Научная статья на тему 'Анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села и разработка предложений по повышению социальной ответственности бизнеса в регионе'

Анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села и разработка предложений по повышению социальной ответственности бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНЫ / БИЗНЕС / АГРОБИЗНЕС / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальянов И.В., Климов Р.В., Кузнецов А.Л., Студенникова Н.С.

Проведён анализ практики участия российского и зарубежного бизнеса в социальном развитии села во взаимосвязи с демографическими процессами на сельских территориях, а также нормативной базы, регламентирующей ответственность бизнеса. Даны предложения по повышению социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села и разработка предложений по повышению социальной ответственности бизнеса в регионе»

ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ

№2(6), 2015

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

УДК 331.82/.827

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ АГРОБИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Гальянов И.В.,

зам. директора по НР, д-р техн. наук, проф., ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru

Кузнецов А.Л.,

канд. техн. наук, зав. отделом ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: alk@yandex.ru

Климов Р.В.,

зав. отделом, канд. техн. наук, доц. ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: krvl@rambler.ru

W

Студенникова Н.С.,

ст. науч. сотр. ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru

Аннотация. Проведён анализ практики участия российского и зарубежного бизнеса в социальном развитии села во взаимосвязи с демографическими процессами на сельских территориях, а также нормативной базы, регламентирующей ответственность бизнеса. Даны предложения по повышению социальной ответственности.

Abstract. Village, social responsibility, laws, business, agrobusiness, demography.

Ключевые слова: Село, социальная ответственность, законы, бизнес, агробизнес, демография.

Key words: The analysis ofpractice ofparticipation of the Russian and foreign business in social development of the village is carried out to interrelations with demographic processes in rural territories, and also the regulatory base regulating responsibility of business. Offers on increase of social responsibility are given.

Выбор направления исследований Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования социальной сферы, проблемы которой при постоянно меняющихся условиях экономики остро обозначилась на многих сельских территориях Российской Федерации. Развитие социальной сферы должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики, формирование разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК России на мировых рынках.

Социальная сфера является базисом сельской экономики, от её состояния зависят темп и устойчивость развития сельских территорий. Поэтому, учитывая значимость социальной сферы, Правительство Российской Федерации разработало и ввело в действие Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [9]. В Программе отводится значительная роль промышленному бизнесу и агробизнесу в развитии сельских территорий, однако в программе не оговаривается степень участия и ответственность бизнеса за социально-экономическое положение села. В связи с этим, появляется необходимость провести анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села и разработать предложения по повышению социальной ответственности бизнеса в регионе.

Учитывая многоукладность сельской экономики, разные природные, климатические и географические условия сельских территорий, неравнозначные отношения сельского населения и бизнеса появляется необходимость в изучении передового опыта участия агробизнеса в социальном развитии села в регионах в разрезе федеральных округов Российской Федерации.

Анализ федеральных законов, практики участия агробизнеса используются в целях уточнения степени участия агробизнеса в повышении эффективности развития сельских территорий и для закрепления достигнутых на практике результатов.

В условиях неустойчивости рынков и реструктуризации экономики необходима диверсификация для гибкого приспособления к изменяющимся внешним условиям, обеспечения стабильности в получении средств существования для сельского населения, развития его предпринимательской активности с привлечением финансовых ресурсов агробизнеса.

Социальная роль и значение агробизнеса заключается в том, что он может влиять на решение экономических проблем на местах за счет обеспечения условий для активизации экономической деятельности населения, увеличения объемов сельскохозяйственной продукции субъектами агробизнеса и роста налоговых поступлений в местный бюджет. Проникновение предпринимательского капитала в сферу непроизводственной инфраструктуры, в свою очередь будет способствовать созданию нормальных условий в сфере жилищно -коммунального хозяйства, бытовых услуг, дорожно-транспортной сети, системы телеинформационных коммуникаций, службы автосервиса и в отраслях сферы социальных услуг, социальной защиты населения.

