Научная статья на тему 'Анализ понятия «Средний класс» в посланиях Президента Федеральному собранию РФ'

Анализ понятия «Средний класс» в посланиях Президента Федеральному собранию РФ Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
225
28
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ / THE PRESIDENT'S MESSAGES TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF RF

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Балобанова Елена Германовна

На примере текстов посланий президента Федеральному собранию РФ анализируется образ среднего класса и представления по данной проблеме, формируемые в пространстве политического дискурса. Также выявляются сходства и отличия между трактовками термина «средний класс» с позиции научного и политического сообщества.

Analysis of the concept Middle class in the president's messages to the Federal Assembley of the Russian Federation

The article gives results of the analysis of the President's messages to the Federal Assembly of RF. It describes the image of the middle class and its problems which are formed in the political discourse. The author of the article tries to show similarities and differences in the interpretation of the term «middle class» from the point of view of scientists and politicians.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Средний класс» в посланиях Президента Федеральному собранию РФ»

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

УДК 81 ’27:316. 343.65

ББК Ш100.3 ГСНТИ 16.21.

Е. Г. Балобанова Екатеринбург, Россия АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СРЕДНИЙ КЛАСС»

В ПОСЛАНИЯХ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ

Аннотация. На примере текстов посланий президента Федеральному собранию РФ анализируется образ среднего класса и представления по данной проблеме, формируемые в пространстве политического дискурса. Также выгявляются сходства и отличия между трактовками термина «средний класс» с позиции научного и политического сообщества.

Ключевые слова: средний класс; политический дискурс; послания Президента Федеральному собранию РФ.

27; 16.21.51 Код ВАК 22.00.06; 10.02.01

E. G. Balobanova Ekaterinburg, Russia ANALYSIS OF THE CONCEPT «MIDDLE CLASS» IN THE PRESIDENT’S MESSAGES TO THE FEDERAL ASSEMBLEY OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. The article gives results of the analysis of the President’s messages to the Federal Assembly of RF. It describes the image of the middle class and its problems which are formed in the political discourse. The author of the article tries to show similarities and differences in the interpretation of the term «middle class» from the point of view of scientists and politicians.

Key words: middle class; political discourse; the President’s messages to the Federal Assembly of RF.

Сведения об авторе: Балобанова Елена Германовна, ассистент кафедры теоретической и прикладной социологии, Институт фундаментального социальногуманитарного образования.

Место работыг: Уральский государственным педагогический университет (Екатеринбург).

Контактная информация: 620142, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75, к. 510. e-mail: lenabalobanova@yandex.ru.

About the author: Balobanova Elena Germanovna, Assistant Lecturer of the Chair of Theoretical and Applied Sociology.

Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

В социологической литературе представлены разнообразные трактовки термина «средний класс», что обусловлено различиями в методологических подходах, целях и задачах исследования. Дискуссии по поводу среднего класса, необходимости его появления в структуре российского общества возникают и в пространстве политического дискурса. Статья посвящена анализу понимания современными политиками (в частности тремя последними президентами РФ) термина «средний класс».

Поскольку исследовательское поле достаточно широко, для анализа мы выбрали тексты посланий Президента Федеральному собранию РФ за 1994—2010 гг. Послания представляют собой письменный (и одновременно устный) текст, в котором излагается позиция президента по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, озвучиваются важные государственные решения, указываются приоритеты. Таким образом, в тексте послания представлено максимальное количество тем (проблем), актуальных для того или иного периода.

Всего проанализировано 17 текстов посланий (6 — Б. Н. Ельцина, 8 — В. В. Путина, 3 — Д. А. Медведева). Используемый метод — традиционный анализ документов, под которым мы понимаем интерпретацию содержания документа, выделение смысловых блоков, идей, утверждений в соответствии с целями анализа [Рабочая

© Балобанова Е. Г., 2011

книга 1976: 318; Ядов 2003: 210—214]. Перечень вопросов (индикаторов) для анализа посланий:

1. Основные темы (проблемы), отраженные в послании.

2. Понимание термина «средний класс» политическим руководством страны, выделение его специфических черт.

3. Характеристика социально-профессиональных групп, входящих в состав среднего класса.

4. Проблематика высказываний по поводу представителей среднего класса.

