Научная статья на тему 'Анализ положительных практик организации медиаобразования посредством мобильных приложений'

Анализ положительных практик организации медиаобразования посредством мобильных приложений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / MOBILE APPS / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Лебедев Александр Александрович

В статье рассматривается дидактический потенциал использования медиаобразовательного контента, предоставляемого для смартфонов, в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. Обосновывается актуальность и целесообразность использования медиаобразовательного контента. Особое внимание уделяется уточнению ключевого понятия «медиаобразование». Проанализированы многочисленные примеры использования существующего медиаобразовательного контента, направленные на овладение иностранным языком. Делается вывод о целесообразности использования медиаобразовательного контента в процессе самостоятельного изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Лебедев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ положительных практик организации медиаобразования посредством мобильных приложений»

Литература

1. Годунов И. В. Азбука противодействия коррупции: от А до Я. М.: Академический Проект, 2012. 296 с.

2. Ильина Л. А. Антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции. Уфа: РИО ГБОУ РУНМЦ МО РБ, 2015. 31 с.

3. Кичева И. В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук // Педагогика, 2003. № 9. С. 24-32.

4. Кичева И. В., Бродзели Л. О. Мировой опыт антикоррупционного воспитания - Теория педагогики и история педагогической мысли // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016. № 2. С. 212-216.

5. Кузнецова О. А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: Проблемы и эффективность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. № 2. С. 195-197.

6. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: МГИМО (У) МИД России, 2005. 656 с.

7. Моисеев В. В. Европейский опыт борьбы с коррупцией // Человек и труд, 2011. № 10. С. 32-33.

8. Моисеев В. В. Международный опыт противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук, 2013. № 3. С. 175-179.

9. Мустафин Д. М. Антикоррупционное образование в мире. [Электронный ресурс]: Официальный сайт государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://183spb.edusite.ru/uploads/fïles/antikorr_obraz_v_mire_obzor.pdf/ (дата обращения: 12.11.2016).

10. Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы: Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 21. Ст. 2721.

11. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции».

12. Brunetti A. Weder B. A free press is bad news for corruption // Journal of Public Economies. 2003. Vol. 87. P. 1801-1824.

13. Corruption Perceptions Index 2015. [Электронный ресурс]: Transparency International. Режим доступа: www.transparency.org/whatwedo/publication/global_corruption_barometer_2015/ (дата обращения: 07.09.2016).

14. Transparency International Index. [Электронный ресурс]: Transparency International. Режим доступа: http://www.transparency.org/whoweare/organisation/ (дата обращения: 08.08.2016).

Analysis of good practices media education by Mobile applications Odinokaya M.1, Lebedev A.2 (Russian Federation) Анализ положительных практик организации медиаобразования посредством

мобильных приложений Одинокая М. А.1, Лебедев А. А.2 (Российская Федерация)

'Одинокая Мария Александровна / Odinokaya Maria - кандидат педагогических наук, доцент; 2Лебедев Александр Александрович /Lebedev Aleksander - бакалавр, направление: системный анализ и управление, кафедра системного анализа и управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается дидактический потенциал использования медиаобразовательного контента, предоставляемого для смартфонов, в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. Обосновывается актуальность и целесообразность использования медиаобразовательного контента. Особое внимание уделяется уточнению ключевого понятия «медиаобразование». Проанализированы многочисленные примеры использования существующего медиаобразовательного контента, направленные на овладение иностранным языком. Делается вывод о целесообразности использования медиаобразовательного контента в процессе самостоятельного изучения иностранного языка.

Abstract: the article reveals the didactic potential of method of the usage of media educational content provided for smartphones for students' independent work in the field offoreign language. The author provides guidance of the usage of media educational content. Special attention is given to the specifying the key term

«media education». Numerical examples of media educational content usage to learn foreign language are analyzed. In conclusion, it is determined that this technique has great potential for its use in the process of self-study language.

Ключевые слова: медиаобразование, мобильные приложения, интерактивность, самообразование. Keywords: media education, mobile apps, interactivity, self-education.

