Научная статья
УДК 338.43
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Андрей Михайлович Билько
Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, г. Хабаровск, Россия;
Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе проанализированы основные подходы к определению аграрной политики и политики поддержки сельскохозяйственных производителей. В большинстве случаев определение аграрной политики дается через определение ее целей, субъекта и объекта. В качестве субъекта агарной политики отечественные авторы называют государство, объектом аграрной политики называют сельское хозяйство и аграрный сектор. Более подробное внимание уделено анализу целей аграрной политики. Также в работе описаны два подхода измерения поддержки аграрного сектора, первый разработан и принят в официальных документах ВТО (Всемирная торговая организация), второй разработан и принят ОЭСР (Организация Экономического сотрудничества и развития).
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, поддержка сельскохозяйственных производителей.
Для цитирования: Билько А.М. Анализ подходов к определению аграрной политики и политики поддержки сельскохозяйственных производителей // Агронаука. 2023. Том 1. № 1. С.204-211.
Original article UDC 338.43
ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DETERMINATION OF AGRICULTURAL POLICY AND POLICY OF SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS
Andrej M. Bil'ko
Economic Research Institute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk, Russia;
Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchebsk, Russia, [email protected]
Abstract. The paper analyzes the main approaches to the definition of agrarian policy and policy to support agricultural producers. In most cases, the definition of agrarian policy is given through the definition of its goals, subject and object. Domestic authors call the state as the subject of agrarian policy, agriculture and the agrarian sector are called the object of agrarian policy. More detailed attention is paid to the analysis of the objectives of agricultural policy. The paper also describes two approaches to measuring support for the agricultural sector, the first one was developed and adopted in the official documents of the WTO (World Trade Organization), the second one was developed and adopted by the OECD (Organization for Economic Cooperation and Development).
Keywords: agriculture, agrarian policy, support for agricultural producers.
For citation: Bil'ko A.M. Analiz podhodov k opredeleniyu agrarnoj politiki i politiki podderzhki sel'skohozyajstvennyh proizvoditelej [Analysis of approaches to the determination of agricultural policy and policy of support of agricultural producers]. Agronauka. - Agroscience. 2023; 1; 1: 204-211. (in Russ.)
© Билько А.М., 2023
2C4 -
В исторической ретроспективе ни одна из современных отраслей экономики не проходила столь долгий и сложный путь становления и развития как сельское хозяйство. От стабильного состояния и развития этой отрасли зависело благополучие государства и общества. Поэтому государство и правящие элиты всегда прибегали к тем или иным механизмам регулирования в сельском хозяйстве, к аграрной политике.
При этом в современной международной практике отсутствует полное единодушие в отношение того, что понимается под аграрной политикой, каковы ее ключевые задачи и методы реализации. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понимает аграрную политику как состоящую из двух частей сельскохозяйственную и продовольственную политику, первая отвечает за защиту интересов производителей, вторая за защиту интересов потребителей [17]. Такой же подход к определению аграрной политики использует и министерство сельского хозяйства США [18], а в Европейском союзе под аграрной политикой принято понимать "Общую сельскохозяйственную политику" [19], целями которой является обеспечение стабильных поставок доступных продуктов питания, защиту доходов фермеров и поддержания жизнедеятельности сельских районов (Таблица 1). В российской практике в качестве целей аграрной политики определяют устойчивое развитие как сельского хозяйства, так и сельских территории. [12]
В отечественной и зарубежной экономической литературе и практике существуют разные подходы к определению аграрной политике. Обзор подходов к определению аграрной политики представлен в таблиах 1 и 2. В большинстве случаев определение аграрной политики дается через определение ее целей, субъекта и объекта. В свою очередь методы и механизмы достижения целей как правило не конкретизируются.
В подавляющем большинстве случаев в качестве субъекта агарной политики отечественные авторы называют государство в той или иной его
ипостаси. Иной подход принят в европейской практики, так Куломб в качестве субъектов аграрной политики называет государство и профессиональные организаций, а в соответствии с "Общей сельскохозяйственной политикой ЕС" субъектом аграрной политики выступает партнерство между сельским хозяйством ЕС и обществом. В этом случае бюрократия как национальная, так и наднациональная, играет роль связующего звена между сельским хозяйством и остальным обществом.
