Научная статья на тему 'Анализ подходов в теории статусной ренты'

Анализ подходов в теории статусной ренты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ РЕНТА / НЕПРИРОДНАЯ РЕНТА / СТАТУСНАЯ РЕНТА / СТАТУС / ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деева Татьяна Михайловна

Рассмотрен экономический аспект возникновения ренты, проведены разграничения и выявлены общие свойства и отличительные особенности природной и неприродной ренты. Выделена статусная рента как разновидность неприродной ренты; проанализирована экономическая выгода от приобретения статусной ренты в некоммерческом секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

properties and distinctive features of the natural rent and not natural rent are revealed. The status rent as a version of not natural rent is allocated; the economic gain from acquisition of the status rent in noncommercial sector of economy is analysed.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов в теории статусной ренты»

УДК 330

Т.М. Деева

Анализ подходов в теории статусной ренты

Статус экономического субъекта по мере расширения экономических связей становится все более значимым и сегодня может оказывать влияние на доход. Таким образом, статус может быть рассмотрен в качестве фактора производства. В результате монополизации своего рабочего места, своего статуса формируется рентоориен-тированное поведение. Отношения, возникающие в результате использования статуса (при условии монополизации своего рабочего места), приносят особый вид дохода - статусную ренту. Такая рента возникает в органах государственного управления и в организациях, где должностные функции могут быть приватизированы работниками. В экономической теории широко рассмотрена и исследована природная рента, но исследование неприродной, в частности статусной, ренты не привлекло еще должного внимания, хотя механизм ее формирования и присвоения становится все более актуальным.

В связи с вышеизложенным целью данной статьи будет рассмотрение основных положений статусной ренты как источника получения дополнительного дохода в результате перераспределения ВВП. Для этого будут рассмотрены следующие вопросы:

- экономический аспект возникновения ренты;

- статусная рента как разновидность неприродной ренты;

- экономическая выгода от приобретения статусной ренты в некоммерческом секторе экономики.

Рента как источник получения дохода привлекала к себе внимание экономистов с давних времен. В учении физиократов особое место занимал доход с земли. Ф. Кенэ - представитель учения физиократов, основной труд которого «Экономическая таблица» (1758), считал, что рента «вырастает» из земли. В связи с этим он делил общество на три основных класса: земельные собственники; земледельцы; фабриканты, купцы, ремесленники и промышленные рабочие.

По мнению Ф. Кенэ, именно возделывание земли увеличивает количество произведенного

продукта (из одного зерна может вырасти до десяти новых). Таким образом, только лица, занятые в земледелии, создают помимо возобновления товара излишек, который и носит название «рента». Представители третьего класса, по утверждению Ф. Кенэ, не относятся к производителям, лишь изменяя форму уже произведенных товаров или создавая другой вид. Он пояснял также, что лица, занятые в промышленном производстве, производят лишь столько, сколько потребляют (заработную плату и прибыль). Следовательно, богатство страны формируется исключительно в области земледелия.

С конца XVIII в. проблема ренты попадает в центр внимания английской политической экономии. Теория ренты была разработана английскими классиками А. Смитом и Д. Риккардо. Так, работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) внесла значительный вклад в развитие данной теории. В ней рента рассматривается как особый вид дохода, поступающий при распределении общественного продукта собственнику земли. Следовательно, по утверждению А. Смита, рента, рассматриваемая как плата за пользование землей, представляет собой наивысшую сумму, которую в состоянии уплатить арендатор при данном качестве земли. При составлении условий договора землевладелец, как правило, стремится оставить арендатору такую долю продукта, которая достаточна лишь для поддержания капитала, который арендатор тратит на покупку семян для будущего урожая, оплату труда наемных работников, содержание живности и т. д. Ту часть продукта (или часть его цены), которая остается сверх этой доли, землевладелец стремится удержать в качестве земельной ренты, и она представляет собой наивысшую сумму, которую арендатор может платить при данном качестве земли. А. Смит отмечал, что «рента входит в состав цены продукта иным образом, чем заработная плата и прибыль. Высокие или низкие заработная плата и прибыль на капитал являются причиной высокой или низкой цены продукта: больший или меньший размер рен-

ты является результатом последствий» [1]. «Сельскохозяйственные продукты могут, в виде правила, поступать на рынок только в таком количестве, чтобы обычная цена их была достаточна для возмещения капитала, необходимого для доставления их туда, и для оплаты обычной прибыли. Если обычная цена превышает эту норму, излишек ее, естественно, приходится на долю земельной ренты; если она не превышает эту норму, то, хотя товар и может доставляться на рынок, он не приносит никакой ренты землевладельцу. От спроса зависит, превышает ли цена этот уровень или нет» [1].

