Научная статья на тему 'Анализ потребительской корзины по республике Марий Эл'

Анализ потребительской корзины по республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ИНДЕКСЫ ЦЕН / ИНДЕКС СТОИМОСТИ ЖИЗНИ / ИНДЕКС ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕНЕГ / УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОГО ДОХОДА / НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтина Т.Б., Новосёлова О.Н.

В работе рассматривается состав потребительской корзины, объёмы потребления и цены на продукты питания по республике Марий Эл за январь и февраль 2015 года. Проводится анализ индексов цен по различным товарным группам, а также детальное рассмотрение некоторых групп продовольственных товаров. Рассчитывается индекс стоимости жизни для каждой группы населения, индекс покупательной способности денег для лиц старше 18 лет и уровень реального дохода. Подводятся итоги исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительской корзины по республике Марий Эл»

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

децентрализацию функций по развитию бизнеса. Малые и средние компании более гибкие по сравнению с крупными корпорациями. Они могут производить и поставлять широкий спектр товаров и услуг, создавать новые рынки, более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы, выступать в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий, снижать трансакционные издержки взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагировать на изменения внешних условий, меняющихся запросов и потребностей клиентских групп, обеспечивать информационную открытость и близость к потребителю.

В заседании Государственного совета от 07.04.15, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства Президент РФ Владимир Путин отметил: «Развитие малого и среднего предпринимательства - не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперёд, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа. Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, её эффективности, решению проблем занятости».

Крупные корпорации, транснациональные компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты. Компании малого и среднего бизнеса могут выполнять функции субподрядов и поставщиков, которые в силах повысить эффективность работы крупных предприятий. Появление новых заказов прямой путь для выживания и развития малым и средним организациям в условиях кризиса.

В Послании глава государства поручил правительству определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. По его словам, речь идет о десятках и сотнях миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вступит в силу с 1 июля 2015 года.

На сегодняшний день инновационная активность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Компании не обладают достаточной прибылью для инвестирования в НИОКР, инновационные бюджеты почти нулевые из-за скромных возможностей по привлечению кредитных средств. В западных странах приоритетом в сфере инноваций обладает именно малый бизнес, в то время так корпорации внедряют их научные разработки в производство — такое разделение труда обеспечивает повышение общей эффективности экономики. Управление инновационной активностью это комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Нейросетевой подход в управлении инновационной активностью дает возможность из общего сегмента энергетических организаций определить инвестиционно привлекательные компании, с целью дальнейшего сотрудничества с ними и достижения инновационной активности по генерации электроэнергии. Программу NeuroPro также можно внедрить и использовать и в других отраслях и сферах развития долгосрочных и перспективных экономических отношений, сотрудничества между корпорациями и компаниями малого и среднего бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Байгузина Л.З. Формирование финансового потенциала региона с точки зрения синергизма // Молодой ученый. - 2015. - 8(88). - С.458-463

2. Мухутдинов А.Р. Интеллектуальные средства измерения: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004.

3. Мухутдинов А.Р., Окулин М.В., Вахидова З.Р. Основы прикладного программирования в DELPHI с презентациями и приложениями методических рекомендаций к лабораторному практическому и выполнению курсовых работ. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. С.546

4. Саляхова Э.А. Роль инноваций в повышении энергоэффективности организаций по генерации электрической энергии: Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы

исследования финансово - экономических процессов в условиях глобализации» / Э.А. Саляхова -Уфа: Аэтерна, 2014.- С.173-179

5. Саляхова, Э.А. Научные подходы к оценке инвестиционной активности организации: Материалы III Международной научно-практической конференции «Экономика приграничных регионов в условиях модернизации: проблемы и перспективы развития» / Э.А. Саляхова. - Оренбург: ОГУ, 2013. - С. 191. - 0,5 п.л.

©Л.З. Байгузина ,Э.А.Саляхова ,Р.А. Мухутдинов, 2015

УДК 338 Т. Б. Бахтина

Доцент О. Н. Новосёлова

Студент

Институт экономики, управления и финансов Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Аннотация

В работе рассматривается состав потребительской корзины, объёмы потребления и цены на продукты питания по республике Марий Эл за январь и февраль 2015 года. Проводится анализ индексов цен по различным товарным группам, а также детальное рассмотрение некоторых групп продовольственных товаров. Рассчитывается индекс стоимости жизни для каждой группы населения, индекс покупательной способности денег для лиц старше 18 лет и уровень реального дохода. Подводятся итоги исследования.

