Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Мироненко Егор Николаевич, Антипин Виталий Борисович

Статья посвящена актуальной проблеме - контроля морфофункционального состояния студентов при проведении занятий физической культурой. Анализ показателей морфофункционального состояния студентов (на примере Омского государственного университета путей сообщения). Проведенное исследование позволило получить представление о некоторых показателях, характеризующих морфофункциональное состояние девушек студенток на современном этапе. Выявлено, что уровень морфофункционального состояния студенток характеризуется неоднородностью, значительная часть девушек имеет сниженные показатели функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, слабое физическое развитие. Количественные значения показателей морфофункционального состояния студенток, полученные в ходе исследования, могут использоваться в научноисследовательских целях для сопоставления данных, а также в практике работы преподавателей физической культуры в вузах сходного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Мироненко Егор Николаевич, Антипин Виталий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICATORS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE OF STUDENT GIRLS AT THE MODERN STAGE

The article is devoted to the urgent problem - control of the morphological and functional state of students during physical culture lessons. Analysis of indicators of morphological and functional state of students (on the example of Omsk State University of Railways). The study made it possible to get the idea of some indicators characterizing the morphological and functional state of female students at the present stage. It was revealed that the level of the morphofunctional state of female students is characterized by heterogeneity, the significant part of the girls have reduced indicators of the functions of the cardiovascular and respiratory systems, poor physical development. The quantitative values of the indicators of the morphological and functional state of female students, obtained in the course of the research, can be used for research purposes to compare the data, as well as in the practice of physical culture teachers in universities of the similar profile.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 // КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ (дата обращения: 01.10.2021).

2. Голубева, Г.Н. Дневник тренировок: рабочая тетрадь (для занятий в тренажерном зале) / Г.Н. Голубева, А.И. Голубев. - Москва : Советский спорт, 2021. - 120 с.

3. Голубев, А.И. Силовые тренировки с отягощениями в системе элективных курсов по предмету физическая культура в вузе/ А.И. Голубев, Г.Н. Голубева// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 89-92.

4. Пушкина, В.Н. Силовой тренинг: история, основы, тренировка: учебное пособие / В.Н. Пушкина, Ж.Ю. Чайка, И. А. Варенцова - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет, 2012. -196 с.

REFERENCES

1. Ministry of Education and Science of Russia (2014), :On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (bachelor's level)", Order of the dated 07.08.2014 N 935, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/.

2. Golubeva, G. and Golubev, A. (2021), Workout Diary: Workbook (for the gym), Soviet Sport, Moscow.

3. Golubev, A. and Golubeva, G (2021), "Strength training with weightening in the system of elective courses on the subject of physical education at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 89-92.

4. Pushkina, V., Chayka, J. and Varentsova I. (2012), Strength training: history, basics, training: textbook, Arkhangelsk.

Контактная информация: golubevagn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2021

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Егор Николаевич Миро-ненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Виталий Борисович Антипин, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, Омск

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме - контроля морфофункционального состояния студентов при проведении занятий физической культурой. Анализ показателей морфофункционально-го состояния студентов (на примере Омского государственного университета путей сообщения). Проведенное исследование позволило получить представление о некоторых показателях, характеризующих морфофункциональное состояние девушек студенток на современном этапе. Выявлено, что уровень морфофункционального состояния студенток характеризуется неоднородностью, значительная часть девушек имеет сниженные показатели функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, слабое физическое развитие. Количественные значения показателей морфофункционально-го состояния студенток, полученные в ходе исследования, могут использоваться в научно-исследовательских целях для сопоставления данных, а также в практике работы преподавателей физической культуры в вузах сходного профиля.

Ключевые слова: контроль, морфофункциональное состояние, физическое развитие, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p109-114

ANALYSIS OF INDICATORS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE OF STUDENT GIRLS AT THE MODERN STAGE

Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk; Egor Nikolaevich Mironenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Vitaly Borisovich Antipin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Transport University, Omsk

Abstract

The article is devoted to the urgent problem - control of the morphological and functional state of students during physical culture lessons. Analysis of indicators of morphological and functional state of students (on the example of Omsk State University of Railways). The study made it possible to get the idea of some indicators characterizing the morphological and functional state of female students at the present stage. It was revealed that the level of the morphofunctional state of female students is characterized by heterogeneity, the significant part of the girls have reduced indicators of the functions of the cardiovascular and respiratory systems, poor physical development. The quantitative values of the indicators of the morphological and functional state of female students, obtained in the course of the research, can be used for research purposes to compare the data, as well as in the practice of physical culture teachers in universities of the similar profile.

