Научная статья на тему 'Анализ показателей работы и безопасности трубопроводного транспорта'

Анализ показателей работы и безопасности трубопроводного транспорта Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трубопровод / безопасность при эксплуатации / риски аварийных ситуаций. / pipeline / safety during operation / risks of emergencies.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — А. А. Косимхужаев, Г. И. Захаров, В. А. Цветков, Л. С. Скорюпина

В работе выполнен анализ работы и изучены требования к безопасности трубопроводного транспорта. Выделены основные факторы, влияющие на работу и безопасность при эксплуатации трубопроводного транспорта. Предложены меры для достижения наибольшей эффективности и уменьшения рисков аварийных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — А. А. Косимхужаев, Г. И. Захаров, В. А. Цветков, Л. С. Скорюпина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PIPELINE TRANSPORT PERFORMANCE AND SAFETY INDICATORS

In the article the analysis of work is carried out. Requirements to safety of pipeline transport are studied. The main factors affecting the operation and safety of pipeline transport are identified. Measures to achieve the greatest efficiency and reduce the risks of emergency situationsare proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей работы и безопасности трубопроводного транспорта»

УДК 621.644

А.А. Косимхужаев, Г.И. Захаров, В.А. Цветков, Л.С. Скорюпина

Пермский филиал Волжского государственного университета водного транспорта,

Пермь, 614060 e-mail: superamir@live.ru

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В работе выполнен анализ работы и изучены требования к безопасности трубопроводного транспорта. Выделены основные факторы, влияющие на работу и безопасность при эксплуатации трубопроводного транспорта. Предложены меры для достижения наибольшей эффективности и уменьшения рисков аварийных ситуаций.

Ключевые слова: трубопровод, безопасность при эксплуатации, риски аварийных ситуаций.

A.A. Kosimkhuzhayev, G.I. Zakharov, V.A. Tstvetkov, L.S. Skoryupina

Perm branch of Volga State University of Water Transport, Perm, 614060 e-mail: superamir@live.ru

ANALYSIS OF PIPELINE TRANSPORT PERFORMANCE AND SAFETY INDICATORS

In the article the analysis of work is carried out. Requirements to safety of pipeline transport are studied. The main factors affecting the operation and safety of pipeline transport are identified. Measures to achieve the greatest efficiency and reduce the risks of emergency situationsare proposed.

Key words: pipeline, safety during operation, risks of emergencies.

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. И он оказался прав [1].

Если мы посмотрим на график, составленный Росстатом, мы увидим, что на грузооборот трубопроводного транспорта на сегодняшний день приходится наибольшая доля (рис. 1).

■ Трубопроводный ■ Железнодорожный

■ Автомобильный ■ Внутренний водный Морской

■ Воздушный

Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта

Вторая международная научно-техническая конференция

Объем перевозок сырой нефти, природного и попутного газа в основе своей приходится на трубопроводный транспорт.

Проведя анализ развития нефтепроводов и газопроводов России, приходим к выводу, что последние тридцать лет развитие шло большими темпами (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Показатели деятельности по нефтепроводам России

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2016 г. 2017 г.

Эксплуатационная длина, тыс. км 68 64 63 65 65 74 71

Объем перекачки, млн т 558 309 318 482 524 578 579

Грузооборот, млрд ткм 1 240 68 745 1 156 1 123 1 268 1 308

Таблица 2

Показатели деятельности по газопроводам России

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2016 г. 2017 г.

Эксплуатационная длина, тыс. км 144 148 152 160 168 178 179

Объем перекачки, млн т 543 474 511 565 537 493 509

Грузооборот, млрд ткм 1 335 1 231 1 171 1 317 1 259 1 176 1 181

Как видно из табл. 1 и 2, повышение объема грузооборота происходило как благодаря увеличению эксплуатационной длины, так и давлению в трубопроводах.

На сегодняшний день наиболее важной является организация безопасности на трубопроводе [2]. Существуют специальные руководства по обеспечению требований промышленной безопасности, предупреждению аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма при проектировании, устройстве, изготовлении, испытаниях, монтаже, эксплуатации, экспертизе промышленной безопасности стальных трубопроводов, предназначенных для транспортирования в пределах промышленных предприятий химической, нефтехимической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и других смежных отраслей промышленности газообразных, парообразных и жидких сред.