Ключевые слова

Потребности, потребительская корзина, индексы цен, индекс стоимости жизни, индекс покупательной способности денег, уровень реального дохода, номинальный доход, инфляция.

Удовлетворение первичных или базовых потребностей человека необходимо для поддержания его жизнедеятельности. Без еды, воды, воздуха и сна мы не сможем существовать. Но цены на продукты питания растут с каждым годом, и малоимущие люди вынуждены урезать рацион, покупая меньше и вредя собственному здоровью. Конечно, существует понятие потребительской корзины, с помощью которой, получая минимальный размер оплаты труда, человек может приобрести продукты, необходимые для поддержания его жизнедеятельности. Но зачастую, этих денег не хватает даже для того, чтобы купить самое основное, без чего нельзя обойтись. Рассмотрим состав потребительской корзины, объёмы потребления и цены на продукты питания по Республике Марий Эл за январь и февраль 2015 года, используя данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РМЭ [1].

Рассчитаем индексы цен по различным товарным группам и проанализируем их. В качестве базисных - используем цены за январь и февраль 2012 года, а отчётных - за январь и февраль 2015 года. Гистограмма, отражающая индексы цен по произведённому набору товарных групп изображена на рисунке 1:

Рисунок 1 - Индексы цен по базовому набору товарных групп

где 1 - хлебные продукты; 2 - картофель; 3 - овощи и бахчевые; 4 - фрукты свежие; 5 - сахар и кондитерские изделия; 6 - мясопродукты; 7 - рыбопродукты; 8 - молоко и молокопродукты; 9 - яйца; 10 -масло; 11 - прочие (соль, специи).

Наибольшим индексом роста цен является индекс цен по картофель, т.е. по сравнению с базисным 2012 годом, цена на него возросла на 166%. Далее по убывающей: цена на сахар возросла на 106%, на овощи на 101%, на фрукты на 100%, на хлеб на 90%, на прочие продукты (соль, специи) на 81%, на яйца на 68%, на молоко на 37%, на мясо на 29%, на рыбу на 9%, на масло на 5%.

Рассмотрим состав некоторых групп более детально. Построим гистограмму по продуктам, входящим в состав хлебопродуктов. Она представлена на рисунке 2:

Рисунок 2 - Индексы цен по хлебопродуктам (хлебным и макаронным изделиям в пересчете на муку,

крупы, бобовые)

Где: 1 - бобовые; 2 - мука пшеничная; 3 - рис; 4 - другие крупы (кроме риса); 5 - хлеб пшеничный; 6 - хлеб ржаной; 7 - макаронные изделия.

Цена на пшеничную муку по сравнению с 2012 годом возросла на 89%, на рис на 76%, на макаронные изделия на 62%, на бобовые на 55%, на крупы на 41%, на ржаной хлеб на 38%, на пшеничный хлеб на 32%. Динамика роста цен по продуктам, входящим в группу овощей и бахчевых представлена на рисунке 3:

Рисунок 3 - Индексы цен по овощам и бахчевым где 1 - капуста свежая; 2 - огурцы и помидоры; 3 - столовые корнеплоды; 4 - прочие овощи. Наибольший рост цены на свежую капусту, она возросла в 5 раз, на огурцы и помидоры цена увеличилась на 101%, на столовые корнеплоды на 94%, на прочие овощи на 44%.

Ценообразование по продуктам, входящим в состав группы сахар и кондитерские изделия изображено на рисунке 4:

2,07

Рисунок 4 - Индексы цен2по группе сахар и кондитерские изделия где: 1 - сахар; 2 - конфеты; 3 - печенье.

Цена на сахар повысилась на 106%, на печенье на 37%, а на конфеты на 30%. Образование цен на продукты из группы мясопродуктов проиллюстрировано на рисунке 5:

5

0

Рисунок 5 - Индексы цен по мясопродуктам где 1 - говядина; 2 - баранина; 3 - свинина; 4 - мясо птицы.

