ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Харламов Виктор Васильевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Доктор технических наук, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
Шкодун Павел Константинович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 37-60-82.
E-mail: [email protected]
Галеев Альберт Дамирович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 37-60-82.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Харламов, В. В. Диагностирование межвитковой изоляции якорной обмотки тягового электродвигателя магистральных локомотивов [Текст] / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, А. Д. Галеев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. - № 1 (37). - С. 44 - 54.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kharlamov Viktor Vasilievich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx pr., Omsk, 644046, the Russian Federation. Doctor in Engineering, Head of the department «Electrical machines and general electrical engineering», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-18-27. E-mail: [email protected]
Shkodun Pavel Konstantinovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx pr., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph.D in Engineering, Associate professor of the department «Electrical machines and general electrical engineering», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
Galeev Albert Damirovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx pr., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Electrical machines and general electrical engineering», OSTU.
Phone: (3812) 31-18-27.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kharlamov, V. V. Diagnosis of interturn insulation of the anchor winding of the traction motor of main-line locomotives / V. V. Kharlamov, P. K. Shkodun, A. D. Galeev. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 1, no 37, pp. 44 - 54 (In Russian).
УДК: 621.311.026.5.076.12
В. Т. Черемисин, А. В. Никонов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
АНАЛИЗ ПОТЕРЬ МОЩНОСТИ В ОСНОВНОМ ОБОРУДОВАНИИ СТАТИЧЕСКИХ ТИРИСТОРНЫХ КОМПЕНСАТОРОВ С УЧЕТОМ НЕСИНУСОИДАЛЬНОСТИ НАПРЯЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
Аннотация. С целью обеспечения пропускной способности на Западно-Сибирской железной дороге широко внедряются регулируемые устройства компенсации реактивной мощности. Схемное построение и параметры таких устройств значительно различаются. В связи с этим необходимо выбрать наиболее эффективное устройство, отвечающее конкретным технико-экономическим условиям. В статье выполнена оценка потерь мощности в основном оборудовании двух статических тиристорных компенсаторов разных производителей, установленных на постах секционирования Аламбай и Новая Дубрава Западно-Сибирской железной дороги. Рассчитаны потери мощности в оборудовании с учетом дополнительных потерь от влияния высших гармонических составляющих. Проведен анализ схемного построения обоих устройств с точки зрения снижения потерь. Построены зависимости потерь мощности в их элементах от генерируемой реактивной мощно-
сти и тока тиристорно-реакторной группы. Приведены вероятностные функции распределения тока тирис-торно-реакторных групп устройств при заданных уставках. Представлены результаты измерений расхода электропотребления устройств на собственные нужды. Сопоставлен эффект снижения потерь мощности в тяговой сети от включения устройств с потерями в их основном оборудовании. На основании выполненной работы определены элементы, имеющие наибольшие потери. Описаны особенности каждого устройства, влияющие на потери мощности в основном оборудовании. Сделаны выводы об эффективности рассматриваемых схем. Предложены методы снижения потерь мощности в основном оборудовании и расхода на энергопотребление.
Ключевые слова: статический тиристорный компенсатор, потери мощности, тиристорно-реакторная группа, устройства компенсации реактивной мощности, фильтрокомпенсирующая цепь, пост секционирования, энергопотребление.
