DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10185
О.В. Тахумова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.V. Takhumova - Associate Professor at the Department of Economic Analysis, Ph.D., Kuban State Agrarian University (Russia);
С.С. Босенко - студентка 4 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
S.S. Bosenko - 4 course student of economics faculty, Kuban state agrarian University (Russia);
С.В. Лазариди - студентка 4 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
S.V. Lazaridi - 4 course student of economics faculty, Kuban state agrarian University (Russia);
Н.Р. Петров - студент 4 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.R. Petrov - 4 course student of economics faculty, Kuban state agrarian University (Russia).
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА, КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
(НА ПРИМЕРЕ ООО «КМВ-ГАЗ») PROFIT ANALYSIS OF A BUSINESS ENTITY AS AN ELEMENT OF ECONOMIC ANALYSIS
(FOR EXAMPLE, KMV-GAZ LLC)
Аннотация. Данная статья посвящена анализу такого экономического показателя как прибыль. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях рынка экономические субъекты становятся самостоятельнее при разработке и принятии управленческих решений, возрастает их ответственность за результаты деятельности в экономических и юридических областях. Изучение факторов, влияющих на прибыль, а также выявление резервов для ее повышения является неотъемлемым процессом при осуществлении успешной хозяйственной деятельности. От устойчивости финансового состояния зависит своевременность и полнота обслуживания обязательств перед поставщиками, банками, сотрудниками. Все это в совокупности повышает важность экономического анализа для оценки производственной и коммерческой деятельности.
Abstract. This article is devoted to the analysis of such an economic indicator as profit. The relevance of the study is due to the fact that in modern market conditions, economic entities become more independent in the development and adoption of managerial decisions, their responsibility for the results of activities in economic and legal fields increases. The study of factors affecting profits, as well as the identification of reserves for its increase is an integral process in the implementation of successful business activities. Timeliness and completeness of servicing obligations to suppliers, banks, and employees depend on the stability of the financial condition. All this together increases the importance of economic analysis for evaluating production and commercial activities.
Ключевые слова: экономический анализ, анализ прибыли, платежеспособность, рентабельность, капитал, фактор.
Keywords: economic analysis, profit analysis, solvency, profitability, capital, factor.
Необходимым элементом экономического анализа экономического развития организации для разработки и принятия качественных управленческих решений является изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности компании, которые характеризуются величиной прибыли или убытка.
Значение прибыли для хозяйствующего субъекта в условиях рыночной
экономики значительно возросло, поскольку стремление к получению дополнительного прироста стимулирует к повышению объема выпускаемой продукции, а также уменьшению издержек. Оценивая возможную прибыль, предприниматель определяет ту сферу, в которой есть возможность достичь наибольшего прироста стоимости, что создает стимул для инвестирования в определенные отрасли производства [3].
Экономическая сущность прибыли заключается в том, что она характеризует финансовый результат (разница доходов и расходов) деятельности хозяйствующего субъекта и выступает одним из основных ресурсов финансирования производства.
Цель экономического анализа заключается в поиске и определении факторов, вызвавших изменение прибыли, а также установлении резервов для ее увеличения и выработке распоряжений для ее оптимизации. Чтобы достигнуть это в процессе проведения анализа экономические службы решают семь основных задач (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные задачи анализа прибыли организации [1]
В экономике принято разделять прибыль на бухгалтерскую (или балансовую), экономическую и нормальную. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли:
Нераспределенная прибыль Рисунок 2 - Виды балансовой (бухгалтерской) прибыли организации [3]
Для нахождения валовой прибыли из суммы выручки от продаж вычитаются налоги, отчисления на производство и реализацию продукции.
Разница валовой прибыли и суммы коммерческих и управленческих расходов образует прибыль от продаж.
Формула для расчета прибыли до налогообложения состоит из сложения прибыли от продаж, прочих доходов, процентов к получению и доходов от участия в других организациях и вычета из этой суммы прочих расходов и процентов к уплате.
Чистая прибыль - это объем денежных средств, которые получает организация после выплаты всех налогов и расходов, и рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и изменением отложенных налоговых активов, налогом на прибыль, отложенными налоговыми обязательствами.
Нераспределенная прибыль представляет собой накопленную чистую прибыль предприятия за отчетный год и предыдущие периоды за вычетом дивидендов.
Нормальная прибыль - это обязательный минимальный доход, который гарантирует существование и выживание организации в условиях кризисных явлений, как во внутренней, так и во внешней среде.
