Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКАХ РЫБОПРОДУКЦИИ В РОССИИ И КИТАЕ'

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКАХ РЫБОПРОДУКЦИИ В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РЫБОПРОДУКЦИИ / FISH PRODUCTS MARKET / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CONSUMER PREFERENCES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ECONOMIC ACCESSIBILITY OF FOOD / ДОМОХОЗЯЙСТВО / HOUSEHOLD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Алла Анатольевна, Сергеева Олеся Олеговна

В мировой международной торговле на долю рыбной продукции приходится лишь 1% в стоимостном выражении. При этом в сложившейся продовольственной ситуации человечеству всё чаще приходится обращаться к ресурсам Мирового океана как к источникам продовольствия. Более половины общемировой добычи рыбы и морепродуктов приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Среднедушевое потребление рыбы в странах АТР имеет тенденцию к увеличению в среднем на 1,8% в год. Тихий океан, устойчиво занимая первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов, является основным районом международного рыболовства и играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. В статье показано, что географическое расположение Приморского края по отношению к морям Тихого океана обусловливает значительную долю рыбы и рыбопродуктов в рационе жителей данного региона по сравнению с населением континентальной центральной части России. Однако это лишь направление поведения потребителей (населения регионов), проживающих на территориях, географически дифференцированно расположенных по отношению к морским акваториям. Поэтому в работе выявлены мотивационные факторы, влияющие на поведение потребителей рыбы и рыбопродуктов с позиции их предпочтений и возможностей. Представлены результаты социологического опроса российских и китайских домохозяйств, направленного на получение сведений о характеристике предпочтений потребителя, приобретаемой продукции, а также оценке доступности и удовлетворённости потребителей рыбой и морепродуктами. Отмечается, что в вопросе приобретения рыбной продукции ведущую роль играют национальные традиции; если в Китае полезность продукции стоит на первом месте, то в России - на третьем. Традиционность прослеживается также и в отношении видового потребления рыбы. Ценовой фактор играет более существенную роль в возможности приобретения рыбопродукции россиянами, по сравнению с китайцами. В вопросе соотношения цены и качества россияне им не удовлетворены, китайские же респонденты считают, что цена рыбной продукции соответствует её качеству. Китайцы, по сравнению с российскими потребителями, практически имеют в два раза больше возможностей для приобретения нужных им рыбопродуктов. Это оказывает влияние на удовлетворенность потребителей качеством и ассортиментом рыбопродукции, предлагаемой на рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Алла Анатольевна, Сергеева Олеся Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCESAT RUSSIAN AND CHINESE MARKETS OF FISH PRODUCTS

Fish products account for only 1% of the international trade in terms of value. However, the current situation makes the humanity more extensively use the food resources of the Global Ocean. Countries of the Asia-Pacific Region account for over a half of the global fish and seafood yields. Average per capita consumption of fish in the APR tends to grow by 1.8% per year on average. The Pacific Ocean, being the primary global source of fish and seafood, is the major area of international fishing activities, thus playing an important role in providing for the food security. The article shows that the geographic location of Primorsky Krai near the Pacific Ocean seas ensures a significant share of fish and seafood in the diet of the region’s residents in comparison with the population of continental Russia. However, this is only a trend in the behavior of consumers (regional population) who reside on the territories in proximity to the ocean. Therefore, the article also defines the motivation factors that influence the behavior of fish and seafood consumers based on their preferences and capabilities. The work shows the results of opinion polls conducted among Russian and Chinese households and aimed at revealing the features of consumer preferences, purchased products as well as at assessing the availability and degree of satisfaction among consumers of fish and seafood. National traditions turn out to be instrumental in choosing fish products: in China, a healthy quality is the primary criterion whereas in Russia it is the third one. Traditions are also relevant in choosing the species of fish. Prices are more relevant for Russian consumers than for Chinese buyers. Russian consumers are not satisfied with the quality-to-price ratio while Chinese respondents have twice as many opportunities to buy the desired products. These factors affect the degree of satisfaction with the quality and selection of fish products offered at the markets.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКАХ РЫБОПРОДУКЦИИ В РОССИИ И КИТАЕ»

УДК 339.133.017:637.56(510+470)

А.А. Кравченко1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: kravchenko.aa@dvfu.ru