Vasily T. Cheremisin, Andrey V. Nikonov
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, Russian Federation
ANALYSIS OF POWER LOSSES IN THE MAIN EQUIPMENT STATIC VAR COMPENSATORS TAKING INTO ACCOUNT THE NON-SINUSOIDAL VOLTAGES AND WAYS OF ITS REDUCTION
Abstract. With the purpose of providing capacity on the West-Siberian railway, in recent times, adjustable reactive power compensation devices have been introduced. The schematic construction and parameters of such devices on the market are significantly different. In connection with this, it is necessary to choose from the set of schemes the most effective, corresponding to specific technical and economic conditions. The article assesses the power losses in the main equipment of two devices from different manufacturers, namely static thyristor compensators of reactive power produced by "KER Holding" Kazan and "Aidis groups" Moscow, installed on the Alambay and Novaya Dubrava sectional posts of the West Siberian Iron roads. The power losses in the equipment are calculated taking into account additional losses from the influence of higher harmonic components. The analysis of the circuit design of both devices in terms of loss reduction is carried out. Dependences of power losses in their elements on the generated reactive power and the current of the thyristor-reactor group are constructed. Probabilistic functions of the distribution of the current of the titrator-reactor groups of devices are given at preset settings. The results of measurements ofpower consumption of devices for own needs are presented. The effect of reducing power losses in the traction network from switching devices with losses in their main equipment is compared. On the basis of the work done, the elements with the greatest losses are identified. The features of each device, affecting the power loss in the main equipment, are described. Conclusions are drawn about the effectiveness of the schemes under consideration. Methods for reducing power losses in basic equipment and consumption for energy consumption are proposed.
Keywords: static thyristor compensator, power loss, thyristor-reactor group, reactive power compensation devices, filter-compensating circuit, post-sectioning, power consumption.
Одной из основных задач «Стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 г.» является внедрение энергосберегающих технологий, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу эксплуатационной работы [1]. С учетом ограничения инвестиционных средств, направленных на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, в частности, системы тягового электроснабжения, наиболее эффективным и капиталоемким мероприятием для решения данной задачи является внедрение регулируемых устройств емкостной компенсации реактивной мощности (далее - устройств). Кроме того, данные устройства являются наиболее эффективным средством усиления системы тягового электроснабжения, что в связи с увеличением грузооборота актуально для ряда участков, электрифицированных на переменном токе.
Основным назначением устройств является компенсация реактивной мощности, а следовательно, снижение потерь электроэнергии в тяговой сети и повышение уровня напряжения в точке присоединения, что позволяет в определенных пределах увеличить пропускную способность участков.
На Западно-Сибирской железной дороге за последние несколько лет на постах секционирования (ПС) введено в работу пять регулируемых устройств поперечной компенсации реактивной мощности, из них три отличаются значительными конструктивными особенностями [2, 3].
В статье представлен анализ двух схем статических тиристорных компенсаторов (СТК) разных производителей, а именно «Айдис групп», г. Москва и «КЭР-Холдинг», г. Казань, установленных на ПС Аламбай и Новая Дубрава в границах межподстанционных зон Све-товская - Плотинная и Тягун - Артышта II соответственно. В качестве основных показателей рассматриваются потери мощности в элементах силовой части устройств и их энергопотребление на собственные нужды.
Схемы устройств практически идентичны (рисунок 1), однако параметры основного оборудования значительно отличаются (таблица 1). Номинальная мощность обоих устройств составляет 6,7 Мвар. Номинальное напряжение - 27,5 кВ.
Таблица 1 - Основные параметры оборудования СТК «КЭР-Холдинг» и «Айдис групп»
Производитель СТК Параметры реакторов Параметры КБ Тип тиристоров
ЬТР^ мГн Гтрг, Ом мГн Гфк^ Ом С, мкФ С мкФ т п tgд, %
КЭР Холдинг Айдис групп 143,7 340,0 0,18 0,44 54,5 48,5 0,07 0,08 22,7 24,9 15,1 9,95 4 4 6 10 0,06 0,06 Т243-400-40 Т-500-36
Схемы устройств включают в себя тиристорно-реакторную группу (ТРГ) - плавнорегу-лируемый источник реактивной мощности индуктивного характера и фильтро-компенсирующую цепь (ФКЦ) - источник реактивной мощности емкостного характера и фильтр высших гармоник, настроенный на частоту третьей гармоники. ФКЦ состоит из реактора и конденсаторной батареи (КБ). ТРГ представляет собой последовательно соединенные высоковольтный тиристорный вентиль (ВТВ) и реактор.
