Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕДООБРАЗОВАНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА КОНТАКТНУЮ СЕТЬ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕДООБРАЗОВАНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА КОНТАКТНУЮ СЕТЬ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОЛЕД / КОНТАКТНАЯ СЕТЬ / УДАРНО-ВСТРЯХИВАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ / УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Колмаков Виталий Олегович, Тимошенко Максим Витальевич, Гущин Кирилл Александрович

В данной статье рассмотрены факторы ухудшения работы контактной сети вследствие гололеда. Приведен ряд решений, для борьбы с гололедообразованием. Рассмотрены устройство плавки гололеда, а также ударно-встряхивающий метод борьбы с гололедом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Колмаков Виталий Олегович, Тимошенко Максим Витальевич, Гущин Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕДООБРАЗОВАНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА КОНТАКТНУЮ СЕТЬ»

УДК 62

Технические науки

Колмаков Виталий Олегович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы обеспечения движения поездов», Красноярский институт

железнодорожного транспорта, Россия, г. Красноярск Тимошенко Максим Витальевич, студент 5 курс, факультет «Очное обучение», Красноярский институт железнодорожного транспорта,

Россия, г. Красноярск Гущин Кирилл Александрович, студент 5 курс, факультет «Очное обучение», Красноярский институт железнодорожного транспорта,

Россия, г. Красноярск

АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕДООБРАЗОВАНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА

КОНТАКТНУЮ СЕТЬ

Аннотация: В данной статье рассмотрены факторы ухудшения работы контактной сети вследствие гололеда. Приведен ряд решений, для борьбы с гололедообразованием. Рассмотрены устройство плавки гололеда, а также ударно-встряхивающий метод борьбы с гололедом.

Ключевые слова: гололед, контактная сеть, ударно-встряхивающий механизм, устройство для плавления.

Annotation: This article discusses the factors of deterioration of the overhead contact network due to ice. Is a range of solutions to combat icing. A device for melting ice, as well as a shock-shaking method of dealing with ice is considered.

Keywords: ice, contact network, shock-shaking mechanism, device for melting.

Безопасность движения железнодорожных поездов и эксплуатационная надежность тягового электроснабжения определяется во многом состоянием

контактной сети, по техническим и экономическим причинам сооружаемой без резервирования [2]. Отказы во многом происходят из-за недостатка в эксплуатационной работе, из-за отклонения технических параметров системы и ее элементов. Но в значительной мере нарушения работы связанны с внешними факторами, т.е. условиями окружающей среды [1].

Одним из основных факторов ухудшения работы контактной сети является гололед и ветровое воздействие на провода. В совокупности эти факторы ухудшают токосъем. Гололед, увеличивая толщину стенок, соответственно увеличивает массу проводов, на проводах линии электропередач (ЛЭП) при образовании наледи толщиной 60-70 мм, что может иметь массу более 4 кг на погонный километр провода, что в свою очередь увеличивает массу провода в несколько раз [3].

Например, провод марки АС-185/43 диаметром 19,6 мм, при погонном километре имеет вес 846 кг. При образовании гололеда с толщиной стенки в 20 мм, масса провода увеличивается в 3,7 раза, а при толщине стенки в 60 мм -увеличивается в 17 раз. Соответственно общая масса ЛЭП из восьми проводов увеличивается до 25 и 117 тонн, что приводит к авариям, т.е. к обрыву проводов и разрушению опор [5].

Аварии, вызванные гололедом, являются тяжелыми и трудно устраняются, так как носят массовый характер и наносят огромный ущерб. На территории страны, такие аварии занимают порядка 25% от всех аварий. Если гололед в пределах допустимого, т.е. ниже нормы, то может, возникнуть «пляска» проводов при отложении гололеда или вибрации за счет цилиндрической формы гололедообразования [6]. Основная проблема гололеда на контактном проводе заключается в его диэлектрическом свойстве. Ток проходящий, через провод, покрытый гололедом, из-за свойств самой воды, имеет показатели энергии ниже необходимых, что приводит к росту потерь на контактной сети [4].

