Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЛИГАХ РОССИИ'

АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЛИГАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный маркетинг / спортивные лиги / клуб / спортивная арена / болельщик / sports marketing / sports leagues / club / sports arena / sports fans

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гореликов Валерий Афанасьевич, Мифтахов Алмаз Фаридович

Цель исследования – определить посещаемость в ведущих российских спортивных лигах и рекомендовать возможности по увеличению своих аудиторий болельщиков. Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются практические исследования в области посещаемости российских спортивных лиг, контент-анализ и анализ изучение теоретических исследований по спортивным лигам. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, интервью специалистов и маркетологов в области спортивного маркетинга, литературные источники, статьи по работе с болельщиками в спортивных организациях, сайты данных структур. Результаты исследования. По итогам проведенных практических исследований, анализа литературных источников, изучения исследований российского рынка спортивных лиг были определены основные показатели посещаемости в профессиональных спортивных лигах и определены рекомендации для спортивных лиг и клубов по увеличению посещаемости на матчах этих турниров. Заключение. Создание качественных возможностей для болельщиков при посещении спортивных событий – рыночная необходимость спортивных лиг и клубов в России, для сохранения своих позиций и возможностей для своего устойчивого развития. Понимание проблем в работе с болельщиками и нахождение возможностей для расширения болельщицкой аудитории на спортивных аренах, поможет российским спортивным лигам и клубам более эффективно реализовывать свой коммерческий потенциал, что должно привести к большей экономической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ATTENDANCE IN PROFESSIONAL SPORTS LEAGUES IN RUSSIA

The purpose of the study is to determine attendance in Russia's leading sports leagues and recommend opportunities to increase their sports fans audiences. Methods and organization of the study. The main methods used in this research are practical research in the field of attendance of Russian sports leagues, content analysis and analysis of the study of theoretical research on sports leagues. The sources of information were reporting and analytical materials, interviews of specialists and marketers in the field of sports marketing, literary sources, articles on work with fans in sports organizations, websites of these structures. Research results. Based on the results of the practical research, analysis of literature sources, study of the Russian sports league market research, the main indicators of attendance in professional sports leagues were determined and recommendations for sports leagues and clubs to increase attendance at the matches of these tournaments were determined. Conclusion. Creating quality opportunities for sports fans to attend sporting events is a market necessity for sports leagues and clubs in Russia to maintain their position and opportunities for sustainable development. Understanding the challenges in fan engagement and finding opportunities to expand the sports fans audience in sports arenas will help Russian sports leagues and clubs to realize their commercial potential more effectively, which should lead to greater economic sustainability.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЛИГАХ РОССИИ»

УДК 796.075.2332 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-95-102

АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЛИГАХ РОССИИ

В.А. Гореликов1, А.Ф. Мифтахов2

^Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия 2Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга. Россия

Аннотация

Цель исследования - определить посещаемость в ведущих российских спортивных лигах и рекомендовать возможности по увеличению своих аудиторий болельщиков.

Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются практические исследования в области посещаемости российских спортивных лиг, контент-анализ и анализ изучение теоретических исследований по спортивным лигам. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, интервью специалистов и маркетологов в области спортивного маркетинга, литературные источники, статьи по работе с болельщиками в спортивных организациях, сайты данных структур.

Результаты исследования. По итогам проведенных практических исследований, анализа литературных источников, изучения исследований российского рынка спортивных лиг были определены основные показатели посещаемости в профессиональных спортивных лигах и определены рекомендации для спортивных лиг и клубов по увеличению посещаемости на матчах этих турниров. Заключение. Создание качественных возможностей для болельщиков при посещении спортивных событий - рыночная необходимость спортивных лиг и клубов в России, для сохранения своих позиций и возможностей для своего устойчивого развития. Понимание проблем в работе с болельщиками и нахождение возможностей для расширения болельщицкой аудитории на спортивных аренах, поможет российским спортивным лигам и клубам более эффективно реализовывать свой коммерческий потенциал, что должно привести к большей экономической устойчивости.

Ключевые слова: спортивный маркетинг, спортивные лиги, клуб, спортивная арена, болельщик.