Алгоритм работы устройств заключается в сравнении напряжения в точке подключения с напряжением уставки. Когда уровень напряжениия ниже выбранной уставки - ФКЦ генерирует реактивную мощность емкостного характера. Для ее регулирования в моменты снижения нагрузки в работу подключается ТРГ, генерирующая ток индуктивного характера, который взаимокомпенсирует ток ФКЦ. Ток ТРГ регулируется с помощью ВТВ путем изменения угла зажигания а. Таким образом, реактивная мощность СТК плавно регулируется от нуля до номинального значения [4 - 7].
27,5 кВ
гт
27,5 кВ
QS1
Т
;А
XV
1ТА
QF1
|=чХв
Е_ 3ТА
2ТА
А V
4ТА=т= ___
ФКЦ
Ф ТРГ
ФКЦ
ТРГ
б
Рисунок 1 - Схемы: а - СТК «КЭР-Холдинг»; б - СТК «Айдис групп»
Общие потери в СТК складываются из потерь мощности в ФКЦ и в ТРГ. В целом расчет сводится к определению потерь в КБ, реакторах и ВТВ.
Потери мощности в КБ определяются по формуле, Вт [8, 9]:
АРС = и.
•ш-С •
ном ном
(1)
где tg8 - тангенс угла диэлектрических потерь, %;
ь
а
ином - напряжение на конденсаторной батарее, В; Сном - емкость конденсаторной батареи, мФ; га - угловая частота основной гармоники.
Величина потерь в реакторе зависит от величины протекающего тока и может быть определена по выражениям:
12
Ар =АР -4--; (2)
Ь ном г 2 5 ^ '
ном
АРь = 12 • г, (3)
где Аром - потери в реакторе при номинальном токе, Вт; г - активное сопротивление реактора, Ом; I - ток, протекающий через реактор, А; 1НОм - номинальный ток реактора, А.
В соответствии с рекомендациями источников [10 - 12] в тиристорах различают пять видов потерь. Расчет общих потерь выполняется по формуле, Вт:
АРвта = N • (Ар +АР2 + Ар + Ар + Ар), (4)
где Ар - потери от прямого тока в открытом состоянии, Вт; АР2 - потери от прямого тока в закрытом состоянии, Вт; Арз - потери от обратного тока, Вт; Ар4 - коммутационные потери, Вт; Ар5 - потери в цепи управления, Вт; N - число тиристоров в открытом состоянии.
В соответствии с утверждением в работе [10] при работе тиристоров на частоте менее 400 Гц определяющими являются потери от протекания через них тока в открытом состоянии. Величина остальных потерь несущественна и ими, как правило, пренебрегают, таким образом, расчет потерь мощности в тиристоре сводится к определению тока в прямом направлении, Вт:
Л2 г
ар = и • i + г • 12 = (— • i •и +12 •—) (5)
А1 ^ го 1 тргср ^ ч 1 трг v 1 трг ^ го трг
К 2
где Цо - пороговое напряжение тиристора, В;
гг - динамическое сопротивление тиристора, Ом; 1тргсР - средний ток через тиристор, А; 1ТРГ - действующий ток через тиристор, А.
Следует отметить, что искажение приложенного напряжения, обусловленное высшими гармониками в токе тяговой нагрузки, приводит к дополнительным потерям в реакторе и диэлектрике конденсаторов.
Для конденсаторов дополнительные потери на частоте п-й гармоники рассчитываются по выражению, Вт [13, 14]:
ар,с (п) =гаЕи2п) • п • С • 5п, (6)
где га - номинальная угловая частота, рад/с; С - емкость конденсаторной батареи, мкФ; tg 8п - коэффициент диэлектрических потерь на п-й гармонике;
Ц п) - напряжение п-й гармоники, В.
2
Напряжения п-х гармоник взяты на основании усреднения суточных коэффициентов п-х гармонических составляющих шин 27,5 кВ соответствующего ПС на основе результатов измерения.
Значение tg 5 согласно рекомендациям источника [13] на частотах до 1000 Гц принимается равным номинальному значению используемого типа диэлектрика. На частотах до 3000 Гц емкость КБ неизменна и принимается равной номинальному значению.
