Научная статья на тему 'Анализ предпринимательской среды регионов России'

Анализ предпринимательской среды регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / РЕГИОНЫ РОССИИ / ENTREPRENEURSHIP SPHERE / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедзянова Ф. К., Галанцева И. В., Ющенко А. Л.

Исследовано понятие предпринимательской среды региона и выработаны показатели, характеризующие функционирование данной среды. Проведена взаимосвязь между предпринимательской средой и экономической активностью регионов. Проведено исследование регионов Российской Федерации по уровню экономической активности и на основе представленных данных осуществлена их классификация и определены разные группы регионов по уровню развития предпринимательской среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедзянова Ф. К., Галанцева И. В., Ющенко А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the entrepreneurship sphere of the region is investigated and the indicators characterizing functioning of this environment are developed. The interrelation between the entrepreneurship sphere and economic activity of regions is carried out. Research of regions of the Russian Federation on a level of economic activity is carried out and on the basis of the presented data their classification is carried out and the group of regions are defined, differenced by level of entrepreneurship sphere’s progress.

Текст научной работы на тему «Анализ предпринимательской среды регионов России»

Ф. К. Ахмедзянова, И. В. Галанцева, А. Л. Ющенко

АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНОВ РОССИИ

Ключевые слова: предпринимательская среда, регионы России.

Исследовано понятие предпринимательской среды региона и выработаны показатели, характеризующие функционирование данной среды. Проведена взаимосвязь между предпринимательской средой и экономической активностью регионов. Проведено исследование регионов Российской Федерации по уровню экономической активности и на основе представленных данных осуществлена их классификация и определены разные группы регионов по уровню развития предпринимательской среды

Keywords: entrepreneurship sphere, regions of Russia.

The concept of the entrepreneurship sphere of the region is investigated and the indicators characterizing functioning of this environment are developed. The interrelation between the entrepreneurship sphere and economic activity of regions is carried out. Research of regions of the Russian Federation on a level of economic activity is carried out and on the basis of the presented data their classification is carried out and the group of regions are defined, differenced by level of entrepreneurship sphere’s progress.

В постоянно изменяющихся, нестабильных

условиях развития национальной экономики в

сложный период кризиса 2008-2010 годов и его последствий, постоянного развития

предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды,

усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды

предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за окружающей его предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках [4].

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение понятия предпринимательской среды, её основных особенностей и характеристик, факторов, определяющих её функционирование, которые определяют в качество функционирования самого предприятия в частности и экономики региона и страны в целом.

В целом понятие предпринимательской среды рассматривалось большим количеством ученых. К примеру, в издании Гольдштейна Г.Я. в [3] под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним.

В учебнике Лапусты М.Г. [5] в качестве предпринимательской среды рассматривается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирования рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов.

Однако в этих, а также ряде других определений не рассматривается региональный аспект предпринимательской среды, хотя он, по нашему мнению, является одним из важных факторов,

оказывающих воздействие на предпринимательские структуры. Это связано с правовыми, политическими и социально-экономическими особенностями экономики региона, которые либо усиливают, либо наоборот преуменьшают влияние на предприятия национальных экономических факторов.

Предпринимательская среда

характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социальнокультурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем региона, определяющих возможности для развития предпринимательского потенциала предприятий.

С точки зрения предприятия под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предпринимательской

структуры и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним.

Важным является то, что «качество» предпринимательской среды в определенной мере влияет и на эффективность функционирования предпринимательских структур, на развитие экономики определенной территории, на социальную составляющую жизни населения и т.д. [3].

Таким образом, видно, что понятие предпринимательской среды необходимо рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения предприятия, как условия, которые позволяют им реализовать свой предпринимательский потенциал, так и со стороны государства, которое заинтересовано в развитие бизнеса, дающего фискальные, социальные, производственные и иные преимущества для функционирования

государственной системы.

Также это важно и с точки зрения разработки мероприятий по совершенствованию предпринимательской среды, поскольку этим

должны заниматься как органы власти, так и группы предпринимательских структур.

Формирование благоприятной

предпринимательской среды как на уровне региона, так и всей страны нашло свое отражение в ряде работ современных ученых. В работах последнего времени Бабаева М.С., Брешева А.И.. Брыткова М. А., Венковой Т.В., Дудкина А.Н., Калайчева А.С., Смогулова Ш.С., Чернова В.Г., Шлафмана А.И. и др. исследовались различные аспекты предпринимательского потенциала российских регионов.

Если рассматривать государственное воздействие на предпринимательскую среду, то политика в области государственного регулирования предпринимательства не сформулирована с однозначностью для всех участников рынка. Данная ситуация обусловлена развитием двух параллельных процессов: формирования предпринимательских

структур как нового субъекта хозяйственноэкономических отношений и разрушения устойчивых представлений о доминировании государственного воздействия на их деятельность. В этой связи, государственная экономическая политика в новейшей истории России осуществлялась в пределах колебаний от обеспечения заданных параметров развития территорий до констатации отсутствия эффективных направлений и методов государственного регулирования. Результатом такой политики явилось устойчивое противоречие. С одной стороны государство сравнительно меньше участвует в регулировании предпринимательства (доля расходов бюджета в ВВП составляет менее 30,0%). С другой стороны - формируются тенденции

«огосударствления» экономики, которые выражаются в увеличении доли федеральных органов власти в уставном капитале крупных предпринимательских структур [6].

