Научная статья на тему 'Анализ потенциала развития и отношения к предпринимательству в национальных экономиках'

Анализ потенциала развития и отношения к предпринимательству в национальных экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА / БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / ENTERPRISE / MONITORING / ASSESSMENT / BUSINESS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С., Катаев Е.Н.

Тема. Статья посвящена оценке и перспективам развития предпринимательства, пониманию путей повышения его роли. Поэтому актуальным представляется исследование предпринимательских настроений, а также сложившегося отношения к предпринимателям в обществе. Цели. Исследование проведено в целях разработки инструментов и проведения анализа потенциальных возможностей роста предпринимательства в развитых странах, позволяющих предоставить объяснения сложившихся закономерностей и тенденций на основе национальных и социальных особенностей. Методология. В процессе исследования использовались методы обработки результатов опросов, сравнения и сопоставления показателей, описывающих отношение к предпринимательству. В качестве исходной информации были использованы данные опросов населения и предполагаемых предпринимателей, проведенных в 2007-2013 гг. в Российской Федерации, Китае, США, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии и Японии. Кроме того, были использованы комплексные оценки, по которым проведен вычислительный эксперимент. Результаты. В статье приведены итоги анализа намерений и возможностей участия индивидуумов в создании собственного бизнеса. Проанализирован уровень восприятия предпринимательской деятельности со стороны населения. Предложены комплексные оценки потенциальных возможностей дальнейшего развития предпринимательского сектора в национальных экономиках. Выводы и значимость. Установлены закономерности и тенденции изменения по девяти странам шести показателей. Рассмотрены факторы, определяющие особенности изменения показателей в Российской Федерации и зарубежных странах. Предложено использование двух комплексных оценок, описывающих потенциал наращивания численности предпринимателей и отношение к предпринимателям в социуме. Представлены формулы и результаты расчета комплексных оценок. Приведены предложения по развитию предпринимательства в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях и прикладных разработках при планировании социологических исследований, связанных с предпринимательской активностью, определением имеющегося в регионах потенциала наращивания численности предпринимателей в Российской Федерации и ее регионах, а также при формировании соответствующих перспективных планов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С., Катаев Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the development potential and attitudes towards entrepreneurship in national economies

Importance The article evaluates and considers the prospects for the development of entrepreneurship, the ways to enhance its role. So germane is research business sentiment, as well as attitudes towards entrepreneurs in society. Objectives The goal is to develop tools and analyze a potential business growth in developed countries, allowing for an explanation of the prevailing patterns and trends on the basis of national and social characteristics. Methods The study used methods of processing results and comparison of indicators describing the attitude towards entrepreneurship. As input data, we used population and prospective entrepreneurs surveys, held in 2007-2013 in the Russian Federation, China, the United States, Germany, France, Great Britain, Spain, Italy, and Japan. In addition, we used comprehensive evaluations for a numerical experiment. Results The article presents the results of the analysis of the intentions and capabilities of the participation of individuals in creating own business. We analyzed the level of perception of entrepreneurship on the part of the population. We proposed integrated assessments of the potential for further development of the business sector in national economies. Conclusions and Relevance The results obtained can be used in theoretical studies and applied developments in the planning of sociological studies related to entrepreneurial activity, identifying the existing capacity building the number of entrepreneurs in the Russian Federation and its regions, as well as in the formation of relevant plans and programs.

Текст научной работы на тему «Анализ потенциала развития и отношения к предпринимательству в национальных экономиках»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Научное обозрение

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ И ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКАХ

Юлия Семеновна ПИНЬКОВЕЦКАЯ1*, Евгений Николаевич КАТАЕВь

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления,Ульяновский

государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация

judy54@yandex.ru

ь студент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет,

Ульяновск, Российская Федерация

evgkat10@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Тема. Статья посвящена оценке и перспективам развития предпринимательства, пониманию путей повышения его роли. Поэтому актуальным представляется исследование предпринимательских настроений, а также сложившегося отношения к предпринимателям в обществе.

Цели. Исследование проведено в целях разработки инструментов и проведения анализа потенциальных возможностей роста предпринимательства в развитых странах, позволяющих предоставить объяснения сложившихся закономерностей и тенденций на основе национальных и социальных особенностей.

Методология. В процессе исследования использовались методы обработки результатов опросов, сравнения и сопоставления показателей, описывающих отношение к предпринимательству. В качестве исходной информации были использованы данные опросов населения и предполагаемых предпринимателей, проведенных в 2007-2013 гг. в Российской Федерации, Китае, США, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии и Японии. Кроме того, были использованы комплексные оценки, по которым проведен вычислительный эксперимент.

Результаты. В статье приведены итоги анализа намерений и возможностей участия индивидуумов в создании собственного бизнеса. Проанализирован уровень восприятия предпринимательской деятельности со стороны населения. Предложены комплексные оценки потенциальных возможностей дальнейшего развития предпринимательского сектора в национальных экономиках.

Выводы и значимость. Установлены закономерности и тенденции изменения по девяти странам шести показателей. Рассмотрены факторы, определяющие особенности изменения показателей в Российской Федерации и зарубежных странах. Предложено использование двух комплексных оценок, описывающих потенциал наращивания численности предпринимателей и отношение к предпринимателям в социуме. Представлены формулы и результаты расчета комплексных оценок. Приведены предложения по развитию предпринимательства в Российской Федерации.

