Научная статья на тему 'Анализ положительных практик организации медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps»'

Анализ положительных практик организации медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE / CLOUD COMPUTING / GOOGLE APPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадарацкий Анатолий Вячеславович, Григорьева Ирина Валерьевна

В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явился анализ положительных практик организации медиаобразования учителями школ, интегрированного в уроки иностранного языка средствами «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Google Apps».The paper presents analysis of media education practices in the modern process of learning a foreign language through the «Google Apps». The article describes the base of research, tasks, process of research, the results and conclusions.

Текст научной работы на тему «Анализ положительных практик организации медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps»»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 37.075.8 ББК 74.5

А.В. Бадарацкий, И.В. Григорьева АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ «GOOGLE APPS»

В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явился анализ положительных практик организации медиаобразования учителями школ, интегрированного в уроки иностранного языка средствами «Google Apps».

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; урок иностранного языка; облачные технологии; Google Apps

A. V. Badaratsky, I.V. Grigoreva

ANALYSIS OF THE POSITIVE MEDIAEDUCATION PRACTICE FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE THROUGH THE «GOOGLE APPS»

The paper presents analysis of media education practices in the modern process of learning a foreign language through the «Google Apps». The article describes the base of research, tasks, process of research, the results and conclusions.

Key words: media education; media literacy; learning a foreign language; cloud computing; Google Apps

В связи с переходом современного общества от постиндустриального к информационному, с развитием информационно-образовательного пространства, в обществе возникла потребность в формировании такой характеристики личности, как медиакомпетентность, позволяющей гармонично сосуществовать в информационном обществе.

В силу этих обстоятельств медиаобразование начинает играть важную роль в развитии общества и государства. Об этом могут свидетельствовать концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-

© Бадарацкий А.В., Григорьева И.В., 2014

2015 гг. [Распоряжение Правительства РФ 07.02.2011 №163-р], президентская образовательная инициатива «Наша новая школа» [Приказ Президента РФ 04.02.2010 Пр-271].

Очевидно, что результатом медиаобразовательной деятельности в стенах школ, должна стать медиакомпетентная личность современного школьника. Такой результат будет соответствовать социальному заказу страны и не противоречит тенденциям социокультурной действительности.

Так, проектируемое сегодня школами на компетенционной основе содержание образования, регламентированное ФГОС основного общего образования, перечислены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, составляющие такую цель медиаобразования как «медиакомпетентность личности». Например, «•• .формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права» и др. [Приказ Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 № 1897].

Вопросу медиакомпетентности личности (школьника, студента) и различным аспектам ее формирования посвящено в последние десять лет довольно большое число научных как отечественных [Иванова, 1999; Ivanova, 2011; Коновалова, 2004; Кузьмина, 2008; Рыжих, 2007; Федоров, 2012; Федоров, 2007; Федоров, 2012; Хлызова, 2009], так и западных [Бакке, 1996; Кьюби, 1997; Поттингер, 1997] исследований.

Предложенное А.В. Федоровым в монографии итоговое определение понятия «медиакомпетентность» позволяет четко понимать суть данного явления: «Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов,

знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2003, с. 40]. На наш взгляд, данное определение является комплексным, точно отражающим суть изучаемого понятия. Автор акцентирует внимание на деятельности личности, в ходе которой личность анализирует, синтезирует и интерпретирует и оценивает полученную информацию, демонстрирует уровень овладения критическим и творческим мышлением.

С каждым годом появление все более современных медиатехнологий требует от человека не только умений пользоваться ими, совершать поисковую деятельность, но и грамотно работать с иноязычными медиатекстами.

В силу этих обстоятельств актуализируется вопрос поиска новых средств организации медиаобразования на уроках иностранного языка для школьника старших классов. Ведь сегодня процесс обучения иностранному языку оказывается не возможным без использования иноязычных медиатекстов, современных медиатехнологий и медиасредств.

Среди наиболее эффективных средств для организации медиаобразования на уроках иностранного языка можно выделить применение облачных технологий «clouds technology».

Анализ антологии «облачных технологий» [Greenberger, 1964; Parkhill, 1966; Стельмах, 2012] показал, что в мире с 2007 г. с их совершенствованием произошла трансформация многих сфер человеческой жизнедеятельности, таких как: интернет-образование, интернет-банкинг, интернет-коммерция и др.

