Научная статья на тему 'Анализ причин дефектов оказания стоматологических услуг. '

Анализ причин дефектов оказания стоматологических услуг. Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
222
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / DEFECTS OF RENDERING OF STOMATOLOGIC SERVICES / STOMATOLOGIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Венералова Е. Г.

В статье рассмотрен ряд причин возникновения дефектов оказания стоматологических услуг на основании анализа заключений комплексных судебно медицинских экспертиз и социологического исследования врачей стоматологов, допустивших профессиональные ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Венералова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE REASONS OF DEFECTS OF STOMATOLOGIC SERVICES

In clause a line of the reasons of occurrence of dejects of rendering of stomatologic services is considered on the basis of the analysis of the conclusions complex is judicial medical examinations and sociological research of doctors of the stomatologists who have allowed professional mistakes.

Текст научной работы на тему «Анализ причин дефектов оказания стоматологических услуг. »

недостатка указывают 13% респондентов. Отсутствие производства медико-генетических экспертиз, что приводит к необходимости назначения их в экспертные учреждения других регионов, и как следствие - увеличение сроков производства, не удовлетворяет 11,1% респондентов. Существующая система организации выездов экспертов на место происшествия не удовлетворяет 7,4% респондентов.

Наибольшее число предложений по улучшению деятельности учреждения связано с повышением оперативности и качества производства экспертиз, это отметили 57,4% респондентов, 22,2% опрошенных в качестве наиболее значимого предложения указали - обеспечение сотрудников прокуратуры инструкциями, методическими пособиями о назначении и производстве отдельных видов медицинских экспертиз. Организация на базе учреждения тематических курсов по судебной медицине для сотрудников прокуратуры является важным для 9,3% респондентов. С данными пожеланиями в определенной степени

Рис. 1. Оценка респондентами деятельности учреждения

согласуется предложение по участию судебных медиков в учебах, проводимых с сотрудниками прокуратуры, с докладами по актуальным проблемам назначения и производства экспертиз - его отметили 3,7% респондентов. Проведение регулярных межведомственных совещаний на разных уровнях (районном, городском, республиканском) является значимым для 3,7% респондентов.

Таким образом, результаты социологического исследования служат важным информационным элементом планирования при разработке стратегии совершенствования отдельных направлений деятельности, особенно - развития взаимодействия с субъектами делового окружения, позволяя в дальнейшем осуществлять его на качественно новом уровне. Кроме того, периодические социологические исследования на этапе реализации стратегий, помогают оценить эффективность мероприятий, проводимых в ее рамках и, тем самым, скорректировать их с учетом полученной информации.

Литература:

1. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для ВУЗов. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002. - С. 294.

2. Денисов В.Н., Бабенко А.И. Методология стратегического планирования в здравоохранении. Новосибирск: ЦЭРИС, 2001. -С.224.

3. Духанина И.В. Административный учет в ЛПУ как инструмент повышения результативности медицинской помощи // ГлавВрач.

- 2006. - №5. - С. 57.

4. Мохов А.А. Проблемы организации взаимодействия в системе «судья свежующее лицо» // Актуальные проблемы судебной медицины: сборник научных трудов Российского Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ. -М.: Лана. -2003. - С. 126-129.

5. Новоселов В. П., Денисов В.Н., Финченко Е.А. Проблемы организации и управления судебно-медицинской службы. - Новосибирск.

- 1996. - С. 44.

6. Рейни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. - 2002. - С. 162.

© Е.Г. Венералова, 2007 УДК 340.624

Е.Г. Венералова

АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Кафедра судебной медицины и медицинского права (завкафедрой — проф. П.О. Ромодановский) МГМСУ

В статье рассмотрен ряд причин возникновения дефектов оказания стоматологических услуг на основании анализа заключений комплексных судебно - медицинских экспертиз и социологического исследования врачей стоматологов, допустивших профессиональные ошибки.

Ключевые слова: дефекты оказания стоматологических услуг, стоматологическое исследование.

THE ANALYSIS OF THE REASONS OF DEFECTS OF STOMATOLOGIC SERVICES

E.G. Veneralova

In clause a line of the reasons of occurrence of defects of rendering of stomatologic services is considered on the basis of the analysis of the conclusions complex is judicial - medical examinations and sociological research of doctors of the stomatologists who have allowed professional mistakes.

Key word: defects of rendering of stomatologic services, stomatologic research.

