Научная статья на тему 'Анализ подходов к понятию «Жертва» (в религии, философии, психологии)'

Анализ подходов к понятию «Жертва» (в религии, философии, психологии) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН "ЖЕРТВА" / РЕЛИГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / PHENOMENON "VICTIM" / RELIGION / PHILOSOPHY / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна

Дан обобщающий анализ подходов к понятию «жертва» в религии, философии и психологии. Обозначена проблема определения понятия «жертва» в психологии и намечены пути дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO CONCEPT «VICTIM» (IN RELIGION, PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY)

Analysis a concept «victim» in religion, philosophy and psychology. Is designated the problem of concept of «a victim» in psychology. Is designated way of the further researches in this area.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к понятию «Жертва» (в религии, философии, психологии)»

сферы семейной жизни возрастает важность материального достатка семьи и социальная активность супругов. Это происходит в связи со снижением значимости для супругов интересов и потребностей партнера и т.д.

Вышеприведенные данные подтверждают наличие различных компонентов в понимании конфликтной ситуации, определяющих специфику понимания конфликта и его зависимость от стажа семейной жизни.

В настоящее время практически не существует исследований, в которых бы анализировалось понимание конфликтной ситуации. В частности, почти полностью отсутствуют работы, посвященные пониманию ситуаций конфликта молодыми супругами. Тем не менее можно предположить, что объяснительный потенциал такого понятия, как «конфликтная ситуация», после его разработки окажется высоким, поскольку «конфликтная ситуация» - это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека, понимание и объяснение которых оправданно и необходимо для прогнозирования, диагностики и коррекции конфликтных ситуаций, которые, безусловно, имеют место в молодых семьях.

Литература

1. Гоишина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 464с.

2. Меньшикова АЛ. Социально-психологические особенности конфликтной ситуации. СПб.: СПбМАПО, 1999.55 с.

3. Практикум по общей, экспериментальной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачев-ский [и др.]; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 560с.

4. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psytest.info/node/38.

ВИНИВИДОВА ЕКАТЕРИНА ПОГОСОВНА - соискатель учёной степени кандидата психологических наук, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (Vinigret28@mail.ru).

VINIVIDOVA EKATERINA POGOSOVNA - competitor of scientific degree of Psychological Sciences Candidate, Mordovian State University, Russia, Saransk.

УДК 159.9.

M.A. ОДИНЦОВА

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ЖЕРТВА»

(в религии, философии, психологии)

Ключевые слова: феномен «жертва», религия, философия, психология.

Дан обобщающий анализ подходов к понятию «жертва» в религии, философии и психологии. Обозначена проблема определения понятия «жертва» в психологии и намечены пути дальнейших исследований в этой области.

М.А. ODINTSOVA

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO CONCEPT «VICTIM» (IN RELIGION, PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY)

Key words: phenomenon «victim», religion, philosophy, psychology.

Analysis a concept «victim» in religion, philosophy and psychology. Is designated the problem of concept of «a victim» in psychology. Is designated way of the further researches in this area.

Феномен «жертвы» в современном мире продуцируется потоком трудных жизненных ситуаций, которые все чаще и чаще заявляют о себе и не могут не сказаться на психическом здоровье современного человека. Сегодня мы являемся очевидцами появления разнообразных типов «жертв» - это жертвы терактов, жертвы техногенных и экологических катастроф, жертвы кризисов, войн и т.д. «Жертвами» объявляют себя социальные слои, этносы, нации и даже государства. Наконец, жертвой считает себя каждый человек, попавший в ту или иную трудную жизненную ситуацию.

Первоначально проблема жертвы обозначается в религии и наиболее глубоко разрабатывается в религиозно-философских концепциях. Феномен жертвы стал предметом молодой науки виктимологии (J1.B. Франк), он рассматривается в современной педагогике (А.В. Мудрик) и социологии (Г.И. Козырев). Разобраться с глубинной спецификой психологии жертвы, на основании этого выработать определенные методы работы с людьми, позиционирующими себя жертвами, призвана, в первую очередь, психологическая наука. Но в современной психологии данная тема отмечена лишь небольшим количеством исследований, среди которых работы И.Г. Малкиной-Пых, В.Е. Христенко. В данной статье мы сделаем обобщающий анализ существующих подходов к понятию жертвы в религии, философии и психологии и наметим дальнейшие пути психологических исследований.

