УДК 37.013
Татьяна Сергеевна Борисова Юлия Борисовна Берлянд
г. Москва
Анализ подходов к организации трудового воспитания в общеобразовательной организации
Перед системой общего образования стоит задача реализовать новые подходы к трудовому воспитанию: участие в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой; содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся. Методологическую основу исследования составляют аксиологический (ценностный), системно-деятельностный, событийный подходы. Исследование направлено на выявление закономерностей, принципов, педагогических условий, которые необходимо учитывать при построении целостной системы трудового воспитания в системе образования. Результаты анализа педагогической, научно-методической литературы и региональных практик трудового воспитания, различных подходов к его организации и имеющегося опыта его реализации могут послужить основой проектирования современной модели трудового воспитания подрастающего поколения с учётом приоритетных задач дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральных (примерных) программ воспитания.
Ключевые слова: трудовое воспитание, общественно полезный труд, волонтёрская деятельность, общее образование; аксиологический (ценностный), системно-деятельностный, событийный подходы.
Tatyana Sergeevna Borisova Yulia Borisovna Berlyand
Moscow
Analysis of approaches to the organization of labor education in a general education
organization
The general education system is faced with the task of implementing new approaches to labor education: participation in socially useful work provided for by the educational program; assistance to volunteer activities of students. The methodological basis of the research consists of axiological, system-activity, event-based approaches. The research is aimed at identifying patterns, principles and pedagogical conditions while building an integrated system of labor education in the education system. The results of the analysis of pedagogical, scientific and methodological literature and regional practices of labor education, various approaches to its organization and the existing experience in its implementation can serve as the basis for designing a modern model of labor education for the younger generation taking into account the priorities of preschool, primary general, basic general, secondary general education and federal education programs.
Keywords: labor education, socially useful work, volunteer activity, general education; axiological, system-activity, event-based approaches.
В 2023 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены существенные изменения, касающиеся регулирования трудового воспитания обучающихся [11], а именно: дополнено понятие «воспитание», которое определяется как деятельность, направленная, также и на «формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам» (п. 2 ст. 2), в перечень обязанностей обучающихся
55
дополнительно включены: «поддерживать в образовательной организации чистоту и порядок» (часть 1, п. 5), «участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой» (часть 1, п. 6); расширены компетенции образовательной организации в части содействия добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде (п. 19.1 ч. 3 ст. 28); исключена норма о запрете привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (ч. 4 ст. 34).
В контексте изменений в законодательстве, критического осмысления традиций, имеющегося опыта, возможности его применения в современной образовательной практике и проектирования современной модели трудового воспитания подрастающего поколения с учётом приоритетных задач дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральных (примерных) программ воспитания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» проведён анализ педагогической, научно-методической литературы в системе образования.
Теоретическую базу исследования составили диссертационные исследования; статьи из научных журналов и сборников материалов научно-практических конференций; научно-методические материалы, разработанные учеными, педагогами-практиками, специалистами институтов развития образования регионов РФ. Проанализировано 193 источника (из них -диссертационных исследований: 57; научных статей: 76; методических пособий: 60). Анализ научно-методической литературы показал, что педагогической наукой накоплен значительный потенциал исследований по реализации общественно полезного труда (далее -ОПТ) в общеобразовательных организациях. В исследовании использовались следующие методы: анализ нормативно-правовых документов, анализ научной и методической литературы, исторический анализ, анализ базовых понятий исследования.
Наше научное исследование направлено на выявление закономерностей, принципов, педагогических условий, которые необходимо учитывать при построении целостной системы трудового воспитания в системе образования.
Трудовое воспитание является важнейшим инструментом позитивной социализации детей и подростков, оказывает существенное влияние на формирование ценностных ориентаций личности, способствует ее всестороннему развитию. На данном этапе «...перед органами управления образованием фактически поставлена задача создания современной и отвечающей запросам государства системы трудового воспитания, ее эффективного инструментария.» [9, с. 357].
Известные российские и советские педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие подчеркивали важность трудового воспитания и считали, что именно в труде воспитываются воля и самостоятельность личности, именно труд организует человека. Теория советского и российского трудового воспитания во многом опирается на идеи Константина Дмитриевича Ушинского, который одним из первых в России стал считать труд важнейшим средством воспитания.
