Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СЕГМЕНТЕ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ВОДОХОДЪ»)'

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СЕГМЕНТЕ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ВОДОХОДЪ») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
круизный туризм / потребитель / речной круиз / турист / теплоход / cruise tourism / consumer / river cruise / tourist / motor ship

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д.А. Малков, О.С. Медведева

В статье представлен портрет современного потребителя круизного туризма. Актуальность исследования заключается в том, что ввиду сокращения количества международных направлений, туроператоры и турагенты разрабатывают новые туристские продукты и открывают для туристов ранее не апробированные ими виды туризма. В качестве базы для исследования выступила судоходная компания и туроператор «ВодоходЪ». Авторами была изучена статистика самых популярных мест для путешествия, предложения компании, стоимость круизов и флот компании. Это помогло актуализировать имеющиеся данные и составить портрет современного потребителя речных круизов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE SEGMENT OF RIVER CRUISES (USING THE EXAMPLE OF VODOHOD COMPANY)

The article presents a portrait of a modern consumer of cruise tourism. The relevance of the study lies in the fact that due to the reduction in the number of international destinations, tour operators and travel agents are developing new tourist products and opening up previously untested types of tourism for tourists. The shipping company and tour operator Vodohod acted as a base for the study. The authors studied the statistics of the most popular travel destinations, the company's offers, the cost of cruises and the company's fleet. This helped to update the available data and create a portrait of the modern consumer of river cruises.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СЕГМЕНТЕ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ВОДОХОДЪ»)»

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СЕГМЕНТЕ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ВОДОХОДЪ»)

Д.А. Малков, студент

О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-129-132

Аннотация. В статье представлен портрет современного потребителя круизного туризма. Актуальность исследования заключается в том, что ввиду сокращения количества международных направлений, туроператоры и турагенты разрабатывают новые туристские продукты и открывают для туристов ранее не апробированные ими виды туризма. В качестве базы для исследования выступила судоходная компания и туроператор «ВодоходЪ». Авторами была изучена статистика самых популярных мест для путешествия, предложения компании, стоимость круизов и флот компании. Это помогло актуализировать имеющиеся данные и составить портрет современного потребителя речных круизов.

Ключевые слова: круизный туризм, потребитель, речной круиз, турист, теплоход.

Развитию туризма в настоящее время уделяется больше внимание, что связано с увеличением влияния туристской индустрии на сферу экономики. Этому способствует и реализация Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [1]. Актуальность данной работы состоит в том, что после закрытием границ со многими иностранными государствами Европы и Америки, на рынке российского туризма освободилась большая доля рынка, которую многие турпоператоры и турагенты спешат занять. С экономическим развитием всего общества выросла и конкуренция во всех сферах нашей жизни [2]. Круизный туризм -это одно из существующих направлений заполнения освободившейся доли туристского рынка. Также, исходя из статистики, популярность круизного туризма среди внутреннего потребителя неуклонно растет. Это говорит о том, что область развивается и завоевывает рынок, находя отклик среди туристов.

Круизный туризм вносит значительный вклад в экономику, создавая мультипликативный эффект, придает импульс развития таким отраслям, как судостроение, приборостроение и машиностроение, металлургия, смежные виды транспорта, торговля и

сфера услуг, музейное и реставрационное дело, народные промыслы, а также содействует развитию особо охраняемых природных территорий.

Круизный туризм - это перевозка людей посредством водного транспорта. Круиз - комплексный туристский продукт, включающий перевозку пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и (или) внутренним водным путям [3].

Говоря о современном потребителе круизного туризма, следует разделить это понятие на «иностранного» и «отечественного». Это следует сделать исходя из того, что в большинстве случаев отдых понимается этими двумя категориями совсем по-разному.

