Научная статья на тему 'Анализ правоохранительными органами финансовой отчетности, составленной по международным стандартам'

Анализ правоохранительными органами финансовой отчетности, составленной по международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСЫ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов Л.А.

В статье отмечается, что треть российских организаций составляет финансовую отчетность по международным стандартам. Одно из преимуществ такой отчетности в том, что она лучше отражает экономическую суть операций. Это важно и для контролирующих органов. В целях экономии сил и средств автор предлагает правоохранительным органам на этапе подготовки использовать несколько критериев для определения направлений предстоящей проверки финансовой отчетности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ правоохранительными органами финансовой отчетности, составленной по международным стандартам»

Финансовый контроль

анализ правоохранительными органами финансовой отчетности, составленной по международным стандартам

Л. А. КУЛИКОВ, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров E-mail: kleon2006@mail.ru Академия экономической безопасности МВД России

В статье отмечается, что треть российских организаций составляет финансовую отчетность по международным стандартам. Одно из преимуществ такой отчетности в том, что она лучше отражает экономическую суть операций. Это важно и для контролирующих органов. В целях экономии сил и средств автор предлагает правоохранительным органам на этапе подготовки использовать несколько критериев для определения направлений предстоящей проверки финансовой отчетности организации.

Ключевые слова: отчетность, стандарты, правоохранительные органы, финансы, критерии.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в России произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО).

В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях

после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др.

Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признанным стандартам. 35 % российских организаций, как следует из анализа рейтинга журнала «Финанс» — «500 крупнейших компаний России», составляют отчетность по МСФО.

На этой основе получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи, в развитии МСФО имеются серьезные проблемы:

а) отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям,

принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе — невысокое качество аудита бухгалтерской отчетности;

е) недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

В 2004 г. приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180 была утверждена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее — концепция). В ней выделено два этапа.

1. 2004—2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъек-

тов (кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам). Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе — пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2. 2008—2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов1, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на

1 К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации.

качество бухгалтерской отчетности, в том числе — подготовленной по МСФО.

В настоящее время основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности в России — повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе — по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля (холдинг). Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъек-

тов (холдинг). Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

В соответствии со ст. 1 проекта федерального закона № 55792-2 «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности организации, других организаций, иностранных организаций.

Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности приводят к значительным различиям между отчетностью, составляемой в РФ и в западных странах. При этом отчетность, составленная по международным стандартам, позволяет получить более точную картину положения дел в компании. Поэтому инвесторы и финансовые институты (банки, биржи, инвестиционные и лизинговые компании) используют для оценки финансового состояния российских организаций финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Сегодня при отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные инвесторы и собственники компаний, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний. В результате этого капитал становится дороже. Введение МСФО в России сократит затраты на трансформацию отчетности и таким образом уменьшит издержки.

На сегодняшний день можно выделить три направления применения МСФО в России.

первое направление — это непосредственное применение международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности определенными группами организаций. Сегодня практически завершена работа над проектом федерального закона о консолидированной финансовой отчетности. Когда он будет принят, потребуется совершить ряд важных шагов:

—для составления консолидированной финансовой отчетности необходимо будет использовать

оригинальную версию международных стандартов, которая издается в Лондоне. Перевод должен быть утвержден советом МСФО;

— ввести обязательный аудит консолидированной отчетности;

— ввести обязательную публикацию консолидированной отчетности;

— ввести мониторинг консолидированной отчетности, полномочиями по рассмотрению качества консолидированной финансовой отчетности наделить соответствующие государственные органы.

Второе направление — разработка национальных стандартов учета на основе международных. В процессе реформирования отечественных учета и отчетности Минфином России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету, направленное на сближение отечественных принципов с положениями МСФО. Однако, несмотря на постоянную работу по обеспечению сближения отечественных принципов учета с международными стандартами, между ними до сих пор остается немало различий. Многие положения международных стандартов отвергаются в силу объективных причин, связанных с требованиями российского законодательства и российской спецификой ведения предпринимательской деятельности. Но то, что в основе будущих или перерабатываемых положений по бухгалтерскому учету будут лежать МСФО, а не US GAAP, европейские директивы или какие-то иные международно признанные системы, сомнению не подвергается.

