Научная статья на тему 'Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися'

Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2181
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ДРУГ НА ДРУГА / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / INTERPERSONAL INTERACTION / COMMUNICATION / JOINT ACTIVITY / THE IMPACT OF ACTORS ON EACH OTHER / JOINT ACTIVITIES / COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корытова Галина Степановна, Черкасова Ольга Александровна

В статье представлен аналитический обзор подходов к проблеме педагогического взаимодействия. Раскрыта специфика понятий «взаимодействие» и «общение», рассмотрен категориальный статус феномена «педагогическое взаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with analysis of approaches to pedagogical interaction. Specificity of the concepts of "interaction" and "communication" is found out. Categorical status of pedagogical interaction is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися»

Г.С. Корыт ова,

доктор психологических наук, доцент, Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

О.А Черкасова,

Восточ но-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

С УЧАЩИМИСЯ

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO RESEARCH OF PEDAGOGICAL INTERACTION PROBLEMS BETWEEN TEACHER AND STUDENTS

В статье представлен аналитический обзор подходов к проблеме педагогического взаимодействия. Раскрыта специфика понятий «взаимодействие» и «общение», рассмотрен категориальный статус феномена «педагогическое взаимодейстие».

The article deals with analysis of approaches to pedagogical interaction. Specificity of the concepts of "interaction" and "communication" is found out. Categorical status of pedagogical interaction is considered.

В настоящее время заметно возрос научный интерес педагогов и психологов к проблеме педагогического взаимодействия преподавателей с учащимися в средней школе. Это обусловлено тем обстоятельством, что от решения данной проблемы в значительной степени зависит даль -нейшее совершенствование учебного процесса и его педагогическая эффективность.

На современном этапе существует необходимость в повышении эффективности педагоги -ческого взаимодействия. Неразработанность психологической теории относительно понятия педагогического взаимодействия требует даль -нейшего теоретического анализа. Рассмотрение проблемы педагогического взаимодействия осложняется различием трактовок понятий «взаи -модействие» и «общение». Разнообразие взгля-дов исследователей на проблему педагогическо -го взаимодействия показывает, что категориальный статус самого понятия «педагогическое взаимодействие» до конца не определен.

В современных условиях, когда главной задачей образования является обеспечение разностороннего развития личности, способной к ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, одним из ведущих направлений профессиональной работы педагога выступает создание условий для личностного роста учащихся. В данной связи особое значение приобретает проблема организации и осуществления личностноориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которое выступает как своеобразное пространство реализации личностных и деятельностных контактов педагога и учащихся, как сфера их сотрудничества, сотворчества.

В.И. Клинг, С.В. Кондратьев, Е.Л. Федотова и некоторые другие исследователи отмечают, что

взаимодействие педагога с учащимися является важнейшим структурным элементом педагогиче -ской деятельности, что в значительной степени определяет эффективность процесса обучения и воспитания [1, 2, 3]. Успешное педагогическое взаимодействие является основой эффективной профессииональной деятельности преподавате-ля. Взаимодействие с учащимися в педагогиче -ских целях играет важную роль в социализации учащегося, в его личностном развитии. Поэтому для более успешного осуществления процесса обучения и воспитания необходимо проанализировать подходы к исследованию педагогического взаимодействия.

Подходы к проблеме взаимодействия в отечественной психологии с 50-х гг. XX в. рассматриваются через понятие «общение» (В.В. Давыдов, В.И. Зинченко, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, И .С. Кон,

A.А. Леонтьев и др.). В 70-х годах педагогическое взаимодействие начинает исследоваться путем изучения классных коллективов (Н. И. Березовин,

B.В. Богословский, Я. Л. Коломинский, С.В. Кондратьев и др.). Отечественные психологи Б.Г.

Ананьев, А.А. Бодалев, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин и другие, рассматривая процесс обучения, отмечают, что важно изучать особенности субъекта обучения и механизмы, влияющие на эффективность учебной деятельности.

Аналитический обзор изученной литературы, учитывая разнообразие взглядов на данную проблему, определяет подходы к рассмотрению понятия «общение».

Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым понятие «общение» рассматривается как общественные отношения [4,5].

М.С. Каган, А.А. Леонтьев отмечают, что общение, являясь деятельностью, способствует

образованию контакта между субъектами, в результате которого осуществляется эмоциональный обмен [6,7].