DOI: 10.20861/2410-2873-2016-23-005

В процессе реформирования и модернизации образования в России растет актуальность проблемы поиска новых технологий и методик образовательных процессов, в частности самообразования. Этим обусловлен интерес разработчиков и исследователей в реализации максимально понятного, доступного и эффективного медиаобразовательного контента.

Современный термин «медиаобразование», представляющий собой дословный перевод термина зарубежной педагогики «MediaEducation», был заимствован в 1986 г. [3]. В настоящее время отсутствует общепринятое определение данного понятия. При обобщении всех имеющихся дефиниций, можно определить термин как процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

В процессе обучения традиционно используются средства медиа, сеть Интернет, блоги, мультимедийные проекты, презентации и др. [2]. В последние годы набирает популярность такое нетрадиционное средство организации самостоятельной работы, как мобильные приложения для изучения иностранных языков. Происходит вытеснение проводной сети Интернет более удобным мобильным Интернетом.

Под мобильным обучением понимается деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных, мобильных устройств и технологий [5], а в связи с глобализацией и мобилизацией у людей появляется необходимость в быстром и эффективном изучении иностранных языков. В таком случае оптимальным выходом для многих является самообразование путем применения популярных мобильных платформ. Под мобильными устройствами следует понимать смартфоны, коммуникаторы, планшеты, т.е. устройства, работающие под управлением ОС (операционной системы) (например, IOS, Android, Windows Phone и т.д.), которые поддерживают работу в мобильных сетях и технологию Wi-Fi (технология беспроводных сетей).

Приложение для изучения иностранного языка представляет собой, в первую очередь, способ тренировки приобретенных языковых навыков. Это осуществляется благодаря доступу в любом месте и в любое время к разновидным заданиям. Также это отличный источник для расширения лексического запаса, поскольку все современные разработки данного типа включают в себя словарь. Немаловажным фактором является и привлекательный интерфейс с модифицированным представлением информации, который делает сложный образовательный процесс доступным, своевременным и персонализированным, в частности по Дж. Трекслеру [6] «just-in-time», «just enough», «just-for-me» и др.

В настоящее время разработчики предлагают современному пользователю медиаобразовательный контент на любой вкус. Некоторые приложения имеют более развлекательный характер, они отличаются большим приближением к игре, что способствует, по мнению О. М. Рябцевой [7], формированию устойчивой положительной мотивации. Другие приложения, наоборот, нацелены на более серьезного пользователя. Каждый ресурс можно использовать с любым уровнем знания иностранного языка и подбирать для себя наиболее подходящие тематики и учебные задания. Из чего следует вопрос о выборе оптимального приложения из большого количества вариантов.

В ходе исследования были определены наиболее интересные для рассмотрения медиаобразовательные ресурсы. Были выбраны следующие приложения, такие как: LinguaLeo [8], Memrise [9], Duolingo [10], PuzzleEnglish [11] и др., основанные на принципе коротких и легко выполняемых учебных заданий.

Первым рассмотренным сервисом стал LinguaLeo. Служба основана 1 марта 2010 и на данный момент доступна через приложения для iOS, Android и Windows Phone как веб-приложение и расширение для браузеров Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и Safari. Были выявлены положительные стороны приложения: возможность изучать слова и фразы, составляя собственный словарь; наличие озвучки и транскрипций в глоссарии; грамматические курсы разного уровня; просмотр контента на английском языке с субтитрами или комментариями (статьи, мультфильмы, отрывки из книг, песни, клипы); огромный выбор тренировок (перевод фраз, мини текстов, аудирование и др.); возможность общаться с другими пользователями ресурса.

78

Также были выявлены отрицательные стороны, с точки зрения обычного пользователя: ограниченное количество тренировок в день в бесплатной версии; ограниченное пополнение личного словаря в бесплатной версии; доступность не всех грамматических курсов в бесплатной версии; в мобильном приложении более урезанный вариант, в отличие от сервиса из интернета; доступен только английский язык. Отличительными особенностями данного приложения являются: система уровней и заданий; система очков; персонаж Leo.