Полученные результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях и прикладных разработках при планировании социологических исследований, связанных с предпринимательской активностью, определением имеющегося в регионах потенциала наращивания численности предпринимателей в Российской Федерации и ее регионах, а также при формировании соответствующих перспективных планов и программ.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 24.12.2014 Одобрена 13.01.2015

УДК 332.1; 316.4

Ключевые слова:

предпринимательство, мониторинг, оценка, бизнес, развитие

Абсолютное большинство исследований, посвященных состоянию и перспективам развития предпринимательства в нашей стране, основывается на анализе экономических и правовых факторов, влияющих на эту сферу национальной экономики. Вместе с тем, по мнению авторов, большую

роль в появлении новых предпринимателей играют социально-психологический климат и отношение к бизнесменам в обществе. Этим аспектам отечественного предпринимательства до настоящего времени в стране не уделялось достаточного внимания как в научных работах, так

и в практической деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти по регулированию и поддержке малого бизнеса.

Предпринимательские структуры создаются и ведут свою деятельность под руководством предпринимателей. Такие структуры являются движущей силой в большинстве национальных экономик. Несмотря на имевшие место предположения о существенной концентрации производства на базе крупных корпораций и концернов, в том числе транснациональных, роль малого и среднего предпринимательства в большинстве экономически развитых государств в последние годы не снижалась, а объемы производства и численность работников продолжают расти [1].

Решениями Президента и Правительства Российской Федерации предусматривается значительное увеличение доли предпринимательства в экономике страны. Поэтому в настоящее время актуальным представляется исследование восприятия населением этой сферы деятельности, формирования предпринимательских намерений, выявление побудительных мотивов создания собственного бизнеса. Рассмотрению этой проблемы на примере опыта ряда наиболее крупных экономик мира посвящена статья.

Анализ сферы предпринимательства, в частности предпринимательских настроений и восприятий, а также предпринимательской активности проводился в работах различных авторов. Данные показатели позволяют определить основные тенденции развития предпринимательства в различных странах, его возможности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе деятельности.

Описание сущности и анализ уровней значимости таких показателей проводился в работе З. Дж. Акса, С. Десаи и Л.Ф. Клаппер [2], в которой, в частности, проанализирована зависимость показателей и уровня их вариации от институциональных, правовых и даже экологических факторов. Исследователи Р. Джусто, Дж. Де Кастро и А. Мейдеу-Аливарез в своей работе [3] рассматривали предпринимательскую активность на основе модельного подхода и теории социальной сети, которые используются комбинированно.

Говоря о территориальных и региональных различиях уровня развития сферы предпринимательства, предпринимательских настроений и восприятий, можно выделить работы Н. Босма и В. Шутье, которые исследовали данные вопросы в 127 регионах 17 стран Европы [4]. Это позволило

выявить тесную взаимосвязь показателей и их взаимозависимость, оценить уровень этой зависимости. В работах К. Альвареза, Д. Урбано [5], Дж. Амороса и О. Кристи [6] представлен анализ предпринимательской активности в странах Латинской Америки. В частности, выявляется тесная связь уровня политической стабильности, коррупции с предпринимательской активностью. При этом выявлено, что в этих странах отсутствует тесная связь процедур и времени для организации бизнеса, а также предпринимательских навыков с уровнем предпринимательской активности. Проводился анализ показателей и по отдельным странам, например Р. Айдис и С. Эстрин [7] анализировали сферу предпринимательства в Российской Федерации и выявляли зависимость ее состояния от различных факторов, а Х. Бергман и Р. Штернберг [8] изучали ситуацию в Германии.

Проблемы предпринимательской активности в Российской Федерации рассматривались О.Р. Верховской, М.В. Дорохиной, А.В. Сергеевой [9].

В исследованиях некоторых авторов проводится и гендерный анализ предпринимательских настроений. В работе К. Кливера [10] проанализированы различия между мужчинами и женщинами, показано, как ведут себя те и другие в различных условиях под влиянием различных факторов как внешней, так и внутренней среды. В работе Дж. Леви и М. Харта [11] проведен гендерный анализ в рамках конкретной страны - Великобритании, выявлена зависимость гендерного соотношения предпринимателей и общих показателей развития предпринимательской сферы.

Особенности предпринимательской активности рассмотрены в работах таких зарубежных авторов, как П. Арениус, М. Миннити, Д. Аудрич, М. Клайнбах, Е. Леманн, М. Каррее, А. Турик, А. Стел, З. Акс, Л. Сцерб, П. Коеллингер, Р. Турик [12-18].

Цель статьи - исследование потенциала развития предпринимательства в национальных экономиках. При проведении исследования были решены следующие задачи:

- разработаны методические подходы;

- осуществлен выбор показателей, характеризующих желания и возможности индивидуумов создать собственный бизнес, а также отношение к предпринимателям в обществе;

- сформирована информационная база данных по каждому из показателей;

- построена динамика изменения показателей;

- проведен анализ закономерностей и тенденций по рассматриваемым странам;

- разработаны инструменты комплексной оценки на основе выбранных показателей.

