати ведущих странмира падение инвестиций и производства в начале глобального финансового кризиса [6].

4. Предприятия уходят в офшоры, потому что там дешевле кредит и ясны правила игры. Наша система стратегического управления имеет недостатки: 1) отсутствие взаимоотношений с организацией (нет договорной и гармонизированной основы; руководитель как государственного, так и частного предприятия ни за что не отвечает); 2) очень дорогой кредит; 3) нет государственных целей для организации (государство не заботится об организации, организация не заботится о народе и его уровне жизни). Бизнес прячется от государства в офшорах. Государство накладывает на бизнес разные поборы, ужесточает контроль. Поток всеобщего недоверия разрушает экономику. Деятельность по стратегическому планированию заключается в формировании консенсуса интересов. В некоторых отраслях платежи за обслуживание и погашение иностранных инвестиций уже превышают их поступления. При этом, как было показано, в частности,в статье В.С. Жуковского «Инвестирование из-за рубежа: попытка демифологизации источников, характера, структуры и результатов» в № 5 «Российского экономического журнала» за 2013 г., до 80% иностранных инвестиций предоставляется изофшоров российским же бизнесом. Получается, что отношения российской финансовой системы с внешним миром представляют кругооборот российского же капитала, который уходит без уплаты налогов в офшоры и затем частично возвраща-етсяв страну. При этом около половины уходящего капитала оседает за рубежом-вслед за его собственниками, которые ску-

пают за границей элитную недвижимостьи приобретают иностранное гражданство.

5. Процесс саморазрушения мировой финансовой системы необратим и будет развиваться по одному из сценариев [1]. Инерционный сценарий представляет собой сочетание элементовкатастрофическо-го и управляемого сценариев выхода из кризиса. При этом он можетбыть катастрофическим для одних стран и регионов и оптимистическим длядругих. Следует понимать, что институты ядра мировой финансовой системыбудут выживать за счет стягивания ресурсов с периферийных стран путемустановления контроля за их активами. Достигаться это будет обменом-эмиссии резервных валют на собственность принимающих эти валюты странпо-средством спасаемых банков и корпораций ядра. Пока развитие событий идет по инерционному сценарию, которыйсопро-вождается расслоением ведущих стран мира по глубине кризиса. Наибольший ущерб несут страны с открытой экономикой, в которых глубинападения промышленного производства и инвестиций составляет 1530%. Страны с автономными финансовыми системами и емким внутреннимрын-ком, защищенным от атак финансовых спекулянтов, продолжают расти(Китай, Индия), быстро увеличивая свой экономический вес.

6. Не приходится сомневаться в том, что офшорная олигархия заинтересована в сохранении существующей системы макроэкономического регулирования. Хотя введение антироссийских санкций для многих российских капиталистов оборачивается прекращением рефинансирования бизнеса и даже ставит его на грань банкротства, они в большинстве своем не готовы обменять свой офшорный рай на рефинансирование Банком России, которое не может сравниться по дешевизне и срочности с зарубежными источниками. Масштаб офшоризации российской экономики беспрецедентен: около триллиона долларов активов российского бизнеса выведено в офшорные зоны, половина этой суммы обеспечивает 85 % иностранных инвестиций, получаемых Россией. Ежегодно посредством офшоров осуществляется вос-

производство основного капитала на сумму 50 млрд долл. [7].

Возвращение офшорной олигархии на родину не только необходимо для повышения эффективности российской финансовой системы, но и объективно обусловлено угрозой экономических санкций, которые могут мгновенно заблокировать большинство из активов, находящихся в американской или английской юрисдикции.

7. Если ведущей экономической силой страны является переместившаяся в англосаксонскую юрисдикцию офшорная олигархия, то можно не удивляться оправданиям вредной для национальной экономики денежно-кредитной политики. Для интересов офшорного бизнеса сохранение полной открытости финансовой системы более важно, чем создание внутренних источников кредита [8].

Какие же меры по деофшоризации можно предпринять?