Так, профессор Миланского университета (University of Milan) Федерико Этро в своей публикации пишет: «cloud computing (СС) - новая главная цель интернет-ориентированных технологий, позволяющих хранить данные на серверах и предоставлять услуги по требованию клиентов» [Этро, 2008].

Таким образом, проникнув в массовое общественное сознание облачные технологии стали интересны развивающейся и набирающей мощь и капитал корпорация «Google». В свою очередь «Google» в течении 2007 года представил

виртуализированный офисный пакет «Google Docs», доступный с любого подключенного к Интернету компьютера, что стало стартом на пути к более совершеннымформамоблачныхтехнологийтакихкак«GoogleApps»•

Сегодня большинство исследователей и преподавателей вслед за Beswick James рассматривают «Google Apps» как «совокупность средств информационного обмена, документооборота, программного и организационно-методического обеспечения управления школой и учебным процессом» [Beswick James, 2009].

Одним из инновационных медиасредств по праву можно считать «Google Apps», медиаобразовательный потенциал которых позволяет обеспечить эффективность процесса формирования медиакомпетентности школьника. старших классов на уроке иностранного языка.

Несмотря на тот факт, что сервисы «Google» используются в медиаобразовательной практике уже несколько лет, само понятие «Google Apps» в педагогической науке является совершенно новым и малоизученным понятием и медиаобразовательным средством, при этом имея огромные возможности организации медиаобразовательного пространства урока иностранного языка.

Проведенный анализ научной литературы, позволяет заключить, что исследованию отдельно проблем медиаобразования школьников, формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, использованию «Google Apps» в образовании и науке уделяется немало внимания. Однако до сих пор не было исследований проблемы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности школьника старших классов на уроках иностранного языка средствами «Google Apps», не раскрыт медиаобразовательный потенциал «Google Apps, не разработаны методические рекомендации по формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности школьника старших классов средствами «Google Apps» на уроке иностранного языка. Данный факт актуализирует педагогическую проблему, поиск ответа на вопрос: Как эффективно использовать медиаобразовательный

потенциал «Google Apps» с целью формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности школьника на уроке иностранного языка.

На сегодняшний день среди многих педагогов-исследователей поднимаются вопросы о том, насколько учителя средних образовательных учреждений образованы в области медиа и как часто они пользуются современными информационными технологиями в образовательном процессе на уроке иностранного языка.

В связи с этим в октябре 2013 г. мы решили провести исследование, цель которого состояла в анализе практики организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка средствами Google Apps. Основной опытно-экспериментальной базой для проведения исследования стали 54 человека, участников тематических групп «Учителя английского языка», «Сообщество учителей английского языка», «English teachers» в социальной сети «Вконтакте».

Конкретизация указанной цели этого этапа эксперимента шла по линии выдвижения следующих частных задач: 1) определить уровень

медиаграмотности учителей; 2) определить, как часто учителя используют медиаобразовательные средства в образовательном процессе на уроках иностранного языка; 3) выяснить, видят ли учителя медиаобразовательный потенциал «Google Apps», используют ли его в целях обучения, воспитания и развития школьников старших классов на уроке иностранного языка.

В соответствии с целью, программа диагностики состояла из авторского онлайн опросника. Для получения наиболее объективного результата нами были выполнены следующие условия: 1) был спроектирован онлайн-опросник [URL:http://www.survio.com/survey/d/J7F2L5N5B0E9W8J2H] на базе сетевого сервиса «Survio.com» — современный инструмент с множеством шаблонов анкет для быстрого создания опросов; 2) диагностическая процедура проводилась нами во всемирной паутине - Интернет.

Опросник состоял из 24 последовательно выстроенных вопросов (см. табл. 1).

Таблица 1

Опросник по выявлению особенностей практики процесса медиаобразования школьников старших классов на уроке английского языка

средствами Google Apps

№ в-та Вопросы опросника Варианты ответов

1 2 3

1 Знаете ли вы что такое -Да, я знаю

медиаобразование? -Имею представление - Затрудняюсь ответить -Нет, не знаю

2 Медиаобразование это - -направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). - способность человека общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. - рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового

3 Как вы считаете? - В медиаобразовании школьников нет необходимости -Медиаобразование школьников должно быть обязательным - Медиаобразование школьников должно быть факультативным, кружковым