5. Характер высказываний, посвященных среднему классу (заявление о проблеме; предложение путей для ее решения; указание разобраться в ситуации и представить план действий; представление результатов, подведение итогов проводимых мероприятий; оценка мероприятий, хода их реализации, итогов).

Средний класс является комплексным образованием, имеющим внутреннюю социальногрупповую структуру, отдельные элементы которой различаются по происхождению и социальному статусу. Однако, несмотря на все различия, существуют такие признаки, которые составляют его основу, суть. Это прежде всего наличие занятости, обладающей такими характеристиками, как профессия, высококвалифицированный труд, соответствующий уровень образования. Таким образом, средний класс включает в себя представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции (лица

свободных профессий, профессура, представители науки, искусства, специалисты в области информационных технологий, преподаватели школ, вузов и т. д.), административно-управленческий аппарат госслужб и предприятий, а также представителей мелкого и среднего бизнеса города и села [Социологический словарь 1998; Модернизация 2008].

Анализ текстов посланий президента Федеральному собранию показал, что одним из приоритетов в деятельности главы государства является формирование средних слоев общества. Это заявление отражено в посланиях каждого президента России. Обоснование необходимости формирования средних слоев мы находим в текстах посланий Б. Н. Ельцина (1995, 1996, 1998 гг.), В. В. Путина (2007 г.) и Д. А. Медведева (в 2008 и 2009 гг.). В частности, подчеркивается, что средний класс — это «оплот социальной и политической стабильности общества», в котором продолжает усиливаться расслоение граждан по доходу и материальному обеспечению [Послание 1995], «масштабный и устойчивый средний класс — это основа гражданского общества и стабильности конституционного строя; задачи подъема страны и формирования среднего класса теснейшим образом взаимосвязаны», «именно он в состоянии стать опорой и двигателем подъема российской экономики» [Послание 1998]. Также в текстах посланий Д. А. Медведева от 2009 и 2010 г. мы выделили черты «идеального» представителя среднего класса (имеется в виду идеал, к которому, по мнению Д. А. Медведева, необходимо стремится в будущем), которые во многом схожи с характеристиками западного среднего класса. Это талантливый, критически мыслящий, проявляющий гражданскую активность, интеллектуально свободный, ответственный гражданин, который «ценит общественную стабильность и уважает закон, может брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке, городе, понимает, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии» [Послание 2009]. Частью общенациональной культуры, по мнению президента, должны стать личный успех, инициатива и ее поощрение, общественные дискуссии на качественно новом уровне, нетерпимость к коррупции. В то же время эта идея является и призывом, обращением к гражданам страны: «...измениться должны мы сами! Необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте» [Послание 2009].

Появление и формирование средних слоев общества политические лидеры страны связывают с целым рядом факторов. Во-первых, это предоставление равных шансов на успех в экономической жизни, что позволит сформировать массовый слой экономически активных и мате-

риально обеспеченных людей. Во-вторых, развитие инициативы граждан: их готовность быть самостоятельными и независимыми в занятиях профессиональной и общественно-политической деятельностью позволит гражданам брать больше ответственности за результаты своего труда на себя. Эти качества наиболее полно проявляются в предпринимательской деятельности, в сфере малого и среднего бизнеса, за счет которых и планируется развитие и рост средних слоев. В-третьих, малый и средний бизнес, с которым ассоциируется термин «средний класс» (например, Б. Н. Ельцин в послании 1998 г. указывает, что это «сравнительно новая для нас часть среднего класса — слой малого и среднего предпринимательства; либерализация экономики и приватизация государственной собственности предопределили его появление в России», а В. В. Путин в послании 2007 г. говорит «о необходимости формирования среднего класса за счет роста малого и среднего бизнеса»), нуждается в государственной поддержке. В частности, это должно проявляться в «бюджетной, налоговой политике, в развертывании инфраструктуры переквалификации трудоспособных граждан, в создании системы непрерывного образования» [Послание 1998], во внедрении в производство инновационных технологий [Послание 2008], в смягчении отрицательных последствий проводимых реформ для мелких и средних предпринимателей [Послание 2010]. В-четвертых, необходим гражданский финансовый контроль за деятельностью государства, т. е. граждане должны знать, на что расходуются средства налогоплательщиков. Только когда они начнут осознавать себя «содержателями» государства (термин, используемый Б. Н. Ельциным в послании 1998 г.), имеющими не только юридическое, но и моральное право требовать полного отчета о расходовании государственных средств, только тогда появится возможность формирования сильного гражданского общества и среднего класса.

