Научная статья на тему 'Анализ показателей рентабельностикак один из инструментов оценкиинвестиционной привлекательности предприятия'

Анализ показателей рентабельностикак один из инструментов оценкиинвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / АКТИВЫ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Вера Викторовна, Заббаров Артур Газинурович

В статье проведен факторный анализ рентабельности активов и продаж. В результате исследования опре-делено, что на оценку инвестиционной привлекательности предприятия влияют как внутренние факторы, так и внешние. Задачами компании должны являться минимизация внешних факторов за счет эффективной политики их хеджирования и своевременное выявление собственных внутренних резервов за счет грамотно организованной системы аналитической работы и внутреннего контроля. Было определено влияние внешнего фактора (обменный курс иностранной валюты) на уменьшение инвестиционной привлекательности предпри-ятияи на изменение рентабельности продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей рентабельностикак один из инструментов оценкиинвестиционной привлекательности предприятия»

♦—-♦

[email protected] Вера Викторовна Плотникова,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

[email protected] Артур Газинурович Заббаров,

магистрант,

Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 657.6 РЭУ им. Г. В. Плеханова

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье проведен факторный анализ рентабельности активов и продаж. В результате исследования определено, что на оценку инвестиционной привлекательности предприятия влияют как внутренние факторы, так и внешние. Задачами компании должны являться минимизация внешних факторов за счет эффективной политики их хеджирования и своевременное выявление собственных внутренних резервов за счет грамотно организованной системы аналитической работы и внутреннего контроля. Было определено влияние внешнего фактора (обменный курс иностранной валюты) на уменьшение инвестиционной привлекательности предпри-ятияи на изменение рентабельности продаж.

Ключевые слова: анализ, финансовая отчетность, рентабельность, активы, прибыль.

V.V. Plotnikova, A.G. Zabbarov

ANALYSIS OF PROFITABILITY INDICATORS AS A TOOL FOR EVALUATING INVESTMENT ATTRACTIVENESS

OF ENTERPRISES

The paper presents factor analysis of the return on assets and sales profitability. The study determines that evaluation of investment attractiveness of enterprises is affected by both internal and external factors. Therefore, business strategy of any company should be aimed at minimizing external factors through effective policy of hedging and at timely identification of internal reserves through well-organized system of analysis and internal control. Impact of external factors (foreign exchange rate) on reducing investment attractiveness of the company and on changing profitability of sales is explained.

Keywords: analysis, financial statements, profitability, assets, profit.

Публикуемая финансовая отчетность-важнейший аналитический инструмент, при помощи которого компания может показать свою инвестиционную привлекательность и повысить доверие деловых партнеров. Иными словами, это наиболее доступная информационная база для анализа и принятия решений всеми ее стейкхолдерами.

Необходимость повышения инвестиционной привлекательности существенно увеличивает значение финансовой отчетности и требования к характеристикам ее информации. Обоснование решений, прогнозирование возможных изменений и страхование рисков требует наличия общедоступной прозрачной информации о финансовом положении, финансовых результатах и инвестиционной привлекательности деятельности компании. Достоверная финансовая отчетность позволяет оценивать эффективность деятельности

компании как объекта инвестиций и реализацию принятых решений.

Важным этапом анализа инвестиционной привлекательности предприятия является анализ влияния факторов на изменение рентабельности активов. Для этого можно построить трехфакторную математическую модель на примере ООО «Анхел», специализирующемся на продаже импортных товаров на территории РФ.

На рентабельность активов оказывают влияние следующие факторы: рентабельность продаж (Рпр), коэффициент закрепления долгосрочных активов (КЗ ) и коэффициент закрепления текущих активов

(КЗТА). Модель выглядит следующим образом:

р

Рентабельность активов =-—- .

КЗ дА + КЗТА

Таблица 1

Анализ показателей рентабельности ООО «Анхел»

Показатели 2015 2014 Отклонение %

1. Внеоборотные активы 34 61 -27 -44,26

2. Оборотные активы 13043 10241 2802 27,36

Все активы 13077 10302 2775 26,94

3. Собственный капитал 2049 1572 477 30,34

4. Выручка от продаж 46048 41892 4156 9,92

5. Чистая прибыль 801 1493 -692 -46,35

6. Рентабельность собственного капитала 39,092 94,975 -55,88 -58,84

7. Рентабельность активов 6,125 14,492 -8,37 -57,73

8. Рентабельность продаж 1,739 3,564 -1,82 -51,19

9. Коэффициент оборачиваемости активов 3,521 4,066 -0,55 -13,40

10. Финансовый леверидж 6,382 6,553 -0,17 -2,61

11. Коэффициент закрепления внеоборотных активов 0,0007 0,0015 0,00 -49,29

12. Коэффициент закрепления оборотных активов 0,283 0,244 0,04 15,87

Определим влияние этих факторов методом цепных подстановок:

1) влияние изменения рентабельности продаж:

др _ ^пр!___^прО _

ПР КЗДА0 + КЗТА0 кзто + кзТАо

= 7073- 14,492 = -7,419.