4 Какие медиа средства вы - Компьютеры

используете в -Планшеты

организации урока -Фотоаппараты

иностранного языка? -Электронные словари

Продолжение табл. 1

1 2 3

-Аудио проигрыватели -Телефоны -Телевидение -Другое

5 Считаете ли вы, что визуализация учебного материала с помощью медиасредств, повышает мотивацию и скорость работы в процессе обучения? -Да, повышает -Затрудняюсь ответить -Нет, не повышает

6 Пользуетесь ли вы сетевыми сервисами и веб-приложениями для организации урока иностранного языка? -Да, пользуюсь -Нет, не пользуюсь

7 Если Вы НЕ используете элементы медиаобразования на своих уроках, то, что Вам мешает это делать? -Не хватает знаний о теории и методике медиаобразования -Нет желания заниматься медиаобразованием школьников -Нет материальной заинтересованности в проведении медиаобразовательных уроков -Не знаю, как обращаться с медиатехникой -Нет рекомендаций по поводу медиаобразования со стороны школьного начальства -Другое

8 Слышали ли вы когда-нибудь о Google Apps? -Да -Затрудняюсь ответить -Нет

9 Как вы считаете, что такое Google Apps? -Развернутый ответ

10 Хотели бы вы познакомиться с Google Apps поближе? -Да -Не знаю -Нет

11 Согласны ли вы с мнением, что организация общения и учебных проектов в социальных сетях имеет медиаобразовательный потенциал для -Да, согласен -Нет, не согласен

Продолжение табл. 1

1 2 3

организации урока ин.яз.?

12 Согласны ли вы с -Да, согласен

мнением, что Google Видео имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Нет, не согласен

13 Согласны ли вы с - Да, согласен

мнением, что систематизация учебного материала в сети делает его более доступным, обеспечивает новизной и вариативностью -Нет, не согласен

14 Согласны ли вы с -Да, согласен

мнением, что Gmail имеют медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Нет, не согласен

15 Согласны ли вы с -Да, согласен

мнением, что календарь Google имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Нет, не согласен

16 Согласны ли вы с -Да, согласен

мнением, что группы, сайты, документы Google имеют медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Нет, не согласен

17 Используете ли вы -Да, использую

подобные приложения или сервисы в своей -Нет, не использую

Продолжение табл. 1

1 2 3

медиаобразовательной практике?

18 Если используете, -Подкасты

укажите какие? -Google Видео -Gmail, -Сайты Google -Документы Google -Календарь Google -Группы Google -Web-квесты -Другое

19 Хотели бы вы освоить -Да

Google Apps с целью -Не знаю

организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка -Нет

20 Готовы ли вы освоить -Да

самостоятельно Google -Затрудняюсь ответить

Apps с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка -Нет

21 Какие формы урока вы -Вебинар

бы выбрали, с целью -Семинар

организации процесса -Тренинг

медиаобразования на -Лекция

уроках иностранного -Ролевая игра

языка? -Диспут -Другое

22 Как часто можно -1-2 раза в четверть

использовать Google -1-2 раза в месяц

Apps на уроках? -1- 2 раза в неделю - Каждый урок -Другое

23 Развитию чего будут -Критическое мышление

способствовать Google -Мотивация к непрерывному обучению

Apps? -Способность к самоанализу -Творчество -Уверенность в себе -Самодисциплина

Окончание табл. 1

1 2 3

-Ответственность -Умение работать в команде -Принятие решений -Другое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Насколько % будет -1-10

эффективно -11-25

использование Google -25-50

Apps? -51-75 -76-100

Полученные в результате исследования данные сведены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ практики организации процесса медиаобразования на уроках _________иностранного языка средствами Google Apps______________

№ в-та Вопросы опросника Варианты ответов

1 2 3

1 Знаете ли вы что такое медиаобразование? Да, я знаю - 84% Имею представление - 10% Затрудняюсь ответить - 6% Нет, не знаю - 0%

2 Медиаобразование это - -направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). - 20% - способность человека общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить -5% -степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. - рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного

Продолжение табл. 2

1 2 3

восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов - 60% -процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. - 15%

3 Как вы считаете? - В медиаобразовании школьников нет необходимости - 12% -Медиаобразование школьников должно быть обязательным - 24% - Медиаобразование школьников должно быть факультативным, кружковым - 64%

