Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА РФ'

АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЯ / РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимохин Александр Михайлович, Тиунова Екатерина Сергеевна

В данной статье анализируется полиграфический рынок Российской Федерации. Основное внимание профессионального сообщества по-прежнему приковано к проблемам развития медиапотребления в стране. Для профессионалов полиграфической деятельности интерес отнюдь не праздный, поскольку перспективы полиграфического производства и бизнеса напрямую зависят от изменений, которые претерпевает эта сфера. Также были выявлены факторы, влияющие на рынок полиграфии. Полиграфическая отрасль вполне самодостаточна и получает постоянную поддержку от государства, если не напрямую, то косвенно через государственные меры по поддержке печатных СМИ, книгоиздания и ряда обрабатывающих отраслей. Тем не менее, ситуация, которую в настоящее время переживает полиграфическая отрасль, необходимость разработки мер по ее дальнейшему развитию, а также оценка будущих изменений на полиграфическом рынке, естественно, вынуждает нас учитывать, прежде всего, предстоящие и возможные изменения в текущем медиапотреблении и перспективах в будущем. Был указан показатель эффективности полиграфических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимохин Александр Михайлович, Тиунова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRINTING MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the printing market of the Russian Federation. The main attention of the professional community is still focused on the problems of the development of media consumption in the country. For printing professionals, the interest is by no means idle, since the prospects of printing production and business directly depend on the changes that this area is undergoing. Factors affecting the printing market were also identified. The printing industry is quite self-sufficient and receives constant support from the state, if not directly, then indirectly through state measures to support print media, book publishing and a number of manufacturing industries. Nevertheless, the situation that the printing industry is currently experiencing, the need to develop measures for its further development, as well as the assessment of future changes in the printing market, naturally forces us to take into account, first of all, upcoming and possible changes in current media consumption and prospects in the future. An indicator of the effectiveness of printing enterprises was indicated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА РФ»

Выводы. «Я нарисую это за 10 минут», - фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства. Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка - то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

Еще 10 лет назад было проведено исследование для того, чтобы проверить действительно ли картины абстрактного экспрессионизма неотличимы от рисунков детей или животных. Предлагалось рассмотреть пару картин и дать определение, где работа профессионала, а где нет. Где-то в 60-70% случаев испытуемые угадывали верно. Перевес вроде бы небольшой, но значимый, ведь так получается, что картины художника все-таки отличаются от рисунков шимпанзе. Следующее исследование показало, что даже сами дети могут отличить профессиональную картину от детского рисунка [5].

Самое главное стоит помнить, что абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных.

Список литературы:

1. Абстракционизм. Беспредметное искусство. - Текст: электронный // Artdoart -онлайн-галерея картин и скульптур: [сайт]. - URL: https://artdoart.com/news/abstrakcionizm-bespredmetnoe-iskusstvo (дата обращения: 29.01.2022).

2. Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля. - Текст: электронный // Крупнейший рынок искусства и роскоши - Veryimportantlot: [сайт]. -URL: https://clck.ru/NmMPa (дата обращения: 29.01.2022).

3. Гид по стилю: абстракционизм. - Текст: электронный // Брендинговое агентство Repina: [сайт]. - URL: https://repinabranding.ru/blog/gid-po-stilyu-abstraktsionizm (дата обращения: 29.01.2022).

4. Что такое абстракционизм в искусстве, как его понять и отличить от других течений. - Текст: электронный // Art-Dot - Онлайн-галерея живописи: посмотреть картины и их описания: [сайт]. - URL: https://clck.ru/aqPPi (дата обращения: 29.01.2022).

5. «Я тоже так могу»: Как понять и полюбить абстрактное искусство. - Текст: электронный // Wonder: [сайт]. - URL: https://clck.ru/aqPQm (дата обращения: 29.01.2022).

УДК 655.5

АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА РФ

Тимохин Александр Михайлович,

кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Тиунова Екатерина Сергеевна,

студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье анализируется полиграфический рынок Российской Федерации. Основное внимание профессионального сообщества по-прежнему приковано к проблемам развития медиапотребления в стране. Для профессионалов полиграфической деятельности интерес отнюдь не праздный, поскольку перспективы полиграфического производства и бизнеса напрямую зависят от изменений, которые претерпевает эта сфера. Также были выявлены факторы, влияющие на рынок полиграфии. Полиграфическая отрасль вполне самодостаточна и получает постоянную поддержку от государства, если

не напрямую, то косвенно через государственные меры по поддержке печатных СМИ, книгоиздания и ряда обрабатывающих отраслей. Тем не менее, ситуация, которую в настоящее время переживает полиграфическая отрасль, необходимость разработки мер по ее дальнейшему развитию, а также оценка будущих изменений на полиграфическом рынке, естественно, вынуждает нас учитывать, прежде всего, предстоящие и возможные изменения в текущем медиапотреблении и перспективах в будущем. Был указан показатель эффективности полиграфических предприятий.