Keywords: control, morphofunctional state, physical development, students, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Контингент студенческой молодежи является наиболее активной частью людей возраста 17-22 лет, жизнедеятельность которых подчинена решению основной задачи -освоению образовательной программы учреждения высшего образования, что связано с повышенными интеллектуальными нагрузками, психофизическим перенапряжением, сенсорным утомлением [3, 4]. Специфической особенностью современных студентов является ранняя вовлеченность в трудовую деятельность, так как уже в студенческие годы большинство студентов имеет опыт работы в режиме частичной (и реже, полной) занятости [1, 2]. Кроме того, студенты активно проявляют себя в других сферах жизни - социальной, спортивной, досуговой, личной. В этой связи, многочисленными исследователями особенно остро ставится вопрос о сохранении здоровья и физического состояния людей студенческого возраста [1, 5, 7, 8]. Проблема усугубляется тенденцией к усилению гиподинамии, что обусловлено не только высокими психофизическими нагрузками в период обучения, но и распространением цифровых технологий и интернет ресурсов (использование компьютеров, смартфонов и других устройств без соблюдения требований к безопасности для здоровья).

Режим двигательной активности большинства студентов не позволяет полноценно обеспечить нормативные значения объема движений, так как ограничен посещением обязательных занятий по физической культуре (1-2 раза в неделю на 1-3 курсах) и текущими передвижениями в течение дня. Лишь около 1/3 студентов вовлечены в регулярные дополнительные занятия физической культурой (студенческие секции по видам спорта, занятия в фитнес клубах, самостоятельные систематические занятия). В последние годы ситуация усугубляется неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в связи с чем, занятия в рамках реализации учебного процесса проходили в частично дистанционном режиме. Исследователи отмечают, что многие студенты не имели возможности полноценно выполнить все практические задания в период дистанционного обучения, что связано с жилищными проблемами, отсутствием спортивного инвентаря дома, недостаточной мотивацией к самостоятельным занятиям физической культурой [6, 9].

В связи с вышесказанным, актуальным является изучение и анализ показателей, отражающих функциональное состояние студентов на современном этапе.

Цель исследования - анализ показателей морфофункционального состояния студентов (на примере Омского государственного университета путей сообщения).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ОмГУПС. Исследование проведено в 2021 году с участием студенток 1-3 курсов, выборка составила 133 человека. В исследовании применены методы антропометрии, расчетных индексов, характеризующих физическое развитие, методы оценки функционального состояния, математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для получения сведений об уровне показателей морфофункционального состояния студентов было проведено исследование, включающее оценку морфологических показателей, типа телосложения, пропорциональности телосложения, показателей, характеризующих функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Результаты обследования студентов ОмГУПС анализировались и сопоставлялись с нормативными значениями для данного возраста.

Выявлено, что в выборке студенток, относящихся к основной медицинской группе, среднегрупповые показатели длины и массы тела соответствуют нормативным значениям для данного возраста (таблица). Так, в выборке девушек средний рост составил 164,8±6,4 см, вес - 56,6±8,7 кг. Анализ внутригруппового распределения показателей свидетельствует о том, что в выборке девушек 21% человек имеют сниженные показатели массы тела, тогда как из 133 девушек только у двух человек выявлено превышение массы тела. Большое количество девушек со сниженными показателями массы тела, по всей видимости, можно объяснить тенденцией и стремлением к достижению так называемых «модельных» параметров, распространенной в последние годы среди молодых девушек. Если 20 лет назад отмечалось значительное количество молодых людей с превышением массы тела, то в настоящее время опасение вызывает попытка девушек снизить свой вес. В настоящем исследовании выявлено, что из 21% девушек, имеющих сниженные значения массы тела, около половины имеют вес 40-43 кг, при росте выше 165 см, что является негативным фактором риска возникновения нарушений здоровья, в том числе нарушений репродуктивной функции. При этом, среднегрупповые значения индекса массы тела по выборке в целом соответствуют норме.

Таблица - Абсолютные значения морфофункциональных показателей студенток ОмГТУ (Х±о)_

с Х±о

Длина тела, см 164,8±6,5

Масса тела, кг 56,6±8,7

Индекс Кетле (индекс массы тела) 21,1±3,6

Окружность грудной клетки, пауза, см 87,1±5,7

Окружность грудной клетки, вдох, см 91,6±5,8

Окружность грудной клетки, выдох, см 86,8±5,5

Экскурсия грудной клетки, см 6,07±1,3

Индекс Эрисмана 4,6±1,5

Гипоксическая проба Штанге, с 50,82±17,9

Гипоксическая проба Генче, с 30,64±9,6

ЧСС покой, кол.уд./мин 80,4±12,3

Должная ЧСС (ДЧСС), кол.уд./мин 69,2±2,18

Проба Ромберга, поза «аист», с 13,9±12,5

Индекс Эрисмана, характеризующий физическое развитие по соотношению показателей длины тела и окружности грудной клетки, в выборке девушек студентов несколь-

ко ниже средних показателей нормы (о хорошем физическом развитии свидетельствуют значения 5-7, тогда как в исследуемом контингенте этот показатель - 4,6). При этом, около У девушек исследуемой группы имеют показатели индекса Эрисмана ниже 1,7, что оценивается как «слабое» физическое развитие.