Задачи и методика проведения работы

Основными задачами исследования явились:

а) изучить опыт участия агробизнеса в социальном развитии села в федеральных округах и отдельных регионах Российской Федерации;

б) изучить опыт участия агробизнеса в социальном развитии села в странах ближнего и дальнего зарубежья;

в) провести анализ федеральных законов Российской Федерации с целью выявления статей, регламентирующих ответственность бизнеса за социальное развитие села;

г) разработать предложения по повышению заинтересованности и ответственности агробизнеса в социальном развитии села.

В работе были использованы общеизвестные методы исследований: сбор данных об опыте участия бизнеса в социальном развитии сельских территорий России; систематизация выявленных данных, их обобщение, сравнительный и логический анализы.

Предметом оценки выбрана степень участия агробизнеса в обеспечении сельских поселений объектами производственной и непроизводственной инфраструктуры.

В ходе проведенного исследования была использована доступная информация, в том числе законодательные акты. В ходе исследования была проанализирована доступная информация 30 субъектов из 7 Федеральных округов Российской Федерации, и из14 стран ближнего и дальнего зарубежья (Австрия, Армения, Беларусь, Дания, Евросоюз, Канада, Казахстан, Китай, Польша, США, Украина, Финляндия, Франция, Швеция).

Результаты исследований и их анализ

Демографическая ситуация на сельских территориях Анализ статистических данных показывает, что на сельских территориях РФ, по-прежнему, регистрируется сокращение численности и доли сельского населения (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика численности и доли сельского населения в общей численности населения федеральных округов РФ [3]

Федеральные округа 2009 г. Доля сельского населения, % 2010г. Доля сельского населения, % 2011г. Доля сельского населения, % 2012г. Доля сельского населения, % 2013г. Доля сельского населения, %

Российская Федерация 37822 26,5 37772 26,4 37444 26,2 37314 26,1 37229 26,0

Центральный 7287 19,0 7255 18,9 7117 18,5 7103 18,4 7072 18,3

Северо-Западный 2295 16,9 2277 16,7 2239 16,4 2231 16,3 2222 16,2

Южный 5224 37,7 5222 37,7 5201 37,5 5208 37,5 5198 37,4

Северо-Кавказский 4687 50,6 4718 50,4 4794 50,8 4823 50,8 4847 50,8

Приволжский 8844 29,4 8802 29,3 8700 29,1 8624 28,9 8620 29,0

Уральский 2400 19,9 2446 20,2 2421 20,0 2406 19,8 2398 19,7

Сибирский 5481 28,4 5456 28,3 5388 28,0 5349 27,8 5316 27,6

Дальневосточный 1604 25,3 1596 25,3 1584 25,2 1570 25,1 1556 24,9

Как видно из таблицы 1 на протяжении последних 5 лет (с 2009 по 2013 гг.) тенденция сокращения численности сельского населения сохраняется практически во всех федеральных округах РФ, за исключением Северо - Кавказского, при этом наибольшее сокращение произошло в Северо-Западном (на 3,2%), Сибирском, Дальневосточном и Центральном (на 3,0%) федеральных округах, наименьшее - в Южном (на 0,5%) и Уральском (на 0,1%). Аналогичные тенденции характерны и для Орловской области (рис. 1).

Рисунок 1 -Динамика численности городского и сельского населения Орловской области

Основными причинами уменьшения численности сельского населения являются миграционный отток и высокий уровень смертности. Миграционный отток обусловлен желанием сельских жителей получить образование, достойную зарплату, служить в вооружённых силах России, сменить место жительства в связи с замужеством (женитьбой). Высокий уровень смертности обусловлен болезнями, наркоманией, алкоголизмом, травматизмом на производстве, в ДТП, в пожарах, стихийных бедствиях.

