УДК 681.3.06 (075.8)
В.С. Павлова, Т.В. Зубрилина
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Непрерывная интеграционная работа становится основной чертой современного предприятия, а работа по совершенствованию деятельности и умение управлять сквозными процессами - основными требованиями современного бизнеса. То, что сейчас называют «business agility», - это способность компании добиваться конкурентных преимуществ за счет быстрой реакции на постоянно меняющиеся требования бизнеса.
Актуальность вопросов интеграции систем, с которыми давно столкнулись западные компании, сегодня в полной мере ощущают и отечественные предприятия. Развитие бизнеса, слияния и поглощения компаний, внедрение новых приложений автоматизации порождает гетерогенность в IT-архитектуре. Существование множества разрозненных источников данных и отсутствие механизмов их объединения и согласования приводит к низкой эффективности работы гетерогенных систем, увеличению затрат на поддержку, эксплуатацию и развитие и, самое главное, затрудняет процесс принятия решений: в таких условиях невозможно сколько-нибудь обоснованно планировать деятельность и учитывать финансовые результаты предприятия.
При этом накопленная в гетерогенных системах информация представляет неоспоримую ценность, и ее необходимо использовать: в условиях современной экономики анализ и представление информации для подготовки управ-
ленческих решений - это один из важнейших рычагов развития бизнеса. Данные проблемы обусловливают актуальность разработок, связанных с технологиями извлечения из хранимых данных полезной информации, рассматриваемых в рамках направления, получившего название Knowledge Discovery in Databases - обнаружение знаний в базах данных.
Существует несколько подходов к решению этих проблем (рис. 1).
Отказ от унаследованных систем - предполагает построение одноплатформенной универсальной системы. Однако для этого необходимо определить, насколько стабильна и долговре-менна ситуация с приложениями, функционирующими в компании. Если унаследованные приложения успешно удовлетворяют потребностям компании сегодня и также успешно в обозримом будущем, единственно разумным представляется решение интегрировать все «островки автоматизации» в единое информационное пространство организации.
Интеграция «каждый с каждым» - создание специализированных интерфейсов обмена данными для каждой пары обменивающихся приложений. Подход положительно зарекомендовал себя в тех случаях, когда данные сосредоточены в небольшом количестве систем, а также когда требования к интеграции ограничиваются синхронизацией данных между системами. Однако с ростом бизнеса, увеличением количества взаимодействующих приложений, их усложнением
Point-To-Point EAI SOA
Рис. 1. Подходы к интеграции гетерогенных систем
Рис. 2. Стандарты SOA [3]
системная архитектура компании становится все более сложной и, зачастую, запутанной. Нередко одни и те же бизнес-функции дублируются в разных системах в силу технологических ограничений интерфейсов, изначально ориентированных на синхронизацию данных. Замена какого-либо приложения влечет за собой практически полную переработку всех интерфейсов, в которых оно было задействовано [4].
Интеграция на уровне корпоративных приложений (EAI, Enterprise Application Integration) - подразумевает совместное использование исполняемого кода. Программы разбиваются на компоненты, из которых создается универсальное программное ядро. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции. В большинстве случаев EAI-решения разрабатываются как частные для связи конкретных продуктов. Соответственно подключить к существующему EAI-решению еще одну систему - довольно трудоемкая и дорогостоящая задача.
При реализации информационной инфраструктуры в рамках процессного подхода необходимо находить компромисс между долгосрочными целями бизнеса и адаптивностью бизнес-процессов. Традиционные интеграционные решения в таких случаях решают лишь текущие задачи, без учета перспектив дальнейшего развития, что приводит к значительному усложнению существующей инфраструктуры [2]. В случае использования традиционных подходов сложность корпоративной информационной системы, как правило, растет быстрее, чем
сложность бизнеса, и может стать серьезным фактором замедления развития компании. Со временем информационную инфраструктуру все труднее адаптировать под модернизованные или новые бизнес-процессы.
Интеграция при помощи SOA (сервисно-ориентированной архитектуры) - самый современный и быстро развивающийся подход к интеграции приложений, призванный обеспечить необходимый уровень интеграции между информационными системами (рис. 2). Проще всего определить SOA как архитектуру приложений, построенную на базе формализованных бизнес-процессов, функции которых представлены в виде сервисов со стандартизированными платформенно-независимыми интерфейсами.