1. Для деофшоризации экономики и прекращения утечки капитала, наряду с уже принятыми мерами в сфере налогообложения, необходимо законодательно ввести понятие «национальная компания», удовлетворяющее требованиям: регистрации, налогового резидентства и ведения основной деятельности в России, принадлежности российским резидентам, не имеющим аффилированности с иностранными лицами и юрисдикциями. Только национальным компаниям и российским гражданам-резидентам следует предоставлять доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, собственности и управлению недвижимостью, жилищному и инфраструктурному строительству, операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности. Необходимо также:

Обязать конечных владельцев акций российских системообразующих предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах, выйдя из офшорной тени.

Запретить перевод активов в офшорные юрисдикции, с которыми не заключены соглашения об обмене налоговой информацией по модели транспарентности, выработанной ОЭСР. Параллельно ввести в отношении офшорных компаний, принадлежащих российским резидентам, требования по соблюдению российского законодательства, предоставлению информации об участниках компании (акционеры, вкладчики, выгодоприобретатели), а также по раскрытию налоговой информации для целей налогообложения в России всех доходов, получаемых от российских источников, под угрозой установления 30%-го налога на все операции с «не сотрудничающими» офшорами [4].

• Сформировать «черный список» зарубежных банков, участвующих в схемах по выводу капитала с российскими компаниями и банками, отнеся операции с ними к разряду сомнительных.

• Ввести разрешительный порядок офшорных операций для российских компаний с государственным участием.

• Принять комплекс мер, снижающих налоговые потери от несанкционированного вывоза капитала: 1) возмещение НДС экспортерам только после поступления экспортной выручки; 2) взимание авансовых платежей по НДС уполномоченными банками при перечислении поставщикам-нерезидентам импортных авансов; 3) введение штрафов за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам, непоступление экспортной выручки, а также по другим видам незаконного вывоза капитала в размере его величины.

• Прекратить включение во внереализационные расходы (уменьшающие налогооблагаемую прибыль) безнадежных долгов нерезидентов российским предприятиям. Предъявлять от имени государства иски к управляющим о возмещении ущерба предприятию и государству в случае выявления таких долгов.

• Ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала с территории государств -членов ЕАЭС, в том числе в форме при-

творных внешнеторговых и кредитных операций, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам.

• Ввести налоги на спекулятивные валютно-финансовые операции (аналог существующего в ЕС налога Тобина) и вывоз капитала.

• Улучшить информационно-статистическую основу противодействия офшоризации экономики, утечке капитала и минимизации налогов, включая получение данных о платежном балансе и международной инвестиционной позиции от всех офшоров в страновом разрезе[6].

2. Для инвестиционного прорыва само государство и бизнес должны перестать «обескровливать» экономику, вывозя и складируя в практически бездоходных западных финансовых инструментах сотни миллиардов долларов (при том, что бизнес потом их занимает на мировом рынке уже под реальные 6-9% годовых),особенно когда все сделки и споры между членами команды решаются в чужой юрисдикции. Офшоризация прав собственности и правоотношений становится особенно опасной в период глобальной нестабильности, начавшейся в западных странах, а также в рамках борьбы Совета по финансовой стабильности, G8 и G20 с «налоговыми райками» и международными коррупционными потоками.

Не должна допускаться покупка системообразующих и критически важных для страны предприятий иностранным капиталом (или конверсия их долгов в собственность), а также перевод прав собственности на них в офшорные зоны.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности в условиях нарастающей глобальной нестабильности имеет возвращение прав собственности на российские активы под российскую юрисдикцию. В ситуации, когда более 80% из них зарегистрированы в офшорных зонах и там же осуществляется до 80% операций с их оборотом, возникает угроза поглощения и колонизации российской экономики иностранным капиталом. Она существенно обостряется в связи с лавинообразно нарастающей эмиссией долларов, сбрасы-

ваемых американскими денежными властями за рубеж в целях приобретения реальных активов и рассасывания долларового финансового пузыря. Необходимо принять безотлагательные меры по созданию единого депозитария прав собственности на российские активы, обязав их держателей перейти под российскую юрисдикцию[7]. Ведущие корпорации уходят за границу, там регистрируют права собственности, там получают кредиты, там судятся между собой. Мы теряем возможность самостоятельного развития.

3. В целях защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных стран необходимо активно использовать меры технического регулирования, тарифные и нетарифные ограничения, антидемпинговые и специальные пошлины, прибегая к инструментам регулирования Таможенного союза [9].

