Научная статья на тему 'Анализ показателей физического развития 7-16-летних школьников Монголии'

Анализ показателей физического развития 7-16-летних школьников Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ / МАССА ТЕЛА / ДЛИНА ТЕЛА / ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ / PHYSICAL GROWTH / HARMONICITY OF GROWTH / WEIGHT / HEIGHT / URBAN SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амгалан Гомбоцэрэн, Погорелова Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрены результаты антропометрических исследований 7-16-летних детей школьного возраста Монголии и дана оценка гармоничности физического развития обследованных детей. Также были определены особенности физического развития детей, обучающихся в городских и сельских школах, проявляющиеся в большей распространенности дисгармонично развитых детей в сельской местности (в 1,5-2,3 раза) по сравнению с городскими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амгалан Гомбоцэрэн, Погорелова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PARAMETERS OF PHYSICAL GROWTH OF SCHOOL CHILDRENMONGOLIA AGED 7-16

The article considers the results of anthropometric measurements of school children of Mongolia aged 7-16 and have been estimated of harmonicity of physical growth of the surveyed children. Therefore, assessed the features of physical growth of the children of urban and rural secondary schools, the prevalence of disharmony growth is 1.5-2.3 times higher among school children in rural area than compared to the children of urban school

Текст научной работы на тему «Анализ показателей физического развития 7-16-летних школьников Монголии»

ЛИТЕРАТУРА

6. World health organization, WHO STEPS field manual: Guideline for field staff, The WHO STEPwise approach to surveillance of noncommunicable disease. — Geneva: WHO, 2008.

7. World Health Organization, WHO STEPS surveillance manual: The WHO Stepwise approach to chronic disease risk factor surveillance. — Geneva: WHO, 2008.

8. World health organization. Fact sheet №384 Physical activity. URL http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/ en/ [updated February 2013]

9. World health organization. Global health risks: mortality and burden of disease attributable to selected major risks. — Geneva: WHO, 2009.

10. World Health Organization. World health report 2002: Reducing risks, promoting healthy life. — Geneva: WHO, 2002.

REFERENCES

1. World health organization. Global status report on noncommunicable diseases, 2010, executive summary. — Geneva, 2011.

2. World health organization. Global recommendation on physical activity for health. WHO. — Geneva, 2010.

3. Diet, nutrition and prevention from chronic disease, Report of Joint FAO/WHO Expert Consultation. — Geneva, 2003.

4. Savchenkov M.F., Sosedova L.M., et al. The most important issues of preservation of health and longevity // Almanach sestrinskogo dela. — 2011. — Vol. 4. № 1-2. — P. 4-13. (in Russian)

5. Fogelholm M., Kukkonen-Harjuki K. Does physical activity prevent weight gain — a systematic review. // Obesity Reviews. —

6. World health organization, WHO STEPS field manual:

Информация об авторах: Норов Болормаа — научный сотрудник, сектор питания Института общественного здоровья Монголии при Министерстве здравоохранения Монголии; Игнатьева Лариса Павловна — профессор, д.б.н., кафедра коммунальной гигиены и гигиена детей и подростков ИГМУ, 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: ignatievalp@yahdex.ru; Батжаргал Содгэрэл — старший научный сотрудник, д.м.н., сектор кардиологической хирургии, Научно-исследовательский институт медицины Монголии;

Палам Энхтуяа — старший научный сотрудник, д.м.н., Института общественного здоровья Монголии при

Министерстве здравоохранения Монголии.

Information about the authors: Norov Bolormaa — researcher, Public health institute under the Ministry of Health of Mongolia; Ignatieva Larisa P. — Professor, PhD, DSc, Department Of Municipal Hygiene And Hygiene of Children And Adolescents, Irkutsk State Medical University, 666003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: ignatievalp@yahdex. ru; B. Sodgerel — senior researcher, MD., PhD., Section of Cardiac surgery of The Institute of Medical Sciences, Mongolia; P.

Enkhtuya — senior researcher, MD, PhD, DSc, Public health institute under the Ministry of Health of Mongolia.

