УДК 316.4
АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ РОССИИ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ
Г. П. Теске, Т. Ю. Радиловская, Н. В. Санникова
Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН, Челябинск
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для ФГБУНИнститут экономики УрО РАН на 2019 г.
В статье проанализированы позиции России в мировых рейтингах цифровизации экономики. Мониторинг процесса формирования цифровой экономики осуществляется как на глобальном, так и на национальном уровнях. Существуют различные методы оценки ее масштабов. В статье рассмотрены отдельные показатели, формирующие рейтинг России в сфере цифровизации экономики.
Ключевые слова: цифровизация экономики, цифровая экономика, блокчейн, рейтинг, цифровая трансформация
Продолжающаяся цифровизация современной экономики России расширяется и углубляется. Экономическая оцифровка не только способствует производительности и эффективности труда, но и более широкому социально-экономическому развитию. Цифровая экономика открывает новое «окно возможностей» для ускорения темпов социально-экономического развития и отхода от ресурсозависимой модели. Потенциал для того, чтобы воспользоваться возникающими возможностями, в России есть. Прежде всего, это человеческий капитал. Главная задача состоит в рациональном и эффективном его использовании, а также в устранение существующих барьеров, обусловленных застарелыми проблемами российской инновационной системы.
Согласно международным рейтингам, Россия тратит миллиарды на национальные программы цифрового экономического развития[2. С. 60] По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, в ближайшие пять лет национальная программа развития цифровой экономики России будет профинансирована на сумму более 1,8 трлн рублей (26,2 млрд долларов США). «Предполагаемый объем финансирования на 2019-2024 годы для национальной программы развития цифровой экономики превысит 1,8 триллиона рублей, из которых более триллиона - это средства из федерального бюджета», -сказал Медведев на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию и использование информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения бизнеса в 2018 г. [6].
Значимость развития цифровизации экономики в глобальном масштабе была выражена в докладе Всемирного банка о мировом развитии 2016 г., где перечислены следующие дивиденды, получаемые от цифровой трансформации [4. С. 12]:
• рост производительности труда;
• повышение конкурентоспособности компаний;
• снижение издержек производства;
• создание новых рабочих мест;
• более полное удовлетворение потребностей людей;
• преодоление бедности и социального неравенства.
Высокий шанс совершить прорыв в развитии есть у цифрового сегмента российской экономики, которая связана с быстро развивающимся технологическим базисом -
Глобальная сеть Интернет, облачные вычисления, блокчейны, трехмерная печать [10], роботизация, а также за последние 3 года большой прорыв в России наблюдается в сфере электронной коммерции, интернет-банкинга, электронного документооборота и платежей, интернет-рекламы и интернета вещей.
Существуют значительные достижения по строительству жилья с включением технологий «умный» дом и развиваются технологии «умного» города, телемедицины и т.д. «Умные города» создаются уже в 18 странах мира [8]. У России есть неплохие стартовые позиции, и наша страна числится в группе лидеров мировой цифровизации, правда, в нижней ее части. По оценкам международных экспертов, Россия занимает передовые позиции в ряде сегментов цифровой экономики, в частности в обработке больших данных (big data), визуализации, автоматизации рекламы, маркетинговых технологиях. Однако страна в целом занимает менее выдающиеся позиции в международных сравнениях по специализированным критериям. «Польза любых рейтингов в том, что они фокусируют внимание на проблемах, главные из которых -«долина смерти» между наукой и массовым внедрением инноваций, падение количества патентных заявок, уровень внутреннего предложения и спроса на цифровые продукты и технологии. В большинстве сегментов цифровой экономики Россия все же отстает от передовых зарубежных технологий и вынуждена платить иностранным правообладателям и производителям значительные средства за их трансфер» [5].
Ясно, что процессы цифровизации предполагают необходимость реализации ряда сквозных проектов: информационные ресурсы, цифровые платформы и условия для их функционирования (правовые, экономические, социальные) [1. С. 36].