ANALYSIS OF ATTENDANCE IN PROFESSIONAL SPORTS LEAGUES IN RUSSIA V. A. Gorelikov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8676-3030 A.F. Miftakhov2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8908-0718. 1University «Synergy», Moscow, Russia

2Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga, Russia Abstract

The purpose of the study is to determine attendance in Russia's leading sports leagues and recommend opportunities to increase their sports fans audiences.

Methods and organization of the study. The main methods used in this research are practical research in the field of attendance of Russian sports leagues, content analysis and analysis of the study of theoretical research on sports leagues. The sources of information were reporting and analytical materials, interviews of specialists and marketers in the field of sports marketing, literary sources, articles on work with fans in sports organizations, websites of these structures.

Research results. Based on the results of the practical research, analysis of literature sources, study of the Russian sports league market research, the main indicators of attendance in professional sports leagues were determined and recommendations for sports leagues and clubs to increase attendance at the matches of these tournaments were determined.

Conclusion. Creating quality opportunities for sports fans to attend sporting events is a market necessity for sports leagues and clubs in Russia to maintain their position and opportunities for sustainable development. Understanding the challenges in fan engagement and finding opportunities to expand the sports fans audience in sports arenas will help Russian sports leagues and clubs to realize their commercial potential more effectively, which should lead to greater economic sustainability. Keywords: sports marketing, sports leagues, club, sports arena, sports fans.

ВВЕДЕНИЕ

Темой проведенного исследования была выбрана посещаемость в российских профессиональных спортивных лигах. В данном исследовании были проанализированы показатели посещаемости в трех основных спортивных лигах России - Континентальной хоккейной лиге, в футбольной Российской премьер-лиге и в баскетбольной Единой лиге ВТБ. Изучению работы с болельщиками в спортивных организациях, в том числе и спортивных лигах, посвящены многие научные статьи и исследования. Эта информация на постоянной основе изучается и анализируется специалистами развитых спортивных рынков, где особенно популярны игровые виды спорта - в Северной Америке и Западной Европе. На российском рынке данные исследования проводятся несистемно и без анализа конкурентов.

Более подробно об анализе спортивного рынка, разработке и о работе с болельщиками в спорте рассказывают в своих работах западные специалисты. Так, B. Bornancin [9] и S. Chadwick [10] в своих исследованиях раскрывают примеры и подходы работы со зрителями в самом популярном виде спорта - футболе. Анализ работы с болельщиками и выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с ними, методики и примеры реализованных проектов показаны в исследованиях таких авторов, как J. Fortunato [11], H. McDonald [12] и M. Newson [13].

Аналитических источников, посвященных изучению посещаемости и работы с болельщиками в профессиональных российских спортивных лигах, пока недостаточно для полноценного анализа отечественного рынка. Частичные вопросы рассматриваются в работах российских авторов, среди них можно выделить работы М. Левина [5], Г. Катина [3], А. Шуголя [8] и А. Решетникова [6], в которых авторы раскрывают подходы к вопросам программ лояльности, повышения популярности и анализа билетных программ в популярных видах спорта в России, таких как футбол и хоккей. Проведенный анализ литературы и аналитических источников показывает необходимость для профессиональных спортивных лиг более качественного изучения вопро-

сов работы с болельщиками, создания своих маркетинговых регламентов, где должна быть прописана системная работа в этом направлении на уровне лиг и клубов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность данного исследования заключается в анализе и поиске новых возможностей для повышения посещаемости в российских профессиональных лигах через создание качественных возможностей для болельщиков при посещении спортивных событий. Цель исследования - получить информацию для определения рекомендаций по выстраиванию эффективной работы российских спортивных лиг и клубов по увеличению своих аудиторий во время проведения своих матчей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать посещаемость в ведущих российских спортивных лигах.

2. Проанализировать причины, которые влияют на посещаемость.

3. Рекомендовать возможности для расширения аудитории болельщиков на спортивных аренах.

Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются контент-анализ, теоретические исследования и изучение практических решений по работе с спортивными болельщиками.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профессиональные спортивные лиги в России существуют уже более двадцати лет. В 2002 году первой лигой, которая получила статус профессиональной спортивной лиги, стала футбольная Российская премьер-лига (РПЛ). Через шесть лет по пути профессионального подхода в организации работы спортивных лиг пошли в хоккее и баскетболе. В российском хоккее появилась Континентальная хоккейная лига (КХЛ), а в баскетболе - Единая лига ВТБ (ЕЛ ВТБ). В других видах спорта данный вид организации работы пока находится на начальной стадии развития и не представляет интереса для анализа. Анализу посещаемости в трех ведущих профессио-

нальных лигах было посвящено данное исследование.

Профессиональная спортивная лига - юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, которые установлены Федеральным законом [1]. Континентальная хоккейная лига - международная лига, основанная в 2008 г. Основная задача лиги - развитие хоккея на территории России, в странах Европы и Азии. Лига самостоятельно организует чемпионат России по хоккею, где победитель регулярного этапа становится обладателем Кубка Континента имени В.В. Тихонова. Первые игры чемпионата КХЛ были проведены в сезоне 2008/2009. Участниками стартового розыгрыша стали 24 команды из 4 стран: России, Беларуси, Казахстана и Латвии. Чемпион России и обладатель главного трофея (Кубка Гагарина) определяется по итогам игр плей-офф. В сезоне 20222023 в хоккейной лиге выступало 22 клуба из четырех стран [14].

Российская премьер-лига - некоммерческое партнерство, являющееся организатором всероссийских футбольных клубных соревнований. Премьер-лига объединяет под своей эгидой 16 лучших профессиональных клубов страны. Российская премьер-лига (РПЛ) была создана 27 августа 2001 г. Первый чемпионат РПЛ провела в 2002 г. В сезоне 2022-2023 в футбольной лиге выступали 16 клубов из России [15].

Единая лига ВТБ - клубное соревнование, созданное в 2008 г. с целью объединения ведущих клубов Восточной Европы. Основопо-

лагающими принципами лиги, провозглашенными самими клубами и национальными баскетбольными федерациями стран-участниц, являются демократия и спортивный принцип. В сезоне 2022-2023 в баскетбольной лиге выступали 12 клубов из трех стран [16].

Посещаемость в предыдущие сезоны Исследования посещаемости в спортивных лигах ведутся с основания соревнований, так как это является показателем популярности турнира и вида спорта в стране. В настоящее время самыми посещаемыми видами спорта являются игровые - хоккей, футбол и баскетбол. За период с 2018 по 2023 год показатели посещаемости в трех профессиональных спортивных лигах подвергались различным воздействиям - от изменения количества участников в турнирах (в КХЛ максимальное количество участников было 29, в сезоне 2022-2023 в лиге играли 22 клуба, в ЕЛ ВТБ максимальное количество участников было 20, в сезоне 2022-2023 в лиге выступало всего 12 клубов, в РПЛ постоянно выступали по 16 клубов) до влияния экономических условий в стране, но самый серьезный урон посещаемости принесла пандемия СОУГО-19. По итогам сезона 2018-2019 (таблица 1) спортивные лиги смогли собрать на своих турнирах большие аудитории болельщиков, суммарные показатели составили более 10 миллионов зрителей, с высокой заполняемостью спортивных арен.

Наилучшие показатели были у представителей хоккейной лиги - общая посещаемость за сезон составила 5 646 716 болельщика на играх КХЛ [14], при заполняемости арен в 92%, что стало рекордным показателем для всех лиг и подтвердило качественную работу лиги и клубов с болельщиками на протяжении всего

Таблица 1 - Болельщики на аренах лиг в сезоне 2018-2019 годов Table 1 - Fans in league arenas in the 2018-2019 season

Лига Количество клубов Количество матчей в сезоне Общая посещаемость за сезон Общая вместимость арен за сезон Процент заполняемости арен

КХЛ 25 855 5 646 716 6 159 834 92%

РПЛ 16 240 4 036 196 7 581 189 53%

ЕЛ ВТБ 14 387 473 874 1 052 487 45%

развития лиги. Со вторым показателем в 4 036 196 зрителей на футбольных стадионах идут клубы РПЛ [15]. При появившихся новых стадионах, которые были построены и введены в эксплуатацию перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года, футбольные клубы смогли заполнить свои арены немного больше половины - 53% заполняемости. При 45% запол-няемости баскетбольных арен и с общей посещаемостью в 473 874 человека завершили сезон в ЕЛ ВТБ [16].

