Научная статья на тему 'Анализ потребительских предпочтений лекарственных средств и БАД к пище для снижения массы тела'

Анализ потребительских предпочтений лекарственных средств и БАД к пище для снижения массы тела Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
902
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чизмичян Е. Э., Андреева И. Н.

В последние годы в большинстве стран мира отмечается значительный рост распространённости ожирения как среди взрослого, так и детского населения. Во многих экономически развитых странах за последнее десятилетие распространён-ность ожирения увеличилась вдвое. По прогнозам ВОЗ, при сохранении существующих темпов роста заболеваемости к 2025 г. в мире будет насчитываться более 300 млн больных, страдающих от ожирения. Даже в развивающихся странах, для которых традиционно характерно недостаточное пита-ние, ожирение становится угрозой общественному здоровью. Целью наших исследований стало изучение потребительских предпочтений средств для снижения массы тела.In many economically advanced countries for last decade prevalence of adiposity was doubled. Even in less developed countries for which traditionally typically insufficient feed, adiposity becomes threat to public health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чизмичян Е. Э., Андреева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительских предпочтений лекарственных средств и БАД к пище для снижения массы тела»

2. Регистр лекарственных средств России. РЛС - энциклопе- 3. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств дия лекарств / Гл. ред. Г.Л. Вышковский. Вып. 11. М., 2004. (формулярная система) / Под ред. А.Г Чучалина и др. Вып. 4. М., 2003.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия 9 июня 2006 г.

УДК 613.21:616-056.5

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И БАД К ПИЩЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА

© 2006 г Е.Э. Чизмичян, И.Н. Андреева

In many economically advanced countries for last decade prevalence of adiposity was doubled. Even in less developed countries for which traditionally typically insufficient feed, adiposity becomes threat to public health.

В настоящее время проблема избыточного веса стоит очень остро во всём мире. Ожирение и избыточная масса тела являются серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества. Всемирная ассоциация здравоохранения назвала ожирение эпидемией XXI в. Ожирением страдают 7 % населения земного шара. В большинстве стран Западной Европы от 9 до 20 % взрослого населения страдают от ожирения, и ещё более четверти имеют избыточную массу тела; в США - 25 и 50 % соответственно. В РФ в среднем 30 % лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25 - избыточную массу тела.

В промышленно-развитых странах ожирение чаще встречается среди групп с низким социально-экономическим уровнем. Это особенно относится к женщинам. Высказывается предположение, что это может частично быть следствием социального предубеждения против лиц с ожирением, которые имеют меньший шанс получить хорошее образование и работу. Диетические мероприятия и физическая нагрузка - совсем не дешевые решения проблемы. Растущая распространенность ожирения и избыточной массы тела предопределяет неизбежное увеличение использования медицинских ресурсов, учитывая также и возрастание сердечно-сосудистых факторов риска. Во многих странах прямые затраты на ожирение достигают 4-7 % общего бюджета здравоохранения. Ожирение является болезнью и в настоящее время не рассматривается как психологическая проблема, характеризующаяся низкой дисциплинированностью или слабой силой воли. Недавние исследования позволили частично объяснить биохимические и генетические факторы, вовлечённые в этиологию ожирения [1-2].

Материалы и методы исследования

В связи с актуальностью данной проблемы нами проведены исследования по изучению потребительских предпочтений способов снижения веса, а также изучение рынка лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище, применяемых для снижения веса. Мы исследовали распространённость ожирения среди населения КМВ в динамике с 2001 по 2003 г. Анализ показал, что заболеваемость ожирением возросла как среди взрослого населения, так и среди подростков и детей. Так, в г. Ессентуки в период с 2001 по 2004 г. количество зарегистрированных больных ожирением подростков в

возрасте от 15 до 17 лет увеличилось с 48,8 до 324,3 (на 100 тыс. населения соответствующего возраста), в г. Кисловодске - с 480,8 до 650,0. Количество зарегистрированных больных ожирением детей в возрасте от 0 до 14 лет в г. Ессентуки увеличилось с 20,5 до 306,5 чел. (на 100 тыс. детского населения), в г. Лермонтов - с 47,6 до 100 чел.

В связи с распространенностью заболеваемости ожирением и избыточной массой тела нами был проведен анализ ассортимента лекарственных средств и биологически активных добавок, применяемых для лечения ожирения и снижения массы тела, представленных на фармацевтическом рынке КМВ.

На основе проведенного анализа был составлен ассортиментный контур данных средств. Среди средств, применяемых для снижения веса, 95,3 % составляют биологически активные добавки к пище (41 наименование) и 4,7 % - ЛС. В настоящее время в России зарегистрировано 2 лекарственных препарата, применяемых для лечения ожирения и снижения массы тела. Это ксеникал, производства швейцарской фирмы Хоффманн Ля Рош Лтд (Hoffmann-La Roche Ltd) и меридиа - производства немецкой фирмы Knoll AG BASF Pharma.

В отношении БАД к пище нами установлено, что большее количество средств зарегистрировано российскими фирмами - 59 % от общего числа средств и 41 % торговых наименований зарубежными производителями. Отмечено, что лидирующее место по объёмам продаж принадлежит чаям для похудения. Лидерство этой группы средств объясняется доступной ценой, а также предпочтением покупателей.

В связи с актуальностью проблемы лишнего веса был проведён социологический опрос среди населения региона Кавказских Минеральных Вод с целью выявления потребительских предпочтений способов снижения веса.

