Анализ причин и условий, влияющих на рост экстремизма и терроризма в Российской Федерации
Воронцов Сергей Алексеевич
доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, почетный сотрудник контрразведки
ноября 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин вновь поднял вопрос о необходимости жестокого реагирования правоохранительными органами на любые проявления экстремизма. Он также отметил, что следует обеспечивать неотвратимость наказания за преступления этого рода, жестче действовать против любых проявлений экстремизма, широко внедрять новые оперативные технологии для обеспечения порядка в общественных местах1.
Представляется, что жесткий тон Президента России продиктован объективными угрозами, характеризующими в настоящее время сложную ситуацию, сложившуюся в стране по
ОБЗОР_____________________________
НЦПТИ
линии противодействия экстремизму. Обратим внимание на таблицу, отражающую динамику преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за последние пять лет, в том числе преступлений экстремистской и террористической направленности.
Так, согласно материалам МВД РФ2, начиная с 2009 года на фоне снижения общего числа преступлений, регистрируемых в Российской Федерации и аналогичной динамики преступлений террористического характера, отмечается устойчивый рост преступлений экстремистской направленности. В 2009 и 2010 годах этот рост превышал 19% по отношению к предыдущему году, в 2012 году составил 11,9%, а за десять месяцев текущего года рост престу-
32
№3, Декабрь 2013 г.
2009 2010 2011 2012 2013 янв-окт
Зарегистрировано преступлений 2994,8 тыс. на 6,7% меньше 2008 2628,8 тыс. на 12,2% меньше 2009 2404,8 тыс. на 8,5% меньше 2010 2302,2 тыс. на 4,3% меньше 2011 1867,4 тыс. на 4,4% меньше янв-окт 2012
В т.ч. террористического характера 654 (+1,9%) 581 (-11,2%) 622 (+7,1%) 637 (+2,4%) 516 (-4,1%)
Экстремистской направленности 548 (+19,1%). 656 (+19,7%). 622 (-5,2%) 696 (+11,9%) 787 (+29,7%)
плений экстремистской направленности достиг 29,7%.
Тенденция последовательного роста экстремизма в Российской Федерации, требует исследования причин и условий, ее порождающих.
1. Представляется, что рост экстремизма, в первую очередь, обусловлен непринятием мер по устранению причин и условий его порождающих. За последние 20 лет государственные и общественные институты так и не смогли сформулировать оптимальные подходы к реализации антиэкстремистских технологий в молодежной среде, являющейся ресурсной базой экстремизма. Согласно статистике МВД-ФСБ, более 90 процентов членов экстремистских организаций - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80 процентов от всех совершавших преступления экстремистской направленности3. Сегодня институты, реализующие молодежную политику, в лучшем случае работают с молодежью уже формально организованной в стенах школы или ВУЗа. Работать с белыми и пушистыми просто: эти молодые люди амбициозны, настроены на карьеру, многие подвергнуты мимикрии. А вот как подойти и чем занять головы юношей и девушек из числа улично-подъездной молодежи, у которой не сформирована устойчивая система ценностей и низок уровень правосознания4, складывается впечатление: ни государство, ни общество не знают, что порождает у молодых людей убеждение, что они никому не нужны. Поэтому они легко откликаются на призывы экстремистов, определяющих образ врага и
призывающих решать сложные проблемы путем насилия.
2. Вторая причина, как представляется, в том, что полиция, являющаяся головным органом в противодействии экстремизму, до настоящего времени не сумела наработать эффективные правоохранительные практики противодействия этому опасному феномену.
Во взаимоотношениях между маргинальной молодежью и полицией, прослеживается упор на силовые методы подавления протеста в молодежной среде. Но эти методы неминуемо приведут к дальнейшей радикализации молодежи. Это закономерно, так как воздействие осуществляется на следствие явления, но не на его причину. Отечественная история деятельности правоохранительных органов показывает, что подобный подход может спровоцировать переход от экстремистских методов к террористическим, чего, разумеется, допустить нельзя. Поэтому необходимо работать на упреждение, развивать технологии оперативно-розыскного предупреждения экстремизма на основе сдерживания молодых людей от реализации экстремистских намерений, переориентации радикальной молодежи на иные ценности, саморазложения экстремистских сообществ, устранения обстоятельств, продуцирующих экстремизм в молодежной среде.
3. Третья причина, как представляется, в том, что рост экстремистских настроений в определенной степени обусловлен широким потоком информации о насилии, обрушивающейся на население и прежде всего молодежь,
__________________________ОБЗОР
НЦП ТИ
33
с экранов телевизоров, кинотеатров, мониторов компьютеров. Создается впечатление, что объем сюжетов и публикаций по экстремистской и террористической проблематике превысил некую «критическую массу», а отдельные отечественные СМИ утратили не только чувство политической корректности, но и здравого смысла в «натуральности» освещения проявлений экстремизма и терроризма. Сюжеты и комментарии подобного рода заполоняют эфир, страницы газет и журналов, ресурсы Интернета, облегчая террористам и экстремистам решение их главной задачи -доведение своих идеологических установок обществу и запугивание населения.
