Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ СИЛОВОГО МАСЛЯНОГО ТРАНСФОРМАТОРА'

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ СИЛОВОГО МАСЛЯНОГО ТРАНСФОРМАТОРА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР / НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ТЕПЛОВАЯ СХЕМА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Литовец Антон Владимирович, Сериков Александр Владимирович

Рассмотрена возможность использования блока нагрева жидкости в конструкции силового масляного трансформатора. Показано, что, несмотря на высокий коэффициент полезного действия силовых трансформаторов, потери холостого хода и короткого замыкания имеют существенные значения и бесполезно рассеиваются в виде тепла в окружающую среду. Предложена конструкция силового трансформатора, в состав которого входит блок нагрева жидкости (теплоносителя). Это позволяет использовать силовой трансформатор не только для преобразования электрической энергии, но и для производства тепловой. С целью анализа возможности использования тепловых потерь разработана эквивалентная тепловая схема замещения и математическая модель, описывающая эту схему. Существует два режима работы блока нагрева жидкости. В пассивном режиме протекающая в нагревательном блоке жидкость нагревается только за счет тепловых потерь силового трансформатора. В активном режиме нагрев жидкости осуществляется за счет потерь при протекании электрического тока по трубам блока нагрева. Введено понятие коэффициента эффективности нагревательного блока. Исследования показали, что до 50 % потерь силового трансформатора можно использовать для нагрева теплоносителя, протекающего в нагревательном блоке. Получены соотношения между полезно используемой тепловой мощностью и потерями в трансформаторе. Также получена зависимость коэффициента эффективности нагревательного блока от расхода теплоносителя. В активном режиме работы нагревательного блока коэффициент эффективности составляет более 90 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Литовец Антон Владимирович, Сериков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECYCLING HEAT LOSSES OF AN OIL-IMMERSED TRANSFORMER: FEASIBILITY STUDY

The paper investigates the feasibility of adding a liquid heater to an oil-immersed transformer. It proves that design the high efficiency of power transformers, losses due to idling and short circuits are substantial and are scattered in the environment as heat. The paper proposes a novel design that implements a liquid (coolant) heater to enable the unit not only to convert electricity, but also to generate heat. In order to analyze the feasibility of such heat recycling, the authors have developed an equivalent thermal circuit and a mathematical model thereof. Said heater can operate in two modes. In the passive mode, the coolant it contains only absorbs the heat emitted (lost) by the power transformer. In the active mode, it also receives the heat emitted due to the passage of electric current through the pipes of the heater. The paper further introduces the definition of heater efficiency. Studies have shown that up to 50 % of transformer heat losses can be recycled by heating the coolant in the heater. The paper presents the relationship between utilized heat and transformer losses, as well as heater efficiency as a function of coolant flow rate. The heater efficiency exceeds 90 % in the active mode.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ СИЛОВОГО МАСЛЯНОГО ТРАНСФОРМАТОРА»

УДК 621.314

DOI: 10.14529/power210105

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ СИЛОВОГО МАСЛЯНОГО ТРАНСФОРМАТОРА

А.В. Литовец, А.В. Сериков

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Рассмотрена возможность использования блока нагрева жидкости в конструкции силового масляного трансформатора. Показано, что, несмотря на высокий коэффициент полезного действия силовых трансформаторов, потери холостого хода и короткого замыкания имеют существенные значения и бесполезно рассеиваются в виде тепла в окружающую среду. Предложена конструкция силового трансформатора, в состав которого входит блок нагрева жидкости (теплоносителя). Это позволяет использовать силовой трансформатор не только для преобразования электрической энергии, но и для производства тепловой. С целью анализа возможности использования тепловых потерь разработана эквивалентная тепловая схема замещения и математическая модель, описывающая эту схему.

Существует два режима работы блока нагрева жидкости. В пассивном режиме протекающая в нагревательном блоке жидкость нагревается только за счет тепловых потерь силового трансформатора. В активном режиме нагрев жидкости осуществляется за счет потерь при протекании электрического тока по трубам блока нагрева. Введено понятие коэффициента эффективности нагревательного блока.

Исследования показали, что до 50 % потерь силового трансформатора можно использовать для нагрева теплоносителя, протекающего в нагревательном блоке. Получены соотношения между полезно используемой тепловой мощностью и потерями в трансформаторе. Также получена зависимость коэффициента эффективности нагревательного блока от расхода теплоносителя. В активном режиме работы нагревательного блока коэффициент эффективности составляет более 90 %.