Методический подход основывался на материалах проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который представляет собой наиболее полное исследование в этой области по количеству наблюдений, а также учету особенностей предпринимательства в регионах мира. Отличительной особенностью этого проекта является подробный учет всех этапов развития предпринимательства: от появления желания участвовать в этой деятельности и идеи о возможных путях реализации такого желания до создания своего бизнеса и обеспечения его функционирования [19]. Для получения данных использовался опрос взрослого трудоспособного населения и национальные экспертные интервью.

К настоящему времени в отчетах по проекту «Глобальный мониторинг предпринимательства» отражены данные о предпринимательских настроениях и реальной предпринимательской деятельности по большинству стран, в которых эта деятельность получила существенное развитие.

В процессе работы авторами были рассмотрены две группы показателей:

- первая группа, включающая три показателя, описывала личностные характеристики восприятия возможностей и способностей создания собственного бизнеса;

- вторая группа - характеризовала отношение к предпринимателям в обществе, она также включала три показателя.

Информационная база исследования основывалась на данных глобального мониторинга предпринимательства за2007-2013 гг. [20-26], а также итогах научных исследований предпринимательства в зарубежных странах, представленных, в частности в работах [27-34].

Кроме того, рассматривались показатели, характеризующие предпринимательские настроения и отношение к предпринимателям в Российской Федерации, США, Японии, Франции, Великобритании, Италии, Германии, Испании и Китае. Отметим, что опросы не проводились за некоторые годы по отдельным странам, а также по

ряду рассматриваемых показателей. Однако это, на взгляд авторов, не препятствует формированию корректных выводов об имеющихся закономерностях и тенденциях.

Рассмотрим приведенные показатели и динамику их изменения по рассматриваемым странам подробнее.

Показатель «Предполагаемые возможности»

отражает удельный вес жителей соответствующей страны в возрасте от 18 до 64 лет от общей численности экономически активного населения, которые видят хорошие возможности для открытия бизнеса. Изменение значений этого показателя представлено на рис. 1 (на этом и других рисунках представлены тренды изменения показателей, по которым имеется информация не менее чем за 5 лет).

Анализ данных, представленных на рис. 1 , показывает, что в Италии и Испании рассматриваемый период характеризовался спадом предполагаемых возможностей для начала бизнеса. В Италии показатель предполагаемых возможностей уменьшился с 39 до 17,3%, а в Испании - с 33 до 16%, что обусловлено существенными кризисными явлениями в экономике этих стран.

С 2010 г. наблюдался существенный рост показателя предполагаемых возможностей взрослого трудоспособного населения в США, причем в 2012 и 2013 гг. он превысил 40%. Отметим, что многие в Америке создают свой бизнес в качестве дополнительного источника доходов, т.е. предпринимательская деятельность осуществляется в свободное от основной работы время. Причем она может быть не регулярной, а эпизодической. Зачастую это связано с семейным бизнесом.

Значительный уровень показателя предполагаемых возможностей отмечался в Китае, Великобритании и Германии, где соответствующие значения превышали 30%. При этом для Китая значения показателя изменялись от года к году в больших пределах, что возможно обусловлено погрешностями проводимого опроса в условиях имеющейся дифференциации условий развития предпринимательства в различных регионах страны.

Низкий уровень предполагаемых возможностей наблюдался в Японии (менее 10%). Только в 2008 г. он поднимался до 13%. Условия, которые сложились в японском предпринимательстве, обусловлены, по мнению авторов, особенностями ведения малого бизнеса. В Японии последние десятилетия

Рисунок 1

Динамика показателя «Предполагаемые возможности» в 2007-2013 гг., %

Китай И Россия А Соединенные Штаты Америки

Япония —О—Франция —О—Великобритания

Италия А Германия Испания

Источник: авторская разработка.

преобладает нацеленность на работу в крупных компаниях, так как она считается более престижной. Малое предпринимательство сосредоточено в семейных фирмах, которые, как правило, ведут деятельность продолжительное время. Иногда при этом сменяется несколько поколений. Несмотря на низкий уровень предпринимательских намерений, в Японии отмечается значительная доля экономически активного населения, являющегося владельцами уже функционирующих предприятий.

В Российской Федерации значения показателя находились в достаточно большом диапазоне: наибольшее значение (39%) отмечалось в 2008 г., наименьшее (17%) - в период глобального экономического кризиса в 2009 г. В 2011 г. этот показатель вырос, однако в 2012 и 2013 гг. он существенно уменьшился и в 2013 г. составил 18,2%. Это обусловлено, на взгляд авторов, слабой поддержкой предпринимателей со стороны федеральных и региональных органов управления, сохраняющимися административными барьерами, достаточно сложной системой учета и отчетности, трудностями в кредитовании. Кроме того, можно отметить стремление многих хорошо образованных специалистов связать свою карьеру с государственной (муниципальной) службой или работой в бюджетных организациях, особенно в крупных корпорациях.

Показатель «Предполагаемые способности»

отражает процент населения страны в возрасте от 18 до 64 лет в общей численности экономически активного населения, обладающего (по собственному мнению) необходимыми навыками и знаниями для начала предпринимательства (рис. 2).

Анализ данных, представленных на рис. 2, показывает, что наиболее высокие значения показателя «Предполагаемые способности» характерны для США, где с 2007 по 2013 г. значение показателя возросло с 43% до 55,7%.