© АМГАЛАН Г., ПОГОРЕЛОВА И.Г. — 2015 УДК613.95/.96

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7-16-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ МОНГОЛИИ

Гомбоцэрэн Амгалан1, Ирина Геннадьевна Погорелова2 ('Национальный центр общественного здоровья, Монголия, директор — ©.Ганчимэг; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены

детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассмотрены результаты антропометрических исследований 7-16-летних детей школьного возраста Монголии и дана оценка гармоничности физического развития обследованных детей. Также были определены особенности физического развития детей, обучающихся в городских и сельских школах, проявляющиеся в большей распространенности дисгармонично развитых детей в сельской местности (в 1,5-2,3 раза) по сравнению с городскими.

Ключевые слова: физическое развитие, гармоничность развития, масса тела, длина тела, городские школы.

ANALYSIS OF PARAMETERS OF PHYSICAL GROWTH OF SCHOOL CHILDRENMONGOLIA AGED 7-16

G. Amgalan1,I.G. Pogorelova2 ('National Center for Public Health, Mongolia; 2Irkutsk StateMedical University, Russia)

Summary, ^e article considers the results of anthropometric measurements of school children of Mongolia aged 7-16 and have been estimated of harmonicity of physical growth of the surveyed children. ^erefore, assessed the features of physical growth of the children of urban and rural secondary schools, the prevalence of disharmony growth is 1.5-2.3 times higher among school children in rural area than compared to the children of urban school.

Keywords: physical growth, harmonicity of growth, weight, height, urban schools.

88

1. ВОЗ, Доклад о ситуации в области неинфекционных заболеваний в мире, 2010 г. Исполнительное резюме. — Женева, 2011.

2. ВОЗ, Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения. — Женева, 2010.

3. Рацион питания и предупреждение хронических заболеваний. Доклад Совместного консультативного совещания экспертов ВОЗ/ФАО. — Женева, 2003.

4. Савченков М.Ф., Соседова JI.M. и др. Важнейшие вопросы сохранения здоровья и долголетия // Альманах сестрин-

5. Fogelholm М., Kukkonen-Harjuki К. Does physical activity prevent weight gain — a systematic review. // Obesity Reviews. —

Guideline for field staff, The WHO STEPwise approach to surveillance of noncommunicable disease. — Geneva: WHO, 2008.

7. World Health Organization, WHO STEPS surveillance manual: The WHO Stepwise approach to chronic disease risk factor surveillance. — Geneva: WHO, 2008.

8. World health organization. Fact sheet №384 Physical activity. URL http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/ en/ [updated February 2013]

9. World health organization. Global health risks: mortality and burden of disease attributable to selected major risks. — Geneva: WHO, 2009.

10. World Health Organization. World health report 2002: Reducing risks, promoting healthy life. — Geneva: WHO, 2002.

Одним из основных критериев состояния здоровья детей является физическое развитие, под которым понимается совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания на каждом возрастном отрезке времени [1, 2, 3, 8]. Подчиняясь общебиологическим закономерностям, физическое развитие формируется под воздействием большого числа факторов различной природы (социально-экономических, медико-биологических и экологических), но в значительной степени зависит от состояния среды обитания [4, 5, 7]. В настоящее время в Монголии практически отсутствуют систематизированные исследования, посвященные разработке стандартов физического развития детей школьного возраста.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилась определение и сравнительный анализ показателей физического развития детей школьного возраста Монголии.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели были исследованы основные антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки) у детей школьного возраста Монголии. Строго соблюдались этические и правовые требования при проведении исследования, в соответствии с международным законодательством и законодательством Монголии. Все участники и их родители выражали добровольное согласие на участие в данном исследовании.

по общепринятой методике [6], всего обследовано 24553 (49,9% мальчиков и 50,1% девочек) детей из г. Улаанбаатара, Дархана и из 4-х географических регионов Монголии.

Для оценки показателей физического развития были использованы метод сигмальных отклонений и шкал регрессии. Рассчитаны показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки школьников 7-16 лет с выделением следующих вариантов: средние значения (показатели в пределах от М±1ст); значения ниже среднего (показатели от М-1а до М-2а); низкие значения (показатели <М-2ст); значения выше среднего (показатели от М+1ст до М+2ст); высокие значения (показатели >М+2ст).