Ключевые слова: силовой трансформатор, нагревательный блок, эквивалентная тепловая схема, энергоэффективность, коэффициент эффективности.

Введение

Развитие промышленного производства сопровождается увеличением потребления электрической энергии. Передача электрической энергии от мест генерации до пункта её потребления в настоящее время сопровождается пяти-шестикрат-ным преобразованием с помощью силовых трансформаторов и автотрансформаторов. Чем дальше от электростанции находится трансформатор в электрической сети, тем меньше его мощность и тем больше потери на единицу мощности. Основная часть потерь приходится на силовые трансформаторы с классом напряжения от 10 до 35 кВ. Коэффициент полезного действия современных силовых трансформаторов и автотрансформаторов в большинстве случаев составляет более 98 %, но из-за многократной трансформации потери электроэнергии представляют значительные объёмы. Так, силовой трансформатор типа ТМ мощностью 400 кВ^А имеет потери холостого хода 900 Вт и потери короткого замыкания 5500 Вт, а у трансформатора мощностью 6300 кВ^А потери холостого хода могут составлять 7,4 кВт и потери короткого замыкания 46,5 кВт. Полезное использование потерь силовых масляных трансформаторов может улучшить показатели энергоэффективности использования оборудования, а также решить ряд вопросов, связанных с обеспечением отопления объектов, не имеющих централизованного теплоснабжения. Таким образом, повышение энергосбе-

регающих свойств масляных трансформаторов является актуальной задачей.

Постановка задачи

При работе силового трансформатора в его обмотках, магнитопроводе и конструктивных элементах возникают потери энергии, которые преобразуются в тепловые и отводятся от активных частей трансформатора с помощью системы охлаждения в окружающую среду [1-3]. Основными направлениями снижения потерь является использование современных материалов в активных частях, усовершенствование конструкции, технологии изготовления трансформатора и его элементов [4-10]. Все эти мероприятия, как правило, приводят к удорожанию силового трансформатора. Также предложено несколько способов повышения энергоэффективности силового трансформатора путем использования тепловых потерь, бесполезно рассеивающихся в окружающую среду [11]. Анализ систем, реализующих эти способы, показывает недостаточную их эффективность при малых мощностях силовых трансформаторов, сложность внедрения либо узкую область применения.

В работе рассматривается возможность повышения энергетической эффективности силового масляного трансформатора путем полезного использования тепловых потерь с помощью дополнительного активного элемента - нагревательного блока [12]. Одной из возможных конструкций на-

гревательного блока является трубчатый теплообменник, внутри которого циркулирует теплоноситель (например, вода) [13, 14]. Нагревательный блок имеет входной и выходной патрубки для подсоединения к автономной системе теплоснабжения рядом расположенного объекта. Таким объектом может быть производственный цех, помещение для обслуживающего и (или) дежурного персонала трансформаторной подстанции и т. п. Циркуляцию и необходимый расход теплоносителя в системе теплоснабжения [15] и в нагревательном блоке обеспечивает циркуляционный насос. Такое изменение конструкции силового трансформатора перераспределяет тепловые потоки от активных элементов в окружающую среду и нагревательный блок.

Для эффективного теплообмена между трансформаторным маслом и циркулирующим по нагревательному блоку теплоносителем поверхность теплообмена должна быть достаточно большой. Предложена конструкция нагревательного блока [16] в виде трех труб из электропроводного немагнитного материала, например алюминия или его сплавов (рис. 1а). Каждая труба расположена на стержне магнитопровода соответствующей фазы. Бифилярная часть увеличивает поверхность теплообмена и располагается вокруг стержней трех фаз (рис. 1б). Протекающая внутри труб жидкость последовательно омывает все три фазы нагревательного блока. Для реализации такого гидравлического режима одинаково маркированные буквами «а» и «Ь» концы труб соединяются между собой (см. рис. 1б).

С помощью нагревательного блока можно осуществлять дополнительный управляемый нагрев теплоносителя (активный режим). Для этого используются вентильные полупроводниковые приборы 4 (см. рис. 1а). При переводе силовых вентилей, в качестве которых могут использоваться силовые тиристоры или сими-сторы, в проводящее состояние создается замкнутый виток и под действием ЭДС в контурах каждой фазы нагревательного блока начинает циркулировать электрический ток, который приводит к нагреву теплоносителя. Силовые вентили помимо коммутации позволяют также осуществлять регулирование мощности нагревательного блока [17]. На рис. 1б расположение полупроводниковых вентилей показано залитыми прямоугольниками.