В расчетах принято [15], что напряжение на конденсаторах на 12,5 % выше, чем на шине ПС.
При расчете потерь мощности в реакторах с возрастанием частоты (гармоники) увеличивается сопротивление провода за счет поверхностного эффекта и эффекта близости. Потери в реакторах с учетом влияния высших гармонических составляющих определяются по фор -муле, Вт:
п
Арщ„) =га-£!(2„) • г• кгСп), (7)
1
где 1( п) - действующее значение тока п-й гармоники через реактор, А;
г - активное сопротивление на основной частоте, Ом;
кг (п) - коэффициент, учитывающий возрастание сопротивления обмотки вследствие поверхностного эффекта и эффекта близости (обычно в расчетах данным коэффициентом пренебрегают).
С целью определения показателей электроэнергии, необходимых для расчета потерь мощности, проведены их измерения с помощью анализатора качества электроэнергии «ИВК-Омск». На момент измерений уставка СТК «КЭР-Холдинг» по уровню напряжения составляла 26,5 кВ, а наклон внешней характеристики (статизм) - 0 %, уставка СТК «Айдис групп» - 27,5 кВ, статизм - 3 %. Указанные параметры оказывают влияние на вероятность распределения тока в тиристорно-реакторной группе, а следовательно, и на вероятность распределения потерь электроэнергии в оборудовании ТРГ. В связи с этим с целью достоверного сравнения двух рассматриваемых схем СТК построены зависимости общих потерь мощности в их оборудовании от генерируемой мощности с учетом влияния высших гармонических составляющих (рисунок 2), потерь в каждом из элементов от действующего тока ТРГ (рисунок 3) и общих потерь мощности от действующего тока ТРГ, совмещенных с вероятностной функцией его распределения (рисунок 5). В таблице 2 представлены необходимые для расчета параметры тиристоров.
Таблица 2 - Параметры элементов оборудования СТК «КЭР-Холдинг» и «Айдис групп»
Тип тиристора Цо, в гт, Ом N, шт.
Т243-400-40 1,15 1,27 28
Т-500-36 1,12 1,27 14
По результатам расчета потери мощности в оборудовании СТК «КЭР-Холдинг» составляют: минимальные - 8,7 кВт, средние - 15 кВт, максимальные - 30 кВт; в оборудовании СТК «Айдис групп» соответственно - 12,3; 21 и 43,2 кВт.
Из рисунка 2 видно, что потери мощности в основном оборудовании СТК минимальны в моменты, когда ток ТРГ равен нулю. Следовательно, снизить потери можно за счет уменьшения времени работы именно ТРГ путем оптимизации уставки СТК и подбора мощности на стадии проектирования.
Максимальные потери в оборудовании СТК возникают, когда ток ТРГ равен либо больше тока ФКЦ, что соответствует интервалам при отсутствии нагрузки на зоне. С целью снижения уровня напряжения часто (рисунок 2, б) мощность реактора ТГР закладывают больше реактора ФКЦ, что экономически нецелесообразно. Более эффективно разбить ФКЦ на несколько контуров и при необходимости выводить один из них из работы, что позволит
генерировать реактивную мощность индуктивного характера. Зависимость потерь в элементах СТК от протекаемого тока представлена на рисунке 3.
50 кВт 30 АР 20 10 0
АР
50 кВт 30 20 10 0
0 1 2 3 4 5 Мвар 7
в
СТК
-1 0 1 2 3 4 5 Мвар 7
вСТК >
б
Рисунок 2 - Зависимость потерь мощности в оборудовании СТК от генерируемой реактивной мощности:
а - СТК «КЭР-Холдинг», б - СТК «Айдис групп»
■ - АР,
- АР г;----АР
АР
0 25 50 75 100 125 150 175 200 А 250 I->
а
28 кВ4 20 16 12 8 4 0
Ь ФКЦ
АР
0 25 50 75 100 125 150 175 200 А 250 I->
б
Рисунок 3 - Зависимость потерь в оборудовании от действующего тока: а - СТК «КЭР-Холдинг», б - СТК «Айдис групп»
Как видно из рисунка 3, наибольшая разница потерь мощности - в оборудовании обоих устройств в реакторах ТРГ и в ВТВ, что объясняется разной номинальной мощностью используемых реакторов и числом тиристоров. Мощность реактора зависит от диапазона угла зажигания тиристоров. Так, для СТК «КЭР-Холдинг» диапазон угла зажигания - 120 - 169°, для СТК «Айдис групп» - 90 - 180°.