Проблема гололедообразования на контактной сети и линиях электропередач (ЛЭП) имеет ряд решений, которые тянутся еще с двадцатого

века. Ученые разрабатываютметоды борьбы с гололедообразованием и множество инструментов для устранения льда с проводов [7].

Разработанная в ОАО «НИИПТ» серия управляемых выпрямителей для плавки гололеда (ВУПГ) введена в эксплуатацию на ряде подстанций по России [9]. При подключении к стационарной подстанции, ВУПГ позволяет осуществлять плавку льда в радиусе 40 км. При этом ток плавки может составлять до 1200 А, в зависимости от марки провода. Комплектация ВУПГ включает в себя систему управления, регулирования, защиты и автоматики (СУРЗА) весом 25 кг (рис. 1а) и трехфазный выпрямитель, размещаемый в стандартном 20-футовом транспортном контейнере весом 4 т (рис. 1б) [8].

Рисунок 1. а) Шкаф СУРЗА, б) Контейнер

Компания Hydro-Québec разработала устройство DAC (De-icerActuatedbyCartridge) для удаления льда ударными волнами [18]. Это портативная цилиндро-поршневая система, активирующаяся при стрельбе пустыми патрон, ударяющая по проводу с высокой скоростью [9]. Сначала при помощи специального метателя на провод ЛЭП забрасывается снаряд, к которомуприкреплентрос, затем по тросу к проводу подтягивается DAC. Управление устройством осуществляется с земли (рис. 2) [10].

Известно устройство ударно-механической очистки проводов ЛЭП от налипания снега и обледенения [15]. Экспериментальный макет устройства (рис. 3) содержит силовой трансформатор 1, опорные изоляторы 2, между которыми натянут исследуемый участок провода 3, трансформатор тока 4, блок управления 5, якорь в форме медного диска 6, ударный диск 7, индуктор 8, крепежный элемент 9, пружину 10, каркас 11 [11].

Вторичная обмотка силового трансформатора 1 последовательно соединена с трансформатором тока 4 и участком исследуемого провода 3, обеспечивает ток «в проводе» на уровне 0 - 40 А [12]. Трансформатор тока 4 обеспечивает блок управления 5 зарядным напряжением и0 для системы мониторинга и заряда емкостного накопителя энергии, которые находятся внутри блока управления [14]. Выполненный в форме медного диска якорь 6 соединен с ударным диском 7 и посредством элемента 9 жестко крепится к проводу 3 в середине пролета. Блок управления 5 осуществляет контроль показателей влажности и температуры окружающей среды. Пружина 10 прижимает якорь 6 к индуктору 8, обеспечивая его аксиальное перемещение с возвратом в исходное положение [13].

мЫВI

Рисунок 3 - Устройство ударно-механической очистки проводов ЛЭП

Таким образом если для плавки гололеда требуется напряжение 10 кВ, то необходимо применять дорогостоящий дизель-генератора 2,5 МВт напряжением 11 кВ. Другой недостаток метода связан с затрудненным доступом к ВЛ. Согласно методу определения целесообразности применения мобильных установок для плавки гололеда, на проводах ВЛ вычислено, что УПГМ следует применять там, где льдом покрыто не более 12% полной длины ВЛ. В противном случае применение мобильных установок экономически неоправданно [19].

Тогда имеет целесообразность применить подход ударно-встряхивающего освобождения проводов ЛЭП от намерзшего льда [17]. Основными задачами этого подхода, являются:

создание условий отделения льда в точке удара. В основе данной проблемы лежит многокритериальность процесса удаления, зависящего как от внешних условий (например, температура окружающей среди и провода, структура льда, упругие и жесткостные свойства провода), так и от параметров воздействия [20];

удаление льда по всей длине пролета. Данная проблема связана с затуханием ударного воздействия по мере удаления от точки приложения;

недопущение колебаний, способствующих разрушению провода [16].

Библиографический список:

1. Калиниченко А.Я., Ковалев А.А., Кардаполов А.А. Предотвращение гололедообразования при токосъеме // Мир транспорта. 2014. Т. 12. № 3(52). С. 176-183.