Экономическая прибыль рассчитывается разность выручки и экономических издержек, они могут быть как явные, так и неявные. Отметим, что экономическая прибыль служит фактором для вливания новых предпринимателей в тот или иной вид бизнеса или выхода фирм из той сферы, где они неприбыльны [5].
Для анализа прибыли хозяйствующего субъекта выделяют шесть основных способов чтения финансовой отчетности (рис. 3):
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Горизонтальный (временной) Вертикальный (структурный)
анализ анализ
Трендовый анализ Факторный анализ
Сравнительный Анализ относительных
(пространств енный) анализ показателей (коэффициентов)
Рисунок 3 - Основные способы чтения финансовой отчетности [2]
Сущность горизонтального анализа позволяет провести исследование каждого показателя в сравнении с прошедшими периодами.
Для вертикального анализа или анализа структуры характерно изучение структуры показателей и параметров с целью определения силы воздействия отдельной позиции на результат хозяйствования в целом.
При трендовом анализе имеет место сравнение отдельного показателя отчетного периода с предшествующими периодами для выявления тренда. Это позволяет определить прогноз дальнейшего развития деятельности, исключая эффект случайности и особенности временных периодов.
Значение факторного анализа заключается в определении влияния каждого фактора на результативный показатель, применяя различные методы.
Сравнение как способ анализа дает возможность соотнести результаты деятельности исследуемого предприятия с результатами конкурентов этой отрасли или же со средними показателями по экономике.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) обеспечивает возможность оценки соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин и позволяет провести комплексный анализ платежеспособности, финансовой устойчивости и прибыльности предприятия [4].
Анализ прибыли предприятия позволяет оценить, как предпринимаемые действия и вложенные ресурсы оказывают воздействие на получаемый результат и является ли деятельность эффективной. В проведении такого анализа заинтересованы собственники бизнеса, кредиторы, инвесторы, поставщики, менеджеры и налоговые службы. Исходной базой финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности [2].
Чтобы продемонстрировать практическое применение методического подхода к анализу прибыли хозяйствующего субъекта, проведем оценку финансовых результатов ООО «КМВ-ГАЗ» по данным методикам.
Чтобы оценить эффективность деятельности организации необходимо провести вертикальный и горизонтальный анализ финансовых результатов организации (табл. 1)
Таблица 1 - Вертикальный и горизонтальный анализ финансовых результатов
Показатель 2016 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % Абсолютное отклонение (+;-) Темп приростам/о
1 2 3 4 5 6 7
Выручка от продаж 430603 100,0 1129449 100,0 698846 +162,3
Себестоимость реализованной продукции 371807 86,35 1060624 93,91 688817 +185,3
Коммерческие расходы 44470 10,33 51178 4,53 6708 +15,1
Управленческие расходы 3020 0,70 - - -3020 -100,0
Прибыль от продаж 11306 2,63 17647 1,56 6341 +56,1
Проценты к получению 276 0,06 135 0,01 -141 -51,1
Проценты к уплате 5345 1,24 2484 0,22 -2861 -53,5
Прочие доходы 8518 1,98 4002 0,35 -4516 -53,0
Прочие расходы 12232 2,84 5690 0,50 -6542 -53,5
Прибыль до налогообложения 3216 0,75 14023 1,24 10807 +336,0
Налог на прибыль 750 0,17 2798 0,25 2048 +273,1
Чистая прибыль 1773 0,41 10812 0,96 9039 +509,8
В 2018 году выручка организации выросла на 698846 тыс. руб. (на 162,3 %) по сравнению с 2016 г. и составила 1129449 тыс. руб., вследствие чего себестоимость реализованной продукции увеличилась на 185,3 % и в 2018 г. составила 1060624 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 56,1 % и в 2018 г. составила 17647 тыс. руб. Это произошло за счет роста выручки и снижения доли коммерческих и управленческих затрат в выручке. Чистая прибыль предприятия в 2018 году составила 10812 тыс. руб., что в 6 раз выше, чем в 2016 г., при этом доля чистой прибыли в выручке увеличилась на 0,55 п. п., что свидетельствует о росте деловой активности организации.
Прибыль от продаж показывает разницу между выручкой (валовым доходом), себестоимостью и издержками обращения, поэтому, с целью улучшения эффективности использования расходов на реализацию товаров, следует провести анализ факторов, которые влияют на формирование прибыли от продаж (табл. 2)
Таблица 2 - Влияние факторов на прибыль от продаж, тыс. руб.