Зависимость действующего значения основной гармоники тока ТРГ от угла зажигания а (рисунок 4) определяется выражением [7]:
11ТРГ = 1 -р-(л-а)-8т2(я-о)] .
(8)
Таким образом, рациональный подход к выбору диапазона регулирования угла зажигания позволяет снизить номинальную мощность реактора, а следовательно, и потери в нем.
Ниже представлены зависимости потерь мощности в основном оборудовании от действующего тока в цепи ТРГ, совмещенные с вероятностной функцией его распределения (рисунок 5).
Как видно из рисунка 5 (гистограммы), большую часть времени, а именно 39,4 %, ток ТРГ СТК «КЭР-Холдинг» находится в диапазоне 0 - 25 А. У СТК «Айдис групп» ток ТРГ
а
распределен более равномерно. Разница в распределении тока в большей степени определена заданными уставками и особенностями участков, на которых эксплуатируются устройства.
I
100
%
60 40 20 0
■-1
ТРГ.
-1
ТРГ
90
100 110
120
130 а —
140
150 160 град 180
Рисунок 4 - Зависимости действующего тока основной гармоники и действующего значения полного тока с учетом гармоник в цепи ТРГ от угла зажигания а
Результаты измерений энергопотребления на собственные нужды показали, что автоматика системы отопления модулей и обдува силовой части обоих устройств нуждается в наладке. Так, СТК «КЭР-Холдинг» в среднем потребляет 5,6 кВт-ч, СТК «Айдис групп» -7,2 кВт-ч.
50 кВт 40 35 ' 30 25
Др20
15 10 5 0
40
50 кВт
40 *35
\ 30 25
40
16 р ^ 20
12 8 4 0
15 10 5 0
100 125 150 175 200
Тл
б
Рисунок 5 - Зависимость общих потерь в оборудовании от действующего тока ТРГ и его вероятностное распределение: а - СТК «КЭР-Холдинг»; б - СТК «Айдис групп»
Расчеты показывают, что для системы тягового электроснабжения переменного тока переход от нерегулируемых к регулируемым устройствам компенсации для средних условий позволяет дополнительно экономить не более 6 - 8 % от активных потерь электроэнергии в тяговой сети без учета компенсирующих устройств [16].
Для сопоставления величины потерь мощности в оборудовании СТК вместе с нагрузкой собственных нужд и снижением потерь в тяговой сети при его включении в программном комплексе «КОРТЭС» были оценены потери в тяговой сети на участках Тягун - Артышта II и Световская - Плотинная. Средняя масса и количество поездов были выбраны из Паспорта наличной пропускной способности участков Западно-Сибирской железной дороги за 2015 г. На участке Тягун - Артышта II в нечетном направлении масса поездов - 6007 т, количество поездов в сутки - 56 шт., в четном - 2496 т, количество - 50 шт. На участке Световская -Плотинная масса поездов в нечетном направлении составляет 6535 т, в четном - 2566 т, количество поездов в обоих направлениях - 48 шт. [17, 18].
При расчете приняты следующие допущения: СТК рассматриваются как нерегулируемые, т. е. их мощность не изменяется во времени и составляет 6,7 Мвар; нагрузка на зоне распределена равномерно.