Сокращение рентабельности продаж привело к уменьшению рентабельности активов на 7,419%;

2) влияние изменения коэффициента закрепления внеоборотных активов:

АКЗ =-Рпр1---РПР1- =

т кзДА\ + кзТАо кзто+кзТАо

= 7,094-73,073 = +0,021.

Уменьшение уровня вложений во внеоборотные активы на 1 рубль выручки привело к увеличению рентабельности активов на 0,021%.

ДР _ Рпр 1 Рпр 1

пр ~ кзДА\ + кзТА\ ~ кзДА\ + кзТАо =

= 6,125-7,094 = -0,969.

Рост уровня вложений в оборотные активы на 1 рубль выручки привел к сокращению рентабельности активов на 0,969%.

Таким образом, падение рентабельности продаж и замедление оборачиваемости оборотных активов привело к уменьшению рентабельности активов в целом.

На следующем этапе необходимо сравнить между собой темп прироста трех ключевых показателей финансовой отчетности: прибыли, выручки и активов. Если темп прироста прибыли (Д%П) больше темпа прироста выручки (А%В), а темп прироста выручки выше темпа прироста активов (А%А), то это свидетельствует о высокой эффективности бизнеса и его инве-

стиционной привлекательности. В виде зависимости это выглядит следующим образом:

Д%П > Д%В > Д%А.

В случае ООО «Анхел» это соотношение выглядит следующими образом:

Д%П (-46,35%) < Д%В (+9,92%) < Д%А (+26,94%),

т.е. полностью в обратном направлении (рис. 1).

Отсюда повысить рентабельность собственного капитала можно за счет:

- повышения деловой активности, ускоряя оборачиваемость, увеличивая объем продаж, избавляясь от лишнего имущества, более эффективно используя активы;

- проводя эффективную политику привлечения заемных средств, изменяя структуру капитала;

- повышая рентабельность продаж: снижая себестоимость, увеличивая долю наиболее рентабельных товаров, находя выгодных заказчиков и т.д.

Более высокий уровень рентабельности собственного капитала и тенденции к его росту положительно характеризуют инвестиционную привлекательность, надежность и возможности компании [2].

В нашем примере, несмотря на существенное сокращение рентабельности собственного капитала, его абсолютное значение в размере 39,092% все равно является достаточно высоким. Оно означает, что на каждый рубль вложенных в бизнес средств отдача от них за год составила 39,092%. Если сравнить этот показатель со средней ставкой по банковским вкладам в 2015 г. (которая была равна 9-10%), то, безусловно, ООО «Анхел» является более инвестиционно привлекательным объектом. Однако при этом не следует забывать, что инвестор, вкладывая собственные средства в бизнес, рискует больше, чем просто относя их в банк. Поэтому помимо безрисковой банковской ставки доходности он ожидает получить еще и премию за риск.

40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 -10,00 -20,00 -30,00 -40,00 -50,00 -60,00

26,94

-46,35

Рис. 1. Темпы прироста выручки, прибыли и активов

Кроме того, поскольку наблюдается регресс эффективной работы предприятия, необходимо детально изучить его причины и факторы.

Так как ООО «Анхел» продает импортные товары на внутреннем рынке, то влияние внешних факторов на деятельность предприятия (падение покупательной способности рубля, экономические санкции) значительно. Для повышения ее инвестиционной привлекательности необходимо искать пути сокращения как минимум валютных рисков путем эффективного валютного хеджирования [3] и выбора надежного банка для осуществления платежей в иностранной валюте.

Для того чтобы проанализировать влияние внешних факторов на уменьшение инвестиционной привлекательности ООО «Анхел», необходимо оценить влияние валютного курса на изменение рентабельности продаж. На это также воздействуют следующие факторы: количество проданных товаров, цена за единицу товара в валюте и курс рубля к доллару [1]. Модель выглядит следующим образом:

Рентабельность продаж

ПР

КхЦхКв

Определим влияние этих факторов методом цепных подстановок:

1) влияние изменения чистой прибыли:

АПР = - ПР1 ПР°

где ПР-прибыль; К- количество проданных товаров; Ц- цена за единицу товара; Кв - обменный курс валюты.

Продемонстрируем эту методику на данных ООО «Анхел» (табл. 2).