Показатель 2016 г. 2018 г. Влияние фактора на изменение прибыли от продаж
тыс. руб. % тыс. руб. %
Количество проданной продукции (работ, услуг) 430603,0 100 1129449,0 100 12418,0
Изменение цен на реализованную продукцию 1,25 5931,0
Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг 371807,0 86,3 1060624,0 93,9 -85393,8
Коммерческие расходы 44470,0 10,3 51178,0 4,5 65464,5
Управленческие расходы 3020,0 0,7 - - 7921,3
Прибыль от продаж 11306,0 2,6 17647,0 1,6 6341,0
Прибыль от продаж в 2018 году составила 17647 тыс. руб., что на 56,1% выше, чем в 2016 г. При этом за счет увеличения выручки на 162,3 %, прибыль увеличилась на 12418 тыс. руб., за счет повышения цен на продаваемую продукцию на 25 % данный показатель увеличился на 5931 тыс. руб. Снижение доли коммерческих и управленческих расходов привели к увеличению прибыли от продаж на 65464,5 и 7921,3 тыс. руб., соответственно, а рост себестоимости на 185,3 % привел к сокращению показателя на 85393,8 тыс. руб.
Чтобы комплексно оценить эффективность использования имущества, средств предприятия и понесенных затрат необходимо проанализировать показатели рентабельности:
- рентабельность продаж
- рентабельность активов;
- рентабельность собственного капитала.
Для начала рассмотрим общие показатели рентабельности организации (табл. 3).
Таблица 3 - Рентабельность (прибыльность) организации
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютное отклонение 2018 г. от 2016 г.
Выручка от продаж, тыс. руб. 430603 658555 1129449 698846
Себестоимость продаж, тыс. руб. 371807 609043 1060624 688817
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 11306 3968 17647 6341
Чистая прибыль, тыс. руб. 1773 659 10812 9039
Активы, тыс. руб. 118608 149154 160942 42334
Собственный капитал, тыс. руб. 35706 36365 47177 11471
Оборотные активы, тыс. руб. 64286 96691 112690 48404
Перманентный капитал, тыс. руб. 55690 45816 54308 -1382
Общие показатели
Рентабельность продаж 2,63 0,60 1,56 -1,06
Рентабельность продаж по чистой прибыли 0,41 0,10 0,96 0,55
Экономическая рентабельность 1,49 0,44 6,72 5,22
Рентабельность собственного капитала 4,97 1,81 22,92 17,95
Частные показатели
Затратоотдача 3,04 0,65 1,66 -1,38
Рентабельность оборотных активов 2,76 0,68 9,59 6,84
Рентабельность перманентного капитала 3,18 1,44 19,91 16,72
Рентабельность продаж в 2018 году сократилась на 1,06 п. п. и составила 1,56 %, что в значительной степени связано с тем, что темпы роста себестоимости опережают рост выручки и является неблагоприятной тенденцией. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась на 0,55 п. п. и в 2018 г. составила 0,96 %, что является нормальным значением для данной отрасли. Экономическая рентабельность и рентабельность собственного капитала значительно увеличились в 2018 г. и составили 6,72 и 22,92 %, соответственно. Это свидетельствует об увеличении эффективности производственной деятельности.
Затратоотдача в 2018 г. составила 1,66 %, что ниже на 1,38 п. п., чем в 2016 г., что связано с опережением роста себестоимости продаж над выручкой. Рентабельность оборотных активов и перманентного капитала в 2018 г. значительно увеличились и составили 9,59 и 19,91 %, соответственно. Это свидетельствует о более полном использовании оборотных средств и росте эффективности инвестирования средств в основную деятельность организации.
Произведем расчет влияния отдельных факторов на изменение рентабельности продаж, используя метод цепных подстановок. Исходя из формулы определения рентабельности от продаж, заметим, что на нее размер воздействуют два фактора: выручка и прибыль от продаж. Последовательно определим, каково влияние выручки, а затем влияние прибыли от продаж. Необходимые расчеты представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж
Последовательность подстановок Определяющие факторы Рентабельность продаж, % Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя Наименование фактора
Выручка, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2017 г. (баз.) 658555 3968 0,60 — —
Условный 1129449 3968 0,35 -0,25 Изменение выручки
2018 г. (отч.) 1129449 17647 1,56 1,21 Изменение прибыли от продаж
Анализ полученных результатов показывает, что рентабельность продаж за исследуемый период увеличилась на 0,96%. Вследствие увеличения выручки рентабельность снизилась на 0,25%, и в то же время из-за повышения такого факторного показателя как прибыль от продаж, увеличилась на 1,21%.