После введения санкций против России наша страна начала искать способы диверсифицировать свою экономику, не полагаясь на Европу, и фактически повысить ее конкурентоспособность. Российские предприятия в настоящее время поощряют предпринимателей из ЕС, сталкивающиеся с трудностями в связи с санкциями, с выходом на российский рынок, чтобы напрямую начать свою деятельность в России. У России достигнуты определенные успехи за последние два года, особенно в сельскохозяйственном секторе, поэтому российские компании также рассматривают возможность освоения новых рынков в других странах: Египет открывает зону свободной торговли в России около Порт-Саида, а Индия предлагает аналогичную зону в районе Мумбаи.
Россия уже значительно опережает ЕС в развитии сетей 5G во многих крупных городах, и к 2025 году ожидается охват 80% всего населения по этому показателю.
Развитие Китайской инициативы также стимулировало технологические разработки в технологиях блокчейна между Китаем и Россией. [9] Это связано с тем, что российская территория по существу находится между Китаем и ЕС, а это означает, что страна намерена развивать масштабную перевалочную инфраструктуру в течение следующего десятилетия и далее. Технологии блокчейна могут быть полезны, например, при обработке таможенных процедур и процедур доставки по всему Евразийскому экономическому союзу [6].
«На недавнем Шанхайском инфофоруме Китай и Россия договорились о разработке новых цифровых технологий », - высказался Крис Девоншир-Эллис из Dezan Shira & Associates, и это еще раз подчеркивает, что Россия несет значительные государственные расходы [6]. Россия уже опережает Европу в этих технологиях, и компании в ЕС должны смотреть на то, что происходит в России, чтобы быть в курсе событий и иметь возможность участвовать в них».
В многочисленных международных рейтингах, прямо и косвенно отражающих позиции цифрового развития стран, Россия занимает пока позиции, далекие от лидерских. Так, в одном из наиболее авторитетных исследований — рейтинге Индекс
развития ИКТ (ICT Development Index, IDI), ежегодно выпускаемом Международным союзом электросвязи (МСЭ), по итогам 2017 года (последний из доступных на сегодня отчетов МСЭ) Россия по Индексу развития ИКТ заняла 45-е место (7,07 балла). При этом, как следует из отчетов МСЭ, Индекс развития ИКТ в России последнее десятилетие демонстрирует рост — с 4,42 по итогам 2008 года (значение IDI для России в 2016 году составляло 6,95). Однако в других государствах он растет еще быстрее. Лидерами IDI по итогам 2017 года стали Исландия (8,98 балла), Южная Корея (8,85 балла), Швейцария (8,74 балла), Дания, набравшая 8,71 балла, и Великобритания (8,65 балла).
По международному индексу цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI), который рассчитывается Генеральным директоратом коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской комиссии для стран, не входящих в ЕС, в соответствии с методологией европейского Индекса цифровой экономики и общества 2018 года Россия среди 17 стран не членов ЕС, чьи показатели анализировались в исследовании, заняла 12-е место, опередив, правда, Китай, Турцию, Мексику, Бразилию и Чили. В общем мировом рейтинге I-DESI индекс России оказался выше минимального среднеевропейского показателя — на уровне Греции, Кипра и Болгарии.
В рейтинге самых инновационных стран мира, который регулярно составляет агентство Bloomberg — Bloomberg Innovation Index, Россия держится в окончательном списке самых инновационных экономик мира (в прошлом рейтинге в него в общей сложности было включено 50 стран. В Bloomberg Innovation Index 2019 года 60 стран), но занимает там строчки третьего десятка. В рейтинге 2019 года ей отведено 27-е место (минус две позиции по сравнению с предыдущим рейтингом Bloomberg). Первое место в Bloomberg Innovation Index 2019 у Южной Кореи (многолетнего лидера этого рейтинга). За ней следуют Германия, Финляндия, Швейцария и Израиль.