Объектом аграрной политики в большинстве случаем называется сельское хозяйство и аграрный сектор. В тоже время некоторые исследователи понимают его по-другому, а именно как "культурные, социально-правовые и экономические условия жизни сельского населения" (Новичков и Калашников) или "отношения между городом и деревней и в самой деревне" (Милосердов и Мило-сердов). Наиболее расширительная трактовка объекта агарной политики предложена в работе Овчинникова. В соответствии с этим подходом объектом аграрной политики являются сельскохозяйственное производство, потребительский рынок и сельские сообщества. Наиболее примечательно в этом подходе упоминание потребительского рынка, тем самым автор предполагает, что аграрная политика выходит за географические рамки сельских поселений и сельскохозяйственного производства.
Не все исследователи в используемых ими определениях аграрной политики в явном виде формулируют ее цели (Новичков и Калашников; Рядостевя и Подвалов; Овчинников). В тех случаях, когда цели были сформулированы, существуют разные подходы к их определению. Так некоторые исследовали в качестве цели аграрной политики рас-
Цели аграрной политики
ростэффекгивности сельскохозяйсгвенног о производства
Рисунок 1 - Цели аграрной политики
обеспечение продовольственной безопасности страны
социальное развитие сельских территорий
Таблица 1 - Обзор определений аграрной политики
Автор Год Определение аграрной политики
Новичков В.И., Калашников И.Б. 2001 деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социально-правовых и экономических условий жизни сельского населения [8]
Милосердов В.В., Милосердов К.В. 2002 совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное - решение продовольственного вопроса [6]
Буздалов, И.Н 2002 совокупность основополагающих целеустановок политического руководства государства в области социально-экономического развития может называться таковой и содействовать прогрессу в сельском хозяйстве, если ее целью является создание условий, необходимых для достойной жизни прирожденного земледельца, его инициативного творческого труда [3]
Суншев А.А. 2005 комплекс научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, которые предстоит проводить в стране по инициативе государства в целях создания условий для эффективного функционирования и развития агропродовольственного сектора экономики [11]
Воронин Б.А. 2006 деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села [4]
Захарова Е.А. 2011 целенаправленную деятельность государства, позволяющую достичь расширенного воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и продовольственного обеспечения страны посредством использования механизма мультипликации в сельском хозяйстве [5]
Рядостевя Э.М., Подвалов М.Г. 2015 деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики" [10]
Фрумкин Б. Е. 2016 комплекс мер по поддержанию экономической деятельности аграрного сектора и сельских территорий, содействию эффективному функционированию агропромышленного комплекса (АПК), обеспечению населения в достаточном объёме качественными и безопасными продуктами питания. [13]
Буздалов Н.И. 2016 обусловленная объективными закономерностями развития аграрных отношений системы законодательно закрепленных стратегических целеустановок государства по созданию занятым в сельском хозяйстве всех необходимых экономических, технико-технологических и социальных условий для высокопроизводительного труда [2]
Муравьева М.В. 2017 составная часть социально-экономической политики государства и санкционированных им общественно-правовых институтов, включающая меры упорядоченного государственного воздействия на динамичное и эффективное развитие отраслей агропромышленного комплекса и его инфраструктуры, обеспечения продовольственной безопасности страны, повышения уровня жизни сельского населения и развития сельских территорий [7]
Овчинников О.Г. 2019 совокупность принципов, а также совершаемых на их основе действий со стороны государства в отношении сельскохозяйственного производства, потребительского рынка, сельских сообществ, прочих субъектов, как составляющих аграрный сектор экономики, так и обслуживающих его [9]
ФЗ "О развитии сельского хозяйства" 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ 2006 представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. [12]
Общая сельскохозяйственная политика Партнерство между сельским хозяйством ЕС и обществом для обеспечения стабильных поставок доступных продуктов питания, защиты доходов фермеров и поддержания жизнедеятельности сельских районов [20]
сматривают исключительно обеспечение продовольственной безопасности страны (Милосердов и Милосердов). Другие в качестве цели аграрной политики называют социальное развитие сельских территорий (Буздалов) или рост эффективности сельскохозяйственного производства (Суншев). Однако чаще всего авторы совмещают в используемом определении две или три названных цели (Воронин; Захарова; Фрумкин; Муравьева).
