Научная статья на тему 'Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации желчегонных средств и их влияние на покупку'

Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации желчегонных средств и их влияние на покупку Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2761
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Рогов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации желчегонных средств и их влияние на покупку»

УДК 615.244:614.23(471.45)

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВРАЧЕЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЖЕЛЧЕГОННЫХ СРЕДСТВ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОКУПКУ

В. А. Рогов

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград

В настоящей работе изучалась проблема безопасного применения желчегонных лекарственных средств. Проведено социологическое исследование предпочтений врача и фармацевтического работника при назначении и рекомендации желчегонных лекарственных средств. Для оценки предпочтений специалистов предложено использовать «коэффициент лояльности». Автором введена количественная оценочная шкала лояльности при назначении лекарственных препаратов. Выявлено, что назначение врачами и рекомендации фармацевтическими специалистами желчегонных средств продиктованы преимущественно положительной оценкой их эффективности и безопасности. Основная часть назначений препаратов «Аллохол» и «Холензим» инициируется врачом, препарата «Хофитол» — фармацевтическим специалистом. В основном желчегонные препараты пациенты приобретают, руководствуясь мнением врача, в меньшей степени — фармацевтического работника.

Ключевые слова: желчегонные лекарственные средства, коэффициент лояльности специалиста, предпочтения врача, предпочтения фармацевтического специалиста.

Введение

Известно, что в современных условиях инициировать конечного потребителя к приобретению лекарственного препарата могут врач, фармацевтический специалист и собственно сам потребитель.

Все описанные пути реализации лекарственной помощи допустимы и имеют полное право на существование, если говорить об этой проблеме в контексте использования лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в целом. Как показал анализ данных литературы, исследуемая нами группа препаратов имеет существенные ограничения для бесконтрольного применения.

В предыдущих исследованиях [3] нами проанализирован ассортимент желчегонных и гепатопротекторных средств, зарегистри-

рованных в РФ и имеющихся в ассортименте Волгоградского региона. В ходе работы было выяснено, что абсолютное большинство препаратов рассматриваемых групп являются лекарственными средствами, разрешенными для безрецептурного отпуска, т. е. фармацевтические специалисты вправе порекомендовать подобные препараты для ответственного самолечения посетителям аптеки, более того, сами посетители вправе приобретать и использовать данные препараты даже без консультации с фармацевтическим специалистом [3].

Одной из основных проблем терапии ге-патобилиарного тракта является обеспечение своевременного оттока желчи.

Сложность терапии обусловлена следующим явлением. В условиях здорового организма процесс выработки и экскреции

желчи находится в динамическом равновесии. В случае нарушения описанного равновесия неизбежно образуется порочный круг патологического процесса. Пусковым фактором его появления является застой желчи в желчевыводящих путях (ЖВП). Данное явление может быть вызвано активным развитием воспалительного процесса в ЖВП, обструкцией или атонией желчного пузыря.

Желчь представляет собой сложную физико-химическую систему. После ее застоя довольно быстро начинается процесс осаждения компонентов, в результате чего образуется «песок» в ЖВП и желчном пузыре. Если клиренс желчи не восстанавливается, желчный «песок» может складироваться, образуя камни. Новообразования, в свою очередь, травмируют стенку органов ЖВП, провоцируя тем самым дальнейшее развитие воспаления. Механизм действия желчегонных средств заключается в том, что они положительно влияют на продукцию и экскрецию желчи в просвет ЖКТ.

В связи с вышеописанным, применение данных препаратов весьма показано на этапе появления застоя в ЖВП, до начала воспалительного процесса. Применение этих препаратов на этапе появления обструкции ЖВП крайне опасно для здоровья больного. Следует отметить, что симптоматика застойных явлений в ЖВП, как без их обструкции, так и при ее наличии, практически неотличима субъективно. Таким образом, использование препаратов данной группы без врачебного назначения и контроля представляется весьма нерациональным. Самовольный прием желчегонных средств, без учета мнения фармацевтического специалиста, может вызвать тяжелейшие последствия и принести непоправимый вред организму больного.