В Российской Федерации регистрируется ежегодное сокращение численности трудоспособного населения, при этом возрастает доля людей в возрасте старше и моложе трудоспособного возраста. Такие изменения возрастной структуры населения характерны для Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Для изменения существующих в настоящее время негативных тенденций в области численности сельского населения требуется принятие неотложных мер в сфере социального развития села, демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте, а также мер, направленных на создание на сельских территориях базовых условий социального комфорта, в первую очередь, строительство и ввод в эксплуатацию жилья для молодых специалистов и молодых семей, дорожное строительство и развитие транспортной инфраструктуры, строительство и ввод в действие объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Уровень развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры, а также жилищного и дорожного строительства в значительной мере определяются степенью совместного участия государства и бизнеса в решении этих проблем. Из бюджетов субъектов Российской Федерации выделяются средства для софинансирования затрат на развитие социальной инфраструктуры в соответствии с региональными программами устойчивого развития сельских территорий. Из местных бюджетов средства выделяются путем финансирования затрат на реализацию местных программ социального развития, планов застройки сельских поселений, схем районной планировки. Однако ресурсов, которые выделяет государство, в также региональные и муниципальные бюджеты явно недостаточно, поэтому возникает необходимость в новых источниках финансирования.

Наряду с государственной поддержкой, большая роль в решении социальных и экономических проблем на селе должна принадлежать промышленному бизнесу и агробизнесу.

В свою очередь, для развития бизнеса, несомненно, требуется развитие инфраструктуры села, жилищное и дорожное строительство, создание комфортных условий проживания, которые позволят приостановить или прекратить отток сельского населения. В связи с этим отдельные исследователи предлагают обязать крупные аграрные предприятия (холдинги, мегаагрохолдинги, корпорации, группы компаний), как действующие, так и планируемые к реализации на территории региона официально вкладывать необременительные для бизнеса средства (зависящие от чистой прибыли) в социальное развитие села и его инфраструктуры. Взамен бизнес получит дополнительные налоговые льготы и иные преимущества, заручится дополнительной поддержкой местных властей и селян. Для самих местных жителей (среди них уже сейчас достаточно квалифицированных специалистов и людей рабочих специальностей) могут быть созданы новые рабочие места, что уменьшит издержки бизнеса на привлечение «не местной» рабочей силы и частично воспрепятствует оттоку населения из села. Подобное начинание придаст толчок развитию сельских поселений, что будет способствовать развитию малого бизнеса на селе (сфера торговли и услуг); улучшит техническое состояние социальных объектов (школ, больниц, библиотек и т.п.), внешний облик села и в какой-то мере снимет социальную напряженность [13].

Анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села в регионе и в разрезе федеральных округов Российской Федерации

Результаты исследования участия агробизнеса в социальном развитии села РФ показывают, что промышленный бизнес и агробизнес принимают участие в оказании разного вида помощи, однако, их помощь оценивается как слабая.

Основными причинами слабого участия бизнеса являются:

- недостаточное финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей и низкий уровень их экономической эффективности;

- крупный промышленный бизнес и агробизнес (агрохолдинги, мегаагрохолдинги, корпорации, комплексы и другие крупные коммерческие объединения) оказывают социальную помощь в большинстве случаев своим работникам и членам их семей. Встречаются случаи шефства агробизнеса над объектами инженерной инфраструктуры, детскими садами, школами, спортивными сооружениями, к сожалению, они носят единичный характер в отдельных субъектах РФ;

- существующая законодательная база РФ не регулирует накопившиеся социальные проблемы. Например, Федеральный закон № 131 - ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 14.10. 2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления» не указывает, какие конкретные нормативные правовые акты имеют право принимать муниципальные образования и сельские поселения для усиления их полномочий в вопросах пополнения местного бюджета, так как существующий объем местного бюджета не позволяет решать накопившиеся социальные проблемы.

Тем не менее, накоплен определенный опыт в оказании социальной помощи организациями агробизнеса социальному развитию села. Наиболее активно бизнес принимает участие в социальных программах субъектов Приволжского федерального округа, также социальные обязательства бизнеса успешно реализуются в регионах Южного и Сибирского федеральных округов.