Таким образом, формирование средних слоев российского общества руководители страны связывают с проводимыми ими с 1992 г. реформами в экономической, политической сфере, в образовании. На это, в частности, указывает Б. Н. Ельцин, отрицая какие-либо положительные результаты перестройки М. С. Горбачева, обвиняя последнего в том, что меры, которые были предприняты им и его командой, оказались запоздалыми и лишь усугубили тяжелую экономическую и политическую ситуацию в стране. Поэтому вторая волна реформ — с начала 1990-х гг. — хотя и имела определенные негативные последствия, все же позволила, по мнению Б. Н. Ельцина, вывести страну из кризиса и дала возможность экономике нормально развиваться.

Мы отметили, что представления политического руководства страны о среднем классе во многом совпадают с научными определениями

преподаватели вузов, врачи и т. д.), административно-управленческий аппарат госслужб и предприятий. Объяснить эту ситуацию можно следующим образом. Одним из положительных результатов реформ можно считать появление многочисленных малых и средних предприятий, представляющих широкий спектр товаров и услуг. Эти предприятия дали «рабочие места и заработки 25 миллионам российских граждан, являются источником стабильных налоговых поступлений в федеральный и местный бюджеты» [Послание 1996]. О таких результатах не стыдно доложить перед собравшейся аудиторией. И совершенно иная картина наблюдается с такими группами, как учителя, врачи, деятели науки, искусства, культуры, которые, по словам самих руководителей государства, в результате тех же реформ оказались в нищенском положении, являются социально незащищенными и попадают скорее в категорию «наиболее бедных». Очевидно, выгоднее умолчать о том, что данная часть среднего класса за годы реформ оказалась на самом «дне» российского общества, в том числе вследствие непродуманной государственной социальной политики.

Исходя из определения среднего класса, которое мы используем в исследовании, выделим социально-профессиональные группы, о которых идет речь в посланиях каждого главы государства (см. табл.).

Таблица.

Уровень внимания к представителям среднего класса в посланиях Президента РФ

Г руппы среднего класса Количество упоминаний в посланиях президента

Б. Н. Ельцина (1994-1999) В. В. Путина (2000-2007) Д. А. Медведева (2008-2010)

Предприниматели (малый и средний бизнес) 35 38 9

Административно-управленческий аппарат госслужб и предприятий: государственные служащие, работники образования в сфере управления, менеджеры на предприятиях 12

Административно-управленческий аппарат госслужб и предприятий: государственные служащие, работники образования в сфере управления, в т. ч. директора школ 4

Научно-педагогические и исследовательские кадры вузов, школ (в частности, преподаватели, профессора вузов, учителя школ) 9 3

Директора школ (т .е. работники образования в сфере управления) 1

Менеджеры на предприятиях - - 1

Педагоги детских домов - - 1

Учителя школ - - 7

Преподаватели вузов (научно-педагогические и исследовательские кадры вуза) 2

Научно-техническая интеллигенция: ученые или научные работники 5

Научно-техническая интеллигенция: ученые или научные работники, научная элита 4

Научно-техническая интеллигенция: ученые или научные работники, научная элита, в том числе молодые ученые, инженеры, конструкторы, программисты 6

Средний класс в целом 6 1 5

известных и авторитетных социологов, экономистов и политологов. И та, и другая сторона подчеркивают, что представители средних слоев являются самостоятельными и независимыми, являются «противниками любого радикализма, поскольку ориентированы на достаток, высокий уровень образования, разнообразный спектр культурных потребностей» [Послание 1998]. Совпадают мнения руководителей страны и экспертов и о причинах появления в структуре российского общества средних слоев. Являясь одним из важнейших элементов демократического общества, средний класс, с обеих точек зрения, формируется в результате проводимых в стране реформ, которые привели не только к изменениям в структуре российской экономики и в политической сфере, но и к изменениям ценностных ориентаций россиян. На первый план выходят ценности личного успеха, свободы выбора, активности в достижении цели, ответственности за свое дело, конкурентоспособности, т. е. ценности, присущие средним слоям западных обществ.

