Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ г. АЛМАТЫ НА ИНФОРМАЦИЮ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ'

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ г. АЛМАТЫ НА ИНФОРМАЦИЮ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генетический модифицированные организмы / потребители / информированность / продукты питание / импорт / экспорт продуктов питания. / genetically modified organisms / in food / questions / import / export in foods.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Б. Бердыгалиев, Г Хасенова, Е Ю. Ушанская, М С. Кайнарбаева, Ж Б. Рыстыгулова

В статье отражены статистические результаты анкетирования по вопросам ГМО в пищевых продуктах и уровень информированности среди городского населения г.Алматы. По результатам исследования было выявлено, что в мире ¾ часть потребителей не интересуется содержанием ГМО в составе пищевых продуктов. В среднем 68,1 потребителей хотят купить пищевые продукты по дешевой цене. По результатам анкетирования выяснено на сколько ниже уровень образования потребителей, на столько же и ниже их уровень информированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Б. Бердыгалиев, Г Хасенова, Е Ю. Ушанская, М С. Кайнарбаева, Ж Б. Рыстыгулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMER REACTION TO THE INFORMATION ABOUT THE CONTENT OF GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS IN FOOD PRODUCTS

In the article were handled questions and answers given by the residents of the city to determine their awareness about presence of GMOs in food, and were obtained statistical data. Analysis of obtained data shows that ¾ of the world's consumers are not interested in data on the presence of GMOs in food. Determined that approximately 68.1 percent of consumers buy the products according to the cheap price. From a survey of consumers about their level of knowledge we made the following conclusion when knowledge index less, the lower the level of awareness.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ г. АЛМАТЫ НА ИНФОРМАЦИЮ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ»

2. Йод жеткпеуштк жагдайларды толы; алдын алу emMi ретiнде тагамдьщ ас тузын 1 кг-га 40±15 мг массалы; улесте калий йодатымен байытудыц тиiмдiлiгi аныкталды. Осылайша, «eндiрушi - нары; - тутынушы» тiзбегiнiц

соцында туз тутынушыга ас;а колдану Yшiн жеткенде, туздагы йод децгейi 25,7±0,43мг/кг-ды курады, бул ез кезегiнде талаптарга сай келедъ

ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1

1 Пилат Т.Л., Шарманов Т.Ш., Абдуллабекова Р.М., Костенко В.В. Основные принципы фармаконутрициологии. - Астана-Алматы-Шымкент: 2001. - С. 63.

2 Искужинова Б.М., Городецкая А.В., Василенко О.Г., Рахметова А.А. О проблемах йододефицитных расстройствах в г. Костанае. Актуальные вопросы эндокринологии// Сборник научных трудов. - Алматы: 2002.- С. 149-150.

3 Iodine Status Worldwide. - WHO Database on Iodine Deficiency. - 2004. - 56 p.

4 Iodine and health. - WHO/NUT/93.1. - 9 p.

5 Шарманов Т., Тажибаев Ш., Цой И. О роли, дефиците важнейших микронутриентов. - Алматы: Раритет, 2009. - 368 с.

6 World Health Organization. Nutrition. Micronutrients. // Available at: http//www.who.int/nutrition/topics/micronutrients/en/index.html. Accesed 26 February 2006.

7 Sullivan KM, HoustonR, Gorstein J, Cervinskas J. Monitoring universal salt iodization programmes. - PAMM/MI/ICCIDD. - Atlanta, Ga, USA: Rollins School of Public Health of Emory University, 1995. - 101 р.