Взглядам А. Смита на ренту характерна двойственная позиция: с точки зрения трудовой стоимости рента проистекает из труда рабочих, так как она часть прибыли, создаваемой наемными рабочими в сельском хозяйстве; рента как вознаграждение землевладельца за предоставление возможности пользоваться землей.

Д. Риккардо, взяв за основу математику и бухгалтерский расчет, придал теории ренты строгость и точность. В своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), в главе «О ренте», ученый определяет ренту как долю продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и неразрушимыми силами почвы. Далее он анализирует сложившуюся на рыке ситуацию следующим образом: по закону спроса и предложения никто не платит ренту за пользование воздухом и водой (как и любым другим даром природы, существующим в неограниченном количестве). «Точно так же пивовар, водочный заводчик, красильщик постоянно пользуются воздухом и водой при производстве своих товаров; но так как запасы их безграничны, то за них не платится никакой цены» [4]. Исходя из этого, Д. Риккардо делает вывод, что «рента платится за пользование землей только потому, что количество земли не беспредельно, а качество ее неодинаково» [4]. Чем больше населения в стране, тем чаще под обработку попадают худшие земли или земли, расположенные на недостаточно удобных местах. При попадании под обработку участка второразрядной земли на землю первого разряда устанавливается рента, которая будет зависеть от качественного различия этих двух участков.

С развитием классической политической экономии появилась наиболее полная трактовка

категории земельной ренты. У. Петти, родоначальник этого направления экономической мысли, развил учение о ренте согласно собственной теории стоимости. По этой теории определение ренты выражалось следующей формулой:

Р = С - И,

где Р - земельная рента; С - стоимость земледельческих продуктов; И - издержки производства - семена, зарплата и т. п.).

У. Петти связывает понятие «рента» не с землей как таковой. По его мнению основой ренты является труд, поскольку труд на разных участках обладает разной производительностью. Кроме того, стоимость любого товара определяется затраченным трудом, а зарплата - составляющая этой стоимости - величина определенная, то рента выступает как созданный трудом избыток стоимости над зарплатой, т. е. как продукт прибавочного труда, присваиваемый собственником земли.

Обобщая различные подходы в теории земельной ренты, можно сделать вывод, что концепция возникновения понятия «земельная рента» основывается на следующих составляющих:

- наличие общих естественных условий образования земельной ренты (ограниченность земельных ресурсов, различия в их плодородности и местоположении);

- действие закона убывающей производительности добавочных вложений;

- естественные различия условий хозяйствования, трансформирующиеся в земельную ренту.

В процессе своего развития общая теория ренты претерпела изменения. Неоклассики расширили понятие ренты, рассматривая ее как доход от любого производственного фактора. «Рента - это доход, получаемый сверх прибыли посредством любого производительного фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением по отношению к цене (на долгосрочных временных интервалах)» [5]. Экономическая наука на современном этапе рассматривает ренту как явление, выходящее за рамки только природоэксплуатирующей отрасли. Из теории земельной ренты возникла теория неприродной ренты, и впоследствии оказалось, что неприродная рента (информационная, рисковая, статусная) играет не менее значимую роль в экономике. Вид ренты определяется видом ресурсов, которые являются источником или условием ее

возникновения или присвоения. Несмотря на некоторые отличия, теория ренты верна как по отношению к сельскохозяйственным продуктам и продукции добывающей промышленности (природная рента), так и по отношению ко всем продуктам, представленным на рынке товаров и услуг вообще (неприродная рента). Рассматривая рынок товаров и услуг, остановимся более подробно на неприродной, а точнее - статусной ренте и условиях ее присвоения.

