Научная статья на тему 'Анализ правовой базы управления торфяной отраслью РФ'

Анализ правовой базы управления торфяной отраслью РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРФЯНАЯ ОТРАСЛЬ / PEAT INDUSTRY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL FRAMEWORK / УПРАВЛЕНИЕ ТОРФЯНОЙ ОТРАСЛЬЮ / MANAGEMENT OF PEAT INDUSTRY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигульская Александра Ивановна, Яконовская Татьяна Борисовна, Зюзин Борис Фёдорович

Представлено критическое исследование федерального и регионального законодательства по регулированию и управлению торфяной промышленностью. Отражено место и значимость торфяных ресурсов для промышленно-экономического развития региона. Освещаются особенности и проблемы, мешающие развитию торфяной отрасли по качественно новому пути. Авторы предлагают меры по совершенствованию правовой базы отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жигульская Александра Ивановна, Яконовская Татьяна Борисовна, Зюзин Борис Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGAL BASE MANAGEMENT PEAT INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents a critical survey of Federal and regional legislation for the regulation and management of peat industry. Reflecting the importance of peat resources for industrial and economic development of the region. Highlights features and problems hindering the development of peat industry in qualitatively new ways. The authors propose measures for improvement of the legal base of the industry.

Текст научной работы на тему «Анализ правовой базы управления торфяной отраслью РФ»

© А.И. Жигульская, Т.Б. Яконовская, Б.Ф. Зюзин, 2014

УДК 662.31.33

А.И. Жигульская, Т.Б. Яконовская, Б.Ф. Зюзин

АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ БАЗЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРФЯНОЙ ОТРАСЛЬЮ РФ

Представлено критическое исследование федерального и регионального законодательства по регулированию и управлению торфяной промышленностью. Отражено место и значимость торфяных ресурсов для промышленно-экономического развития региона. Освещаются особенности и проблемы, мешающие развитию торфяной отрасли по качественно новому пути. Авторы предлагают меры по совершенствованию правовой базы отрасли.

Ключевые слова: торфяная отрасль, законодательство, правовая база, управление торфяной отраслью, инновационное развитие.

Известно, что по запасам торфяных ресурсов Российская Федерация занимает первое место в мире. Торф относится к общераспространенным полезным ископаемым и равномерно распределен по всем регионам страны. Но, несмотря на этот факт по темпам добычи торфа и динамике объемов производства продукции на основе торфа Россия занимает 5-е место. Обладая широким спектром промышленного использования торф, не находит должного места в законодательстве РФ. Отсутствие четких программ и концепций функциони-

19Я5 1990 1995 2 ООО 3005

Рис. 1. Динамика добычи торфа в РФ

276

рования отрасли является главным фактором, сдерживающим ее инновационное развитие и инвестиционную привлекательность. В результате этого объемы добычи торфа в течение последних двадцати лет показывают падающую тенденцию (рис. 1).

На современном этапе одной из серьезных задач российской экономики является переход к рациональной модели потребления ресурсов, внедрению энергосберегающих технологий. В полном объеме не создана система управления процессом повышения энергоэффективности российской экономики, которая обеспечивает распределение полномочий и взаимодействие между всеми уровнями исполнительной власти и органами местного самоуправления, внедрение инноваций в энергетике. В целом недостаточным является использование местных видов топлива в региональных энергетических балансах. В этих условиях особое значение приобретают меры государственной поддержки реализации

проектов повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, прежде всего торфа, древесины, отходов лесной промышленности.

Энергобезопасность, как один из пяти направлений модернизации российской экономики, является важнейшим аспектом региональной политики Тверской области. В связи с этим, в Тверской области, в настоящее время разработана программа раз-

вития торфяной отрасли по направлению биоэнергетического использования торфа. Несмотря на то, что торф - экологически чистое топливо для окружающей среды, в топливных балансах российских регионов он практически не используется. Это связано с большими капитальными вложениями, связанными с освоением торфяных месторождений, по этой причине целесообразно использовать различные формы организации торфяного производства. Однако, чтобы

Рис. 2. Виды комплексного промышленного использования торфа

повысить инвестиционную привлекательность торфяной отрасли для бизнеса, нужно разработать и внести ряд изменений в действующее российское законодательство [4].

Торфяные ресурсы находят применение во многих сферах жизни человека. Из торфа производится более 100 видов продукции для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, в этой связи торф обладает инновационной привлекательностью (рис. 2). Многие регионы России экспортируют около 50 тыс. т торфяной продукции в европейские страны.

В условиях модернизации экономики РФ торфяная отрасль сталкивается со следующими проблемами, сдерживающими ее инновационное развитие:

• несовершенство законодательной базы по использованию недр;

• отсутствие адекватной правовой базы, учитывающей специфические особенности разведки и разработки торфяных месторождений, сезонность характера добычи торфа, его переработки и реализации;

• несовершенство налоговой политики в сфере торфяного производства и реализации (доля налога на добычу торфа и других обязательных платежей в общей величине выручки изменяется по торфопредприятиям РФ в диапазоне от 30 до 40%);

• отсутствие стабильного внутреннего спроса на торфопродукцию;

• высокая стоимость технологического оборудования и запасных частей [1];

• высокая стоимость проектов торфяных предприятий и большие затраты времени на согласование проектов.

Для того, чтобы получить лицензию на торфоразработки, необходимо затратить много времени, сил и финансовых средств. К примеру, в Тверской области, чтобы иметь лицензию на торфоразработки, необ-

ходимо получить 4 государственные экологические экспертизы и пройти согласование технического проекта разработки месторождения в 16 инстанциях. Этап получения лицензии может длиться от 8 до 12 месяцев, а срок подготовки месторождения к эксплуатации, при современном уровне торфяных технологий, - до 4 лет. Поэтому необходимо создавать правовые и организационные условия для возрождения торфяной отрасли.