А.К. БЕИСБЕКОВА, Д.А.СУКЕНОВА, К.С.НУРЖАНОВА, А.Б.КАРАГИЗОВА, Г.Х.ХАСЕНОВА, А.НДОЖАХМЕТОВА,

Г.А.ТАРАКОВА, М.А.БАКИРОВА, Ф.Е.ОСПАНОВА

Казахский Национальный медицинский университет им.С.ДАсфендиярова, Кафедра нутрициологии,

Казахская Академия Питания

ОЦЕНКА ЙОДОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ СРЕДИ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ Г. АЛМАТЫ

Резюме: В статье приведены результаты проведенного исследования йодного состояния среди женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) и подростков по результатам конфиденциального анкетирования, экскреции йода в г. Алматы за 2011 г. Дана оценка йодной ситуации на фоне проводимого в стране универсального йодирования соли (УЙС). Ключевые слова: йод, йододефицит, женщины репродуктивного возраста, подростки, йодированная соль.

A.K. BEISBEKOVA, D.A.SUKENOVA, K.S.NURZHANOVA, A.B.KARAGIZOVA, G. KHASENOVA, A.N. KOZHAKHMETOVA,

G.A. TARAKOVA, M.A. BAKIROVA, F.E. OSPANOVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Department of Nutrition, Kazakh Academy of Nutrition

EVALUATION OF IODINE DEFICIENCY AMONG WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE AND ADOLESCENTS OF ALMATY CITY

Resume: The paper presents the results of the study of iodine status among women of reproductive age (15-49 years) and adolescents as a result of the confidential questionnaire, iodine excretion in Almaty in 2011. The estimation of iodine on the background of the situation in the country after universal salt iodization (USI).

Keywords: iodine, iodine deficiency, women of reproductive age, adolescents, iodized salt.

УДК 61.613.2-612.392.9

А.Б. БЕРДЫГАЛИЕВ, Г. ХАСЕНОВА, Е.Ю УШАНСКАЯ, М.С.КАЙНАРБАЕВА, Ж.Б.РЫСТЫГУЛОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. Асфендиярова, кафедра нутрициологии., г. Алматы ЮКГФА кафедра гигиена №2 г. Шымкент

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ г. АЛМАТЫ НА ИНФОРМАЦИЮ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ

В статье отражены статистические результаты анкетирования по вопросам ГМО в пищевых продуктах и уровень информированности среди городского населения г.Алматы. По результатам исследования было выявлено, что в мире % часть потребителей не интересуется содержанием ГМО в составе пищевых продуктов. В среднем 68,1 потребителей хотят купить пищевые продукты по дешевой цене. По результатам анкетирования выяснено на сколько ниже уровень образования потребителей, на столько же и ниже их уровень информированности.

Ключевые слова: генетический модифицированные организмы, потребители, информированность, продукты питание, импорт, экспорт продуктов питания.

Актуальность. По прогнозам экспертов население земного численность населения также возросла на 3 раза [1]. В РК В

шара в 2050 году достигнет 9,2 млрд. человек. В РК 2011 году начата реализация новой Государственной

программы реформирования здравоохранения «Саламаты Казахстан» [2]. Благодаря проведенным работам в рамках указанной государственной программы ожидается положительная медико-демографическая ситуацияи укрепление здоровья населения к 2015 году. Так, в РК охват граждан, занимающихся физической культурой и спортом, будет увеличен до 25%, охват детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, будет увеличен на 12%, табакокурение, наркомания и злоупотребление алкоголем среди населения будут снижены на 15%. Возросли расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определенный рост: с 8 740 тенге в 2004 году до 30 373 в 2009 году. Планируется положительный тренд индикаторов здоровья к 2015 году (будет увеличена ожидаемая продолжительность жизни населения до 70 лет, материнская смертность снизится в 1,5 раза, младенческая смертность снизится в 1,5 раза, общая смертность снизится на 15%, заболеваемость туберкулезом снизиться на 10% и т.д.). На протяжении последних лет наблюдается активное развитие в РК медицинских технологий и т.д.[3]. Несмотря на позитивные изменения в медико-демографической ситуации и укреплении здоровья населения возрастает производство импорт и потребление пищевых продуктов. По причине процессов глобализации, наряду с производством и потреблением натуральных продуктов, возрастает потребление генетически модифицированных продуктов[4].

