Анализ потребительских предпочтений на рынке железнодорожных услуг дальнего
следования
Analysis of consumer preferences in the last following railway services market
|>, fl МОСКОВСКИЙ ар ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10311 Булганина Светлана Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Каспаров Игорь Викторович, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой общеобразовательных и профессиональных дисциплин, Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г. Нижнем Новгороде, г. Нижний Новгород
Мявлина Нурзидя Жаферовна, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва
Киселева Александра Юрьевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru
Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru
Kasparov I.V., kiwik2008@mail.ru
Myavlina N.Z.,
nurzidy@mail.ru Kiseleva A.U.,
kiseleva160807@gmail.com
Аннотация. В статье описаны результаты исследования потребительских предпочтений при выборе услуг на поезда дальнего следования. Исследование было проведено среди жителей Нижнего Новгорода. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, уровень дохода, цели поездок и их частота, комфортность и дополнительные услуг, важность соотношения «цена-качество». Отсутствие достаточного количества компаний в данном сегменте обеспечивает высокий уровень оказываемых услуг. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию. Summary. The article describes the results of a study of consumer preferences when choosing services for long-distance trains. The study was conducted among residents of Nizhny Novgorod. Such categories as gender of consumers, income level, travel goals and their frequency, comfort and additional services, the importance of the price-quality ratio were studied. The lack of a sufficient number of companies in this segment ensures a high level of services. The conclusions of the article are consistent with the study.
Ключевые слова: услуги на поезда дальнего следования, дополнительные услуги, РЖД, факторы формирования спроса, опрос, исследование.
Keywords: services for long-distance trains, additional services, Russian Railways, factors of demand formation, survey, research.
1. Введение. Необходимость изучения потребительского поведения и определяющих его факторов применительно к транспортному рынку обусловлена развитием конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок, повышением клиентоориентированности организаций транспорта [2].
Теория изучения потребительского поведения в значительной мере основывается на понятии «экономический человек» [1], для которого свойственны:
- особенности изучения потребительского поведения на рынке железнодорожных перевозок — рациональное принятие решений на основе постановки целей, сравнения альтернатив и выбора наиболее эффективного варианта потребления;
- обладание всей полнотой информации о рынке и товаре;
- стремление к максимизации выгоды.
Очевидно, что при индивидуальном потреблении данные характеристики являются идеальными, редко встречающимися на практике.
Действительно, индивидуальный потребитель часто совершает покупки, руководствуясь не рациональными, а эмоциональными мотивами. Индивидуальный потребитель не может быть профессионалом во всех сферах, где ему приходится делать покупки, и обладать полной информацией обо всех покупаемых товарах (в том числе специальной технической). Поэтому индивидуальный потребитель, даже если он действительно стремится максимизировать выгоду при потреблении, на практике достигает эту цель далеко не всегда [4].
Что касается организационного потребителя, существующего на конкретном рынке, в том числе транспортном, то он действует исключительно рационально, обладает если не всей, то максимально полной информацией (собственная отчетность, данные официальной статистики, заказные аналитические исследования), имеет достаточный профессиональный уровень, чтобы правильно интерпретировать полученную информацию, например, оценивать технические характеристики новой продукции или эффективность способов перевозки [3].
Итогом является рациональное потребительское поведение, максимизирующее выгоду, декларируемое для индивидуального потребителя, но фактически присущее именно потребителю организационному.
2. Материалы и методы исследования. В течение января-февраля 2020 года авторами было проведено исследование среди жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, предпочтений на рынке железнодорожных услуг дальнего следования. В исследовании приняли участие 134 респондента, исследование проводилось средствами google forms.
3. Результаты исследования. В исследовании приняли участие как женщины, так и мужчины в возрасте от 20 до 35 лет.
Анализ целей использования железнодорожными услугами показал следующие результаты: большинство респондентов 61% пользуются железнодорожными услугами дальнего следования только для путешествий, 20% - чаще всего по работе, 19% - по семейным обстоятельствам (ездят в гости к родственникам).