Пожалуй, наибольший интерес к феномену жертвы наблюдается в религиозных учениях, и это не случайно, ведь зародилось оно именно в недрах религии. При анализе библейских текстов всплывает, по меньшей мере, около двадцати смыслов, заложенных в понятии «жертвы». Это символ преклонения, проявления покорности человека божеству и высшим силам; это культ умерших; это форма общения (сотоварищество). Это высвобождение колдовской силы; победа над хаосом, возникновение мироздания. Это достижение внутреннего единства (гармонии) и стремление восстановить первоединство, «Сотворение». Жертва рассматривается как источник и двигатель жизни; как обретение сверхчеловеческого положения (культ, священность). Это и дар, одновременно - обман; денежная мера; потребность, нужда, просьба, требование, выгода. Это очищение от нечистот; это ритуал, страдание и творение.

В философии понятие жертвы еще более многолико и, по сути, обозначает разнообразные способы адаптации человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Так, в зарубежной философии жертва настолько противоречива, насколько противоречивы сами идеи и чаще всего представляется то как убийство, то как богоугодное деяние (С. Кьеркегор); как постоянная непрерывная работа над собой; как восстановление внутреннего единства; как форма договора, выгоды и обмена (Ф. Ницше); как форма милостыни; как добровольный подарок, постижение себя и глубокая рефлексия (М. Мосс). Жертва рассматривается и как преступление, духовная и материальная спекуляция (Д. Батай). Это и самоограничение, добровольно налагаемое лишение (Э. Кассирер). Это мужество, творчество (Ж. Маритен). Жертва выступает как любовь, чистота (Г. Марсель); как очищение (О. Жирар).

В большинстве отечественных философских воззрений жертва чаще всего представлена как высоконравственная категория, благодарение (А.С. Хомяков); как милостыня ближнему, внутреннее примирение материи и духа (B.C. Соловьев). Жертва - это страдание, освобождение от подавленности и творчество (Н. Бердяев). Жертва - это тайнодействие (И. Ильин), это интим-но-личностная глубокая духовная работа в своем микрокосме (М.М. Бахтин). Жертва - это смерть при жизни, это страдание (В.В. Розанов). Жертва - это Родина, это вся жизнь и смерть, это подвиг и личностное самоутверждение (А.Ф. Лосев). Жертва - это уничтожение и смерть, пассивность и деградация, одновременно это рождение и геройство (Л.Н. Гумилев).

С самого зарождения психологии как науки на анализ феномена жертвы большое влияние оказывают религия и философия, сказывается и специфика того или иного направления, той или иной школы. Например, многообразные мнения на смысл понятия жертвы мы встречаем в психоаналитическом направлении (глубинной психологии), к которому традиционно принадлежат уче-

ния 3. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга. Так, для Фрейда жертва изначально амбивалентна - это убийство и почитание одновременно. Специфически «фрейдовским» является понимание жертвы как кастрационного комплекса, порождаемого неврозами, т.е. это символическое преодоление животной части в самом себе. Жертва - это и сам невроз, который поедает личность, но в то же время является выгодным для нее. Для А. Адлера жертва более конкретна, это человек с комплексом неполноценности, недовольный собой и своей ролью в обществе. Вместе с тем комплекс неполноценности может являться источником силы. Жертва - это тщеславный человек, стремящийся к власти, приобретающий в этом стремлении уродливые черты и жаждущий сделать жертвами других. У К. Юнга жертва приобретает абстрактную, символическую форму. Это отказ от части своего Я, пробуждение древнейших интуитивных и инстинктивных божественных сил в человеке. Жертва - это путь к самости через исцеление, очищение души, это творчество и душевное бессмертие -считает Юнг.