Г.М. Андреева, АА. Бодалев, Р.Л. Кричевский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др. выделяют об-

щение как процесс воздействия субъектов друг на друга, в результате которого устанавливается взаимная обусловленность и связь[4, 5, 7, 8, 9].

В основу общения Л . С. Выготс кий, В. Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн и др., ставят обмен информацией, применение коммуникативных средств и механизмов. Целью общения является установление взаимопонимания и обмен чувст-вами, мыслями социальными ценностями и т. д.

Исследования на современном этапе показывают, что совместная деятельность в учебном процессе происходит в межличностном взаимодействии. Неэффективное педагогическое взаимодействие ведет к низкому уровню получения знаний, проявлению конфликтности в ученическом коллективе, что, в свою очередь, ведет к слабой успеваемости и созданию проблем в развитии личности. Эффективное педагогическое взаимодействие обеспечивает высокий уровень успеваемости, расширение кругозора в растущем потоке научной информации и личностный рост учащихся. Поэтому отмечается необходимость эффективного педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися, способствующего проявлению взаимной активности, сотрудничества и сотворчества.

М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин рассматривают межличностное взаимодействие как взаимный контакт субъектов деятельности, прояв-ляющийся в различной форме (непосредственной, опосредованной, пролонгированной и сиюминутной), направленный на достижение определенных целей, что в последующем приводит к активизации умственной активности и совершенствованию поведения, мировоззрения, структуры взаимоотношений [3].

Исследуя проблему межличностного взаимодействия , влияющую на эффективность обучения, личностное воспитание, К. А. Абульханова -лавская, В .С. Агеев, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Г.Т. Хайруллин и другие психологи отмечают необходимость организации эффективного общения. Особое внимание И.А. Зимняя, Е.Л. Фе -дотова, Л.Б. Фишкова, Г.Т. Хайруллина, И. В. Хитрова уделяют взаимодействию педагога с учащимися. При этом взгляды на проблему педагогического взаимодействия О.А. Верхози-ной, Т.В. Сенько и других исследователей рассматриваются вне учебного процесса.

Понятие «общение» в процессе обучения стало подробно изучаться как предмет исследования относительно недавно — в 70—80-е гг. ХХ века. Общение первоначально возникает в виде совместного действия в социальной среде и только позже приобретает подлинно психологические особенности, становясь самостоятельным видом деятельности. В научной литературе понятие «общение» формулируется по-разному, при этом основная часть определений связана с передачей знаний,

определенной информации в процессе взаимодействия между субъектами общения.

Также отмечается разнообразие взглядов Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана и др. на определение понятия «общение». С философской точки зрения взаимодействие рассматривается как категория, способная отражать воздействие субъектов друг на друга, обусловленность их деятельности, социальных взглядов, особенностей межличностных контактов, возникающих в процессе взаимодействия [6, 10, 11].

В психологии взаимодействие рассматривается в виде процесса воздействия субъектов друг на друга в непосредственной и опосредованной формах, способствующего возникновению вза-имной обусловленности и связи. Каждый субъект , вступая во взаимодействие с другим субъектом, является причиной и следствием влияния, что способствует изменению объектов и их структур. По мнению М.И. Дьяченко, Д.А. Кан -дыбовича, субъект может познать особенности объекта в процессе взаимодействия с другими объектами [12].

Рассматривая взаимодействие можно утверждать, что данный процесс предполагает контакт двух и более субъектов. А А. Леонтьева, описывая взаимодействие, выделяет его особенность в мире живой материи: «жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Поэтому чем совершеннее уровень развития «тел», тем, соответственно, выше уровень взаимодействия по сложности. Взаимодействие А А. Леонтьев рассматривает как совместную деятельность субъектов, направленную на достижение общих целей и результатов в процессе выполнения важных задач и разр ешения про блемы [7].

Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психо -логов: В .С. Агеева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А. И. Донцова, Н .Г. Кругло -вой, Б .Ф. Ломова, В. Н. Мясищева и др. В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения. В работах А.А. Бодалева, Н .С. Дежнико -вой категории «общение» и «взаимодействие» рассматриваются как равные по смыслу. Раскры -вая понятие «взаимодействие», А.А. Бодалев отделяет понятия «межличностное взаимодейст -вие» и «деятельность», оперируя тем, что и межличностное взаимодействие, и деятельность осуществляются в процессе контакта субъектов друг с другом, а такие понятия, как «общение» и «взаимодействие», рассматривает как тождест-венные [5]. При таком подходе отсутствует чет -кое разделение категорий «общение» и «взаимодействие», поэтому существует объективная не -обходимость рассмотрения межличностного взаимодействия как самостоятельной категории.

