Научная статья на тему 'Анализ практики применения налоговых льгот по региональным и местным налогам и оценка их эффективности (на примере г. Москвы)'

Анализ практики применения налоговых льгот по региональным и местным налогам и оценка их эффективности (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2020
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА И ОСВОБОЖДЕНИЕ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигашкина Елизавета Семеновна

Работа посвящена изучению методик оценки эффективности налоговых льгот. Выявлены основные критерии, по которым необходимо осуществлять анализ результативности действующих налоговых льгот. Выполнен анализ выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам, формирующим бюджет г. Москвы. Систематизирована информация по налоговым льготам. Выявлены льготируемые категории налогоплательщиков. Обозначены направления решения проблемы оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами г. Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of application of tax benefits for state and local taxes, and evaluate their effectiveness (for example, Moscow)

This is a study evaluating the effectiveness of techniques of tax benefits. The basic criteria that need to analyze the impact of existing tax breaks. The analysis of the decreased income from providing tax incentives for regional and local taxes, which forms the budget of Moscow. Systematized information on tax benefits. Lgotiruemye identified categories of taxpayers. Designated areas for the problems of assessing effectiveness of services (planned for delivery) tax exemptions and tax rates established by the laws of Moscow.

Текст научной работы на тему «Анализ практики применения налоговых льгот по региональным и местным налогам и оценка их эффективности (на примере г. Москвы)»

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Мигашкина Елизаёета Семеноёна

Анализ практики применения налогоВых льгот порегиональным и местным налогам и оценка их эффективности (на примере г. Моск$м)

Работа посвящена изучению методик оценки эффективности налоговых льгот. Выявлены основные критерии, по которым необходимо осуществлять анализ результативности действующих налоговых льгот. Выполнен анализ выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам, формирующим бюджет г. Москвы. Систематизирована информация по налоговым льготам. Выявлены льготируемые категории налогоплательщиков. Обозначены направления решения проблемы оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами г. Москвы.

Региональные и местные налоги, налогоплательщик, налоговая льгота и освобождение, оценка, эффективность, методика.

настоящее время начали активно выдвигаться предложения об оценке эффективности применения налоговых льгот. В трехлетней перспективе 20112013 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной налоговой системы. В процессе реализации государственной налоговой политики особое внимание предлагается уделить анализу практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам введения, сохранения и применения тех или иных льгот рекомендуется осуществлять по результатам оценки эффективности применения льгот, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности [1].

В соответствии с действующим федеральным законодательством на территории г. Москвы осуществляется практика предоставления налоговых льгот за счет платежей, причитающихся бюджету города.

Законодательные акты г. Москвы, регулирующие порядок и условия предоставления льгот, неоднократно уточнялись и дополнялись в связи с необходимостью укрепления доходной базы столицы и совершенствования механизма предоставления налоговых льгот.

Московским законодательством налоговые льготы устанавливаются по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу и налогу на прибыль организаций в части понижения ставки по налогу, зачисляемому в городской бюджет в соответствии с нормативной базой, действующей на 01.01.2011 г.:

- Закон г. Москвы от 5 июля 2006 г. №31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград";

- Закон г. Москвы от 10 октября 2007 г. №39 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, осуществляющих на территории г. Москвы производство легковых автомобилей";

- Закон г. Москвы от 05 марта 2003 г. №12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов";

- Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. №33 (в ред. Закона г. Москвы от 24.11. 2010 г. №50)

г

«О транспортном налоге»;

- Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. №64 (в ред. Закона г. Москвы от 17.11. 2010 г. №49) «О налоге на имущество организаций»;

- Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. №74 (в ред. Закона г. Москвы от 24.11. 2010 г. №50) «О земельном налоге».

- Закон г. Москвы от 07 октября 2009 г. №41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

- Закон г. Москвы от 02 февраля 2000 г. №1 «О дополнительных основаниях и условиях сроков уплаты налогов и сборов».