На современном этапе экономического развития России пока нет утвержденных правительственных концепций федеральных законов и программ, направленных на реальное восстановление и модернизацию торфяной отрасли. Вся нормативно-правовая база федерального уровня сводится к следующим законопроектам:

1. Водный, Земельный и Лесной кодексы;

2. Закон «О Недрах»;

3. Законопроект «О Торфе» - находится в разработке в Государственной Думе;

4. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика»;

5. Проект Федерального закона «Об охране и устойчивом использовании водно-болотных угодий»;

6. Проект федеральной целевой программы «Торф»;

7. «Инструкция по паспортизации торфяной залежи», утвержденная приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 27.07.1999 № 248;

8. Закон «Об охране окружающей среды»;

9. ЗФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.97»

10. «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»;

11. Письмо МПР РФ от 21.12.1998 № БЯ-61/4903 «Об уточнении поряд-

ка лицензирования добычи торфа и сапропеля».

Так как торф относится к общераспространенным полезным ископаемым, то вопросы правового регулирования разработки торфяных месторождений находятся в ведомстве региональной администрации. В этой связи региональный уровень нормативно-правового поля регулирующий экономическую деятельность предприятий торфяной отрасли представлен в Тверской области следующими документами:

1. Долгосрочная целевая программа «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010-2014 годы и на период до 2020 года» [2, 3].

2. Областной закон «О порядке пользования недрами в Тверской области»;

3. Закон Тверской области от

07.10.2008 № 98-ЗО «О порядке использования средств областного бюджета Тверской области для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды»;

4. Закон Тверской области от

06.05.2009 № 32-30 «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об охране плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области»;

5. Постановление администрации Тверской области от 31.08.2010 № 427-па «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Тверской области»;

6. Постановление администрации Тверской области от 31.08.2010 № 421-па «О стандарте государствен-

ной услуги «Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых»;

7 Постановление администрации Тверской области от 03.08.2010 № 374-па «О стандарте государственной услуги «Выдача лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых»;

8. Постановление администрации Тверской области от 26.01.2010 № 20-па «Об утверждении Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд пользователями недр на территории Тверской области» и другие.

Так как торф не находит достойного места в федеральных целевых программах, то и предмет правового регулирования почти отсутствует, а потому проекты федеральных законов обречены на непринятие или малосодержательность.

В этой связи мы предлагаем исключить несвойственные торфяной отрасли работы, предусмотренные правилами эксплуатации в горной промышленности; разработать современные нормы проектирования торфодобывающих и торфоперераба-тывающих предприятий; обеспечить максимально льготный таможенный

режим продукции машиностроения, включая транспортное машиностроение, необходимой для торфяной отрасли; распространить на торф преференции и льготы, существующие

1. Жигульская А.И., Яконовская Т.Б. Оборудование для безотходной схемы переработки торфа и его включений // Горный информационно-аналитический бюллетень -2013. - № 2. - С. 208-212.

2. Жигульская А.И., Яконовская Т.Б., Бурмистров И.С., Оганесян С.А., Лемешев А.В. Экологический, технологический и экономический подход к рациональному развитию торфяного производства // Научно-технический вестник Поволжья. - 2012. -№ 5. - С. 163-167.

для сельского хозяйства; законодательно приравнять энергогенерацию на основе торфа и торфопродуктов к генерации из источников возобновляемой энергии.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Яконовская Т.Б. Совершенствование экономического механизма управления промышленными предприятиями: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Тверь, 2009. - 178 с.

4. Зюзин Б.Ф., Мисников О.С., Панов В.В., Копенкина Л.В. Торфяная промышленность России: итоги прошлого - взгляд в будущее // Горный журнал - 2013. - № 5. -С. 73-76. [¡223

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

Жигульская Александра Ивановна - кандидат технических наук, доцент, e-mail: 9051963@gmail.com,

Яконовская Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук, e-mail: tby81@yandex.ru, Зюзин Борис Фёдорович - доктор технических наук, Тверской государственный технический университет.

UDC 662.31.33

ANALYSIS OF THE LEGAL BASE MANAGEMENT PEAT INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zhigulskaya A.I., Candidate of Engineering Sciences, Assistant Professor, e-mail: 9051963@gmail.com, Yakonovskaya T.B., Candidate of Economical Sciences, e-mail: tby81@yandex.ru, Zuzin B.F., Doctor of Technical Sciences, Tver State Technical University.

The article presents a critical survey of Federal and regional legislation for the regulation and management of peat industry. Reflecting the importance of peat resources for industrial and economic development of the region. Highlights features and problems hindering the development of peat industry in qualitatively new ways. The authors propose measures for improvement of the legal base of the industry.

Key words: peat industry, legislation, legal framework, management of peat industry, innovative development.

REFERENCES

1. Zhigul'skaja A.I., Jakonovskaja T.B. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten', 2013, no 2, pp. 208-212.

2. Zhigul'skaja A.I., Jakonovskaja T.B., Burmistrov I.S., Oganesjan S.A., Lemeshev A.V. Nauchno-tehnicheskij vestnik Povolzh'ja, 2012, no 5, pp. 163-167.

3. Jakonovskaja T.B. Sovershenstvovanie jekonomicheskogo mehanizma upravlenija promyshlennymi predprijatijami (Improvement of economic management mechanism at industrial undertakings), Candidate's thesis, Tver, 2009, 178 p.

4. Zjuzin B.F., Misnikov O.S., Panov V.V., Kopenkina L.V. Gornyj zhurnal, 2013, no 5., pp. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.