4 Какие медиа средства вы используете в организации урока иностранного языка? -Компьютеры - 30% -Планшеты - 4% -Фотоаппараты - 4% -Электронные словари - 14% -Аудио проигрыватели - 20% -Телефоны - 1〇% -Телевидение - 8% -Другое - 10%

5 Считаете ли вы, что визуализация учебного материала с помощью медиасредств, повышает мотивацию и скорость работы в процессе обучения? -Да, повышает - 73% -Затрудняюсь ответить - 15% -Нет, не повышает - 12%

6 Пользуетесь ли вы сетевыми сервисами и вебприложениями для организации урока иностранного языка? -Да, пользуюсь - 84% -Нет, не пользуюсь - 16%

7 Если Вы НЕ используете элементы медиаобразования на своих уроках, то, что Вам мешает это делать? - Не хватает знаний о теории и методике медиаобразования - 4% - Нет желания заниматься медиаобразованием школьников - Нет материальной заинтересованности в проведении медиаобразовательных уроков -Не знаю, как обращаться с медиатехникой - 6% -Нет рекомендаций по поводу медиаобразования со стороны

Продолжение табл. 2

1 2 3

школьного начальства - 6% -пользуюсь - 84%

8 Слышали ли вы когда-нибудь о Google Apps? -Да - 73% -Затрудняюсь ответить - 11% -Нет 16%

9 Как вы считаете, что такое Google Apps? -Приложения для OS Android, разработанные команией Google -Поисковик, предназначенный для школьников -определенные службы, которые можно использовать под своим именем -Приложение, которое включает несколько технологий

10 Хотели бы вы познакомиться с Google Apps поближе? -Да - 71% -Не знаю - 15% -Нет - 14%

11 Согласны ли вы с мнением, что организация общения и учебных проектов в социальных сетях имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Да, согласен - 82% -Нет, не согласен -18%

12 Согласны ли вы с мнением, что Google Видео имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Да, согласен - 74% -Нет, не согласен - 26%

13 Согласны ли вы с мнением, что систематизация учебного материала в сети делает его более доступным, обеспечивает новизной и вариативностью -Да, согласен - 82% -Нет, не согласен - 18%

14 Согласны ли вы с мнением, что Gmail имеют медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Да, согласен - 63% -Нет, не согласен - 37%

15 Согласны ли вы с мнением, что календарь Google имеет -Да, согласен - 44% -Нет, не согласен - 56%

Продолжение табл. 2

1 2 3

медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.?

16 Согласны ли вы с мнением, что группы, сайты, документы Google имеют медиаобразовательный потенциал для организации урока ин.яз.? -Да, согласен - 63% -Нет, не согласен - 37%

17 Используете ли вы подобные приложения или сервисы в своей медиаобразовательной практике? -Да, использую - 75% -Нет, не использую - 25%

18 Если используете, укажите какие? -Подкасты - 8% -Google Видео - 30% -Gmail,- 4% -Сайты Google - 12% -Документы Google - 15% -Календарь Google - 4% -Группы Google - 13% -Web-квесты - 10% -Другое - 4%

19 Хотели бы вы освоить Google Apps с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка -Да - 74% -Не знаю - 12% -Нет - 14%

20 Готовы ли вы освоить самостоятельно Google Apps с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка? -Да - 65% -Затрудняюсь ответить - 15% -Нет - 20%

21 Какие формы урока вы бы выбрали, с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка? -Вебинар 15% -Семинар - 30% -Тренинг - 11% -Лекция - 10% -Ролевая игра - 29% -Диспут - 5% -Другое

22 Как часто можно использовать Google Apps на уроках? -1-2 раза в четверть - 6% -1-2 раза в месяц - 16% -1- 2 раза в неделю - 64% -Каждый урок - 14%

Окончание табл. 2

1 2 3

23 Развитию чего будут -Критическое мышление - 31%

способствовать Google Apps? -Мотивация к непрерывному обучению - 11% -Способность к самоанализу - 8% -Творчество - 14% -Уверенность в себе - 8% -Самодисциплина - 14% -Ответственность - 4% -Умение работать в команде - 4% -Принятие решений - 6% -Другое

24 Насколько % будет -1-1〇 - 4%

эффективно использование -11-25-6%

Google Apps? -25-50 - 12% -51-75-15% -76-100 - 63%

Итак, проведенный нами опрос показал, что 84% из 100% респондентов знают, что такое медиаобразование, 10% имеют представление и 6% затрудняются ответить. При этом на вопрос: «Что же такое медиаобразование?» -мнение опрашиваемых было разное: 80% ответили правильно, а 20% выбрали тот ответ, который был неверным.

