Научная статья на тему 'Анализ подверженности Республики Казахстан дорожно-транспортным происшествиям'

Анализ подверженности Республики Казахстан дорожно-транспортным происшествиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раимбеков К. Ж., Кусаинов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подверженности Республики Казахстан дорожно-транспортным происшествиям»

3. McGrattan K., Klein B., Hostikka S., Floyd J. Fire Dynamics Simulator (Version 5). National Institute of Standards and Technology. Special Publication. 2007. - 1019-5. - 202 p.

4. Ji J., Gao Z.H., Fan C.G., Sun J.H. Large Eddy Simulation of stack effect on natural smoke exhausting effect in urban road tunnels fires // Int. J. of Heat and Mass Transfer. 2013. - № 66. - P. 531-542.

АНАЛИЗ ПОДВЕРЖЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ

К.Ж. Раимбеков, к.ф.-м.н.

А.Б. Кусаинов

Кокшетауский технический институт Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан, г. Кокшетау

Из всех источников опасности на транспорте наибольшую угрозу для населения представляют дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия.

За последние 12 лет на дорогах Казахстана произошло более 175,5 тыс. ДТП, при которых погибло более 37 тыс. человек и свыше 212,7 тыс. человек получили ранения (рис. 1) [1].

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

1 Количество ДТП

1 Количество пострадавших

Количество погибших

¿Vv ¿bv <AV ¿bv л^- ov

Рис. 1. Динамика дорожно-транспортных происшествий произошедших в республике в период с 2002 по 2013 годы

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки к ухудшению обстановки на автодорогах республики. По данным органов внутренних дел автомобильный парк Казахстана с 2002

года увеличился втрое и по итогам 2013 года численность его составила свыше 4,229 млн. единиц автомототранспортных средств (рис. 2) [2].

При этом уровень развития улично-дорожной сети и дорожной инфраструктуры, особенно на загородных дорогах, явно отстает от темпов роста автопарка. Параметры большинства дорог не соответствуют возросшей интенсивности движения и составу транспортного потока, отдельные участки дорог работают в режиме постоянных перегрузок, что зачастую приводит к дорожно-транспортным происшествиям с тяжкими последствиями.

Рис. 2. Численность автотранспорта зарегистрированного в республике

в период с 2002 по 2013 годы

Проведенный анализ показал, что ежегодно в республике в среднем происходит порядка 14671 ДТП (рис. 3).

Наибольшее количество ДТП происходит в г. Алматы (2842) и Южно-Казахстанской (2504) области.

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2842

«/ л/ УУ У У ✓У У у у

А///// у /////

Рис. 3. Среднее количество дорожно-транспортных происшествий происходящих в регионах Республики Казахстан

Согласно проведенным расчетам по значению =

N

ДТП

ДТП

О 103 чел.год

^ насел.

[3] в среднем ежегодно на 1000 граждан Республики Казахстан приходится около 0,87 ДТП (рис. 4).

Рис. 4. Среднее число дорожно-транспортных происшествий на 1000 чел.

Как видно на рисунке 4 наибольшее количество ДТП происходят в городе Алматы (1,9), в областях Южно-Казахстанской области (0,93) и Кокстанайской (0,91).

При ДТП ежегодно погибает около 3000 человек (рис. 5) [3]. При этом наибольшее число погибших приходится на г.Алматы (522 чел.) и Южно-Казахстанскую (483 чел.) область.

Рис. 5. Среднее количество погибших при дорожно-транспортных авариях в разрезе регионов Республики Казахстан

В соответствии с проведенными расчетами по значению

^ = ^жертв = жертв [3] из 100 тыс. граждан Республики Казахстан в

О 105чел год

насел.

среднем ежегодно при ДТП погибает 17,6 человек (рис. 6).

Рис. 6. Среднее число погибших при дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. чел.

Наибольшее число жертв приходится на Жамбылскую (27,6), Алматинскую (26,6), Акмолинскую (24,5) и Карагандинскую (20,3) области.

Наименьший показатель в городах Астана (9,6) и Алматы (11,7). Проведенные расчеты по значению Я3 = ^^д^ [3] показывают, что в

республике ежегодно при 100 ДТП в среднем погибает около 20,4 человек (рис. 7).

Рис. 7. Среднее число погибших при 100 дорожно-транспортных происшествий

Наибольший риск погибнуть приходится на Жамбылскую (39,9), Атыраускую (34,4), Алматинскую (33,1) и Кызылординскую (32) области. Анализ подверженности Республики Казахстан ДТП свидетельствует

о тревожной ситуации и необходимости поиска новых и совершенствования существующих методов по их предотвращению.

Одним из таких методов на сегодняшний день является система управления рисками включающая в себя все имеющиеся риски в сфере дорожного движения, такие как риск организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, риск управляющих автомобильными дорогами, железнодорожными переездами и другими дорожными сооружениями, риск медицинских организаций, риск учебных организаций (осуществляющих подготовку водителей), риск владельцев дорог и транспортных средств и т.д.

Лишь с оценкой подверженности всем видам рисков дорожного движения возможно минимизировать вероятность возникновения ДТП, а также тяжелых последствий (гибели и травматизма людей) в результате ДТП.

Список использованной литературы

1. «Банк данных учета дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших» Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

2. Сайт Агентства по статистике Республики Казахстан www. stat.gov.kz

3. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Клепко Е.А., Белов В.А., Иванова О.В., Попков С.Ю. Основы теории пожарных рисков и ее приложения. Академия ГПС МЧС России, Москва, 2012. - 28 с.

4. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194 «О дорожном движении».

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

И.А. Чуб, начальник кафедры, д.т.н., профессор В.М. Попов, проректор, к.т.н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

При решении задачи обеспечения техногенной безопасности территорий и населения необходимо учитывать постоянное повышение требований к системе гражданской защиты как по ее составу так и к качеству управления [1,2], наличие дефицита финансовых и материальных ресурсов государства и предприятий, высокий износ основных фондов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.