Исходя из вышесказанного следует, что единственным специалистом, способным

правильно назначить лекарственную помощь, необходимую для лечения гепатоби-лиарной патологии, является врач [2, 4].

Цель исследования — выявление предпочтений врача и фармацевтического работника при назначении и рекомендации желчегонных лекарственных средств, а также оценка влияния их мнения на конечное решение потребителя о покупке.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данного исследования мы выявили основные предпочтения врачей и фармацевтических специалистов по назначению и рекомендации желчегонных средств. Для выявления предпочтений специалистов проводилось их анкетирование и интервьюирование [1].

В группу экспертов-врачей входили врачи поликлинического профиля, предпочтительно — врачи общего профиля и гастроэнтерологи, активно использующие гепа-топротекторные средства (не менее 10— 20 назначений в неделю).

Выбор врачей с описанным числом еженедельных назначений обусловлен следующими факторами:

— при стабильном назначении 20 упаковок желчегонных средств в неделю специалист быстро накапливает опыт и способен предоставить наиболее адекватные данные об эффективности и безопасности препаратов рассматриваемой группы;

— при общем числе специалистов 152 человека количество назначений, сделанных врачами за год, приближается к цифре 150 тысяч, что составляет почти половину всех продаж желчегонных средств в Волгоградском регионе.

Общее число собранных анкет составило 215, из них анкет с ошибками, искажающими

смысл, — 63. Таким образом, при подсчете результатов были использованы 152 анкеты врачей общего профиля и гастроэнтерологов.

Анкетирование фармацевтических специалистов, занимающихся отпуском медикаментов населению, проводилось на рабочем месте в условиях розничных аптек всех форм собственности во всех административных районах Волгограда.

Основным критерием выбора аптечного учреждения для анкетирования сотрудников являлась категория аптечного учреждения. (С учетом примерных данных о товарообороте и числе обращений посетителей.)

В опросе приняли участие сотрудники 101 розничной аптеки. Общее число собранных анкет составило 197, в том числе анкет с ошибками, искажающими смысл, — 43. При подсчете результатов были использованы 154 анкеты фармацевтических специалистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные по анализу результатов анкетирования врачей и фармацевтических специалистов приведены в таблице.

Из таблицы видно, что число хорошо известных докторам Волгоградского региона желчегонных средств достаточно велико. Так, значения более 50% по показателю «знание» имеют следующие позиции: аллохол, бессмертник (цветки), кукурузные столбики с рыльцами, сбор желчегонный № 2 и № 3, хо-лагол, холензим, холосас, хофитол, шиповника плоды низковитаминные. При этом стабильно высокий уровень рекомендаций (более 50%) имеют лишь три препарата: холен-зим (58%), аллохол (57%), шиповника плоды низковитаминные (52%). Близкий к 50% уровень рекомендаций имеют препараты: сбор

желчегонный № 2 (49%), кукурузные столбики с рыльцами (48%). В ходе исследований нами была выявлена прямая корреляционная зависимость между назначением препарата врачом и мнением врача об эффективности (р=0,98, а=0,005) и безопасности (р=0,97, а=0,005) препарата.

Сила влияния описанных факторов равнозначима, отличия недостоверны. Описанные в таблице результаты подтверждают данный тезис. Все препараты, известные врачам, но оцениваемые как малоэффективные и небезопасные, ими не назначаются.

К хорошо известным фармацевтическим специалистам препаратам следует отнести: аллохол, одестон, холагол, холензим, холо-сас, хофитол.

Несмотря на хорошие показатели известности по многим позициям желчегонных средств, высокий показатель по параметру «рекомендации» среди фармацевтических работников имеет только препарат «Хофи-тол» (63%).

Следует также отметить, что нами была выявлена прямая корреляционная зависимость между рекомендацией фармацевтическим специалистом желчегонных средств и их представлением об эффективности (р=0,79, а=0,005) и безопасности (р=0,84, а=0,005) данных препаратов. Сила влияния описанных факторов равнозначима, отличия недостоверны.