О.О. Сергеева2

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: sergeeva.oo@dvfu.ru

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКАХ РЫБОПРОДУКЦИИ В РОССИИ И КИТАЕ

Аннотация. В мировой международной торговле на долю рыбной продукции приходится лишь 1% в стоимостном выражении. При этом в сложившейся продовольственной ситуации человечеству всё чаще приходится обращаться к ресурсам Мирового океана как к источникам продовольствия. Более половины общемировой добычи рыбы и морепродуктов приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Среднедушевое потребление рыбы в странах АТР имеет тенденцию к увеличению в среднем на 1,8% в год. Тихий океан, устойчиво занимая первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов, является основным районом международного рыболовства и играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. В статье показано, что географическое расположение Приморского края по отношению к морям Тихого океана обусловливает значительную долю рыбы и рыбопродуктов в рационе жителей данного региона по сравнению с населением континентальной центральной части России. Однако это лишь направление поведения потребителей (населения регионов), проживающих на территориях, географически дифференцированно расположенных по отношению к морским акваториям. Поэтому в работе выявлены мотивационные факторы, влияющие на поведение потребителей рыбы и рыбопродуктов с позиции их предпочтений и возможностей. Представлены результаты социологического опроса российских и китайских домо-хозяйств, направленного на получение сведений о характеристике предпочтений

1 Алла Анатольевна Кравченко - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток, Россия.

2Олеся Олеговна Сергеева - ассистент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Кравченко, А.А., Сергеева, О.О. Анализ потребительских предпочтений на рынках рыбопродукции в России и Китае // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 4. С. 53-65.

© Кравченко А.А., Сергеева О.О., 2016

потребителя, приобретаемой продукции, а также оценке доступности и удовлетворённости потребителей рыбой и морепродуктами. Отмечается, что в вопросе приобретения рыбной продукции ведущую роль играют национальные традиции; если в Китае полезность продукции стоит на первом месте, то в России - на третьем. Традиционность прослеживается также и в отношении видового потребления рыбы. Ценовой фактор играет более существенную роль в возможности приобретения рыбопродукции россиянами, по сравнению с китайцами. В вопросе соотношения цены и качества россияне им не удовлетворены, китайские же респонденты считают, что цена рыбной продукции соответствует её качеству. Китайцы, по сравнению с российскими потребителями, практически имеют в два раза больше возможностей для приобретения нужных им рыбопродуктов. Это оказывает влияние на удовлетворенность потребителей качеством и ассортиментом рыбопродукции, предлагаемой на рынках.

Ключевые слова: рынок рыбопродукции, продовольственная безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион, потребительские предпочтения, экономическая доступность продовольствия, домохозяйство.

Alla A. Kravchenko1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: kravchenko.aa@dvfu.ru

Olesya O. Sergeeva2

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: sergeeva.oo@dvfu.ru

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES AT RUSSIAN AND CHINESE MARKETS OF FISH PRODUCTS

Abstract. Fish products account for only 1% of the international trade in terms of value. However, the current situation makes the humanity more extensively use the food resources of the Global Ocean. Countries of the Asia-Pacific Region account for over a half of the global fish and seafood yields. Average per capita consumption of fish in the

1 Alla A. Kravchenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

2 Olesya O. Sergeeva, Assistant of the Department of World Economics, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Kravchenko, Alla A., Sergeeva, Olesya O. Analysis of consumer preferences at Russian and Chinese markets of fish products // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 4. P. 53-65.

APR tends to grow by 1.8% per year on average. The Pacific Ocean, being the primary global source of fish and seafood, is the major area of international fishing activities, thus playing an important role in providing for the food security. The article shows that the geographic location of Primorsky Krai near the Pacific Ocean seas ensures a significant share of fish and seafood in the diet of the region's residents in comparison with the population of continental Russia. However, this is only a trend in the behavior of consumers (regional population) who reside on the territories in proximity to the ocean. Therefore, the article also defines the motivation factors that influence the behavior of fish and seafood consumers based on their preferences and capabilities. The work shows the results of opinion polls conducted among Russian and Chinese households and aimed at revealing the features of consumer preferences, purchased products as well as at assessing the availability and degree of satisfaction among consumers of fish and seafood. National traditions turn out to be instrumental in choosing fish products: in China, a healthy quality is the primary criterion whereas in Russia it is the third one. Traditions are also relevant in choosing the species of fish. Prices are more relevant for Russian consumers than for Chinese buyers. Russian consumers are not satisfied with the quality-to-price ratio while Chinese respondents have twice as many opportunities to buy the desired products. These factors affect the degree of satisfaction with the quality and selection of fish products offered at the markets.