Анализ нормативно-правового законодательства, действующего в 2011 г. свидетельствует о том, что налоговые льготы предоставляются, как правило, в целях осуществления налогового регулирования процессами развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, решения социальных значимых вопросов на территории г. Москвы. Законодательными актами г. Москвы установлены следующие виды налоговых льгот:

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налоговой базы (налогового платежа за налоговый период);

- изменение срока уплаты налога.

Доля налоговых доходов, регулируемых законодательством г. Москвы, несмотря на увеличение с 11% 2008 г. до 14% в 2009 г. остается низкой. По итогам 2009 г. объемы поступлений по данным видам налогов составили 81 371 313,7 тыс. руб., увеличившись по сравнению с поступлениями 2008 г. на 8,4%. Дальнейший потенциал роста поступлений продолжает сдерживаться на законодательном уровне. Так, до половины реально существующей базы по региональным и местным налогам является льготируемой (табл. 1).

Таблица 1

Выпадающие доходы бюджета города Москвы в связи с предоставлением налоговых льгот

Годы Информация за 2006-2009 гг.

Поступило в бюджет города Выпадающие доходы, в связи с предоставлением налоговых льгот, тыс. руб.

Всего на федеральном уровне на уровне субъекта РФ

2006 38 018 771,5 35 027 890,0 2 360 434,0 32 667456,0

2007 53 547 632,0 43 485 872,0 3 003 183,0 40 482 689,0

2008 69 015 637,7 63 065 048,0 9 186 003,0 53 879 045,0

2009 78 385 976,8 65 364 034,0 12 608 085,0 52 755 949,0

Согласно данным отчетности о базе налогообложения УФНС России по г. Москве общая сумма предоставленных налоговых льгот с 2006 по 2009 гг. увеличилась почти в два раза и составляет 30 336 144 тыс. руб.

Государственная поддержка в виде налоговых льгот по региональным и местным налогам по итогам 2009 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2

Выпадающие доходы бюджета г. Москвы в связи с предоставлением льгот по региональным и местным налогам

Наименование налога Информация за 2009 г.

Поступило в бюджет города, форма Выпадающие доходы в связи с предоставлением налоговых льгот, тыс. руб.

Всего на федеральном уровне на уровне субъекта РФ

Налог на имущество организаций 66 733 997,1 42 969 749,0 10 924 792,0 32 044 957,0

Налог на имущество физических лиц 1 465 492,0 865 222,0 865 222,0 0,0

Земельный налог 3 431 821,3 21 164 182,0 817 015,0 20 347 167,0

- по юридическим лицам 21 163 864,0 817 014,0 20 346 850,0

- по физическим лицам 318,0 1,0 317,0

Транспортный налог 6 754 666,3 364 881,0 1 056,0 363 825,0

- по юридическим лицам 2 019 884,4 52 797,0 228,0 52 569,0

- по физическим лицам 4 734 781,9 312 084,0 828,0 311 256,0

Итого 78 385 976,8 65 364 034,0 12 608 085,0 52 755 949,0

О Ш

О ^

К

И

СП

>

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Согласно данным УФНС России по г. Москве по итогам 2009 г. [2] объем выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по налогу на имущество организаций составил 39,2% от общей суммы исчисленного налога, или 42 969 749,0 тыс. руб., из которых 32 044 957,0 тыс. руб. - льготы, установленные ст. 4 Закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций», а 10 924 792,0 тыс. руб. - льготы, установленные на федеральном уровне.

По итогам 2009 г. объем поступлений налога на имущество физических лиц составил 1,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2008 г. на 20,5%, обеспечив 0,2% в общей сумме налоговых доходов против 0,15% в 2008 г.

Объем предоставленных льгот [3] по налогу на имущество физических лиц за 2009 г. составил 865 222,0 тыс. руб. или 37,1% от общей суммы исчисленного налога, все льготы были предоставлены на федеральном уровне.

Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог на имущество физических лиц, составляет 2 746,1 тыс. чел. Количество льготных и освобожденных от уплаты налога налогоплательщиков составило 1 212,2 тыс. чел. Данный факт наглядно свидетельствует о том, что до половины плательщиков данного налога освобождены от его уплаты.

