Научная статья на тему 'Анализ правонарушений, совершенных с использованием средств индивидуальной мобильности'

Анализ правонарушений, совершенных с использованием средств индивидуальной мобильности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
средства индивидуальной мобильности / дорожно-транспортные преступления / аварийность / неосторожная преступность / Правила дорожного движения / безопасность дорожного движения / personal mobility equipment / traffic offenses / accidents / reckless criminality / traffic rules / road safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимур Иванович Хасанов

В статье анализируются показатели (в виде диаграмм) аварийности с участием средств индивидуальной мобильности и количество преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ. Акцентируется внимание на трансформации средств передвижения, влекущей негативные последствия. Делается вывод о неготовности общества и государства к появлению средств индивидуальной мобильности. Отмечается необходимость изучения деликтов, связанных с нарушением Правил дорожного движения РФ в целях предупреждения дорожно-транспортной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимур Иванович Хасанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of offenses committed using personal mobility equipment

The article analyzes the indicators of accidents involving personal mobility equipment and the number of crimes provided for in Article 264 of the Criminal Code of Russia. The conclusion is made about the unpreparedness of society and the state for the emergence of means of individual mobility. It is noted that it is necessary to study torts related to violation of traffic regulations of Russia in order to prevent traffic crime.

Текст научной работы на тему «Анализ правонарушений, совершенных с использованием средств индивидуальной мобильности»

Закон и право. 2024. № 10. С. 257-261. Law and legislation. 2024;(10):257-261.

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-257-261 EDN: https://elibrary.ru/VWPOQO

NIION: 1997-0063-10/24-536 MOSURED: 77/27-001-2024-10-736

Анализ правонарушений, совершенных с использованием средств индивидуальной мобильности

Тимур Иванович Хасанов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, timur.energy@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются показатели (в виде диаграмм) аварийности с участием средств индивидуальной мобильности и количество преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ. Акцентируется внимание на трансформации средств передвижения, влекущей негативные последствия. Делается вывод о неготовности общества и государства к появлению средств индивидуальной мобильности. Отмечается необходимость изучения деликтов, связанных с нарушением Правил дорожного движения РФ в целях предупреждения дорожно-транспортной преступности.

Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, дорожно-транспортные преступления, аварийность, неосторожная преступность, Правила дорожного движения, безопасность дорожного движения.

Для цитирования: Хасанов Т.И. Анализ правонарушений, совершенных с использованием средств индивидуальной мобильности // Закон и право. 2024. № 10. С. 257—261. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-257-261 ББЫ: https://elibrary.ru/VWPOQO

Original article

Analysis of offenses committed using personal mobility equipment

Timur I. Khasanov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, timur.energy@mail.ru

Abstract. The article analyzes the indicators of accidents involving personal mobility equipment and the number of crimes provided for in Article 264 of the Criminal Code of Russia. The conclusion is made about the unpreparedness of society and the state for the emergence of means of individual mobility. It is noted that it is necessary to study torts related to violation of traffic regulations of Russia in order to prevent traffic crime.

Keywords: personal mobility equipment, traffic offenses, accidents, reckless criminality, traffic rules, road safety.

For citation: Khasanov T.I. Analysis of offenses committed using personal mobility equipment // Law and legislation. 2024;(10):257—261. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-257-261 EDN: https:// elibrary.ru/VWPOQO

Глобальные изменения, протекающие в обществе, затрагивают различные сферы общественной жизни. Транспортная инфраструктура не стала исключением. Нарастание темпа жизни граждан, деятельность в режиме многозадачности и многие другие факторы способствовали появлению и распространению

© Хасанов Т.И. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 10-2024

средств передвижения, ставших альтернативой «классическим» транспортным средствам личного и общего пользования — автомобилям, трамваям, автобусам и т.д.

В частности, наметилась тенденция активного роста популярности среди населения так называемых «средств индивидуальной мобильности», которые по праву можно признать одним

из частных достижений научно-технического прогресса. Их использование в значительной мере обеспечивает удобство, комфорт человека при перемещении между объектами, позволяет сократить временной интервал выполнения тех или иных личных, служебных, деловых задач.