В соответствии с этим, кроме решения первостепенных задач проблемы контроля качества и безопасности пищевых продуктов в республике требуется изучить потребительскую реакцию населения на наличие в продуктах питания генетически модифицированных объектов и на наличие их маркировки[5]. Цель исследования. Изучить потребительскую реакцию жителей города Алматы на наличие в этикетках пищевых

продуктов сведений о содержании генетически модифицированных объектов.

Задачами нашего исследования являлось провести среди населения г. Алматы мониторинга потребительской реакций на содержание в пищевом сырье и готовых продуктах питания сведении о наличии ГМО и установление факторов и условии, влияющих на приобретение и потребление продуктов питания содержащих на этикетке ГМО. Обосновать предложения по формированию новых поведенческих навыков населения касающихся потребления ГМО, с учетом международного опыта и реальных возможностей.

Методы исследования. Для выборки репрезентативной для города Алматы использованы данные 3000 домохозяйств (с доброжелательным отношением к интервьюерам) предоставленных Департаментом статистики г. Алматы. На основе опроса доступных для контакта 3000 домохозяйств Департамент статистики г. Алматы периодический проводит различные опросы общественного мнения репрезентативные для г. Алматы.Из списочного состава жильцов в указанных домовладениях методом случайной выборки произведен отбор 3736 респондентов для интервью в возрасте от 15 до 60 лет. Результаты исследования. 10 интервьюерам были предоставлены списки, по 300 домохозяйств, где должно быть проведен опрос, с указанием месторасположения отобранных домов, адресами домохозяйств и другой полезной информацией. Интервьюеры должны были провести интервью только в отобранных домохозяйствах. Замена домохозяйств не допускалась, включая отказывающиеся отвечать домохозяйства. Политика невозможности замены недоступной единицы домохозяйства или индивидуума) предназначена для улучшения качества данных. Если позволить замену, тогда интервьюеры не будут прилагать всех возможных усилий для интервьюирования в отобранных домохозяйствах.

Таблица 1 - Общее количество опрошенных респондентов в зависимости от национальности и пола

Показатели Опрошенные респонденты

Всего Женщины Мужчины

п % п % п %

Казахи 2105 56,3 1373 56,4 732 56,3

Русские 935 25,0 626 25,7 309 23,8

Другая 696 18,6 436 17,9 260 20,0

Всего 3736 100,0 2435 100,0 1301 100,0

Большая часть обследованных лиц были коренной (56,3%), меньшая часть русской (25%) и другой (18,6%) национальности (таблица 1). Все респонденты были грамотными. Высшее образование имели 22,8% женщин и

24,7% мужчин. Среднее образование имели в среднем 42,8% представителей обоих полов, средне-специальное -23,7% женщин и 20,2% мужчин (рисунок 1).

50 40 30 20 10 0

42,8

42,9

1,9

5,7

23,7

22,8

3,2

6,5

1,7

Женщины

□ Начальное □ Неполное среднее □ Среднее

□ Средне-специальное □ Неполное высшее □ Высшее

Рисунок 1 - Уровни образования опрошенных респондентов в г. Алматы

24,7

20,2

4,1

Мужчины

Что касается сферы деятельности опрошенных респондентов то, 28,1% женщин и 20,3% мужчин были безработными, однако значительная из часть приходится на работников сферы здравоохранения, образования, обслуживания и торговли, несколько меньше примерно 6%

обследованных составили школьники и студенты. Доля работников сельского хозяйства в среднем у мужчин и женщин составила 5,5%, а промышленности - 6,4% (рисунок 2).

40

28,1

27,1

12 1 10,2 1_19,8

30 20 10 0

Женщины

□ Медицина □ Образование

□ Сельское хозяйство □ Пищевая индустрия

□ СМИ □ Органы власти

□ Ученик(ца) /студент(ка ) □ Другое

Рисунок 2 - Сфера деятельности опрошенных респондентов (%)

29,2

Мужчины

□ Обслуживание и торговля ■ Промышленность

□ Безработный (ая)

Источником информации о ГМО для женщин и мужчин служили преимущественно медицинские работники (56,7% и 50,8%, соответственно) и ТВ (52,8% и 57,4%, соответственно) (рисунок 1).