Третье направление — применение международных стандартов на уровне не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной бухгалтерской. На сегодняшний день существует много причин, не позволяющих организациям в России применять для составления индивидуальной финансовой отчетности международные стандарты. Однако уже сейчас можно выделить ряд организаций, которые вполне могут это осуществлять: финансовые институты, работающие на рынке ценных бумаг, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и др.

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией.

В соответствии с требованиями стандарта (МСФО 1.8) полный набор финансовой отчетности включает:

— баланс (balance sheet);

— отчет о прибылях и убытках (income statement/ profit and loss statement);

— отчет об изменениях в собственном капитале (statement of changes in equity), показывающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличные от операций с собственниками;

— отчет о движении денежных средств (cash flow statement);

— примечания, включающие изложение значительной учетной политики, и другие объясняющие примечания (notes, comprising a summary of significant accounting policies and other explanatory notes).

Кроме финансовой отчетности многие предприятия на добровольной основе представляют дополнительную информацию: например, различные обзоры менеджеров, экологические обзоры и др. Данная информация не является частью финансовой отчетности и не регламентируется МСФО.

Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Первая из них (т. е. о финансовом положении) содержится в бухгалтерском балансе, вторая — в отчете о прибылях и убытках, а третья — в отчете об изменениях в капитале и в отчете о движении денежных средств. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. То есть при формировании отчетной информации с учетом базовых положений МСФО бухгалтер должен стремиться к реализации главной цели финансовой отчетности — снабжению заинтересованных пользователей полезной информацией.

Финансовое положение компании раскрывается посредством представления информации о ее активах, обязательствах и капитале (данные баланса); на финансовые результаты указывают данные о доходах и расходах, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках; информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах содержится в отчете о движении денежных средств (рис. 1).

Помимо отчетов, указанных на рис. 1, полный комплект финансовой отчетности, составленной по МСФО, включает пояснения, содержащие существенные положения учетной политики, использованной при подготовке финансовой отчетности, и прочие примечания. В отличие от российских правил, МСФО не устанавливают прямого

Формы отчетности

i

Баланс (финансовое положение компании)

Отчет о прибылях и

убытках (результаты деятельности компании)

Отчет об изменении капитала (изменении в финансовом положении компании)

Отчет о движении денежных средств

Экономические Прогнозирование Инвестиционная, Динамика чистых

ресурсы компании. способности финансовая и активов компании.

компании операционная

Ликвидность и генерировать деятельность Изменения

платежеспособность потоки денежных компании. ликвидности и

компании. средств за счет платежеспособности

имеющейся Способность компании.

Способность ресурсной базы. компании создавать

компании денежные средства Эффективность

адаптироваться к Формирование и их эквиваленты. управления

изменениям суждения об денежными потоками

окружающей среды эффективности, с Потребность

которой компания компании в

могла бы использовании этих

использовать денежных средств

дополнительные

ресурсы

рис. 1. Информация, содержащаяся в формах отчетности, для принятия пользователями

управленческих решений

Пользователи финансовой отчетности

Инвесторы

Работники

Заимодавцы

Поставщики

Покупатели

Общественность

рис. 2. Пользователи финансовой отчетности

требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности компании. Важнейшая концептуальная особенность МСФО в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование досто-

верной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой стоимости.

Названные различия порождают основные особенности, определяющие дальнейшее развитие системы МСФО:

— приоритет баланса;

— отказ от исторической стоимости;

— замена концепции собственности концепцией контроля (принцип имущественной обособленности организации МСФО не декларируется);

— переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оце-нок к нетто-оценкам;

— отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.

Пользователи МСФО представлены на рис. 2.

Остановимся на рассмотрении интересов одного из пользователей МСФО — государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес государства заключается в том, что национальные предприятия, применяющие при составлении отчетности МСФО, имеют возможность получить денежные средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки. Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы для страны, заинтересованной в привлечении иностранного

Аналитики

Конкуренты, деловые соперники и криминалитет

Государство

Таблица 1

классификация стран по степени зависимости финансовой отчетности от налогообложения

Отчетность не зависит Отчетность зависит

Дания Германия

Ирландия Франция

Великобритания Бельгия

Нидерланды Италия

Чехия Швеция

Польша Норвегия

капитала. Это поможет оживить российскую экономику и увеличить поступления в бюджет.