Однако, рассуждая о необходимости роста средних слоев, российские политики не упоминают другие социально-профессиональные группы, входящие в состав среднего класса: это не только предприниматели малого и среднего бизнеса, но и научно-техническая, гуманитарная интеллигенция (в том числе учителя школ,

Окончание таблицы

Г руппы среднего класса Количество упоминаний в посланиях президента

Б. Н. Ельцина (1994-1999) В. В. Путина (2000-2007) Д. А. Медведева (2008-2010)

Творческая интеллигенция: литераторы, художники, музейные, архивные и библиотечные работники, мастера искусства, в том числе особо выдающиеся мастера культуры и искусства 3

Творческая интеллигенция: работники культуры, искусства, литераторы 2

Частные адвокаты и нотариусы 3 - -

Врачи 2 1 -

Врачи, в т.ч. медперсонал детских поликлиник - - 2

Фермеры 2 1 -

Журналисты 2 1 -

Высококвалифицированные специалисты в военной сфере (армии, флоте) 1

Итого 79 55 35

Наибольшее внимание в посланиях уделено предпринимателям, занимающимся малым и средним бизнесом, в том числе на селе (т. е. фермерам). Более 50 % всех заявлений о среднем классе В. В. Путина и Д. А. Медведева было посвящено данной группе. Выделим тематику проблем, которые упоминали все руководители страны, говоря о малом и среднем бизнесе.

1. Условия для развития предпринимательства: необходимость разработки и принятия правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Финансовая стабильность, оживление производства, соблюдение прав предпринимателей, развитая финансово-кредитная и инвестиционная инфраструктура, грамотные специалисты, снижение налогового бремени как способ вывести доходы из «тени», стабильная налоговая система, внедрение новых эффективных технологий в производство. Публично доступная информация о работе государственных органов и развитие фермерских хозяйств в деревнях. Смягчение негативных последствий проводимых мероприятий для малого бизнеса (предложения из посланий Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Д. А. Медведева).

2. Препятствия для развития малого и среднего бизнеса: бюрократия и коррупция (в том числе со стороны надзорных органов и инспекций на местном уровне), рост криминализации предпринимательства. Отсутствие помощи со стороны региональной и местной власти (заявления в посланиях всех президентов).

3. Подведение итогов реформ, их результаты: в 1990 г. был принят ряд законов, регулирующих отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантирующих свободу СМИ. В 1994 г. появилась Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Также в 1994 г. подготовлены законопроекты, направленные на развитие фермерства. Отмечены положитель-

ные результаты национального проекта в области аПк, благодаря которому предпринимательство более активно стало развиваться и в деревне. По мнению Б. Н. Ельцина и В. В. Путина, малый и средний бизнес пока очень слабо влияют на политическую жизнь страны (результаты реформ, их оценка, подведение итогов представлены в посланиях Б. Н. Ельцина и В. В. Путина).

4. Социальная ответственность бизнеса: необходимость участия предпринимателей, общественных объединений и органов власти всех уровней в решении экологических и социально-экономических проблем, в поддержке ветеранов — участников Великой Отечественной войны; формирование институтов социального партнерства между государством, предпринимателями и профсоюзами. Участие в подготовке необходимых экономике страны специалистов, использование для этих целей образовательных кредитов (заявления о существующих проблемах, а также предложение путей их решения прозвучали в посланиях Б. Н. Ельцина и В. В. Путина).

5. О ценностях и приоритетах государства в отношении малого и среднего бизнеса: ценность свободы и социальной ответственности предпринимательской деятельности, незыблемость частной собственности, принятие мер против недобросовестных предпринимателей, в том числе недопустимость использования труда нелегальных трудовых мигрантов, контроль за исполнением законов. Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства после вступления страны в ВТО. Участие предпринимателей в проектах по внедрению новейших медицинских, энергетических, информационных технологий, телекоммуникационных систем (данные заявления, предложения и указания разобраться в ситуации были озвучены каждым главой государства).