Анализ доступной информации из 30 субъектов 7 федеральных округов Российской Федерации позволил определить виды помощи, которые агробизнес оказывал социальному развитию села. Так, агробизнес выделял часть произведённой сельскохозяйственной продукции детским садам, сельским школам, школам -интернатам, сельским больницам, домам отдыха, домам престарелых, домам инвалидов и другим социально значимым объектам; по просьбе глав администраций муниципальных районов оказывал финансовую спонсорскую помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, ветеранам войны и труда, а также школам и больницам; оказывал транспортные услуги для перевозки детей в сельские школы, больницы, жителей отдалённых населённых пунктов в города на ярмарки, в районные, городские и областные лечебные учреждения и аптеки; принимал участие в разработке и выполнении муниципальных программ социально-

экономического развития сельских территорий в качестве спонсоров и инвесторов. В таблице 2 приведен перечень предприятий в разрезе субъектов РФ и федеральных округов, занимающихся созданием рабочих мест и оказанием социальной помощи своим работникам.

Таблица 2- Перечень предприятий в разрезе субъектов РФ и федеральных округов, занимающихся созданием рабочих мест и оказанием социальной помощи своим работникам

Наименование региона РФ Наименование предприятий, программ

1 2

Центральный федеральный округ

Белгородская область Холдинг ГК «Агро-Белогорье»; колхоз им. Фрунзе; Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»; Компания ЗАО «Кочетковъ» (торговая марка «Белая птица»); ЗАО «Большевик»; компания «Губкинагрохолдинг»; ЗАО «Имени Кирова»; ЗАО «Должанское»; Штефан Дюрр «ЭкоНива»- работает в 6 областях

Курская область Группа компаний «Агро-Инвест»- работает в 6 областях

Липецкая область Группа «Черкизово»; группа компаний «Русские фермы»; Агрохолдинг «Мираторг»

Московская область Группа «Черкизово»- работает в 7 регионах; Агрохолдинг «Авангард»; группа «Разгуляй»; АПК «Моссельпром»

Орловская область ООО «Сельхозинвест»; «Орловская Нива»; ПТК «Нива-Супермаркет»; Орел-АККОР -объединение фермеров (1,5 тыс. хозяйств); ЗАО «Орелинвестпром»; Благотворительный фонд «Добро»; ООО «Дубовицкое»; Знаменский СГЦ; Госплемзавод им. «Георгиевского»; ЗАО «Орел Нобель-Агро»; ЗАО «Славянское».

Рязанская область Касимовский колхоз им. Ленина; Ряжское КФХ Сконникова И.А.

Тамбовская область Социальное развитие села осуществляется путем выполнения социально-экономических программ «Развитие пилотных семейных молочных и животноводческих ферм», «Развитие свеклосахарного производства», «Развитие элеваторной промышленности», «Социальное развитие села», «Содействие занятости населения», Программа «Развития сельских территорий Тамбовской области» и т.п., «Система непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области»

Ярославская область Агропарк «Тутаевский»; Целевая программа «Развитие АПК и сельских территорий Ярославской области на 2010-2014 годы».

Южный федеральный округ

Краснодарский край Благотворительный фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» реализует пилотную программу территориального развития Усть-Лабинского района (6 стадионов, 5 детских домов, 8 ФАП, 14 стадионов с искусственным покрытием, 21 школа, 4 храма, 3 амбулатории, 2 часовни, 1 дом-интернат); Агро-Холдинг «Кубань» за 5 лет инвестировал в социальные программы более 22 млн. руб.

Волгоградская область ОАО «Новоаннинский КХП»; ЗАО «Агро Град» работает в 6 регионах, включая социальные проекты

Северо-Западный федеральный округ

Новгородская область На средства инвесторов открыта спортивная площадка в Ореховском сельском поселении Мошенского муниципального района по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы».

Псковская область Работают Австрийские и Латвийские компании среднего и малого бизнеса.

Архангельская область Действуют 240 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий различных организационно-правовых форм, 100 крупных фермерских фозяйств,13,5 тысяч подсобных хозяйств населения, мясомолочное направление животноводства; ООО «Северный Бекон»; СХП «Заводское»; ООО «Няндома-бройлер»; ООО «Вельская птицефабрика». Строительство и приобретение жилья осуществляется по программе. Социальная и инженерная инфраструктура строиться по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»: 22,6 км. газораспределительных сетей, 5 локальных водопроводов протяженностью 18,9 км., школа на 132 места, 2 ФАПа. Создан ТОС (территориальное общественное самоуправление) - решает вопросы местного значения (мосты, дороги, уборка территории, реставрация памятников).