А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. признают, что благодаря взаимодействию достигается приспособление действий одного человека к действиям другого, общность в пони -мании ситуации, смысла работы и солидарности между ними. Взаимодействие как форма контак -

тов и взаимовлияния людей в процессе совместной работы может быть преходящим и устойчивым, личным и общественным.

Г.М. Андреева, Р.Л. Кричевский, А.А. Ле-онтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов считают, что общение непосредственно обеспечивает взаи-модействие [4, 8, 7, 9, 13]. Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская рассматривают взаимодейст-вие как единицу совместной деятельности, включающую в себя инструментальные (дея-тельностные) и аффективно -коммуникативные (общенческие) компоненты, и отмечают, что реализация совместной деятельности преду-сматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга (обмен действиями, обмен информацией). Рассматривая отношения взаимодействия и об -щения, Б .Ф. Ломов утверждает, что общение

выступает как специфическая форма взаимодействия с другими людьми, как взаимодейст -вие субъектов, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. Об -щение, с одной стороны, выступает как условие социализации личности; с другой стороны — через общение проявляется динамика взаимоот -ношения личности с окружающим [9].

Рассматривая понятия «взаимодействие» и «общение» А.А. Леонтьев разделяет их, выделяя общение как категорию, обеспечивающую взаи -модействие, а взаимодействие — совместную деятельность. Общение он рассматривает как важную составляющую в обеспечении коллек-тивной деятельности. Процесс общения представляется сложным по содержанию, состоящим из «деятельности — взаимодействия — общения

— контакта». Продуктивность общения зависит от хорошо налаженного взаимодействия, обще -ние зависит от деятельности, которая определяет само понятие « общение » за счет передачи информации о деятельности, так как взаимодейст -вие, по его мнению, является главенствующим звеном любой деятельности [7].

Н.Н. Обозов раскрывает понятие «общение» как особенную форму взаимодействия, при этом отмечает, что возможность взаимодействовать субъектов друг с другом может осуществляться через поведение субъектов при реализации совместной деятельности [13]. В.В. Знаков, раскрывая общение, использует понятие «взаимодействие» как более широкое понятие. Общение, как отмечает автор, это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (при -вязанности или, наоборот, неприязни). Этой точки зрения относительно взаимодействия придерживаются зарубежные ученые. М. Аргайл, на -пример, взаимодействие в структурном отношении рассматривает как процесс, который скла -дывается из физического контакта, совместного действия и духовного вербального или невербального информационного контакта.

По мнению А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского, общение обязательно имеет или, во вся -ком случае, предполагает некоторый результат

— изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. А.В. Петров -ский, М.Г. Ярошевский отмечают, что общение

— более широкое понятие, чем «межличностное взаимодействие», и подчеркивают изменение поведения и деятельности в процессе межличностного взаимодействия.

Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Л .Д. Столярен-ко отмечают три взаимовлияющие стороны общения: перцептивную, коммуникативную и ин -терактивную. Перцептивность направлена на восприятие и оценивание субъектами друг друга, самого себя и социального окружения. Коммун-никативность личности заключается в том, что она сознательно ориентируется на понимание окружающими людьми действий, совершаемых ею в процессе общения. Интерактивность определяется эффективностью взаимодействия субъектов в межличностном общении. Г.М. Андреева отмечает, что взаимодействие отличает наряду с обменом информацией организация обмена действиями и планирование совместной деятельно -сти [4]. Взгляд на данный вопрос подводит к то -му, что понятия «общение» и «взаимодействие» не тождественны, составной частью взаимодей -ствия является общение.

Различные взгляды исследователей на проблему педагогического взаимодействия отража -ются в том, что понятия «общение» и «взаимодействие» или рассматриваются как тождествен -ные (синонимичные), или при раскрытии дефи -ниции «общение» используется понятие «взаи-модействие» как более широкое, или, наоборот, «взаимодействие» рассматривается как более узкое понятие.

Обобщая подходы к исследованию проблемы педагогического взаимодействия, можно констатировать, что эта проблема осложняется различием трактовок понятий «взаимодействие» и «общение». На наш взгляд, взаимодействие — более широкая категория по отношению к общению. Взаимодействие включает в себя общение и определяется как непосредственное и опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее взаимную обусловленность их поступков и социальной направленности, изменение системы потребностей, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия.