Примечательно, но совершено иной подход к определению аграрной политики применяется за рубежом. В ЕС под аграрной политикой понимается - партнерство между сельским хозяйством ЕС и обществом для обеспечения стабильных поставок доступных продуктов питания, защиты доходов фермеров и поддержания жизнедеятельности сельских районов. [20] Сравнивая российскую и зарубежную практику можно констатировать, что в этом определении, как и в России представлены и поддержка сельского хозяйства, и продовольственная безопасность и развитие сельских территорий, но только с ясными и понятными очертаниями. Поддержка сельского хозяйства выражена в поддержки доходов фермеров, продовольственная безопасность отражается как обеспечение стабильных поставок продуктов питания, развитие сельских территорий как поддержание жизнедеятельности сельских районов. Ещё одной очень важной отличительной составляющей в дефиниции определения аграрная политика является включение в нее поддержки потребителей, а именно в определении ЕС прослеживается понятие доступности продуктов питания для общества.
Отметим, что в литературе часто как синонимы используются категории аграрная политика и поддержка сельскохозяйственных производителей. В этом случае рассматривается только одно направление аграрной политики, а именно поддержка сельхоз производства.
Поэтому в нашей работе под аграрной политикой мы будем понимать только один аспект государственной политики, а именно поддержка сельскохозяйственных производителей. В свою очередь поддержка сельскохозяйственных производители будет рас-
«
M S h
5
к о с
к
CS
X
6
£ <
субъект
государство
общество
объект
сельское хозяйство
сельские территории
цель
тродовольственная безопасность
эффективность производства
социальное развитие сельских территорий
Рисунок 2 - Субъект, объект и цель аграрной политики
сматриваться нами как синоним аграрной политики.
Исходя из определения аграрной политики в практики государств и международных организаций складываются определённые системы их оценки. Для описания и классификации мер и инструментов аграрной политики в международной практике используются два подхода, разработанные и приняты в официальных документах ВТО (Всемирная торговая организация) и ОЭСР (Организация Экономического сотрудничества и развития, OECD) соответственно. [14] Эти две системы измерения поддержки аграрного сектора отличаются как целями, для которых они разрабатывались, так и применяемыми методами, и результатами оценки.1
Основной целью системы оценивания поддержки аграрного сектора, разработанной и применяемой ВТО, является контроль за выполнением обязательств, принятыми на себя странами в рамках Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. Соответственно, фокус в оценке связан с разделением всех мер поддержки на меры, вызывающие искажением условий международной торговли, и меры, применение которых не влечёт за собой таких последствий. Непосредственным
1 Более подробно см. Билько А.М., Васильева О.Г. Международная практика реализации аграрной политики: анализ современных тенденций // Ученые записки. Выпуск 3. Проблемы региональной экономической политики: сб. ст. [Электронный ресурс] / под ред. д-ра экон. наук О.М. Прокапало ; Российская академия наук, Дальневосточное отделение, Институт экономических исследований. - Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2017. - С. 20-35.
Таблица 2 - Обзор подходов к определению аграрной политики
>
~1
Т3
0
1
ш
ш
го О го со
о
>
са о
(Л
О ф'
о ф
го о го
со <
о
о
Субъект Объект Цель
продовольственная безопасность рост эффективности производства социальное развитие сельских территорий
Новичков и Калашников, 2001 государство условия жизни сельского населения - - -
Милосердов и Милосердов, 2002 - отношения между городом и деревней и в самой деревне + - -
Буздалов, 2002 государство - - +
Суншев, 2005 государство - + -
Воронин, 2006 государство сельское хозяйство + +
Захарова, 2011 государство сельское хозяйство + + -
Рядостевя и Подвалов, 2015 государство агарный сектор - - -
Фрумкин, 2016 государство + + +
Буздалов, 2016 государство сельское хозяйство - + -
Муравьева, 2017 государство + + +
Овчинников, 2019 государство сельскохозяйственное производство, потребительский рынок, сельские сообщества - - -
ФЗ "О развитии сельского хозяйства" 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ государство - + +
Общая сельскохозяйственная политика партнерство между сельским хозяйством ЕС и обществом + - +
О)
0
1
о
X ш
2 ф
I ф
* ф
I
ч
ш >
7ч
о о
15
о
ш
15
о.