Показатели функционирования дыхательной системы девушек студенток оценивались по величине экскурсии грудной клетки, а также по результатам проведения гипокси-ческих проб (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе). Анализ показателя экскурсии грудной клетки свидетельствует о соответствии среднегрупповых значений студенток исследуемой группы нормативным значениям для данного возраста. Лишь у 8 девушек из 133 обследуемых выявлены сниженные значения показателя (ниже 3 см), при этом следует отметить, что данные студентки отличались и низким уровнем физической подготовленности (по анализу результатов выполнения контрольных зачетных нормативов). При анализе среднегрупповых значений результатов гипоксических проб выявлено, что как в пробе Штанге, так и в пробе Генче показатели студенток соответствуют нижней границе нормы, однако выявлен большой разброс внутригрупповых значений, о чем свидетельствуют высокие значения среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. То есть, контингент студенток характеризуется неоднородным уровнем показателей, отражающих функции кардио-респираторной системы, что необходимо учитывать в процессе реализации занятий по физической культуре.

В процессе исследования оценивались также показатели ЧСС. Выявлено, что значения частоты сердечных сокращений в покое несколько выше нормативных величин для данного возраста. Расчет должной величины ЧСС [10] и сопоставление ее с реальным значением показало, что показатели ЧСС в покое у девушек студенток выше более чем на 10 уд/мин. Также как и при анализе большинства других показателей выявлен значительный разброс значений ЧСС в исследуемой выборке. Необходим тщательный контроль показателей ЧСС в процессе занятий, что на практике достаточно редко применяется. Целесообразно обучить студентов самостоятельно замерять ЧСС после нагрузок в течение учебного занятия. Оценка динамики ЧСС при применении стандартных нагрузочных проб свидетельствует о медленном восстановлении большинства студенток (после пробы с 20-ю приседаниями значения ЧСС пришли к исходному уровню только к 7-ой минуте восстановления у 60% девушек).

Анализ результатов проведения пробы Ромберга (поза «Аист») показал достаточно высокий уровень статической устойчивости у большинства студенток (около 70%), что соотносится с нашими более ранними исследованиями функции равновесия у студентов нефизкультурных вузов.

ВЫВОД

Проведенное исследование позволило получить представление о некоторых показателях, характеризующих морфофункциональное состояние девушек студенток на современном этапе. Выявлено, что уровень морфофункционального состояния студенток характеризуется неоднородностью, значительная часть девушек имеет сниженные показатели функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, слабое физическое развитие. Целесообразно более широко распространять внедрение самоконтроля функционального состояния студентов в процессе занятий физической культурой, а также применять дифференцированный подход при дозировании нагрузок, приеме контрольных нормативов. Количественные значения показателей морфофункционального состояния студенток, полученные в ходе исследования, могут использоваться в научно-исследовательских целях для сопоставления данных, а также в практике работы преподавателей физической культуры в вузах сходного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного технического университета / Т.А. Андреенко, Т.В. Бахнова, С.А. Барашков, И.А. Володина, И.Ю. Головинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- № 10 (200). - 2021.- С. 9-13.

2. Ветков Н.Е. Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания / Н.Е. Ветков // Наука-2020.- 2016. - № 5 (11).- С. 218-227.

3. Двойнин М.Л. Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза / М.Л. Двойнин, А.М. Двойнин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.- 2018. - №2 (19).- С. 110-113.

4. Проблемы организации и содержания физического воспитания студентов в техническом университете / А.А. Ильин, Л.В. Капилевич, К.А. Марченко, Д.А. Сурков // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 347. - С. 135-138.

5. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-ориентированных форм физического воспитания / Л. В. Капилевич, А. В. Кабачкова, В. С. Смирнов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 29-31.

6. Львова Т.Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2020-2021 гг. в период пандемии COVID-19 / Т.Г. Львова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198).- С. 158-164.

7. Семенова Л.М. Оценка функционального состояния здоровья студентов младших курсов в ходе учебной деятельности / Л.М. Семенова, С.В. Куприянов, С.В. Бочкарев // Внутренние болезни - современные технологии диагностики, лечения и реабилитации / Материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2012. - С. 172-174.