В Европе наибольшие величины рассматриваемого показателя характерны для Испании и Великобритании. Значения показателя в этих странах в отдельные годы превышали 50%. В Испании его уровень в 2013 г. составил более 48%, а в Великобритании - 43,8%. В Германии, Франции, Италии и Китае это показатель колебался от 30 до 40%. Снижение его значения почти на 20 п.п. за рассматриваемый период отмечалось в Италии.

В Российской Федерации значение показателя «Предполагаемые способности» имело достаточно устойчивую тенденцию к росту. Причем в начале рассматриваемого периода он был менее 10%, а в последние годы его величина колебалась в районе 30%. Это свидетельствует как о повышении

50

40

30

20

10

0

Рисунок 2

Динамика показателя «Предполагаемые способности» в 2007-2013 гг., %

2007 2008

—♦— Китай —•—Япония X Италия

2009 2010

—■—Россия —О—Франция —Л— Германия

2011 2012 2013

—А— Соединенные Штаты Америки —О— Велико британия —□— Испания

Источник: авторская разработка.

самооценки наших сограждан, так и о появлении у некоторых из них соответствующих знаний и умений. Отметим, что в нашей стране при достаточно высоком уровне среднего специального и высшего образования мало внимания уделяется обучению конкретным компетенциям, которые необходимы начинающим предпринимателям. Еще меньше навыков самостоятельной организаторской и производственной деятельности формируется в процессе обучения в школах.

Показатель «Страх неудачи» отображает удельный вес экономически активного населения с положительным восприятием своих возможностей, которому предполагаемые опасения будущих неудач не позволяют создать свой бизнес. Значения показателя представлены на рис. 3.

Анализ данных, представленных на рис. 3, показывает, что минимальные значения показателя отмечались в США, где соответствующие значения колебались в интервале от 24 до 32%. Низкие значения показателя также зафиксированы в Китае, где соответствующий интервал составлял от 30 до 36%. Среди европейских стран высокие значения

показателя отмечались в Италии и Испании и достигали 50%. Средние значения рассматриваемого показателя по европейским странам колебались на уровне 40%.

В 2008 и 2009 гг. в Российской Федерации страх неудачи испытывали 66% и 52% взрослого трудоспособного населения соответственно. Однако к 2013 г. значение этого показателя снизилось до 29% и стало одним из самых низких среди рассматриваемых стран. Вместе с тем в Российской Федерации сохранились факторы, обусловливающие трудности начала предпринимательской деятельности, к которым можно отнести многочисленные проверки, высокий уровень наказания за допущенные ошибки и нарушения, в том числе и не умышленные.

Показатель «Предпринимательство в качестве хорошего выбора карьеры» отражает удельный вес взрослого населения, которое считает, что ведение предпринимательской деятельности в их стране обеспечит хорошее благосостояние. Динамика изменения показателя по странам представлена на рис. 4.

Рисунок 3

Динамика показателя «Страх неудачи» в 2007-2013 гг., %

2007 2008

♦ Китай

—•—Япония

X Италия

2009 2010

—■—Россия

—О— Франция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А Германия

2011 2012 2013

-А—Соединенные Штаты Америки

-О— Великобритания -□—Испания

Источник: авторская разработка. Рисунок 4

Динамика показателя «Предпринимательство как хороший выбор карьеры» в 2007-2013 гг., %

40

30

20

10

0

2007

2008

♦ Китай Ш Россия Источник: авторская разработка.

2009 2010 2011 2012 2013

■Япония —О—франция —О—Великобритания А Германия —В—Испания

Анализ данных, представленных на рис. 4, показывает, что этот показатель имел высокое значение в Италии, Китае, Российской Федерации, США, Франции и Испании. В этих странах соответствующий показатель находился в диапазоне от 55 до 72%. Несколько ниже оценивают выбор карьеры предпринимателя в качестве хорошего в Германии и Великобритании, где значения показателя колебались в районе 50%.

Еще одним показателем, отражающим отношение к предпринимателям, является «Восприятие предпринимательства как высокостатусного занятия». Этот показатель отражает долю населения в возрасте от 18 до 64 лет, которое согласно с тем, что в их стране успешные предприниматели имеют высокий статус (рис. 5).

Анализ данных, представленных на рис. 5, показывает, что высокий уровень показателя характерен для Великобритании, Китая, США, Германии. Несколько ниже значения показателя в Российской Федерации, Италии, Франции, Испании. В Испании в последние годы отмечается небольшой спад значения показателя.

Последний из показателей второй группы -«Внимание СМИ к предпринимательству». Этот показатель отражает долю населения, считающего, что в их стране СМИ уделяет большое внимание успешным предпринимателям. Динамика изменения этого показателя приведена на рис. 6.

Анализ данных, представленных на рис. 6, показывает, что наиболее высокий уровень показателя отмечался в Китае, что обусловлено большой ролью предпринимательства в развитии экономики этой страны. Значения показателя за рассматриваемый период по всем странам были достаточно высокими и находились в интервале от 40 до 60%. При этом отмечалась их стабильность по годам. Интересно, что граждане Японии в процессе опроса достаточно высоко оценивали уровень внимания СМИ к предпринимательству в их стране. Там значения этого показателя за все рассмотренные годы оказались выше, чем в европейских странах и Российской Федерации.