Мужчины чаще получали информацию из ТВ, а женщины -от медицинских работников. В 12,5% источником информации для обоих полов служили газеты, журналы и радио, в 7% - интернет. На долю остальных источников приходилось лишь от 0,8% до 2%.

Мужчины

Женщины

□ Медработники

□ ТВ

□ Газеты, журналы, радио

□ Учителя в школе

□ Интернет

Рисунок 3 - Распределение опрошенных респондентов в зависимости от источников получения ими информации о ГМО (%)

К получаемой ими информации о здоровом питании люди в наибольшем проценте случаев доверяли медицинским работникам (71%), затем следовали ТВ (36%), газеты, журналы и радио (6,6%), листовки, брошюры и специальная литература (3,7%), интернет (3,5%) и учителя в школе (1,8%) (Рисунок 4).Так, 93,5% опрошенных женщин и 90,5% мужчин хотели бы получить дополнительную информацию о наличии на этикетке генетически модифицированных объектов. В среднем 95% респондентов обоих полов

100

73,8

36,3

6,2 1,8 3,5 3,3 1,2 3,1 i—i

Женщины

□ Медработники

□ Газеты, журналы, радио

□ Интернет

□ Другие источники

считают, что нужно постоянно информировать население о наличии генетически модифицированных источников в различных продуктах питания продаваемых на рынках и супермаркетах г.Алматы. 95,6% женщин и 97,4% мужчин одобряют необходимость внедрения информационно-образовательных программ о ГМО в мед. учреждениях и через СМИ. Свыше 90% респондентов не зависимо от пола при покупке пищевых продуктов отдают предпочтение не содержащим ГМО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68,9

35

7,1 1,8 3,5 4,1 1,2 2,9

Мужчины

□ ТВ

□ Учителя в школе

■ Листовки, брошюры, спец, литература

□ Несколько источников

Рисунок 4 - Распределение опрошенных респондентов в зависимости от их доверия к получаемым ими источникам информации о

ГМО

0

82,9

71,7

68

90 и 80 -70 -60 50 -40 -30 -20 10 -0--

Женщины Мужчины

□ Да □ Нет □ Не знает/нет ответа

Рисунок 5 - Распределение опрошенных людей в зависимости от проявления интереса к составу покупаемых пищевых продуктов и

содержанию в нем информации о ГМО

16,1

2,8

Как видно из рисунка 5, лишь 71,7% женщин и 16,1% мужчин проявляют интерес к составу покупаемых пищевых продуктов и содержанию в нем информации о ГМО. Все женщины и мужчины (98% и 97%, соответственно) в течение последних 24 часов, предшествовавшего опросу ответили, что не потребляли пищевые продукты содержащие ГМО.

76,1% опрошенных женщин и 65% мужчин отметили, что слышали когда-либо о вреде ГМО для здоровья.

Интересными являются сведения об отрицательном влиянии ГМО на организм. Следует также отметить, что 78,3% женщин и 74,1% мужчина ответили, что потребление ГМО способствует развитию бесплодия. Далее, следовал ответ о наличии свойства ГМО вызвать аллергию (жен. 29,4% и муж. 21,3%). В среднем 19,5% респондентов не зависимо от пола отметили о наличии токсического свойства ГМО и 2-3% о его способности вызвать рак.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

78,3

29,4

18,5

2,2

1,7

5,9

Женщины

74,1

21,3 20,6

3 2,5 =1_|-1

Мужчины

□ Способствует бесплодию □ Вызывает аллергию

□ Обладает токсическим свойством □ Вызывает рак

□ Другое ■ Не знает/нет ответа

Рисунок 6 - Отн. количество респондентов владеющих какими -либо сведениями о вредном влиянии ГМО

При достаточной осведомленности нашего населения о влиянии ГМО на здоровье достаточно высок процент лиц, готовых приобрести ГМО по стоимости на 30-50% дешевле, чем натуральный продукт.