Вторая группа, оказавшаяся в фокусе внимания политиков — административно-управ-

ленческий аппарат госслужб и предприятий (государственные служащие; работники образования в сфере управления, в том числе директора школ; менеджеры на предприятиях). Значительное внимание к данной группе объясняется тем, что реформирование и модернизация российской экономики потребовали привлечения новых высококвалифицированных специалистов в области управления, способных четко исполнять закон, добросовестных, ответственных молодых людей, готовых работать в новых экономических и политических условиях, без которых немыслима эффективная работа современного государственного аппарата, невозможен экономический рост. Глубокое реформирование системы образования невозможно без динамичной переподготовки и повышения квалификации работников образования, особенно в сфере управления, в связи с этим в посланиях были обозначены и проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время, а именно:

1. Необходимость регулирования законодательства в отношении деятельности госслужащих, в частности принятие Кодекса государственной службы, в котором должны быть определены и прописаны механизмы контроля за деятельностью государственных служащих, процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности за недобросовестную работу, за неисполнение решений и т. д. Создание действенного антикоррупционного механизма и жесткого контроля за его применением, доступность, открытость информации о деятельности государственных органов для всех граждан страны (предложения и указания разобраться в ситуации, внести соответствующие изменения были изложены в посланиях Б. Н. Ельцина и Д. А. Медведева).

2. Продолжение работы по подготовке и повышению квалификации управленческих кадров: в сфере образования — проведение аттестации, совершенствование процедуры аттестации работников образования и управления системой образования в целом, внедрение новых управленческих технологий; в сфере государственного управления — создание современной инфраструктуры подготовки, повышения квалификации и оценки труда государственных служащих, основная задача которой — появление высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов в сфере управления (данные предложения высказывали Б. Н. Ельцин, Д. А. Медведев и В. В. Путин).

3. Злоупотребление служебными полномочиями со стороны управленческих кадров, в частности использование административного ресурса в целях сведения счетов с отдельными предпринимателями, а в школах — существование нелегального рынка платных образовательных услуг, который покрывают директора школ (на эту проблему обратили внимание Д. А. Медведев и В. В. Путин).

Представители научно-технической интеллигенции (ученые или научные работники, научная элита) оказались на третьем месте по объему внимания к проблемам средних слоев российского общества. Наука, как и сфера образования, культура оказались в крайне сложном положении в результате непродуманной государством экономической политики. Об унизительно низких зарплатах, необходимости привлекать в науку молодежь путем создания благоприятные условий для работы ученых заявляли и Б. Н. Ельцин (в 1994, 1995 и 1998 гг.), и В. В. Путин (в 2001, 2002 и 2005 гг.), и Д. А. Медведев (2009—2010 гг.). Так, Б. Н. Ельцин предлагал создать адекватную современным условиям правовую базу научной сферы, которая должна закрепить правовой статус научного работника, научной организации, временного научного коллектива, независимого объединения научных работников, РАН, реформировать структуру научного сообщества в целом. «Наши ученые получают высококлассные результаты, ими создается немало образцов новой конкурентоспособной на мировом рынке продукции, остающихся, как и в прежние годы, зачастую невостребованными нашей промышленностью. Их исследования и проекты надо поддержать на законодательном уровне», — подчеркивает Б. Н. Ельцин [Послание 1995]. Со временем ситуация не изменилась, и уже в очередном послании В. В. Путин заявляет о необходимости разработки и внедрения «достойных и долгосрочных проектов для российских ученых в экономику нашей страны и в тех сегментах мирового рынка, которые действительно могут занять отечественные производители» [Послание 2002].

В посланиях Д. А. Медведева ключевым словом является «модернизация», которую, по мнению Президента, невозможно осуществить без высококвалифицированных кадров — авторитетных российских и зарубежных ученых, разработчиков новейших технологий, ведущих инженеров, конструкторов, программистов: «...благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей... » [Послание 2009]. Президент подчеркивает, что только системная модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы позволит России выжить в современных условиях. Д. А. Медведев четко определяет сферы модернизации. Это внедрение новейших медицинских, энергетических, информационных, ядерных, военных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, модернизация государственного сектора. Поэтому основной задачей государства является создание комфортных условий для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. Данная

задача была реализована в 2010 г. — в России запущен проект «Сколково», который должен стать «мощным центром исследований и разработок. сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений модернизации... по примеру „силиконовой долины“» [Послание

2009, 2010]. Впервые глава государства рассматривает научно-техническую интеллигенцию не как «нуждающуюся, бедную и униженную», а как мощную силу, интеллектуальную составляющую модернизации.