В качестве инструментов анализа сложившихся у населения настроений и восприятий предлагается использовать две комплексные оценки,

Рисунок 5

Динамика показателя «Высокий статус успешных предпринимателей» в 2007-2013 гг., %

2007 2008 2009 2010 2011

—Китай —■— Россия —•— Япония —О— Франция —О— Великобритания —X— Италия

Источник: авторская разработка.

2012

г- Германия

2013 - Испания

Рисунок 6

Динамика показателя «Внимание СМИ к предпринимательской деятельности» в 2007-2013 гг., %

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

♦ Китай Ш Россия Источник: авторская разработка.

-Япония

- Франция

- Великобритания —X— Италия

-Германия

-Испания

соответствующие указанным ранее двум группам показателей.

К первой группе относятся показатели предполагаемых возможностей Пр предполагаемых способностей П2, страха неудачи П3. Эти показатели описывают уровень готовности взрослого трудоспособного населения принять при определенных условиях участие в предпринимательской деятельности, т.е. позволяют определить ожидаемую долю потенциальных предпринимателей в общей численности взрослого трудоспособного населения страны.

Комплексная оценка К1 (%) по первой группе показателей рассчитывается по следующей формуле:

П1 П2(100 - П3)

К =

10 000

(1)

Учитывая средние значения рассматриваемых показателей за период с 2007 по 2013 г., в табл. 1 приведены рассчитанные по формуле (1) величины комплексной оценки готовности населения к активному предпринимательству.

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет охарактеризовать долю людей в численности

Таблица 1

Комплексная оценка готовности населения к активному предпринимательству по первой группе показателей, %

Эта формула показывает, что потенциальная предпринимательская активность растет с увеличением показателей 1 и 2. Вместе с тем она снижается при увеличении страха неудачи организации бизнеса (показатель 3).

Страна П П2 П3 К1

Китай 35 38 33 9

Россия 22 22 44 3

США 36 53 29 14

Япония 8 12 44 1

Франция 30 33 44 6

Великобритания 33 46 35 10

Италия 27 37 46 5

Германия 31 37 40 7

Испания 21 47 43 6

Источник: авторская разработка.

экономически активного населения, желающего в перспективе начать собственный бизнес. При этом наиболее высокое значение комплексной оценки отмечается в США, несколько меньшее - в Великобритании и Китае. Это связано с высоким уровнем готовности экономически активного населения рассматривать предпринимательство в качестве сферы приложения своих сил и способностей. С учетом количества людей, уже имеющих собственный бизнес, доля предпринимателей во взрослом трудоспособном населении этих трех стран может превысить в ближайшее время 20%.

Существенно ниже оценки возможностей и способностей создания бизнеса в Германии, Франции, Испании и Италии.

В Российской Федерации для развития предпринимательства требуется существенное повышение уровня предпринимательских намерений населения. Для этого представляется целесообразным:

- развитие льготного кредитования предпринимательских структур;

- снижение административных барьеров;

- упрощение системы учета и отчетности;

- стимулирование самозанятости индивидуумов и семейного бизнеса;

- увеличение количества бизнес-инкубаторов и технопарков, а также перечня оказываемых ими услуг начинающим предпринимателям;

- улучшение отношения к предпринимательской деятельности со стороны органов управления;

- декриминализация наказаний за ошибки при ведении предпринимательства.

Особое значение имеет целенаправленная подготовка к предпринимательской деятельности. Она должна включать специальные образовательные программы в средней школе, высших и средних специальных учебных заведениях. Эти программы должны стимулировать интерес к карьере предпринимателя. Кроме того, необходимо развивать курсы повышения квалификации, бесплатные тренинги и семинары, особенно для обеспечения юридической и финансовой грамотности потенциальных предпринимателей.

Ко второй группе относятся показатели предпринимательства в качестве хорошего выбора карьеры П4, высокого статуса успешных предпринимателей П5, а также внимание, уделяемое

СМИ успешным предпринимателям П6. Эти показатели описывают сложившиеся стереотипы целесообразности занятия предпринимательством и отношения к предпринимателям в социуме страны.

Комплексную оценку К2 (%) по второй группе показателей предлагается проводить по следующей формуле:

К2 = П4П5Пб. (2)

2 10 000

Предлагаемая формула учитывает, что положительное отношение к предпринимательству растет с увеличением 4, 5 и 6-го показателей.

Комплексная оценка по второй группе показателей характеризует отношение в обществе к предпринимателям и важность предпринимательской деятельности. Уважительное отношение к предпринимателям в обществе и высокий социальный статус обеспечивают увеличение количества людей, заинтересованных в открытии собственного дела, а также стимулируют их поддержку со стороны органов управления, инвесторов, поставщиков и потребителей.

Учитывая средние значения рассматриваемых показателей за период с 2007 по 2013 г., в табл. 2 приведены рассчитанные по формуле (2) величины комплексной оценки целесообразности занятия предпринимательством и отношения к этой деятельности.