Как показывает практика, в разных юрисдик-циях государственные учреждения используют финансовую отчетность в первую очередь для целей налогообложения.

В мировой практике встречаются как страны, где налогообложение прибыли увязывается с финансовыми результатами деятельности, так и страны, в которых финансовая отчетность не связана с показателями налогообложения (табл. 1).

Независимость финансового и налогового учета позволяет сформировать наиболее достоверную отчетность о хозяйствующем субъекте. В то же время различия в оценке одних и тех же объектов учета в налоговой и финансовой отчетности приводят к появлению отложенных налогов.

Приведем несколько примеров.

Бельгия. Расходы относятся на уменьшение налогооблагаемой суммы только в том случае, когда они также отражены в отчете о прибылях и убытках. В результате вопросы налогообложения влияют на финансовую отчетность и даже предопределяют ее уклон в сторону интересов фискальных органов.

Германия. Действует «принцип налоговой целесообразности», который гласит, что отчеты для налоговых органов должны быть такими же, как отчеты для внешних заинтересованных лиц. Такая связь между финансовой отчетностью и налогообложением характерна для тех стран, где не существует явно выраженной ориентации финансовой отчетности на инвестора.

США, Великобритания и Нидерланды. Для целей налогообложения готовятся отдельные отчеты.

Правила измерения и признания, а также оценки, применяемые в налоговой отчетности, могут отличаться от правил оценки, применяемых при подготовке финансовых отчетов для всех внешних заинтересованных лиц.

Здесь же необходимо отметить, что не во всех странах осуществляется контроль за финансовой отчетностью. Органы, контролирующие финансовую отчетность компаний в разных странах мира, представлены в табл. 2.

В Великобритании деятельность компаний отслеживает комитет по контролю за финансовой отчетностью. В Бельгии, Франции, Италии, Португалии и Испании контроль корпоративной деятельности осуществляют организации, созданные при фондовых биржах этих стран. В то же время Германия, Ирландия, Нидерланды и Австрия не имеют институциональной системы контроля финансовой отчетности компаний.

Помимо этого, государственным органам нужна информация для принятия решений макроэкономического характера (формирования бюджета страны, например). На микроэкономическом уровне государство также может иметь интерес, будучи акционером, инвестором, кредитором, поставщиком или заказчиком коммерческой организации. Правительству нужна информация, на основе которой можно принимать экономические решения в отношении экономики страны в целом. Эта информация должна быть достаточно подробной — значительно более широкой, чем обычная историческая информация, включаемая в публикуемые бухгалтерские отчеты фирм.

Государству, так же как и другим пользователям, нужна информация, которая помогает прогнозировать будущее. Следует признать, что ориентация российского учета и отчетности на первоначальную (фактическую, историческую) стоимость может приводить к менее адекватным оценкам, чем комплексная оценка, включающая не только первоначальную, но и дисконтированную, справедливую, возмещаемую стоимость.

МСФО предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой

Таблица 2

Органы, контролирующие финансовую отчетность компаний, в различных странах мира

Фондовая биржа Организации, созданные при фондовых биржах Комитет по контролю за финансовой отчетностью Государственные органы контроля Бет контролирующих органов

Швеция, Норвегия, Швейцария Бельгия, Франция, Италия, Португалия, Испания Великобритания Дания, Великобритания (министерство торговли и промышленности) Германия, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Австрия, Финляндия

полагаются на нее как на основной источник финансовых сведений о компании. Это наднациональные стандарты Они не привязаны к законодательным особенностям отдельной страны и предназначены для составления отчетности любой компанией, независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности, размера и организационно-правовой формы. МСФО в равной степени применимы как для подготовки консолидированной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний, так и для формирования отчетности отдельно взятой компании.