ш
15 ш
со ф
3 ф
15
ф
ш со
о
13'
о.
с
(Л
о о
ф
X
результатом применения этой системы являются ежегодные уведомления, подготавливаемые странами-участницами соглашения с оценкой выполнения принятых на себя обязательств.
Основным критерием, положенным в основу классификации ОЭСР, является получатель трансферта, возникающего в результате применения мер аграрной политики, а именно: потребители сельскохозяйственной продукции, отдельные производители сельскохозяйственной продукции или аграрный сектор в целом. В соответствии с этим критерием все меры аграрной политики делятся на три группы: меры, по поддержке отдельных производителей; меры, по поддержке всего аграрного сектора через оказание общих услуг сектору; меры, по поддержке потребителей.
Соответственно, оценка этих групп мер осуществляется на основе показателей:
- оценка поддержки производителей (PSE, Producer Support Estimate),
- оценка поддержки общих услуг (GSSE, General Services Support Estimate),
- оценка поддержки потребителей (CSE, Consumer Support Estimate) [15].
PSE отражает годовую денежную стоимость валовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков к сельскохозяйственным производителям, измеренную на уровне отдельных производителей, в результате мер аграрной политики, независимо от их характера, целей или воздействия на сельскохозяйственное производство или доход. Это показатель в свою очередь включает в себя следующие подгруппы [15]:
- поддержка, основанная на выпуске продукции, в т.ч. поддержка рыночной цены (MPS, market price support2);
- выплаты в соответствии с объёмом использованных ресурсов, в т.ч. формированием и использованием оборотного и основного капитала;
- платежи, связанные с текущей площадью /поголовьем животных / доходами / прибылью производителя и обусловленные производством сельскохозяйственной продукции;
- платежи, связанные не с текущей площадью/поголовьем животных/ доходами/ прибылью производителя, а с нормативными показателями или показателями прошлых лет, но обусловлены производством
сельскохозяйственной продукции;
- платежи, связанные не с текущей площадью/поголовьем животных / доходами / прибылью производителя, а с нормативными показателями или показателями прошлых лет и не обусловлены производством сельскохозяйственной продукции;
- платежи, не связанные с выпуском продукции (нетоварные критерии);
- прочие платежи, т.е. трансферты, получаемые сельхозпроизводителями от налогоплательщиков, которые не могут быть отнесены к другим категориям [15].
Оценка поддержки общих услуг (GSSE, General Services Support Estimate) отражает годовую денежную стоимость валовых трансфертов на общие услуги, предоставляемые сельскохозяйственным производителям коллективно, возникающие в результате реализации мер аграрной политики. В состав GSSE входят расходы на научные исследования, образование, инспекционные услуги, финансирование контрольных и надзорных структур в области сельскохозяйственного производства, маркетинг, расходы на развитие инфраструктуры и др. [15].
Оценка поддержки потребителей (CSE, Consumer Support Estimate) представляет собой оценку годовой денежной стоимости валовых трансфертов к /от потребителей сельскохозяйственных товаров, в результате реализации мер аграрной политики, независимо от их характера, целей или воздействия на потребление сельскохозяйственной продукции. CSE включает трансферты производителям от потребителей, другие трансферты от потребителей, трансферты потребителям от налогоплательщиков и др. [15].
Сумма по всем трём показателям PSE, GSSE и CSE даёт оценку общего объёма поддержки (TSE, Total Support Estimate), предоставляемой в результате реализации агарной политики. TSE отражает годовую денежную стоимость всех трансфертов от налогоплательщиков и потребителей, обусловленная мерами аграрной политики, которые направленны на развитие сельского хозяйства, за вычетом связанных бюджетных поступлений независимо от их целей и последствий для сельскохозяйственного производства и доходов или потребления сельскохозяйственной продукции [15].