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что наиболее благоприятное отношение к предпринимательству характерно для Китая. Это обусловлено общими тенденциями ускоренной трансформации экономики в этой стране, проводимыми институциональными преобразованиями, политикой китайского

Таблица 2

Комплексная оценка по второй группе показателей, %

Страна П4 П6 К2

Китай 70 75 77 40

Россия 63 65 48 20

Япония 29 48 58 8

Франция 63 69 45 20

Великобритания 51 73 49 18

Италия 68 70 44 21

Германия 52 73 50 19

Испания 62 61 43 16

Источник: авторская разработка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руководства. Значения комплексных оценок по Российской Федерации и странам Западной Европы отличаются менее чем на 5 п.п.

Рассмотренная динамика изменения шести показателей, характеризующих предпринимательские настроения и отношения к занятию такой деятельностью со стороны населения в восьми экономически развитых странах мира и в Российской Федерации за период с 2007 по 2013 г., позволила сделать следующие выводы.

1. Высокие значения показателя «Предполагаемые возможности» за рассматриваемый период были характерны для США, Китая, Великобритании и Германии. В Италии и Испании отмечалось существенное снижение возможностей для начала бизнеса. Рост этого показателя имел место в США. Выше среднего значения этого показателя были в Испании и Великобритании. В Российской Федерации значение показателя «Предполагаемые способности» имело тенденцию к росту. Снижение значения этого показателя отмечалось в Италии. Минимальные значения показателя «Страх неудачи организации бизнеса» показали опросы населения в Китае и США, а также в Российской Федерации (2013 г.). Высокие уровни этого показателя имеют место в Италии и Испании.

2. Показатели «Предпринимательство как хороший выбор карьеры», «Высокий статус успешных предпринимателей» и «Внимание СМИ к предпринимательской деятельности» в

течение 2007-2013 гг. оставались стабильными в большинстве рассматриваемых стран. Причем по первому и последнему показателям наиболее высокими значениями характеризовалось отношение к предпринимательству в Китае.

3. Значения показателей по Японии, за исключением страха неудачи и внимания СМИ к предпринимательской деятельности, существенно меньше показателей по остальным странам, что обусловлено особенностями формирования этого сектора экономики в Японии.

4. Для сравнительного анализа потенциала увеличения численности предпринимателей и отношения к ним в обществе целесообразно использование двух комплексных оценок. Соответствующие расчеты показали, что величины первой из оценок существенно отличаются по различным странам, поэтому можно предположить ускоренный рост количества предпринимателей в США, Великобритании и Китае. Отношение к предпринимательству в странах Европы и в Российской Федерации находится на одинаковом уровне. В Китае значение этой (второй) комплексной оценки существенно выше.

5. Основное внимание для обеспечения развития предпринимательства в Российской Федерации необходимо уделить государственному регулированию и государственной поддержке, совершенствованию форм и методов обучения, а также подготовке к этой деятельности.

Список литературы

1. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996. 149 с.

2. Acs Z.J., Desai S., KlapperL.F. What does «entrepreneurship» data really show? // Small Business Economics. 2008. Vol. 31. № 3. P. 265-281.

3. Justo R., De Castro J.O., Maydeu-Olivares A. /ndicators of entrepreneurship activity: Some methodological contributions // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2008. Vol. 6. № 4. P. 604-621.

4. Bosma N., Schutjens V. Understanding regional variation in entrepreneurial activity and entrepreneurial attitude in Europe // Annals of Regional Science. 2011. № 47. P. 711-742.

5. Alvarez C., Urbano D. Environmental factors and entrepreneurial activity in Latin America // Academia Revista Latinoamericana de Administraciyn. 2011. № 48. P. 31-45.

6. Amoros J.E., Cristi O. Entrepreneurship and competitiveness development: A longitudinal analysis of Latin American countries // International Entrepreneurship and Management Journal. 2008. Vol. 4. Iss. 4. P. 381-399.

7. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. Institutions and Entrepreneurship Development in Russia: A Comparative Perspective // Journal of Business Venturing. 2008. № 23. P. 656-672.

8. BergmannH., SternbergR. The Changing Face of Entrepreneurship in Germany // Small Business Economics. 2007. Vol. 28. № 2/3. P. 205-221.

9. Верховская О.Р., ДорохинаМ.В., Сергеева А.В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия 2013. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2014. 64 с.

10. Klyver K. Gender differences in entrepreneurial networks: Adding an alter perspective // Gender in Management. 2011. Vol. 26. № 5. P. 332-350.

11. Levie J., Hart M. Business and Social Entrepreneurs in the UK: Gender, context and commitment // International Journal of Gender and Entrepreneurship. 2011. Vol. 3. Iss. 3. P. 200-217.

12. Acs Z.J., Szerb L. Entrepreneurship, Economic Growth and Public Policy // Small Business Economics. 2007. Vol. 28. Iss. 3. P. 109-122.

13. Acs Z. J., Szerb L. Global Entrepreneurship and Development Index 2011. Edward Elgar Publishing Ltd, 2010. P. 266-269.

14. Arenius P., Minniti M. Perceptual Variables and Nascent Entrepreneurship // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. P. 233-247.

15. Audretsch D., KeilbachM., Lehmann E. Entrepreneurship and Economic Growth. Oxford: Oxford University Press, 2006. 235 p.

16. Carree M.A., ThurikA.R. The Handbook Entrepreneurship and Economic Growth. International Library of Entrepreneurship. Cheltenham and Nothrampton. Edward Elgar Publishing, 2006.