Однако следует помнить, что каждый раз, развивая скорость больше, чем скорость ходьбы человека, передвижение на средстве индивидуальной мобильности несет в себе потенциальную угрозу для жизни и здоровья как самого лица, под управлением которого оно находится, так и окружающих — участников дорожного движения, и в первую очередь пешеходов.

Кроме того, представим сведения, публикуемые Научным центром безопасности дорожного движения МВД России по итогам шести ме-

Тезис о потенциальной угрозе жизни и здоровью граждан, которая возникает вследствие управления средствами индивидуальной мобильности, подтверждается в первую очередь статистическими данными, публикуемыми Научным центром безопасности дорожного движения МВД России.

Считаем целесообразным отобразить в диаграмме сведения о количестве дорожно-транс-портных происшествий (далее — ДТП) с участием средств индивидуальной мобильности в период с 2019 г. по 2023 г., в том числе о количестве погибших и раненых за указанный период (см. рис. 1) [5].

сяцев 2024 г. относительно аварийности с участием средств индивидуальной мобильности (см. рис. 2).

| 6 месяцев 2024 года

1891

1972

Всего ДТП

Ранено

[21)

Погибло

Рис. 2. Сведения об аварийности с участием средств индивидуальной мобильности по итогам шести месяцев 2024 г. на территории Российской Федерации

142 147

672 704

941 976

3100 3177

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

' Всего ДТП

Ранено

•Погибло

Рис. 1. Сведения об аварийности с участием средств индивидуальной мобильности за период с 2019 г. по 2023 г. на территории Российской Федерации

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Исходя из представленных данных, мы видим, что тенденция активного роста аварийности с участием средств индивидуальной мобильности сохраняется по настоящее время. Следует отметить рост количества ДТП с участием средств индивидуальной мобильности на 81,3% по сравнению с показателями за шесть месяцев

2023 г. — 1043 факта.

В связи с этим прослеживается и неблагоприятная тенденция роста числа погибших и раненых лиц в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.

Количество раненых, например, за шесть месяцев 2023 г. составило 1082, однако аналогичный показатель 2024 г. — уже 1972. Отмечается рост на 82,3%.

Количество погибших также выросло с 12 (за шесть месяцев 2023 г.) до 21 за шесть месяцев

2024 г. Прослеживается рост на 75%.

Анализируя временной интервал с момента

начала опубликования официальных статистических данных относительно аварийности с участием средств индивидуальной мобильности (2018) до настоящего времени, отметим, что темпы роста ДТП, а также количества погибших и раненых стремительно набирают обороты.

Так, в 2018 г. было зарегистрировано лишь 142 ДТП рассматриваемого вида, однако в 2023 г. данный показатель увеличился до 3100 фактов, или на 95%.

Ключевую ценность общества представляет жизнь и здоровье граждан; в связи с этим вызывает опасение активный рост числа погибших и раненых в результате ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.

Например, в 2018 г. в результате указанного вида ДТП погибло 7 человек, тогда как показатель 2023 г. — 43, что больше на 84%.

Аналогичные показатели, неблагоприятно влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, складываются и при анализе количества раненых в результате ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. В 2018 г. показатель раненых составил 147, в 2023 г. — 3100. Отмечается рост на 95%.

Отмечая отрицательную динамику роста чис -ла погибших в результате ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, логично сделать вывод о прямой корреляционной связи представленных показателей с показателями роста числа неосторожных преступлений в целом.

Профессор Ю.А. Воронин подчеркивает, что «в неосторожных преступлениях более близкой, прямой и непосредственной является связь меж-

ду негативными социальными факторами и совершением преступлений. Так, увеличение числа источников повышенной опасности или рост скоростей движения автотранспорта без одновременного принятия мер безопасности почти сразу же вызывает рост числа неосторожных пре -ступлений. Это же обстоятельство порождает и большую «отзывчивость» неосторожной преступности на профилактические меры» [7, с. 15].