Key words: fish products market, food security, Asia-Pacific Region, consumer preferences, economic accessibility of food, household.

В ряду глобальных проблем мировой экономики в современных условиях всё острее проявляется глобальная продовольственная проблема. Вопросы продовольственного обеспечения остаются актуальными на протяжении всего развития экономики как на национальном, так и на мировом уровне. В сложившейся продовольственной ситуации человечеству всё чаще приходится обращаться к ресурсам Мирового океана как источникам продовольствия, поэтому решение задачи обеспечения продовольственной безопасности с помощью биологических ресурсов Мирового океана находится под пристальным вниманием государств и международных организаций, учёных и экономистов [1].

Рыбная продукция составляет лишь 1% всей мировой международной торговли в стоимостном выражении и более 9% глобального сельскохозяйственного экспорта. В 2014 г. мировой экспорт рыбной продукции достиг 148 млрд долл., по сравнению с 8 млрд долл. в 1976 г. Объём экспорта рыбной продукции из развивающихся стран составил около 80 млрд долл., что обеспечило более высокую доходность по сравнению с экспортом мяса, табака, риса и сахара вместе взятых.

Рыба является одним из древнейших продуктов питания человечества благодаря своим ценным пищевым качествам. В её состав входят полноценные белки, содержащие все незаменимые аминокислоты и усваиваемые организмом человека на 98%, большое количество витаминов и минералов, а также легко усваиваемые жиры. Важное физиологическое значение мяса рыб определяется содержащимися в нём макро-и микроэлементами - фосфором, кальцием, калием, натрием [2]. 150 г обеспечивает около 50-60% дневной потребности взрослого человека в белках. В 2012 г. на долю рыбы приходилось около 20% процентов животного белка, потребляемого населением мира, и его доля склонна к росту. Такая тенденция открывает хорошие перспективы покрытия потребности в данном компоненте за счёт рыбных продуктов для густонаселенных стран с общим низким уровнем потребления белка [3].

Актуальность заявленной темы подтверждается не только важностью рыбопродукции как источника калорийной пищи и животного белка для большей части жителей Земли, но и сформировавшимися тенденциями, закономерностями развития мирового промышленного рыболовства и его особенностями [4].

1) Около 66% общемировой добычи рыбы и морепродуктов приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), среди которых на Китай приходится более 17% от мирового производства (в основном за счёт аквакультуры).

2) Среднедушевое потребление рыбы в странах АТР имеет тенденцию к увеличению в среднем на 1,8% в год. В 2013 г. среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов в среднем достигло 30,4 кг/год на человека с достаточно сильной вариацией по странам. Наиболее высокое среднедушевое потребление рыбы показывает Республика Корея (59,3 кг/год), Япония (54,5 кг/год) и Китай (36,6 кг/год). В Китае и Республике Корея наблюдается устойчивая тенденция роста потребления в течение 2009-2013 гг. Только за последний год прирост среднедушевого потребления в этих странах составил 2,8% (Китай) и 3,0% (Республика Корея). Значительное увеличение среднедушевого потребления рыбопродукции показали Филиппины (6,6%) и Мексика (5,6%) [5].

В России среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов также имеет тенденцию к увеличению. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), среднедушевое потребление рыбы в России в 2013 г. составило 24,8 кг/год (в 2012 г. - 24 кг/год). По данным ЕМИСС (единой межведомственной информационно-статистической системы), в 2012 г. среднее потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения в России составило 17,1 кг [6].

3) По прогнозам, мировое производство рыбы достигнет к 2022 г. 181 млн т, что на 14,5% выше уровня 2012 г. За последнее десятилетие уровень глобального предложения рыбы превысил показатели прироста мирового населения, а рыба и морепродукты стали одним из самых ходовых пищевых товаров в мире. Промышленное рыболовство как вид экономической деятельности стало играть всё боль-

56

шую роль в обеспечении продовольственной безопасности населения и в развитии многих прибрежных районов [5].