В условиях нарастающего хаоса и турбулентности на мировых рынках необходимо предусмотреть создание системы защиты от угроз экономической безопасности, которая должна располагать защитными контурами финансовой, распределительной и имущественной систем. В целях защиты российского финансового рынка от угроз дестабилизации извне желательно принять меры по пресечению операций с офшорными зонами, обеспечению прозрачности и регулированию забалансовых операций банков и компаний, созданию общедоступной системы раскрытия информации об эмитентах и профессиональных участниках рынка. Для защиты финансовых институтов от разрушительных колебаний фондового рынка целесообразно использовать страхование кредитных рисков, перейти к стабильной оценке залогов и ограничить маржинальные требования при наступлении форс-мажорной ситуации в экономике в целом, разработать методики оценки имущества по его реальной стоимости.

4. Необходимо выполнить уже неоднократно дававшиеся Президентом России указания о деофшоризации российской экономики. Офшоризация создает закри-тическую зависимость ее воспроизвод-

ственных контуров от англосаксонских правовых и финансовых институтов и влечет за собой систематические потери российской финансовой системы до 50 млрд долл. в год только на разнице в доходности занимаемого и размещаемого капитала. Еще столько же составляет идущая через офшоры нелегальная утечка капитала.

5. Комплекс мер по решению задач обеспечения безопасности:

- введение временного налога (резервирования средств) на валютообменные и трансграничные операции юридических лиц с последующим его зачетом (разблокированием) при завершении импортных поставок или других легальных текущих операций;

- прекращение сомнительных операций, особенно с офшорами;

- введение контроля за трансграничными операциями капитального характе-рапосредством открытого лицензирования, которое будет применяться на практике только в отношении сомнительных операций, бенефициары которых должны будут аргументированно обосновать их целесообразность с точки зрения интересов развития российской экономики.

Таким образом, необходима ориентация политической, интеллектуальной и хозяйственной элиты на выработку общих целей, формирование климата доверия и системы взаимной ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митяев, Д.А. О динамике саморазрушения мировой финансовой системы (сценарии и стратегии). Возможности адаптации и выбор стратегии для России: сценарно-игровой доклад / Д.А. Митяев. - М., 2009.

2. Глазьев, С.Ю. Консерватизм и новая экономика / С.Ю. Глазьев // Тетради по консерватизму. -2014. - № 1.

3. Экономическая безопасность России:общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 2-е изд.-М.:Дело, 2005.

4. Глазьев, С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития:доклад / С.Ю. Глазьев.-М.: Ин.экон. стратегий; Рус.биогр. ин-т, 2015. -60 с.

5. Глазьев, С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают / С.Ю. Глазьев. - М.: Книжный мир, 2016. - 512 с. - (Коллекция Из-борского клуба).

6. Глазьев, С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития: авторский доклад Избор-скому клубу / С.Ю. Глазьев. - М., 2015.

7. Глазьев, С.Ю. Стратегия антикризисного развития российской экономики в XXI веке / С.Ю. Глазьев // Экономика региона. - 2012. - № 2.

8. Таранов, А.В. Концепция технологического уклада как современное продолжение теории длинных циклов в экономике / А.В. Таранов, Н.А. Таранова // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2017. -№ 1 (53).

9. Таранов, А.В. Теория длинных волн на основе технологических укладов как социально-экономическая основа модернизации стран ЕАЭС / А.В. Таранов // Экономическое развитие

регионов и приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): сб. тр. междунар. науч.-практ. конф.(г. Брянск, 22 но-яб.2016 г.): в 2 т. / под ред. О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. -Брянск: БГТУ, 2017. - Т. 1.

10. Таранов, А.В. Национальная нанотехнологиче-ская сеть России как базовая структура экономической модернизации государства / А.В. Таранов // Экономическое развитие регионов и приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): сб. тр. междунар. науч.-практ. конф.(г. Брянск, 22 нояб. 2016 г.): в 2 т. / под ред. О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. - Брянск: БГТУ, 2017. - Т. 1.

11. Таранов, А.В. Модель инновационной структуры нанотехнологической отрасли на современном этапе / А.В. Таранов // Экономическое развитие регионов и приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): сб. тр. междунар. науч.-практ. конф.(г. Брянск, 22 нояб. 2016 г.): в 2 т. / под ред. О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. - Брянск: БГТУ, 2017. - Т. 1.