Теоретическая часть

Для оценки теплового состояния силового масляного трансформатора с учётом изменения конструкции и перераспределения тепловых потоков использовался метод эквивалентных тепловых схем замещения [18]. Проанализированы пути протекания тепловых потоков для рассматриваемой конструкции трансформатора с нагревательным блоком и составлена эквивалентная тепловая схема замещения (рис. 2).

Очевидно, что тепловое состояние трансформатора будет зависеть в том числе и от температуры теплоносителя, его расхода и мощности тепловыделений в нагревательном блоке. Кроме того, в активном режиме работы нагревательного блока

-Иг

а) б)

Рис. 1. Активная часть силового трансформатора с нагревательным блоком (а) и схема соединения труб нагревательного блока (б): 1 - сердечник (магнитопровод); 2 - обмотки высокого и низкого напряжения; 3 - нагревательный блок; 4 - силовые тиристоры

Рис. 2. Эквивалентная тепловая схема замещения трансформатора с нагревательным блоком трубчатого типа

(при проводящем состоянии полупроводниковых вентилей) часть мощности от внутренних поверхностей стенок труб нагревательного блока будет отдаваться в нагреваемый теплоноситель, а часть мощности от наружной поверхности труб - в трансформаторное масло. В качестве теплоносителя рассматривалась вода.

Источниками тепла являются потери в стали Р„ а также потери в обмотках высокого Р\ и низкого Р2 напряжения. При включении нагревательного блока к этим потерям добавляется мощность тепловыделений в трубе нагревательного блока Рь. Часть мощности от трубы отводится в протекающий по ней теплоноситель в условиях вынужденной конвекции, а другая часть - в трансформаторное масло естественной конвекцией. Теплообмен между маслом и стенками бака (корпуса) осуществляется естественной конвекцией, а от бака в окружающую среду (воздух) - конвекцией и излучением. Термические сопротивления теплообмена имеют следующие обозначения: R1o, R20, Rs - между поверхностями обмоток высокого, низкого напряжений, магнитопровода и трансформаторным маслом соответственно; Rьw - между внутренней поверхностью трубы нагревательного блока и водой; Rbo - между наружной поверхностью трубы нагревательного блока и трансформаторным маслом; Rot, Rta - между маслом и стенками бака трансформатора и между стенками бака и окружающей средой соответственно. Термические сопротивления R1 и R2 обусловлены теплопроводностью изоляции обмоток высокого и низкого напряжений. Для упрощения схемы замещения целесообразно последовательно соединенные сопротивления рассматривать как единые и R22 на рис. 2).

Для определения неизвестных температур трубы нагревательного блока 0Ь, обмоток 0! и 02, трансформаторного масла 0О, сердечника 0^ и температуры стенки бака 0t при заданных температурах окружающей среды 0а и нагреваемой воды 0„ составлена система линейных уравнений:

/i i i i i \ (—+ — + - + — + —)

VfilE «2E Rs Rbo Rot)

ei

RÍE

ei e0

«IE RíE

e2 e0

«2E «2E

_ 0£ =

Rs Rs

e (—

et \Rot

eh

e2

«2E

9fc Rbo

.ÍL

Rot

(1)

RtJ

Rta

Расчёт сопротивлений теплообмена с жидкой средой (вода и трансформаторное масло) производился по формуле

R = ¿ (2)

где k - коэффициент теплоотдачи; S - площадь поверхности теплообмена.

В задаче рассматривались две взаимосвязанные подсистемы теплообмена. Первая подсистема обеспечивает теплообмен силового трансформатора с окружающей воздушной средой. Тепло от трансформаторного масла через радиаторы охлаждения и стенки бака отдается в окружающую среду путем естественной конвекции и излучения. Суммарное тепловое сопротивление определялось по формуле

Rta = ---, (3)

kcSc+krSr

где kc, kr - коэффициенты теплоотдачи конвекцией и излучением соответственно; Sc, Sr - эффективная площадь охлаждения конвекцией и площадь лучистого теплообмена трансформатора с окружающей средой соответственно.