4) Тихий океан устойчиво занимает первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов (в нём добывается более 50 %) и является основным районом международного рыболовства [7]. Это обусловливает возможность покрытия роста потребности в продовольствии стран АТР за счёт продуктов рыболовства, что, как было показано выше, и наблюдается в реальном времени. Таким образом, рыба и морепродукты занимают значительную часть в рационе питания населения приморских регионов, расположенных на берегу Японского моря и имеющих свободный выход в Тихий океан, что играет важную роль в обеспечении их продовольственной безопасности.

Данная тенденция достаточно хорошо подтверждается статистическими данными соотношения потребления мяса и мясопродуктов с потреблением рыбы и рыбопродуктов на примере одного из типичных приморских регионов российского Дальнего Востока - Приморского края. Сравнение графиков среднего потребления мяса и мясопродуктов в Приморском крае и в Российской Федерации в целом (рис. 1) показывает, что в Приморском крае оно было ниже, чем в России. В 19902006 гг. эта разница составляла 8 кг/год на чел., затем разрыв стал сокращаться, и в 2012 г. потребление мяса и мясопродуктов в Приморском крае составило 75 кг на чел., а в России - 74 кг на чел.

Рис. 1. Графики потребление мяса и мясопродуктов в Приморском крае и Российской Федерации на душу населения, кг/год [6]

Противоположная закономерность просматривается при сравнении потребления рыбы и рыбопродукции в сопоставляемых регионах. Согласно графикам (рис. 2), среднее потребление рыбы и рыбопродуктов в Приморском крае в 1990-2012 гг. превышало потребление по Российской Федерации на 15 кг/год на чел. В 2012 г. потребление рыбы и рыбопродуктов в Приморском крае составило 30,9 кг на чел., в России - 17,1 кг на чел.

Таким образом, географическое расположение Приморского края по отношению к морям Тихого океана обусловливает значительную долю рыбы и рыбопродуктов в рационе жителей данного региона по сравнению с населением континентальной центральной части России.

55

-*- Рыба п рыбопродукты, Российская Федерация, Килограмм. - Рыба и рыбопродукты. Приморский кран, Килограмм, -

Рис. 2. Потребление рыбы и рыбопродуктов в Приморском крае и Российской Федерации на душу населения, кг/год [6]

Однако полученный выше результат показывает лишь направление поведения потребителей (населения регионов), проживающих на территориях, географически разно расположенных по отношению к морским акваториям. Поэтому представляет интерес выявление мотивационных факторов, влияющих на поведение потребителей рыбы и рыбопродуктов, с позиции их предпочтений и возможностей.

С целью выявления факторов, влияющих на поведение потребителей, был проведён социологический анкетный опрос респондентов с целью выявления факторов, влияющих на их потребительские предпочтения в отношении рыбы и рыбопродукции. Отметим, что опросы в домохозяйствах регулярно проводятся во многих странах АТР, их роль неоспорима в получении полезных данных, характеризующих различные аспекты, связанные с предложением и потреблением рыбы и морепродуктов, предпочтений жителей городов и сельских районов и т.д.

В опросе приняли участие 121 российское и 113 китайских домохозяйств. Анкета включала четыре части (22 вопроса).

1. Характеристика потребителя.

2. Характеристика предпочтений потребителя.

3. Характеристика приобретаемой продукции.

4. Оценка доступности и удовлетворенности потребителей рыбой и морепродуктами.

В результате обработки анкетных данных были получены результаты, отражающие:

- доли дохода семей, затрачиваемой на приобретение рыбы и морепродуктов;

- отношение потребителей к определенным видам рыбной продукции;

- регулярность и объёмы приобретения рыбной продукции и морепродуктов;

- отношение к производителям рыбных продуктов;

- оценку доступности и удовлетворённости потребителей рыбой и морепродуктами.

Состав респондентов. В анкетировании с обеих сторон приняли участие специалисты, в большинстве своём окончившие высшие учебные заведения и не занимающие руководящих должностей (54 %). Как в Китае, так и в России на дату опроса только 66% респондентов имели семью из трёх человек. Более 70 % опрошенных тратили на покупку продовольствия до 40% дохода семьи.