А.А. Реан, Е.Л. Федотова педагогическое общение рассматривают как один из видов общения, который отличают общие особенности и специфические, присущие образова-тельному процессу. Авторы отмечают, что благодаря общению совместная деятельность субъектов образования совершенствуется. Это ведет к установлению новых контактов на основе совместного педагогического взаимодей -ствия [2]. Педагогическое взаимодействие В .А.

Кан-Калик рассматривает как осознанное спланированное взаимодействие педагога и учащегося, в основе которого лежит информи -рованность, эффективность организации вос-питательных мероприятий и применения ком -муникативных средств [14].

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися (на уроке и вне его), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (АА. Леонтьев).

Характеризуя педагогическое взаимодейст -вие, Е. Л. Федотова особо отмечает, что взаимодействие педагога и учащихся ориентировано не на сиюминутный, а на отсроченный во времени воспитательный результат, связанный с глубинными изменениями в каждой из контактирующих сторон, с содействием их сознательному саморазвитию, личностному преобразованию и усовершенствованию. В этой связи главной задачей педагога становится возвышение, «облаго -раживание» взаимодействия и выработка у учащихся своего отношения к среде, окружающим людям и обстоятельствам. В этом заключается целевая направленность педагогического взаи -модействия. Специфика педагогического взаи -модействия и отличие от других социальных контактов проявляется, прежде всего, в преобла -дании элемента обогащения и личностного роста участников над элементом обмена.

Таким образом, Е.Л. Федотова считает, что педагогическое взаимодействие — это социально обусловленный и личностно значимый способ реализации межличностных и деятельностных контактов воспитанника и воспитателя (при направляющей роли последнего). В результате подобных контактов осуществляется осознанное развитие учащегося и происходит дальнейший личностно-профессиональный рост педагога, а также наблюдается укрепление их общности и возвышение отношений. Специфика педагогиче -ского взаимодействия видится как раз в том, что в процессе обучения происходит не просто обмен «информацией, действиями, эмоциями», а своего рода «обмен с приращением», «обмен с профицитом». Подобный обмен позволяет обогащать внутренние потенциалы и практический опыт каждой из сторон, влиять на состояние их общности и характер складывающихся между ними взаимоотношений. Именно в педагогиче -ском взаимодействии взаимообогащающий обмен внутренними потенциалами осуществляется целенаправленно и систематически [2].

Характер педагогического взаимодействия детерминируется наряду с другими факторами, существующими социальными условиями, сложившейся системой общественных отношений, уровнем развития общества в целом. Оно отражает в себе основные связи и зависимости, присущие социальным контактам, которые вместе с тем находят

во взаимодействии педагога и учащихся свое спе -цифическое преломление.

Педагогическое взаимодействие нами рассматривается как организованная, спланированная совместная деятельность педагога и учащихся, в результате которой выделяются взаимосвязанные стороны общения, направленные на достижение совместных целей, результатов, способствующие решению значимых задач. Подобная совместная деятельность является условием оптимизации обучения и развития личности учащихся, а также лично стно -пр офес сионального роста.

Обобщая различные подходы исследователей к проблеме педагогического взаимодействия, можно сделать вывод о том, что эта проблема является актуальной в настоящее время. Разнообразие взглядов исследователей на проблему педагогического взаимодействия подтверждает, что имеются посылки к дальнейшей разработке данной категории, обусловленные процессами, связан -ными с реформой современного образования. Исходя из этого, можно констатировать, что существует необходимость дальнейшего обоснования категориального статуса понятия «педагоги -ческое взаимодействие», его опытно-экспе -риментального исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клинг В.И. Специфика педагогического взаимодействия преподавателя и студента в лингвистической среде // Вестник Оренбург -ского государственного университета. — 2002.

— № 8. — С. 19—22.

2. Федотова Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. — 80 с.

3. Кондратьев С. В. Типическое особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 130—137.

4. Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие. — М.: Академия, 1987. — 263 с.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Издательство Московского университета, 1982. — 200 с.

6. Каган М.С. Философская теория ценности.

— СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. — 351 с.

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.

9. Ломов. Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — С. 106—123.

10. Ананьев. Б .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

11. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 63 с.

12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бовича. — Минск.: Харвест, 2007. — 573 с.

13. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград: ЛГУ, 1979. — 152 с.

14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.— 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.