Понятие «статусная рента» возникло в экономической литературе сравнительно недавно. После акцента на нем в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ (2001 г.) понятие «статусная рента» стало использоваться повсеместно, особенно в административных кругах. Статусная рента стала одним из основных экономических интересов, которыми движим государственный чиновник. «С позиции использования принципа методологического индивидуализма отдельный чиновник может характеризоваться как индивид, поведение которого в системе социально-экономических отношений ориентировано на максимизацию индивидуальной полезности, получаемой от присвоения благ и услуг» [6]. За счет выполнения своих должностных обязанностей чиновник не только удовлетворяет свои материальные потребности, получая заработную плату, но и получает удовлетворение от своего социального статуса и наличия власти над людьми. Чиновник имеет возможность не только выполнять некоторые свои функции, но и не выполнять их. Следовательно, чиновник получает не только плату за исполнение своих должностных обязанностей, но и моральное удовлетворение от своего социального статуса и наличия власти над другими. Кроме того, за выполнение определенной работы чиновник может потребовать дополнительное (не входящее в должностной оклад) вознаграждение. Такая ситуация возможна при наличии у экономического субъекта «особого» ресурса, или статуса. Сущность статуса состоит в том, что он, во-первых, неразрывно связан с его обладателем и исчезает при потере, во-вторых, является результатом приватизации и монополизации властных полномочий, в-третьих, может возникать только при неопределенности законодательных норм или возможности разночтений данных норм. «Статусная рента возникает и присваивается государственным служащим, рассматри-

вающим как свои частные и персонально доходные функции государственной власти и управления» [2].

Таким образом, присвоение индивиду официального статуса неразрывно связано с возможностью получения этим индивидом дохода в виде статусной ренты. Статусная рента - это рента, получаемая субъектом экономических отношений в результате монополизации и приватизации должностных функций и от использования своего статуса [7]. Социально-экономические отношения, в которых статусная рента отсутствует, практически невозможны, так как в этом случае требуется практически полный отказ от такого понятия, как «общественный статус». Рассмотрев понятия «природная рента» и «неприродная рента», представим схематически их общие свойства (рис. 1) и отличительные особенности (рис. 2).

«Рента возникает во всех сферах, где налицо ограниченные разнокачественные ресурсы и возможность их присвоения» [3].

Статусная рента может возникать в некоммерческом секторе экономики: образование, здравоохранение, правоохранительные органы и т. п., если работник может извлекать дополнительный доход, основываясь на своем должностном положении. Данный доход носит название теневого. Рассмотрим пример возникновения статусной

Рис. 1. Общие свойства природной и неприродной ренты

Рис. 2. Отличительные особенности природной и неприродной ренты

ренты и возможность получения дополнительного дохода из наличия таковой в сфере образования.

В качестве примера одной из основных форм статусной ренты в сфере образования можно назвать репетиторство. Учебные заведения не существуют отдельно от системы экономических отношений и поэтому теневые отношения в образовании также связаны с правовыми неопределенностями. Эти отношения зачастую служат причиной неэффективности образования. Легальное предоставление услуг репетитора не является формой статусной ренты, поскольку потребитель хочет лишь повысить уровень своих знаний по отдельной дисциплине. Но как только репетитор «дает гарантию поступления в вуз» или «гарантию получения положительной оценки», цена его услуги увеличивается за счет возникновения статусной ренты, т. е. оплаты за возможное содействие. Как только репетитор применил свой статус и оказал такое содействие, его статусная рента превращается во взятку и преследуется по закону. Н.В. Горбылева в своей работе «Статусная рента и ее источники» предлагает следующие возможные формы выражения статусной ренты:

- взятка - некий доход, который индивид получает сверх необходимого ему для того, чтобы он сделал положенное;

- неденежная форма - предоставление льгот, преференций при совершении сделок или распределении общественных благ («услуга» за «услугу»);

- спекуляция - покупка товара по одной цене, а перепродажа по более высокой с целью получения прибыли (получение товаров, кредитов по низким ценам);

- номенклатурная приватизация - чиновники, имеющие власть, используя свои полномочия, создали тандем «чиновник и предприниматель» приватизировав крупные сырьевые компании и получая с этих компаний постоянный и достаточно большой доход;

- чиновничья рента - рента, возникающая в результате монополизации выполнения определенных функций.