Как и следовало ожидать, среди женщин 73,9% были готовы приобрести продукт содержащий ГМО по сниженной стоимости. Приобрести продукты содержащие ГМО по стоимости на 30-50% дешевле изъявили желание 62,3% мужчин (рисунок 7).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73,9

23,7

2,4

62,3

34,5

3,2 I I

Женщины

'Да

Мужчины

Рисунок 7 - Отн. количество опрошенных респондентов изъявивших желание приобрести генно - модифицированный продукт питания, по стоимости на 30-50% дешевле, чем натуральный продукт

20 15 10 5 0

16,8

17,9

13,5

15,3

11,2

12,6

10,

6,7

9,3

7,1 7,2

Женщины

□ Начальное

□ Средне-специальное

Мужчины

□ Неполное среднее □ Среднее

□ Неполное высшее □ Высшее

Рисунок 8 - Отн. количество опрошенных респондентов готовых приобрести надлежаще маркированный генно-модифицированный продукт питания по низкой стоимости в зависимости от уровня образования

Как видно на рисунке 8, чем выше уровень образования тем, меньше желающих приобрети надлежаще маркированный генно - модифицированный продукт питания. В большей степени готовы приобрести надлежаще маркированный генно - модифицированный продукт питания лица с начальным, неполным средним и средним образованием. Стоит отметить, что 7,8% женщин и 7,1% мужчин с высшим уровнем образования были готовы приобрести маркированный генно - модифицированный продукт питания.

ВЫВОДЫ. Из этого следует, что в информационно -разъяснительной работе по ГМО и его последствий для организма неоценимую роль играют понимание и поддержка со стороны лиц с высшим уровнем образования. Донесение правильной информации для населения большую роль играет авторитет медицинских работников, из уст которых население получают достоверную информацию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Три четверти населения не интересуется составом пищевых веществ и содержанием ГМО в покупаемых ими пищевых продуктах. Это свидетельствует о недостаточной информированности населения о безопасном питании, а также о большой значимости реализации комплекса

мероприятий в будущем, по повышению информированности населения по пищевой безопасности.

2. Для донесения правильной информации о ГМО населению большую роль играет авторитет медицинских работников, из уст которых население получают достоверную информацию.

3. При покупке ГМ продуктов питания население в большей степени доверяет мнению медицинских работников и представителей СМИ.

4. Среди респондентов, интересующихся содержанием ГМО в составе покупаемых ими пищевых продуктов, в среднем 68,1% отдали бы таким продуктам предпочтение при их покупке, только из-за их низкой стоимости.

5. Готовность опрошенных респондентов приобретать генно - модифицированные продукты питания по низкой стоимости зависит от уровня образования. Среди респондентов с высшим образованием выявлено меньше желающих, приобрести продукты питания содержащие ГМО.

6. Все данные свидетельствуют о возможности достижения успеха в случае увеличения производства в стране (импорта) ГМО продуктов, при одновременном повышении информированности населения об отсутствии их вредного влияния на организм.

7. Учитывая все это, необходимо допускать на рынки только качества и безопасности.

те продукты, которые прошли всестороннюю проверку их

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-ГУ ЗРК

2 Государственная Программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты Казахстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года, Послание президента № 1113

3 Т. Ш.Шарманов. «Алматы в новом тысячелетии человеческого развития» Изд.4-ое доп. Перераб. // Казахская Академия питания. - Алматы - Вашингтон - Женева: 2013. - С. 136.

4 Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и система здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012 г.)

5 Шарманов Торегельды «Питание - важнейший фактор здоровья человека». - Алматы: 2010. - С. 423-454.