По результатам расчета потери мощности в тяговой сети для участка Тягун - Артышта II составляют ~ 382 кВт. Включение СТК «КЭР-Холдинг» позволяет уменьшить потери на зоне на
а
-59,6 кВт, при суммарных потерях в элементах вместе с нагрузкой собственных нужд (СН), равных в среднем 21,6 кВт, снижение потерь составляет - 38,5 кВт. Потери мощности в тяговой сети для участка Световская - Плотинная составляют - 358,8 кВт. Включение СТК «Айдис групп» позволяет уменьшить потери на зоне на - 62,3 кВт, при суммарных потерях в элементах вместе с нагрузкой СН, равных в среднем 28,2 кВт, снижение потерь составляет - 34,1 кВт. По результатам анализа можно сделать выводы о большей эффективности схемы СТК «КЭР-Холдинг». Разница потерь обусловлена разнотипностью параметров основного оборудования. В части снижения потерь в тяговой сети с учетом потерь в собственном оборудовании и расходом электроэнергии на собственные нужды эффект при вводе в работу устройств сопоставим. В целом использование СТК с целью снижения потерь в тяговой сети является целесообразным.
Таким образом, можно сделать выводы об эффективности применения СТК с целью снижения потерь в тяговой сети. По результатам выполненной оценки более эффективна схема СТК «КЭР-Холдинг». Разница в потерях мощности двух рассматриваемых схем объясняется выбором реакторов ТРГ и количеством тиристоров. Номинальный ток реакторов зависит от диапазона регулирования угла зажигания тиристоров. Более рациональный подход в данном случае позволил сократить капитальные и эксплуатационные расходы. С точки зрения энергопотребления, в частности, системы отопления и обдува, необходима оптимизация уставок срабатывания обоих устройств.
Минимизировать потери на стадии эксплуатации можно за счет выбора уставки и ста-тизма, сократив время работы ТРГ, и наладки автоматики работы систем отопления и обдува.
Список литературы
1. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г. [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2011. - 96 с.
2. Никонов, А. В. Эффективность регулируемых устройств поперечной компенсации реактивной мощности электрифицированных железных дорог [Текст] / А. В. Никонов // Материалы второй всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием «Приборы и методы измерений, контроля качества и диагностики в промышленности и на транспорте» / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2016. - C. 241 - 248.
3. Черемисин, В. Т. Сравнение энергетических показателей регулируемых устройств поперечной компенсации реактивной мощности в условиях эксплуатации на постах секционирования [Текст] / В. Т. Черемисин, А. В. Никонов // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2018. - №1. - С. 98 - 104.
4. Никонов, А. В. Оценка энергоэффективности статического тиристорного компенсатора [Текст] / А. В. Никонов // Материалы науч. конф. «Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем» / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2016. -С. 98 - 104.
5. Padiyar K. R. FACTS controllers in power transmission and distribution, Bagalore, 2007, 549 p.
6. Hingorani N. G. Understanding FACTS: consepts and technology of flexible AC transmission systems, New York, 2000, 444 p.
7. Матура, Р. М. Статические компенсаторы для регулирования реактивной мощности [Текст] / Р. М. Матура. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 160 с.
8. Марквардт, К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст] / К. Г. Марквардт. - М.: Транспорт, 1982. - 528 с.
9. Гидалевич, Е. Д. Упрощенный расчет мощности потерь в косинусных конденсаторах при несинусоидальном напряжении [Текст] / Е. Д. Гидалевич // Промышелнная энергетика / ЗАО «Научно-техническая фирма «Энергопрогресс». - М., 1990. - № 7. - C. 24 - 30.
10. Зиновьев, Г. С. Основы силовой электроники: Учебник [Текст] / Г. С. Зиновьев / Новосибирский гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2011. - Ч. 1. - 201 с.
11. Лакутин, Б. В. Силовые преобразователи в электроснабжении: Учебное пособие [Текст] / Б. В. Лакутин, С. Г. Обухов / Томский политехн. ун-т. - Томск, 2013. - 153 с.
12. Полупроводниковые выпрямители [Текст] / Е. И Беркевич, В. Н Ковалев и др. - М.: Энергия, 1978. - 448 с.