Ключевые слова: полиграфия; рынок; конкуренция; полиграфические услуги; полиграфическая продукция; анализ.

Annotation. This article analyzes the printing market of the Russian Federation. The main attention of the professional community is still focused on the problems of the development of media consumption in the country. For printing professionals, the interest is by no means idle, since the prospects of printing production and business directly depend on the changes that this area is undergoing. Factors affecting the printing market were also identified. The printing industry is quite self-sufficient and receives constant support from the state, if not directly, then indirectly through state measures to support print media, book publishing and a number of manufacturing industries. Nevertheless, the situation that the printing industry is currently experiencing, the need to develop measures for its further development, as well as the assessment of future changes in the printing market, naturally forces us to take into account, first of all, upcoming and possible changes in current media consumption and prospects in the future. An indicator of the effectiveness of printing enterprises was indicated.

Key words: polygraphy; market; competition; printing services; printing products; analysis.

Постановка проблемы. Цель исследования. Анализ состояния полиграфического рынка, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также выявление факторов, влияющих на полиграфический рынок.

Российская полиграфия - одна из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслей промышленности в стране. Это не только государственные предприятия, но и частные типографии, активно завоевывающие позиции на рынке бумаги и полиграфической продукции.

Нынешние и грядущие изменения на полиграфическом рынке выдвигают перед его субъектами задачу по выработке новой стратегии развития. Даже в условиях существующей неопределенности присутствуют стратегии инвестирования и наращивания рыночной доли, варианты необходимых решений, которые помогают минимизировать риски и получать максимальный эффект для конкретного бизнеса. В основе таких стратегий - персональный маркетинг, внимание к запросам каждого клиента, понимание особенностей его бизнеса.

Изложение основного материала. В последние годы значительно повысился уровень качества полиграфического исполнения печатной продукции, дизайн изданий стал более разнообразным, что привело к росту цен на полиграфические работы и услуги, а это зачастую не устраивает издателей. Такая ситуация подталкивает к поиску компромисса в отношениях и государственному урегулированию конфликта [5].

Полиграфический рынок состоит из продажи полиграфических услуг организациями (организациями, индивидуальными предпринимателями и партнерствами), которые печатают такую продукцию, как газеты, книги, этикетки, визитные карточки и другие материалы.

При прогнозировании динамики рынка печатной продукции предположение о постоянном росте выпуска печатной продукции было ошибочным. Эффект замены многих печатных изданий средствами массовой информации на электронные носители был недооценен. В то же время в ходе модернизации производства типографии недооценили перспективы внедрения технологий цифровой печати во всех основных секторах полиграфического рынка [1].

Полиграфическое производство в современном медийном пространстве уже не воспринимается как субъект и участник создания печатного информационного продукта, повсеместно доминирует понятие «контент», а виды его носителя оцениваются как вторичные. Перевод цифровых допечатных процессов подготовки издания к печати непосредственно в издающие организации создал в медийном сообществе устойчивое

представление о производственном типографском процессе как об увеличенном в размерах «принтере» - по аналогии с копировально-множительным аппаратом, установленным ныне в каждом офисе, и не требующем специальной подготовки и профессиональных навыков для обслуживания и работы на нём.

Характерной чертой современного полиграфического пространства является разделение на товарные и технологические сегменты и секторы, ориентированные на определенный контент потребителей печатной продукции: СМИ, книги, реклама, упаковка, акциденция и др. Сегментацию рынка полиграфических работ (услуг) по предметным составляющим, которые, в первую очередь, представляют интерес для потребителей печатной продукции, можно считать исторически сложившейся. В свою очередь, такое представление реальной структуры полиграфического рынка имеет принципиальное значение для определения места и производственных возможностей каждой типографии, присутствующей на рынке, и ее конкурентоспособности.