В первые годы советской власти в основу учебных программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественной трудовой деятельности. Трудовой метод стали считать основным способом получения знаний.
А.С. Макаренко, основоположник теории трудового воспитания в СССР, в монографии «О воспитании» писал, что «участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям.» [8], показывая, тем самым, насколько трудовое воспитание значимо для формирования нравственных качеств личности. А.С. Макаренко отмечал первостепенную важность труда, который «без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом» [8], полагая, что образование и труд должны идти параллельно, это взаимодополняющие процессы, которые дают воспитательный эффект только в сочетании.
Все годы существования СССР трудовому воспитанию уделялось огромное внимание, принимались различные нормативные документы, регулирующие данную систему, и сама система трудового воспитания претерпевала существенные изменения.
После распада СССР, в начале 1990-х, интерес к трудовому воспитанию пропал, и это направление воспитания многие годы незаслуженно находилось в стороне от научных исследований в области педагогики.
Полной, подробной истории развития трудового воспитания в царской России, в СССР, в современной России нет ни в одном из изученных научных и методических источников. В литературе представлены краткие исторические очерки, показывающие, как развивалась система трудового воспитания, но при этом описываются только события весьма ограниченного временного отрезка или анализ построен на материале отдельного региона, либо этапы становления трудового воспитания изложены очень кратко, тезисно.
В нашем исследовании мы опираемся на аксиологический (ценностный), системно-деятельностный, событийный подходы.
Основными категориями аксиологического подхода являются такие понятия как «ценности», «ценностные ориентиры», «ценности деятельности», «ценностный ряд» и т. п. К ценностным характеристикам общественно полезного труда исследователи относят: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, готовности к взаимопомощи, ответственного отношения к труду, формирование сознательной потребности трудиться, уважения к людям разных профессий, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, окружающей среде; формирование творческого отношения к различным видам ОПТ; развитие творческой инициативы, т.е. воспитание ценностного отношения учащихся к социально значимой общественной деятельности [16, с. 85]. Жизненные цели, убеждения, моральные установки, мировоззрение, идеалы личности и формирование ценностного, нравственного отношения к труду как способу личностного самоопределения, самоутверждения, развития творческих способностей представляют собой ценностный аспект трудовой деятельности. Ставится вопрос необходимости формирования системы мотивов, личной ответственности за результат труда как формы проявления социальной сущности, желания быть уважаемым, полезным обществу, нужным, понимания пути приобщения себя к обществу через трудовую деятельность [6, с. 349]. Социальный интерес может сочетаться с материальными и моральными способами поощрения. Например, в качестве моральных стимулов могут выступать награды, благодарности, призы, медали, письма родителям с сообщением об успехе. Содержание традиционных ценностей в сфере ОПТ в полной мере соответствует ключевым направлениям обновления содержания трудового воспитания и профессионального самоопределения учащихся на основе советских и российских трудовых традиций с учетом современных достижений науки, определенным в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [12]: воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам; формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Воспитательная работа по формированию у обучающихся ценностного отношения к труду, несомненно, должна проходить системно, с участием всех общественных институтов - семьи, школы, общества, государства.
Системно-деятельностный подход, основателями которого принято считать Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, базируется на том, что совместная деятельность детей и взрослых, направленная на реализацию совместно
поставленных целей и задач, является сутью воспитания. Данный подход реализуется через такие педагогические технологии как проектная деятельность, деловая игра, коллективные творческие дела, позволяющие педагогу приобщить обучающихся к правилам и нормам совместной трудовой деятельности, развивать их творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности.
Событийный подход представлен в работах Д.В. Григорьева, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, Н.М. Борытко, Ю.В. Громыко, И.Д. Демаковой, И.А. Колесниковой, Н.Б. Крыловой, Л.И. Лузиной, А.В. Мудрика, А.Н. Тубельского др. Со-бытийный подход к воспитанию предусматривает ценностно-смысловое взаимодействие взрослых и детей, которое возможно лишь в сфере их совместного бытия (со-бытия), а результатом воспитания будет возникающее общее ценностно-смысловое пространство, которое организует личностное самоопределение и развитие участников. Со-бытийный подход ставит своей целью моделирование и проявление педагогом образовательной со-бытийной ситуации для обучающегося, поддержка его стремления к саморазвитию, самоопределению, способности осознавать и отстаивать собственные убеждения, позицию и ценности, находить пути самореализации.