По состоянию на 01.10.2010 г. задолженность по налогу [4] по сравнению с началом года существенно сократилась с 2 331 795,0 тыс. руб. до 1 265 935,0 тыс. руб., в результате чего объем поступлений на 01.10.2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. вырос в 6,1 раза. Вместе с тем объем задолженности по-прежнему остается существенным, составляя 80,6% от установленного на 2010 г. бюджетного назначения.

Объем предоставленных льгот [5] по земельному налогу за 2009 г. составил 21 164 182,0 тыс. руб., или 86,0% от общей суммы исчисленного налога. Большая часть налоговых льгот предоставлена юридическим лицам. Их доля в общей сумме выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот составляет 99,0%. Объем выпадающих доходов по организациям составил 21 163 864,0 тыс. руб., из них льготы федерального уровня предоставлены на сумму в размере 817 014,0 тыс. руб., а на уровне города - 20 346 850,0 тыс. руб. Роль стимулирующей функции по земельному налогу физических лиц не значительна.

Анализ действующих налоговых льгот в 2011 г. свидетельствует о том, что около 39% от суммы налоговых льгот - это льготы, носящие социальный характер (табл. 4.). Социально ориентированные льготы способствуют повышению уровня жизни населения г. Москвы, снижают долю расходов на оплату обязательных платежей, формированию льготных условий для незащищенных слоев населения и др.

Таблица 4

Социальные налоговые льготы, предусмотренные в г. Москве для физических лиц в 2011 г., и их краткая характеристика

Налоговая льгота

Категории граждан

Освобождаются

от уплаты транспортного налога

В целях поддержки отдельных категорий граждан

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

- ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;

- инвалиды I и II групп;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания в период Второй мировой войны;

- один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;

- один из родителей (усыновителей) в многодетной семье;

- лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л.с. (до 51,49кВт) включительно;

- физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производственном объединении "Маяк", сброса радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок;

- лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л.с. (до 51,49 кВт) включительно._

Окончание таблицы 4

Налоговая льгота Категории граждан

Льготы по земельному налогу В соответствии с гл. 31 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков уменьшается на не облагаемую налогом сумму 10 000 руб. на одного налогоплательщика. Законом г. Москвы «О земельном налоге» налоговая база дополнительно уменьшается на 1 000 000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков: - ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; - инвалидов I и II групп, инвалидов с детства; - одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье; - физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производственном объединении "Маяк", сброса радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; - физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; - физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Около 30% от суммы налоговых льгот - это льготы, носящие стимулирующий характер (табл. 5).

Таблица 5

Стимулирующие налоговые льготы, предусмотренные в г. Москве для юридических лиц в 2011 г., и их краткая характеристика

Налоговая льгота

Льготы, направленные на поддержку организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города, жилищного хозяйства и транспорта

Льготы, направленные на поддержку организаций,

использующих труд инвалидов, и организаций социальной сферы

Льготы, направленные на поддержку производственной, инновационной деятельности

Юридическое лицо

- организации коммунального комплекса по утилизации (обезвреживанию) твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению, а также организаций по хранению жидких и твердых противогололедных реагентов - льгота по налогу на имущество организаций;

- организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси) - льгота по транспортному налогу;

- организации в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов - льгота по налогу на имущество организаций;

- жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья - льгота по налогу на имущество организаций и земельному налогу;

- организации - в отношении объектов жилищного фонда, используемого на основании договора найма, договора безвозмездного пользования, а также в отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса - льгота по налогу на имущество организаций_

- организации, использующие труд инвалидов (доля инвалидов в общей численности - не менее 50%, в фонде оплаты труда - не менее 25%) - льгота по налогу на имущество организаций и земельному налогу, пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5 %;

- общественные организации инвалидов - льгота по налогу на имущество организаций; льгота по налогу на имущество организаций

- учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта - льгота по земельному налогу;

- религиозные организации - льгота по налогу на имущество организаций;

- организации, имеющие статус городской специализированной службы по вопросам похоронного дела - льгота по налогу на имущество организаций_

- организаций, осуществляющих на территории г. Москвы производство легковых автомобилей -льгота по налогу на имущество организаций и пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 13,5 %;

- резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - льгота по транспортному налогу и пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5 % (в дополнение к федеральным льготам для резидентов ОЭЗ по земельному налогу и налогу на имущество организаций)_

В отдельную группу сформированы налоговые льготы для органов власти, организаций и учреждений, финансируемых из бюджета. Краткая их характеристика отражена в табл. 6.

