Научная статья на тему 'Анализ подходов к созданию интегрированной системы бизнес-аналитики для предприятия'

Анализ подходов к созданию интегрированной системы бизнес-аналитики для предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
355
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / СЕРВИСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / СКВОЗНОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BPM-СИСТЕМА / BI-СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Павлова Вера Сергеевна, Зубрилина Татьяна Васильевна

Рассмотрены вопросы разработки интегрированной системы бизнес-аналитики для гетерогенных информационных систем с использованием SOA. Изложены основные проблемы интеграции корпоративных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the development of integrated BI system for heterogeneous information systems based on SOA. Problems of integrating corporate systems are formulated and solved.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к созданию интегрированной системы бизнес-аналитики для предприятия»



УДК 681.3.06 (075.8)

В.С. Павлова, Т.В. Зубрилина

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Непрерывная интеграционная работа становится основной чертой современного предприятия, а работа по совершенствованию деятельности и умение управлять сквозными процессами - основными требованиями современного бизнеса. То, что сейчас называют «business agility», - это способность компании добиваться конкурентных преимуществ за счет быстрой реакции на постоянно меняющиеся требования бизнеса.

Актуальность вопросов интеграции систем, с которыми давно столкнулись западные компании, сегодня в полной мере ощущают и отечественные предприятия. Развитие бизнеса, слияния и поглощения компаний, внедрение новых приложений автоматизации порождает гетерогенность в IT-архитектуре. Существование множества разрозненных источников данных и отсутствие механизмов их объединения и согласования приводит к низкой эффективности работы гетерогенных систем, увеличению затрат на поддержку, эксплуатацию и развитие и, самое главное, затрудняет процесс принятия решений: в таких условиях невозможно сколько-нибудь обоснованно планировать деятельность и учитывать финансовые результаты предприятия.

При этом накопленная в гетерогенных системах информация представляет неоспоримую ценность, и ее необходимо использовать: в условиях современной экономики анализ и представление информации для подготовки управ-

ленческих решений - это один из важнейших рычагов развития бизнеса. Данные проблемы обусловливают актуальность разработок, связанных с технологиями извлечения из хранимых данных полезной информации, рассматриваемых в рамках направления, получившего название Knowledge Discovery in Databases - обнаружение знаний в базах данных.

Существует несколько подходов к решению этих проблем (рис. 1).

Отказ от унаследованных систем - предполагает построение одноплатформенной универсальной системы. Однако для этого необходимо определить, насколько стабильна и долговре-менна ситуация с приложениями, функционирующими в компании. Если унаследованные приложения успешно удовлетворяют потребностям компании сегодня и также успешно в обозримом будущем, единственно разумным представляется решение интегрировать все «островки автоматизации» в единое информационное пространство организации.

Интеграция «каждый с каждым» - создание специализированных интерфейсов обмена данными для каждой пары обменивающихся приложений. Подход положительно зарекомендовал себя в тех случаях, когда данные сосредоточены в небольшом количестве систем, а также когда требования к интеграции ограничиваются синхронизацией данных между системами. Однако с ростом бизнеса, увеличением количества взаимодействующих приложений, их усложнением

Point-To-Point EAI SOA

Рис. 1. Подходы к интеграции гетерогенных систем

Рис. 2. Стандарты SOA [3]

системная архитектура компании становится все более сложной и, зачастую, запутанной. Нередко одни и те же бизнес-функции дублируются в разных системах в силу технологических ограничений интерфейсов, изначально ориентированных на синхронизацию данных. Замена какого-либо приложения влечет за собой практически полную переработку всех интерфейсов, в которых оно было задействовано [4].

Интеграция на уровне корпоративных приложений (EAI, Enterprise Application Integration) - подразумевает совместное использование исполняемого кода. Программы разбиваются на компоненты, из которых создается универсальное программное ядро. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции. В большинстве случаев EAI-решения разрабатываются как частные для связи конкретных продуктов. Соответственно подключить к существующему EAI-решению еще одну систему - довольно трудоемкая и дорогостоящая задача.

При реализации информационной инфраструктуры в рамках процессного подхода необходимо находить компромисс между долгосрочными целями бизнеса и адаптивностью бизнес-процессов. Традиционные интеграционные решения в таких случаях решают лишь текущие задачи, без учета перспектив дальнейшего развития, что приводит к значительному усложнению существующей инфраструктуры [2]. В случае использования традиционных подходов сложность корпоративной информационной системы, как правило, растет быстрее, чем

сложность бизнеса, и может стать серьезным фактором замедления развития компании. Со временем информационную инфраструктуру все труднее адаптировать под модернизованные или новые бизнес-процессы.