Необходимо подчеркнуть, что общее число желчегонных средств, хорошо знакомых и назначаемых врачами, значительно больше, чем у фармацевтических специалистов. Данный факт оценивается нами как положительный, в связи с тем, что по результатам интервьюирования врачей-экспертов (сотрудники клинических кафедр, доктора и кандидаты наук) было выяснено, что использование желчегонных средств в рамках

Таблица

Результаты анализа данных из анкет врачей и фармацевтических специалистов, рекомендующих желчегонные средства

в Волгоградском регионе

Наименование лекарственного средства Врачи знают, % Врачи рекомендуют, % Врачи считают эффективным, % Врачи считают безопасным, % Коэффициент лояльности врача Фарм. спец. знают, % Фарм. спец. рекомендуют, % Фарм. спец. считают эффективным, % Фарм. спец. считают безопасным, % Коэффициент лояльности фарм. спец.

Аллохол 89 57 34 35 0,54 88 28 35 31 0,46

Артишока экстракт 35 13 6 9 0,16 13 4 0 4 0,05

Бессмертник (цветки) 66 24 17 19 0,31 5 4 0 0 0,02

Желчевом 8 0 0 0 0,02 0 0 0 0 0,00

Кукурузные столбики с рыльцами 79 48 27 28 0,46 4 4 1 0 0,02

Одестон 29 25 16 11 0,20 55 31 27 19 0,33

Пижма (цветы) 44 11 8 9 0,18 1 0 0 0 0,00

Сбор желчегонный № 2 71 49 26 24 0,42 6 5 1 4 0,04

Сбор желчегонный № 3 61 33 18 20 0,33 7 6 2 5 0,05

Танацехол 4 2 1 0 0,02 20 3 11 4 0,09

Фитогепатол № 2 19 4 4 2 0,07 2 0 1 4 0,02

Фитогепатол № 3 15 4 2 2 0,06 2 0 1 4 0,02

Фламин 41 16 8 8 0,18 24 4 4 0 0,08

Холагол 63 29 14 14 0,30 44 9 3 4 0,15

Холензим 87 58 31 28 0,51 64 25 21 21 0,33

Холосас 75 39 23 21 0,39 43 9 16 19 0,22

Хофитол 51 35 22 20 0,32 70 63 63 60 0,64

Шиповника плоды низковитаминные 79 52 23 25 0,45 4 0 1 0 0,01

самолечения или по рекомендации только фармацевтического специалиста крайне опасно и может привести лишь к ухудшению состояния больного и утяжелению заболевания.

Для удобства дальнейшего анализа нами был «рассчитан» коэффициент лояльности врача и фармацевтического специалиста. Данный показатель отражает интегрированное значение по следующим аналитическим параметрам: степень знания специалистами позиции; доля специалистов, рекомендующих данный препарат постоянно, считающих его эффективным и безопасным.

Расчет проводили по формуле среднего арифметического выявленных значений указанных показателей. Степень значимости данных параметров принята за 1, так как каждый из них характеризует, помимо собственного значения, еще и взаимовлияние на принятие решения о назначении или рекомендации.

Значения коэффициента находятся в диапазоне от 0 до 1. Нулевое значение коэффициента указывает на то, что данный препарат не назначается врачами или не рекомендуется фармацевтическими специалистами, а также оценивается ими как крайне неэффективный или опасный к применению. Если значение коэффициента лояльности равно 1, то это означает, что все опрошенные врачи назначают данный препарат, считают его 100% эффективным и безопасным для всех категорий пациентов.

Для удобства оценки препаратов по данному показателю нами была использована следующая оценочная шкала: значения коэффициента от 0 до 0,1 — крайне низкие; 0,2—0,25 — низкие; 0,26—0,45 — средние; 0,46—0,7 — высокие; более 0,7 — крайне высокие.

Используя этот параметр, мы выделили позиции, к которым врачи и фармацевтиче-

ские специалисты проявляют высокую лояльность.