На уровне российских регионов процесс государственного регулирования подчинен принципу содействия предпринимательской активности посредством создания инфраструктурных, социальных и иных благоприятствующих условий. На практике это содействие реализуется с двух противоположных позиций: путем снижения управленческого

воздействия на необходимые, ключевые социальноэкономические процессы и явления, и путем наращивания контрольно-фискальных функций государства, создающих избыточный прессинг. Сложившаяся ситуация указывает на отсутствие системы адекватных направлений государственного регулирования предпринимательской активности с целью стимулирования экономического роста, формирует неверное понимание сути региональной экономической политики и приводит к рассогласованию базовых интересов бизнеса и власти.

Одной из проблем рассматриваемого государственного регулирования предпринимательства и среды, его окружающей, является отсутствие единого подхода по оценке предпринимательской среды, а также единой системы показателей, по которым её можно было оценить.

Анализ различных источников показал разнообразие данных источников, однако их

исследование позволило определить следующий перечень показателей:

1. Объем производства товаров и услуг

Методика получения показателя:

Показатель рассчитывается по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по следующим видам экономической деятельности: добыча

полезных ископаемых, обрабатывающие

производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, продукции сельского хозяйства.

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Является

одним из наиболее важных показателей, характеризующих экономическую активность региона. Отражает первичное производство продукции в регионе - основу развития хозяйственных отношений. Уровень производства

характеризует потенциал и перспективность

экономического потенциала региона.

2. Объем инвестиций в основной капитал

Методика получения показателя:

Совокупность затрат, направленных на

воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.).

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Данный

показатель во многом определяет уровень инвестиционной привлекательности региона, в том числе способность региона привлечь инвестиции в реализацию конкретных проектов, способствующих развитию его экономики.

3. Оборот розничной торговли в регионе

Методика получения показателя: Выручка

от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета посредством платежных карт.

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Данный

показатель имеет два аспекта рассмотрения. Во-первых, он характеризует косвенным образом покупательскую способность населения региона, что характеризует достаток в субъекте РФ. Во-вторых, характеризует уровень привлекательности региона с точки зрения реализации конечного продукта для производящих данную продукцию предприятий.

4. Оборот оптовой торговли в регионе

Методика получения показателя: Выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на

стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для

профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Значение показателя для оценки

предпринимательской среды региона: Помимо

значительного вклада в ВРП региона, характеризует инфраструктурный потенциал региона (его ресурсные, кадровые. Финансовые и иные возможности).

5. Количество предпринимательских

структур

Методика получения показателя: Включение субъектов хозяйственной деятельности в состав Статрегистра Росстата осуществляется по их

местонахождению территориальными органами государственной статистики. Учет предприятий и организаций осуществляется органами

государственной статистики на основе сведений об их государственной регистрации.

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Характеризует привлекательность региона с точки зрения открытия нового бизнеса [1].

6. Сальдированный экономический результат деятельности организаций региона

Методика получения показателя:

Представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Характеризует эффективность деятельности организаций региона, в том числе привлекательность региона с точки зрения комфортности условий функционирования.

7. Численность экономически активного населения

Методика получения показателя: Лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными, данные получены по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых статистическими органами.

Значение показателя для оценки предпринимательской среды региона: Характеризует трудовой потенциал региона, в том числе с точки зрения открытия новых производств и новых организаций, связанных с оптовой или розничной деятельностью, оказанием услуг.

Безусловно данные показатели являются неоднозначными, но в целом могут отражать уровень развития предпринимательских структур в регионах. Расчет данных показателей позволит определить уровень развития предпринимательской среды в регионе, что в целом влияет на разрабатываемые программы поддержки предпринимательства как на местном, так и на федеральном уровне.

При этом важным является расчет не отдельных регионов, а сравнение регионов между собой, что позволит выявить неравномерность

255

развития предпринимательства, выделить слабые регионы и определить конкретные меры поддержки в конкретной сфере предпринимательства, которые необходимы в каждом отдельном случае.

Для дальнейшего анализа регионов с точки зрения предпринимательской среды можно применить известный метод АВС-анализа, сущность которого применительно к рассматриваемым проблемам заключается не просто в уровне развития того или иного показателя, но прежде всего в том, какую часть он привносит своим уровнем в значение показателя по стране в целом. Данные о социально-экономическом положении регионов для АВС-анализа по семи перечисленным выше показателям были взяты из двух источников: официального сайта Федеральной службы государственной статистик РФ [7] и статистического сборника «Регионы России» [8].

При этом все регионы по каждому показателю были разбиты на три группы:

- группа А, в которую вошли регионы, с наибольшим значением показателя, формирующие 80% от его общероссийского значения;

- группа В, в которую вошли регионы, формирующие следующие 15% от общероссийского значения показателя;

- группа С, в которые вошли оставшиеся, с минимальным значением показателя регионы, формирующие оставшиеся 5% от общероссийского значения показателя.