Значение со-бытийного подхода для трудового воспитания в том, что он строится на детско-взрослой общности, когда внешние условия находят резонанс с внутренним миром человека, его ценностями и смыслами. Событийный подход рассматривает воспитательный процесс как диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка.
Эмоционально насыщенные, незабываемые дела, привлекательные как для всего коллектива, так и для каждой личности составляют суть реализации событийного подхода. Данный подход предоставляет возможности проектирования и воплощения в жизнь реальных педагогических событий различного уровня, «.«выращивать» детско-взрослые со-бытийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности не-педагогов и др. Событие случается только в рамках события ребенка с взрослым, с другими детьми. Поэтому событийный подход рассматривает воспитание как совместное бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество» [4, с. 11]. Событийная общность, по мнению В.И. Слободчикова, является обязательной ситуацией развития, так, как только в подобной структуре устанавливаются полноценные связи и отношения между людьми [13].
Принимая во внимание, что основные поправки в законодательстве касаются организации ОПТ обучающихся и содействия волонтерской деятельности как его разновидности, мы наиболее подробно представим в статье анализ подходов именно к данным направлениям трудового воспитания.
Подходы к пониманию воспитательного потенциала ОПТ претерпевали существенные изменения в связи с масштабными историческими событиями (революция 1917 года, создание нового советского государства, Великая отечественная война, восстановление народного хозяйства, распад СССР), сменой идеологических парадигм, но единой системы определений, ценностной основы ОПТ с прогнозированием результатов не сложилось, несмотря на колоссальный опыт внедрения различных практик трудового воспитания.
Современные определения ОПТ в научной литературе появляются в 2016 (Е.Н. Штогрина) и в 2022 (И.Н. Белых) гг. Так, Е.Н. Штогрина рассматривает общественно полезный труд как «.добровольную, совместную преобразовательную, природоохранную деятельность детей и взрослых, включающую мотивы долга и ответственности, осуществление заботы об окружающей среде, положительное отношение к труду других людей» [18, с. 92]. По мнению И.Н. Белых, ОПТ можно считать «любые виды труда, доступные для выполнения без специальной профессиональной подготовки, приносящие пользу и имеющие созидательный характер, совершаемые без оплаты, т. е. на общественных началах» [3, с. 922].
Трудовое воспитание В.П. Боровых характеризует как «развитие познавательной активности воспитанника, направленной на понимание закономерностей эффективной трудовой деятельности, как условия для саморазвития, самоутверждения и саморазвития» [5]. На примере трудовых традиций российской крестьянской семьи, где труд никогда не был методом наказания, автор показывает, что усвоение этих традиций, передача их от старших к младшим эффективно происходило в процессе их совместной трудовой деятельности. Использование традиций трудового воспитания является актуальной проблемой и, на наш взгляд, рассматривается как один из важных подходов к организации трудового воспитания в общеобразовательной организации.
Д.И. Фельдштейн считает, что «в целом общественно полезная деятельность может быть определена как особый тип деятельности, мотивом которой является польза для общества, отвечающий потребности самовыражения себя как личности, творчески относящейся к общему делу. Общественно полезная деятельность не возникает стихийно, она целенаправленно формируется» [14, с. 76]. Анализ определений ОПТ показал, что ключевой характеристикой ОПТ является социально-полезный характер деятельности.
На наиболее актуальные тенденции трудового воспитания современных школьников обращают внимание К.А. Орлов и К.В. Шкуропий, исследователи выявили, что эффективность трудового воспитания повышается, если объединять учебные задания с трудовыми; активно использовать проекты, связанные с созданием продукта, исследованием проблемы или улучшением среды обучения; внедрять виртуальные симуляции и обучающие программы, позволяющие школьникам приобретать практические навыки в безопасной среде; учитывать потребности каждого ребенка и предоставлять детям возможности выбора трудовых проектов и методов обучения; всячески содействовать участию обучающихся в общественных и благотворительных проектах [10].