13. Кочкин, В. И. Применение статических компенсаторов реактивной мощности в электрических сетях энергосистем и предприятий [Текст] / В. И. Кочкин, О. П. Нечаев. - М.: Энас, 2002. - 248 с.
14. Жежеленко, И. В. Высшие гармоники в системах электроснабжения предприятий [Текст] / И. В. Жежеленко. - М.: Энергоатомиздат, 2000. - 186 с.
15. Мамошин, Р. Р. Электроснабжение электрифицированных железных дорог: Учебник [Текст] / Р. Р. Мамошин, А. Н. Зимакова. - М.: Транспорт, 1980. - 296 с.
16. Герман, Л. А. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог: Учебное пособие [Текст] / Л. А. Герман, А. С. Серебряков / УМЦ ЖДТ. - М., 2015. - 316 с.
17. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 10 ноября 2010 г. № 128 р / ОАО «РЖД». - М., 2010. - 305 с.
18. Приказ ОАО «РЖД» № ЦТ-24 от 25.02.2016 «Об установлении норм масс и длин пассажирских и грузовых поездов на участках, обслуживаемых Западно-Сибирской дирекцией тяги» / ОАО «РЖД». - М., 2017. - 57 с.
References
1. Energeticheskaya strategiya holdinga «Rossijskie zheleznye dorogi» na period do 2015 goda i na perspektivu do 2030 goda (Energy strategy of the Russian Railways holding for the period up to 2015 and for the future up to 2030), Moscow, 2011. 96 p.
2. Nikonov, A. V. The Effectiveness of the devices of the transverse compensation of the reactive power of the electrified Railways [Effektivnost' reguliruemyh ustrojstv poperechnoj kompensacii reaktivnoj moshchnosti elektrificirovannyh zheleznyh dorog]. : Materialy vtoroj vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Pribory i metody izmerenij, kontrolya kachestva i diagnostiki v promyshlennosti i na transporte» Omskij gos. un-t putej soob-shcheniya (Instruments and methods of measurement, control and diagnostics in the industry and on the transport Of the second all-Russian scientific and technical conference with the international participation of the Omsk state. UN-t ways of communication). Omsk, 2016, pp. 241 - 248.
3. Cheremisin, V. T., Nikonov A. V. Comparing the energy performance of regulated devices cross reactive power compensation, the conditions on the positions of the partition [Sravnenie ener-geticheskih pokazatelej reguliruemyh ustrojstv poperechnoj kompensacii reaktivnoj moshchnosti v usloviyah ekspluatacii na postah sekcionirovaniya]. Transport Urala - The journal of Transport of Ural, 2018. no. 1, pp. 98 - 104.
4. Nikonov, A. V. Evaluation of the efficiency of static thyristor compensator [Ocenka ener-goeffektivnosti staticheskogo tiristornogo kompensatora]. Materialy nauchnoj konferencii Omskij gos. un-t putej soobshcheniya «Povyshenie energeticheskojeffektivnostinazemnyh transportnyh system» (Materials of the scientific conference of the Omsk state University of Railways «Improving the energy efficiency of the transport systems»). - Omsk, 2016, pp. 98 - 104.
5. Padiyar K. R. FACTS controllers in power transmission and distribution, Bagalore, 2007, 549 p.
6. Hingorani N. G. Understanding FACTS: consepts and technology of flexible AC transmission systems, New York, 2000, 444 p.
7. Matura R. M. Staticheskie kompensatory dlya regulirovaniya reaktivnoj moshchnosti (Static compensators for reactive power control).Moscow: Energoatomizdat1987, 160 p.
8. Marquardt, C. G. Elektrosnabzhenie elektrificirovannyh zheleznyh dorog (Electricity electrified Railways). Moscow: Transport, 1982, 528 p.
