УДК 614.84
Щенников А.А.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)
АНАЛИЗ ПОЖАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЗДАНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: пожары представляют серьезную опасность как для жизни и здоровья человека, так и для имущества. Они могут привести к травмам, ожогам, интоксикации угарным газом и дымом, а в некоторых случаях — к летальному исходу. Огонь быстро распространяется и может привести к разрушению зданий и ценных материальных ценностей.
Опасность пожаров возрастает, если они происходят в местах массового скопления людей, таких как торговые центры, общественные учреждения и образовательные учреждения, где быстрая и организованная эвакуация может представлять значительные трудности.
Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях имеет высшую важность, поскольку в таких местах пребывают дети в возрасте дошкольного и раннего школьного возраста, которые часто не могут самостоятельно реагировать на чрезвычайные ситуации. Вот почему обеспечение их безопасности является первостепенной задачей.
Ключевые слова: пожарная безопасность, пожар, дошкольное образовательное учреждение, пожар, профилактика, предотвращение, чрезвычайная ситуация.
Пожары являются серьезной угрозой для жизни и имущества. Они могут возникнуть в любом месте и в любое время, и способны быстро распространяться, вызывая значительные разрушения.
Пожары также могут вызывать различные виды экологических проблем, таких как выбросы токсичных веществ в атмосферу и загрязнение почвы и водных ресурсов.
Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях имеет высшую важность, поскольку в таких местах пребывают дети в возрасте дошкольного и раннего школьного возраста, которые часто не могут самостоятельно реагировать на чрезвычайные ситуации. Вот почему обеспечение их безопасности является первостепенной задачей.
В случае возникновения пожаров в детских дошкольных образовательных учреждениях могут возникнуть серьезные угрозы для жизни и здоровья детей и персонала, поэтому необходимо соблюдать строгие стандарты пожарной безопасности. К ним относится регулярная проверка и обслуживание противопожарного оборудования, разработка эвакуационных планов, проведение тренировочный эвакуаций с персоналом и обучающимися, выполнение предписаний пожарной безопасности и обучение детей основам безопасного поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В случае возникновения пожара в дошкольном учреждении, правильная реакция и хорошо продуманный план эвакуации могут спасти множество жизней. Поэтому обеспечение пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях необходимо рассматривать не просто как обязательное требование, а как ключевую составляющую защиты жизни и здоровья детей.
Обеспечение пожарной безопасности дошкольных образовательных учреждений регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 12Э-ФЗ. Этот закон определяет основные принципы организации пожарной безопасности на территории Российской Федерации. [1].
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [4].
- Нормативно-правовые акты МЧС России, такие как приказы и инструкции, которые содержат дополнительные требования и рекомендации по обеспечению пожарной безопасности [5].
- Местные нормативные акты, утверждаемые местными органами власти, могут также содержать специфические требования к пожарной безопасности для дошкольных образовательных учреждений.
Эти и другие нормативно-правовые документы регламентируют требования к обеспечению пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях и задают стандарты, которым должны соответствовать такие учреждения в целях обеспечения безопасности детей и персонала.
Детские сады относятся к категории объектов с повышенной пожарной опасностью Ф1.1 согласно Федеральному закону от 22 июля 2007 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1]. Эти учреждения характеризуются высоким уровнем пожарного риска из-за постоянного пребывания в них детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Множество детей, находящихся в состоянии невысокой подвижности, могут столкнуться с психологическими трудностями в случае пожара, а также существует риск того, что дети застанут пожар во время сна. Пожары в таких учреждениях всегда представляют значительную угрозу и, как правило, приводят к серьезным человеческим потерям.
Именно поэтому законодательство устанавливает жёсткие требования по обеспечению пожарной безопасности в детских садах. Согласно действующему законодательству Российской Федерации в области пожарной безопасности, каждый объект, независимо от его предназначения и организационной структуры, должен иметь утвержденные локальные нормативные акты и документы.
Заведующий детского образовательного учреждения должен разрабатывать и обновлять данные документы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этих требований влечет за собой дисциплинарную,
административную, а при наступлении определенных последствий и уголовную ответственность [2, 3].
Анализ пожарного обеспечения дошкольных образовательных организаций является критически важным процессом для обеспечения безопасности детей, педагогов и персонала. Помимо выполнения обязательств по соблюдению пожарной безопасности, необходимо регулярно проводить анализ имеющихся мероприятий и систем, чтобы обнаружить уязвимые места и проблемные области.
Анализ пожарного обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя оценку всех аспектов, связанных с предотвращением и тушением пожаров, а также эвакуацией в случае возникновения чрезвычайной ситуации. К ним относится:
1) Проверка соответствия дошкольного учреждения нормативным требованиям. Для этого проводится анализ действующих нормативных актов и законодательства в области пожарной безопасности и проверка учреждения на соответствие всем требованиям.
2) Оценка пожарно-технического состояния. Проверяется наличие и исправность системы пожаротушения, сигнализации, дымоудаления и эвакуации. Анализируется состояние пожарных лестниц, выходов и экстренных выходов.
3) Анализ плана эвакуации. Проверяется наличие и актуальность плана эвакуации, его четкость и понятность для персонала и детей. Оцениваются проведение тренировок по эвакуации и их регулярность.
4) Анализ обстановки. Производится оценка материалов, мебели, игрушек и обстановки на предмет их воспламеняемости и соответствия пожарным стандартам. Проверяется наличие огнетушителей, средств пожаротушения и их готовность к использованию.
5) Аудит безопасности. Проводится систематический аудит пожарной безопасности для выявления уязвимостей и нарушений пожарных норм.
Выявляются факторы, которые могут повысить риск возникновения и распространения пожара.
6) Разработка мероприятий и рекомендаций. На основе проведенного анализа разрабатываются практические рекомендации и мероприятия по улучшению системы пожарной безопасности. Планируются шаги по устранению выявленных проблемных ситуаций и модернизации существующих систем.
Этот анализ позволяет выявить уязвимые места в плане пожарной безопасности и принять меры для их устранения, обеспечивая безопасность детей и персонала дошкольного учреждения. Важно обращать особое внимание на систематическую проверку и анализ пожарного обеспечения в дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям.
Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных учреждениях имеет высокое значение из-за особенностей этого типа учреждений, дети в дошкольном возрасте не всегда способны самостоятельно реагировать на пожарную опасность и эвакуироваться из здания. Поэтому обеспечение пожарной безопасности в дошкольных учреждениях направлено на защиту жизни и здоровья детей.
Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных учреждениях требует постоянного внимания и контроля со стороны администрации, персонала и родителей детей. Соблюдение всех требований и мероприятий по пожарной безопасности поможет предотвратить возможные чрезвычайные ситуации и обеспечить безопасность всех пребывающих в учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ;
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с различными изменениями и дополнениями;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 24.10.2022) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
5. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2024г)
Schennikov A.A.
St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia
(St. Petersburg, Russia)
ANALYSIS OF FIRE FIGHTING IN BUILDINGS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract: fires pose a serious danger to both human life and health, and to property. They can cause injuries, burns, carbon monoxide and smoke intoxication, and in some cases, death. Fire spreads quickly and can destroy buildings and valuable property.
The danger of fires increases if they occur in crowded places such as shopping centers, public buildings and educational institutions, where a quick and orderly evacuation may pose significant difficulties.
Keywords: fire safety, fire, preschool educational institution, fire, prevention, prevention, emergency.