17. KoellingerP., ThurikR. Entrepreneurship and the Business Cycle. Erasmus School of Economics, Erasmus University Rotterdam: EIM Business and Policy Research; Zoetermeer, The Netherlands: Tinbergen Institute, 2009. 41 p.

18. Van Stel A., Carree M., Thurik R. The Effect of Entrepreneurial Activity on National Economic Growth // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. Iss. 3. P. 311-321.

19. Reynolds P., Bosma N., Autio E., Hunt S., De Bono N., Servais I., Lopez-Garcia P., Chin N. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection design and implementation 1998-2003 // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. Iss. 3. P. 205-231.

20. Amoros J., Bosma N. Global Entrepreneurship Monitor 2013 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2014. 104 p.

21. Bosma N., Acs Z.J., Autio E., Coduras A., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2008 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2009. 66 p.

22. Bosma N., Jones K., Autio E., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2007 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, UK, London: London Business School. 2008. 64 p.

23. Bosma N., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2009 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Iceland, Háskólinn Reykjavik: Reykjavik University, UK, London: London Business School. 2010. 72 p.

24. Kelley D.J., Bosma N., Amo^s J.E. Global Entrepreneurship Monitor 2010 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2011. 83 p.

25. Kelley D.J., Singer S., Herrington M. Global Entrepreneurship Monitor 2011 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2012. 37 p.

26. Xavier S.R., Kelley D.J., Kew J., HerringtonM., Vorderwülbecke A. Global Entrepreneurship Monitor 2012 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2013. 86 p.

27. Германия. Вызовы XXI века. М.: Весь Мир, 2009. 792 с.

28. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы.

М.: Наука, 2006. 258 с.

29. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса. М.: Весь Мир, 2010.

30. ЛебедеваИ.П. Япония: промышленность и предпринимательство (вторая половина XX века - начало XXI века). М.: Восточная литература, 2007. 223 с.

31. ЛюксбургН. Фон, ПорядочноеЮ. Все о бизнесе в Германии. СПб.: Питер, 2007. 256 с.

32. Хуан Я. Капитализм по-китайски: государство и бизнес. М.: Альпина Паблишерз, 2012. 375 с.

33. Bergmann H., Mueller S., Schrettle T. The Use of Global Entrepreneurship Monitor Data in Academic Research: A Critical Inventory and Future Potentials // International Journal of Entrepreneurial Venturing. 2014. Vol. 6. № 3. P. 242-276. DOI: 10.1504/IJEV.2014.064691.

34. Krueger N.F., Jr., ReillyM.D., CarsrudA.L. Competing Models of Entrepreneurial Intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15. Iss. 5/6. P. 411-432.

176 с.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Scholar Dispute

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL

AND ATTITUDES TOWARDS ENTREPRENEURSHIP IN NATIONAL ECONOMIES

Yuliya S. PIN'KOVETSKAYAa*, Evgenii N. KATAEVb

a Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation judy54@yandex.ru

b Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation evgkat10@mail.ru

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 24 December 2014 Importance The article evaluates and considers the prospects for the development of

Accepted 13 January 2015 entrepreneurship, the ways to enhance its role. So germane is research business sentiment, as well

as attitudes towards entrepreneurs in society.

Objectives The goal is to develop tools and analyze a potential business growth in developed countries, allowing for an explanation of the prevailing patterns and trends on the basis of national and social characteristics.

Methods The study used methods of processing results and comparison of indicators describing the attitude towards entrepreneurship. As input data, we used population and prospective entrepreneurs surveys, held in 2007-2013 in the Russian Federation, China, the United States, Germany, France, Great Britain, Spain, Italy, and Japan. In addition, we used comprehensive evaluations for a Keywords: enterprise, monitoring, numerical experiment.

assessment, business, development Results The article presents the results of the analysis of the intentions and capabilities of the

participation of individuals in creating own business. We analyzed the level of perception of entrepreneurship on the part of the population. We proposed integrated assessments of the potential for further development of the business sector in national economies.

Conclusions and Relevance The results obtained can be used in theoretical studies and applied developments in the planning of sociological studies related to entrepreneurial activity, identifying the existing capacity building the number of entrepreneurs in the Russian Federation and its regions, as well as in the formation of relevant plans and programs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Malyi biznes Rossii. Problemy iperspektivy [Small business in Russia. Problems and prospects]. Moscow, RARMP Publ., 1996, 149 p.

2. Acs Z.J., Desai S., Klapper L.F. What does entrepreneurship data really show? Small Business Economics, 2008, vol. 31, no. 3, pp. 265-281.

3. Justo R., De Castro J.O., Maydeu-Olivares A. Indicators of entrepreneurship activity: Some methodological contributions. International Journal of Entrepreneurship and Small Business, 2008, vol. 6, no. 4, pp.604-621.

4. Bosma N., Schutjens V. Understanding regional variation in entrepreneurial activity and entrepreneurial attitude in Europe. Annals of Regional Science, 2011, no. 47, pp. 711-742.

5. Alvarez C., Urbano D. Environmental factors and entrepreneurial activity in Latin America. Academia Revista Latinoamericana de Administraciyn, 2011, no. 48, pp. 31-45.