Правительство Москвы планирует пересмотреть действующую политику в отношении налоговых льгот, прежде всего по имущественным налогам. В законы «О земельном налоге» и «О налоге на имущество организаций» с 2011 г. были введены поправки. Закон г. Москвы от 17.11.2010 г. №49 «О внесении изменений в ст. 4 «Налоговые льготы» Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций» вносит следующее изменения:

- расширяет и уточняет категорию налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты налога в отношении бюджетных и казенных учреждений г. Москвы и муниципальных образова-

О

из

о ^

к

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о •<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

ний в г. Москве, в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

отменяет льготы для:

- организаций, имеющих статус городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с Законом г. Москвы от 4 июня 1997 г. №11 «О погребении и похоронном деле в г. Москве»;

- научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности;

- организаций в отношении имущества, входящего в состав аэродромов и аэровокзалов.

Таблица 6

Налоговые льготы, предусмотренные для организаций, финансируемых из бюджета г. Москвы в 2011 г. и их краткая характеристика

Налоговая льгота

Льготы для органов власти,

учреждений, финансируемых из бюджета,

прочих организаций

Юридическое лицо

- органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления в г. Москве, государственные учреждения г. Москвы - льгота по налогу на имущество организаций и земельному налогу;

- казенные предприятия г. Москвы и муниципальных образований в г. Москве - льгота по налогу на имущество;

- органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел, подразделения и организации пожарной охраны - льгота по земельному налогу;

- учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий - льгота по земельному налогу;

- организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры - льгота по налогу на имущество организаций;

- организации - в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей -льгота по налогу на имущество организаций;

- организации грузового автомобильного транспорта, выполняющих оборонный заказ - льгота по налогу

на имущество организаций._

Отмена льгот по данным Департамента финансов г. Москвы позволит увеличить бюджет г. Москвы на два с половиной миллиарда рублей в год.

Внесенные изменения в Закон г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» [6] касаются увеличения налоговой ставки с 0,1% до 0,3% в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений и отмены льгот для организаций и физических лиц в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами.

Увеличение налоговой ставки в отношении земельных участков, используемых для эксплуатации спортивных объектов втрое - с 0,1 до 0,3% вполне оправдано. Объясняется это тем, что спортивные объекты, часто используются не по назначению. На территории стадионов, дворцов спорта проводятся различные культурно-массовые мероприятия, не относящиеся к спортивным, размещаются объекты сферы услуг (рестораны, кафе), большие площади переданы в аренду для осуществления торговли. Т.е. право применения пониженной ставки налога (по сути, льгота) предоставляется без увязки с социальным аспектом. По предварительной оценке московского правительства данные изменения принесут в казну города не менее 1,657 млрд руб.

Анализ практики предоставления льгот показал, что освобождаемые от налогообложения средства в отдельных случаях используются не по назначению. Проверками инспекциями ФНС России по г. Москве были выявлены нарушения порядка льготирования в каждом седьмом из проверенных предприятий. Отсутствует действенный механизм оценки. В основном рассчитываются выпадающие доходы бюджета г. Москвы. Предложения об установлении новых налоговых льгот часто поступали при уже утвержденных бюджетных показателях. Отраслевые департаменты, комитеты и управления, внося предложения о льготном налогообложении, как правило, не сопровождают их технико-экономическими расчетами последствий предоставления налоговых льгот как для предприятий, так и для бюджета г. Москвы. Практи-

г

чески отсутствует контроль за экономическим состоянием льготируемого субъекта, целевым использованием дополнительных ресурсов на предприятиях с их стороны.