На рентабельность активов влияет чистая прибыль и среднегодовая стоимость активов (табл. 5).
Проанализировав таблицу 5, сделаем вывод, что рентабельность активов в 2018 году возросла на 6,48%, наибольшее влияние на нее оказало изменение чистой прибыли. За счет увеличения чистой прибыли рентабельность возросла на 6,54%, а за счет роста среднегодовой стоимости активов сократилась на 0,06%.
Таблица 5 - Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности активов
Последовательность подстановок Определяющие факторы Рентабельность активов, % Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя Наименование фактора
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб.
2017 г. (баз.) 133881 659 0,49 — —
Условный 155048 659 0,43 -0,06 Изменение среднегодовой стоимости активов
2018 г. (отч.) 155048 10812 6,97 6,54 Изменение чистой прибыли
Факторами, определяющими изменение рентабельности капитала, являются чистая прибыль и среднегодовая стоимость капитала. Рассчитаем их влияние в таблице 6.
Таблица 6 - Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности собственного^ капитала
Последовательность подстановок Определяющие факторы Рентабельность собственного капитала, % Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя Наименование фактора
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб.
2017 г. (баз.) 36036 659 1,83 — —
Условный 41771 659 1,58 -0,25 Изменение среднегодовой стоимости собственного капитала
2018 г. (отч.) 41771 10812 25,9 24,32 Изменение чистой прибыли
Отметим, что рентабельность собственного капитала ООО «КМВ-ГАЗ» в 2018 г. возросла на 24,07%. Такое изменение было вызвано увеличением чистой прибыли на 10153 тыс. руб., что повысило рентабельность на 24,32%, в то же время, возрастание среднегодовой стоимости собственного капитала снизило ее на 0,25%.
Особенностью факторного анализа является то, что при его использовании учитывается взаимосвязь элементов анализируемой модели. Это дает возможность определить влияние факторных показателей на результативный, что обеспечивает более точный анализ эффективности ведения хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, осуществление деятельности в условиях рыночной экономики обуславливает применение системного подхода к анализу хозяйственной деятельности для установления возможных способов и средств увеличения прибыли. Проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия с использованием действующей методики оценки прибыли и рентабельности дает возможность разрабатывать качественные и обоснованные управленческие решения, учитывающие потенциальные возможности организации. Поэтому прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия.
Источники:
1. Артеменко В. Г. Экономический анализ : учеб. пособие / Артеменко В. Г., Анисимова Н. В. - М. : КНОРУС, 2014.
- 288 с.
2. Бочкова С. В. Анализ финансовой отчетности [Электронный ресурс] / С. В. Бочкова - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 292 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47665.html. - ЭБС «IPRbooks»
3. Иматаева А. Е. Экономический анализ [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов специальности «учет и аудит» / А. Е. Иматаева - Электрон. текстовые данные. - Алматы: Альманах, 2016. - 117 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69250.html. - ЭБС «IPRbooks»
4. Косолапова М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / Косолапова М. В., Свободин В. А. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 247 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5248. - ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / Г. В. Савицкая - Электрон. текстовые данные. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. - 376 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67610.html.— ЭБС «IPRbooks»
References:
1. Artemenko V. G. Economic analysis: textbook. allowance / Artemenko V.G., Anisimova N.V. - M.: KNORUS, 2014 .-288 p.
2. Bochkova S.V. Analysis of financial statements [Electronic resource] / S.V. Bochkova - Electron. textual data. - Saratov: Higher education, 2016. - 292 c. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/47665.html. - ELS "IPRbooks"
3. Imataeva A. E. Economic analysis [Electronic resource]: a manual for students of the specialty "accounting and auditing" / A. E. Imataeva - Electron. textual data. - Almaty: Almanac, 2016 .-- 117 p. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/69250.html.
- ELS "IPRbooks"
4. Kosolapova MV. Comprehensive economic analysis of economic activity [Electronic resource]: a textbook / Kosolapova MV, Svobodin VA - Electron. textual data. - M.: Dashkov and K., 2014 .-- 247 p. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/5248. -ELS "IPRbooks", password
5. Savitskaya G.V. Analysis of economic activity [Electronic resource]: textbook / G.V. Savitskaya - Electron. textual data.
- Minsk: Republican Institute of Vocational Education (RIPO), 2017. - 376 c. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/67610.html.— ELS "IPRbooks"