Показатели сезона 2018-2019 стали пока недостижимы для их увеличения, так как на работу спортивных лиг стали серьезно влиять внешние воздействия. Так, в начале сезона 2019-2020 годов начали вводиться ограничения из-за наступления пандемии СОУГО-19, которые привели к сокращению соревнований, ограничению посещений спортивных арен, а в итоге и к отмене турниров. После возобновления соревнований во всех трех лигах в новом сезоне 2020-2021 годов были частично сняты ограничения для посещения болельщиками спортивных событий, но не во всех странах. Так, без зрителей проводили свои игры хоккеисты и баскетболисты в Латвии, Эстонии, Польше и Казахстане. По итогам этого неполноценного сезона лиги смогли собрать на всех играх менее 4 млн. болельщиков (таблица 2).

Клубы РПЛ впервые за все время проведения исследований смогли привлечь на свои стадионы больше болельщиков, чем в КХЛ - 1 878 441 зритель пришел на футбол [15] и 1 791 326 на хоккей [14]. Но при этом заполняемость на хоккейных матчах была выше, чем в футболе. Баскетбольная лига собрала на своих играх всего 170 224 болельщика [16]. Но уже в следующих двух сезонах ситуация с посеща-

емостью стала меняться в лучшую сторону. Во-первых, были полностью сняты ковидные ограничения и болельщик стал возвращаться на спортивные арены, а во-вторых, лиги и клубы стали больше внимания уделять работе с болельщиками, что было прописано в регламентирующих документах. Посещаемость в сезоне 2022-2023 По итогам сезона 2022-23 годов (таблица 3) общая аудитория трех лиг составила 7,7 млн. болельщиков. Но эти показатели могли бы быть больше, если бы не было очередного внешнего влияния на работу с болельщиками, в частности для игр РПЛ был введен «Паспорт болельщика».

«Паспорт болельщика» (Fan ID, Карта болельщика) - российский электронный документ, удостоверяющий личность, с фотографией, фамилией и именем её обладателя для посещения футбольных матчей, стал серьезным препятствием для расширения футбольной аудитории. Это нововведение коснулось только турнира РПЛ, ни других профессиональных футбольных турниров (ФНЛ-1 и ФНЛ-2 и Кубок России), ни турниров КХЛ и ЕЛ ВТБ это нововведение не коснулось. Многие фанатские футбольные объединения, особенно ведущих московских клубов ФК «Спартак», ФК «Локомотив», ПФК ЦСКА и ФК «Динамо», приняли решение об отказе от посещений матчей, проводимых под эгидой РПЛ, пока не будет отменен Fan ID. И это серьезно сказалось на посещаемости московских клубов и всей лиги - всего 2 262 312 посетителей за сезон [15].

Так, в ТОР-5 клубов РПЛ по посещаемости в сезоне 2022-2023 годов (таблица 4) попали только два московских клуба, пропустив вперед клубы из Санкт-Петербурга, Краснодара

Таблица 2 - Болельщики на аренах лиг в сезоне 2020-2021 годов Table 2 - Fans in league arenas in the 2020-2021 season

Лига Количество клубов Количество матчей в сезоне Общая посещаемость за сезон Общая вместимость арен за сезон Процент заполняемости арен

КХЛ* 23 629 1 791 326 6 908 751 26%

РПЛ* 16 240 1 878 441 8 961 345 21%

ЕЛ ВТБ* 13 133 170 224 1 526 400 11%

Примечание: * в сезоне 2020-2021 продолжали действовать ограничения, вызванные последствиями пандемии COVID-19

