Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ'

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ»

Смоленцева Л. В., к.п.н.

доцент

кафедра информационных технологий НОУ ВПО " Университет управления ТИСБИ"

РФ, г. Казань

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

В настоящее время в связи с развитием информационных систем и информационных технологий автоматизация финансово-хозяйственной деятельности становится неотъемлемой составляющей функционирования каждого предприятия. Эволюция современных информационных систем привела к возможности быстро и эффективно решать профессиональные задачи в различных областях современной экономики. Одним из основных направлений развития софтверной индустрии является применение специализированных прикладных программных продуктов для таких предметных областей, как бухгалтерский учет, управление персоналом, финансовый менеджмент, логистика и так далее.

Пакеты прикладных программ (ППП) - это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от выполнения рутинной однообразной работы. Прикладные пакеты предназначены для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. Поэтому этот класс программ представляет наибольший интерес для массового пользователя компьютеров.

Из-за огромного разнообразия прикладного программного обеспечения существует множество вариантов его классификации [1]. Рассмотрим наиболее общую классификацию прикладных пакетов. Различают следующие виды ППП:

- проблемно-ориентированные - используются для тех проблемных областей, в которых возможна типизация функций управления, структур данных и алгоритмов обработки. Например, это ППП автоматизации бухучета, финансовой деятельности, управления персоналом и т.д.;

- методо-ориентированные - характеризуются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод, используемый для решения задач. К пакетам этой категории относятся программные средства, реализующие методы математического программирования (линейного, динамического, статистического и т.д.), cетевого планирования и управления, теории массового обслуживания; математической статистики и др.

- автоматизации проектирования - используются в работе конструкторов и технологов, связанных с разработкой чертежей, схем, диаграмм;

- общего назначения - поддерживают компьютерные технологии конечных пользователей и включают текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базами данных (СУБД);

- офисные - обеспечивают организационное управление деятельностью офиса. Включают органайзеры (записные и телефонные книжки, календари, презентации и т.д.), средства распознавания текста;

- настольные издательские системы -более функционально мощные текстовые процессоры;

- системы искусственного интеллекта - используют в работе некоторые принципы обработки информации, свойственные человеку. Включают информационные системы, поддерживающие диалог на естественном языке; экспертные системы, позволяющие давать рекомендации пользователю в различных ситуациях; интеллектуальные пакеты прикладных программ, позволяющие решать прикладные задачи без программирования.

В экономической практике в основном используются проблемно-ориентированные ППП. Они, в свою очередь, подразделяются на проблемно-ориентированные ППП для промышленной сферы и проблемно-ориентированные ППП непромышленной сферы. Первые должны составлять технологическую основу не только для планирования производства усовершенствованными методиками, контроля за выполнением плана работ, но и обеспечивать движение финансовых и трудовых ресурсов, осуществлять ряд функций, связанных с контролем сервисного обслуживания, распределением готовой продукции и маркетингом. Вторые предназначены для автоматизации деятельности фирм, не связанных с материальным производством (банки, биржи, торговля и т.п.) Требования к ППП этого класса предусматривают создание интегрированных многоуровневых программных продуктов. Например, использование пакетов «БЭСТ - План», «БЭСТ - Маркетинг», «1С: Предприятие» позволяет решать вопросы планово-финансовой, маркетинговой, проектно - исследовательской деятельности в работе предприятия (организации), а применение пакетов «Парус», «БЭСТ- Офис», «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата, Управление персоналом» служит для решения экономических, бухгалтерских, кадровых задач. «Project Expert» необходим для составления бизнес - планов и инновационной деятельности работы организации, а «Галактика» и «Компас» позволяют автоматизировать всю деятельность предприятия от формирования заказа до стадии послепродажного обслуживания [2].

К проблемно-ориентированным пакетам также можно отнести информационно-аналитические системы. Этот класс информационных

систем (ИС) ориентирован на менеджеров-аналитиков и экономистов, проводящих анализ финансового состояния предприятия. Характерным примером программных продуктов такой группы могут служить две разработки компании ЛАНИТ - система LanFinance и экспертная аналитическая система "Анализ банковской и финансовой информации". Эти ИС позволяют осуществлять функции финансового анализа на основе специализированных модулей, реализующих определенную методологию; при этом разработчиками предусмотрена возможность использования аналитиками определенного набора готовых решений для проведения различных видов анализа. Традиционные подходы к построению информационно-аналитических систем исходят из того, что в начале проекта сложно предположить, что должно быть помещено в хранилище данных и какие аналитические задачи будут решаться конечными пользователями. Например, методология Oracle DWM FT (Datawarehouse Method Fast Track — метод создания хранилищ «высокоскоростная трасса») исходит из коцепции, что разработчики на протяжении практически всего жизненного цикла информационно-аналитической системы будут заниматься определением и анализом требований к хранилищу данных. Основанная на DSDM (Dynamic System Development Method — метод разработки динамических систем) эта концепция использует подход RAD (Rapid Application Development — быстрая разработка приложений). Согласно DSDM и Oracle DWM FT, циклы проектирования проходят через создание ряда прототипов до момента, пока не будут удовлетворены требования конечных пользователей. Чтобы цикл не стал бесконечным, разработка делится на 120-дневные временные отрезки (timebox), в течение которых реально выполнить определенный, не расширяющийся набор требований. Метод RAD хорошо зарекомендовал себя при создании небольших приложений. Однако подобно тому, как при создании сложных транзакционных систем уровня предприятия возникает потребность в реинжиниринге бизнес-процессов, так при создании корпоративных информационно-аналитических систем может быть востребован бизнес-инжиниринг (создание организации, ориентированной на выполнение определенной стратегии). На сегодняшний день наиболее перспективным является подход BSC (Balanced Scorecard — система сбалансированных показателей), который с самого начала определяет бизнес-аспекты анализируемых данных, что позволяет проектировать информационно-аналитическую систему "сверху-вниз" параллельно с внедрением на предприятии. В этом случае в хранилищах данных, созданных на основе подхода BSC, учитываются опережающие индикаторы (leading indicator), позволяющие прогнозировать изменения в бизнесе. Такие хранилища позволяют создать целостную картину развития предприятия по финансовому направлению (эффективность деятельности с точки зрения возврата инвестиций); маркетингу (оценка полезности товаров и услуг с

точки зрения конечных потребителей); организационно-технологическому направлению (оценка внутренней операционной эффективности и эффективности организации бизнес-процессов); направлению инноваций (способность к постоянным улучшениям и восприятию новых идей).