Анализируя результаты далее, мы видим, что 64% опрошенных считают, что медиаобразование в школе должно быть факультативным, 24% считают, что оно должно быть обязательным, и 12% считают, что в медиаобразовании школьников нет необходимости. Также мы выяснили, что больше всего на уроках иностранного языка используются компьютеры - 30%, 20% - аудио проигрыватели, 14% - электронные словари, 10% - телефон, 10% - проектор и 8% - телевидение.

Далее мы выяснили, что 73% опрошенных считают, что визуализация учебного материала с помощью медиасредств повышает мотивацию и скорость работы в процессе обучения, 15% затруднились ответить, и 12% считают, что визуализация учебного материала с помощью медиасредств не повышает мотивацию и скорость работы в процессе обучения.

На вопрос же о том, пользуются ли учителя английского языка сетевыми сервисами и веб-приложениями для организации урока иностранного языка, мы выявили, что 84% пользуются, а 16% нет. Следовательно, на уроке иностранного языка учитель все время пользуется традиционными методами обучения и не комбинирует их с другими. А все благодаря тому, что 4% из этих 16% ответили, что им не хватает знаний о теории и методике медиаобразования, 6% ответили, что не знают, как обращаться с медиатехникой, и 6% ответили, что нет рекомендаций по поводу медиаобразования со стороны руководителей школы.

Подводя вопрос к Google Apps, мы выяснили, что только 73% слышали о нем, 11% затрудняются ответить, и 24% не имеют представления о Google Apps. Это доказывает, что Google Apps является совершенно новым сервисом в образовательном пространстве. На вопрос хотели бы вы познакомиться с Google Apps поближе, 71% опрашиваемых ответили, что да, 15% сомневаются и 14% не желают знакомиться с Google Apps.

Далее мы решили провести опрос о том, согласны ли учителя с мнением, что организация общения и учебных проектов в социальных сетях имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока. Результаты показали, что 82% опрашиваемых были согласны с этим мнением, и 18% считают, что организация общения и учебных проектов в социальных сетях не имеет медиаобразовательный потенциал. С мнением, о том, что Google Видео имеет медиаобразовательный потенциал для организации урока согласились 74%, Gmail - 63%, календарь Google - 44%, группы, сайты, документы Google - 63%. С мнением о том, что систематизация учебного материала в сети делает его более доступным, обеспечивает новизной и вариативностью согласилось 82%, 18% считают, что это совсем не так.

Далее нам было интересно посмотреть, пользуются ли учителя иностранного языка подобными приложениями, и мы выяснили, что 75% используют, а 25% нет. Из этих 75% опрошенных, использующих такие приложения, мы выяснили, что больше всего пользуются Google видео,

который набрал 30%, 15% документы Google, 13% группы Google, 12% сайты Google, 10% веб-квесты, 8% подкасты, и 4% Gmail, календарь Google.

Так как Google Apps является новым средством, мы решили узнать, хотят ли учителя иностранного языка познакомиться с Google Apps, на что 74% опрашиваемых ответили, что хотят, 12% ответили, что не знают и 14% не желают знакомиться с Google Apps. Но самостоятельно освоить Google Apps с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка согласились 65%, 15% затрудняются ответить, и 20% не желают знакомиться с Google Apps самостоятельно.

Мы решили также узнать у учителей иностранного языка, какие формы урока они бы выбрали с целью организации процесса медиаобразования на уроках иностранного языка, и выяснили, что 30% считают что семинар, 29% -ролевая игра, 15% - вебинар, 11% - тренинг, 10% - лекция, 5% - диспут.

64% опрошенных считают, что использовать Google Apps на уроках иностранного языка можно 1 -2 раза в неделю, 16% считают, что 1 -2 раза в месяц, 14% каждый урок, 6% считают, что 1-2 раза в четверть. Далее мы решили выяснить развивающий потенциал Google Apps. На первом месте оказалось критическое мышление (31%), затем творчество (14%), мотивация (11%), способность к самоанализу и уверенность в себе (8%), принятие решений (6%), ответственность (4%).

63% из опрошенных считают, что эффективность использования Google Apps будет в пределах 75-100%, 15% считают, что в пределах 51-75%, и 22% считают что эффективность использования Google Apps будет меньше 50%.