Прибыльность отдельных компаний тесно связана с эффективными операциями по продажам. Крупные компании получают преимущество, поскольку они получают преимущества в приобретении таких ресурсов, как чернила и бумага, обслуживании крупных клиентов с местными или национальными потребностями и эффективном использовании дорогостоящего печатного технологического оборудования. Небольшие компании предлагают лучшие местные услуги в определенной товарной категории и способны обогнать конкурентов.

Современная полиграфическая сфера деятельности не входит в число приоритетных направлений развития экономики страны, но сохраняет свое значение в общем экономическом пространстве. Она вполне самодостаточна и получает постоянную поддержку от государства, если не напрямую, то непосредственно за счет государственных мер по поддержке печатных СМИ, книгоиздания и ряда обрабатывающих отраслей. Приоритетное развитие информационных и цифровых технологий сегодня определяет дальнейшее совершенствование полиграфического производства [1].

Полиграфия производит издательскую, упаковочную, этикеточную и рекламную продукцию - обслуживает все конечные рынки сбыта товаров и услуг.

Основным показателем эффективности полиграфических предприятий является общий годовой оборот, но определить его в рамках существующей методики расчета довольно сложно. Соответствующие данные предоставляются Федеральной службой государственной статистики (Росстат) только в составе сводных показателей оборота организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, и на практике они дают представление только о деятельности целлюлозно-бумажной промышленности в целом. целое, что не позволяет изолировать собственно полиграфическое производство.

Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП), Союз предприятий полиграфической промышленности ГИПП (СППИ), другие заинтересованные структуры, используя накопленный опыт и ресурсы, вынуждены различными методами определять примерный объем полиграфического рынка.

На фоне спада производства в сегментах печатных СМИ и книгоиздания значительно расширился ассортимент и увеличились объемы печати упаковки, этикеток, обоев, бумажной и пленочной печатной продукции для различных отраслей промышленности. Сформировался новый сегмент рынка - производство малотиражной персонализированной печатной продукции различного назначения на основе технологий цифровой печати. Помимо бумаги и картона, были освоены новые материалы для печати: полимерные пленки, пластик, фольга, гофрокартон, жесть, стекло и готовая промышленная продукция.

Российская полиграфическая промышленность постоянно сталкивается с рядом проблем, наиболее значимыми из которых являются следующие:

• натиск иностранных полиграфических компаний, иногда предлагающих подрядчикам более выгодные условия по сравнению с отечественными производителями;

• высокие пошлины на бумагу и расходные материалы, что влечет за собой увеличение себестоимости и, соответственно, рост цен на производимую продукцию;

• сокращение льгот для инвестиций в развитие полиграфического бизнеса, что, естественно, приводит к уменьшению числа инвесторов;

• необходимость технической модернизации промышленности.

С точки зрения стадии жизненного цикла российский полиграфический рынок находится на стадии зрелости и насыщения. Об этом свидетельствует:

• повышение требований к качеству продукции со стороны потребителя;

• рост розничных цен;

• снижение объемов выпуска периодики и книг на протяжении длительного периода времени;

• сокращение и укрупнение общего количество операторов рынка.

в результате падения спроса на определенные виды печатной продукции производственная стратегия каждой типографии должна быть направлена на достижение максимально полного соответствия ее ассортимента требованиям рынка, на оценку "стареющих" позиций, вступивших в фазу спада в своем составе. Естественно, реализация такой стратегии в каждой типографии нуждается не только в постоянной информационной "подпитке" (о государственной политике в области полиграфии, о процессах, происходящих в структуре медиапотребления и т.д.), но ив постоянном взаимодействии со СМИ-организациями.

Роль печати меняется, причем основным фактором перемен является влияние интернета и мобильной связи на то, как предприятия и частные лица обмениваются информацией и получают к ней доступ. Это затрагивает все сегменты традиционного полиграфического бизнеса и меняет ожидания в отношении скорости, актуальности и степени интерактивности информации, независимо от используемого носителя.

Крупнейшими географическими сегментами рынка полиграфических услуг являются Азиатско-Тихоокеанский регион (прежде всего, Китай, Япония и Индия), Европа и США. Из европейских стран рынок полиграфических услуг наиболее развит в Великобритании, Германии, Франции на долю России приходится не более 1,0% мирового полиграфического рынка [2].

Современная полиграфия не входит в число магистральных направлений развития экономики страны, но в силу своей специфики сохраняет определенную значимость в социальном плане. Она сегодня вполне самодостаточная и рыночная структура, не подверженная прямому государственному регулированию, с высокой автономностью предприятий.