Для расчёта коэффициентов теплоотдачи применялись общепринятые формулы, учитывающие интенсивность теплообмена [19, 20]. С учётом того, что окружающей средой является воздух, коэффициенты теплоотдачи определялись по формулам:

/% + 273\" '

кг = 5,67 е,^2^

Bq + 273\ 100 )

et-ea

(4)

(5)

где - степень черноты поверхности бака трансформатора; А3 - коэффициент, зависящий от определяющей температуры [18].

Вторая подсистема обеспечивает теплообмен между маслом внутри бака и протекающей по трубам нагревательного блока жидкостью. Теплообмен между трубой и маслом осуществляется естественной конвекцией, а между трубой и жидкостью - принудительной конвекцией. В этом случае коэффициенты теплоотдачи определялись с помощью критерия Нуссельта № по формуле

к = (6)

где I - определяющий размер; 1 - коэффициент теплопроводности среды.

Также рассматривался режим активного использования нагревательного блока, когда полупроводниковые вентили находятся в проводящем состоянии, и производится нагрев труб за счет протекающего по ним электрического тока. Тепловые потоки от труб будут направлены как в нагреваемый теплоноситель, так и в трансформаторное масло. Для оценки распределения этих тепловых потоков было введено понятие коэффициента эффективности нагревательного блока Кь. Этот коэффициент показывает отношение тепловой мощности, передаваемой от нагревательного блока в воду, ко всей тепловой мощности тепловыделений блока нагрева жидкости и определяется по формуле

где Pw - тепловая мощность, передаваемая от нагревательного контура в нагреваемую воду; Po - тепловая мощность, передаваемая от нагревательного контура в трансформаторное масло.

Практическая часть

Расчёты показали, что коэффициент эффективности блока сильно зависит от расхода и температуры теплоносителя. Для оценки представлены результаты расчёта силового масляного трансформатора ТРД-16000/35 мощностью 16 000 кВА с суммарными потерями холостого хода и короткого замыкания 111 кВт. Расчёт производился для нагревательного блока мощностью 100 кВт и исходными данными: Р\ = 49,6 кВт, Р2 = 35 кВт, Ps = 21 кВт, Ръ = 100 кВт, 0a = 40 °С, 0w = 72,5 °С. Температура масла 0o в результате расчёта составила 77 °С, температура обмотки высшего напряжения 01 = 102 °С, температура обмотки низкого напряжения 02 = 92,7 °С, температура трубы нагревательного блока 0ъ = 103 °С.

В результате расчёта было получено, что большая часть тепловой мощности от блока нагрева жидкости отводится в нагреваемый теплоноситель. Произведены расчёты для разного расхода теплоносителя. В ходе исследования было подтверждено предположение, что при увеличении скорости течения теплоносителя в нагревательном

блоке уменьшается тепловое сопротивление стенки блока - теплоноситель Я^ и увеличивается соответствующий тепловой поток. Расчёты произведены для разного расхода теплоносителя. Получена зависимость коэффициента эффективности нагревательного блока от расхода теплоносителя (рис. 3).

1,0

0 1 2 л/с 3

Q--

Рис. 3. Зависимость коэффициента эффективности нагревательного блока от расхода теплоносителя

Исследования показали, что при отключенном нагревательном блоке (непроводящее состояние полупроводниковых вентилей) около 50 % потерь холостого хода и короткого замыкания идёт на нагрев протекающего по трубам теплоносителя. В активном состоянии нагревательного блока перераспределение тепловых потоков сильно зависит от скорости течения (расхода) теплоносителя. При расходе выше 2 л/с количество тепла, отводимого в теплоноситель нагревательного блока, составляет более 90 %.

Следует отметить, что периодические включения и отключения нагревательного блока не приводят к существенному влиянию повторяющегося режима на питающую сеть и электрическую нагрузку, подключенную к трансформатору. Такое заключение обосновывается тем, что геометрические размеры труб обеспечивают заданную мощность нагревательного блока и исключают режим короткого замыкания. Кроме того, суммарная мощность нагревательного блока на несколько порядков меньше мощности силового трансформатора (в исследованиях мощность нагревательного блока составляла 100 кВт, а мощность силового трансформатора - 16 000 кВА).

Выводы

Таким образом, проведенные расчеты показывают возможность использования нагревательного блока для повышения энергоэффективности силового масляного трансформатора. Нагревательный блок можно использовать в активном

режиме нагрева теплоносителя и в пассивном режиме подогрева теплоносителя от потерь холостого хода и короткого замыкания. Режим активного нагрева теплоносителя может использоваться для

обеспечения потребителей необходимым объемом тепловой энергии. Режим подогрева теплоносителя позволяет повысить энергоэффективность работы силового трансформатора.