Таблица 3 - Болельщики на аренах лиг в сезоне 2022-2023 годов Table 3 - Fans in league arenas in the 2022-2023 season

Лига Количество клубов Количество матчей в сезоне Общая посещаемость за сезон Общая вместимость арен за сезон Процент заполняемости арен

КХЛ 22 835 4 797 460 7 385 122 65%

РПЛ 16 240 2 262 312 8 682 975 26%

ЕЛ ВТБ 12 229 643 840 1 803 196 36%

Таблица 4 - ТОР-5 клубов РПЛ по посещаемости в сезоне 2022-2023 годов Table 4 -Top 5 RPL clubs in terms of attendance in the 2022-2023 season

Клуб Город Кол-во игр Посещаемость Арена Вместимость

1 ФК "Зенит" Санкт-Петербург 15 460 354 Газпром "Арена" 63 145

2 ФК "Краснодар" Краснодар 15 287 331 ФК "Краснодар" 35 179

3 ФК "Факел" Воронеж 15 208 808 Центральный стадион профсоюзов 32 750

4 ФК "Динамо" Москва 15 206 167 "ВТБ Арена" 25 716

5 ФК "Спартак" Москва 15 163 683 "Открытие Банк Арена" 45 496

и Воронежа. Самый посещаемый московский клуб ФК «Динамо» смог на своей 25-тысячной «ВТБ-Арене» собрать всего 206 167 футбольных болельщиков за 15 домашних игр в РПЛ. Самым посещаемым клубом в РПЛ стал «Зенит» из Санкт-Петербурга, который на своей 63-тысячной «Газпром Арене» в своем чемпионском сезоне собрал 460 354 болельщика [7]. Континентальная хоккейная лига и ее клубы смогли изменить ситуацию в работе с привлечением болельщиков на хоккей и по итогам сезона 2022-2023 годов увеличить заполняе-мость хоккейный арен до 65%, при общей аудитории на своих матчах в 4 797 460 человека [14], что в два раза больше, чем смогли собрать футбольные клубы. А такие клубы, как ХК «Авангард» (Омск), игры которого посетили 475 240 человек, и ХК СКА (Санкт-Петербург) со своими 471 180 зрителей за сезон, обошли по общей посещаемости самый посещаемый футбольный клуб «Зенит» (Санкт-Петербург), у которого собралось за сезон 460 354 болельщика [4].

У хоккейных клубов большое количество матчей проводится за игровой сезон, но они

проходят не в таких вместительных аренах, как у футбольных клубов. Самой большой ареной, на которой проходили матчи КХЛ в сезоне 2022-2023 годов, стала «Минск-Арена» вместимостью 15 086 человек [4]. Тогда как у многих клубов РПЛ стадионы в 3-4 раза вместительней, но эти арены заполняются только на четверть - 26%. Этот показатель впервые за все время проведения исследования уступил даже показателям ЕЛ ВТБ, которая в прошедшем сезоне смогла собрать на баскетбольных площадках рекордные для себя 643 840 человек [16].

Две третьих этих болельщиков пришли на домашние игры ТОР-5 клубов ЕЛ в сезоне 20222023 годов (таблица 6), где выделялись своей работой с болельщиками в БК «Зенит», которому не хватило 46 болельщиков до круглой цифры в 100 000; ПБК ЦСКА (Москва) - 94 330 зрителя, и БК «Парма-Пари» из Перми, где при 17 домашних играх смогли собрать 93 268 почитателей баскетбола, а шесть игр в сезоне прошли при аншлагах [2]. нализируя клубные показатели во всех трех лигах, выделяем доминирование в работе с бо-

Таблица 5 -ТОР-5 клубов КХЛ по посещаемости в сезоне 2022-2023 годов Table 5 - Top 5 CHL clubs in terms of attendance in the 2022-2023 season