В современном исследовательском поле внимание сосредоточено на таких видах общественно полезного труда как: самообслуживание, (Е.Н. Белоус, Я.А. Притула, 2022), труд на пришкольном участке (Е.А. Галкина, А.С. Ишкова, 2014), труд в школьных лесничествах (Н.В. Вышегородских, Н.В. Вышегородских, Т.Н. Кочетаева, 2005,), в производственной бригаде (Д.М. Рудьева, Т.М. Зима, 2011; С.Н. Ляпах, 2015); труд в лагере труда и отдыха (Т.И. Митичева, М.А. Матвеева, 2014; Н.А. Голиков, А.Ю. Мясников, 2016). Выделены и такие виды деятельности как работа в трудовых отрядах (Е.И. Комбаров, 2011; В.В. Лущиков, 2014; С.Н. Ляпах, 2016; С.Н. Ляпах, Л.А. Филимонюк, 2016), эколого-просветительская волонтерская деятельность (А.Ю. Гордин, 1977; Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина, 2016; З.У. Колокольникова, М.В. Староверова, Д.Д. Мосинцев, 2021; И.Н. Белых, 2022; Т. Лопатина, С. Михайлова, 2023 и др.). Е.В. Декина добавляет к привычным формам труда игры, акции, фестивали, вызывающие у детей и подростков больший интерес, дающие возможности самовыражения и самоутверждения, повышающие привлекательность трудовой деятельности [7]. Исследователи характеризуют всю совокупность факторов, определяющих дифференциацию волонтёрского движения и на конкретных примерах раскрывают направления волонтёрской деятельности: событийное (В.Н. Козель, 2018; Н.И. Горлова, 2020), патриотическое (В.С. Калинич, О.Ю. Верпатова, 2022), социальное (Ю.С. Белановский, И.В. Ширшова, 2018), спортивное (В.А. Заболоцкий, Ф.Г. Мухаметзянова, 2019), культурное (Е.Н. Барышников, Е.Е. Иванова, 2021; Н.И. Горлова, Д.Т. Маковецкая, 2019), экологическое (Ю.В. Верещак, 2018; О.В. Лылова, 2022), медиаволонтерство (С.В. Ерофеев, 2018).
Анализ данных, собранных исследователями-учеными и педагогами практиками, показал, что наиболее эффективно трудовое воспитание осуществляется в том случае, если обучающиеся планируют свой труд наравне с взрослыми (видят конечную цель своих трудовых усилий); участвуют в самоуправлении; имеют возможность применить свои знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения на практике; трудовые задания предлагаются детям как творческие проекты; объекты труда являются социально значимыми
(т. е. позволяют ощутить полезность своего труда); школьники получают возможность приобрести новые знания и опыт, увидеть результаты труда.
Наиболее подробно с описанием практик, образцами всей необходимой документации в научной, и, особенно, в методической литературе описана организация волонтерской деятельности обучающихся. Так же хорошо проработан в педагогической литературе вопрос работы школьных лесничеств. В источниках даны подходы к организации и содержанию деятельности школьных лесничеств: приводится законодательная и нормативно-правовая база по данному вопросу, описывается реализация сетевой модели взаимодействия школьных лесничеств с профильными организациями, приводятся образцы различных документов для организации школьных лесничеств, календарный план, описаны аудиторные и внеаудиторные занятия с обучающимися.
В широком поле исследований представлены основные формы практик: трудовые акции, события и коллективные творческие дела (КТД), добровольческие и волонтерские проекты, практики в режиме дня общеобразовательной организации и внешкольных событий, недельные и ежедневные трудовые практики детей и воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в образовательной организации и дома (И.П. Иванов, 1989; Н Е. Скрипова, Н.Б. Коржова, 2019; А.К. Лукина, 2022; И.А. Мельничук, 2022). В современных условиях педагогами с успехом применяется технология КТД, разработанная советским педагогом И.П. Ивановым, предполагающая активизацию творческого потенциала и организаторских способностей обучающихся, умения проектировать, планировать, организовывать и анализировать совместную творческую деятельность.