Технической базой проектных управленческих решений при создании сложных информационных систем являются CASE-технологии (Computer-Aided Software Engineering). Основной целью CASE-технологий является разграничение процесса проектирования программных продуктов от процесса кодирования и последующих этапов разработки, максимально автоматизировать процесс разработки (применяются обычно требующих коллективной реализации проекта, в котором участвуют различные специалисты: системные аналитики, проектировщики и программисты. Термин CASE используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных информационных систем в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются специальные программные средства, предназначенные для создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения (приложений), баз данных, генерацию кода, документирование, тестирование и другие процессы. Вместе с системным программным и аппаратным обеспечением CASE-средства образуют полную среду разработки информационных систем. Они применяются на всех этапах жизненного цикла ИС (от момента предпроектного обследования до внедрения и сопровождения), значительно упрощая решение возникающих задач. CASE-технологии позволяют отделить проектирование ИС от собственно программирования и отладки. В этом случае разработчики ИС заняты проектированием на более высоком уровне, не отвлекаясь на детали, что позволяет не допускать ошибок уже на стадии проектирования и получить более совершенные программные продукты. Нередко использование CASE- средств выходит за рамки проектирования ИС, что дает возможность оптимизировать модели организационных и управленческих структур компаний и позволяет им эффективнее решать такие задачи, как финансирование, планирование, обучение. Это позволяет произвести радикальное преобразование деятельности компании, направленное на оптимизацию проектирования ИС и, как следствие, повышение общей эффективности бизнеса.

Коллективная работа над любым проектом предполагает информационный обмен, текущее отслеживание изменений и версий, взаимодействие, управление и контроль выполнения задач. Фундаментом реализации подобных функций служит общая база данных проекта -репозитарий. По существу, репозитарий — это информационный архив, в

котором хранятся сведения о процессах, данных и связях объектов в разрабатываемом приложении [3]. Однако несмотря на высокие потенциальные возможности CASE-средств, далеко не всегда разработчики информационных систем могут достичь ожидаемых результатов. Существует множество причин возможных неудач, но основной является субъективное понимание сути проектирования информационных систем с применением CASE-средств. В этом случае важно прийти к мысли, что для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть прежде всего адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.

В 70-х и 80-х годах двадцатого века при разработке ИС широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Эта методология основана на наглядной графической технике, когда для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа давала возможность разработчикам и потенциальным пользователям информационной системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако при неавтоматизированной (ручной) разработке ИС применение этой методологии практически невозможно. Вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Поэтому в настоящее время разработчики широко используют программно-технологические средства CASE-технологий.

Таким образом, комплексное использование перечисленных подходов к созданию информационных систем позволяет экономистам эффективно реализовать профессиональные задачи, снизить риски, связанные с принятием необоснованных решений, корректировать тактику и стратегию поведения на рынке в условиях быстро меняющейся ситуации.

Использованные источники:

1. Смоленцева Л.В. Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам //Международный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2014. - Том 17. Номер 3. - С.392-401

2.Смоленцева Л.В. Формирование профессионально-компьютерной компетентности бакалавров экономического направления в рамках контекстного обучения: Монография: - Казань: Издательский центр Университета управления "ТИСБИ", 2013. -196с.

3.Смоленцева Л.В. Профессиональные компетенции менеджеров как определяющая роль в управлении предприятием в современных условиях /Л.В. Смоленцева, К.Н.Хафизова//Международный журнал

"Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2013. -Том 16. Номер 2. - С.408-416.

Соколова М.Ю., к. э. н.

доцент

кафедра статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении

Каляева Н.В. студент 2 года обучения направление «Государственное и муниципальное управление»

ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МЕДИЦИНЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрены информационные технологии в медицинской сфере.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные медицинские системы, единая электронная медицинская карта.

Учитывая то, что мы живем в век информации и технического прогресса, то, конечно же, происходит быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Современную жизнь вообще сложно представить без компьютеров и подобных технических устройств. Технический прогресс делает высокие технологии все более доступными, увеличивая тем самым их использование и роль почти во всех сферах жизни человека.

Наблюдая за развитием информационных и коммуникационных технологий, становится ясно, что они стоят сейчас на одном уровне с использованием природных ресурсов, и затраты на развитие технологий приобретают макроэкономический размах. Прогрессивное развитие информационных и коммуникационных технологий не удивительно, ведь эта область развивалась достаточно прогрессивно, вспомнить только изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения и в 1986 году Интернета. Глобализация коснулась этих технологий, учитывая, что сейчас основные сигналы поступают от спутников.

Применение IT-технологии позволяют получить ответы на любые вопросы не выходя из дома. Например, разместить свое резюме на сайте службы занятости, узнать часы приема врача, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения пособий или задать свой вопрос в интернет-приемной любой организации: ИТ в медицине, служба занятости,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.