Подводя небольшой итог стоит отметить, что исходя из анализа определения аграр-
2 В отличие от методологии ВТО, ОЭСР оценивает MPS как разницу между внутренней рыночной ценой сельхозпроизводителя и ценой на границе при экспорте или импорте умноженную на объем производства.
ной политики видно, что как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе и практике подходы к проведению агарной политики не однородны. Единствен-
ное, на международном уровне определены единые подходы к оценки уровня аграрной политики в странах членах ВТО и ОСЭР.
Список источников
1. Билько А.М., Васильева О.Г. Международная практика реализации аграрной политики: анализ современных тенденций // Ученые записки. Выпуск 3. Проблемы региональной экономической политики: сб. ст. [Электронный ресурс] / под ред. д-ра экон. наук О.М. Прокапало; Российская академия наук, Дальневосточное отделение, Институт экономических исследований. - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2017. - С. 20-35.
2. Буздалов, И. Н. О фундаментальных основах аграрной политики / И. Н. Буздалов // Агропродо-вольственная политика России. - 2016. - № 1(49). - С. 2-12.
3. Буздалов, И.Н. Аграрная политика и крестьянство/ И.Н. Буздалов // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. -560 с.
4. Воронин Б.А. Аграрная политика Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2006. № 4. С.47-50
5. Захарова, Е.А. АТЭС и сельское хозяйство России: проблемы и перспективы развития // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 137-139.
6. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России - XX век. - М.: [б. и.], 2002. - 543 с.
7. Муравьева М.В. Аграрная политика учебное пособие для студентов магистратуры направления подготовки 38.04.02 "Менеджмент" очной и заочной формы обучения / Муравьева М.В. - Саратов: ООО "Центр социальных агроинноваций СГАУ", 2017. - 85 с.
8. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: учеб. пособие. - М.: Маркетинг, 2001. - 288 с.
9. Овчинников О.Г. Аграрная политика государства в России и США: сравнительный анализ // США & Канада: экономика, политика, культура 2019. № 49 (12). С.7-21
10. Рядостевя Э.М. Основы аграрной политики: учебное пособие / Э.М. Радостева. М.Г. Порвадов. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. 2015. - 94с.
11. Суншев А.А. Агропродовольственная политика: проблемы и пути решения. Ставрополь: Сервис-школа. 2005. 232 с.
12. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ
13. Фрумкин Б.Е. Аграрная политика // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/economics/text/4128270. Дата обращения: 21.08.2022
14. Effland A. Classifying and Measuring Agricultural Support: Identifying Différences Between the WTO and OECD Systems // United States Department of Agriculture. Economic Information Bulletin No. (EIB-74), March 2011 [https://www.ers.usda.gov/webdocs/publications/44536/7576_eib74.pdf?v=41055. Дата обращения: 25.06.2022]
15. OECD'S Producer Support Estimate and Related Indicators of Agricultural Support. Concepts, Calculations, Interpretation and Use (The PSE Manual). OECD, 2010. [http://www.oecd.org/tad/agricultural-policies/41121738.pdf. Дата обращения: 19.06.2022]
16. https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies_en Дата обращения: 21.08.2022
17. https://www.oecd.org/agriculture/topics/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation/ Дата обращения: 21.08.2022
18. https://www.ers.usda.gov/agriculture-improvement-act-of-2018-highlights-and-implications/ Дата обращения: 20.08.2022
19. https://ec.europa.eu/germany/news/20210114-reform-agrarpolitik_de Дата обращения: 20.08.2022
20. https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies_en Дата обращения: 20.08.2022
References
1. Bil"ko A.M., Vasil"eva O.G. Mezhdunarodnaya praktika realizacii agrarnoj politiki: analiz sovremenny"x tendencij // Ucheny"e zapiski. Vy"pusk 3. Problemy" regional"noj e"konomicheskoj politiki: sb. st. [E"lektronny"j resurs] / pod red. d-ra e"kon. nauk O.M. Prokapalo; Rossijskaya akademiya nauk, Dal"nevostochnoe otdelenie, Institut e"konomicheskix issledovanij. - Xabarovsk: IE"I DVO RAN, 2017. - S. 20-35.