Самое удивительное, что свой вклад в формирование подобного положения дел вносят те, кто больше других должен быть заинтересован в предупреждении и минимизации последствий проявления экстремизма и терроризма. Это, прежде всего, пресс-службы правоохранительных органов, которые своей информационно-пропагандистской политикой внушают обществу, что преступность - нормальный информационный повод. Как следствие большинство новостных блоков начинается исключительно с криминальных новостей! Российские общество настолько при-
выкло к такому положению дел, что более 50% опрошенных пользователей Интернета против возможного запрета публикации в СМИ информации о массовых убийствах5.
Основной аргумент сторонников данной позиции - нельзя замалчивать явления. Нет возражений. Замалчивать не надо - но пропагандировать-то зачем? Зачем гиперболизировать преступность, предоставлять информационную трибуну бандитам, экстремистам, террористам для изложения их политических взглядов и самооправдания, которые бы в противном случае никто не услышал? Зачем подобными сюжетами провоцировать появление «комплекса Герострата» у террористов и экстремистов, изыскивающих пути, в их понимании, «войти в историю»?
Таким образом перед государством и обществом стоит задача ограничить поток информации о криминальных проявлениях, захлестывающий ведущие информационные каналы. Для показа подобных сюжетов целесообразно в большей мере использовать специальные выпуски и программы, а также ведомственные сайты правоохранительных органов, посвященные обзору криминальных новостей. Сотрудники правоохранительных органов и граждане, которых интересуют по-
ОБЗОР
НЦПТИ
34
№3, Декабрь 2013 г.
добные проблемы, смогут с ними ознакомиться и их конституционное право на получение информации не будет ущемлено. При этом молодежи и лицам, далеким от криминальной проблематики, криминальная информация не будет навязываться вместе с обзором текущих событий.
4. Как представляется, причина гиперболизации преступности отчасти заложена в системе отчетных показателей пресс-служб тех правоохранительных органов, в которых до настоящего времени сохраняется так называемая «палочная система» отчетности, предусматривающая прирост публикаций к аналогичному периоду прошлого года6. В противном случае, для сотрудников, допустивших падение отчетных показателей, возможны т.н. оргвыводы, поэтому отдельные правоохранители стремятся поразить общество своими успехами, которые преступностью не воспринимаются всерьез и практически не оказывают на нее профилактического эффекта, а для общества являются удручающе печальными, так как формируют атмосферу страха и безысходности.
В результате подобной информационно-пропагандистской политики у населения формируется не соответствующее действительности впечатление, что страна погрязла в коррупции, наркомании, педофилии, экстремизме и терроризме. По существу раскручивается алгоритм самоуничтожения государства, который начинается с отсутствия позитивного восприятия действительности, утраты веры в справедливость, исчезновения надежды на лучшее будущее, падения доверия к власти. Закономерным итогом подобной политики является неверие в способность правоохранительных органов обуздать преступность, как и недоверие самим этим органам, несмотря на проведенные реформы и переименования.
5. И еще одно соображение. Можно предположить, что в некоторой степени разрыв в динамике общего числа преступлений в стране и числа преступлений экстремистской направленности является следствием несовершенства критериев и практики регистрации преступлений, прежде всего экстремистской направленности.
Так, в российском законодательстве весьма близки формулировки понятий «экстремистская деятельность» и «террористическая деятельность». Например, в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указано, что «экстремистская деятельность это публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность». Однако, проявления терроризма, к которым относятся организация, финансирование и реализация террористического акта; организация незаконного вооруженного формирования, организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовка, вооружение, обучение и использование террористов и другое, достаточно сложно произвольно изменить в ту или иную сторону. А вот подвести под экстремистскую деятельность столкновения на бытовой почве между коренным населением и приезжими из северо-кавказских республик, хулиганские выходки футбольных фанатов, деятельность так называемых «зарубежных тоталитарных сект», пикеты, митинги и шествия, нарушающие действующее законодательство гораздо проще.
Учитывая изложенное следует отметить, что указанные выше причины и условия, продуцирующие рост экстремизма, в своем развитии способны привести к резкому всплеску проявлений террористической направленности.
1 ИТАР-ТАСС, 19.11.2013, 16:43. http://www.rg.ru/2013/11/19/prezident-anons.html. Дата обращения: 24.11.13.
2 См.: Главное Управление по противодействию экстремизму МВД РФ/Статистика/Состояние преступности - http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports. Дата обращения - 23.11.2013.
3http://samonkin.blog.ru/82357475/129757286. Дата обращения - 25.11.2011.
4 Добреньков В. Причина молодежного экстремизма в России - вакуум духовного воспитания. URL: http://www.nakanune.ru/articles/13779 (датаобращения: 12.07.2011).
5См.: http://vz.ru/opinions/2013/4/23/630002.html; http://vz.ru/vote/result/1161/?vote=true.
6 А.Г. Михайлов. В зеркале полицейских реформ/Защита и безопасность. №2 (65). 2013. С. 26-35.
____________________________________________________________________________________ОБЗОР
НЦП ТИ
35