Гуманитарная интеллигенция расположилась на четвертом месте. В этой группе мы объединили представителей творческой интеллигенции — литераторов, художников, мастеров искусства, в том числе особо выдающихся мастеров культуры и искусства, музейных, архивных и библиотечных работников, — а также учителей школ, врачей, научно-педагогические и исследовательские кадры вузов. Помимо отрицательных последствий проводимых в стране реформ (включая резкое ухудшение социальноэкономического положения, задержки с выплатой зарплаты и рост социальной напряженности, что отразилось на престиже профессии учителя, врача и др., коммерциализация культуры, образования, которая развращает работников данной сферы) руководители государства выделяют и определенные позитивные моменты. В частности, Б. Н. Ельцин отмечает, что государство сохранило сеть театров, музеев, киностудий, библиотек, камерных и симфонических оркестров. Наряду с этим «образовалось значительное число негосударственных кино- и видеостудий, художественных галерей, симфонических оркестров, издательств, продюсерских фирм и агентств, школ искусств. Положительную роль сыграла и система государственных пенсий для особо выдающихся мастеров культуры и искусства и стипендий Президента РФ, назначаемых деятелям литературы и искусства специально на время создания того или иного произведения» [Послание 1995].

Реформы в сфере образования, по мнению Б. Н. Ельцина, дали новые возможности для собственного профессионального роста многим школьным педагогам и преподавателям вузов, так как у учителей в школах появилась возможность в дополнение к регулярному предмету вести собственный курс по лично разработанной программе, а программы в вузах теперь свободны от цензуры, идеологии и догм прошлого. Д. А. Медведев предлагает расширить самостоятельность школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств, в обмен на открытость информации о результатах работы [Послание 2009], разработать «систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации» [Послание 2008], создать возможности для их «стажировки в лучших школах и вузах страны»

[Послание 2010], привлекать в школы новое поколение учителей, причем не обязательно только с педагогическим образованием. Еще одно предложение президента — законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставить семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — «доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования» [Послание 2009].

В послании 2010 г. проблема детства была обозначена как ключевая. «Воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования», поэтому вопросам образования было уделено значительное внимание [Послание 2010]. Подведены итоги мероприятий, намеченных в предыдущем послании: обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. В Год учителя «у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки» [Послание 2010]. Д. А. Медведев еще раз подчеркнул, что современный учитель должен стремиться «раскрыть способности каждого ребенка, максимально подготовить его к выбору профессии», а также постоянно самосовершенствоваться, учиться, овладевать современными информационными программами и высокотехнологичными продуктами: «недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя» [Послание 2010].

В то же время вызывают удивление другие предложения президента относительно модернизации системы педагогического образования. В частности идея, озвученная в послании 2009 г., о преобразовании педагогических вузов в крупные базовые центры подготовки учителей или в факультеты классических университетов. Система образования в течение последних 15-20 лет находится в процессе «непрекращающей-ся» модернизации: мы вошли в Болонский процесс, ломая свою систему подготовки специалистов, мы проводили эксперименты с ЕГЭ, с количеством лет обучения в школе (отмена 4-го класса, 12-летнее обучение) и т. д. Однако результаты этих экспериментов не отслеживаются, нет оценок того, насколько эффективно то или иное нововведение, имеется ли в нем необходимость, надо ли вообще менять всю систему. В итоге педагогическое сообщество опять оказалось в ситуации неопределенности и ожидания худшего, что явно не прибавило оптимизма в 2010 г., объявленном президентом Годом учителя.

Воспитание детей — задача не только системы образования, а также отечественной культуры и общества в целом. И здесь Д. А. Медведев обращается к представителям творческой интеллигенции (кинорежиссерам, актерам,

художникам, писателям), говоря о необходимости создания новых качественных фильмов, литературы, которые были бы интересны современным детям: «Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика, которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия» [Послание 2010]. Призыв быть ответственными за воспитание будущего поколения адресован именно творческой интеллигенции.