Клуб Город Кол-во игр Посещаемость Арена Вместимость

1 ХК "Авангард" Омск 41 475 240 Арена» 12 011

2 ХК СКА Санкт-Петербург 42 471 180 "Ледовый Дворец" 12 300

3 ХК 'Ак Барс" Казань 47 362 593 «Татнефть Арена» 8 890

4 ХК "Динамо" Минск 37 332 673 "Минск-Арена" 15 086

5 ПХК ЦСКА Москва 48 302 833 "ЦСКА Арена" 12 100

Таблица 6 - ТОР-5 клубов ЕЛ ВТБ по посещаемости в сезоне 2022-2023 годов Table 6 - Top 5 VTB UL clubs in terms of attendance in the 2022-2023 season

Клуб Город Кол-во игр Посещаемость Арена Вместимость

1 БК "Зенит" Санкт-Петербург 23 99 954 «СИБУР Арена» 7 120

2 ПБК ЦСКА Москва 25 94 330 "Мегаспорт" 13 344

3 БК "Парма Пари" Пермь 17 93 268 УДС «Молот» 7 000

4 БКУНИКС Казань 25 91 654 "Баскет-холл"" 7 500

5 БК "Локомотив-Кубань" Краснодар 22 82 621 "Баскет-холл" 7 500

лельщиками в региональных клубах. Лидерами по работе с болельщиками являются профессиональные клубы из Санкт-Петербурга - все три их представителя занимают лидирующие позиции в своих лигах. Отличаются своей качественной работой по привлечению зрителей на свои игры клубы из Краснодара, Казани, Омска и Перми. Профессиональным клубам из Москвы необходимо усиливать данную работу со своими фанатами и привлекать больше зрителей на свои игры. Столица сегодня переполнена различными спортивными событиями, которые раньше дополняли международные клубные турниры, и московский болельщик не всегда выбирал для посещения матчи национальных турниров. Однако в настоящий момент российские клубы не участвуют в международных соревнованиях и самое время клубным специалистам в столичных клубах переформатировать внимание болельщиков на игры в своих лигах, вернуть их на клубные арены.

Рекомендации лигам и клубам

Подводя итоги исследования по посещаемости в российских профессиональных спортивных лигах, можно утверждать, что у каждой лиги имеются разные возможности по увеличению посещаемости в ближайшем будущем. Континентальная хоккейная лига сегодня вне конкуренции по многим показателям: имеет самую большую аудиторию болельщиков на своих играх, в новом сезоне в лиге играет уже 23 клуба, в планах расширение до 24 участников. Хоккейные клубы «Авангард» и «Сибирь» построили современные и вместительные новые арены - «О-Бпуе Арена» (Омск, вместимостью на 12 011 мест) и «Сибирь-Арена» (Новосибирск, вместимостью на 10 518 мест). В ближайшее время введутся в эксплуатацию новые хоккейные арены в Санкт-Петербурге (21 500 мест), Екатеринбурге (12 000 мест) и в Нижнем Новгороде (12 000 мест). Все эти перспективы должны привлечь еще больше болельщиков на хоккейные матчи и увеличить посещаемость игр КХЛ.

Футбольной лиге совместно с клубами необходимо разработать стратегию по возвращению болельщиков на свои стадионы и в первую очередь наладить информационную работу по преодолению негативного отношения к Fan ID. Рекомендуется рассмотреть возможность проведения маркетингового чемпионата среди клубов РПЛ по примеру КХЛ, где одним из критериев выплат клубам стали бы показатели посещаемости игр. Предлагается изменить систему работы с болельщиками, особенно в московских клубах, которые имеют для этого все ресурсы. Возможно, стоит пересмотреть свои клубные билетные программы и программы лояльности, чтобы заинтересовать большее количество болельщиков в посещении футбольных матчей. Только системная и совместная работа лиги и клубов сможет изменить посещаемость футбольных матчей к лучшему.

Единой лиги ВТБ стоит продолжить положительные тенденции в работе клубов с болельщиками после очередного расширения лиги. Цель - увеличение посещаемости матчей клубов, подтягивая этот показатель к максимальной вместимости залов. Стимулирование эф-

ЛИТЕРАТУРА

1. Гореликов, В. А. Маркетинговые продукты российских спортивных лиг как основной источник финансирования / Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 73-78.

2. Единая лига ВТБ. Итоги сезона 2022/2023 / В. Гореликов, Т. Пальчиц, Ю. Хилько. - М. : Университет «Синергия», 2023. - 35 с.