12. Таранова, Н.А. Теоретические аспекты статистического исследования сферы нанотехноло-гий/ Н.А. Таранова // Экономическое развитие регионов и приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): сб. тр. междунар. науч.-практ. конф.(г. Брянск, 22 нояб. 2016 г.): в 2 т. / под ред. О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. -Брянск: БГТУ, 2017. - Т. 1.

13. Таранова, Н.А. Экономика нанотехнологий в строительстве /Н.А. Таранова // Экономическое развитие регионов и приграничных территорий

Евразийского экономического союза (ЕАЭС): сб. тр. междунар. науч.-практ. конф.(г. Брянск, 22 нояб. 2016 г.): в 2 т. / под ред. О.Н. Федони-

1. Mityaev, D.A. On Dynamics of World Financial System Self-Destruction (scenario and strategy). Adaptation Capabilities and Strategy Choice for Russia: Scenario-Play Report / D.A. Mityaev. - М., 2009.

2. Glaziev, S.Yu. Conservatism and new economy / S.Yu. Glaziev // Proceedings on Conservatism. -2014. - № 1.

3. Economic Security of Russia: general course: textbook / under the editorship of V.K. Senchagov. - 2-Edition - М.: Delo, 2005.

4. Glaziev, S.Yu. On Urgent Measures for Economic Security Strengthening of Russia and Russian Economy Leading out on Path of Advanced Development: report / S.Yu. Glaziev. - М.: Institute of Economic Strategies; Russ. Biogr. Institute, 2015. -pp. 60.

5. Glaziev, S.Yu. Last World War. The USA Begin and Lose / S.Yu. Glaziev. - М.: Book World, 2016. - pp. 512. - (Izborsk Club Collection).

6. Glaziev, S.Yu. To the Strategy of Social Justice and Development: Author's report to Izborsk Club / S.Yu. Glaziev. - М., 2015.

7. Glaziev, S.Yu. Strategy of Anti-Crisis Development of Russian Economy in the XXI-st Century / S.Yu. Glaziev // Region Economy. - 2012. - № 2.

8. Taranov, A.V. Concept of technological way as modern continuation of theory of long cycles in economy / A.V. Taranov, N.A. Taranova // Bulletin of Bryansk State Technical University. - 2017. - № 1 (53).

9. Taranov, A.V. Theory of long waves based on technological ways as social economic basis for

на, В .M. Сканцева, Н.В. Грачевой, A3. Тарано-ва. - Брянск: БГТУ, 2017. - Т. 2.

modernization of countries of the EAEU / A.V. Taranov // Economic Development of Regions and Border Areas of the Eurasian Economic Union (EAEU): Proceedings of the Inter. Scientific Pract. Conf (Bryansk, November 22, 2016): in 2 Vol. / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Grachyova, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2017. - Vol. 1.

10. Taranov, A.V. National nano-technological network of Russia as basic structure of state economic modernization / A.V. Taranov // Economic Development of Regions and Border Areas of the Eurasian Economic Union (K4EU): Proceedings of the Inter. Scientific Pract. Conf. (Bryansk, November 22, 2016): in 2 Vol. / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Grachyova, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2017. - Vol. 1.

11. Taranova, N.A. Nano-technology economy in building / N. A. Taranova // Economic Development of Regions and Border Areas of the Eurasian Economic Union (EAEU): Proceedings of the Inter. Scientific Pract. Conf. (Bryansk, November 22, 2016): in 2 Vol. / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Grachyova, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2017. - Vol. 2.

12. Taranova, N.A. Nano-technology economy in pharmaceutical industry / N.A. Taranova // Economic Development of Regions and Border Areas of the Eurasian union (EAEU): Proceedings of the Inter. Scientific. Pract. Conf. (Bryansk, November 22, 2016): in 2 Vol. / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Grachyova, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2017. - Vol. 2.

Статья поступила в редколлегию 18.04.17.

Рецензент: д.э.н., профессор Брянского государственного университета Глушак Н.В.

Сведения об авторах:

Таранова Наталья Александровна, аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» Брянского гос-

Taranova Natalia Alexandrovna, Post graduate student of the Dep. "Economy and Management", Brv-

ударственного технического университета, e-mail: tarannata@mail.ru.

ansk State Technical University, e-mail: taranna-ta@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.