В международном рейтинге цифровой конкурентоспособности — IMD World Digital Competitiveness Ranking, который третий год подряд в дополнение к своему рейтингу глобальной конкурентоспособности (IMD World Competitiveness Ranking) рассчитывает бизнес-школа IMD (Швейцария) по показателям 63 экономик мира, Россия хоть постепенно и улучшает свои позиции, но пока находится, скорее, ближе к концу списка. Так, в IMD World Digital Competitiveness Ranking 2017 наша страна была на 42-м месте, в 2018-м — на 40-м, а в опубликованном недавно рейтинге 2019 года переместилась на 38-е место. Пятерка самых конкурентоспособных стран в цифровой среде по версии IMD World Digital Competitiveness Ranking 2019 выглядит так: США, Сингапур, Швеция, Дания и Швейцария.
В нашей статье мы проанализировали далеко не все рейтинги, связанные с оценкой разных критериев цифровой экономики. Многие из них нельзя назвать абсолютно объективными и зачастую включают субъективные показатели развития качественного преобразования экономических систем. Разные методики ожидаемо приводят к разным результатам. Однако, пока существующие рейтинги диагностируют запаздывание российской экономики от мировых лидеров. Анализ причин показывает, что связано это недостаточно благоприятной средой для ведения инноваций, недоработки в сфере правового регулирования, невысокий процент инвестиций в технологии и науку, низкий уровень применения цифровых технологий бизнес-структурами.
По менее формализованному экспертному мнению, в настоящее время можно говорить о наиболее заметных успехах цифровой трансформации в Великобритании и Сингапуре, а также о борьбе за лидерство в этой сфере между США и Китаем. Перспективы развития цифровой экономики в России можно оценить достаточно оптимистично. В настоящее время у России есть значительный потенциал в процессе цифровизации.
Список литературы
1. Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств - членов ЕАЭС: Информационно-аналитический отчет / ЕЭК. Департамент промышленности. М., 2017. 116 с.
2. Бабкин А. В. и др. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. №. 3. С. 62.
3. Добрынин А. П. и др. Цифровая экономика-различные пути к эффективному применению технологий (BIM, РГМ, CAD, ЮТ, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. T. 4. №. 1. C. 95.
4. Доклад о мировом развитии 2016. Цифровые дивиденды: Обзор / Всемирный банк. Вашингтон, 2016. 58 с. URL: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/ handle/10986/23347/21067lRuSum.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
5. Земляникина М. Россия и тренды цифровизации // ЖУРНАЛ БОСС. 11.10.2019. URL: //www.bossmag.ru/archiv/2019/boss-sentyabr-oktyabr-2019-g/rossiya-i-trendy-tsifrovizatsii.html (дата обращения: 20.11.2019).
6. На программу развития цифровой экономики в РФ потратят почти 2 трлн рублей. URL:https://www.interfax.ru/business/643996 (дата обращения: 20.11.2019).
7. Положихина М. А. Цифровая экономика как социально-экономический феномен // Экономические и социальные проблемы России 2018. №. 1. С. 24.
8. Рахманова В. Технологии «умных» городов и прогнозы их развития//Vc.ru. М.: ИД «Комитет», 2017. 25.09. URL: https://vc.ru/26713-smart-city (дата обращения: 20.11.2019).
9. Юдина Т. Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. 2016. №. 3 (33). С. 116.
10. Энциклопедия ЗБ-печати // 3DToday. 3D-Wiki. URL: http:// https://3dtoday.ru/ wiki/3D_print_technology (дата обращения: 20.11.2019).
ANALYSIS OF RUSSIA'S POSITION IN THE WORLD RANKINGS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY
Teske G. P.
Chelyabinsk branch Of the Institute of Economics of the Ural branch ofRAS, Chelyabinsk,
arena-galina(a),mail. ru
Radilovskaya T. Y.
Chelyabinsk branch Of the Institute of Economics of the Ural branch ofRAS, Chelyabinsk,
radilovskayaajist. ru
SannikovaN. V.