Memrise - не менее популярная и уникальная онлайн платформа, доступная для веб-приложений, Android платформ и IOS. Возможна развертка приложения из облака, что означает сохранение всей информации в сети Интернет с возможностью восстановления на любом устройстве. Она соединяет в себе три важных компонента: науку о том, как работает мозг; развлечение; собственное сообщество пользователей. К достоинствам этого приложения можно отнести: содержание более 300000 курсов в различных областях, включая курсы иностранных языков; возможность создавать собственные курсы; возможность проходить курсы оффлайн; Mems - необычные способы запоминания слов и фраз (визуальные представления значений новых слов); возможность общаться с другими пользователями и следить за их профилями; просмотр видео, речь на котором от носителей языка. Недостатками, с точки зрения обычного пользователя, являются доступность не всех функций приложения в свободном доступе. Отличительными особенностями данного приложения являются: система очков и поощрений; управляемое тестирование; заданные напоминания.

Duolingo - следующий медиаобразовательный ресурс, появившийся 11 октября 2011 года. Он, как и большинство приложений, доступен на различных платформах: Android, IOS, Windows Phone, а также существует сайт Duolingo, доступный с персонального компьютера. Duolingo - компания, в которую возможно устроиться на работу, сотрудники которой регулярно публикуют научные статьи. Были выявлены положительные стороны приложения: персонализированное обучение; игрофикация обучения; доступность приложения по всему миру; собственная статистика изучения иностранного языка; возможность получить сертификат после обучения; возможность создавать собственные образовательные курсы. Также были выявлены отрицательные стороны, с точки зрения обычного пользователя: различие в функционале на разных платформах; ограничение бесплатного контента; отсутствие озвучки слов (аудирования). Отличительные особенности Duolingo: система подсчета очков; существование языкового инкубатора.

Следующая платформа - PuzzleEnglish. Она доступна с любых компьютеров, мобильных устройств и планшетов. Она включает в себя четыре отдельных приложения: Дуэль (английский, эрудиция), Английский по методу Тичера, Английский с PuzzleEnglish, Английский язык по сериалам. Положительные стороны приложения: более 400 видеоуроков с профессиональными преподавателями по грамматике; «видеопазлы» («сборка» фрагментов фраз для того, чтобы научиться понимать на слух); пополнение словаря с помощью тренировок; «витаминки» (возможность узнать, как говорят на «живом» английском языке); игры; «аудиопазлы» (прослушивание речи носителей языка). Отрицательные стороны, с точки зрения обычного пользователя: ограничение бесплатного контента; ограничение возможностей для бесплатной версии. Отличительными особенностями являются система подсчета очков; аудио- и видеофрагменты из популярных фильмов, сериалов и клипов, привлекательных для пользователя.

Статистика использования мобильных приложений для изучения иностранного языка

Еженедельное посещение, повторение материала (--2-3 час/неделя) •• Редкое посещение (-2-3 час/месяц)

• Скачивание и скорое удаление приложения

Рис. 1. Осознание респондентами использования мобильных приложений для изучения иностранного языка

Суммируя то, что было сказано, к достоинствам всех вышеперечисленных образовательных платформ можно отнести: систему подсчета очков, наличие бесплатной версии и большой объем образовательного контента. Недостатками всех образовательных платформ является ограничение бесплатного контента и отсутствие возможности прохождения курсов и пополнения словаря, если он присутствует, в режиме оффлайн (без подключения к сети Интернет). Поскольку каждая из платформ обладает индивидуальным функционалом, положительные и отрицательные качества определяются конкретными задачами обучающегося.

Подводя итоги, отметим, что мобильное обучение, основывающееся на принципе управляемого интерактивного самообучения с использованием мобильных приложений, обладает широкими возможностями для активизации и интенсификации самостоятельной деятельности студентов. Проведенный анализ использования мобильных приложений для изучения иностранного языка (Рис. 1) показывает, что немаловажным фактором самообразования является мотивация. Согласно проведенному опросу, почти половина (46%) пользователей отказываются от использования мобильных образовательных платформ, теряя интерес к ним. По мнению Дж. Трекера, Ю. В. Еремина, только ежедневное использование подобных образовательных сервисов является оптимальным для изучающих иностранные языки, поэтому лишь 14% опрошенных эффективно изучают иностранный язык посредством мобильных образовательных платформ. В то время как остальные респонденты поддерживают свои лингвистические навыки на прежнем уровне.