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», несколько лет назад 95% всех иностранных пассажиров на российских речных маршрутах составляли иностранные граждане преимущественно из европейских стран. В последнее время наблюдается рост туристов из Азии, особенно из Китая - на 20-25% ежегодно. Существуют два формата работы с иностранными туристами: первый предполагает, что иностранная компания берет блоки мест или полностью фрахтует теплоход, а второй -когда сама российская круизная компания

напрямую продает круизы иностранным туристам. Самым популярным круизным маршрутом для иностранцев является Москва - Санкт-Петербург, который длится в среднем 7 дней, включает в себя долгие стоянки и экскурсии в городах. По мнению туроператоров, он является самым узнаваемым и «раскрученным» за рубежом.

Как правило, круизные туристы из-за рубежа - это «космополиты», которые путешествуют по несколько раз в год и каждый раз выбирают для отдыха новое направление. Именно поэтому у иностранных круизных пассажиров на российских реках возвратность довольно низкая.

Представим портрет потребителя -внутреннего туриста - круизного туризма в Российской Федерации.

В начале и конце навигации (май, сентябрь-октябрь) более 60% российских (внутренних) туристов относятся к возрастной категории старше 60 лет. В летние месяцы (июнь-август) до 50 % туристов составляют семьи с детьми и внуками дошкольного и младшего школьного возраста; пожилые семейные пары - 30-40%. В последнее время увеличивается количество туристов более молодых возрастных категорий, что связано с появлением тематических круизных программ и в целом с повышением популярности такого вида отдыха.

Российские туристы, выбирающие кру-изный туризм, проявляют интерес к культурно-историческим достопримечательно-

стям. Более 80% туристов составляют возвратные туристы, для которых приоритетным при покупке туристских продуктов является появление новых маршрутов и расширение береговых экскурсионных программ в рамках существующих маршрутов.

Большую часть российских туристов составляют индивидуальные туристы, которые предпочитают стандартное двухместное размещение со средней продолжительностью маршрутов 7 дней. Российские туристы предпочитают круизные маршруты, начинающиеся в городе их проживания, и редко дополняют круизные поездки экскурсионными программами до/после начала.

За навигацию 2023 года на теплоходах компании «ВодоходЪ» отдохнули 148 тысяч человек. Это число является историческим максимумом компании за последние 19 лет работы компании. Близкие к этому показатели были зафиксированы лишь в 2018 году, когда была не ограничен поток иностранных туристов. Для сравнения, в 2022 году компания зафиксировала число в 120 197 человек. За год пассажиропоток компании вырос на 23%. Это, несомненно, означает, что интерес отечественного туриста к внутреннему круизному туризму неуклонно Самыми популярными и посещаемыми местами за 2023 год у российских туристов являются: остров Валаам, г. Углич, г. Мышкин, г. Ярославль, остров Кижи [4] (рис. 1).

60 000 40 000 20 000 о

54 192

35 368 31 419

Li 1ВЭ 23 470

■ ■

о. Валаам г. Углич г. Мышкин г. Ярославль

Рис. 1. Рейтинг популярности посещаемых пунктов, чел.

о. Кижи

Также было проанализировано соотношение у посещаемых мест по числу туристов, для этого авторы использовали данные компании «ВодоходЪ». В качестве выборки для данного анализа было выбрано несколько теплоходов из всех классов.

А именно: т/х «Мустай Карим» из класса «Водоход.Люкс», т/х «Константин Корот-ков» и т/х «Лев Толстой» из класса «Водо-ход.Премиум», т/х «Феликс Дзержинский» и т/х «Георгий Жуков» из класса «Водоход».

Также была проанализирована стоимость различных категорий круизов в каждом классе (рис. 2), можно сделать вы-

вод о том, что компания предлагает туристский продукт для разных категорий туристов с разным остатком [4].

дней B-IU дней

Рис. 2. Стоимость круизов, руб.

Исходя из проанализированной информации можно сделать вывод, что каждый класс специализируется на разных категориях туристов. Можно предположить портрет каждого из них. Теплоходы класса «Водоход.Люкс» специализируются на людях достатка среднего и выше среднего. Люди среднего класса выбирают круизы 1 -4 дня, люди с достатком выше среднего могут выбрать круизы любой продолжительности.