Литература

1. Лизунов, С.Д. Силовые трансформаторы. Справочная книга / С.Д. Лизунов, А.К. Лоханина. - М.: Энергоатомиздат, 2004. - 616 с.

2. Тихомиров, П.М. Расчет трансформаторов /П.М. Тихомиров. -М.: Альянс, 2016. - 527 с.

3. Baehr, R. Transformer technology: state of the art and trends offuture developement / R. Baehr // Electra. -2001. - No. 198. - P. 13-19.

4. Eliasson, A. Amorphous Metal core material shows economic and environmental benefits when pre-existing transformers are to be replaced within Vattenfall Group's distribution network / A. Eliasson, H. Elvfing, V.R. Ramanan // 2010 IEEE PES Innovative Smart Grid Technologies Conference Europe (ISGT Europe). - 2010. -P. 1-7. DOI: 10.1109/ISGTEUR0PE.2010.5638963

5. Reducing losses in distribution transformers / J.C. Olivares, Y. Liu, J.M. Canedo et al. // IEEE Transactions on Power Delivery. - 2003. - Vol. 18, no. 3. - P. 821-826. DOI: 10.1109/TPWRD.2003.813851

6. Loffler, F. Influence of air gaps in stacked transformer cores consisting of several packages / F. Loffler, H. Pfutzner, T. Booth //IEEE Transaction on Magnnetics. - 1994. - Vol. 30. - P. 913-915. DOI: 10.1109/20.312443

7. Experimental investigation on effect of core production attributes on transformer core loss performance / R.S. Girgis, E. G. Nyenhuis, K. Gramm, J.E. Wrethag //IEEE Transactions on Power Delivery. - 1998. - Vol. 13. -P. 526-531. DOI: 10.1109/61.660924

8. A novel iron loss reduction technique for distribution transformers based on a combined genetic algorithm -neural network approach / P.S. Georgilakis, N. Doulamis, N.D. Hatziargyriou, S.D. Kollias //IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics - Part C, Applications and Reviews. - 2001. - Vol. 31, no. 1. - P. 16-34. DOI: 10.1109/5326.923265

9. Georgilakis, P.S. AI helps reduce transformer iron losses / P.S. Georgilakis, N. Hatziargyriou, D. Paparigas // IEEE Computer Applications Power. - 1999. - Vol. 12, no. 4. - P. 41-46. DOI: 10.1109/67.795137

10. Evaluation of flitch plate losses in power transformer / D.A. Koppikar, S.V. Kulkarni, P.N. Srinivas et al. // IEEE Transactions on Power Delivery. - 1999. - Vol. 14. - P. 996-1001. DOI: 10.1109/PESW. 1999.747342

11. Gainful utilization of excess heat from power transformers / A. Vinogradov, A. Sopov, V. Bolshev, A. Vi-nogradova // Handbook of Research on Energy-Saving Technologies for Environmentally-Friendly Agricultural Development. IGI Global. - 2020. - P. 132-162. DOI: 10.4018/978-1-7998-1216-6.ch006

12. Litovets, A. V. Energy Efficiency Increasing for the Power Transformer by Means of the Liquid Heating Unit / A.V. Litovets, A. V. Serikov, V.A. Serikov // 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM 2017). - 2017. DOI: 10.1109/ICIEAM.2017.8076295

13. Литовец, А.В. Разработка конструкции электробезопасного нагревательного устройства / А.В. Литовец, А.В. Сериков, Зар Ни Ньейн // Дальневосточная весна - 2016: материалы международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности. - Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2016. - С. 171-174.

14. Литовец, А.В. Силовой трансформатор с блоком нагрева жидкости / А.В. Литовец, А.В. Сериков // Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи: материалы IV российской молодежной научной школы-конференции. - Томск, ТПУ, 2016. - С. 36-38.

15. Зар Ни Ньейн. Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения с использованием электротехнического комплекса / Зар Ни Ньейн, В.А. Сериков, А.В. Сериков // Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи: материалы IV российской молодежной научной школы-конференции - Томск, ТПУ, 2016. - С. 126-129.

16. Патент на полезную модель № 160354 РФ, МПК Н05В 6/10. Устройство для преобразования энергии с регулируемым нагревом жидкости / А.В. Сериков, А.В. Литовец; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». -№ 2015114276/02; заявл. 16.04.2015; опубл. 20.03.2016, Бюл. № 8.