Интерес представляют еще две группы, которые мы отнесли к представителям средних слоев — это журналисты, адвокаты и нотариусы. Появление в стране независимых СМИ напрямую связано с проводимыми в начале 1990х гг. реформами. То, какую роль отводят российские политики средствам массовой информации в становлении гражданского общества, развитии демократических институтов, можно понять, обратившись к посланиям Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Эти президенты достаточно подробно излагают свою позицию, полагая, что «СМИ первыми при поддержке всего общества осуществили прорыв в борьбе с государственной цензурой за свободу слова устного и печатного» [Послание 1995] и что «без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества не создать» [Послание 2000]. Оба президента подчеркивают, что, отстаивая право на свободу, российские журналисты часто рисковали собственной карьерой, а порой и жизнью. Многие из них погибли. Поэтому очень важно создать в России «правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса» [Послание 2000], чтобы гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, обеспечить полный доступ ко всей общественно значимой информации, оградить их от «какого-либо давления, а тем более оскорблений и физических расправ» [Послание 1995]. В то же время экономическая неэффективность значительной части СМИ делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров, что сказывается на качестве предоставляемой информации. На телеканалах и в радиоэфире распространяются «недобросовестная реклама, насилие, пошлость и непристойность» [Послание 1995]. Но все это только констатация фактов, обозначение проблемы и эмоциональные оценки. В текстах посланий не содержится какой-либо информации о том, каким образом необходимо изменить ситуацию, чтобы избавиться от обозначенных недостатков.

Наконец, последняя группа, которую мы выделили в текстах посланий и включили в состав средних слоев, — это частные адвокаты и нотариусы, которые являются высококвалифицированными специалистами, имеющими соответствующий уровень образования, и оказывают платные юридические услуги населению страны. О деятельности нотариусов и адвока-

тов шла речь только в посланиях Б. Н. Ельцина в 1995, 1996 и 1998 гг. Как отмечает первый президент России, «создавая условия для эффективного роста, мы не можем рассчитывать только на экономические регуляторы. Без установления четкой правовой базы негосударственных механизмов правовой помощи и защиты участников экономического оборота усилия будут затрачены впустую» [Послание 1998]. То есть наряду с созданием благоприятных экономических условий для всех участников рынка нужны и грамотные специалисты, способные оказать им юридическую помощь (так как любая деятельность регулируется законом, в нюансах которого не каждый сможет разобраться). В послании 1998 г. Ельцин дает указание разобраться в сложившейся ситуации, в частности разработать и принять ряд законов, решающих вопросы правового статуса профессиональных объединений нотариусов и адвокатов, кадрового пополнения этих профессиональных корпораций, меры государственного контроля. Также Б. Н. Ельцин поручает как можно быстрее внести изменения и дополнения в Основы законодательства о нотариате, принять закон об адвокатуре.

Наряду с этим Б. Н. Ельцин подчеркивает, что необходимо развивать «сеть общедоступного правового консультирования населения. Здесь есть возможность для плодотворного сотрудничества органов власти с адвокатским сообществом» [Послание 1996]. Одновременно с позитивной оценкой деятельности частных адвокатских агентств и нотариата отмечается, что не должны нарушатся права человека на получение юридической помощи. Таким образом, успеху осуществляемых в стране реформ сопутствует, по мнению Б. Н. Ельцина, не только создание благоприятных экономических и политических условий, но и четко отрегулированное правовое поле, правовая грамотность граждан, качественные юридические услуги и их доступность для всех категорий населения.

Проанализировав президентские послания Федеральному собранию РФ, мы пришли к следующим выводам.

Наблюдаются явные сходства в понимании термина «средний класс» политическим руководством страны и экспертами в области социальных наук. В то же время имеются существенные различия в определении социальнопрофессионального состава средних слоев российского общества. С точки зрения политиков средний класс — это в первую очередь представители малого и среднего бизнеса, в том числе предприниматели на селе (фермеры). При этом подчеркивается, что данная группа является важной составной частью российского среднего класса, т. е. существуют и другие его представители. Попытка найти в текстах посланий другие части среднего класса оказалась безуспешной, так как в большинстве случаев были зафиксированы лишь абстрактные описания набора качеств, присущих

этому слою, без указания на то, кому эти качества принадлежат. Очевидно, российская политическая элита не имеет четкого представления о том, что такое «средний класс», хотя активно использует данное понятие в пространстве политического дискурса.

В отношении представителей науки, системы образования и здравоохранения власти придерживаются мнения, что данные группы имеют низкое материальное обеспечение, находятся в унизительном положении, социально незащищены, давая понять, что данная категория граждан находится ниже уровня среднего класса. В то же время выделенные выше характеристики среднего класса имеют отношение к гораздо более широким слоям населения. Именно поэтому социологи включают в состав среднего класса не только представителей малого и среднего бизнеса города и села, но и научно-техническую, гуманитарную интеллигенцию (в том числе лиц свободных профессий, профессуру, представителей науки, искусства, специалистов в области информационных технологий, преподавателей школ, вузов и представителей похожих профессии), административно-управленческий аппарат госслужб и предприятий. Впрочем, в отечественной социологии вопрос о составе средних слоев до сих пор остается открытым.