В ходе исследования выявлены принципы организации ОПТ, а именно:
- участие в разнообразных видах ОПТ (как привлекательных, так и не представляющих интереса для некоторых детей) всех обучающихся;
- придание ОПТ общественной значимости, формирующей у школьников чувство ответственности;
- систематичность и преемственность в организации ОПТ, тщательность в выборе объектов, рациональность режима деятельности;
- включение обучающихся во все этапы организации ОПТ наравне с взрослыми, в том числе в планирование результатов, подготовку, организацию, учет, контроль за осуществлением дела, обсуждение полученных результатов;
- создание условий для эффективного взаимодействия в одной команде обучающихся разных возрастов;
- выполнение обучающимися общей задачи, «наличие личностного смысла ее решения; обеспечение равноправных, инициативно-творческих позиций каждого ребенка; непрерывность и усложнение совместной деятельности, которая становится значимой не только для детского коллектива, но и для района, города, всего общества»;
- соблюдение основных закономерностей формирования детского коллектива при организации ОПТ, привлечение к организации ОПТ детских и молодежных общественных объединений [14, с. 77-78].
Организация ОПТ в школе предусматривает трансляцию модели поведения воспитывающим взрослым в совместным с ребенком труде; оказание психологической и профессиональной поддержки при организации трудовой деятельности; привлечение к совместной трудовой деятельности родителей и выпускников общеобразовательной организации, представителей социальных партнеров.
М.А. Шошин, исследуя феномен психологической готовности к труду, выделил ведущие механизмы формирования мотивов - это «процессы осмысления, оценивания, формирования определенного отношения к ходу и результатам труда» [17]. Чтобы ребенок успешно включился в трудовую деятельность необходимо сочетание трех групп мотивов:
- разъяснение цели и перспектив труда (социально-творческие мотивы);
- продуктивное общение со сверстниками в команде (личностно-развивающие мотивы);
- оценка деятельности взрослыми и товарищами, собственная оценка деятельности, обсуждение ценности (для себя и для общества) результатов будущего труда (ценностно-ориентационные мотивы).
Г.Б. Абулкаирова и А.М. Аллагулов выделили педагогические условия, необходимые для воспитания трудолюбия и ответственного отношения к результатам труда:
- труд обучающихся подчиняется задачам обучения и воспитания, цели всех трех видов труда (учебного, ОПТ и производительного) находятся в процессе взаимопроникновения;
- общественная значимость результатов труда не отменяет соблюдение интересов обучающихся;
- трудовая деятельность для ребенка доступна и посильна, цель его достижима, хотя и требует каких-либо умственных или физических усилий;
- требование выполнения взятых ребенком трудовых обязательств, приучение работать систематически и равномерно, поддержание интереса к выполняемому трудовому заданию со стороны взрослых;
- сочетание групповых и индивидуальных форм работы, делегирование каких-либо полномочий детям, контроль качества и сроков исполнения трудового поручения [1, с. 8-9].
Анализ научных источников (В.П. Боровых, 2020; Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина, 2017; И.А. Жеребная, Ю.Г. Осиева, 2023) позволил нам выделить несколько условий эффективной организации ОПТ:
- взаимодействие общеобразовательной организации с социальными партнерами обеспечивает ресурсы и возможности для разнообразия форм и методов трудовой деятельности обучающихся;
- привлечение к организации трудового воспитания детских и молодежных общественных объединений открывает простор для реализации различных форм ОПТ вообще и добровольческой (волонтерской) деятельности в частности;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся помогает соблюдать трудовые традиции, синхронизировать усилия семьи и школы в вопросах трудового воспитания детей и подростков;
- подготовленность педагогов к эффективной организации ОПТ. Т.М. Чурекова и Е.Н. Штогрина рассматривают готовность педагогов к воспитанию ценностного отношения к труду «как сложную систему, включающую в себя три составляющие: мотивационную, теоретическую и практическую» [15, с. 113]. Исследователями в качестве основных показателей готовности педагогов были выделены: «активное участие педагогов в деятельности в рамках образовательного процесса по приобщению обучающихся к общественно полезному труду (мотивационная готовность); знание нормативно-правовых, теоретических и научно-методических аспектов по проблеме воспитания нравственного отношения обучающихся к различным видам общественно полезного труда (теоретическая готовность); умение конструктивно взаимодействовать с младшими школьниками и их родителями с опорой на активные и интерактивные методы и формы воспитательной работы (практическая готовность)» [15, с. 113].