2. Никитина И.Э., Абдрахманов Н.Х., Никитина С.А. Способы удаления льда с проводов линий электропередачи // Электронный научный журнал нефтегазовое дело. 2015. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23767034 (дата обращения 27.10.2020).

3. Санакулов А.Х. проблемы обледенения электрических и контактных сетей // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. №2 С. 34-51.

4. Сайрутдинов Р.И. Разработка системы мониторинга воздушных линий электропередачи на напряжение 110 кВ.: магистр. дис. студ.: 2017. допуск к защите: 2017. Тольятти, 2017. 92 с.

5. Качество электроэнергии в системах светодиодного освещения. Колмаков В.О., Пантелеев В.И. В сборнике: Электроэнергия: от получения и распределения до эффективного использования. Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Редакторы: Кудрин Б.И., Лукутин Б.В., Сайгаш А.С., 2012. С. 87-90.

6. Схемотехническое обеспечение качества электрической энергии в сетях с нелинейными электроприемниками массового применения. Колмаков В.О. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2014.

7. Мониторинг состояния тяговых трансформаторов на основе тензорного анализа. Петров М.Н., Колмаков О.В., Колмаков В.О., Орленко А.И. В сборнике: Эксплуатация и обслуживание электронного и микропроцессорного оборудования тягового подвижного состава. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.К. Лакина. 2020. С. 263-269.

8. Analysis of dynamic characteristics of frequency-dependent links. Kolmakov V.O., Kolmakov O.V., Iljin E.S., Ratushnyak V.S. Всборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. С. 012026.

9. Снижение пожароопасности тепловозов с гибридной системой привода. Колмаков О.В., Довженко Н.Н., Минкин А.Н., Бражников А.В., Колмаков В.О., Колмакова А.И., Шилова В.А. Безопасность регионов - основа устойчивого развития. 2014. Т. 1-2. С. 140-144.

10. Энергосберегающее оборудование и электромагнитная совместимость. Колмаков В.О., Колмакова Н.Р. В сборнике: Инновационные

технологии на железнодорожном транспорте. Труды XXII Межвузовской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Ответственный редактор В.С. Ратушняк. 2018. С. 46-53.

11. Способ определения постоянной времени нагрева сухого трансформатора. Плотников С.М., Колмаков В.О. Патент на изобретение RU 2683031 C1, 26.03.2019. Заявка № 2018116287 от 28.04.2018.

12. Упрощенное определение момента инерции асинхронного двигателя серии 4А. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2019. Т. 62. № 1. С. 87-91.

13. Оптимизация динамического торможения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2018. Т. 61. № 5. С. 13-17.

14. Электромагнитная совместимость и энергосберегающее оборудование. Колмаков В.О., Пантелеев В.И. Энергетик. 2012. № 11. С. 47-49.

15. Оптимизация динамического торможения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2018. Т. 61. № 5. С. 13-17.

16. Метод динамической диагностики механических узлов. Колмаков О.В., Колмаков В.О. В сборнике: 120 лет железнодорожному образованию в сибири. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал ИрГУПС. 2014. С. 198-203.

17. Определение коэффициента затухания частотозависимых звеньев. Колмаков О.В. В сборнике: Инновационные технологии на железнодорожном транспорте. Труды XXII Межвузовской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Ответственный редактор В.С. Ратушняк. 2018. С. 3-5.

18. Метод расчета емкости компенсирующего конденсатора асинхронных двигателей малой мощности. Плотников С.М., Колмаков О.В. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2016. № 5. С. 59-63.

19. Экспериментальные исследования размагничивания генератора постоянного тока. Плотникове.М., КолмаковО.В. Journal of Advanced Research in Technical Science. 2020. № 18. С. 37-40.

20. Анализ состояния силовых трансформаторов тяговых подстанций Красноярской железной дороги: / Орленко А.И., Петров М.Н., Колмаков В.О., Колмаков О.В. // Научное издание под ред. проф. Петрова М.Н. - Красноярск: 2020 г. - 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.