Гармоничность развития детей оценивалась по шкалам регрессии. Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет дать оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи и выявлять соотношение соразмерных антропометрических признаков, где отдельные показатели физического развития ребенка даются в соответствующей зависимости, в нашем случае — длина тела и его масса. Под гармоничным физическим развитием понималось соответствие весовых показателей фактическому росту.

с использованием программного комплекса Antroplus и SPSS 18.0. Из числа полученных результатов исследования вычисляли средние арифметические величины (М), средние арифметические отклонения (а), ошибки средних арифметических (т) основных антропометрических показателей. Анализ различий в величине качественных признаков в сравниваемых группах выполнен с помощью критерия )(2 по Пирсону. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.

Результаты и обсуждение

При оценке основных показателей физического развития школьников Монголии установлено, что большинство значений каждого изученного параметра относились к диапазону средних величин. При тендерной оценке средних величин длины тела было установлено, что девочки заметно опережали мальчиков в росте в возрасте 11-14 и уступали им в в 15-16 лет.

По показателю низкого роста значимые различия были выявлены в возрастных группах 8 и 13-16 лет, при этом низкий рост чаще наблюдался у мальчиков, чем у девочек и определялся в 8 лет — у 13,2% мальчиков и у 10,1% девочек (р<0,01), в возрасте 13 и 16 лет — у 15,829,4% мальчиков и 7-19,2% девочек (р<0,0001). Доля 10-13-летних девочек с низким ростом превысила таковые значения у мальчиков в 1,2-1,5 раза, но статистически значимых различий не выявлено (р>0,05).

Дети с высокой длиной тела были зафиксированы во всех возрастных группах с приблизительно одинаковой частотой как у мальчиков так и у девочек.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что у девочек скачок в приросте длины тела был сдвинут на 1 год раньше по сравнению с мальчиками (в 9-10 и 11-12 лет соответственно). В возрастные периоды 8-10,11 и 13 лет увеличение роста было постепенным и не зависело от тендерной принадлежности, но, начиная с 14, и в последующие 15, 16 лет показатели длины тела мальчиков статистически значимо превосходят аналогичные показатели девочек.

Средние величины массы тела обследованных школьников значимо отличались в зависимости от пола в возрастных промежутках 7-10,12-14и 16 лет, при этом в возрасте 7-11 лет больший вес фиксировался у мальчиков, в 12-15 лет — у девочек (р<0,05). Наибольший скачок массы тела у мальчиков был выявлен в 14-15, а у девочек 13-14 лет.

Необходимо отметить, что во все возрастные периоды у мальчиков фиксировалась большие значения окружности грудной клетки.

Гармоничное физическое развитие имели 67,6-87,7% школьников, при этом доля мальчиков с гармоничным физическим развитием превысила таковую среди девочек на 3,8-4,9% в возрасте в 7-8 лет и на 6,7-16,1% в возрасте 13-16 лет (р<0,05).

Дисгармоничность физического развития в 7-8 лет (на 4,2-4,9%) и 13-16 лет (на 6,9-16,6%) чаще наблюдалось среди мальчиков, чем у девочек (р<0,05), а в 11-12 лет характерна обратная тенденция, т.е дисгармоничное физическое развитие встречалось у девочек на 7,9-9,9% больше по сравнению с мальчиками (р<0,05).

Анализ структуры дисгармоничности позволил установить тендерную зависимость. Удельный вес мальчиков с дисгармоничным физическим развитием за счёт дефицита массы тела статистически значимо выше в возрастных группах в 15-16 лет, чем у девочек (р<0,001). В возрасте 10-13 лет определяется статистически значимое превышение доли девочек с дисгармоничным физическим развитием за счёт дефицита массы тела (2,9% у

Необходимо отметить, что среди школьников всех возрастных групп наблюдались дети с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела, но только в возрасте 7-9 лет количество мальчиков с данным уровнем физического развития регистрировалось в 2,3-4,4 раза чаще и было статистически значимо выше, чем у девочек (р<0,03).