Утверждение автора соотносится с нынешним положением дел, складывающимся в сфере правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности. Правовое поле, включающее понятие «средства индивидуальной мобильности», их правовой статус, правила использования были сформированы лишь в 2023 г. [2], однако выход на «пиковую» активность рассматриваемого вида транспорта произошел еще несколько лет назад. Следствием этого явилось «кратное» увеличение числа ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых в том числе погибли или ранены люди.

Безусловно, выработка эффективных мер по защите жизни и здоровья граждан в области дорожного движения невозможна без комплексного подхода к изучению всего массива правонарушений, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры.

Верно в связи с этим отмечает А. И. Добрен-ков, говоря о том, что «любое правонарушение в области дорожного движения невозможно, если не произошло нарушение установленных норм поведения. При этом трансформация того или иного деликта в явление административного или уголовного характера происходит по следующему сценарию: нарушение ПДД РФ [Правил дорожного движения РФ], если его результатом стало причинение вреда человеку или материальный ущерб, рассматривается как дорожно-транспортное происшествие, а если наступившие последствия описаны в нормах Особенной части УК РФ, то как дорожно-транспортное преступление» [8, с. 23].

Отметим, что действующее законодательство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения содержит большое количество примеров, когда административное правонарушение может при определенных условиях «перерасти» в деяние, ответственность за которое предусмотрена нормами УК РФ.

Например, нормы ст. 2641 УК РФ [1], предусматривают уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения, если ранее оно было подвергнуто административному наказанию за управле-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

ние транспортным средством в состоянии опьянения.

Аналогичным образом сформированы и составы преступлений, предусмотренных статьями 2642 — 2643 УК РФ в части управления транспортным средством лицом, не имеющим права управления, а также в случае повторности совершения грубых административных правонарушений (выезд на встречную полосу движения и т.д.).

Кроме того, законодатель разграничивает административную и уголовную ответственность для лиц, управляющих транспортными средствами, в зависимости от тяжести вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (ст. 12.30 КоАП РФ [2] и ст. 264 УК РФ).

Характеризуя современное состояние дорожно-транспортной преступности, считаем необходимым провести краткий анализ статистических данных о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Для этой цели обратимся к статистическим данным, представленным на официальном сайте МВД России [6] за период с 2014 г. по 2023 г.

Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, составило:

■ в 2014 г. — 28 437,

■ в 2015 г. — 26 662,

■ в 2016 г. — 22 013,

■ в 2017 г. — 21 007,

■ в 2018 г. — 20 144,

■ в 2019 г. — 19 618,

■ в 2020 г. — 18 629,

■ в 2021 г. — 18 217,

■ в 2022 г. — 17 595,

■ в 2023 г. — 17 865.

Анализируя представленные выше статистические данные, необходимо отметить следующее. За последнее десятилетие отмечается устойчивая тенденция к снижению общего числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ.

Так, рассматриваемый показатель в 2014 г. составлял 28 437 фактов, однако по итогам

2023 г. — 17 865. Наблюдается снижение на 33%, или на 10 572 факта.

Безусловно, стоит с положительной стороны отметить наметившуюся тенденцию, формирование которой обусловлено постепенной реализацией задач, предусмотренных Стратегий безопасности дорожного движения РФ на 2018 —

2024 годы [3]. Однако рассматривая «изолированно» период с 2018 г. по 2023 г., его нельзя назвать этапом активного снижения показателя зарегистрированных преступлений, предусмот-

ренных ст. 264 УК РФ. Снижение количества фактов за указанный период составило лишь 2279 фактов, или 13%.

В заключение отметим, что трансформация транспортной инфраструктуры, выразившаяся в активном использовании гражданами средств индивидуальной мобильности, привела к формированию новой угрозы безопасности дорожного движения. Только официальные статистические данные демонстрируют рост показателя смертности в результате ДТП с участием средств индивидуальной мобильности за последние пять лет на 84%.

Представленный показатель в негативном аспекте «выделяется» на фоне общего снижения количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Очевидно, что для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс мер, направленных как на «адаптацию» улично-дорожной сети к передвижению средств индивидуальной мобильности, так и на формирование культуры, навыков и умений использования средств индивидуальной мобильности.