Анализ показал, что большинство регионов не входят в одну группу (А, В или С) по всем показателям, и дифференциация данных регионов по показателям тоже различна. Анализ показал следующее распределение регионов по группам в зависимости от их вклада в тот или иной показатель (табл.1).

Таким образом, можно увидеть, что все субъекты Российской Федерации формируют пять групп, которые отличаются уровнем активности предпринимательской среды.

Очевидно, что данная классификация может служить основой формирования как национальной, так и региональной экономической политики, реализуемой, к примеру, в отношении регионов-доноров и регионов-реципиентов (регионов-

доноров, нуждающихся в первоочередной

государственной поддержке, которые не способны в ближайшее время значительно повысить уровень экономической активности).

Однако следует отметить, что конкретные меры государственной поддержки и на федеральном, и на региональном уровне, во многом определяются конкретными проблемными местами в региональной экономике, что должно служить основой других исследований, в том числе и дальнейших исследований авторов.

Таблица 1

Литература

Регионы Количество попаданий в группы А, В и С

Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Свердловская обл., Тюменская обл., Респ. Татарстан, Респ. Башкоркостан 7А, 0В, 0С

Краснодарский край, Нижегородская обл., Челябинская обл., Самарская обл., Красноярский край, Пермский край, Кемеровская обл. 6 А, 1В, 0С

Ростовская обл. 6 А, 0В, 1С

Иркутская обл., Ленинградская обл. 5 А, 2В, 0С

Оренбургская обл. 5 А, 1В, 1С

Волгоградская обл., Приморский край. 4А, 3В, 0С

Ставропольский край, Саратовская обл., Воронежская обл., Омская обл., Хабаровский край 4А, 2В, 1С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алтайский край 3А, 4В, 0С

Тульская обл., Тверская обл., Респ. Коми 3А, 3В, 1С

Респ. Дагестан 3А, 1В, 3С

Липецкая обл. 2А, 5В, 0С

Респ. Саха (Якутия) 2 А, 4В, 1С

Сахалинская обл. 2 А, 1В, 4С

Удмуртская Респ. 1А, 6В, 0С

Владимирская обл., Пензенская обл., Ярославская обл., Архангельская обл., Вологодская обл. 1А, 5В, 1С

Кировская обл. 1А, 4В, 2С

Амурская обл 1А, 1В, 5С

Брянская обл., Томская обл. 0А, 6В, 1С

Ульяновская обл., Чувашская Респ., Курская обл., Тамбовская обл., Рязанская обл. 0А, 5В, 2С

Астраханская обл. 0А, 4В, 3С

Забайкальский край, Респ. Бурятия, Курганская обл., Респ. Мордовия, 0А, 3В, 4С

Ивановская обл., Респ. Карелия, Новгородская обл. 0А, 2В, 5С

Орловская обл., Псковская обл., Чеченская Респ. 0А, 1В, 6С

Костромская обл., Респ. Марий Эл, кабардиноБалкарская Респ., Респ. Северная Осетия - Алания, Респ. Хакасия, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Респ., Респ. Адыгея, Респ. Калмыкия, Респ. Тыва, Респ. Алтай, Магаданская обл., Еврейская автономная обл., Респ. Ингушетия, Чукотский автономный округ 0А, 0В, 7С

Группы

активности

Регионы

высокой

активности

Регионы

умеренной

экономической

активности

Регионы

средней

экономической

активности

Регионы

слабой

экономической

активности

Регионы

проблемной

экономической

активности

1. Башкирцева С.А. Прогнозирование направлений развития малого инновационного предпринимательства в сфере малотоннажнной химии Республики Татарстан // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2011. - №.15. - С. 292289.

2. Внедрение торговых сетей в регион, как фактор повышения его инвестиционной привлекательности (на примере Республики Татарстан) /Д.В. Хисамутдинова и др.// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №.5. - С. 23-32.

3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, Таганрог, 2003.

4. Киселев С.В. Инновационная активность предприятий малого бизнеса Республики Татарстан // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №14. - С.277-282.

5. Предпринимательство: Учебник для вузов/

М.Г.Лапуста, А.Г.Поршнев, Ю.Л.Старостин, Л.Г.Скамай. - 4-е изд.. -М.: ИНФРА-М, 2007. - 667 с.

6. Петросян О.Ш.Формирование подходов развития предпринимательской сферы региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2008. - № 3. - С.46-49.

7. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

8. Регионы России. Социально-экономические

показатели. 2010.: Статистический сборник/ Росстат. -М.: - 2011. - 982 с.

© Ф. К. Ахмедзянова - к.п.н., доц. каф. экономики и социальных дисциплин КНИТУ, катйоупа@уап(1ех.т; И. В. Галанцева

- к.э.н., доц. каф. финансов и кредов ЧОУ ВПО АФ ИЭУиП (г. Казань), G.IrinaV@bk.ru; А. Л. Ющенко - к.э.н., доц. каф. коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт - Петербургского госуд. инж.-экон. ун-та.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.