Высокая лояльность, по нашему мнению, определяется двумя факторами: значение коэффициента лояльности более 0,5 и уровень назначаемости более 50%.

Как видно из таблицы, этим требованиям по мнению врачей отвечают аллохол и хо-лензим, по мнению фармацевтических специалистов — хофитол.

Проведенные нами ранее исследования показали, что три препарата — лидера мнения врачей и фармацевтических специалистов (аллохол, хофитол и холензим) — занимают лидирующие позиции и в рейтингах по продажам в регионе.

Помимо этого, нами была оценена корреляционная зависимость между среднемесячными продажами и числом рекомендаций врачом названных позиций лекарственных средств. Была выявлена прямая корреляционная зависимость между описанными параметрами (р=0,70, а=0,005) по врачебным рекомендациям. Зависимость между продажами описанных препаратов и рекомендациями фармацевтических специалистов также имеется и оценивается как прямая, средней силы, недостоверная (р=0,32).

Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что значительная часть покупок желчегонных средств инициируется врачом и в меньшей степени — фармацевтическим работником.

Выводы

Анализ результатов анкетирования и интервьюирования специалистов позволяет сделать следующие выводы:

1. Назначение врачами и рекомендации фармацевтическими специалистами желчегонных средств продиктованы преимущественно положительной оценкой их эффективности и безопасности.

социальная медицина

2. По препаратам «Аллохол» и «Холензим» основная часть назначений инициируется врачом, по препарату «Хофитол» — фармацевтическим специалистом. Коэффициенты лояльности составляют 0,54, 0,51 и 0,64 соответственно.

3. В основном желчегонные препараты пациенты приобретают, руководствуясь мнением врача, в меньшей степени — фармацевтического работника:

— выявлена прямая корреляционная зависимость продаж желчегонных лекарственных средств от врачебных назначений (р=0,70, а=0,005);

— зависимость продаж желчегонных средств от рекомендации фармацевтического специалиста проявляется в значительно меньшей степени (р=0,32).

Библиографический список

1. Беляевский И. К Маркетинговое исследование.— М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2001.

2. Болезни печени и желчевыводящих путей: руководство для врачей/Под ред. В. Ивашкина.— М.: ИД «М-Вести», 2005.— 536 с.

3. Ганичева Л. М. Этические аспекты выбора и рекомендации фармспециалистом препаратов посетителям аптек/Л. М. Ганичева,

B. А. Рогов//Биоэтика.— 2010.— № 2.—

C. 52—55.

4. Всемирная организация здравоохранения. Лекарственные средства и их рациональное использование//Информацион-ный бюллетень.— 2010.— № 338.— Май.— http://www.who.int/mediacentre/factsheets/ £в338/ги/

V. A. Rogov

ANALYSIS OF PREFERENCES OF VOLGOGRAD REGION PHYSICIANS AND PHARMACEUTISTS ADMINISTRATING AND RECOMMENDING CHOLAGOGUES AND THEIR INFLUENCE ON PURCHASE

The problem of safe use of cholagogues was studied. Sociological investigation of preferences among physicians and pharmaceutists when administrating and recommending cholagogues was carried out. To estimate preferences of specialists, it was suggested to use the «loyalty coefficient». The quantitative loyalty scale applied while administrating the drugs was introduced by the author. It was revealed that the choice of cholagogues administered by physicians and recommended by pharmaceutists was mostly dictated by positive estimation of their efficiency and safety. The drugs allochol and cholenzyme are mainly initiated by physicians, chofitol — by pharmaceutists. Cholagogic preparations are purchased by patients guided mainly by physician's opinion, to a lesser degree — by pharmaceutist's preference.

Keywords: cholagogues, specialist's loyalty coefficient, physician's preferences, pharmaceutist's preferences.

Контактная информация: Рогов Владимир Александрович, аспирант кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения Волгоградского государственного медицинского университета, 400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 20, тел. 8 (8442) 97-37-05

Материал поступил в редакцию 10.02.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.