Дальневосточный федеральный округ

Основная доля инвесторов приходится на Республику Саха (Якутия) - 2,9 млрд. руб., Амурскую область - 958 млн. руб., Хабаровский край - 31 млн. руб. Остальные регионы ничего не вкладывают в социальное развитие села.

Продолжение таблицы 2

1 2

Республика Саха (Якутия) Компания «Алроса» - алмазодобывающая. Действуют различные целевые программы, в которых решаются социальные проблемы сельских поселений: «Оздоровление и отдых работников», «Оздоровление и отдых детей работников», «Здоровье», «Культура и спорт», «Жилье» и другие (всего 22 программы). Действуют ДПО «Бизнес-школа» и «Бизнес-инкубатор». В Ленском районе Республики социально-экономическое развитие осуществляется в соответствии с Программой социально-экономического развития муниципального образования «Ленский район» на 2008 - 2020 годы. В программу включены 24 целевые районные муниципальные программы. Ежегодно Администрация Ленского района подписывает соглашение с промышленным бизнесом, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность на территории района. В соглашениях определяют непосредственное участие бизнеса в решении назревших проблем социального характера. Участие промышленного бизнеса способствует увеличению потребительского спроса населения района за счет увеличения зарплаты, пенсий и основных жизненно важных показателей.

Еврейская автономная область Фермер Александр Ларик из Бирабиджанского района подарил 100 тонн сена владельцам ЛПХ для кормления животных.

Приморский край ЗАО «Михайловский бройлер»; ОАО «Надежденская птицефабрика»; ЗАО «Хабаровский бройлер» - решают все производственные и социальные вопросы.

Хабаровский край ОАО «Агро-бизнес»; ЗАО «Хабаровский бройлер». На территории края есть примеры участия частных компаний в развитии сельских территорий.

Амурская область КФХ «Александра» (И.П. Никеенко); ООО «Агросоюз - ДВ»; ООО «Амурагрокомплекс»; ООО «Пограничное»

Камчатский край ККСПО - потребкооперация заключает соглашение с администрацией района. Компания «Агротек» -осуществляет спонсорскую и благотворительную деятельность

Магаданская область 6 сельхозорганизаций, 45 КФХ, 10308 личные подсобные хозяйства (по итогам переписи 2006 года). Интерес к сельскому хозяйству уменьшается

Сибирский федеральный округ

Многие вопросы экономического и социального характера решает группа компаний «Сибирская Аграрная группа». В 2007 году был реализован социальный проект «Протяни руку», направленный на помощь детям из многодетных и малообеспеченных семей в основном по Томской области

Алтайский край Агрохолдинг «Ключевской элеватор»; ЗАО «Алтайскзерно продукт» им. С.Н. Старовойтова; ЗАО «Алтайский бройлер»

Иркутская область СХ ОАО «Белореченское»; Иркутский Масложирокомбинат; группа компаний «Янта»

Кемеровская область Крупные инвесторы, которые работают на территории Кузбасса в базовых отраслях экономики, в последние годы стали приобретать сельхозпредприятия и вкладывать в их развитие средства. В 2007 году ими было инвестировано 5,5 млрд. руб. Сегодня на селе работают 26 инвесторов.

Красноярский край В 4 районах воплощен кластерный подход к развитию сельских территорий. В «Центре социально-экономических исследований» ведется разработка программ комплексного развития

Новосибирская область «Сибирский аграрный холдинг» (САХО); «ЭкоНива - АПК Холдинг» - работает в 6 областях

Томская область ЗАО «Аграрная Группа»; СПК «Белосток». Подведен сетевой газ, центральное водоснабжение, новая спортивная площадка, строиться жилье за счет инвестора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский федеральный округ

Челябинская область Развитие села осуществляется как за счет специальных программ, так и за счет фермеров, расположенных на сельской территории. СПК «Подовинное»; «Агрофирма Калининская»; Агрофирма Филимоново»

Свердловская область Развитие села в поле зрения шефов - промышленных предприятий.