Выявляя и анализируя цели использования железнодорожных услуг, можно отметить определенную закономерность, так большинство респондентов совершает путешествия на поездах только в пределах своей страны.
Для того, чтобы изучить предпочтения потребителей в сфере железнодорожных услуг дальнего следования участникам опроса был задан следующий вопрос: какой тип поезда вы предпочитаете? Анализ предпочтений типов поездов показал, что большинство опрошенный предпочитает пассажирский поезд (58,8%), меньше количество потребителей
предпочитают скоростной тип поезда (11,8%), и совсем немногие предпочитают высокоскоростной (8,8%) и скорый (8,8%) тип поездов (рисунок 1).
А вопрос о предпочтениях типов вагонов выявил следующее: 11,8% опрошенных предпочитают СВ, купе - 38,2%, плацкарт -41,2%, сидячий тип вагонов предпочитают лишь 8,8% опрошенных.
Таким образом, изучив эти два вопроса мы смогли выявить предпочтения покупателей относительно типов поездов и вагонов.
Далее особо интересен вопрос о ценах. Итак, анализ цен на железнодорожные услуги дальнего следования (до Москвы) показал, что пассажиры считают цены на билеты до Москвы оптимальными и справедливыми. Опрошенным было заданно 2 вопроса: «по какой цене вы покупаете железнодорожные билеты до Москвы» и «какую цену вы считаете оптимальной». В открытых вариантах вопросов были приведены конкретные цены на железнодорожные билеты до Москвы. Большинство ответов по этим двум вопросам совпадает.
Московский экономический журнал №5 2020
На ценовой фактор также влияет материальное положение потребителя, которое у большинства опрошенных - среднее, поэтому оптимальным средством передвижения для лиц со средним или низким доходом является поезд.
Также имеет огромное значение каким образом потребитель приобретает железнодорожные билеты дальнего следования. Анализ этого показал, что 50% опрошенных покупают железнодорожные билеты дальнего следования на вокзале, а остальные 50%- используя официальный сайт РЖД, при этом 58,8% процентов опрошенных получают бонусы при покупке.
73,5% опрошенных покупают железнодорожные билеты дальнего следования заранее, а 26,5% - по факту. Частота использования услуг дальнего следования представлена на рисунке 3.
# 1 раз в месяц
# 1 раз в полгода ф 1 рээ в год
# 1 раз е 5 лет
# никогда не пользовался
Рисунок 3 - Частота использования услугами дальнего следования
Как видно из рисунка 3 - большинство участников опроса путешествуют раз в год. Для того чтобы выяснить, комфортно ли потребителю пользоваться железнодорожными услугами дальнего следования был задан ряд следующих вопросов.
Рисунок 4 - Удобство услуг дальнего следования для детей
При выявлении наиболее ценных качеств железнодорожных услуг дальнего следования потребителям был предложен следующий перечень достоинств
железнодорожных услуг: безопасность, цена, удобство, скорость. Большинство опрошенных (50%) сделали выбор в пользу удобства, как причину выбора железнодорожных услуг. Данные эти так же подтверждаются в следующих вопросах.
Так основными причинами выбора услуг РЖД стали удобство - 52,9%, безопасность, цена и скорость по 44,1%.
Но при том, что большинству опрошенных удобно передвигать именно с помощью железнодорожных услуг дальнего следования, многие потребители испытывают дискомфорт, пользуясь железнодорожными услугами, отражающийся на их здоровье -58,8%.
Так же, чтобы выяснить комфорт потребителя, был введен вопрос относительно удобства туалетов разных типов вагонов. Так как наиболее популярными являются такие типы вагонов, как купе и плацкарт, то авторы предлагают обратить именно на эти результаты опроса. Относительно купе, большинство опрошенных считает удобным в его в вагоне, и абсолютно противоположную ситуацию мы можем наблюдать относительно туалетов вагона плацкартного типа (рисунок 5).