рис. 3. Качественные характеристики финансовой отчетности

порядок бухгалтерского учета в традиционном российском понимании никак не отражен в стандартах. В частности, стандарты не содержат никаких правил по организации первичной документации и документооборота, плана счетов, порядка оформления учетных записей и т. п.

МСФО не устанавливают компаниям отчетную дату. Начало и окончание финансового года компании устанавливают самостоятельно. Как свидетельствует практика, отчетная дата выбирается таким образом, чтобы пик деловой активности приходился на середину отчетного периода. Например, крупнейшие аудиторские компании, как правило, начинают финансовый год 1 августа и заканчивают 31 июля. Учитывая специфику деятельности, пик деловой активности таких компаний придется на ноябрь—апрель.

Как отмечается в п. 49 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, причину выбора периода, отличающегося от од-

ного года. Дополнительно поясняется факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.

Принципы составления отчетности представляют собой концептуальные основы формирования ее показателей. Учетной системе каждой страны свойствен собственный набор принципов составления отчетности.

В МСФО концептуальные основы формирования отчетности сформулированы в разделе «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности», предшествующем изложению самих стандартов.

Принципы составления финансовой отчетности подразделяются на две группы:

1) основополагающие допущения, на которых базируется финансовая отчетность;

2) качественные характеристики финансовой отчетности (рис. 3).

Пользователи финансовой отчетности должны исходить из того, что финансовая отчетность строится на основе двух важных допущений:

— учет по методу начислений: финансовая отчетность включает только те операции, которые относятся к конкретному отчетному периоду и

соответствуют критериям признания вне зависимости от получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Также отсутствие первичного документа не будет основанием для неотражения отдельной операции в учете;

— непрерывность деятельности: финансовая отчетность составляется исходя из допущения продолжения хозяйственной деятельности компании в настоящее время и в обозримом будущем, как правило — в течение ближайших 12 месяцев, и предполагается, что у компании нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или существенном сокращении масштаба своей хозяйственной деятельности.

По мнению автора, в целях определения направлений проверки правоохранительным органам необходимо использовать такие показатели, как темпы снижения маржинальной прибыли, роста качества активов, оборачиваемости активов, темп роста доли расходов в выручке от продаж и т. д. В международной практике такая система показателей получила название «карта нормативных отклонений финансовых индикаторов». Она разработана профессором Мессодом Бенишем (Университет штата Индиана, США).

Рассмотрим, как работает система нормативных отклонений финансовых индикаторов на примере одной компании. За основу для расчетов примем последнюю отчетность компании за год, закончившийся 31.12.2008, и сравнительные данные за период 2006—2007 гг.

Для расчетов понадобятся определенные данные. Они представлены в табл. 3.

Расчет коэффициентов отклонений представлен в табл. 4.

Для примера проанализируем несколько показателей.

Темп роста качества активов в 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г., но, несмотря на это, остался выше единицы. Это может свидетельствовать о том, что компания увеличивает долю внеоборотных активов в совокупном объеме активов. Рост внеоборотных активов, не связанный с увеличением количества основных средств, может свидетельствовать о необоснованной капитализации расходов. Это подтверждает баланс предприятия. Прочие внеоборотные активы в 2007 г. увеличились в 7 раз по сравнению с 2006 г., сумма нематериальных активов за тот же период увеличилась в 10 раз.

В 2006 и 2007 гг. темп роста финансового рычага меньше нормы. Это может говорить о том, что с

Таблица 3

Показатели деятельности компании и их источники информации

Показатель Источник информации

Выручка Отчет о прибылях и убытках

Себестоимость Отчет о прибылях и убытках

Активы Баланс

Оборотные активы Баланс

Основные средства Баланс

Торговая дебиторская Баланс

задолженность

Амортизация Отчет о движении денежных средств

Приобретение основных Отчет о движении денежных

средств средств

Торговая кредиторская Баланс

задолженность

Капитал Баланс

Таблица 4

Расчет отклонений в показателях деятельности компании по годам, 2006-2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008 Норма

Темп роста выручки 1,191 1,219 1,442 1,134

Темп снижения маржинального дохода в выручке 1,121 1,000 0,977 1,014

Темп роста качества активов 1,236 1,555 1,341 1,039

Темп роста оборачиваемости дебиторской задолженности 0,947 1,038 0,761 1,031

Темп роста доли расходов в выручке от продаж 1,057 1,000 1,056 1,054

Темп роста доли амортизационных отчислений 1,177 1,121 1,262 1,001

Темп роста финансового рычага 0,800 0,925 1,329 1,037

целью повышения рыночной стоимости акций компании руководство компании искусственно занижает уровень финансового рычага, включая кредиторскую задолженность в состав прибыли компании. Это в частности подтверждает резкий рост показателя в 2008 г.