Приволжский федеральный округ

Нижегородская область ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»

Ульяновская область СПК «Свияга»; СХПК «Волга»; ООО «Дружба»; КФХ «Буинцев»; Свинокомплекс ООО «Волжский»; ООО «Птицефабрика Симбирская»; СПК «Победа»; ООО «Магнит»; ООО «Руми»; ООО «Лесное»; КФХ «Союз»; ОАО «Тепличное»; СПК «Маяк»; ООО Зерновая компания «Поволжье»; ОАО «Агрофирма Старомаинская»

Наиболее значимые, на наш взгляд, направления помощи агробизнеса социальному развитию села установлены в следующих субъектах РФ:

Тамбовская область - организовано непрерывное «Агробизнес образование» в сфере устойчивого развития сельских территорий с целью привлечь сельское население для работы в малом и среднем бизнесе;

Архангельская область - создается «Территориальное общественное самоуправление» (ТОС). ТОСы занимаются конкретными проектами в конкретных сельских поселениях и населённых пунктах от строительства дорог и реконструкции мостов, заканчивая уборкой территории и реставрацией памятников;

Республика Саха (Якутия) - акционерная компания «Алроса» Саха (Якутия) ветеранам труда, проработавшим не менее 15 лет, назначает пожизненную негосударственную пенсию;

Ленский район Республика Саха (Якутия) - развитием сельских территорий занимаются промышленные предприятия совместно с профсоюзами в рамках социальных программ;

Камчатский край - создаются потребительские кооперативы, которые занимаются проблемами сельских территорий, рабочими местами, безработицей;

Кемеровская область - в развитие малого бизнеса вложены 5,5 млрд. рублей, на эти средства созданы 11 тысяч новых рабочих мест;

Белгородская область и Красноярский край - в основу развития сельских территорий положен кластерный подход (экономическая модель, предполагающая комплексное развитие сельских территорий при лидирующей роли промышленного или аграрного бизнеса);

Свердловская область - развитием сельских территорий занимаются промышленные предприятия, которые строят животноводческие фермы, комплексы, тепличные комбинаты.

Опыт участия зарубежного бизнеса в социальном развитии села

В ходе исследования была проанализирована доступная информация из 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Результаты исследования показали, что в целях повышения конкурентоспособности бизнеса и содействия его участию в социальных проектах в ряде стран применяются разные налоговые стимулы.

Канада. В Канаде применяют налоговые льготы с целью привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве.

После смерти родителей, доля в семейном фермерском хозяйстве или семейном фермерском партнерстве, переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того времени, когда наследники будут располагать какой-либо другой собственностью, помимо семейной, доставшейся по наследству.

Другая льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков: фермерам предоставляется возможность регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Австрия. В Австрии, кроме вычета из налогооблагаемой базы обязательных выплат в фонды социального страхования и социального обеспечения, компании могут исключать из налогооблагаемой базы установленные суммы специальных резервов для выплат работникам выходных пособий и пенсий по старости. Резервный фонд для таких выплат должен быть сформирован в течение 5 лет с начала функционирования предприятия. Из налогооблагаемой базы исключается до 50% имевших место выплат.

Франция. Во Франции при предоставлении большинства доступных налоговых стимулов предпочтение отдается инвестированию в регионы и на предприятия, пришедшие в упадок [1].

США. В США применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии: компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.

Для поддержки отраслей добывающей промышленности и сохранения рабочих мест используется налоговая льгота на разработку полезных ископаемых, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Применяемая льгота не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Действуют и другие многочисленные налоговые льготы [4].

В странах Таможенного Союза разработаны и действуют государственные программы развития сельских территорий.

Казахстан. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан разработана на 2004-2010 годы, на основе неё разрабатываются региональные программы. Целью Региональных программ развития сельских территорий является выравнивание условий жизнеобеспечения села, достижение динамичного роста экономики сельских населенных пунктов, обеспечивающего приемлемый уровень социальных благ сельским жителям, улучшение качества жизни на селе. В соответствии с принятой Государственной программой мелкие населённые пункты (аулы) объединяются в один с численностью не менее 500 человек [2].