Chelyabinsk branch Of the Institute of Economics of the Ural branch ofRAS, Chelyabinsk,
sannikova. n@gmail. com
The article analyzes the position of Russia in the world rankings of digitalization of the economy. The digital economy is being monitored at both the global and national levels. There are various methods of assessing its extent. The article considers some indicators that form the growth of Russia's rating in the sphere of digitalization of the economy.
Keywords: digitalization of the economy, digital economy, blockchain, rating, digital transformation.
References
1. Analiz mirovogo opyta razvitiya promyshlennosti i podhodov к cifrovoj transformacii promyshlennosti gosndarstv - chlenov EAES: Informacionno-analiticheskij otchet (2017) [Analysis of world experience in industrial development and approaches to the digital transformation of industry in the EAEU Member States: Information and analytical report], EEK. Departament promyshlennosti, Moscow, 116 p. (In Russ.).
2. Babkin, A. V. (2017). Formirovanie cifrovoj ekonomiki v Rossii: sushchnost', osobennosti, tekhnicheskaya normalizaciya, problemy razvitiya [Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems], in: Nauchno-tekhnicheskievedomosti Sankt-Peterburgskogogosudarsh'ennogopolitekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences], Vol. 10, № 3, p. 62. (In Russ.).
3. Dobrynin, A. P. (2016). Cifrovaya ekonomika-razlichnye puti к effektivnomu primeneniyu tekhnologij (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA i drugie) [Digital economy - various paths to the effective application of technologies (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIGDATAand others)], in: International Journal of Open Information Technologies. Vol. 4, №1, p. 95. (In Russ.).
4. Doklad о mirovom razvitii 2016. Cifi'ovye dividendy: Obzor (2016) [World Development Report 2016. Digital Dividends: Overview], Vsemirnyj bank. Vashington, 58 p., available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf, accessed 20.11.2019. (In Russ.).
5. Zemlyanikina, M. (11.10.2019). Rossiya i trendy cifrovizacii [Russia and digitalization trends], in: ZHURNAL BOSS [BOSS MAGAZINE], available at: https://www.bossmag.ru/ archiv/2019/boss-sentyabr-oktyabr-2019-g/rossiya-i-trendy-tsifrovizatsii .html, accessed 20.11.2019. (In Russ.).
6. Naprogrammu razvitiya cifi'ovoj ekonomiki v RFpotratyatpochti 2 trln rublej [Almost 2 trillion rubles will be spent on a program for the development of the digital economy in the Russian Federation], available at: https://www.interfax.ru/business/643996, accessed 20.11.2019. (In Russ.).
7. Polozhihina, M. A. (2018). Cifrovaya ekonomika как social'no-ekonomicheskij fenomen [Digital economy as a socio-economic phenomenon], in: Ekonomicheskie i sociaVnye problemy Rossii [Economic and social problems of Russia], № 1, p. 24. (In Russ.).
8. Rahmanova, V. (2017). Tekhnologii «umnyh» gorodov i prognozy ih razvitiya [Technologies of "smart" cities and forecasts of their development], in: Vc.ru, Moscow, ID «Komitet», 25.09, available at: https://vc.ru/26713-smart-city, accessed 20.11.2019. (In Russ.).
9. Yudina, T. N. (2016). Osmyslenie cifrovoj ekonomiki [Understanding the Digital Economy], in: Teoreticheskaya ekonomika [Theoretical Economics], № 3 (33), p. 116. (In Russ.).
10. Encyclopedia of 3D printing, in: 3DToday. 3D-Wiki, available at: http://https://3dtoday. ru/wiki/3D_print_technology, accessed 20.11.2019. (In Russ.).
Теске Галина Павловна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН.
arena-galina@mail. ru
Радиловская Татьяна Юрьевна -младший научный сотрудник, Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН. [email protected]
Санникова Наталья Владимировна - экономист, стажер-исследователь, Челябинский филиал Института экономики Уральского отделения РАН. [email protected]