Интересны и вместе с тем противоречивы взгляды на природу жертвы у неофрейдистов. Так, К. Хорни толкует жертву как выгодный невроз, как искусно выстроенную защитную стратегию от самого себя и «несправедливостей» этого мира. Сходный смысл вкладывает в жертву создатель трансактного анализа Э. Берн. Его жертва всегда носит рентный характер, это, скорее, манипулятор. Э. Фромм, видит жертву в качестве несчастного, отданного в угоду идолам или идеям, гибнущего, искалеченного индивида, это податливый «психологический калека». Б. Беттельхейм, пережив трагический опыт концлагеря, который не мог не сказаться на мировоззрении психоаналитика, жертву представляет как один из типов психологической защиты, причем характерный для обеих сторон (агрессора и жертвы). Автор выделяет общие характеристики жертвы и агрессора, заключающиеся в столкновении стереотипов, которые мешают рассмотреть друг в друге индивидуальность, но оказываются очень выгодными для обеих сторон, так как служат мощнейшим оправданием нежелательных личностных проявлений.

Для В. Франкпа, пережившего аналогичный трагический опыт концлагеря, но являющегося приверженцем экзистенциального направления зарубежной психологии, тема жертвы несколько иная, она приобретает уже высоконравственный смысл, близкий российской философии. Жертва - это тихий и безвестный, но сильный духом человек, это способность избавлять других от страданий, это отдача себя миру, причем, отдача, не требующая похвалы или наград. К. Ясперс жертву понимает как жертвенность, спасение Родины и подвиг, но не упускает и другую сторону - выгоду (ренту), что является неожиданным для представителя экзистенциального направления психологии. Одновременно жертва у Ясперса - это рабство, обезличивание человека, растворение его в массе. Жертва - с одной стороны утрата, а с другой - сотворение нового. М. Селигман, представитель позитивной психологии, видит жертву лишь в негативном аспекте. Для него жертва - это «выученная беспомощность», пассивная, депрессивная, обреченная на неудачу личность. «Жертва» -это чрезвычайно опасное явление, - считает автор.

В отечественной психологии проблема жертвы развивается не так активно, как в зарубежной. Идеей жертвы преимущественно пронизано религиознофилософское направление отечественной психологии, хотя с самого начала зарождения психологии как науки складываются и другие мощные научные школы. В первую очередь следует рассмотреть естественнонаучное направление, одним из видных представителей которого явился И.П. Павлов. Для

И.П. Павлова «жертва» представляется как внутреннее унаследованное рабство души и как результат плохого воспитания. Великий физиолог подмечает, что жертва-раб может родиться только в результате нарушения гармонии между двумя феноменами: рабством и свободой. Перекос в ту или другую сторону и продуцирует появление жертвы-раба. Жертва у В.М. Бехтерева совершенно другая - это победа духа над плотью, это героическое общественное начало ради общей идеи. Жертва - это нравственное совершенствование и творческая деятельность. Жертва - это беспрерывное движение и постоянно превращение. А.А. Ухтомский жертву понимает, с одной стороны, как порок, в случае, если над человеком властвует доминанта, с другой стороны, жертва -это самопожертвование своим двойником, с тем, чтобы увидеть лицо другого человека, жертва - это некоторая положительная идеализация другого в стремлении расти и развиваться вместе с ним.

Религиозно-философское направление отечественной психологии, ставшее специфически-российским, в лице А.А. Майера представляет жертву как постоянное движение к Абсолюту, т.е. к себе настоящему, к личному Богу через постоянное возрождение из «умирания». Жертва - это то, что дает возможность расширить узкое сознание индивидуума, очиститься от «скверны», подготовиться к встрече с Абсолютом. Для Л.П. Карсавина жертва предстает как бесконечное «саморазъединение» ради «самовоссоединения», это смирение как внешнее, так и внутреннее, выражающееся в отказе от собственных желаний и воли, подчинение, повиновение, исповедь, совершенная любовь к внутреннему Богу. Жертва - это жертвенно умирающий Бог ради себя самого и ради другого Себя в человеке, который разъединяет, разлагает, распыляет до небытия и возрождает снова. Отметим, что религиозно-философское направление отечественной психологии вкладывает в понятие жертвы весьма близкий смысл юнгианскому.