3. Катин, Г. А. Повышение популярности спортивных лиг и привлечение новой аудитории через проведение промо-мероприятий (на примере КХЛ) / Г. А. Катин // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 2(82). -С. 20-23.

4. Континентальная хоккейная лига. Итоги сезона 2022/2023 / В. Гореликов, И. Гончаков, А. Рогач. - М. : Университет «Синергия», 2023. - 37 с.

5. Левин, М. А. Сравнительный анализ программ лояльности ведущих футбольных клубов Российской премьер-лиги (на примерах ФК Спартак, ПФК ЦСКА, ФК Локомотив) / М. А. Левин // Экономика и менеджмент спорта : Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола, Москва, 18 ноября 2019 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2019. - С. 46-50.

6. Решетников, А. М. Методы продажи билетов на спортивные мероприятия / Modern Science. - 2020. -№ 1-1. - С. 87-90.

7. Российская футбольная Премьер-лига. Итоги сезона

фективной работы клубов с баскетбольными болельщиками в регионах и в клубах-новичках.

Все эти рекомендации актуальны и для других спортивных лиг и клубов по игровым видам спорта в России (волейболу, мини-футболу, гандболу и регби), которые также ведут работу по привлечению болельщиков, но еще не вышли на значительные показатели посещаемости своих чемпионатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание качественных возможностей для болельщиков при посещении спортивных событий - рыночная необходимость профессиональных спортивных лиг и клубов России с целью сохранения своих позиций и возможностей для своего устойчивого развития. Понимание проблем в работе с болельщиками и нахождение возможностей для расширения аудитории болельщиков на спортивных аренах поможет российским спортивным лигам и клубам более эффективно реализовывать свой коммерческий потенциал, что должно привести к большей экономической устойчивости.

2022/2023 / В. Гореликов, В. Зайцев, А. Чернухин. - М. : Университет «Синергия», 2023. - 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шуголь, А. Э. Факторы, влияющие на посещаемость футбольных матчей в лигах, не входящих в ТОП-5 рейтинга УЕФА / А. Э. Шуголь, Е. В. Баскаков, А. М. Казиахмедов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 5-2. - С. 345-354.

9. Bornancin, B. Sales Secrets: The World's Top Salespeople Share Their Secrets to Success // 1th edition, 2020. - С. 632.

10. Chadwick, S. Routledge Handbook of Football Business and Management / S. Chadwick, D. Parnell, P. Widdop, C. Anagnostopoulos. - 2020. - С. 644.

11. Fortunato, J.A. Sports Leagues' Game Exposure Policies: Economic and Legal Complexities / J.A. Fortunato // Journal of Global Sport Management, 3:1, 2018 - С. 1-17.

12. McDonald, H. Who doesn't like sport? A taxonomy of non-fans / McDonald, H. Pallant J., Funk D., Kunkel T. // Sport Management Review, 07, 2023 - С.1-23.

13. Newson, M. United in defeat: Shared suffering and group bonding among football fans / M. Newson, M. Buhrmester, H. Whitehouse // Managing Sport and Leisure, 28 (2), 2021. - С. 164-181

14. www.khl.ru - официальный сайт Континентальной хоккейной лиги (дата обращения: 10.10.2023).

15. www.premierliga.ru - официальный сайт Российской Премьер-Лиги (дата обращения: 10.10.2023).

16. www.vtb-league.ru - официальный сайт Единой лиги ВТБ (дата обращения: 10.10.2023).

REFERENCES

1. GoreLikov V.A. Marketing products of russian sports Leagues as the main source of funding, Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.3, pp. 73-78 (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.36028/2308-88262022-10-3-73-78

2. Edinaya Liga VTB. Itogi sezona 2022/2023 [VTB United League. Results of the 2022-2023 season] / GoreLikov V., PaLchits T., HiLko YU. // - M.: University «Synergy», 2021. - 35 p. (in Russ.)