Таким образом, объективно назрел вопрос о внесении изменений в городское налоговое законодательство в части оптимизации перечня предоставляемых льгот. В перспективе целесообразно и необходимо рассмотреть вопрос об оценке эффективности применения налоговых льгот.

Министерством финансов Российской Федерации в 2006 г. было принято решение осуществить проверку эффективности применения действующих налоговых льгот по федеральным, региональным и местным налогам. Тем не менее, анализ эффективности применения льгот по налогам, разработка критериев и методик оценки их эффективности ведется только в субъектах Российской Федерации, на федеральном уровне она носит фрагментарный характер [7]. Отдельные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования приняли нормативные правовые акты о порядке оценки эффективности применения льгот и осуществляют инвентаризацию налоговых льгот.

С целью выявления основных организационно-методических подходов в оценке эффективности применения (или) планирования налоговых льгот в статье предпринята попытка проанализировать действующие методики и выявить наиболее интересные подходы, которые позволят сформировать эффективный механизм оценки налоговых льгот, выявить этапы реализации, методы расчета и т.д.

Основное внимание необходимо обратить на тот факт, что при формировании оценочных критериев регионы используют разные показатели и подходы. Все зависит от заявленной цели и выбранного объекта для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот. Экспертиза действующих методик свидетельствует о том, что эффективность налоговых льгот определяется путем сравнения экономических, социальных, бюджетных и иных показателей деятельности налогоплательщика до и после предоставления льгот. Либо путем сравнения показателей деятельности налогоплательщиков - льготополучателей с показателями деятельности налогоплательщиков, не имеющих налоговых льгот и оценки влияния налоговых льгот на увеличение или сокращение того или иного показателя деятельности налогоплательщика. Наибольшее распространение получил первый вариант. Тем не менее, существуют определенные трудности в получении достоверной оперативной информации о налогоплательщиках, воспользовавшихся льготами, и суммах, выпадающих из доходов бюджета. За организациями не закреплена обязанность сообщать информацию о сумме льготы в региональные и местные органы власти. Отчетность предоставляется только в налоговые органы. Поэтому на данном этапе необходимо на уровне Федерации разработать механизм взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и территориальных налоговых органов, сделать доступной информацию об объеме и структуре предоставляемых налоговых льгот в разрезе отдельных налогоплательщиков. Ввести формы налоговой отчетности, предусматривающие данные о суммах льгот, количестве налогоплательщиков и объектов налогообложения с детализацией по видам льгот.

Оценка проводится, как правило, в разрезе отдельно взятых видов налогов и по каждой категории налогоплательщиков. Под категорией налогоплательщиков понимается группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализации. При определении результативности применяемых или рекомендуемых к использованию налоговых льгот особое значение отводится сроку их действия. Временные параметры целесообразно ограничивать. Наиболее точные прогнозы осуществляются при краткосрочном планировании. Таким периодом является календарный год. По истечении этого срока возможна пролонгация действующих льгот в том случае, если она будет эффективной. Исключение составляют организации - пользователи объектов инвестиционной деятельности, срок предоставления льготы определяется исходя из окупаемости самого проекта.

Следует также отметить категории налогоплательщиков, в отношении которых оценка

О

из

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ьа о

1

Ц ||

л 1

о •<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

эффективности льгот не производится - это бюджетные, автономные и казенные учреждения, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, некоммерческие организации и физические лица.

Оценка эффективности базируется на трех основных показателях: бюджетная, социальная и экономическая эффективность. Бюджетная эффективность показывает влияние результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета региона, а социальная эффективность выявляет социальные последствия предоставления налоговых льгот. И, наконец, экономический эффект от предоставления льготы подразумевает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, использующих эту льготу.

Бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается по коэффициенту бюджетной эффективности, рассчитанному на основе таких показателей, как объем налоговых поступлений в бюджет и налоговых льгот.

Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании динамического сопоставления следующих показателей:

- среднесписочная численность персонала;

- среднемесячная заработная плата;

- величина прожиточного минимума.