Результаты анализа педагогической, научно-методической литературы и региональных практик трудового воспитания, различных подходов к его организации и имеющегося опыта его реализации могут послужить основой проектирования современной модели трудового воспитания подрастающего поколения с учётом приоритетных задач дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральных (примерных) программ воспитания. Общественно полезный труд должен стать в системе воспитательно-образовательного процесса школы приоритетным направлением и
одним из главных его компонентов, реализуемых через все виды образовательной деятельности: урочную, внеурочную, воспитательную.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абулкаирова, Г.Б. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника / Г.Б. Абулкаирова, А.М. Аллагулов. - Текст : непосредственный // Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве : сб. ст. IV Всерос. метод.-практ. конф., Петрозаводск, 02 сент. 2021 г. - Петрозаводск : Новая Наука, 2021. - С. 6-10.
2. Аллагулов, А.М. Отношение учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности (сравнительный анализ сельских и городских школ) /
A.М. Аллагулов, Г.Б. Сармутдинова. - Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2022.
- № 65. - С. 111-119.
3. Белых, И.Н. Генезис общественно-полезного труда в советской школе Приенисейской Сибири в 1920-е годы: от самообслуживания к социалистическому строительству / И.Н. Белых. - Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. -Т. 7, № 9. - С. 916-921.
4. Болотова, М.И. Философско-педагогические детерминанты создания со-бытийной общности семьи и учреждения дополнительного образования / М.И. Болотова. - Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. -2010. - № 1. - С. 7-13.
5. Боровых, В.П. Сущность традиции трудового воспитания в отечественной педагогике /
B.П. Боровых. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 12. - С. 213-216.
6. Генералова, М.В. Ретроспектива философско-педагогического отношения к труду / М.В. Генералова. - Текст : непосредственный // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2012. - Т. 1. - С. 349-350.
7. Декина, Е.В. Формирование ценностного отношения подростков к труду / Е.В. Декина.
- Текст : непосредственный // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2023. - № 3 (33). - С. 6-10.
8. Макаренко, А.С. О воспитании : [Сборник] / А.С. Макаренко; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-36, В.С. Хелемендик]. - Москва: Политиздат, 1990. - 414 с. - Текст: непосредственный.
9. Митюнова, И.Г. Об изменениях в правовом регулировании вопросов трудового воспитания в системе общего образования / И.Г. Митюнова. - Текст : непосредственный // Новеллы права, образования, экономики и управления 2023 : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Гатчина, 24 нояб. 2023 г. - Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. - С. 354-357.
10. Орлов, К.А. Генезис и современное состояние проблемы трудового воспитания школьников / К.А. Орлов, К.В. Шкуропий. - Текст : непосредственный // Педагогика современности. - 2023. - № 2 (26). - С. 47-52.
11. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 479-ФЗ : принят Гос. Думой 20 июля 2023 г. ; вступ. в силу с 04.08.2023. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040076?ysclid=m18ycqka4x613990226 (дата обращения 29.08.2024). - Текст : электронный.
12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р. - URL: f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 02.09.2024). -Текст : электронный.
13. Слободчиков, В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков. - Текст : непосредственный // Новые ценности образования. - 2010. - Т. 43, № 1. - С. 4-13.
14. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка / Д.И. Фельдштейн. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 69-80.
15. Чурекова, Т.М. Подготовка педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду / Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 3 (27). - С. 111-115.
16. Чурекова, Т.М. Предпосылки приобщения школьников к общественно полезному труду / Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-4 (62). - С. 84-87.
17. Шошин, М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / М.А. Шошин. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 1 (31). - С. 295-300.
18. Штогрина, Е.Н. Общественно полезный труд: ретроспективный анализ и обоснование этапов развития данного социально-педагогического феномена / Е.Н. Штогрина. - Текст : непосредственный // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 3 (37). -С. 85-94.
Информация о финансировании. Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00069-24-03 по теме «Разработка модели трудового воспитания обучающихся и технологии ее реализации в системе образования в целях позитивной социализации обучающихся» 1023120800019-5-5.3.1. Номер для публикаций - IMLY-2024-0004.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Т. С. Борисова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», г. Москва, Россия, e-mail: borisova@institutdetstva.ru.
Ю.Б. Берлянд, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», г. Москва, Россия, e-mail: berlyand@institutdetstva.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
T.S. Borisova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Leading Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, e-mail: borisova@institutdetstva.ru.
Yu.B. Berlyand, Senior Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and education, Moscow, Russia, e-mail: berlyand@institutdetstva.ru.