3. Katin, G. A. (2022) Increasing the popuLarity of sports Leagues and attracting a new audience through promo events (on the exampLe of the ContinentaL Hockey League). PhysicaL CuLture and HeaLth. (2), pp 20-23. (In Russ., abstract in Eng.). doi: 10.47438/1999-3455_2022_2_20

4. KontinentaL'naya Hokkejnaya Liga. Itogi sezona 2022/2023 [ContinentaL Hockey League. ResuLts of the 2022-2021 season] / GoreLikov V., Gonchakov I., Rogach A. // - M.: University «Synergy», 2023. - 37 p. (in Russ.)

5. Levin M. A. A comparative anaLysis of the LoyaLty programs of the Leading footbaLL cLubs of the Russian Premier League (on the exampLes of FC Spartak, PFC CSKA, FC Lokomotiv). Economics and Management of Sport: CoLLection of scientific articLes based on the resuLts of the internationaL round tabLe, Moscow, November 18, 2019. - Moscow : Limited LiabiLity Company "CONVERT", 2019, pp 46-50. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Reshetnikov, A. M. Methods of seLLing tickets for sporting events / Modern Science. - 2020. - № 1-1. - pp. 87-90. (in Russ.)

7. Rossijskaya futboL'naya Prem'er-Liga. Itogi sezona

2022/2023 [Russian FootbaLL Premier League. Results of the season 2022-2023] / GoreLikov V., Zajcev V., CHer-nuhin A. - M. : University «Synergy», 2021. - 30 p. (in Russ.)

8. ShugoL A. E. Factors affecting footbaLL matches attendance in non-UEFA top 5 Leagues / ShugoL A. E., Baskakov E. V., Kaziakhmedov A. M. // BuLLetin of the ALtai Academy of Economics and Law. - 2023. - № 5-2. - pp. 345-354.

9. Bornancin, B. SaLes Secrets: The WorLd's Top SaLespeopLe Share Their Secrets to Success // 1th edition, 2020. - p. 632.

10. Chadwick, S. RoutLedge Handbook of FootbaLL Business and Management / S. Chadwick, D. ParneLL, P. Widdop, C. AnagnostopouLos. -2020. - p. 644.

11. Fortunato, J.A. Sports Leagues' Game Exposure PoLicies: Economic and LegaL CompLexities / J.A. Fortunato // JournaL of GLobaL Sport Management, 3:1, 2018 - pp. 1-17.

12. McDonaLd, H. Who doesn't Like sport? A taxonomy of non-fans / McDonaLd, H. PaLLant J., Funk D., KunkeL T. // Sport Management Review, 07, 2023 - pp.1-23.

13. Newson, M. United in defeat: Shared suffering and group bonding among footbaLL fans / M. Newson, M. Buhrmester, H. Whitehouse // Managing Sport and Leisure, 28 (2), 2021 - pp. 164-181

14. www.khL.ru - OfficiaL website of the ContinentaL Hockey League (date of appLication: 10.10.2023).

15. www.premierLiga.ru - OfficiaL site of the Russian Premier League (date of appLication: 10.10.2023).

16. www.vtb-League.ru - OfficiaL site of the VTB United League (date of appLication: 10.10.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гореликов Валерий Афанасьевич (GoreLikov Уа1егу Afanasievich) - заместитель декана факультета индустрии спорта, доцент кафедры спортивного маркетинга; Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, 105318 г. Москва, Измайловский вал, д. 2; е-таН: [email protected], ORCID: 0000-0001-8676-3030 Мифтахов Алмаз Фаридович (Miftakhov А1та Faridovich) - старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Елабужский институт Казанского федерального университета, 423630, г. Елабуга, ул. Казанская, 89; е-таН: [email protected], ORCID: 0000-0002-8908-0718.

Поступила в редакцию 30 октября 2023 г. Принята к публикации 27 ноября 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гореликов, В.А. Анализ посещаемости в профессиональных спортивных лигах России / В.А. Гореликов, А.Ф. Мифтахов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. 95-102. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-95-102

FOR CITATION

GoreLikov V.A., Miftakhov A.F. Analysis of attendance in professional sports Leagues in Russia. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 95-102. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-95-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.