Беларусь. В Республике Беларусь разработана Государственная программа возрождения и развития села Республики Беларусь, один из разделов которой, посвящен совершенствованию инфраструктуры сельских населенных пунктов. В программе указывается, что в целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села, предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков -Агрогородков. Агрогородок - благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий [5].

Анализ федеральных законов, регламентирующих ответственность бизнеса за социальное развитие села и предложения по усилению ответственности Проведён анализ 6 федеральных законов, имеющих отношение к бизнесу. Их анализ показал, что они не содержат прямых формулировок, закрепляющих ответственность бизнеса за социальное развитие села. Поэтому, предлагается внести дополнения в федеральные законы, касающиеся ответственности бизнеса за социальное развитие тех сельских территорий, на которых они ведут производственную деятельность:

Федеральный закон 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10]:

- статью 7 дополнить: Принять муниципальный правовой акт, регламентирующий участие агробизнеса в социальном развитии села (договор, соглашение). Обязать крупные предприятия (холдинги, мегаагрохолдинги, корпорации), расположенные на сельской территории или осуществляющие свою деятельность на сельской территории, официально отчислять необременительные для бизнеса средства (от чистой прибыли) на социальное развитие села и его инфраструктуры;

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6]:

- статью 8 дополнить пунктом: Главы крестьянских фермерских хозяйств должны вкладывать средства от полученной чистой прибыли (в размере 5 - 7%) на социальное развитие сельского поселения, на территории которого расположено фермерское хозяйство.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «Оразвитии сельского хозяйства» [8]:

- статью 3 дополнить пунктом: Муниципальный правовой акт, регламентирующий участие агробизнеса в социальном развитии села (договор об отчислении денежных средств от чистой прибыли) на территории которого находится организация, индивидуальный предприниматель.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7]:

- статью 6 дополнить пунктом: заключение договора или соглашения, в котором указывается конкретная финансовая или материальная помощь, или оказание услуг предпринимателями конкретным объектам сельских поселений (больницам, школам, детским садам, инвалидам и другим объектам).

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [12]:

- статью 10 дополнить пунктами:

1) периодичность отчётов комиссии - 2 раза в год. В исключительных случаях - по фактам нарушений;

2) состав общественной комиссии должен состоять из 11 человек, в том числе:

- руководитель агропредприятия или предприниматель -1;

- специалисты поселковых администраций - 2;

- юрисконсульт - 1;

- работники сферы обслуживания - 2;

- трудящиеся на селе - 2;

- студенчество - 1;

- пенсионеры - 2.

Федеральный закон № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и Муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]:

- статья 4 пункт 2 регулирует сотрудничество между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными партнерами, с другой стороны, направленное на реализацию целей, установленных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 4 дополнить: осуществляемое на договорной основе на принципах распределения рисков, ответственности, а также имущественного и финансового участия сторон.

Разработать проект федерального закона «О социальном развитии села». Выделяемых средств на развитие сельских территорий явно недостаточно, поэтому возникает необходимость на законодательном уровне обязать промышленный и сельский бизнес участвовать в укреплении и постепенном развитии сельских территорий.

Разработать Концепцию и Стратегию ответственности бизнеса за социальное развитие села. В Концепции и Стратегии отразить состояние и прогноз видов помощи селу со стороны промышленного и сельского бизнеса, условия предоставления долгосрочных льгот для бизнеса, пришедшего на село, а также определить условия, при которых сельские территории могут развиваться за счёт самофинансирования и самоокупаемости.

Предусмотреть налоговые льготы для организаций промышленного бизнеса и агробизнеса, оказывающих помощь в социальном развитии села. Налоговые льготы распространены в странах ближнего и дальнего зарубежья. Льготы устанавливаются на 3-5 лет и более.