Сегодня в России складывается «рентная» экономика, основанная не только на природной ренте, но и на широко распространенной статусной ренте, получаемой как государственными служащими (чиновниками), так и руководителями или лицами в результате использования своего статуса (при условии монополизации своего рабочего места) в процессе реализации их экономических интересов. Каждый экономический субъект стремится к максимизации получаемого дохода и к монополизации своей деятельности. Именно через монопольное обладание или применение какого-либо ресурса субъекты имеют возможность получить сверхдоход, или статусную ренту.

Таким образом, условия возникновения статусной ренты составляют ее природу и имеют системный характер. До тех пор, пока есть пространство для извлечения дополнительной прибыли от использования своего статуса, ренто-ориентированное поведение, или поиск статусной ренты, будет являться одной из форм поведения экономического субъекта. Наличие статусной ренты и в связи с этим получение дополнительного дохода из наличия статуса - это оцененная вероятность санкций. Рентоориенти-рованное поведение и присвоение статусной ренты имеет негативные экономические последствия, отвлекая денежные средства, увеличивая коррумпированность власти и правоохранительных органов, тем самым снижая престиж страны на мировом уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М., 1961.

2. Чекмарев, В.В. Статусная рента в системе доходов [Текст] / В.В. Чекмарев, Е.М. Скаржинская. -Кострома, 2002.

3. Яковец, Ю.В. Рента, антирента, квазирента, в глобально-цивилизационном измерении [Текст] / Ю.В. Яковец. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

4. Риккардо, Д. Собр. соч. [Текст] / Д. Риккардо. -СПб., 1908.

5. Долан, Э.Дж. Микроэкономика [Текст] / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. - СПб., 1997.

6. Скваржинский, М.И. Институциональная среда и гражданское общество [Текст] / М.И. Скваржинский // Проблемы новой политэкономии. - 2001. -№ 3.

7. Александрова, Н.А. Рентные отношения в государственных организациях [Текст] : автореф. ... канд. экон. наук / Н.А. Александрова. - Кострома, 2006.

УДК 519.32:621.12.23

П. В. Корытников

Развитие межбюджетных отношений

в условиях трансформации экономики

В бюджетной системе федеративного типа формируется сложный механизм межбюджетных отношений. Федеральный бюджет аккумулирует при первичном распределении доходной базы до 60-65 % бюджетных ресурсов страны, а с учетом финансовых резервов значительно больше. Он является регулирующим институтом и механизмом во всей бюджетной системе страны, по отношению к другим уровням этой системы, к каждому отдельному бюджету субъекта Федерации.

В современной бюджетной системе, ее нормативно-правовом механизме, прослеживаются процессы не только индикативного регулирования, но и директивного, т. е. проявление не только взаимодействия бюджетов, но и бюджетной властной вертикали. Такой вывод обосновывается прежде всего тем, что бюджетные и налоговые отношения в стране формируются в своей основе и в приоритетном характере федеративным законодательством.

В проблеме регулирования переплетаются вопросы централизации и децентрализации бюджетов, политики управления субфедеральными и местными бюджетами, регулирования заимствований и долга на территориальном уровне, разграничения расходных полномочий и обязательств между властями разных уровней, меха-

низма передачи полномочий от одного уровня другому и соответственно их финансово-бюджетное обеспечение.

Финансово-экономическое содержание бюджетного регулирования отражает изменения в построении бюджетной системы, бюджетного законодательства. Рассмотрение его содержательных аспектов позволяет сделать ряд важных научно-теоретических выводов применительно к территориальным бюджетам:

- в регулировании территориальных бюджетов следует выделять регулирование бюджетных потоков, т. е. процессов формирования и движения фондов бюджетных ресурсов;

- на региональном и муниципальном уровнях регулирование бюджетов обеспечивается рядом специфических механизмов;

- необходимо определять общую целевую составляющую, на основе которой может методологически решаться вопрос об эффективности регулирования бюджетов и всех межбюджетных отношений;

- в содержании бюджетного регулирования проявляются две функции бюджетных отношений: распределительная и фондообразующая.

С помощью межбюджетных отношений осуществляется регулируемое финансовое обращение между структурами самого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.