Отличительной чертой структуры полиграфического рынка остается разномасштабность производственного потенциала среди регионов и высокая концентрация типографий в их столицах. В результате, несмотря на технический прогресс в оснащении большинства типографий, сохраняется различное позиционирование регионов на общефедеральном рынке. Не редкость, когда печатная продукция, предназначенная для распространения в конкретном регионе, производится за его пределами из-за несоответствия местной полиграфической базы требованиям заказчиков. Во многих случаях это связано с производством газет, иллюстрированных журналов, качественной книжной продукции, этикеточных и упаковочных изделий, а также сложной акцидентной продукции потребительского спроса [5].

Несмотря на то, что выпуск книг и периодических изданий в последнее время значительно сократился, производство этикеток и упаковки, наоборот, растет, увеличивается количество цифровых, флексографских и мини-типографий, выпускающих рекламную продукцию. Некоторые типографии пытаются вывести на рынок новую продукцию: обои, оберточную бумагу, подарочные пакеты. Такая переориентация вполне логична и соответствует современным рыночным механизмам [5].

Ключевыми тенденциями на сегодняшний день являются модернизация производства и выпуск новой продукции, использование нескольких технологий печати одновременно, взаимодействие между малыми предприятиями.

Выводы. Подводя итог, непосредственно зависимым от состояния экономического развития в любой стране, является снижение потребительского спроса на полиграфическую продукцию. Уже понятно, что в долгосрочной перспективе этот процесс будет усиливаться под влиянием естественных демографических причин - на смену поколению читателей газет, журналов и книг неуклонно будут приходить читатели

цифровых носителей информации. Как следствие, типографии будут терять заказчиков, которые, в свою очередь получат широкие возможности для выбора полиграфического предприятия. И это новая реальность, с которой поставщикам полиграфических услуг приходится считаться.

Список литературы:

1. Анализ рынка полиграфии в России. - Текст: электронный // Гидмаркет - каталог исследований. - URL: https://gidmark.ru/cat1/marketingovoe-issledovanie-rynka-uslug-poligrafii (дата обращения: 16.04.2022).

2. Прогноз рынка полиграфии в России. - Текст: электронный // Гидмаркет -каталог исследований. - URL: https://gidmark.ru/cat1/prognoz-razvitiya-rynka-poHgrafii-v-usloviyah-tekucshego-ekonomicheskogo-krizisa-v-svyazi-s-rasprostraneniem-covid-19-v-rossii (дата обращения: 16.04.2022)

3. Лукин, В.Б. Экономика издательского дела: справочное пособие / В.Б. Лукин,

A.В. Делятицкая. - М.: Издательство Мир книги, 1994. - 80 с. Текст: непосредственный.

4. Кондрашова, В.К. Экономика полиграфического предприятия: учебное пособие/

B.К. Кондрашова, О.Г. Исаева. - М.: Издательство МГУП, 2000. - 320 с. Текст: непосредственный.

5. Российская полиграфия - Текст: электронный // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/2020/otr-doklad-poligrafiya-2019-1 .pdf

УДК 659.11

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ПРИНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЕШЕНИЯ

Товкач Светлана Сергеевна,

старший преподаватель

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье исследовано влияние рекламы на принятие потребительского решения. Проанализирован процесс принятия потребительских решений. Рассмотрен потребитель в качестве лица, принимающего решение, также лица, заинтересованного в принятии решения.

Ключевые слова: реклама, потребительские мотивы, рекламная коммуникацию, информационные модели.

Annotation. This article examines the influence of advertising on consumer decisionmaking. The process of consumer decision-making is analyzed. The consumer is considered as a decision-maker, as well as a person interested in making a decision.

Key words: advertising, consumer motives, advertising communication, information models.

Постановка проблемы. «Потребители - это люди, покупающие или использующие товар для удовлетворения своих потребностей и желаний» [4].

В современном обществе потребительское решение полностью зависит от такого инструмента коммуникации, как реклама. Постоянный анализ образа современного покупателя, позволяет выявить движущие мотивы, понять ход мышления и предложить уникальный товар, который соответствовал бы данным мотивам и мышлению современного покупателя.

Существует большое количество факторов, позволяющих влиять на сознание и подсознание общества, эти факторы постоянно видоизменяются. Именно поэтому в рекламе необходимо применять знания не только маркетинга, но и психологии, социологии. Как известно есть определенные модели воздействия на потребителя, которые работают и в наше время. Однако сейчас потребитель осознает факт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.