Литература

1. Михалева Г. В. Модель современного медиаобразования в Великобритании // Всероссийский журнал научных публикаций, 2011. № 9 (10). С 118-119.

2. Хлызова Н. Ю. Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации // MagisterDixit., 2012. № 2. C. 95.

3. Хлызова Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества// Вестн. Том. гос. ун-та, 2011. № 342. C. 188.

4. [Электронный ресурс]: rb.ru. 2016. Режим доступа: http://rb.ru/news/lingualeo-10-mln/ (дата обращения: 20.10.2016).

5. Еремин Ю. В., Крылова Е. А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. № 167. C. 159-163.

6. Traxler J. Current state of mobile learning // Mobile learning: Transforming the delivery of education and training, 2009.

7. Рябцева О. М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка // Известия ЮФУ. Технические науки, 2012. № 10.

8. [Электронный ресурс]: lingualeo.com. 2016. Режим доступа: https://lingualeo.com/ru/ (дата обращения: 22.10.2016).

9. [Электронный ресурс]: memrise.com. 2016. Режим доступа: https://www.memrise.com/ (дата обращения: 22.10.2016).

10. [Электронный ресурс]: duolingo.com. 2016. Режим доступа: www.duolingo.com/ (дата обращения: 22.10.2016).

11. [Электронный ресурс]: puzzle-english.com. 2016. Режим доступа: https://puzzle-english.com/ (дата обращения: 22.10.2016).

Comparative analysis of learning by students of the Surgut oil technical school Elman K.1, Srybnik M.2, Mutovkina O.3 (Russian Federation) Сравнительный анализ усвоения учебного материала студентами Сургутского нефтяного техникума Эльман К. А.1, Срыбник М. А.2, Мутовкина О. С.3 (Российская Федерация)

'Эльман Ксения Александровна / Elman Ksenya — преподаватель; 2СрыбникМария Александровна / Srybnik Marya — преподаватель, кафедра нефтяных дисциплин; 3Мутовкина Оксана Сергеевна /Mutovkina Oksana — преподаватель, кафедра экономических наук, Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский государственный университет, г. Сургут

Аннотация: образовательный процесс является неотъемлемой частью в жизни любого студента. Актуальным вопросом является усвоение учебного материала студентами за весь период учебного года. В результате проведенных исследований на базе Сургутского нефтяного техникума была выявлена ярко выраженная закономерность по усвоению студентами образовательного материала в момент суточной работоспособности, а также недельных колебаний.

Abstract: the educational process that is integral part in the life of any student. Currently, the relevant issue is the learning of students for the entire period of the school year. As a result of research on the basis of the Surgut oil technical school exhibited a significant regularity in mastering of educational material at the time of the daily life and weekly fluctuations.

Ключевые слова: студент, техникум, образовательный процесс, работоспособность, утомляемость. Keywords: student, mllege, educational process, health, fatigue.

Введение. Деятельность студента в эргатических системах относится к умственному труду, который обуславливается интеллектуальной деятельностью. Этот труд объединяет работы связанные с приемом, переработкой и передачей информации и требующие напряжения внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Также на работоспособность студента влияет физиологическое и физическое состояние. Рабочая поза студентов «сидя» является менее утомительной, т.к. резко уменьшается высота центра тяжести над точкой опоры, благодаря чему возрастает устойчивость тела.

Также надо учитывать, что всякая поза, проекция центра тяжести который выходит за площадь опоры, будет требовать для поддержания устойчивости значительных мышечных усилий, т.е. статистические напряжения. Длительные статистические напряжения мышц могут вызвать быстрое утомление, снижение работоспособности, профзаболевания (искривление позвоночника, расширение вен, плоскостопие).

В Сургутском нефтяном техникуме созданы все условия необходимые для комфортного учебного процесса студентов и это не только организация рабочих мест, но и расписание звонков и перерывов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.