Разработать проект Положения о комиссии по общественному контролю за влиянием бизнес -структур на социальное развитие села. Положение необходимо для реализации Федерального закона от

21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Выводы:

1. Для изменения существующих в настоящее время негативных тенденций в области смертности, миграции и безработицы сельского населения требуется принятие неотложных мер, направленных на создание на сельских территориях базовых условий социального комфорта, в первую очередь, строительство и ввод в эксплуатацию жилья для молодых специалистов и молодых семей, дорожное строительство и развитие транспортной инфраструктуры, строительство и ввод в действие объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

2. Уровень развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры, а также жилищного и дорожного строительства в значительной мере определяются степенью участия государства в решении этих проблем, однако, ресурсов, которые выделяет государство, а также региональные и муниципальные бюджеты явно недостаточно и возникает необходимость в новых источниках финансирования.

3. Наряду с государственной поддержкой, большая роль в решении социальных и экономических проблем на селе должна принадлежать агробизнесу, поскольку для развития самого агробизнеса, несомненно, требуется развитие инфраструктуры села, жилищное и дорожное строительство, создание комфортных условий проживания, которые позволят приостановить или прекратить отток сельского населения.

4. Результаты исследования участия агробизнеса в социальном развитии села РФ показывают, что бизнес и агробизнес принимают участие в оказании разного вида помощи, однако, их помощь оценивается как слабая.

5. Наиболее активно бизнес принимает участие в реализации программ устойчивого развития сельских территорий субъектов Приволжского федерального округа. Социальные обязательства бизнеса успешно реализуются также в регионах Южного и Сибирского федеральных округов.

6. Активность бизнеса в социально-экономическом развитии села определяется географическим положением сельских территорий, в частности:

- плодородием сельскохозяйственных угодий. Плодородие является одним из ведущих факторов увеличения сельскохозяйственной продукции по низкой себестоимости;

- природно-климатическими условиями, способными при меньших затратах труда получать больше сельскохозяйственной продукции;

- транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доставку сельскохозяйственной продукции требуемого качества к рынкам сбыта без потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова О. С. Аграрная политика и стратегия развития сельских территорий: опыт стран ЕС // Никоновские чтения. М.: МСХА им. К. А. Тимирязева, 2011. № 16. С. 209-210.

2. Берентаев К.И. Содержательные аспекты понятия социальной ответственности бизнеса // Сборник материалов Международной конференции «Социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса». Алматы, 2007. с. 35-40.

3. Демографический ежегодник России 2013: Стат. сб. / Росстат. M., 2013. 543 с.

4. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе: Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. URL: http://www.eastagri.org/publications/pub_docs/Mantino.pdf (дата обращения 11.09.2014).

5. О Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы : указ Президента Республ. Беларусь от 1 августа 2011 г. №342 (с изм. и доп. от 31 января 2013 г. № 47). Сайт Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь. URL: http://mshp.minsk.by/programms/b05296a6ib2ed475.html (дата обращения 21.11.2014).

6. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федер. закон [принят Гос. Думой 28.05.2003] // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, № 24, ст. 2249.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ред. от 28.12.2013) : Федер. закон [принят Гос. Думой 06.07.2007] // Российская газета, № 164, 31.07.2007.

8. О развитии сельского хозяйства (ред. от 23.07.2013): Федер. закон [принят Гос. Думой 22.12.2006] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru - 24.07.2013 (дата обращения 20.10.2014).

9. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.07.2013 г. № 598 // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, № 30 (часть II), ст. 4110.

10. Об общих принципах организации местного самоуправления (ред. от 14.10. 2014) : Федер. закон [принят Гос. Думой 16.09.2003] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru - 15.10.2014 (дата обращения 20.10.2014).

11. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12.03.2013 № 331-р // Собрание законодательства РФ, 18.03.2013, № 11, ст. 1157.

12. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : Федер. закон [принят Гос. Думой 04.07.2014] // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4213.

13. Торко Я.О. Социальная функция агробизнеса. URL: http://www.vrn-business.ru/offers/list/2012/05/sotsialnaya-funktsiya-agrobiznesa (дата обращения 15.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.