6 Техничесий регламент таможнного союза ТР ТС021/2011 «О безопасности пищевой продукции» Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880

7 Закон РК от 8 апреля 2004 года № 543-11. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

А.Б. БЕРДЫГАЛИЕВ., Г. ХАСЕНОВА, М.С. ЦАЙНАРБАЕВА., е.ю. УШАНСКАЯ, Ж.Б. РЫСТЬиуЛОВА

С.Ж.Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц Медицина Университет!, нутрициология кафедрасы, Алматы цаласы. ОКМФА №2 гигиена кафедрасы, Шымкент цаласы

ТАFАМ 0ШМДЕРШЩ Ц¥РАМЫНДА ГЕНЕТИКАЛЫЩ МОДИФИЦИРЛЕНГЕН ОБЪЕКТЕР ТУРАЛЫ АЦПАРАТЦА

Т¥ТЫНУШЫЛАРДЫН, ЖАУАПТАРЫНА ТАЛДАУ

ТYЙiн: Макалада кала тургындарыныц тагам ешмдершщ курамында ГМО туралы ахпараттану децгешн б^ге ар налган сурак -жауаптары ецделш, статистикалы; мэлiмет алынган. Алынган нэтижелерден корытындылау журпзсек, дуние жузшде тутынушылардыц % белМ тагам ешмдершщ курамындагы ГМО туралы мэлiметтерге кызьщпайтындыгы аньщталды.Тутынушылардыц орташа есебiмен 68,1 пайызы тагамдардыц арзан багасына карай сатып алатынын аны;тады;. Тутынушылардыц бiлiм децгешне байланысты сауалнамадан аныкталганы - тутынушыныц ;аншалы;ты бiлiмiнiц керсеткiшi темен болган сайын, а;параттану децгейi соншалыкты темен екендт корытындыланды.

ТYЙiндi свздер: генетикалык модифицирленген организмдер, тутынушылар, акпараттану, азык-тушктер, импорт, экспорт тагам енiмдерi.

A.B.BERDYGALIEV, G. CHASENOVA., M.S. KAINARBAYEVA, E.USHANSKAYA, ZH..RYSTIGULOVA

ANALYSIS OF CONSUMER REACTION TO THE INFORMATION ABOUT THE CONTENT OF GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS

IN FOOD PRODUCTS

In the article were handled questions and answers given by the residents of the city to determine their awareness about presence of GMOs in food, and were obtained statistical data.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Analysis of obtained data shows that % of the world's consumers are not interested in data on the presence of GMOs in food. Determined that approximately 68.1 percent of consumers buy the products according to the cheap price. From a survey of consumers about their level of knowledge we made the following conclusion - when knowledge index less, the lower the level of awareness. Keywords: genetically modified organisms, in food, questions, import, export in foods.

УДК 616.314-002-053.2(574.1)

Г.Т. ЕРМУХАНОВА, К.С. МАШЫРЫКОВ, Р.Б. НУРЛЫ, Д.Е. ФЕДОРОВ, Г.С. КИСМЕТ

Кафедра стоматологии детского возраста КазНМУ, Мангистауский областной стоматологический центр

СОСТОЯНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ

Кафедрой стоматологии детского возраста КазНМУ был организован научный проект по изучению и улучшению стоматологического статуса детей Мангистауской области на период 2012-2014гг. Было осмотрено 880 детей в возрасте 6,12,15 лет, проведено лечение 108 детей со стоматологическими заболеваниями: в результате проведенных работ распространенность кариеса зубов у обследованных детей составила 83,4%, интенсивность - 3,5. Изучены негативные факторы окружающей среды как возможные причины развития стоматологической патологии у детей.

Ключевые слова: дети, стоматология, кафедра, кариес, распространенность, интенсивность, окружающая среда, негативные факторы

Актуальность. В результате предварительного изучения проживающего в Мангистауской области, в качестве

данных по стоматологическому здоровью, объекта исследований стоматологического статуса детей

общесоматическому состоянию детского населения, был выбран именно данный регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.