2. Buzdalov, I. N. O fundamental"ny"x osnovax agrarnoj politiki / I. N. Buzdalov // Agroprodovol"stvennaya politika Rossii. - 2016. - № 1(49). - S. 2-12.
3. Buzdalov, I.N. Agrarnaya politika i krest"yanstvo/ I.N. Buzdalov // Vlast", biznes i krest"yanstvo: mexanizmy" e"ffektivnogo vzaimodejstviya. - M.: E"nciklopediya rossijskix dereven", 2002. - 560 s.
4. Voronin B.A. Agrarnaya politika Rossijskogo gosudarstva // Agrarny"j vestnik Urala. 2006. № 4.
S.47-50.
5. Zaxarova, E.A. ATE"S i sel"skoe xozyajstvo Rossii: problemy" i perspektivy" razvitiya // Nikonovskie chteniya. 2011. № 16. S. 137-139.
6. Miloserdov V.V., Miloserdov K.V. Agrarnaya politika Rossii - XX vek. - M.: [b. i.], 2002. - 543 s.
7. Murav"eva M.V. Agrarnaya politika uchebnoe posobie dlya studentov magistratury" napravleniya podgotovki 38.04.02 "Menedzhment" ochnoj i zaochnoj formy" obucheniya / Murav"eva M.V. - Saratov: OOO "Centr social"ny"x agroinnovacij SGAU", 2017. - 85 s.
8. Novichkov V.I., Kalashnikov I.B., Novichkova V.I. Agrarnaya politika: ucheb. posobie. - M.: Marketing, 2001. - 288 s.
9. Ovchinnikov O.G. Agrarnaya politika gosudarstva v Rossii i SShA: sravnitel"ny"j analiz // SShA & Kanada: e"konomika, politika, kul"tura 2019. № 49 (12). S.7-21
10. Ryadostevya E".M. Osnovy" agrarnoj politiki: uchebnoe posobie / E".M. Radosteva. M.G. Porvadov. -Perm": Izd-vo FGBOU VPO Permskaya GSXA. 2015. - 94s.
11. Sunshev A.A. Agroprodovol"stvennaya politika: problemy" i puti resheniya. Stavropol": Servis-shkola. 2005. 232 s.
12. Federal"ny"j zakon "O razvitii sel"skogo xozyajstva" 29 dekabrya 2006 g. N 264-FZ
13. Frumkin B.E. Agrarnaya politika // Bol"shaya rossijskaya e"nciklopediya. E"lektronnaya versiya (2016); https://bigenc.ru/economics/text/4128270. Data obrashheniya: 21.08.2022
14. Effland A. Classifying and Measuring Agricultural Support: Identifying Differences Between the WTO and OECD Systems // United States Department of Agriculture. Economic Information Bulletin No. (EIB-74), March 2011 [https://www.ers.usda.gov/webdocs/publications/44536/7576_eib74.pdf?v=41055. Data obrashheniya: 25.06.2022]
15. OECD'S Producer Support Estimate and Related Indicators of Agricultural Support. Concepts, Calculations, Interpretation and Use (The PSE Manual). OECD, 2010. [http://www.oecd.org/tad/agricultural-policies/41121738.pdf. Data obrashheniya: 19.06.2022]
16. https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies_en Data obrashheniya: 21.08.2022
17. https://www.oecd.org/agriculture/topics/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation/ Data obrashheniya: 21.08.2022
18. https://www.ers.usda.gov/agriculture-improvement-act-of-2018-highlights-and-implications/ Data obrashheniya: 20.08.2022
19. https://ec.europa.eu/germany/news/20210114-reform-agrarpolitik_de Data obrashheniya: 20.08.2022
20. https://ec.europa.eu/info/food-farming-fisheries/key-policies_en Data obrashheniya: 20.08.2022
Информация об авторах Information about the authors
А.М. Билько - мл. науч. сотр.; ст. преподаватель Bilko A.M. - Junior Researcher; Senior Lecturer
Статья поступила в редакцию 06.02.2023; The article was submitted 06.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; approved aftee reviewing 01.03.2023; принята к публикации 15.03.2023 accepted for publication 15.03.2023