9. Gidalevich, E. D. Simplified calculation of power losses in cosine capacitors at non-sinusoidal voltage [Uproshchennyj raschet moshchnosti poter' v kosinusnyh kondensatorah pri nesinusoi-dal'nom napryazhenii]. Promyshlennaya Energetika - The journal of Industrial power engineering, 1990, no. 7. pp. 24 - 30.
10. Zinoviev G. S. Osnovy silovoj elektroniki. Chast' 1 (Fundamentals of power electronics. Part 1) Novosibirsk. Publishing house of Novosibirsk state technical University. 2011, 201 p.
11. Lakutin, B. V., Obukhov S. G. Silovye preobrazovateli v elektrosnabzhenii (Power converters in electric power supply),Tomsk: Publishing house Of the Polytechnic University. 2013, 153 p.
12. Berkovich, E. I., Kovalev V. N., Kovalev, F. I. Poluprovodnikovye vypryamiteli (Semiconductor rectifiers).Moscow: Energy, 1978, 448 p.
13. Kochkin, V. I., Nechaev O. P. Primenenie staticheskih kompensatorov reaktivnoj moshchnosti v elektricheskih setyah energosistem i predpriyatij (Application of static reactive power compensators in electric networks of power systems and enterprises). Moscow: publishing house of the NTS ENAS, 2002, 248 p.
14. Zhezhelenko, I. V. Vysshie garmoniki v sistemah elektrosnabzheniya predpriyatij (Higher harmonics in power supply systems of enterprises). Moscow: Energoatomizdat, 2000, 186 p.
15. Mamoshin, R. R., Zimakova A. N. Elektrosnabzhenie elektrificirovannyh zheleznyh dorog (Electricity supply of electrified Railways). Moscow: Transport, 1980, 296 p.
16. Herman L. A, Serebryakov A. S. Reguliruemye ustanovki emkostnoj kompensacii v sistemah tyagovogo elektrosnabzheniya zheleznyh dorog: ucheb. Posobie (Adjustable capacitive compensation units In traction power supply systems of Railways: studies. Manual) A. S. Moscow: FEDERAL state budget institution «Training center on education on railway transport», 2015, 316 p.
17. Instrukciya po raschetu nalichnoj propusknoj sposobnosti zheleznyh dorog. Utverzhdena 10.11.2010 g (Instructions for calculating the available capacity of Railways. Approved 10.11.2010), Moscow: 2011, 305 p.
18. Prikaz OAO «RZhD» № CT-24 ot 25.02.2016 «Ob ustanovlenii norm mass i dlin passa-zhirskih i gruzovyh poezdov na uchastkah, obsluzhivaemyh Zapadno-Sibirskoj direkciej tyagi» (Order of JSC "Russian Railways" № CT-24 from 25.02.2016"on the establishment of standards of mass and length of passenger and freight trains in areas served by the West Siberian Directorate of traction."), Moscow: 2016, 57 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Черемисин Василий Титович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса, пр., д. 35, г. Омск 644046, Российская Федерация.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Тел.: (3812) 31-34-19.
E-mail: [email protected]
Cheremisin Vasiliy Titovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Dr. Sci. Tech., professor, Head of department «Rolling stock electric railways», OSTU. Phone: (3812) 31-34-19. E-mail: [email protected]
Никонов Андрей Викторович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС. Тел.: +7-929-364-42-44. E-mail: AndrewNikonov671@ gmail.com
Nikonov Andrey Viktorovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Postgraduate, Chair «Rolling Stock of Electric Rai-ways», OSTU.
Phone: +7-929-364-42-44.
E-mail: AndrewNikonov671@ gmail.com
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Черемисин, В. Т. Анализ потерь мощности в основном оборудовании статических тиристорных компенсаторов с учетом несинусоидальности напряжения и пути их снижения [Текст] / В. Т. Черемисин, А. В. Никонов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. - № 1 (37). - С. 54 - 63.
Cheremisin, V. T., Nikonov A. V. Analysis of power losses in the main equipment static var compensators taking into account the non-sinusoidal voltages and ways of its reduction. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 1, no 37, pp. 54 - 63 (In Russian).