Критерий экономической эффективности направлен на выявление динамики финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих такую льготу. Данная методика успешно применяется в Волгоградской и Орловской областях. В качестве показателей эффективности применяются следующие показатели деятельности организаций:

- объем производства продукции, выполненных работ, услуг;

- выручка от реализации;

- прибыль в целях налогообложения;

- среднегодовая стоимость основных средств.

Несколько иной подход в определении критериев экономической эффективности применяется в Ленинградской области. Оценка соответствия предлагаемой региональной налоговой льготы критерию осуществляется на определения налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, по которому предоставляется льгота, и объемов финансирования из областного бюджета, в том числе в части, идущей на уплату налога.

В рамках данного направления может также использоваться показатель «финансово-экономическое оздоровление организаций отдельных производственных отраслей». Данный критерий предусматривает: производство новых конкурентоспособных видов продукции; освоение и введение в действие нового оборудования, объектов производственного назначения, технологических процессов и производственных мощностей; рост объемов производства продукции и (или) услуг; увеличение перечислений налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Ежегодно проводится анализ финансового состояния предприятий отдельных производственных отраслей в целях определения эффективности предоставления налоговой льготы и решения вопроса о продлении срока ее действия или отмены.

При оценке эффективности налоговых льгот рекомендуется выявлять изменения процентного соотношения объема иностранных инвестиций в экономику региона к объему валового регионального продукта. Данный показатель позволит учесть при определении экономической эффективности инвестиционный рейтинг региона и выявить основные направления льготного налогообложения объектов инвестиционной деятельности с привлечением иностранного капитала.

В качестве критерия оценки эффективности предоставленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам необходимо применять показатель соотношения суммы потерь по региональным (местным) налогам в связи с предоставлением льготы с суммой увеличения дотаций бюджетам субъектов РФ на сбалансированность < 1. С целью приведения к единообразию действующие методики оценки рекомендуется внести изменения в п. 3 ст. 56 НК РФ, предусмотрев в ней исключительное право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и исключительное право представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам.

Результаты оценки налоговых льгот необходимо привести к сопоставимому виду. В этом случае наиболее действующим механизмом является использование метода дисконтирования. Как правило, такой подход применяется при расчете эффективности налоговых льгот в случае длительного действия налоговой льготы.

Налоговая льгота может быть признана эффективной в случае, если дисконтированная суммарная эффективность предоставления льгот накопленным итогом к окончанию срока действия льготы больше либо равна нулю. Предоставление налоговых льгот при отрицательной оценке их эффективности не допускается.

Следует обратить внимание на то, что имеются рекомендации в части соотношения суммы налоговых льгот и налоговых доходов бюджета. Данный показатель не должен превышать пяти процентов в сумме налоговых доходов бюджета [8]. По итогам 2009 г. он составляет 6,26% налоговых доходов московского бюджета, что превышает действующий норматив на 1,26%. Это свидетельствует о необходимости пересмотра действующей системы льготного налогообложения на территории г. Москвы. В 2012 г. планируется внедрение новых принципов предоставления налоговых льгот, способствующих повышению их эффективности и решению организационных проблем. В настоящее время ведется активная работа по разработке порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами г. Москвы.

Считаем целесообразным разработать единую методику оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности действия установленных и вновь вводимых налоговых льгот (предоставляемых на федеральном, региональном и местном уровне) для всех субъектов РФ, что позволит повысить администрирование налоговых льгот и оптимизировать систему льготного налогообложения.

Литература

[1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг. // Налоговый вестник. - 2010. - №8.

[2] Форма №5-НИО «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций за 2009 г.».

[3] Форма №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2009 г.».

[4] Форма №4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации».

[5] Форма №5-Мн «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2009 г.».

[6] Комментарии к Закону города Москвы от 17.11.2010 г. №48 «О внесении изменений в ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге».

[7] Бушмин Е.В. Выступление председателя Комитета СФ по бюджету на совещании на тему «Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия».

[8] Оценка объема налоговых льгот по каждому виду льгот и соотношение налоговых льгот к налоговым доходам бюджета за 2009 г. и первое полугодие 2010 г. в Ярославской области.

С1З

О ¡зз

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.