8. Семенова Л. М. Оценка психофизиологических показателей студентов младших курсов в период обучения в вузе / Л.М. Семенова, М.А. Юсова // Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры патофизиологии. - Чебоксары, 2014. - С. 54-69.

9. Тихомирова Т.В. Физическая подготовка студентов в рамках занятий физической культурой в период дистанционного обучения / Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 326-329.

10. Шейх-Заде Ю.Р. Определение должной частоты сердечных сокращений у человека в покое / Ю.Р. Шейх-Заде, Ю.А Зузик., К.Ю. Шейх-Заде // Физиология человека, 2001. - Т. 27, № 6. -С. 114-116.

REFERENCES

1. Andrenko T.A., Andrenko T.A., Bakhnova T.V., Barashkov S.A., Volodin I.A., I .Yu. Golovinova (2021), "Monitoring of indicators of physical fitness of students of a special medical group of Volgograd State Technical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), рр. 9-13.

2. Vetkov N.Ye. (2016), "Fundamentals of medical control and self-control in the process of physical education", Science-2020, No. 5 (11), рр. 218-227.

3. Dvoinin M.L. and Dvoinin A.M. (2018), :Safety of physical culture lessons with university students", Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, No.2 (19), рр. 110113.

4. Ilyin, A. A., Kapilevich L. V., Marchenko K. A., Surkov D. A. (2011), "Problems of organization and content of physical education of students at a technical university", Bulletin of the Tomsk State University, No. 347, рр. 135-138.

5. Kapilevich, L. V., Kabachkova A. V., Smirnov V. S. and others (2008), "Monitoring of the functional state of students when using sports-oriented forms of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 10, рр. 29-31.

6. Lvova T.G. (2021), "Conditions and content of physical education classes for university students during self-isolation and distance learning in 2020-2021. during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), рр. 158-164.

7. Semenova L.M., Kupriyanov S.V., Bochkarev S.V. (2012), "Assessment of the functional state of health of junior students in the course of educational activities", Internal diseases - modern tech-

nologies of diagnosis, treatment and rehabilitation: Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 45th anniversary of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, рр. 172-174.

8. Semenova L.M. and Yusova M.A. (2014), "Assessment of psychophysiological indicators of junior students during the period of study at the university", Actual issues of clinical and experimental medicine: Materials of the interregional scientific-practical conference dedicated to the 40th anniversary of the Department of Pathophysiology, Cheboksary, pp. 54- 69.

9. Tikhomirova, T.V. (2021), "Physical training of students in the framework of physical education during the period of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), рр. 326-329.

10. Sheikh-Zade Yu.R., Zuzik Yu.A.., Sheikh-Zade K.Yu. (2001), "Determination of the proper heart rate in a person at rest", Human Physiology, Vol. 27, No. 6, рр. 114-116.

Контактная информация: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2021

УДК 796.92/612.741

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСНОВНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Александр Викторович Гурский, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Николаевна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Михайловна Буб-ненкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск

Аннотация

Проведено экспериментальное исследование для оценки силы основных мышечных групп лыжников-гонщиков высокой спортивной квалификации. Полученные результаты позволили выявить неравномерное развитие отдельных мышечных групп. У мужчин-лыжников выявлено недостаточное развитие мышц-сгибателей голени. У лыжниц-гонщиц выявлено асимметричное развитие правых и левых мышечных групп звеньев верхних и нижних конечностей и недостаточное развитие силы сгибателей голени. В результате анализа изученных значений максимальной силы основных мышечных групп, было выявлено, что как у мужчин, так и у женщин лыжников-гонщиков недостаточное развитие мышц-сгибателей голени. Показатели максимальной силы звеньев верхних и нижних конечностей у современных лыжников-гонщиков высокой квалификации по сравнению с лыжниками прошлых лет на 5-10% меньше. Полученная информация об уровне развития силовых способностей, реакции организма на тренировочное воздействие является основанием для коррекции тренировочного процесса.

Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, лыжники-гонщики, максимальная сила мышц.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p114-119

DEVELOPMENT OF STRENGTH INDICATORS OF THE MAIN MUSCLE GROUPS

OF HIGHLY QUALIFIED SKIERS

Alexander Viktorovich Gursky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valentina Niko-

laevna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Mikhailovna Bubnenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University

of Sports, Smolensk

Abstract

The experimental study was conducted to assess the strength of the main muscle groups of skiers-racers of high sports qualification. The obtained results revealed the uneven development of individual muscle groups. In male skiers, insufficient development of the flexor muscles of the lower leg was re-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.