Предпочтения респондентов. В Китае 49 % потребителей приобретают рыбную продукцию, считая её полезной, в России - 26%. Для 40% российских респондентов основная причина покупки рыбной продукции - личные предпочтения (рис. 3). Анализируя диаграммы рис. 3, можно отметить различия подходов россиян и китайцев к приобретению рыбных товаров, обусловленные национальными традициями. Например, россияне: люблю - значит покупаю, китайцы: полезно -покупаю и т.д., что отражает различие шкал ценностей живущих по соседству народов по простой, казалось бы, проблеме.

В Китае большая часть респондентов предпочитает приобретать свежую рыбу, из них 44% покупают её один раз в месяц, 33% приобретают мороженую рыбу 2-4 раза в год, 35 % - рыбу не покупают. В России свежей рыбе предпочитают мо-

роженую: 22% опрошенных свежую рыбу не приобретают, 82% приобретают мороженую рыбу от одного раза в месяц до 1-2 раз в неделю.

2%

Россия Китай

Рис. 3. Критерии приобретения рыбной продукции в России и Китае

Значительная дифференциация предпочтений прослеживается в отношении видов приобретаемой продукции. Среди российских респондентов наиболее популярными видами рыбы являются кета, горбуша, сельдь, навага. Большинство же китайских респондентов предпочитают приобретать морской окунь, треску, палтус (рис. 4).

■ сельдь

■ скумбрия

■ минтай

■ семга

■ треска

■ горбуша

■ килька

■ форель

■ хек

■ камбала

Россия

Китай

Рис. 4. Видовые предпочтения рыбной продукции в России и Китае

Морепродукты в Китае приобретают чаще, чем в России, в которой 63 % опрошенных вообще их не приобретают. Из 72 % китайских респондентов, приобретающих свежие морепродукты, треть из них покупает морепродукты 2-4 раза в год, треть - 2 раза в месяц и треть - 1-2 раза в неделю. Мороженые морепродукты особым спросом там не пользуются. В Китае большей популярностью пользуются креветки, 65% опрошенных приобретают их в первую очередь, в России - кальмар, 77 % респондентов из всех видов морепродуктов покупают именно его.

Рыбные консервы наиболее популярны в России, 34 % россиян приобретают их 2 раза в месяц, в Китае 55% опрошенных их вообще не приобретают.

Ценовой фактор. 46% россиян приобретают свежую (свежемороженую) рыбу в среднем по цене от 150 до 200 руб./кг, и практически никто её не покупает по цене свыше 400 руб./кг (рис. 5). При этом введение продовольственного эмбарго никак не повлияло на частоту приобретаемой рыбной продукции. Напротив, в Китае большая часть респондентов (более 60%) приобретают рыбную продукцию по цене свыше 400 руб./кг.

Рис. 5. Ценовые предпочтения респондентов России и Китая, приобретающих рыбную продукцию

Мнение респондентов двух стран относительно цен на рыбную продукцию существенно различается в разных регионах. В России большая часть опрошенных (64 %) считает, что стоимость рыбной продукции в их регионе выше, чем в других регионах, в Китае - 20 %. В вопросе соотношения цены и качества - 73% россиян им не удовлетворены, китайские респонденты считают, что цена рыбной продукции соответствует её качеству (рис. 6).

Рис. 6. Мнения респондентов России и Китая по соотношению цены и качества рыбной продукции

Фактор территории приобретения. 48% китайцев приобретают рыбную продукцию на рынках, в России лишь каждый пятый (рис. 7). 36% россиян предпочитают покупать свежую рыбу у частного рыбака или в фирменном магазине.

Рис. 7. Иерархия мест приобретения рыбной продукции в России и Китае

Фактор доступности и удовлетворенности. 70% респондентов Китая всегда могут купить нужные им рыбопродукты, в России только у 38 % респондентов желания совпадают с возможностью их приобретения (рис. 8).

0% 20% 40% 60%

Рис. 8. Доступность рыбопродукции в России и Китае

Что качается удовлетворенности качеством приобретаемой рыбной продукции, то можно считать, что как в Китае, так и в России большее количество респондентов удовлетворены её качеством (80% и 46% соответственно).

Ассортимент предлагаемой рыбной продукции предприятиями розничной торговли удовлетворяет только почти половину россиян (48 % - «да», 44 % - «нет»). 77 % китайцев устраивает ассортимент рыбных продуктов.