Из поля зрения как социологов, так и политиков выпадают такие группы, как работники прокуратуры, милиции и специальных служб, военные, судьи. Перечисленные профессиональные группы относятся к служащим государственного сектора и, тем не менее, в большинстве социологических исследований названные категории не относятся к среднему классу. Политическое руководство страны рассматривает эту группу отдельно от других (подчеркивая значимость возложенных обязанностей, опасность выполняемой работы, указывая на проблемы с материальным и иным обеспечением, говоря о коррупции в органах и морально-психологических качествах личного состава, о необходимости реформирования органов правопорядка, в частности при обсуждении закона о полиции и закона о следственном комитете) [Послание 2010], вне контекста проблематики формирования средних слоев.

Сходятся политики и ученые и во взглядах на функции, которые должен выполнять средний слой в российском обществе. И та, и другая сторона рассматривает средний класс как оплот социальной и политической стабильности общества, как основу гражданского общества и стабильности конституционного строя, опору и двигатель подъема российской экономики, а условием выполнения этой функции признается массовость: численность среднего класса в структуре российского общества должна быть не ниже 50 %. Поэтому одной из главных своих задач политическое руководство страны считает формирование условий, при которых данный

класс смог бы численно вырасти. В то же время подчеркивается, что, хотя численность средних слоев еще мала, именно проводимые государством реформы способствовали его появлению в структуре российского общества (на что особо указывают Б. Н. Ельцин и В. В. Путин). С этим обстоятельством склонна согласиться и значительная часть российских социологов.

Актуальность проблематики среднего класса для российский политиков сохраняется на протяжении всего исследуемого периода. Наи-больше внимание со стороны политического руководства страны наблюдается в 1995, 1998, 2002 и 2009 гг. Проблематика сообщений в содержательном аспекте выглядит следующим образом: в начале 1990-х гг. анализируется общая ситуация в стране, дается оценка состояния всех сфер общественной жизни — экономической, культурной, социальной и политической; в середине 1990-х гг. в посланиях делается упор на необходимость развития законодательной базы, которая позволит регулировать отношения действующих субъектов на рынке. В посланиях 2000-х гг. высказано немало идей о том, каким должно быть будущее России, подводятся итоги реформ 1990-х г. и определяются приоритетные направления в деятельности государства.

ЛИТЕРАТУРА

Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 97—98.

Послание Президента России Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ: «О действенности государственной власти в России». 1995. URL:

http://www.intelros.org/lib/elzin/1995.htm (дата обращения: 17.06.2009).

Послание Президента России Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия, за которую мы в ответе». 1996 г. URL: http://www.intelros.org/ lib/elzin/1996.htm (дата обращения: 17.06.2009).

Послание Президента России Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Общими силами — к подъему России». 1998 г. URL: http://www.intelros. org/lib/elzin/1998.htm (дата обращения: 14.06.2009).

Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ: «Какую Россию мы строим». 2000 г. URL: http://www.intelros.org/lib/ putin/2000.htm (дата обращения: 15.06.2009).

Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ: «России нужно быть сильной и конкурентоспособной». 2002 г. URL: http://www.intelros.org/lib/putin/2002.htm (дата обращения: 16.06.2009).

Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 2008. URL:

http://www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63 372type63374type63381type82634_208749.shtml (дата обращения: 13.06.2009).

Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 2009 г. URL:

http://www.rg.ru/2009/! 1/13/poslanie-tekst.html (дата обращения: 18.11.2009).

Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 2010 г. URL:

http://www.rg.rU/2010/11/30/poslanie-tekst.html (дата обращения: 03.12.2010).

Рабочая книга социолога / [чл.-кор. АН СССР М. Н. Руткевич, д-р филос. наук Г. В. Осипов и С. Ф. Фролов и др.]; редколлегия: Г. В. Осипов (отв. ред.) и др.]; АН СССР, Ин-т социол. исследований. — М.: Наука, 1976. С. 318—320.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор — координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА * М — НОРМА, 1998. — 488 с.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. — М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. С. 210—214.

Статью рекомендует к публикации канд. филол. наук, доц. Е. В. Дзюба