Разработка предложений по предупреждению дорожно-транспортных преступлений, связанных с использованием средств индивидуальной мобильности, требует глубокого анализа правоприменительной практики не только по уголовным делам, в которых лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности, было признано потерпевшим либо обвиняемым, но и практики по делам об административных правонарушениях. Это обусловлено спецификой дорожно-транспортной преступности в аспекте ее формирования исходя из характера и степени наступивших в результате ДТП последствий.

В настоящее время на федеральном уровне ведется учет всей совокупности административных правонарушений с участием средств индивидуальной мобильности, в которых погибли или ранены люди.

Полагаем, что «выделение» из общей массы правонарушений деликтов, подпадающих под признаки уголовно-правовых деяний, необходимо и целесообразно в связи с тем, что их «изолированный» анализ позволит определить конкретные факторы, влияющие на рост либо снижение количества преступлений в рассматриваемой сфере, и разработать на их основе меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан как участников дорожного движения.

Данное положение справедливо с точки зрения перспектив развития мер по предупреждению аварийности с применением средств индивиду-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

альной мобильности, поскольку на сегодняшний день нельзя отрицать значимость всестороннего анализа административных правонарушений с использованием средств индивидуальной мобильности при отсутствии сложившейся многообразной практики по уголовным делам.

Список источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 06.04.2024 № 79-Ф3) // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-Ф3 (в ред. от 08.08.2024 № 285-Ф3) // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2024)

3. Стратегия безопасности дорожного движения РФ на 2018 — 2024 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1-Р от 08.01.2018) // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.09.2024)

4. Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.10.2024)

5. Обзор дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2019 по 2023 год // Офиц. данные, представленные на сайте Научного центра безопасности дорожного движения МВД России: URL: https://media.mvd.ru/ files/embed/5767457 (Дата обращения: 01.09.2024)

6. Состояние преступности в России за период с января 2014 по декабрь 2023 года / / Офиц. данные о состоянии преступности на территории РФ, представленные на сайте МВД России: URL: https : / / xn—b 1 aew.xn—p 1 ai/reports / item/ 47055751/ (Дата обращения: 01.09.2024)

7. Воронин Ю.А. Неосторожная преступность: современные тенденции и проблемы предупреждения // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. 2019. № 1. С. 10—16.

8. Добренков А.И. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых не-

совершеннолетними: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 218 с.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of June 13, 1996 (as amended Federal Law № 79-FZ of April 6, 2024) // http://www. consultant.ru/ (Accessed: 01.09.2024)

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ (as amended Federal Law № 285-FZ of August 8, 2024) // http://www.consultant.ru/ (Accessed: 01.09.2024)

3. The Road Safety Strategy of the Russian Federation for 2018 — 2024, approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 1 -R dated January 8, 2018 // http://www.consultant.ru/ (Accessed: 01.09.2024)

4. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 06.10.2022 № 1769 «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation» // http://www.con-sultant.ru/ (Accessed: 01.10.2024)

5. Overview of road traffic accidents in the Russian Federation for the period from 2019 to 2023 / / Official data presented on the website of the Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia: URL: https://media.mvd.ru/files/embed/ 5767457 (Accessed: 01.09.2024)

6. The state of crime in Russia for the period from January 2014 to December 2023 // Official data on the state of crime in the territory of the Russian Federation, presented on the website of the Ministry of Internal Affairs of Russia: URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/ reports/item/47055751 / (Accessed: 01.09.2024)

7. Voronin Yu.A. Careless crime: current trends and problems of prevention // Bulletin of SUSU. Ser.: Law. 2019. № 1. Pp. 10—16.

8. Dobrenkov A.I. Prevention of traffic crimes committed by minors: Dis. ... cand. jurid. sciences'. Moscow, 2019. 218 p.

Информация об авторе

Хасанов Т.И. — адъюнкт 1-го курса 3-го факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров

Статья поступила в редакцию 10.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Khasanov T.I. — adjunct of the 1 st year 3rd faculty of training of scientific and scientific-pedagogical personnel

The article was submitted 10.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.