17. Литовец, А.В. Проблемы управления трансформаторными нагревателями жидких сред /А.В. Литовец, А.В. Сериков, В.И. Суздорф // Электротехника: сетевой электронный научный журнал. - 2015. -Т. 2, № 2. - С. 56-58. DOI: 10.24892/rijee/20150211

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сипайлов, Г.А. Тепловые, гидравлические и аэродинамические расчеты в электрических машинах / Г.А. Сипайлов, Д.И. Санников, В.А. Жадан. -М.: Высш. шк., 1989. - 239 с.

19. Крейт, Ф. Основы теплопередачи / Ф. Крейт, У. Блэк. - М.: Мир, 1983. - 512 с.

20. Уонг, X. Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров: справ. / X Уонг. - М.: Атомиздат, 1979. - 210 с.

Литовец Антон Владимирович, аспирант, кафедра «Электромеханика», Комсомольский-на-Амуре государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре; [email protected].

Сериков Александр Владимирович, д-р техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Электромеханика», Комсомольский-на-Амуре государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре; [email protected].

Поступила в редакцию 24 октября 2020 г.

DOI: 10.14529/power210105

RECYCLING HEAT LOSSES OF AN OIL-IMMERSED TRANSFORMER: FEASIBILITY STUDY

A.V. Litovets, [email protected],

A.V. Serikov, [email protected]

Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation

The paper investigates the feasibility of adding a liquid heater to an oil-immersed transformer. It proves that design the high efficiency of power transformers, losses due to idling and short circuits are substantial and are scattered in the environment as heat. The paper proposes a novel design that implements a liquid (coolant) heater to enable the unit not only to convert electricity, but also to generate heat. In order to analyze the feasibility of such heat recycling, the authors have developed an equivalent thermal circuit and a mathematical model thereof.

Said heater can operate in two modes. In the passive mode, the coolant it contains only absorbs the heat emitted (lost) by the power transformer. In the active mode, it also receives the heat emitted due to the passage of electric current through the pipes of the heater. The paper further introduces the definition of heater efficiency.

Studies have shown that up to 50 % of transformer heat losses can be recycled by heating the coolant in the heater. The paper presents the relationship between utilized heat and transformer losses, as well as heater efficiency as a function of coolant flow rate. The heater efficiency exceeds 90 % in the active mode.

Keywords: power transformer, heater, equivalent thermal circuit, energy efficiency, efficiency.

References

1. Lizunov S.D., Lohanina A.K. Silovye transformatory. Spravochnaya kniga [Power Transformer. Reference Book]. Moscow, Energoatomizdat Publ., 2004. 616 p.

2. Tikhomirov P.M. Raschet transformatorov [Calculation of Transformers]. Moscow, Al'yans Publ., 1986. 528 p.

3. Baehr R. Transformer Technology: State of the Art and Trends of Future Developement, Electra, 2001, no. 198, pp. 13-19.

4. Eliasson A., Elvfing H., Ramanan V.R. Amorphous Metal Core Material Shows Economic and Environmental Benefits when Pre-existing Transformers are to be Replaced within Vattenfall Group's Distribution Network. 2010 IEEE PES Innovative Smart Grid Technologies Conference Europe (ISGT Europe), 2010, pp. 1-7. DOI: 10.1109/ISGTEUR0PE.2010.5638963

5. Olivares J.C., Liu Y., Canedo J.M., Escarela-Perez R., Driesen J., Moreno P. Reducing Losses in Distribution Transformers. IEEE Transactions on Power Delivery, 2003, vol. 18, no. 3, pp. 821-826. DOI: 10.1109/TPWRD.2003.813851

6. Loffler F., Pfutzner H., Booth T. Influence of Air Gaps in Stacked Transformer Cores Consisting of Several Packages. IEEE Transaction on Magnnetics, 1994, vol. 30, pp. 913-915. DOI: 10.1109/20.312443

7. Girgis R.S., Nyenhuis E.G., Gramm K., Wrethag J.E. Experimental Investigation on Effect of Core Production Attributes on Transformer Core Loss Performance. IEEE Transactions on Power Delivery, 1998, vol. 13, pp. 526-531. DOI: 10.1109/61.660924