КОхЦОхКвО КОхЦОхКвО = 0,020-0,03768 = -0,017. Сокращение чистой прибыли привело к уменьшению рентабельности продаж на 1,7%;

2) влияние изменения количества продаж:

АПР=—™___=

К1хЦ0хКв0 КОхЦОхКвО

= 0,030-0,020 = 0,010. Уменьшение количества проданных товаров увеличило рентабельность продаж на 1%;

3) влияние изменения цены на единицу товара:

ЛПР=—^___-

К\хЦ\хКв0 К1хЦ0хКв0

= 0,029-0,030 = -0,001. Увеличение цены на единицу товара привело к уменьшению рентабельности продаж на 0,1%;

4) влияние изменения обменного курса доллара:

ЛПР___-

К\хЦ1хКв\ К1хЦ1хКв0

= 0,01800 - 0,029 = -0,011. Падение курса рубля по отношению кдоллару привело к уменьшению рентабельности продаж на 1,1%.

Таблица 2

Анализ рентабельности продаж

Показатели На 31.12.15 На 31.12.14 Отклонение %

Себестоимость продаж, тыс. руб. 46048 41892 4156 9,92

Чистая прибыль, тыс. руб. 801 1493 -692 -46,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество проданных товаров, шт. 501,067 753,100 -175,8256 -23,35

Цена на единицу товара, долл. 1515,000 1465,000 -150 -10,24

Обменный курс рубля к доллару 60,660 37,970 22,69 59,76

Рентабельность продаж, % 1,800 3,768 -0,01824968 -52,24

Рис. 2. Доля влияния факторов на изменение рентабельности продаж

Для наглядности продемонстрируем долю влияния каждого фактора на графике (рис. 2).

Проведенный факторный анализ показал, что в большей степени на уменьшение рентабельности продаж оказало сокращение чистой прибыли. Но при этом рост себестоимости товаров был в большей степени вызван увеличением курса доллара, за счет чего одновременно произошло уменьшение количества проданных товаров.

Таким образом, на оценку инвестиционной привлекательности предприятия влияют как внутренние факторы, так и внешние. И задачей компании должна являться минимизация внешних факторов за счет эффективной политики их хеджирования и своевременного выявления собственных внутренних резервов

за счет грамотно организованной системы аналитической работы и внутреннего контроля.

1. Бариленко В.И., Плотникова Л.К., Плотникова В.В., Плотников B.C., Плотникова О.В. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. В.И. Бариленко. М., 2011.

2. Бариленко В.И., Кузнецов С.И., Плотникова П.К., Кай-ро О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2014.

3. Плотникова В.В. Анализ факторов, влияющих на рентабельность консолидированного капитала // Финансовая аналитика. 2012. № 37 (127).

4. Плотников B.C., Плотникова О.В. Методология учета хеджирования денежных потоков // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 44.

borisov-krizlfainfo.sgu.ru Людмила Ефимовна Герасимова,

кандидат филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Саратовский национальный исследовательский УДК 930.1(091) государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

В.В. ПУГАЧЁВ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАуКЕ

В статье систематизированы по неопубликованным источникам из личного архива профессора В.В. Пугачёва суждения ученого об исторической науке, ее связях с политикой, идеологией, художественной литературой; мемуарные свидетельства В.В. Пугачёва о выдающихся историках, работавших в Саратове в годы войны.

Ключевые слова: В.В. Пугачёв, история, политика, наука, литература.

L.Ye. Gerasimova VIEWS OF V.V. PUGACHEV ON HISTORICAL SCIENCE

The author analyzes unpublished papers from the personal archives of professor V.V. Pugachev, systematizes his views on historical science, its links with politics, ideology, literature, and studies his memoirs about prominent historians who worked in Saratov during the war.

Keywords: V. V. Pugachev, history, politics, science, literature.

В архиве В.В. Пугачёва хранится его последнее интервью, данное корреспонденту газеты «Саратовские губернские ведомости» А. Тугушевой в марте 1998 г. Фрагменты печатались в газете 11 апреля. Полностью интервью не опубликовано. Владимир Владимирович как будто итожит свои мысли об исторической науке, высказанные на лекциях, в устных мемуарах, в книгах.

История привлекала его с детства, а перед Великой Отечественной войной, когда он заканчивал среднюю

школу, интерес к истории был особенно велик: «Тогда, когда обществоведение всем надоело (у нас вначале в школе не было истории - было обществоведение), история была как глоток свежего воздуха» [5]. Путь в историки очень рано заставил задуматься над проблемой «история и политика», поэтому ответом на вопрос интервьюера в конце 1990-х гг.: «Что такое история? Что такое политика? Существуют ли между ними различия?» - был, по существу, весь научный и жизненный опыт В.В. Пугачёва. О единстве научного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.