У россиян не сложилось единого мнения о доминанте рыбной продукции или мясной (какая из них полезней?), 37 % китайцев считают рыбную продукцию полезнее мясной продукции. Так же нет единого мнения о содержании генетически модифицированного организма (ГМО) в рыбной продукции. 52 % китайцев приобретают рыбную продукцию потому, что считают, что она не содержит ГМО, 32 % россиян при покупке рыбной продукции вообще не обращают внимания на ГМО.

Выводы

Опрос респондентов Китая и России по их удовлетворенности в сфере обеспечения рыбной продукцией и морепродуктами дал следующие результаты.

1) В вопросе приобретения рыбной продукции ведущую роль играют национальные традиции; если в Китае полезность продукции стоит на первом месте, то в России - на третьем. Традиционность также прослеживается и в отношении видового потребления рыбы: для россиян - это кета, горбуша, сельдь, навага; для ки-

тайских респондентов - морской окунь, треска, палтус. Исходя из критерия полезности, китайцы чаще россиян приобретают морепродукты (популярны креветки), у россиян - кальмар.

2) Ценовой фактор играет существенную роль в возможности приобретения ценной рыбопродукции россиянами (палтуса, трески, сёмги и т.п.) по сравнению с китайцами, из которых 60% готовы платить 400 руб./кг, против 150-200 руб./кг - у россиян. В вопросе соотношения цены и качества: 73% россиян им не удовлетворены, китайские респонденты считают, что цена рыбной продукции соответствует её качеству.

3) Китайцы, по сравнению с российскими респондентами, имеют практически в два раза больше возможностей для приобретения нужных им рыбопродуктов. Это оказывает влияние на удовлетворенность качеством и ассортиментом предлагаемой на рынках рыбопродукции: почти 50% россиян ими не удовлетворены, по сравнению с 20 % китайцев.

Среднедушевое потребление рыбы в странах АТР имеет тенденцию к увеличению в среднем на 1,8% в год и достигло 30,4 кг/год на человека с достаточно сильной вариацией по странам [8]. Аналогичная тенденция характерна и для России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалёв, Е. Н. Мировая продовольственная проблема: новые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 9. - С. 53-59.

2. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2014: Ежегодный сборник ФАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3Za-i3720e.pdf.

3. Козырев, В. М. Роль ФАО в борьбе мирового сообщества с голодом и недоеданием / В.М. Козырев // Мир и политика. - 2011. - № 5. - С. 105-110.

4. Ухалова, Т. С. Особенности и тенденции развития Мирового промышленного рыболовства // Азиатско-Тихоокеанский регион : экономика, политика, право. - 2015. - № 1 (34). - С. 45-58.

5. Анализ развития мирового рыболовства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fish-collection.com.

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. - https://www.fedstat.ru/.

7. Размещение рыбопродуктивных зон Тихого океана [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zdorovoe.com/tag/tixij-okean.

8. Основные аспекты специальных исследований: ежегодный сборник ФАО. Ч. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-i3720rA3720r03.pdf.

REFERENCES

1. Kovalev E.N. World Food Problem: new aspects. Mirovaya ekonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya, 2013, vol. 9, pp. 53-59. (In Russian).

2. The State of World Fisheries and Aquaculture 2014: annual collection of FAO. Available at: http://www.fao.org/37a-i3720e.pdf (accessed 20 September 2016). (In Russian).

3. Kozyrev V.M. FAO role in the struggle of the world community against hunger and malnutrition. Mir i politika, 2011, vol. 5, pp. 105-110. (In Russian).

4. Uhalova T.S. Features and trends in the world of industrial fishing. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo = PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2015, vol. 1 (34), pp. 45-58. (In Russian).

5. Analysis of world fisheries development. Available at: http://fish-collection.com (accessed 02 November 2016). (In Russian)

6. Unified interdepartmental information and statistical system (EMISS). Available at: http:// www.fedstat.ru/ (accessed 15 November 2016).

7. Placing the fish productivity of the Pacific Ocean areas. Available at: http://www.zdorovoe.com/tag/tixij-okean (accessed 10 September 2016). (In Russian).

8. The main aspects of the special studies: an annual compendium of FAO, part 3. Available at: http://www.fao.org/3Za-i3720r/i3720r03.pdf (accessed 26 September 2016). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.