Основными свойствами SOA являются расширяемость, слабое связывание и повторное использование web-сервисов. Сервисы строятся безадресно. Изменения одного сервиса распространяются на все бизнес-процессы, использующие этот сервис - обеспечивается оперативность внесения изменений. Повторное использование позволяет использовать уже реализованные web-сервисы, а расширяемость делает SOA-решения доступными организациям любого размера.
SOA опирается на открытые отраслевые стандарты: язык описания web-сервисов WSDL, протокол обмена структурированными сообщениями SOAP и протокол доступа к реестру сервисов UDDI.
Центральной частью сервисно-ориентированной архитектуры являются системы управления бизнес-процессами (BPM).
^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.4..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ
Рис. 3. Оркестровка и хореография web-сервисов
Основными стандартами BPM-систем являются нотация моделирования бизнес-процессов BPMN и язык исполнения бизнес-процессов BPEL. С помощью данных стандартов моделируется оркестровка и хореография web-сервисов, т. е. передача управления в рамках одного бизнес-процесса и координация процессов посредством передачи сообщений (рис. 3).
BPM-система, имеющая расширенные средства интеграции, является своего рода связующим звеном между всеми сервисами единого IT-решения и предназначена для реализации принципов процессного управления бизнесом в компании, т. е. для полного управления бизнес-процессами: стратегией, проектированием, внедрением, контролем.
Одной из первостепенных задач интеграции в настоящее время является создание единой системы бизнес-аналитики, важнейшей составляющей которой является оперативный (OLAP) и интеллектуальный анализ данных (Data Mining) для подготовки принятия обоснованных решений.
Online Analytical Processing (OLAP) - оперативная аналитическая обработка данных. OLAP дает возможность в реальном времени генерировать описательные и сравнительные сводки данных и получать ответы на различные аналитические запросы.
Data Mining (DM) - «добыча» данных. Это метод обнаружения в «сырых» данных ранее неиз-
вестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности [1]. В зависимости от стоящих перед компанией задач с помощью методов и алгоритмов Data Mining могут быть найдены различные закономерности, основными из которых являются классификация, прогнозирование, кластеризация, ассоциация.
Для ситуации объединения нескольких предприятий с возможным отказом от некоторых из них в обозримом будущем предпочтительно использовать SOA. При этом система бизнес-аналитики и система управления бизнес-процессами (BMS) вместе делают бизнес более устойчивым к непредвиденным ситуациям и лучше поддающимся анализу: с одной стороны, устанавливается связь между всеми данными объединения, что позволяет контролировать достижение бизнес-целей, с другой, благодаря поддержке стратегического бизнес-планирования, наличию средств моделирования, оценки процессов, - становится возможным производить не только постепенные, но и радикальные улучшения.
В настоящее время доведен до практической реализации (с использованием доступных программных средств) вариант интегрированной системы бизнес-аналитики с использованием SOA для одного из проектов консалтинговой компании.
Механизм интеграции гетерогенных информационных систем для построения единой системы анализа с помощью БОЛ обладает свойством инвариантности: он может оказаться востребованным для предприятий любой сферы деятельности, требующей анализа ретроспективных данных, для которых характерна гетерогенная информационная инфраструктура.
Таким образом, выявленные в результате анализа проблемы интеграции систем обусловили актуальность разработок по созданию ин-
тегрированных систем, как традиционных (отказ от унаследованных систем, интеграция «каждый с каждым», интеграция на уровне корпоративных приложений), так и быстро развивающихся - интеграция при помощи БОЛ (сервисно-ориентированной архитектуры). Именно последний подход может решать задачи повышения гибкости КИС, снижения затрат на разработку приложений, увеличения скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса и управления бизнес-процессами в распределенных гетерогенных средах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ данных и процессов [Текст] : учеб. пособие / А.А. Барсегян, М.С. Куприянов, И.И. Холод, М.Д. Тесс, С.И. Елизаров. - 3-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
2. Биберштейн, Н. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (БОЛ): ценность для бизнеса, планирование и план развития предприятия [Текст] : [пер. с англ.] / Н. Биберштейн, С. Боуз, К. Джонс,
М. Фиаммант, Р. Ша. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. - 256 с.
3. Технологии и средства консолидации информации [Текст] : учеб. пособие / А.С. Деревянко, М.Н. Солощук. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. - 432 с.
4. Как сделать интеграцию бизнес-приложений эффективной? [Electronic resource] // CNews Conferences. - 2006. - URL: http://events.cnews.ru/reviews/in dex.shtml?2006/07/19/206273_1