Темп роста доли расходов в выручке от продаж в 2007 г. ниже, чем в 2006 и 2008 гг., а также — ниже нормы. Это может свидетельствовать об искажении себестоимости реализованной продукции либо выручки. Анализ баланса предприятия показал, что в 2006—2008 гг. расходы оставались приблизительно на одном уровне, а выручка в данный период росла.

Анализ указанных выше показателей, по мнению автора, должен заставить обратить внимание правоохранительных органов на следующие моменты при проверке.

В первом случае тщательной проверке подлежат внеоборотные и нематериальные активы предприятия.

К внеоборотным активам предприятия относятся: основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительства, осуществляемые для собственных нужд предприятия; долгосрочные финансовые инвестиции; долгосрочная дебиторская задолженность; отсроченные налоговые активы (это сумма налога на прибыль, подлежащая возмещению в последующие периоды).

Нематериальные активы — активы предприятия, не имеющие физической, осязаемой формы. К ним относятся:

— управленческие, организационные и технические ресурсы;

— репутация в финансовом мире;

— капитализированные права и привилегии;

— конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью;

— защита, обеспечиваемая страховкой;

— патенты и торговые марки, фирменные знаки;

— «ноу-хау» и другие виды интеллектуальной собственности;

— право на пользование.

Во втором случае в тщательной проверке нуждается кредиторская задолженность предприятия.

Кредиторская задолженность — денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату соответствующим физическим или юридическим лицам.

Обычно кредиторскую задолженность составляют неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы.

Торговая и иная кредиторская задолженность — это часть обязательств компании, возникающих в результате договорных отношений, которые требуют уплаты денежных средств или передачи иных активов компании другим компаниям и организациям. Сюда относятся, например:

— кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам;

— кредиторская задолженность по авансам, полученным за товары, работы, услуги;

— задолженность по векселям, выданным различным контрагентам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расчеты со связанными сторонами.

В третьем случае внимание обращается на порядок формирования себестоимости продукции.

Рассмотрим структуру себестоимости крупного отечественного металлургического предприятия. Затраты на железорудное сырье (ЖРС) и коксующийся уголь составляют 47,8 % общей суммы производственных издержек. Далее по объему затрат следуют: издержки на оплату труда — 10,6 % общей себестоимости; услуги сторонних организаций — 8,3 %; затраты на ферросплавы — 7,6 %; энергозатраты — 7,4 %. Доля остальных статей затрат незначительна.

Таким образом, можно выделить три фактора, влияющих на себестоимость металлопродукции: обеспеченность предприятия сырьевой базой; стоимость рабочей силы; обеспеченность энергоносителями.

В настоящее время в деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений растет роль аналитики. Налоговые преступления — это вид преступлений (борьба с «белово-ротничковой» преступностью), для расследования которых сотрудники правоохранительных органов используют все доступные источники информации. Приведенная методика расчета отклонений от нормативных показателей МСФО может быть использована как оперативными сотрудниками при проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий черной металлургии, так и при проверке предприятий других отраслей.

Список литературы

1. Аверчев И. В. Подготовка международной финансовой отчетности российскими предприятиями и банками. М.: Вершина, 2005. 680 с.

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

3. Константинова Е. П. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: Дашков и К0. 2007. 288 с.

4. Рубцова Е. Развитие российской системы бухгалтерского учета ориентировано на МСФО // МСФО: практика применения. 2007. № 1. С. 6-10.

5. Титов М. А. Размещение металлургических предприятий в условиях глобальной мировой экономики // Сталь. 2007. № 3. С. 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.