Исследования проводились на уровне региона Кавказских Минеральных Вод. Целью анкетирования явилось изучение отношения опрошенных лиц к проблеме лишнего веса и способам её решения. В анкетировании принимали участие 150 чел. (женщин) в возрасте от 15 до 60 лет. Среди участников анкетирования преобладали возрастные группы 21-31 лет (35 %) и 31-40 лет (30 %). Как показали результаты проведенного социологического исследования, большинство населения заботится о коррекции своей массы тела. При

этом своё стремление поддерживать хорошую физическую форму участники анкетирования аргументировали следующим образом: заботятся о своём здоровье 17,5 % респондентов; 45 % объяснили это желанием хорошо выглядеть; 17,5 % опрошенных заявили, что поддерживают хорошую физическую форму; 5 % анкетируемых объяснили своё стремление заботой о здоровье и желанием нравится самим себе; и также 5 % лиц указали, что для них важно нравится и себе, и окружающим людям. По 2,5 % опрошенных ответили, что хотят похудеть или прийти в форму после рождения ребёнка. И также по 2,5 % анкетируемых указали, что вообще не следят за своей физической формой, так как им не хватает на это времени. На вопрос о мерах, принимаемых для поддержания хорошей физической формы, ответы распределились следующим образом: посещают фитнес-центр 20 % опрошенных; соблюдают диету - 12,5; принимают средство для контроля за весом - 17,5 % лиц. На вопрос «Пользуетесь ли вы средством для снижения веса?» положительно ответили 37,5 % опрошенных и 62,5 - не принимают подобных средств. Из всех анкетируемых, не принимающих средства для похудения, хотели бы попробовать 36 % опрошенных и 64 - не имеют желания пробовать подобные средства. Своё нежелание они аргументировали следующим образом: 50 % не верят в эффективность данных средств; 6,25 % опасаются нежелательных побочных эффектов; 25 % не верят в их эффективность и одновременно опасаются отрицательных побочных эффектов; 6,25 % опрошенных не доверяют качеству подобных средств. 12,5 % участников опроса не желают использовать средства для снижения веса, так как не видят в этом необходимости.

В процессе анкетирования было выявлено, что о средстве для похудения 46,5 % опрошенных узнали по совету друзей или родственников; рекомендации провизора - 33,5; рекомендации врача - 7; рекомендации тренера - 6,4 и из рекламы в СМИ также узнали 6,6 %.

Изучение длительности принятия средства для снижения веса показало, что 53,3 % опрошенных принимали данное средство несколько месяцев; 33,7 - принимают средство для снижения веса более месяца; и более полугода принимают 13,% опрошенных.

Результатами применения средств для похудения довольны 40 % опрошенных, очень довольны 26,6 % и 33,4 % не устаивает результат принятия данной группы средств. На вопрос «Планируете ли вы в дальнейшем принимать данные препараты?» 80 % ответили утвердительно, 13,4 не планируют продолжать приём указанных средств и пока ещё не знают 6,6 % опрошенных. 60 % лиц, уже принимавших средство для похудения, хотели бы попробовать какое-либо другое средство, и 40 % не хотели бы. 35 % анкетируемых уже использовали различные средства для похудения и 65 - принимают их впервые.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

В результате опроса было выявлено, что большинство опрошенных отдают своё предпочтение БАДам (35 %); на втором месте - лекарственным препаратам (15 %). Импортным средствам для снижения веса больше доверяют 35 % анкетируемых; отечественным - 2,5 %. Для 17,5 % опрошенных производитель не имеет значения.

Как показали результаты проведенного исследования, наиболее высоким спросом у населения пользуются Хитозан диет и Чай Похудей, Боди стиль, 90*60*90, Ананас +, МКЦ, Фэт-Х, Зимняя Вишня, Гарциния форте, Похудин, Совершенство и Плоский живот. В вопросе удобства лекарственной формы 17,5 % опрошенных отдали своё предпочтение таблеткам, 15 % указали, что них более удобны капсулы; 2,5 % анкетируемых выбрали чай и 65 % ответили, что лекарственная форма препарата не имеет значения.

При вопросе: «Какими критериями вы руководствуетесь при выборе средств для похудения?» первое место в рейтинге занял критерий «эффективность»; его указали 50 % опрошенных; 20 ответили, что для них наиболее важно качество препарата; 10 указали цену как определяющий фактор при покупке подобного средства; 8 респондентов придают значение фирме - производителю; 5 руководствуются рекламой в СМИ и 3 % опрошенных руководствуются внешним видом упаковки при выборе средства для похудения.

В процессе анкетирования было установлено, что все опрошенные предпочитают приобретать средства для похудения в аптеке, а не магазине, лавке жизни или сетевом маркетинге.

Также в анкете был задан вопрос: «Какая из предложенных формулировок нравится вам больше?» 37,5 % опрошенных выбрали формулировку «средство для борьбы с лишним весом». 17,5 % выбрали «средство для контроля за весом». 20 % опрошенных больше нравится определение «средство для снижения веса» и одинаковое количество опрошенных (по 12,5 %) выбрали определения «средство для похудения» и «средство для коррекции веса».

Таким образом, наряду с посещением фитнесс-клу-бов, значительная часть населения изучаемого региона для коррекции массы тела отдает предпочтение приему лекарственных средств и БАД к пище, при этом последние пользуются большей популярностью, что связано с особенностями получения информации - от друзей и родственников и рекомендаций провизоров. Отмечено, что низкий процент покупателей пользуется рекомендациями врача - всего 7 %.

Литература

1. Кобзарь Л.В., Алещенкова Е.Г. // Экон. вестн. фармации. 2001. № 4. С. 87-90.

2. Лекарства, которые вы выбираете. М., 2003.

9 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.