За последние годы в Российской Федерации отме- Начиная с 1992 года, в рамках правовой реформы,

чается многократный рост жалоб на качество оказания были приняты «Основы законодательства РФ об охране

медицинской помощи, что обусловлено, прежде всего, здоровья граждан» (1993). Уголовный и Уголовно-процес-

изменениями в законодательстве в сторону закрепления суальный (1996, 2002), Гражданский и Гражданско-процес-

приоритета прав и свобод гражданина в области охраны суальный (1994, 2003) кодексы РФ, «Закон о защите прав

здоровья. потребителей» (1992), ряд федеральных законов прямого

действия в сфере здравоохранения, согласно которым, при наличии дефектов оказания медицинской помощи врач может нести как уголовную, так и гражданскую ответственность.

При определении меры ответственности медицинских работников важным является точное установление характера дефекта оказания медицинской помощи и профессиональных ошибок. При рассмотрении указанных понятий в уголовном или гражданском судопроизводстве возникают большие затруднения, поскольку до настоящего времени нет единого мнения ни с медицинской, ни с юридической точки зрения как правильно их расшифровать.

Диапазон «толкований профессиональных ошибок» медицинских работников настолько широк, что включает диаметрально противоположные понятия от небрежных, недобросовестных, неосторожных действий по оказанию медицинский помощи, результатом которых явился вред здоровью или смерть пациента до добросовестного заблуждения врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества.

Ряд авторов предлагают из понятий «профессиональных ошибок медицинских работников» выделить некачественно выполненная медицинская помощь (плохая, нерадивая, кое-как сделанная) на любом этапе медицинской технологии (диагностика, лечение, профилактика) как непрофессиональные действия или как «дефекты при оказании медицинской помощи». С юридической точки зрения среди профессиональных ошибок медицинских работников необходимо различать противоправные виновные деяния и случаи причинения вреда здоровью пациента при отсутствии вины. Первое из названных, влекущее уголовную, гражданскую или дисциплинарную ответственность; во втором варианте налицо случай - отсутствие вины и ответственности.

Нами проанализированы заключения комплексных судебно-медицинских экспертиз по гражданским искам пациентов на некачественное оказание терапевтической (30 случаев) и ортопедической (70 случаев) стоматологических услуг.

Естественно, представляют определенный интерес статистические данные, характеризующие стоматологов, допустивших профессиональные ошибки и дефекты оказания стоматологических услуги.

Средний возраст стоматологов составил 40,5 лет, а средний стаж работы - 17,2 лет.

Среди врачей стоматологов, в отношении которых были поданы жалобы и гражданские иски по поводу некачественного оказания медицинских услуг, высшую квалификационную категорию имели 42, а первую - 21 врача. Таким образом, высшую и первую квалификационные категории имели 63% специалистов. Квалификационную категорию не имели только 8% стоматологов - терапевтов.

Для выяснения причин возникновения профессиональных ошибок и дефектов оказания стоматологических услуг, нами проведено анонимное анкетирование врачей, допустивших те или иные дефекты в лечебно-диагностическом процессе. На вопросы нашей анкеты согласились ответить 60 стоматологов.

Полученные ответы были обработаны графическими и статистическими методами.

Из 60 стоматологов в амбулаторной карте стоматологического больного никто не указал о допущенных профессиональных ошибках. Большинство врачей не видят в этом необходимости и считают, и «от этого могут быть только неприятности».

По мнению 50% врачей, профессиональные ошибки в стоматологии это неизбежный процесс, а 25% стоматологов считают, что ошибки - это случайность.

По мнению большинства стоматологов, профессиональные ошибки можно уменьшать, если:

- рационально организовывать рабочее время, больше внимания уделять пациенту;

- усилить контроль со стороны заведующих или администрации учреждения за качеством работы стоматологов;

- организовать систематическое обучение стоматологов на краткосрочных курсах или на рабочих местах для освоений новых методик и технологий;

- повысить медико-правовую осведомленность медицинского персонала и т.д.

Анализ данных литературы свидетельствует, что до сих пор отсутствуют научно-обоснованные критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания стоматологических услуг.

Опыт работы кафедры судебной медицины МГМСУ и Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы свидетельствует, что при экспертной оценке профессиональных ошибок стоматологических услуг необходимо установить:

- характер ошибок (диагностические, лечебно-тактические, реабилитационные, морально-этические или деонтологические);

- наличие или отсутствие причинно-следственной связи между допущенными ошибками и возникшими осложнениями или побочными явлениями;

- наличия (или отсутствия) причинно-следственной связи между действиями (или бездействием) стоматолога и возникшим дефектом после оказания стоматологических услуг.

При этом в зависимости от выявленных профессиональных ошибок и дефектов оказания стоматологических услуг, составляется их перечень, и сравнивается с общепринятыми стандартами оказания стоматологических услуг.

В заключении комплексных экспертных комиссий учитываются результаты освидетельствования пациентов, обратившихся в судебные инстанции с иском, произведенных в крупных клинико-диагностических центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.