Делая общий вывод по итогам исследования, можно сказать, что в настоящее время большая часть учителей иностранного языка знают, что такое медиаобразование, считают что медиаобразование должно быть свободным для выбора, т.е. факультативным или кружковым. Наиболее используемыми средствами оказались компьютеры, аудио проигрыватели, электронные словари. На основании проведенного исследования можно утверждать, что визуализация учебного материала с помощью медиасредств повышает

мотивацию и скорость работы, продукты Google Apps имеют

медиаобразовательный потенциал в организации урока иностранного языка. Кроме того, исследование показало, что многие учителя используют медиаобразовательные средства, многие хотят познакомиться с Google Apps поближе, даже самостоятельно, с целью организации процесса

медиаобразования на уроках иностранного языка. Исходя из вышесказанного, считаем, что Google Apps оказывает огромное влияние на формирование вторичной языковой личности, и может быть успешно использован как средство для организации медиаобразования на уроках иностранного языка.

Библиографический список:

1. Иванова, Л.А. Медиаобразование на уроках иностранного языка: трудности и особенности восприятия иноязычных экранных материалов школьниками [Электронный ресурс] / Л.А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - № 4 (03). - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru /files/rar/ivanoval.a.__0.pdf (дата обращения : 30.01.2014).

2. Иванова, Л.А. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Иванова. - Иркутск, 1999. - 246 с.

3. Коновалова, Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Коновалова. - Вологда, 2004. - 205 с.

4. Кузьмина, М.В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакультуры учащегося [Текст] / М.В. Кузьмина // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - № 1 (11). - С. 331-334.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. - Пр-271. - Режим доступа: http://nasha-novaya-shkola.ru/ (дата обращения: 16.03.2014).

6. О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. - №163-р. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru/.

7. Рыжих, Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств [Текст] / Н.П. Рыжих. - Таганрог: Изд-во Кучма. - 2007.-188 c.

8. Сшела^ш*, С. Google обновляет свои облачные сервисы в погоне за Amazon

[Электронный ресурс] / С. Стельмах // PC Week. - 2012. - Режим доступа:

http://www.pcweek.ru/its/artide/detail.php?ID=144840 (дата обращения: 16.03.2014).

9. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - №10. - C. 75-108.

10. Федоров, А.В. Медиаобразование в педагогических вузах [Текст] / А.В. Федоров// Таганрог: Кучма. - 2003. - 124 c.

11. Федоров, А.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» [Текст] / А.В. Федоров // Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». - М.: Информация для всех, 2012. - 614 с.

12. Федоров, А.В. Научное наследие Ю.М. Лотмана и задачи медиаобразования [Электронный ресурс] / А.В. Федоров // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012.-№6. - Режим доступа: http://dtraining.web-3.ru/periodicals/?id_site=3151 (дата обращения: 16.03.2014).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. - № 1897. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 16.03.2014).

14. Хлызова, Н.Ю. Понятие «медиакомпетентность» в сопоставлении со смежными с ним категориями и феноменами педагогической действительности [Текст] / Н.Ю. Хлызова // Медиаобразование молодежи в информационном обществе. - Томск: ТИИТ, 2009. - С. 349350.

15. Baacke,D. MedienKompetenz als Netzwerk [Текст] / D. Baacke // Medien practisch.-1996. - №2. - P. 4-10.

16. Beswick James,Getting Productive With Google Apps [Text] / James Beswick // CA: 415 Systems. - San Francisco, 2009. - 96 p.

17. Etro, F. The Economic Impact of Cloud Computing on Business Creation, Employment and Output in Europe [Electronic resource] / F. Etro. - 2008. - URL:

http://www.intertic.org/Policy%20Papers/CC.pdf (дата обращения : 18.01.2014).

18. Greenberger, M. The Computers of Tomorrow [Text] / M. Greenberger // The Atlantic Monthly. - 1964. - 213 (5). - P. 63-67.

19. Kubey, R.. Media Literacy in the Information Age [Text] / R. Kubey. - New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 1997. - 484 p.

20. Parkhill, D.F. The Challenge of the Computer Utility [Text] / D.F. Parkhill // Douglas F. Parkhill. - UK: Addison-Wesley Publishing Company, 1966. - 207 p.

21. Pottinger, I. Lernziel Mediaenkompetenz [Текст] / I. Pottinger // Munchen: KoPad-Verlag. -1997. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.