Портрет потребителя круизов «Водо-ход.Премиум» - это люди среднего класса, которые могут отправиться в круиз любой продолжительности, если будут откладывать средства непродолжительный период (исключая круизы 11 и более дней).

Потребителями круизов класса «Водоход» являются туристы, которые не хотят тратить большие средства на отдых. Они выбирают теплоходы экономичного варианта.

Составляя усредненный портрет потребителя круизного туризма, следует оговориться, что количество теплоходов класса «Водоход» разы больше, чем «Премиум», «Люкс», «Лайт» или «^ПёЫГе» Так, у компании насчитывается 15 теплоходов класса «Водоход», 7 теплоходов класса «Премиум», 1 теплоход класса «Люкс», 2 теплохода класса «Лайт» и 2 судна класса «^МЫШе».

Кроме того, загрузка теплоходов эконом класса значительно выше, чем теплоходов повышенной комфортности. Средняя пассажировместимость теплоходов класса «Премиум» составляет 204 человека, у класса «Водоход» она составляет 295 человек. Общая пассажировместимость теплоходов класса «Премиум» составляет 1428 человек, а класса «Водоход» - 4428 человек. Теплоход класса «Люкс» вмещает в себя 309 человек, «^ПёЫГе» - 130 человек, «Лайт» - 444 человека [5] (рис. 3).

Рис. 3. Классовое разделение теплоходов компании «ВодоходЪ»

В настоящее время компании сталкива- рые конверсируются в определенный ре-ются с недостаточной осведомленностью зультат [6].

потенциальных клиентов из разных сег- Таким образом, описывая усредненный

ментов о рынке речных круизов. Поэтому портрет потребителя речных круизов, большое внимание необходимо уделять можно сказать, что это семейный человек продвижению круизного отдыха и выстра- 30-50 лет, материальный достаток которо-ивать коммуникации с потенциальными го находится на среднем уровне. Зачастую клиентами. В ближайшем будущем рекла- он выбирает для себя круизы от одного до модатель будет платить не за «потенци- четырех дней. С большой вероятностью альный» результат, а за реальные взаимо- можно отметить тот факт, что круизный действия с рекламной публикацией, кото- туризм продолжит свое развитие и будет

привлекать новых туристов.

Библиографический список

1. Субботина, Т.Н. Проблемы и перспективы развития туристской индустрии в Калужской области // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2018. - С. 232-239.

2. Кардаш, Д.Ю. Нейромаркетинг в органах публичной власти: истоки развития и современные технологии применения / О.С. Медведева, Д.Ю. Кардаш // Интернет-журнал Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 22.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2022 N 117-р (ред. от 13.10.2022) Об утверждении Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года.

4. Рекорды навигации 2023 года от «ВодоходЪ» // ВодоходЪ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vodohod.com/about/news/rekordy-navigatsii-2023-goda-ot-vodokhod/ (дата обращения: 30.11.2023).

5. Речные круизы по России в 2024 году от компании «ВодоходЪ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vodohod.com/ (дата обращения: 02.12.2023).

6. Медведева, О.С. Маркетинг в социальных сетях: тенденции и перспективы / О.С. Медведева, Е.В. Лукашина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - №3 (29). - С. 8-12.

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE SEGMENT OF RIVER CRUISES (USING THE EXAMPLE OF VODOHOD COMPANY)

D.A. Malkov, Student

O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents a portrait of a modern consumer of cruise tourism. The relevance of the study lies in the fact that due to the reduction in the number of international destinations, tour operators and travel agents are developing new tourist products and opening up previously untested types of tourism for tourists. The shipping company and tour operator Vodohod acted as a base for the study. The authors studied the statistics of the most popular travel destinations, the company's offers, the cost of cruises and the company's fleet. This helped to update the available data and create a portrait of the modern consumer of river cruises. Keywords: cruise tourism, consumer, river cruise, tourist, motor ship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.