В несколько завуалированном виде тема жертвы представлена и в российской эмпирической психологии, но чаще всего она рассматривается только в рамках проблем воспитания и образования подрастающего поколения. Само понятие «жертвы» в научных работах специально не выделяется, но звучит в подтексте работ многих исследователей. По понятной общей политикоидеологической направленности российской науки того времени экспериментальная психология в плане анализа феномена жертвы имеет несколько ограниченный характер. Несмотря на это, в научных работах советского периода нам все же удалось выделить интереснейшие идеи, так или иначе затрагивающие проблему «жертвы». Например, М.Я. Басов обращает внимание на вопросы профилактики рабского образа чувств и мыслей и представляет жертву как результат неправильного воспитания. Жертвой, по мнению автора, может быть как деспот, так и покорный человечек с рабской психологией. Глубже всех, пожалуй, подошел к данной проблеме Л.С. Выготский. Специально не выделяя понятия «жертвы», Л.С. Выготский определяет это явление «средней компенсацией» (включающей реальную и фиктивную компенсацию) и подмечает ее рентный характер в связи с поиском определенной выгоды из болезни (состояния, переживания, позиции и т.п.). Наряду с М.Я. Басовым, И.П. Павловым и А. Адлером, великий ученый уделяет много внимания существующей системе воспитания, которая и приносит ребенка в жертву его же болезни или же недостатка, поэтому «жертва» для Выготского обладает отрицательными характеристиками, это всегда слабость, болезнь, страдания, упование на судьбу и, обязательно, выгода. Иной смысл жертвы у В.Н. Мясищева, хотя рентный характер данного феномена автор осторожно с акцентом на «правильность» всего советского

(воспитание, лечение, и т.п.) все же отмечает. В смысле, который закладывает исследователь в понятие жертвы, отражается дух того времени. Для Мясищева «жертва» чаще всего - это самопожертвование и героизм ради великих целей.

Мы рассмотрели лишь некоторые подходы, позволяющие нам раскрыть специфику феномена жертвы. Как видим, они чрезвычайно разнообразны и разрозненны, хотя встречаются и точки соприкосновения. Многое зависит от того или иного направления психологии, той или иной психологической школы, от мировоззренческих взглядов, менталитета, духа времени, от личного опыта, наконец. Некоторые исследователи в жертве видят конкретного человека, некоторые - абстрактную символическую категорию. Чем более символичным представляется понятие, тем менее отрицательными характеристиками оно наделяется, чем более конкретно понятие «жертва», тем больше отрицательных качеств в ней обнаруживается. В отечественной философии и психологии «жертва» по большей части видится как глубоко нравственная и возвышенная категория. В зарубежной науке она чаще представлена как некое зло, выражающееся в неврозах, внутриличностных конфликтах, манипулировании, неудачах, обезличивании, выгоде и т.п.

С позиций выделенных противоречий мы можем выделить культурную жертву - сознательную, высоконравственную, духовную, способствующую личностному развитию, совершенствованию, трансценденции, и примитивную, направленную на деградацию, насилие и смерть, а также обман, духовную спекуляцию и поиск выгоды. Рентный характер жертвы, выражающийся в поиске выгоды, проходит, пожалуй, через большинство философских и психологических направлений, отмечается он даже в религии.

Таким образом, следует отметить, что феномен жертвы остается одним из самых противоречивых, неоднозначных и многоликих понятий психологической науки и требует более пристального внимания современных исследователей. Должны быть обобщены теоретические концепции, определено само понятие «жертва», разработаны четкие парадигмальные основы дальнейшей работы над проблемой, наконец, обозначены методологические уровни, выработаны принципы и определена направленность практической помощи при работе с тем или иным типом жертвы.

ОДИНЦОВА МАРИЯ АНТОНОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Институт психологии и педагогики, Россия, Москва (Mari505@mail.ru).

ODINTSOVA MARIA ANTONOVNA - candidate of psychological sciences, assistant professor, Institute of Psychology and Pedagogic, Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.