28

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

Цена на свинину возросла на 29%, на мясо птицы на 27%, на баранину на 24%, а на говядину лишь на 15%. Ценообразование по рыбопродуктам изображено на рисунке 6:

Рисунок 6 - Индексы цен на рыбопродукты где 1 - рыба свежая; 2 - сельдь.

Цена на свежую рыбу выросла на 58%, а на сельдь на 55%. Индексы цен на молокопродукты представлены на рисунке 7:

Рисунок 7 - Индексы цен на молокопродукты где 1 - молоко, кефир; 2 - сметана; 3 - масло животное; 4 - творог; 5 - сыр.

Стоимость творога увеличилась на 55%, на сыр на 52%, на сметану на 43%, на молоко и кефир на 37%, а на сливочное масло на 36%.

Ценообразование на растительное масло, маргарин и другие жиры (рис. 8):

Рисунок 8 - Индексы цен на растительное масло, маргарин и другие жиры где: 1 - маргарин и другие жиры; 2 - масло растительное.

Цена на растительное масло повысилась на 34%, а на маргарин и другие жиры на 5%. Мы определили и проанализировали индексы цен по различным товарным группам, а также рассмотрели их детально, по каждому продукту. Найдем индекс стоимости жизни для различных групп населения по РМЭ, проиллюстрированный на рисунке 10:

1,67 1,66 1,65 1,64

1,667

1,664

1,658

1,649

Рисунок 10 - Индекс стоимости жизни где: 1 - индекс стоимости жизни для мужчин; 2 - для женщин; 3 - пенсионеров; 4 - детей в возрасте от 0 до 6 лет; 5 - детей в возрасте от 6 до 15 лет.

Самым высоким является индекс стоимости жизни для женщин. Он составляет 1,667, затем идет значение 1,664 для детей в возрасте от 6 до 15 лет, после 1,660 для детей в возрасте от 0 до 6 лет, потом 1,658 - для пенсионеров, и последний для мужчин, равный 1,649.

Найдём индекс покупательной способности денег, не беря в расчёт детей, так как они находятся на иждивении родителей. Получим график, изображенный на рисунке 11:

1

2

3

4

5

международный научный журнал «инновационная наука»

№6/2015

issn 2410-6070

0,61 0,605 0,6 0,595

i,606

0,603

0,600

Рисунок 11 - Индекс покупательной способности денег где 1 - индекс покупательной способности для мужчин; 2 - для женщин; 3 - для пенсионеров. Для мужчин индекс покупательной способности денег составит 0,606, для пенсионеров - 0,603, а для женщин - 0,600.

Уровень реального дохода - важнейший показатель, отражающий благосостояние населения. Номинальный доход в среднем на каждого жителя Йошкар-Олы за январь 2015 года составляет 21012,4 рублей. Определим уровень реального дохода для каждой группы населения, не беря в расчёт детей, т.к. они находятся на иждивении родителей. Данная зависимость представлена на рисунке 12:

12750 12700 12650 12600 12550 12500

12733,514

12670,477

12607,44

Рисунок 12 - Уровень реального дохода где 1 - уровень реального дохода для мужчин, 2 - для женщин; 3 - для пенсионеров. Для мужчин уровень реального дохода составляет 12733,514 рублей; для пенсионеров 12670,477 рублей; для женщин 12607,44 рубля.

При обобщении полученных данных можно сказать, что с 2012 года по февраль 2015 года инфляция в среднем составила 30,46%. Наиболее высокий рост цен зафиксирован у картофеля, некоторых овощей, фруктов, муки, а также молока и яиц. Касаемо уровня реального дохода, его сумма ниже номинальной примерно на 40%, что является существенным доказательством необходимости проведения тщательного анализа и реформации данной области.

Список использованной литературы: 1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: официальная статистика: цены и тарифы: средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. URL: http://maristat.gks.ru (дата обращения: 01.03.2015)

©Т. Б. Бахтина, О. Н. Новосёлова, 2015

1

2

3

1

2

3

УДК 338

А.В. Белозерская, К.э.н., доцент Факультет технологии, экономики и дизайна Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир, РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация

Развитие малого и среднего бизнеса, благодаря государственной поддержке России, постепенно выходят на уровень, который при достаточных темпах роста, что позволит им постепенно занять более значимые позиции в формировании основных экономических показателей страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.