ЛИТЕРАТУРА
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер. 2004. 464 с.
2. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандемо; ЭКМОС, 2000. 320с.
3. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л.: Наука, 1976. 124 с.
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. М.: Школа-Пресс, 1995.
5. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Б.И., 1935. 125 с.
А. Ю. НАЛИВАЛКИН
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
УДК 378.1
Анализируется понятие информационно-образовательной среды в русле современных концепций информатизации образования.
Ключевые слова: информационная среда, образовательная среда, информатизация образования. информационно-образовательная среда.
This article examines the concept of information-educational environment in line with modern concepts of education informatization.
Key words: information environment, learning environment, information education, information and educational environment.
Понятие информационной образовательной среды рассматривается в исследованиях многих ученых [ 1—7], однако до сих пор нет единого определения, характеризующего ее сущность. Каждый автор, проводя исследования в этой области, заостряет внимание на интересующих его аспектах, что создаст трудности в понимании сущности данного понятия.
В нашей работе представим определения, приводимые разными исследователями: «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения»,
«информационно-образовательная среда». Определение понятия «среда» подразумевает взаимосвязь условий, влияющих на человека, при которых он при-
нимаст непосредственное участие во взаимодействии окружения с субъектом.
В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации сформулировано определение термина: «Информационная среда — это совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах» |1|.
Ю.А. Шрейдер впервые предложил концепцию информационной среды, которая рассматривает ее не только как проводника информации, но и как активное
1 02 ВЕСТНИК PM AT N° 1 (4) • 2012
начало, воздействующее на ее участников. Информационная среда предает человеку возможность получить необходимую информацию, а умение ее обработать и почерпнуть из информации знание необходимо вырабатывать и тренировать. Это умение приобретается в процессе обучения. Ю.А. Шрейдер формулирует это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Информационная среда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею» |2|.
Исследователи И.К. Шалаев, А.А. Вс-ряев, В.А. Козырев |3, 4| считают, что под образовательной средой понимается деятельность образовательного учреждения. Как правило, под содержанием образовательной среды ученые понимают совокупность материальных и пространственно предметных факторов, общественных элементов и межличностных отношений. Все перечисленные компоненты взаимосвязаны: с одной стороны, они дополняют, обогащают друг друга и оказывают воздействие на каждого субъекта образовательной среды, а с другой — субъекты создают образовательную среду, оказывают на нее влияние.
Ученые выделяют понятие «среда обучения» (или «учебная среда»), под которым понимают взаимодействие процессов преподавания и учения. Всвою очередь «образовательная среда» — понятие более широкое, так как в ней может содержаться несколько учебных сред. По мнению М.В. Моисеевой, «среда обучения — это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения» [5]. Иначе говоря, это внешнее окружение, способствующее процессам обучения и развития.
Таким образом, под средой обучения можно понимать набор взаимосвязанных условий (материальных, коммуникационных и социальных), обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие учащегося в среде.
В условиях стремительного технологического прогресса большую популярность приобретает термин «информационно-образовательная среда». Согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 года, под информационно-образовательной средой понимается «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» |6|.
Рассмотрим некоторые определения информационно-образовательной среды, которые сформулировали в своих трудах российские исследователи.
О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой понимает «системно орган изованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса» |7|.
По мнению Ж.Н. Зайцевой, информационно-образовательная среда — это «антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [8]. В.И. Солдаткин полагает, что информационно-образовательная среда — это «единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях.
компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики» |9|.
Исходя из изложенного можно сде-
лать вывод, что информационно-образовательная среда представляет собой систематизированный набор педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на учебный процесс и его участников.
ЛИТЕРАТУРА
/. Зайцева Ж.Н., Говорений А.Э. Интернет-учебник — виртуальная среда обучения // Труды VIII научно-практической кон-(реренции «Открытое образование России XX/ века». М.: Изд-во МЭСИ. 2000.
2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические уаювия сетевого обучения. М., 2002.
3. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. 1999. № 7.
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы и нфорл шт и за ции высшей школы. 1998. №3.4. 322с.
5. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М., 1995.
6. Моисеева М. В. Компьютерные теле-коммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: автореф. канд. дис. М.. 1997.
7. Шалаев И.К, Веряев А.А. От образовательных сред к информационному пространству: понятие, формирование, свойство // Вопросы педагогики. 1998.
(У. Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Ишрорматика и культура. Новосибирск, 1990. С, 50—81.
9. Солдаткин В. И. Основы открытого образования. М.: Изд-во НИИП РАО.2002.