При оценке физического развития детей школьного возраста в зависимости от условий проживания установлено, что дисгармоничное физическое развитие встречается у городских школьников с частотой 13,625,6%, у сельских 19,1-36,3%. Минимальная распространённость дисгармонично развитих мальчиков была выявлена у городских школьников в 7 лет (13,6%), а у сельских — в 8 лет (19,1%). Наибольший уровень дисгармонично развитых мальчиков был зафиксирован в

Дисгармоничность физического развития наиболее выражена и у сельских девочек (в 1,5-2,3 раза больше) по сравнению с городскими в различных возрастных группах. При анализе структуры дисгармоничности установлено, что среди городских и сельских детей преобладают школьники с дефицитом массы тела.

Таким образом, анализ показателей физического раз-

89

вития детей школьного возраста Монголии показал, что физическое развитие исследуемых детей соответствует возрастно-половым закономерностям, более половины детей имеют гармоничное физическое развитие, при этом удельный вес мальчиков с гармоничным развитием выше, чем у девочек, уровень дисгармоничности всех детей определяется в основном за счет дефицита массы тела и зависит от возраста, пола и условий проживания.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

ЛИТЕРАТУРА

витие детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М.:НЦЗД РАМН, 2008. — С.5

2. Баранов A.A., Кучма В.Р Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов. —

3. Гаськова Н.П., Погорелова И.Г. Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — Т.

4. Калюжный Е.А., Басуров В.А., Жулин Н.В. Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях // Нижегородский медицинский журнал. — 2005. —

Чекмарева А.И. Изучение физического развития сельских школьников Нижегородской области с использованием комплексной оценки // Мир науки, культуры, образования. —

6. Рзянкина М. Ф„ Андрюшкина Е.А. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. — Ростов-на-Дону: Феникс,

ки физического развития детей в системе медицинской профилактики: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М„ 2008. — С. 3.

8. Цыренжапова H.A., Погорелова И.Г. Анализ показателей физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). —

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma B.P., Scoblina N.A. Physical development of children and teenagers on the eve of the millennium. — Moscow: INZD RAMN, 2008. — P. 5. (in Russian)

2. Baranov A. A., Kuchma B.P. Physical development of children and teenagers in Russian federation: Summary of materials. — Edition VI. — Moscow: Pediatr, 2013.-P. 7. (in Russian)

Irkutsk teenagers // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). —

4. Kalyuzhny E.A., Basurov V.A., Zhulin N. V. Health of rural students in the current environmental and social conditions // Nijegorodskii meditsinskii zhurnal. — 2005. — №1. — P.136-144. (in Russian)

5. Kalyuzhny E.A., Kuzmichev Y.G., Mikhailova S.V.,

Chekmareva A.I. Study of physical development of rural school children with comprehensive evaluation //Mir nauki, kulituri, obrazovaniya. — 2013. — №5. — P. 401-405. (in Russian)

6. Rzyankina M.F., Andryushkina E.A. Child health in educational institutions. Organization and control / Ed. M.F. Rzyankinoi, B.C. Molochnogo. — Rostov-on-Don: Feniks, 2005. — 376 p. (in Russian)

7. Skoblina N.A. Scientific and methodological substantiation of evaluation on physical development of children in the system of medical prevention: Thesis DSc. — Moscow, 2008. — P. 3.

8. Tsyrenzhapova N.A., Pogorelova I.G. Analis of indices of physical development in children of preschool age in Irkutsk-city // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). — 2013. — Vol. 116 (1). — P. 101-102. (in Russian)

Информация об авторах: Гомбоцэрэн Амгалан —научный сотрудник Национального центра общественного здоровья Монголии при Министерстве здоровья Монголии; Погорелова Ирина Геннадьевна —доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены и детей подростков, к.м.н., ИГМУ, 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1,

e-mail: pogorelova_irine@mail.ru.

Information About the Authors: GombotserenAmgalan — researcher at the National Center for Public Health, Ministry of Health of Mongolia; Pogorelova Irina G. — Associate Professor, MD, PhD, Department of Municipal Hygiene and Hygiene of Children and Adolescents ISMU, 664003, Russia, Irkutsk, KrasnogoVosstania str., 1,

e-mail: pogorelova_irine@mail.ru,

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.