производство - природа», а на уровне содержания образования определяет интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и математических знаний в технологической подготовке обучающихся.
Совокупность предложенных принципов выступает теоретико-методологическим обоснованием технологического образования и условием эффективности его реализации.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Васин Е.К. Закономерности технологического образования в условиях информатизации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: wwwscience-education. ru/110-9912
2. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Ч. 1 / под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М, 2001.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Кнорус, 2010.
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007.
6. Овечкин В.П. Содержание технологи-
ческого образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов /под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
8. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БПТУ, 2001.
9. Устименко В.К., Махотин Д.А., Тверды-нин Н.М. Методика технологического образования учащихся: вариативный подход: учеб. пособие. М.: Социальный проект, 2009.
УДК 378:001.891
га.в. брыкин
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Приводится анализ, посвященный рассмотрению различных аспектов трактовки понятия «образовательная среда» в современных российских и зарубежных научных исследованиях.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, социальная среда, интегративность образовательной среды, вариативность образовательной среды.
This article commits analysis dedicated to view different science aspects and terminology of "educational environment" in the modern science.
Key -words: environment, social environment, integration of educational environment, variety of educational environment.
© Брыкин Ю.В., 2016
86 ВЕСТНИКРМАТШ2 1• 2016
Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. базируется на современных тенденциях, которые обусловлены переходом к постиндустриальному информационному обществу, расширением возможностей любого гражданина страны в получении образования. В целях ускорения данных процессов в каждой образовательной организации создается определенная среда, отражающая цель образовательной организации и современные направления развития системы образования.
Проблема изучения среды, которая окружает человека на протяжении всей его жизни, имеет большое значение. Понятие «среда» является предметом изучения многих наук: философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики и др.
Среда в рамках системного подхода рассматривается как совокупность всех объектов, динамика свойств которых оказывает влияние на систему, а также объектов, чьи свойства изменяются в результате деятельности системы. Основа определения понятия «среда» пришла в педагогику из биологической науки и понимается как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. В зависимости от существующих в ней определенных условий среда обитания может определенным образом влиять на человека - как поддерживать его жизнедеятельность, так и сказываться негативно.
В философии понятие «среда» трактуют как совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов [12]. В более широком понимании данное понятие раскрывается как
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Социология как наука в данном контексте использует термин «социальная среда», который трактуется как: «1. Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.» [8, с. 338]. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, особенно микросреда как «интегральная совокупность социальных групп, социальных общностей, а также социальных институтов и социальных организаций, с которыми непосредственно связан индивид в процессе социализации, межличностного общения и деятельности» [9, с. 947].
Таким образом, в философии и социологии среда понимается как совокупность различных (природных, экономических, социальных, политических, духовных) условий существования индивида, в которых происходит развитие личности.
Психологи рассматривают понятие «среда» как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения последней могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности.
Анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы пока-
зывает, что в понятие «среда» вкладывается различное содержание. Впервые его употребил известный педагог П.Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды.
Важность значения среды в воспитании человека подчеркивали К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др. Практическое воплощение идеи воспитания средой было осуществлено в деятельности немецких интегрированных школ (Нигермайер, Циммер), французской школы (Бло, Порше, Ферра), американских школ (Уолтер, Уотсон, Хоскен).
В первой половине ХХ в. в России данная идея также нашла своих приверженцев (А.Г. Калашников; Н.В. Кру-пенина, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). В советской дидактике подчеркивалась зависимость обучения от характера общественных отношений, что нашло отражение в принципе связи обучения с жизнью (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко). В конце ХХ в. теория среды получила свое дальнейшее развитие. При усилении внимания к педагогическому аспекту данного понятия ведущей в его трактовке стала категория «взаимодействие». Начали выделяться различные виды педагогической среды: природная, предметно-пространственная, эстетическая, образовательная, социально-педагогическая, социокультурная и др.
В современной педагогике среда рассматривается как условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки [14].
Таким образом, в педагогическом аспекте среда понимается как окруже-
ние человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Эти условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить процесс взаимодействия.
Понятие «среда» является родовым по отношению к понятию «образовательная среда», которое получило широкое распространение в современной педагогической науке.
В то же время необходимо отметить, что единого мнения по вопросу трактовки данного понятия среди ученых пока не сложилось.
Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллектив ученых, педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчи-ков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др.) разрабатывал философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (О.С. Газман, М.В. Кларин, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.), уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В. Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие «школа взросления»), сотрудников Института психологии РАО (В.В. Рубцов, В.И. Панов, Б.Д. Эльконин).
Образовательная среда - понятие более узкое. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения
BS ВЕСТНИКРМАТШ2 1• 2016
образования - это мнение В.А. Козырева, И.К. Шалаева, А.А. Веряева. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений.
С позиции философии и социологии Н.Б. Крылова понимает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребенок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности [3].
Н.А. Спичко характеризует образовательную среду как «совокупность психологического, социального и пространственно-предметного факторов, куда входят также материальный фактор и межличностные отношения» [10].
С педагогической точки зрения рассматривает образовательную среду Г.Ю. Беляев, который под данным термином понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [1, с. 72].
В большинстве современных исследований образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
По мнению С.В. Тарасова, образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно: психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, специально организуются [11].
Данная специально организованная специфическая деятельность проектируется, формируется для самореализации личности, тогда, как считает И.Г. Шендрик, образование правомерно рассматривать как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры.
Непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования, оказывает специальное формирующее воздействие на человека. Рассматривая проблемы самореализации личности, он видит ее решение в необходимости «согласовать внутренние интенции человека и условия, в которых он живет».
В то же время И.Г. Шендрик отмечает, что «самореализация возможна при условии, если человек: осознанно верит в жизненную цель, в свое предназначение; осознает свои способности, интересы, способен к взаимодействию с другими людьми; обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему себя полно реализовать в профессиональной деятельности; способен к волевым усилиям» [13, с. 41].
По мнению В.И. Слободчикова, основной характеристикой образовательной среды является взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса: обучающего и обучаемого, отдельных институтов, программ, образовательных дея-тельностей, в результате чего начина-
ют выстраиваться определенные связи и между ними [7].
Опираясь на теорию развивающего образования, Т.А. Осипова утверждает, что образовательную среду можно характеризовать двумя показателями:
• насыщенность (ресурсный потенциал);
• структурированность (способ ее организации) [5, с. 80].
По мнению В.С. Кукушина, образовательная среда должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [4, с. 94].
Т.Г. Егорова считает необходимым дополнить трактовку понятия «образовательная среда» следующими характеристиками.
«Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различ-
ных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурных, дидактических и пр.).
Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей [2]».
Завершая анализ сущности понятия «образовательная среда», отметим, что, присоединяясь к мнению Т.А. Осипо-вой, В.И. Панова, Т.Г. Егоровой и других исследователей, рассматривать образовательную среду следует как совокупность условий, позволяющих раскрыть весь спектр интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих их активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕ
1. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук/Г.Ю. Беляев. М, 2000. 157 с.
2. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен. URL: http://shgpi.edu. ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2- 10.pdf
3. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
4. Кукушин В.С. Общие основы педагогии: учеб. пособие для студентов педагогических вузов/В.С. Кукушин. Ростов н/Д: МарТ, 2006.224 с.
5. Осипова Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 188 с.
6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика, 2001. № 4. С. 30-44.
ТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования, 1997. Вып. 7. С. 183.
8. Социологический энциклопедический словарь. М.: М-Норма, 1998.480 с.
9. Социология: энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2003. 1311 с.
10. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 44-48.
11. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьников. СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с.
12. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
13. Шендрик И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4. С. 39-44.