Трубопроводы должны всегда находиться в исправном состоянии и подвергаться освидетельствованию в установленные сроки. Необходимо фиксировать все полученные при эксплуатации нарушения в эксплуатационных журналах.

Для сотрудников, работающих с трубопроводом, не составляет труда заметить мельчайшие изменения, т. к. на протяжении большей части трубопровода они укомплектованы «Инфразвуко-вой системой мониторинга трубопроводов» (далее ИСМТ) [3].

К основным функциям и характеристикам ИСМТ можно отнести:

- Обнаружение утечек. Регистрация чувствительности для трубопроводов с жидкими продуктами 3,3 л/мин (0,02%) при отверстии с диаметром 1 мм, время обнаружения от 1 до 6 мин. Регистрируются утечки через протяженные отводы с малым диаметром, а также утечки с предельно низкой интенсивностью, не вызывающие падение давления в трубопроводе по данным системы телемеханики. Низкая вероятность ложных срабатываний обеспечивается на всех режимах работы трубопровода.

- Локация внутритрубных устройств. Режим непрерывный; точность ±50 м при остановке и ±100 м при движении.

- Регистрация механических воздействий.

- Охрана оборудования линейной части.

- Инфразвуковая дефектоскопия внутренней поверхности трубопровода (без дефектоскопа). Диагностируются с точностью ±10 см следующие дефекты: вмятины, расслоения металла, посторонние предметы, твердые отложения, контроль арматуры и сварных швов.

- Видеонаблюдение. Используются видеокамеры с инфракрасной подсветкой для дневного и ночного наблюдения.

- Измерение расхода, давления, температуры, контроль загазованности крановых узлов.

- Контроль и управление запорной арматуры.

- Самодиагностика собственных модулей.

Таким образом, основным требованием, влияющим на работу и безопасность трубопроводного транспорта, является надежность трубопровода вне зависимости от действующих на него нагрузок. Данный фактор должен быть учтен с учетом всех условий на этапе проектирования.

В результате анализа показателей работы трубопроводного транспорта выявлены факторы, влияющие на улучшение качества работы и безопасности трубопроводной системы [3]:

- обеспечение всей длины трубопроводов инфразвуковой системой мониторинга, что позволит быстро реагировать на изменения в системе;

- замена старых участков сети для использования трубы большего давления с целью увеличения грузооборота;

- повышение квалификации рабочего персонала, что уменьшит вероятность аварийных ситуаций;

- использование беспилотных летательных аппаратов для мониторинга системы трубопроводов.

Таким образом, для обеспечения работоспособности и безопасности трубопровод должен быть:

- правильно спроектирован, т. е. должны быть учтены все возможные условия, влияющие на его работу. Правильно подобран маршрут, придерживающийся кратчайшей геодезической линии между начальными и конечными пунктами;

- качественно должны быть изготовлены все детали трубопровода из материалов, предусмотренных проектом, и соблюдены технические условия при изготовлении;

- должны быть выполнены монтажные работы в соответствии с проектом и соблюдением заданной технологии и технических условий на монтаж;

- необходимо постоянное и систематическое наблюдение эксплуатационного персонала за работой трубопроводов без нарушения режима эксплуатации и превышения проектных параметров, указанных в инструкциях по эксплуатации данных трубопроводов.

Литература

1. Гамзаев Б.А. Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе [Электронный ресурс] / Б.А. Гамзаев // Молодой ученый. - 2019. - № 3. -С. 155-159. - URL: https://moluch.ru/archive/241/55717/ (дата обращения: 13.09.2019).

2. Кудияров С. Шанс не узнать страну [Электронный ресурс] / С. Кудияров // Эксперт. -№ 4 (1104). - 21.01.2019. - URL: https://expert.ru/expert/2019/04/shans-ne-uznat-stranu/media/323322 (дата обращения: 13.09.2019).

3. Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года: Утверждено решением совета директоров ОАО «АК «Транснефть» (протокол № 2 от 31.01.2012) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.transneft.ru/files/2012-03/2JQv0V0j7cuBsm6.pdf (дата обращения: 13.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.