8. Georgilakis P.S., Doulamis N., Hatziargyriou N.D., Kollias S.D. A Novel Iron Loss Reduction Technique for Distribution Transformers Based on a Combined Genetic Algorithm - Neural Network Approach. IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics - Part C, Applications and Reviews, 2001, vol. 31, no. 1, pp. 16-34. DOI: 10.1109/5326.923265

9. Georgilakis P.S., Hatziargyriou N., Paparigas D. AI Helps Reduce Transformer Iron Losses. IEEE Computer Applications Power, 1999, vol. 12, no. 4, pp. 41-46. DOI: 10.1109/67.795137

10. Koppikar D.A., Kulkarni S.V., Srinivas P.N., Khaparde S.A., Jain R. Evaluation of Flitch Plate Losses in Power Transformer. IEEE Transactions on Power Delivery, 1999, vol. 14, pp. 996-1001. DOI: 10.1109/PESW. 1999.747342

11. Vinogradov A., Sopov A., Bolshev V., Vinogradova A. Gainful Utilization of Excess Heat from Power Transformers. Handbook of Research on Energy-Saving Technologies for Environmentally-Friendly Agricultural Development. IGI Global, 2020, pp. 132-162. DOI: 10.4018/978-1-7998-1216-6.ch006

12. Litovets A.V., Serikov A.V., Serikov V.A. Energy Efficiency Increasing for the Power Transformer by Means of the Liquid Heating Unit. 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM2017), 2017. DOI: 10.1109/ICIEAM.2017.8076295

13. Litovets A.V., Serikov A.B., Zar N.N. [Development of Electrically Safe Heating Device Design]. Dal'nevostochnaya vesna - 2016: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam ekologii i bezopasnosti [Far Eastern Spring - 2016: Materials of the International Scientific and Practical Conference on Environmental and Safety Issues], 2016, Komsomolsk-on-Amur, pp. 171-174. (in Russ.)

14. Litovets A.V., Serikov A.V. [Power Transformer with Liquid Heating Unit]. Energetika, elektro-mekhanika i energoeffektivnye tekhnologii glazami molodezhi: materialy IV rossiyskoy molodezhnoy nauchnoy shkoly-konferentsii [Power Engineering, Electromechanics and Energy Efficient Technologies in Point of Youth View: Materials of IV Russian Youth Scientific and Technical School-Conference], 2016, Tomsk, pp. 36-38. (in Russ.)

15. Zar Ni N'ein, Serikov V.A., Serikov A.V. [Increasing an Energy Efficiency of Heat Supply Systems with Using the Electrotechnical Complex]. Energetika, elektromekhanika i energoeffektivnye tekhnologii glazami molodezhi: materialy IV rossiyskoy molodezhnoy nauchnoy shkoly-konferentsii [Power Engineering, Electro-mechanics and Energy Efficient Technologies in Point of Youth View: Materials of IV Russian Youth Scientific and Technical School-Conference], 2016, Tomsk, pp. 126-129. (in Russ.)

16. Litovets A.V., Serikov A.V. Ustroystvo dlya preobrazovaniya energii s reguliruemym nagrevom zhidkosti [Energy Conversion Device with Adjustable Liquid Heating]. Patent RF, no. 160354, 2016.

17. Litovets A.V., Serikov A.V., Suzdorf V.I. [Problems of Control Transformer Heaters Liquid Media]. Russian Internet Journal of Electrical Engineering, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 56-58. (in Russ.) DOI: 10.24892/rijee/20150211

18. Sipajlov G.A. Teplovye, gidravlicheskie i aerodinamicheskie raschety v elektricheskikh mashinakh [Thermal, Hydraulic and Aerodynamic Calculations in Electric Machines], Moscow, Higher School Publ., 1989. 239 p.

19. Krejt F., Blek U. Osnovy teploperedachi [Basics of Heat Transfer]. Moscow, Mir Publ., 1983. 512 p.

20. Uong H. Osnovnye formuly i dannye po teploobmenu dlya inzhenerov: spravochnik [Basic Formulas and Data on Heat Exchange for Engineers: Reference]. Moscow, Atomizdat Publ., 1979. 210 p.

Received 24 October 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Литовец, А.В. Анализ потенциала использования тепловых потерь силового масляного трансформатора / А.В. Литовец, А.В. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 48-54. DOI: 10.14529/power210105

Litovets A.V., Serikov A.V. Recycling Heat Losses of an Oil-Immersed Transformer: Feasibility Study. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Power Engineering, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 48-54. (in Russ.) DOI: 10.14529/power210105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.