I
Рисунок 5 - Удовлетворенность чистотой н качеством общественных мест в
Далее в исследовании, было установлена степень удовлетворения соотношения «цена-качество», и им довольны в полной мере 73,5% опрошенных. А также 64,7% респондентов считают, что на качество услуг железнодорожного транспорта оказывает влияние отсутствие конкурентов.
Во второй части исследования выло выяснено пользуются ли респонденты дополнительными услугами в пути следования. 73,5% всегда посещают ресторан, 61% приобретают снеки у проводников, 32% покупают сувениры РЖД и товары из каталога.
4. Обсуждение. На основании проведенного исследования были определены существенные результаты - основные критерии, которыми руководствуются потребители услуг поездов дальнего следования РЖД, а также представлен ряд выводов:
1. Целевой аудиторией данной услуги являются как мужчины, так и женщины в возрасте от 20-35 лет, которые используют данную услугу для путешествий, а также в бизнес целях.
2. Удовлетворительное качество услуг железнодорожного транспорта дальнего следования является результатом отсутствия конкуренции у железнодорожного транспорта дальнего следования.
5. Вывод. Результаты опроса позволили установить, что используют железнодорожные услуги дальнего следования чаще всего для путешествий люди со средним уровнем дохода. Потребители считают цены на железнодорожные услуги дальнего следования справедливыми. Кроме того, респонденты отмечают возможность получения РЖД бонусов. Поезд является удобным средством передвижения, большинство респондентов положительно относятся к дополнительным услугам в поезде и часто к ним обращаются.
В связи с этим, учитывая результаты исследования, необходимо расширять и развивать железнодорожные услуги на поездах дальнего следования.
Список литературы
1. Андронова О.А., Кабанов О.В., Панфилов С.А. Проблемы при перевозке пассажиров в вагонах поездов на маршрутах дальнего следования В сборнике: XLV Огарёвские чтения Материалы научной конференции. В 3-х частях. Ответственный за выпуск П.В. Сенин.
2017. С. 582-586.
2. Дюдякова С.В., Булганина С.В., Белоусова К.В., Лабазова А.В. Исследование рынка транспортных услуг//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 4-4. С. 49-52.
3. Кулакова О.В. Внедрение прогрессивных методов работы при реализации услуг по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Б.К. Мейманов [и др.].
2018. С. 187-190.
4. Мадяр О.Н. Моделирование спроса на транспортное обслуживание в пригородной зоне тяготения пассажиропотоков для пассажирских поездов дальнего следования В сборнике: Научные тенденции: Вопросы точных и технических наук сборник научных трудов по материалам X международной научной конференции. Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». 2017. С. 48-50.
Московский экономический журнал №5 2020 References
1. Andronova O.A., Kabanov O.V., Panfilov S.A. Problemy pri perevozke passazhirov v vagonah poezdov na marshrutah dal'nego sledovaniya V sbornike: XLV Ogaryovskie chteniya Materialy nauchnoj konferencii. V 3-h chastyah. Otvetstvennyj za vypusk P.V. Senin. 2017. S. 582-586.
2. Dyudyakova S.V., Bulganina S.V., Belousova K.V., Labazova A.V. Issledovanie rynka transportnyh uslug//Nauka Krasnoyar'ya. 2019. T. 8. № 4-4. S. 49-52.
3. Kulakova O.V. Vnedrenie progressivnyh metodov raboty pri realizacii uslug po obsluzhivaniyu passazhirov v poezdah dal'nego sledovaniya V sbornike: Ekonomika i upravlenie: problemy, tendencii, perspektivy razvitiya Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: B.K. Mejmanov [i dr.]. 2018. S. 187-190.
4. Madyar O.N. Modelirovanie sprosa na transportnoe obsluzhivanie v prigorodnoj zone tyagoteniya passazhiropotokov dlya passazhirskih poezdov dal'nego sledovaniya V sbornike: Nauchnye tendencii: Voprosy tochnyh i tekhnicheskih nauk sbornik nauchnyh trudov po materialam X mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Mezhdunarodnaya Nauchno-Issledovatel'skaya Federaciya «Obshchestvennaya nauka». 2017. S. 48-50.