6. Amoros J.E., Cristi O. Entrepreneurship and competitiveness development: A longitudinal analysis of Latin American countries. International Entrepreneurship and Management Journal, 2008, vol. 4, iss. 4, pp.381-399.

7. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. Institutions and Entrepreneurship Development in Russia: A Comparative Perspective. Journal of Business Venturing, 2008, no. 23, pp. 656-672.

8. Bergmann H., Sternberg R. The Changing Face of Entrepreneurship in Germany. Small Business Economics, 2007, vol. 28, no. 2/3, pp. 205-221.

9. Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V., Sergeeva A.V. Global'nyi monitoring predprinimatel'stva: Rossiya 2013 [Global Entrepreneurship Monitor: Russia 2013]. St. Petersburg, USM SPbSU Publ., 2014, 64 p.

10. Klyver K. Gender Differences in Entrepreneurial Networks: Adding an Alter Perspective. Gender in Management, 2011, vol. 26, no. 5, pp. 332-350.

11. Levie J., Hart M. Business and Social Entrepreneurs in the UK: Gender, context and commitment. International Journal of Gender and Entrepreneurship, 2011, vol. 3, iss. 3, pp. 200-217.

12. Acs Z.J., Szerb L. Entrepreneurship, Economic Growth and Public Policy. Small Business Economics, 2007, vol. 28, iss. 3, pp. 109-122.

13. Acs Z.J., Szerb L. Global Entrepreneurship and Development Index 2011. Edward Elgar Publishing Ltd., 2010, pp. 266-269.

14. Arenius P., Minniti M. Perceptual Variables and Nascent Entrepreneurship. Small Business Economics, 2005, vol. 24, pp. 233-247.

15. Audretsch D., Keilbach M., Lehmann E. Entrepreneurship and Economic Growth. Oxford, Oxford University Press, 2006, 235 p.

16. Carree M.A., Thurik A.R. The Handbook Entrepreneurship and Economic Growth. International Library of Entrepreneurship. Cheltenham and Nothrampton. Edward Elgar Publishing, 2006.

17. Koellinger P., Thurik A.R. Entrepreneurship and the Business Cycle. Erasmus School of Economics, Erasmus University Rotterdam: EIM Business and Policy Research; Zoetermeer. The Netherlands, Tinbergen Institute, 2009, 41 p.

18. Van Stel A., Carree M., Thurik R. The Effect of Entrepreneurial Activity on National Economic Growth.

Small Business Economics, 2005, vol. 24, iss. 3, pp. 311-321.

19. Reynolds P., Bosma N., Autio E., Hunt S., De Bono N., Servais I., Lopez-Garcia P., Chin N. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection design and implementation 1998-2003. Small Business Economics, 2005, vol. 24, iss. 3, pp. 205-231.

20. Amoros J., Bosma N. Global Entrepreneurship Monitor 2013 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur: Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School, 2014, 104 p.

21. Bosma N., Acs Z.J., Autio E., Coduras A., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2008 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School, 2009, 66 p.

22. Bosma N., Jones K., Autio E., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2007 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, UK, London: London Business School, 2008, 64 p.

23. Bosma N., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2009 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Iceland, Háskólinn Reykjavik: Reykjavik University, UK, London: London Business School, 2010, 72 p.

24. Kelley D.J., Bosma N., Amorys J.E. Global Entrepreneurship Monitor 2010 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School, 2011, 83 p.

25. Kelley D.J., Singer S., Herrington M. Global Entrepreneurship Monitor 2011 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur: Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School, 2012, 37 p.

26. Xavier S.R., Kelley D.J., Kew J., Herrington M., Vorderwülbecke A. Global Entrepreneurship Monitor 2012 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur: Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School, 2013, 86 p.

27. Germaniya. VyzovyXXIveka [Germany. Challenges of the twenty-first century]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2009, 792 p.

28. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva v stranakh Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy [The State support of small business in the countries of Central and Eastern Europe]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 258 p.

29. Dva kita ispanskoi ekonomiki. Opyt razvitiya malogo i srednego bizneca [Two pillars of the Spanish economy. The experience of development of small and medium-sized businesses]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2010, 176 P-

30. Lebedeva I.P. Yaponiya: promyshlennost' i predprinimatel 'stvo (vtoraya polovina XX veka - nachalo XXI veka) [Japan: industry and entrepreneurship (the second half of the 20th century - the beginning of the 21st century)]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2007, 223 p.

31. Lyuksburg N. Fon, Poryadochnov Yu. Vse o biznese v Germanii [All about business in Germany]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 256 p.

32. Khuan Ya. Kapitalizmpo-kitaiski: gosudarstvo i biznes [Chinese capitalism: the State and business]. Moscow, Al'pina Pablisherz Publ., 2012, 375 p.

33. Bergmann H., Mueller S., Schrettle T. The Use of Global Entrepreneurship Monitor Data in Academic Research: A Critical Inventory and Future Potentials. International Journal of Entrepreneurial Venturing, 2014, vol. 6, no. 3, pp. 242-276. doi: 10.1504/IJEV.2014.064691

34. Krueger N.F.Jr., Reilly M.D., Carsrud A.L. Competing Models of Entrepreneurial Intentions. Journal of Business Venturing, 2000, vol. 15, iss. 5/6, pp. 411-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.