Интеграция при помощи SOA (сервисно-ориентированной архитектуры) - самый современный и быстро развивающийся подход к интеграции приложений, призванный обеспечить необходимый уровень интеграции между информационными системами (рис. 2). Проще всего определить SOA как архитектуру приложений, построенную на базе формализованных бизнес-процессов, функции которых представлены в виде сервисов со стандартизированными платформенно-независимыми интерфейсами.

Основными свойствами SOA являются расширяемость, слабое связывание и повторное использование web-сервисов. Сервисы строятся безадресно. Изменения одного сервиса распространяются на все бизнес-процессы, использующие этот сервис - обеспечивается оперативность внесения изменений. Повторное использование позволяет использовать уже реализованные web-сервисы, а расширяемость делает SOA-решения доступными организациям любого размера.

SOA опирается на открытые отраслевые стандарты: язык описания web-сервисов WSDL, протокол обмена структурированными сообщениями SOAP и протокол доступа к реестру сервисов UDDI.

Центральной частью сервисно-ориентированной архитектуры являются системы управления бизнес-процессами (BPM).

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.4..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

Рис. 3. Оркестровка и хореография web-сервисов

Основными стандартами BPM-систем являются нотация моделирования бизнес-процессов BPMN и язык исполнения бизнес-процессов BPEL. С помощью данных стандартов моделируется оркестровка и хореография web-сервисов, т. е. передача управления в рамках одного бизнес-процесса и координация процессов посредством передачи сообщений (рис. 3).

BPM-система, имеющая расширенные средства интеграции, является своего рода связующим звеном между всеми сервисами единого IT-решения и предназначена для реализации принципов процессного управления бизнесом в компании, т. е. для полного управления бизнес-процессами: стратегией, проектированием, внедрением, контролем.

Одной из первостепенных задач интеграции в настоящее время является создание единой системы бизнес-аналитики, важнейшей составляющей которой является оперативный (OLAP) и интеллектуальный анализ данных (Data Mining) для подготовки принятия обоснованных решений.

Online Analytical Processing (OLAP) - оперативная аналитическая обработка данных. OLAP дает возможность в реальном времени генерировать описательные и сравнительные сводки данных и получать ответы на различные аналитические запросы.

Data Mining (DM) - «добыча» данных. Это метод обнаружения в «сырых» данных ранее неиз-

вестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности [1]. В зависимости от стоящих перед компанией задач с помощью методов и алгоритмов Data Mining могут быть найдены различные закономерности, основными из которых являются классификация, прогнозирование, кластеризация, ассоциация.

Для ситуации объединения нескольких предприятий с возможным отказом от некоторых из них в обозримом будущем предпочтительно использовать SOA. При этом система бизнес-аналитики и система управления бизнес-процессами (BMS) вместе делают бизнес более устойчивым к непредвиденным ситуациям и лучше поддающимся анализу: с одной стороны, устанавливается связь между всеми данными объединения, что позволяет контролировать достижение бизнес-целей, с другой, благодаря поддержке стратегического бизнес-планирования, наличию средств моделирования, оценки процессов, - становится возможным производить не только постепенные, но и радикальные улучшения.

В настоящее время доведен до практической реализации (с использованием доступных программных средств) вариант интегрированной системы бизнес-аналитики с использованием SOA для одного из проектов консалтинговой компании.

Механизм интеграции гетерогенных информационных систем для построения единой системы анализа с помощью БОЛ обладает свойством инвариантности: он может оказаться востребованным для предприятий любой сферы деятельности, требующей анализа ретроспективных данных, для которых характерна гетерогенная информационная инфраструктура.

Таким образом, выявленные в результате анализа проблемы интеграции систем обусловили актуальность разработок по созданию ин-

тегрированных систем, как традиционных (отказ от унаследованных систем, интеграция «каждый с каждым», интеграция на уровне корпоративных приложений), так и быстро развивающихся - интеграция при помощи БОЛ (сервисно-ориентированной архитектуры). Именно последний подход может решать задачи повышения гибкости КИС, снижения затрат на разработку приложений, увеличения скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса и управления бизнес-процессами в распределенных гетерогенных средах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ данных и процессов [Текст] : учеб. пособие / А.А. Барсегян, М.С. Куприянов, И.И. Холод, М.Д. Тесс, С.И. Елизаров. - 3-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

2. Биберштейн, Н. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (БОЛ): ценность для бизнеса, планирование и план развития предприятия [Текст] : [пер. с англ.] / Н. Биберштейн, С. Боуз, К. Джонс,

М. Фиаммант, Р. Ша. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. - 256 с.

3. Технологии и средства консолидации информации [Текст] : учеб. пособие / А.С. Деревянко, М.Н. Солощук. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. - 432 с.

4. Как сделать интеграцию бизнес-приложений эффективной? [Electronic resource] // CNews Conferences. - 2006. - URL: http://events.cnews.ru/reviews/in dex.shtml?2006/07/19/206273_1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.